Что нового стиль рококо добавил к барокко. Ампир, барокко, рококо и готика: общие черты и отличия

Все о печах и дымоходах

Предшествующий барокко Ренессанс был стилем строгим, напоминающем античность. Биржа (la Lonja) в Сарагосе. 1541-1551 гг. Арагона. Стиль Ренессанс.

Ренессанс и барокко

Искусство Ренессанса, как считали исследователи архитектуры, выродилось, было вытеснено новым стилем. Начало барокко было заложено еще при высоком Ренессансе. В Риме этот период эпохи Возрождения не перешел в позднюю стадию, его высший расцвет стал началом зарождения нового стиля. Барокко от Ренессанса отличалось отсутствием образцов, этот стиль строился на том, что отрицал все элементы античности и готики. Появились принципиально новые каноны красоты, которые до той поры не использовались в архитектуре, которые называли «своеобразными», «причудливыми», «нарушавшими правила». В это время зодчие воспевали бесформенность, излишество, злоупотребление декором, изогнутые пространства. Зарождение барокко в Ренессансе начинается с постепенной пропажи интереса к античности, исследователи это связывают с уходом из жизни Рафаэля. Преклонение перед искусством древних переросло в уважение к традициям. Отклонения от классических норм некоторые искусствоведы того времени оправдывали тем, что и в древности архитекторы «позволяли себе вольности» (Трактат об искусстве «Trattato dell"arte». автор Ломаццо). Исследователи связывают имя Микеланджело с новшествами, которые пришли в архитектуру на высшей точке развития Ренессанса. Он считался порвавшим узы традиций - об этом писал Вазари. Сам Микеланджело признавал, что никогда греки и римляне не могли достичь тех вершин, которого достиг он при проектировании церкви Сан Джованни деи Фьорентини

Джорджо Вазари (Giorgio Vasari; Аретино, 1511 - 1574 гг.) — итальянский архитектор и живописец, стоял у истоков науки искусствознания. Автор "Le Vite de"più eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" -«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Строительство церкви Сан Джованни деи Фьорентини началось при папе Льва Десятого, из рода Медичи. Был проведен конкурс на лучший проект этой церкви, и главным архитектором стал Антонио да Сангалло Младший. После захвата Рима Карлом Пятым, в 1527 году, строительство остановлено. В 1559 г Микеланджело предложил свой проект, однако он не был утвержден, и строительство продолжили другие архитекторы.

Церковь Сан Джованни деи Фьорентини (начало строительства 1509 г. - окончание - начало 17 в.)

Вилла Юлия III - вилла Джулия - расположена в предместьях Рима на месте сада, окружающего летнюю резиденцию Папы Римского Юлия III. Над ее проектом трудились - Микеланджело, Джорджио Васари и Бартоломео Аманатти. Строительство вел архитектор Джакомо Бароцци да Вигнола (1551 - 1555 гг.)

Вазари в описании плана фасада виллы Юлия III * писал о том, что идеи Микеланджело, который наряду с другими архитекторами, работал над строительством, необыкновенны и новы, не подчиняются принятым архитектурным законам. Барокко от Ренессанса отличается живописностью. Античные храмы с их строгими формами выглядят однообразно. Живописная архитектура барокко основана на иллюзии движения. Живописность барокко позволяет за счет света и тени частям фасада казаться приближенными или удаленными, что и создает эффект движения. В Ренессансе форма сооружения образовывалась линейными поверхностями, в барокко основные формообразующие элементы: свет и тени, возникающие на фасадах сложной изогнутой формы. Линейность Возрождения позволяет охватить все сооружение в целом, в барокко же движение, создаваемое светом и тенью, сглаживает контур, увлекая взгляд постоянной переменчивостью. Исчезают грани, заменяясь плавным переходом от поверхности к поверхности. Плоскость в Ренессансе заменяется в барокко выпуклостями и вогнутостью, ритмичность - случайностью расположения. Для создания впечатления движения ось симметрии фасада тоже смещается.

Образец южно-итальянского барокко базилика Санта Кроче в Лечче (Basilica di Santa Croce (Lecce). Алулия. Италия. 1549-1679 гг. Строительство фасада начал зодчий Габриэле Рикарди, а закончил работы по строительству архитектор Цингарелло.

Виллу начали возводить в 1520-е гг. по заказу будущего папы Павла III. Возглавлял строительство младший Сангалло. После перерыва строительство возобновилось при кардинале А. Фарнезе. С 1559 по 1573 гг. над виллой трудился архитектор Виньола. План здания - пентаграмма. Внутри находится внутренний круглый двор.

От барокко Ренессанс отличался и разницей зрительного восприятия. В Ренессансе архитектура отражала спокойствие и величие своими правильными пропорциями и соотношениями размеров. Барокко привлекает, рождает воображение, изумление, восхищение и напряжение благодаря искажению пропорций и крупному масштабу. Увеличивается длина фасадов, высота окон, дверных проемов, декор. Первыми образцами становятся дворец Фарнезе в Пьяченце, вилла Фарнезе в Капрароле архитектора Виньолы.

Вилла Фарнезе в разрезе. Гравюра из «Курса архитектуры» Ш. Д’ Авилера.1691г. Париж.

Фасад виллы Фарнезе в Капрароле.

Главная церковь ордена иезуитов - церковь Иль Джезу - первое сооружение в стиле барокко. В 1577 г. К. Борромео издал «Наставления», в которых призвал архитекторов строить храмы в виде креста. Но еще до его высказываний Виньола создал Иль Джезу (1568-1575 гг.) с крестовым планом. Но главным в этом сооружении стал новый принцип формообразования. В немалой степени развитию нового подхода к строительству храмовых сооружений способствовали решения Триденского собора (Тридентский собор в 1545-1563гг. рассматривал вопросы католического вероучения, дисциплины в рамках религии, уделял большое внимание привлечению верующих к службам).

Ярким примером барокко стал собор Святого Петра в Ватикане, масштаб которого несовместим с сооружениями прошлого. Здания барокко визуально тяжелы, они становятся шире, чем в предыдущих стилях. Фасады удлиняются и расширяются, фронтоны опускаются, что еще больше подчеркивает тяжесть и приземленность сооружений. Завиток присутствует в разных частях фасада, в том числе и на фронтоне. Примером может служить церковь Иль Джезу. Образцом Иль Джезу явилась церковь Сант Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea) 15 в., архитектора Альберти.

Сант Андреа в Мантуе. 15 век. архитектор Альберти.

Фасад церкви Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù. Церковь во святое имя Иисуса. 1568-1575 гг. Архитектор Виньола).

Фризы и цоколь в барокко становятся крупнее. Все линии плавно переходят одна в другую, исключаются углы. Стены фасада барокко в отличие от Ренессанса получают плавно изогнутую плоскость за счет выступов, колонн, пилястр. Колонны соединены со стеной со свободной частью в четверть, половину, три четверти - это создавало резкость светотени. В качестве примера раннего барокко, еще имеющего элементы Ренессанса, можно привести палаццо Канчеллерия архитектора Браманте (1499—1511 гг. начало работ - архитектор А. Бреньо); цоколь собора Св. Петра (задняя сторона), спроектированный Микеланджело; цоколь Порта ди Санто Спирито архитектора А. да Сангалло.

Палаццо Канчеллерия. 1499—1511 гг. Архитектора Браманте окончил фасадные работы, которые начал архитектор А. Бреньо.

Барокко нарушило законы и пропорции Ренессанса, введя многократное повторение форм и контуров. Например, фронтоны могли быть помещены один внутрь другого, повторялась линия аттика. Повторение декора: например, пучки пилястр на фасаде, где каждая дублирует другую и имеет полупилястру, получило свое начало еще при Ренессансе, как, например, первый этаж Бельведера (Браманте), дворец Коста (Перуцци), двор палаццо Фарнезе, третий этаж (Микеланджело).

Пилястры на фасаде первого этажа Бельведера в Ватикане соседствуют с арочным обрамлением, а также выступающие пилястры с нишами внутри них. Архитектор Браманте.

Детали фасада барокко преувеличены, кессоны заполнены большим количеством украшений, которые как будто не помещаются в рамках. Фасад барокко в отличие от Ренессанса не расчленяется, чтобы создать ощущение единой массы.

Кафедральный собор Святой Агаты (Catania Cathedral). Катания является великолепным образцом барочной архитектуры. Нынешний фасад Кафедрального собора приобрел барочные формы в 1711 г. Архитектор Д. Вакарини.

Барокко и Ренессанс - совершенно противоположные по сути стили, в которых использовались разные методики формирования пространства, разные конструктивные и декоративные подходы. Барокко просуществовал два столетия, после чего ему на смену пришел стиль рококо.

Рококо и барокко

Рокайль - орнамент, который с трудом поддается четкому определению. Рисунок неопределенный, может повторять как природные мотивы, так и напоминать элементы ордера, складки материи. В основе рокайля С и S образные завитки, элементы в виде гребня, длинные, узкие листья растений, цветы.

Рокко Барокко - псевдоним (Rocco Barocco) итальянского модельера Дженнаро Москарьелло, родившегося в Неаполе, в котором соединились два архитектурных стиля - рококо и барокко. Этот симбиоз стилей и послужил появлению такого необычного псевдонима. Рококо позаимствовало у барокко многие черты, однако, смягчило их и уменьшило масштабность, подчинив принятым пропорциям, сопоставимыми с человеческими. Рококо появился во Франции в начале 18 века в период регентского правления Филиппа Орлеанского. Это было время упадка абсолютизма королевской власти, что породило желание знати погрузиться в мир иллюзий, создав вокруг себя идиллию. Характерным признаком рококо являлся рокайль - своеобразная фигура с завитками. Завиток вообще стал главным декором этого стиля, что связывает рококо с барокко.

Рокайль.

В рококо, как и в барокко, не признаются прямые линии, плоские элементы, классические каноны. Но в отличие от барокко этот стиль отличался легкостью, воздушностью. И тот, и другой стиль имеет общее стремление к единой форме фасада, его цельности, но при этом рококо изящен, а барокко тяжел и монументален. В фасадах рококо присутствует светлая отделка, которая сочетается с белыми элементами. Присутствует большое количество лепнины с растительным орнаментом, завитками. Из Франции рококо попадает в Европу и особенно им интересуются зодчие в Германии и Австрии. В результате рококо и барокко тесно переплетаются во многих архитектурных сооружениях. Рококо продержался как модный стиль недолго - во Франции (1715—1723 гг.) он был вытеснен классицизмом, а в Европе и России он был в моде до конца 18 века.

Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге (1734—1739гг.). Архитектор двора герцога Максимилиана II Эммануила Баварского Франсуа Кювилье (1695-1768гг.), представитель баварского стиля рококо.

Рококо в отличие от барокко не внесло новых открытий в архитектуру, оно строилось на основе уже существующего стиля, который за два века до этого полностью изменил подход к архитектуре, но, несмотря на это, рококо оставил заметный след в истории мировой архитектуры, напоминая о временах белил, мушек, париков, кокетства, куртуазности. Вероятно, в память об ушедших эпохах неапольский кутюрье и взял псевдоним Рокко Барокко. В современном строительстве, особенно в частных застройках, архитекторы нередко обращаются к темам рококо и барокко, используя для этого современные технологии изготовления декора (например, фасадный декор из полиуретана), а также формы фасада, указывающие на принадлежность дома к тому или иному стилю.

Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Про барокко уже писалось ранее, по этому сегодня больше про рококо и его существенные отличия.

Что такое барокко и рококо?

Барокко ( ) - стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Рококо -  стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille -  «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».

Основные элементы стиля: рокайль - завиток и картель - забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей («мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись).

Архитектура

Первые памятники рококо - интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (на илл., не сохранился)

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, строгую симметричность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.

Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков.

Архитектура рококо

  • Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

  • Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.

  • Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.

  • Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.

  • Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью.

Интерьер

Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены.

Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.

Живопись

Франсуа Буше . «Завтрак» (1739)

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля - вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях .

Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись.

Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали,буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто , у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.

Антуан Ватто . «Отплытие на остров Цитеру» (1721)

Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции - Франсуа Буше , работавший в жанре портрета и пейзажа.

Франсуа Буше . «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» (1757)

Франсуа Буше . «Геркулес и Омфала» (ок. 1730)

В Италии крупнейший представитель того времени - Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция  - 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников - квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.

Джамбаттиста Тьеполо . Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции.

Никола Ланкре . «Танцующая Камарго» (ок. 1730)

Видным художником является

Сколь стремительно не изменялся бы мир, классика в искусстве, музыке, одежде и интерьере всегда остается в моде. Грациозность и плавность, роскошность и выдержанность доставляют эстетическое удовольствие во все времена. Сегодня речь пойдет о двух схожих и в то же время отличных стилях интерьера гостиной – барокко и рококо.

Различия между барокко и рококо

Барокко как стиль живописи, литературы и архитектуры появился в Европе в начале 17 века, сменив собой искусство эпохи Возрождения. Он существовал и развивался параллельно с классицизмом и в противовес ему. Рококо же, по сути, стал продолжением барокко, и реализовался, преимущественно, во внутреннем убранстве замков.

Белая гостиная в стиле рококо

Особенности интерьеров

В барочных интерьерах во всем чувствуется размах.

  • Помещения – просторные с высокими потолками, украшенными лепниной.
  • На стенах – живопись, тяжелые золоченые рамы с зеркалами, в комнатах – массивная мебель с причудливыми ножками, широкие кровати с балдахинами, на окнах – тяжелые шторы из дорогих материй. Все это выполнено в сочных, преимущественно темных тонах.
  • В фаворе контрасты и игра со светотенью.

В рококо причудливость сохраняется, но масштабы мельчают.

  • Отдается предпочтение небольшим, светлым и уютным комнатам.
  • Резьба становиться тоньше, материалы – проще.
  • В качестве покрытия стен теперь используется дерево и текстиль.
  • Контрастность испаряется, а все детали интерьера сливаются в один сюжет.
  • На полах появляются ковры, входит в моду цветной паркет.
  • Атмосфера становиться легче. Темные, мрачные цвета исчезают, уступая место светлым, пастельным тонам.
  • Легче становится мебель. На смену статуям приходят статуэтки.

Современная гостиная в стиле барокко

Как отличить друг от друга

Рококо, появившись позже, стал приемником барокко, унаследовав, но значительно смягчив его черты и уменьшив масштабы. Для наглядности подаем основные характеристики данных стилей в таблице.

Сравнительная таблица стилей барокко и рококо

Барокко в интерьере зала

В наше время интерьеры барокко в чистом виде представлены, пожалуй, в старинных дворцах, ставших сейчас музеями. Стилизацию же не редко можно встретить и в современных домах и квартирах. Разумеется, со временем в этот стиль были привнесены некоторые новшества, но основная концепция сохранилась.

Следующее видео поможет вам разобраться в особенностях оформления комнаты в стиле барокко:

Особенности стиля гостиной

Главными особенностями барокко, сохранившимися и в его современной версии, являются роскошь, масштабность и помпезность. Осуществить эти заветы можно лишь в просторной гостиной с высокими потолками, позволяющими повесить один из основных элементов барочного декора – громоздкую, вычурную позолоченную люстру.

Специалисты отмечают, что лучше всего барокко подходит для оформления спальни, поскольку в этом стиле огромное значение уделяется богатому убранству широких кроватей с балдахинами. Однако применимы барочные приемы и в гостиной.

Обязательными элементами интерьера являются тяжелые шторы, выполненные из дорогой материи насыщенных темных цветов, лепной потолок, паркет на полу, золоченые рамы, тяжелая темная мебель с гнутыми ножками и уже упомянутая люстра.

Фото интерьера гостиной в стиле барокко

Мебель

Поскольку колонны и лепнину на потолке в интерьерах современных жилых помещений реализовать удается не всегда, главный акцент в гостиной барокко переносится на мебель.

Итак, к предметам мебели в гостиную в стиле барокко выдвигаются следующие требования:

  • Она должна быть крупной, тяжелой и помпезной. Кресла и диваны должны быть мягкими и удобными;
  • Выбирайте темные насыщенные тона. Наиболее правдоподобно будет смотреться малиновая, красная, золотая обивка. Узоры на ткани должны быть причудливыми и витиеватыми;
  • Один из ключевых моментов – изогнутые, фигурные, резные ножки;
  • Подлокотники кресел и поверхности столов и комодов должны быть глянцевыми: лакированными или позолоченными;
  • В зале должны присутствовать разные виды мебели: тумбы, кресла, пуфы, этажерки, комоды, диваны и пр.

Следующее видео ознакомит вас с примерами мебели как для барокко, так и для рококо:

Материалы

Сразу стоит оговориться, гостиная в стиле барокко – удовольствие не из дешевых. Для создания подобного интерьера используются только качественные дорогие и, желательно, натуральные материалы:

  • мрамор,
  • слоновая кость,
  • элитные сорта дерева (дуб, красное дерево),
  • драгоценные металлы.

Конечно же, можно использовать и пластик, имитирующий дерево, но если цветовую гамму и формы воспроизвести таким способом не сложно, то массивности добиться явно не удастся.

Не стоит, также, забывать о текстиле. Гостиная барокко немыслима без штор и гобеленов из дорогих и тяжелых тканей: бархата, атласа, парчи и шелка. Шика добавят кисточки, драпировки, золотистая бахрома.

Роскошное барокко в оформлении зала

Приемы оформления

Итак, чтобы добиться эффекта барочной гостиной, следует на всех этапах оформления комнаты соблюдать установленные данным стилем принципы.

  • В отделке стен – это лепнина и украшения в виде живописи и зеркал в массивных рамах. Пол уместнее всего покрыть паркетом.
  • Не забывайте, однако, что все детали интерьера должны сочетаться. Украшений должно быть много, но все они должны выглядеть естественно, иначе гостиная из парадной комнаты превратится в хранилище раритетных вещей.

Фото дизайна гостиной в стиле барокко

Рококо в интерьере зала

Если Вы не любите темные тона, громоздкую мебель и слишком уж пафосные архитектурные элементы, типа лепнины и колонн, но хотите окружить себя роскошью, элементы дизайна в стиле рококо придутся Вам по вкусу.

Особенности оформления гостиной

Зал в стиле рококо будет выглядеть роскошно, но более уютно. Здесь вы не найдете ничего массивного и тяжелого. Отсутствуют в такой обстановке и контрасты. Светлые, пастельные тона (голубой, фисташковый, кремовый, бледно-розовый, белый) плавно перетекают друг в друга, собираясь в одну, довольно легкую и идиллическую картинку.

Гостиная рококо ассоциируется не с официальным, торжественным приемом, как это бывает в случае с барокко, а со встречей в кругу равных. Интерьер не подавляет гостя своей помпезностью, а дает почувствовать ему, что он пришел к уважаемому человеку, изящному и обладающему тонким вкусом.

Главную роль в интерьере рококо играют детали. Нельзя помыслить себе, чтобы в таком зале не было фигурных статуэток, различных вазочек, декоративной посуды, драпировок, занавесок, всевозможных светильников и прочих изящных украшений.

Узнать стиль барокко получше вам поможет следующий видеосюжет:

Мебель

Основным отличием мебели рококо является отсутствие прямых линий. Все, от кровати до комода, становиться витиеватым и извилистым, не зря ведь название этого стиля переводится как «раковина».

Предметы гарнитура украшаются резьбой и бронзовыми накладками, покрывающими тщательно отполированную и лакированную цветную поверхность. Важно, также, чтобы вся мебель представляла собой единый ансамбль, а незаконченная линия одной вещи находила продолжение в контурах другой.

Особую пикантность и интимность придают интерьеру рококо предметы мебели, считающиеся исключительно женскими: картоньерки, секретеры на высоких и, конечно же, резных ножках, мягкие низкие пуфы, туалетные столики и прочие атрибуты кокетливой хозяйки.

Поскольку цель стиля рококо – создание комфортного для хозяев интерьера, даже гостиная не обходится без мягкой и удобной софы.

Современное «готическое» рококо

Материалы

  • В качестве обивки и украшений для мебели, а также для пошива штор и драпировок в рококо, как и в барокко, используются достаточно дорогие материалы: красное дерево, бронза, бархат, атлас, парча и т.д.
  • Отлично вписывается в подобный интерьер мраморный камин.
  • Кроме того, особую ценность в рококо имеет китайский фарфор, из которого изготавливаются изысканные вазочки и декоративная посуда.
  • Не обходится зал в стиле рококо и без хрустальной люстры.

Минималистическое рококо в интерьере гостиной

Приемы оформления и фотографии роскошных гостиных в стиле рококо

Пытаясь воссоздать в современных гостиных стиль рококо, дизайнеры прибегают к следующим приемам:

  • Закругление стен (в рококо резкие переходы не приемлемы) и покрытие их текстилем (в идеале – шелком) светлых оттеков, резными деревянными панелями и зеркалами в причудливых рамах. Пространство должно визуально расширяться;
  • В качестве материала для пола может быть избрана керамика, мрамор или дерево. Главное, чтобы плинтусы были высокими и изогнутыми;
  • Довольно значимым объектом становится мраморный камин, полку которого украшают статуэтки, часы, посуда и всевозможные фигурки из бронзы, фарфора, керамики и дерева;
  • Освещение должно быть ярким, поэтому помимо висячей хрустальной люстры, состоящей из множества деталей, в гостиной должны присутствовать бра и торшеры, а также подсвечники и канделябры (в этой роли могут выступать и стилизованные светильники).

Фотографии роскошных гостиных в стиле рококо

С камином

Светлый интерьер

Итак, можно смело утверждать, что общей чертой барокко и рококо является стремление к роскошности убранства, изяществу линий, вычурности мебели и декораций. При этом главное различие заключается в масштабности и цветовых решениях: если барокко – это одиозность и контраст, то рококо – изящество и плавность линий.