Вторым по распространенности после горячих смесей материалом для ямочного ремонта является литой асфальтобетон. По составу он отличается от них большей долей битума и использованием мелкого минерального заполнителя. По сути, он является аналогом природного асфальта.
Достоинством ремонта с помощью литых асфальтобетонных смесей является большая прочность и морозостойкость заделанных участков, а также возможность производства работ в зимнее время. Расскажем подробно и поэтапно о технологии использования литого асфальтобетона в ямочном ремонте дорог с нарезанием карт.
Нарезание карт для ямочного ремонта литым асфальтом не отличается от этого же этапа работ при использовании любого другого материала и производится теми же инструментами и оборудованием. Требования к нарезанным картам практически те же - вертикальность кромок, полное удаление поврежденного асфальта, отсутствие острых углов. Но есть и два нюанса:
Требования к нарезанной карте: площадь до 2-3 квадратных метров, вертикальность кромок, отсутствие острых углов.
Нужно заметить, если смесь не привозится с завода, а разогревается на месте в рециклере, то желательно нарезку и очистку карт производить во время ее разогрева. Таким образом, правильно распределив рабочих, чтобы они могли подготавливать нужное количество карт, которое заполняется одной загрузкой рециклера, можно полностью избежать простоев.
В отличие от использования других материалов для ямочного ремонта, дно и стенки карт перед укладкой литого асфальта не нужно подгрунтовывать. Его укладка предельно проста. Получив литой асфальт, который перевозится в термосе-бункере, контролируем температуру, она должна быть не менее 190-220 градусов. Машины для транспортировки этой смеси обычно снабжаются специальными лотками, из которых можно выгрузить необходимое количество литого асфальта прямо в нарезанную карту. Затем состав разравнивается лопатами и гладилками и остается до окончательного отвердевания. Движение по отремонтированному участку дороги можно открывать через час, а в зимнее время и раньше.
При этом нужно учесть, что перегретый литой асфальт обладает повышенной пластичностью и его поверхность стремится стать строго горизонтальной. Дорожное же полотно имеет небольшой поперечный уклон. Чтобы в отремонтированном месте не скапливалась вода, температура укладываемого материала должна строго соответствовать его паспорту, а гладилками требуется придать одинаковый уровень с остальной поверхностью дороги.
Процесс укладки литого асфальта прост: выгрузить литой асфальт в карту, разровнять гладилками или лопатами.
Но чаще всего, особенно в зимнее время, смесь не привозят с асфальтного завода, а готовят на месте работы в рециклерах. Это устройства, обеспечивающие нагрев и перемешивание смеси. Чаще всего они имеют колесный ход и прицепное устройство для буксировки.
Подготовку смеси в этом агрегате можно разделить на несколько этапов.
Все процессы укладки проводят точно так же, как и при доставке готовой смеси с завода. При переездах рециклера от карты к карте продолжают перемешивать нагретую смесь, вращая барабан. Если температура падает, на небольшое время снова включают горелку.
В зимний период литой асфльтобетон готовят на месте проведения работ в рециклере.
Как и при любом другом методе заделки выбоин, только полное и правильное соблюдение всех технологических требований при ремонте с использованием литого асфальтобетона позволяет добиться высокого качества.
Литой асфальтобетон - это один из видов асфальтобетона, являющийся дорожно-строительным материалом получаемый в процессе застывания литой асфальтобетонной смеси.
Литая асфальтобетонная смесь - это смесь с минимальной пористостью состоящая из минеральной зерновой части песка, щебня, минерального порошка, и из нефтяного битума с полимерными добавками или без них, который используется в качестве вяжущего вещества.
Литые асфальтобетоны отличаются от традиционных тем, что в состав их смеси добавляют битум от 7,5% до 10% от общего объема, а так же полимеры модифицированные разными добавками, например минеральные порошки, которые могут составлять в объеме от 20% до 30%. Общий объем такого вяжущего вещества составляет от 28% и выше.
Укладка асфальтобетонной смеси производится по литьевой технологии в которой не используется никакой техники уплотнения, такой как вибрирование. Температура бетонной смеси при укладке должна быть не менее 190°С. В зависимости от температуры и величины нагрузки, а так же от времени действия нагрузки литой асфальтобетон ведет себя как упруго-эластичный материал.
Основной метод классификации асфальтобетонов является разделение их по размеру самой крупной частицы минерального материала. Так же асфальтобетон можно классифицировать целям его применения, а так же по методу укладки.
Классификация асфальтобетона по наибольшему размеру зерна минеральной части:
Литой асфальтобетон малогорючее вещество не распространяющее пламени. Так же он обладает малым коэффициентом теплопроводности, в сравнении с обычным бетонов у асфальтобетона данный коэффициент в 2 раза меньше.
Так же асфальтобетон является звукоизолирующим и пароизолирующим материалом, при слое такого бетона в 35 мм наблюдается снижение шума до 14 дБ.
Кроме литых асфальтобетонов так же существуют и традиционные уплотняемые асфальтобетоны. Но у литых асфальтобетонов имеются некоторые достоинства, которые дают им преимущество перед традиционными, это например водонепроницаемость и долговечность. Кроме того, значения обоих параметров можно увеличит в разы добавив в состав литой асфальтобетоной смеси модифицированный термоэластопластами дорожный битум.
К недостаткам литого асфальтобетона можно отнести:
Литой асфальтобетон - один из наиболее долговечных видов асфальтобетонов, известных в мире на текущий момент. Основные ассоциации, возникающие при упоминании этого материала - это мостовые сооружения, долговечность, удобство в укладке. Область применения литого асфальтобетона в мире крайне обширна, от гидроизоляции до малых архитектурных форм и полированных декоративных покрытий.
Литая асфальтобетонная смесь - смесь с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) в качестве вяжущего вещества, укладка которой производится по литьевой технологии, без уплотнения, при температуре смеси не менее 190 °С.
Литой асфальтобетон - застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии литая смесь.
Литая смесь называется так, поскольку она пригодна для литья. При температурах 190-230 0 С смесь имеет жидкую или вязко-текучую консистенцию, так как в ней содержится в большем количестве связующее вещество, по сравнению с обычными уплотняемыми асфальтобетонными смесями.
Важнейшим свойством литого асфальтобетона является его водонепроницаемость, что определяет применение данного материала в системах гидроизоляции мостовых сооружений.
Особенностью применения данных материалов является необходимость транспортировки смеси в специальных миксерах (кохерах), оборудованных системой подогрева и перемешивания. Поверхность верхнего слоя покрытия должна быть подвергнута поверхностной обработке для создания необходимого коэффициента сцепления с автомобильными шинами и обувью пешеходов. В этом качестве применяют фракционированный щебень или природный песок.
Крайне важно соблюдать температурные режимы транспортирования и укладки смеси, что оказывает влияние на долговечность смеси, ее удобоукладываемость и качество покрытий.
Компания ОАО «Асфальтобетонный завод №1» производит и продает литые асфальтобетонные смеси по ГОСТ Р 54401-2011 и СТО 03218295-03.01-2007.
Наименование |
Слой покрытия, толщина в мм |
Область применения |
Особенности состава |
|
Асфальтобетон дорожный горячий литой (по ГОСТ Р 54401-2011): |
||||
тип I |
Верхний, нижний(30-50) |
Применяется на мостах, путепроводах, эстакадах, покрытий дорог с высокими транспортными нагрузками, для ямочного ремонта дорожных покрытий, в паркингах |
Наибольший размер минеральных зёрен до 20 мм, содержание щебня св. 30 до 51%. Имеет максимальные показатели по сопротивлению пластическому колееобразованию и механическому износу. | |
тип II |
Верхний, нижний(25-40) | Применяется на мостах, путепроводах, эстакадах, в покрытии тротуаров, для ямочного ремонта дорожных покрытий, в паркингах | Наибольший размер минеральных зёрен до 15 мм, содержание щебня св. 15 до 30%. | |
тип III |
Верхний, нижний(20-35) | В покрытии тротуаров, велодорожек | Наибольший размер минеральных зёрен до 10 мм, содержание щебня св. 0 до 15%. | |
Асфальтобетон дорожный горячий литой (по СТО 03218295-03.01-2007): |
||||
тип III |
Гидроизоляционный | Для устройств обмазочных систем гидроизоляции мостовых сооружений, эксплуатируемых кровель | Наибольший размер минеральных зёрен до 5 (3) мм, содержание щебня св. 0 до 20%. |
Характерными особенностями литой смеси и асфальтобетонов на их основе являются следующие свойства:
Литой асфальтобетон, произведенный с применением модифицированного полимерно-битумного вяжущего (ПБВ), называют литым полимерасфальтобетоном. Этот вид асфальтобетона имеет наилучшие показатели по усталостной долговечности, эластичности, сопротивлению колее и износу. Литые полимерасфальтобетоны, согласно ГОСТ Р 54401, следует применять на всех мостовых сооружениях, а так же на улицах и дорогах, подверженных повышенному воздействию транспортных нагрузок. Учитывая сложнейшие климатические условия Северо-Западного региона, производство долговечного автодорожного покрытия возможно лишь с применением полимерно-битумного вяжущего.
Удобоукладываемость литых смесей является важным показателем реологических свойств материала и зависит от температуры смеси во время укладки, температуры окружающего воздуха и основания, свойств битумного вяжущего, особенности запроектированного состава. Смеси, укладываемые в верхние слои ответственных мостовых сооружений, в покрытия автомагистралей и особо нагруженных городских улиц, будут иметь несколько большую вязкость и менее удобны для ручной укладки. При необходимости, улучшить удобоукладываемость смесей возможно с применением специальной добавки, вводимой на производстве.
Также ОАО «АБЗ-1» производит и продает черненый щебень (фракции 5-10 мм и 10-15 мм).
Черненый щебень - это фракционированный щебень, обработанный битумом в смесителе АБЗ в горячем состоянии. Черненый щебень используется для устройства шероховатой поверхности покрытия из литого асфальтобетона и для устройства верхних слоёв оснований.
В соответствии с СТО 03218295-03.01-2007 литые асфальтобетоны, применяемые для устройства покрытий полов гаражей, складских помещений, общественных и жилых помещений, промышленных предприятий классифицируются в зависимости от температурного режима эксплуатации на три типа:
Некоторые физико-механические свойства литых асфальтобетонов для устройства полов:
Свойства |
Литой асфальтобетон |
Набор прочности для прохода, час | |
Набор прочности для проезда, час |
6-12 |
Коэффициент потерь для проходящих звуковых волн при комнатной температуре |
0,18 |
Удельное электрическое сопротивление, Ом м |
От 10 10 до 10 12 |
Коэффициент объемного расширения |
(4 – 6) 10 -5 /°С |
Предел прочности на разрыв от класса жесткости, определяемого по нормативному документу, МПа |
от 1 до 8 |
Коэффициент теплопроводности, Вт/(м К) |
0,7-0,9 |
Шумоизолирующая способность при толщине слоя 30 мм |
14 дБ |
Водонасыщение,% по массе | |
Температура укладки, 0 С |
210-240 |
1 тип. Фракция щебня: 15-20 мм
Заказать
2 тип. Фракция щебня: 10-15 мм
Заказать
3 тип. Фракция щебня: до 10 мм
Заказать
Реализуем литой асфальт с доставкой по Москве и Московской области. Стоимость на сайте указана уже с учётом доставки, однако, в зависимости от объёма заказываемой партии и точки поставки, цена может меняться в меньшую или большую сторону. Связано это с прогрессивной системой скидок в зависимости от величины заказа. Предлагаем одну из лучших конкурентных цен на литой асфальт на рынке строительных материалов Москвы!
Наименование | Цена за тонну НДС (18%) |
Асфальтобетонные смеси | |
Песчаный асфальт | от 2 900 |
Литой асфальт | от 4 200 |
Щебеночно-мастичный асфальт | от 3 700 |
Холодный асфальт | от 6 800 |
Мелкозернистый асфальт | от 2 900 |
Крупнозернистый асфальт | от 2 900 |
Реагенты | |
Соль техническая Галит в МКР | от 5 500 |
Пескосоляная смесь | от 2 700 |
Услуги | |
Вывоз мусора | Договорная |
Вывоз снега | Договорная |
Поставляем литой асфальт согласно ГОСТ 54401-2011. Ниже перечислены основные качественные характеристики литого асфальта:
Кроме того, литой асфальт с применением битума, в состав которого входят полимеры, характеризуется лучшими эксплуатационными характеристиками, чем литой асфальт стандартного качества.
Коэффициент пересчета литого асфальта из тонн в куб.метр равен 2,42
Способ приготовления литой асфальтобетонной смеси относится к области производства дорожно-строительных материалов. Технической задачей, решаемой изобретением, является сокращение времени приготовления литой асфальтобетонной смеси, снижение энергозатрат при обеспечении теплоустойчивости, сохранении подвижности смеси и повышении экологической безопасности. Способ заключается в перемешивании предварительно разогретых минеральных каменных материалов, битума и серы до однородной массы. Согласно изобретению сера может находиться в порошкообразном или жидком состоянии. При этом серу смешивают с разогретыми до температуры 160-180 o С минеральными каменными материалами в количестве 3-6% от массы минеральных материалов. После перемешивания полученной массы до однородного состояния вводят разогретый до 140-160 o С нефтяной битум в количестве 5-8% от массы минеральных материалов, вновь перемешивают компоненты. Полученный в результате литой асфальтобетон характеризуется повышенной теплоустойчивостью, водостойкостью при сохранении подвижности. При этом время приготовления смеси сокращается в 2 раза. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к области производства дорожно-строительных материалов, в частности к приготовлению асфальтобетонных смесей. Известен способ приготовления литой асфальтобетонной смеси, включающий смешение компонентов в виде разогретых до температуры 190-240 o С минеральных материалов с битумом, нагретым до 160-180 o С. Приготовленная смесь имеет температуру 165-240 o С . Недостатком этого способа приготовления литых асфальтобетонных смесей является: - использование нефтяных глубокоокисленных вязких дорожных битумов с температурой вспышки не ниже 240 o С, характеризующихся при 25 o С глубиной проникания иглы от 50-60 ед, температурой размягчения по методу КиШ не менее 52 o С, температурой хрупкости не выше -12 o С. Известен способ приготовления литой асфальтобетонной смеси, принятый в качестве прототипа, согласно которому приготовление смеси осуществляется путем смешения нагретого до 145-150 o С битума в количестве 4-6% с серой в виде тонкодисперсного отстоя очистки серы в соотношении 1:1 (в пересчете на серу) в течение 60-120 с, полученное серобитумное вяжущие смешивают с нагретым до 140-150 o С известняковым минеральным порошком в соотношении 1:1,5 в течение 30-60 с, а затем полученную смесь перемешивают с нагретым до 140-150 o С минеральным материалом в течение 15-30 с . Недостатками этого способа приготовления литых асфальтобетонных смесей являются: - длительное время приготовление смеси 105-210 с; - необходимость предварительного разогрева минерального порошка до 140-150 o С при приготовлении литой асфальтобетонной смеси; - большая пылимость тонкодисперсного отстоя серы. Технической задачей, решаемой изобретением, является сокращение времени приготовления литой асфальтобетонной смеси при сохранении теплоустойчивости, подвижности смеси и повышении экологической безопасности. Для достижения указанного результата в способе приготовления литой асфальтобетонной смеси, включающем перемешивание нагретых минеральных материалов с нагретым битумом и серой, сначала минеральные каменные материалы, нагретые до температуры 160-180 o С, смешивают без предварительного подогрева с минеральным порошком в течение 15-20 с, а затем вводится сера в порошкообразном или жидком состоянии в количестве 3-6% от массы минеральных каменных материалов и перемешивается в течение 20-30 с, после чего вводят битум в количестве 5-8% от массы минеральных материалов и перемешивают в течение 20-30 с. Общее время приготовления смеси составляет 55-80 с. Сера, введенная непосредственно на минеральные материалы, активирует поверхность минерального материала, обеспечивает лучшую адгезию битума. По способу-прототипу и по предлагаемому способу приготовили литую асфальтобетонную смесь следующего состава, %: Щебень гранитный (фракции 5-15) - 14 Песок природный - 69 Минеральный порошок - 17 Битум, % от массы минеральных материалов - 5 Сера (в порошкообразном состоянии), % от массы минеральных материалов - 5
Способ-прототип и предлагаемый способ реализованы на следующих примерах. Пример 1 (прототип). В нагретый до 145 o С битум вводили порциями холодную тонкодисперсную серу в количестве 5% от массы минеральных материалов в соотношении 1:1 (соответствие прототипу в пересчете на серу) и перемешивали в течение 80 с. Полученное серобитумное вяжущее перемешивали с нагретым до 145 o С известняковым минеральным порошком в соотношении 1:1,5 в течение 40 с и окончательное перемешивание с минеральным материалом, нагретым до 145 o С в течение 30 с. Общее время перемешивания составляло 150 с. Пример 2
Нагретые щебень и песок до температуры 170 o С перемешивали с минеральным порошком в течение 10 с, после чего в смеситель вводили серу в количестве 5% от массы минеральных материалов и перемешивали в течение 15 с. В полученную смесь вводили разогретый до температуры 140 o С битум в количестве 5% от массы минеральных материалов, осуществляли перемешивание до однородной массы в течение 15 с. Общее время перемешивания составляло 40 с. Пример 3
Нагретые щебень и песок до температуры 170 o С перемешивали с минеральным порошком в течение 15 с, после чего в смеситель вводили серу в количестве 5% от массы минеральных материалов и перемешивали в течение 20 с. В полученную смесь вводили разогретый до температуры 140 o С битум в количестве 5% от массы минеральных материалов, осуществляли перемешивание до однородной массы в течение 20 с. Общее время перемешивания составляло 55 с. Пример 4
Нагретые щебень и песок до температуры 170 o С перемешивали с минеральным порошком в течение 20 с, после чего в смеситель вводили серу в количестве 5% от массы минеральных материалов и перемешивали в течение 30 с. В полученную смесь вводили разогретый до температуры 140 o С битум в количестве 5% от массы минеральных материалов, осуществляли перемешивание до однородной массы в течение 30 с. Общее время перемешивания составляло 80 с. Пример 5
Нагретые до температуры 170 o С щебень и песок перемешивали с минеральным порошком в течение 30 с, после чего в смеситель вводили серу в количестве 5% от массы минеральных материалов и перемешивали в течение 40 с. В полученную смесь вводили разогретый до температуры 140 o С битум в количестве 5% от массы минеральных материалов, осуществляли перемешивание до однородной массы в течение 40 с. Суммарное время приготовления - 110 с. Были испытаны литые асфальтобетонные смеси, приготовленные по известному способу (прототипу) и по предлагаемому способу, а также образцы литого асфальтобетона из этих смесей. Результаты испытаний приведены в таблице. Из таблицы видно, что литые асфальтобетонные смеси, приготовленные в течение 55-80 с по предлагаемому способу, обеспечили получение всех технических показателей на уровне прототипа. Источники информации
1. ТУ 400-24-15 8-89* "Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон. Технические условия". 2. А. С. СССР 1474133, МПК С 04 В 26/26, опубл. 23.04.1989, 3 с. (прототип).
Формула изобретения
1. Способ приготовления литой асфальтобетонной смеси, включающий перемешивание нагретых минеральных каменных материалов с нагретым битумом и серой, отличающийся тем, что сначала минеральные каменные материалы, нагретые до температуры 160-180 o С, смешивают с серой в порошкообразном или жидком состоянии, в количестве 3-6% от массы минеральных каменных материалов, а после перемешивания в полученную смесь вводят нефтяной битум в количестве 5-8% от массы минеральных каменных материалов. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют нефтяной битум, имеющий при 25 o С глубину проникания иглы более 60 ед.
РИСУНКИ
NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение