Группы растений по значению. Группы комнатных растений: декоративно-лиственные и декоративно-цветущие растения

Все о печах и дымоходах
Одно из главных отличий растений от животных и грибов - способность создавать органиче­ские вещества из неорганических с помощью солнечного света (процесс фотосинтеза).

Подцарство: Низшие растения

Тело низших растений (слоевище, или таллом) не разделено на истинные листья, стебель и корень, хотя может иметь их внешние подобия. Отделы (тип) :

Подцарство: Высшие растения

У высших растений тело разделяется на настоящие листья, стебель и корень. Отделы (тип):
  1. Моховидные, мхи, бриофиты
    Наиболее примитив­ные из числа наземных растений. Встречаются в основном во влажных, затенённых местах. Мхи распространены во всех климатических поя­сах. У мхов нет настоящих проводящих тканей, вода и минеральные вещества поглощаются всей поверхностью тела. Высота не более 20 см. Большинство мхов - многолетние растения, встречаются группами (подушками, куртинками). Мохообразные - единственные наземные растения, у которых преобладает половое (гаплоидное) поколение - гаметофит. Бесполое поколение (спорофит) у мхов представлено спорогоном, который прикреплён к гаметофиту и питается за его счёт.
  2. Папоротникообразные (споровые)
    В основном наземные травянистые растения, встречаются также водные и древовидные формы. Предпочитают влажные и затенённые места.
  3. Голосеменные
    Голосеменные растения - древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 370 млн. лет назад.

    Деревянистые растения.
    Главное отличие от покрытосеменных (цветковых) - отсутствие цветков и плодов, а также сосудов и древесных волокон в стебле.
    Семена лежат «голо», то есть не скрыты в завязи.
    Голосеменные включают более 1 000 видов.

  4. Покрытосеменные, цветковые
    Наиболее высокоорганизованные наземные растения, травы, кус­тарники и деревья.
    Основные отличительные признаки - наличие цветка и плода .
    Семена скрыты (покрыты) в завязи, из которой образуется плод.
    В стебле имеются сосуды и древесные волокна.
    В настоящее время цветковые являются преобладающей формой наземной растительности
    (описано свыше 250 тысяч видов).
    Класс:
    1. Двудольные
      • зародыш семени имеет две семядоли,
      • жилкование листьев - сетчатое,
      • имеется центральный стержневой корень,
      • количество лепестков и других частей цветка обычно кратно 4 или 5.
      В классе Двудольные описано 6 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, приблизительно 10 000 родов и около 199 000 видов растений.
    2. Однодольные
      Типичные отличительные признаки:
      • зародыш семени имеет одну семядолю,
      • жилкование листьев - параллельное или дуговое,
      • корневая система - мочковатая,
      • число частей цветка кратно 3.
      В класс однодольных растений включаются 5 подклассов, 37 порядков, около 125 семейств, более 3000 родов и около 59 000 видов.
    Наиболее крупные по числу видов семейства цветковых растений:
    • Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae, Compositae) - 27773 видов в составе 1765 родов;
    • Орхидные (Orchidaceae) - 27135 видов в составе 925 родов;
    • Бобовые (Fabaceae, Leguminosae) - 23535 видов в составе 917 родов.

Растения, как люди – все разные. Потому и не всегда они уживаются друг с другом. И это главная проблема любителей цветов, которые стремятся дома организовать мини-оранжерею. А в результате, бывает, что одни цветы в дружной разнообразной компании чувствуют себя прекрасно, а другие – гибнут.

Чтобы избежать «конфликта интересов», давайте разберёмся, на какие группы делятся все цветы, и какие из них несовместимы по условиям содержания.

В классификации комнатные растения объединяются в группы по определённым признакам.

Декоративно-лиственные растения

Это самая большая группа комнатных растений. Она объединяет более ста пятидесяти видов цветов. Их главная особенность – красивые, декоративные листья. Они могут быть разных оттенков зелёного цвета, а могут иметь необычную окраску. Да и зелёные листья также часто не однотонные, а с полосами или пятнами разных оттенков белого, жёлтого, фиолетового.

Листья декоративно-лиственных цветов бывают разнообразных расцветок: красные, пурпурные, жёлтые. Некоторые могут менять цвет в зависимости от времени года или освещённости.

Декоративно-лиственные отличное украшение интерьера. Мне, например, эти цветы нравятся больше остальных. Среди декоративно-лиственных есть экземпляры способные составить достойную конкуренцию декоративно-цветущим. Ведь листья могут быть очень необычной формы: рассечённые, лопастные, с зазубринами, овальные, линейные. Зубчатые или волнистые края листочков – также один из признаков этих цветов.

У них, как правило, мелкие цветы, которые появляются 1-2 раза в год и не отличаются особой декоративностью.

Именно такие цветы легко приживаются практически в любых квартирных условиях. Они не так требовательны к определённому уровню освещения, как красивоцветущие (декоративно-цветущие). Правда, некоторые экземпляры могут менять цвет листьев в зависимости от того, где расположены – на солнце или в тени. Зато цветы этой группы довольно требовательны к правильному поливу и температуре воздуха. Также они могут утратить свою декоративность из-за недостатка питательных веществ. У многих кончики листьев подсыхают и темнеют.

В этой группе растения можно ещё разделить на подгруппы: деревья, ложные пальмы, кустовидные растения, лианы, ампельные, почвопокровные, цветы с копьевидными листьями и цветы со злаковидными листьями, а также хищные растения.

Среди ярких представителей декоративно-цветущих растений: фикус, диффенбахия, бамбук, папоротник, маранта, пальма, филодендрон .

Декоративно-цветущие растения

Декоративно-цветущие (или красивоцветущие) – это любимцы женщин-цветоводов. На самом деле, я думаю, что у каждой любительницы комнатных цветов любовь к ним начиналась именно с какого-нибудь растения этой группы. Я, например, давно и надолго влюбилась в огоньки – бальзамины (помню их ещё со времён своего детства). Кто-то «заболел» когда первый раз увидел цветущую бегонию.

Эта группа растений вторая по численности разнообразных видов. Можно насчитать около сотни красивоцветущих комнатных цветов. Они все отлично подходят для выращивания в домашних условиях, но большинство из них требует именно определённых условий.

Их отличительная особенностьяркое цветение. Многие представители этой группы цветут практически круглый год. Некоторые – несколько месяцев или недель в определённое время года. И часть растений цветёт несколько дней, но очень ярко и декоративно.

Среди красивоцветущих растений есть и однолетние и многолетние. Первые отдают нам всю свою красоту и увядают после периода цветения.

Окружающий мир, 1 класс

Цели:

· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

· повторение отличительных признаков разных групп растений;

· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;

· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;

· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

· компьютер;

· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).

Что это? (Растение ) (рис. 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).

Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.

III. Обобщение о растениях

1. Группы растений

Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2. Деревья

-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).

В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).

Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).

Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,

кедр )(рис. 7).

Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

3. Игра « Отгадай деревья»

А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).

Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).

4. Игра “ Чей листик?”

- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.

5. Кустарники

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).

Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).

-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).

6. Физкультминутка (рис. 13)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

7. Травянистые растения

К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).

-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

Назовите травянистые растения (ответы детей).

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).

На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).

А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.

Как вы думаете, почему это растение так назвали?

Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.

С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).

Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)

- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)

8. Физкультминутка (рис. 19)

Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),

Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),

Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?

Пересолили!

Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!

9. Растение – земли украшение

- Говорят: «Растение земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).

10. Игра « Отгадай цветы»

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),

кувшинка чисто белая (рис. 25),

Адоникс Весенний (рис. 26).

-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).

IV. Физкультминутка (рис. 28)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

V. Секрет цветов

И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.

В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)

VI. Хорошо или плохо (рис. 30)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.

Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).

Любите родную природу Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.

VII. Итог урока

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Распределены по группам, чтобы разобраться в этом многообразии. Причем в каждую группу входят растения с определенными свойствами, похожие по внешнему виду и строению. Выделены два класса цветковых растений : однодольные и двудольные. У двудольных растений в семени расположен зародыш, состоящий из двух семядолей. Листья двудольных растений имеют характерное строение. В них жилки выглядят как сетка. Это так называемое сетчатое жилкование. Класс двудольных включает лиственные деревья средней полосы России (дуб, ольха, береза, клен, липа), плодовые деревья (яблоня, вишня, груша), кустарники (желтая акация, лещина, шиповник), травянистые растения, различные овощные растения (морковь, фасоль, горох, капуста, свекла), кормовые растения (кукуруза, бобы), множество декоративных растений (астра, георгины, лимон, фикус, фуксия, пеларгония). Семена растений, принадлежащих к классу однодольных растений , имеют зародыш с одной семядолей. К этому классу относятся многие злаковые растения, в том числе пшеница.

Для этих растений характерно строение листьев с продольным расположением жилок параллельно друг другу. Класс однодольных растений включает злаковые растения (рожь, рис, пшеница), отдельные виды овощных растений (лук, чеснок), комнатные растения (алоэ, кливии, амариллисы) и декоративные растения (лилии, ирисы, гладиолусы, ландыши).

Классы цветковых растений включают менее крупные группы растений – семейства , которые включают похожие друг на друга растения. Причем наибольшее сходство у таких растений в структуре их цветков.

Рожь сходна по строению с пшеницей. Вследствие этого, они входят в одно семейство злаковых растений. Просо и ячмень, овес и кукуруза также включены в это семейство. К семейству крестоцветных принадлежат редька и капуста, ведь они имеют одинаковое строение цветков и плодов. Хотя другие органы, например, корни и листья этих растений, очень отличаются по внешнему виду и структуре. К семейству розоцветных относятся яблоня и груша по тому же принципу, так как имеют сходное строение цветков и плодов.

Семейства в свою очередь делятся на роды . К примеру, к роду «редька» относятся редька дикая и редька посевная, поскольку они имеют одинаковое строение цветков, плодов, листьев. Но существует и ряд различий между этими же растениями, поэтому они относятся к разным видам: редька посевная и редька дикая.

Интересно, что научное название растений состоит из названия рода и вида растения , например, редька посевная. При изучении различных растений выясняют вид, род и семейство каждого экземпляра.