Короткие легенды про цветок гвоздику. Особенно хороша розовая гвоздика - калейдоскоп

Все о печах и дымоходах

Dianthus — это род многолетних растений, которые принадлежат к семейству Гвоздичные. Они считаются наиболее популярными видами среди выращиваемых в саду цветов. Название цветка «гвоздика » переводится как цветок Зевса или божественный цветок. Карл Линней во время классификации растений не стал отходить от древнегреческой легенды и оставил цветку название Dianthus — божественный цветок.

С ярко-пунцовым окрасом гвоздики, так напоминающим кровь, связно множество легенд , и сказания Древней Греции не стали исключением. Как гласит древнегреческий миф , однажды богиня Артемида, раздраженная после неудачной охоты, повстречала по пути красивого пастушка, который беззаботно наигрывал на своей свиристели незамысловатую мелодию. Артемида посчитала, что именно веселая мелодия пастушка и была причиной ее неудачи. Вне себя от гнева богиня обвинила юношу в том, что он разогнал всю дичь, обещая убить его за это. Бедный пастушок начал оправдываться и молить о пощаде, однако в ярости Артемида бросилась на него и вырвала юноше глаза. Сразу после этого богиня пришла в себя и осознала ужас происшедшего. Она бросила на землю вырванные у юноши глаза, так жалобно смотревшие на нее, и в тот же миг из них выросли две прекрасные ярко-красные гвоздики , которые впоследствии напоминали всем о невинно пролитой здесь крови.

Однако, стоит отметить, что не только у древних греков гвоздика ассоциировалась с кровью: у французов данный цветок имеет связь с некоторыми историческими событиями. В современной истории гвоздика символизируется как «цветок огня», «цветок борьбы».

Первое упоминание о гвоздике у французов относится к 1297 году — времени правления короля Людовика IX Святого. Согласно легенде, гвоздика обладает целебными свойствами. После долгой осады Туниса французские войска вернулись на родину и завезли с собой гвоздику. В это время в Европе господствовала чума, люди вымирали целыми поселениями, а старания медиков были тщетны. Король Людовик был уверен, что есть спасение от страшной болезни. Он предположил, что в Тунисе, где так часто свирепствует чума, существует и противоядие от нее. Тогда король-то и обратил внимание на красный цветок. Людовик велел нарвать побольше гвоздик , приготовить из них отвары и поить больных. Вскоре многие зараженные стали выздоравливать, и постепенно эпидемия закончилась. К сожалению, отвар помог не всем сам Людовик пал жертвой страшной болезни.

Цветок связан также с еще одним фактом французской истории: гвоздика была излюбленным цветком принца Конде, позже известного как Людовика II Бурбонского. С помощью махинаций кардинала Мазарини принц был заключен под стражу. В тюрьме он начал выращивать гвоздики. Тем временем жена Конде не теряла времени даром и, подняв восстание, добилась освобождения мужа. С тех пор гвоздика стала символом всех Бурбонов, род которых пошел от Конде.

С этих времен гвоздика тесно вплелась в историю Франции. В 1793 году, во время французской революции, люди, идя на эшафот, вешали на себя красные гвоздики — символ того, что они отдают свою жизнь за короля. Алые гвоздики получали из рук своих девушек солдаты, которые шли в армию на войну. Алые гвоздики символизировали невредимость и неприступность солдатов, носивших их как талисман.

Та же традиция пошла и у итальянцев, где девушки дарили гвоздики юношам, которые шли на битву. А сам цветок был изображен на государственном гербе.

В Испании же девушки тайно договаривались с юношами о свиданиях, прикалывая определенного цвета гвоздику к своей груди. У бельгийцев гвоздика — цветок простонародья или бедняков, символ домашнего очага гвоздиками украшали обеденные столы, дарили дочерям, которые выходили замуж. Символом любви и чистоты считалась гвоздика у немцев и англичан: поэты воспевали цветок в своих произведениях, художники запечатлевали его в своих картинах. Именно немцы и дали название цветку «гвоздика», которое обозначало сходство запахов растения и гвоздичного дерева, высушенного для пряности. Позже название проникло в польский, а затем и в русский языки.

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Гвоздика - божественный цветок

Легенды о гвоздике . В древности именовали гвоздики цветами Зевса , название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos - цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней сохранил цветку это название Dianthus, т. е. божественный цветок.

Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики . Однажды богиня охоты Диана (Артемида, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики , напоминающие цветом невинно пролитую кровь.

Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь . И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как "цветок огня", "цветок борьбы". Выдающуюся роль этот цветок ссыграл и в некоторых кровавых событиях Франции.

Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой.

Гвоздика была любимым цветком принца Конде (Людовика II Бурбонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики . Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.

Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой , желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик , выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.

Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам . Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви : юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей.

Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов .

В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.

В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды , а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика ” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева , из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.

Август 7th, 2010

Древние греки, имевшие мифическое восприятие мира, создали легенду о происхождении красной гвоздики . Однажды раздосадованная и разозленная неудачной охотой богиня Диана проходила через лес и увидела молодого пастушка, играющего на свирели. Она обвинила его в том, что он распугал своей музыкой всю дичь. Несмотря на оправдания и мольбы несчастного, не помня себя от ярости, она схватила юношу и вырвала у него глаза. Совершив страшное злодеяние, опомнившись, она осознала весь ужас произошедшего, но изменить что-либо уже было невозможно. Тогда, чтобы увековечить память о невинных, так жалостно смотревших на нее глазах, она бросила их на землю. В тот же час из них выросли два прекрасных цветка — две красные гвоздики , своей окраской напоминающие о невинно пролитой крови, а своим узором (есть гвоздики , у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) умолявшие о пощаде невинные глаза пастушка.

Исцеление, утешение, смерть…

Дальнейшее развитие истории этого знаменательного цветка не во многом отличается от легенды о его рождении. Особенно значительную роль сыграла гвоздика в истории Франции , а точнее в кровавых событиях этой страны. Считают, что впервые этот цветок стал известен в 1270 году, когда король Франции Людовик IX Святой пошел в последний крестовый поход в Тунис, осадив город со своим 60000 войском рыцарей. Тогда разразилась страшнейшая чума, против которой ничего не могли сделать врачи. Благочестивый король, убежденный, что на всякий яд в природе можно найти противоядие, и обладавший некоторыми познаниями о травах, посчитал, что в стране, где так часто случается эта болезнь, непременно должно быть растение, излечивающее ее. Занимаясь поиском, однажды правитель присмотрелся к цветку, росшему почти на бесплодной почве. Красивая раскраска и пряный аромат этого цветка натолкнули правителя на мысли что, быть может, это и есть то растение, которое он ищет. Король приказал собрать как можно больше этих цветов и сделать из них отвар, которым следует поить заболевших. К величайшей радости, напиток этот оказался целебным и чума начала отступать. Но когда страшная болезнь постигла самого правителя, ничего не помогло ему и он умер.

Вернувшись домой, крестоносцы, очень любившие своего великодушного короля в память о нем приносят гвоздику , которая с тех пор становится одним из любимейших цветов во Франции. Но целебность гвоздики французы связывали не с свойствами цветка, а с личностью короля Людовика IX, которого вскоре в 1297 году церковь причислила к лику святых. Возможно, именно по этой причине ботаник Линней дал ей спустя много столетий название Dianthus, что означает «божественный цветок «.
Спустя несколько столетий гвоздика фигурирует в истории Франции в связи с именем Великого Конде (Людовика II Бурбонского), знаменитого полководца и победителя испанцев в битве при Рокруа (1649 г.). Находясь по причине интриг кардинала Мазарини в заточении в тюрьме, Конде посадил на грядке у окна своей камеры несколько гвоздик . Тщательно ухаживая за ними, он радовался каждому распустившемуся бутону и гордился этим не меньше, чем своими победами. Эти цветы стали для него отдушиной во мраке заточения и заменили ему недостающих друзей.
Современница великого завоевателя, французская поэтесса мадам Сюдери, однажды посетившая его в темнице, увидев как бережно лелеял он свои цветы, написала в память об этом такие строки: «При виде этих гвоздик , которые славный воин поливает своей победоносной рукой, вспомни, что и Аполлон строил стены, и не дивись видеть Марса садоводом».

В то время как Конде находился в заточении, его супруга, племянница Ришелье, очень энергичная женщина, подняла в провинции восстание, в результате чего добилась освобождения своего мужа из тюрьмы. Обрадованный внезапной вестью, Конде в восхищении воскликнул: «Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики , жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!» С тех пор красная гвоздика стала эмблемой сторонников Конде и является знаком преданности не только самому воителю, но и всему дому Бурбонов.
В страшный период французской революции красная гвоздика носила название «гвоздика ужаса «. Ею украшали себя невинные жертвы террора, идя на казнь. Это было молчаливым свидетельством о том, что они умирают во имя своего короля и смело смотрят в глаза смерти.
Но не только знать придавала красной гвоздике особое значение. В то же время французской революции крестьяне и простой люд Франции также наделяли этот цветок особым смыслом. Букетики гвоздик многие столетия дарили девушки отправляющимся на войну парням из своих деревень, как пожелание скорейшего возвращения домой с победой. Солдаты Наполеона верили в чудодейственную силу этого цветка и хранили его у сердца как оберег и средство, придающее храбрость в бою. На полях сражений на груди погибших храбрецов не раз находили такие букетики.
Насколько понятия храбрости и мужества были связаны для французского народа с гвоздикой , свидетельствует хотя бы тот факт, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цветом ленты цвет красной гвоздики , чем навсегда увековечил роль этого цветка в истории Франции и исконную любовь к ней французского народа.

Значительный вклад в развитие культуры гвоздики внес король Рене, которого Людовик XI оставил без наследства. Тогда Рене поселился в городе Экс и занялся разведением гвоздики . Начатое дело культивации цветка так захватило жителей провинции, что даже спустя столетия, Экс и поныне славится своими чудесными гвоздиками .
Бесконечно самодовольный герцог Бургундский, внук Людовика XV в юности возомнил себя величайшим садоводом. Этому тщеславию очень способствовал один из придворных льстецов, который ночью заменял только что посаженную юным герцогом гвоздику на пышную и цветущую. Утром же льстец заверял герцога в том, что его мощная личность так сильно действует на цветы, что они вырастают за одну ночь. Тщеславный герцог, тем не менее, принимал эту сказку за чистую правду, купаясь в лучах осознания собственного величия.
В 1815 году красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Наполеона, а роялисты, особенно пажи и гвардейцы избирают своей эмблемой белую гвоздику . К сожалению, это стало еще одной причиной кровавых столкновений между оппонентами, которые часто оканчивались очень печально.
Яркое тому подтверждение — история молодого пажа Людовика XVIII, Сен-При. Однажды он приехал в гости к своей тете, статс-даме герцогини д’Ангулем. Она с ухмылкой спросила его: «Как, ты не носишь никакой эмблемы? Разве ты боишься бонапартистов?» В это время в комнату входила герцогиня д’Ангулем. Услышав эти слова, она сказала: «Упреки Вашей тетушки несправедливы. Я знаю, что Вы, г-н Сен-При, — рыцарь без страха и упрека и преданы нам всей душой». Сказав это, она взяла из стоявшего в комнате букета белых гвоздик одну и воткнула ее в петлицу Сен-При.
«Глубоко тронут вниманием Вашего Высочества, — отвечал, кланяясь, Сен-При, — можете быть уверены, что я докажу, что Вы правы».
Гуляя вечером по бульвару вместе с несколькими товарищами и с подаренной ему белой гвоздикой в петлице, он повстречал группу офицеров-бонапартистов, в петлицах которых были тщательно воткнуты красные гвоздики .
- Очень маркий цвет, господа, вы носите, — дерзко сказал один из них.
- Да, правда, слишком маркий, чтобы вы могли его носить, — ответил Сен-При.
В результате между офицером и Сен-При завязалась ссора и драка на шпагах. Офицер оказался известным бретером и, несмотря на всю отвагу и прыть пажа, офицер ранил Сен-При прямо в грудь. Когда несчастье уже произошло, подоспел патруль, а офицеры скрылись. Товарищи подняли Сен-При и положили в карету, которая повезла юношу в училище. Когда его подвозили к училищу, случайно мимо проезжала карета, где ехали его тетка и герцогиня д’Ангулем. Не заметив его бледности, но увидав на груди окрасившуюся от залившей ее крови в красный цвет гвоздику, она воскликнула:
- Стыд, стыд! Негодный, он нас срамит, он носит красную гвоздику !
- Да, сударыня, — слабым голосом произнес Сен-При, — красную , но по-прежнему чистую; она окрашена моей кровью.
- Боже мой, — заметив кровь, растерянно произнесла герцогиня, — да ведь он ранен; бедное дитя, это я его убила!..

Паж скончался в этот же вечер, выразив перед смертью желание, чтобы в гроб ему положили и гвоздику, ставшую причиной его смерти…
Вот какую роль сыграла гвоздика в истории Франции. Однако в других государствах Европы она сыграла также свою, не менее интересную роль.

Программное содержание:

Уточнить и дополнить знания детей о цветке гвоздика.
Познакомить с легендой о гвоздике (из книги Л. Згуровской «Август в Крыму»).
Словарь: легенда, дикорастущие, медоносные.
Учить детей выполнять поделку из бросового материала и пластилина.
Развивать мышление, образное восприятие, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать интерес к родной природе.

Оборудование:

Картинки с изображением гвоздики головчатой, садовые гвоздики в вазе.
Карандаши (красного, розового цветов), точилки, зеленый пластилин, дощечки для лепки.

Гвоздика

Ход занятия:

Это цветок многим из вас знаком. Назовите его. Это гвоздика. Вы, наверное, видели гвоздики в букетах, преподнесенных в подарок, или в цветочных магазинах. Это садовые цветы. Их выращивают специально для того, чтобы потом срезать для букетов. Эти цветы долго стоят в вазах и радуют своей красотой людей.
Но есть у садовых гвоздик родственницы – дикорастущие гвоздики. Что значит дикорастущие? Это растения, которые растут без помощи человека, сами, в лесах, лугах, горах.

У нас в Крыму таких дикорастущих гвоздик много разных видов. Более десяти (12). Вот гвоздика головчатая. Видите, какая она головастенькая, целая компания цветков на конце стебля. А пахнет-то она как! Не то что ее садовая сестрица.

А есть еще гвоздика полевая. Как вы думаете, почему она получила такое название? Гвоздика полевая растет в поле.
Гвоздика бледная. Ваши предположения по поводу этого названия? Лепестки этого цвета окрашены в бледный бежевый цвет.
Растут в Крыму гвоздики, которые носят имена своих первооткрывателей (гвоздика Маршалла и гвоздика Андржейовского).

В давние времена в Китае от людей, которые разговаривали с китайским императором, требовали, чтобы они держали во рту гвоздику, чтобы не беспокоить государя неприятным запахом изо рта.

Да и в других странах не обходилось без гвоздик во дворцах. Придворные дамы украшали гвоздиками свои наряды. Просто не давали покоя садовникам, без конца требуя себе этих цветов. А все потому, что королева Англии явилась однажды на бал в платье, украшенном живыми гвоздиками.

А еще есть старинная легенда о гвоздике.

Легенда о гвоздике

«Была у греков богиня Диана. Очень красивая, мужественная и плюс ко всему – страстная охотница. Ее изображали с луком и стрелами и считали покровительницей охотников. Возвращалась она как-то с неудачной охоты и встретила малолетнего пастушонка, играющего на свирели. Диане надо было на ком-то сорвать свою злость, и она закричала на мальчика: «Это ты, негодный, распугал своей свирелью всех зверей и птиц» – «Что вы! Что вы! – испугался пастушок. – Я никого не пугал Я тихо играл, для себя только. Просто забавлялся. Голос свирели так тих, что его слышат только цветы». Разгневанная богиня не поверила пастушонку, набросилась на него и избила. Избила так, что капли крови окропили все вокруг, и каждая капелька проросла из земли, став стеблем пунцовой гвоздики».

Вот такая грустная легенда. Вы уже знаете, что легенда – это вымышленный рассказ о реальном, настоящем предмете.

Гвоздика умеет не только радовать взор своей красотой. Она еще обладает лекарственными свойствами. А насекомым она мила за то, что является медоносным растением. Как вы понимаете значение слов «медоносные растения»? Это растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд.

Название растения происходит от греческих слов - «божественный» и «цветок». Давайте попробуем сделать цветок гвоздики. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точилка для карандашей»

Точилку в руки мы возьмем,
Карандаш точить начнем.
Стружек ярких насверлим,
Цветок гвоздики смастерим.

Дети складывают левую руку в кулак, оставляя отверстие в середине. В это отверстие по очереди вставляют пальцы правой руки и делают вращательные движения, как бы затачивая карандаш с помощью точилки.

Ручной труд «Гвоздика»

Дети с помощью точилки делают закругленные и волнообразные деревянные заготовки (материал, остающийся после затачивания карандашей). Из них выкладывается цветок и прикрепляется к стеблю, вылепленного из пластилина зеленого цвета прямым раскатыванием. Можно прикрепить к стеблю вылепленный из пластилина листок.

Вопросы:

1. Чем отличаются садовые и дикорастущие гвоздики?
2. Перескажите легенду о возникновении этого цветка.
3. Как использовали цветки гвоздики в старину?
4. Какие вы запомнили виды гвоздики? Почему они так называются?
5. Почему гвоздику называют лекарственным растением?
6. Почему гвоздику называют медоносным растением?

Для чтения или заучивания наизусть:

«Гвоздика»

Погляди-ка,
Погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Новый празднует денек.

А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
– До утра! До новой встречи! –
И погасит огонек.
(Е. Серова)


Гвоздика

Если верить древней легенде, то тогда, когда на Земле очень-очень давно жили боги, как-то раз богиня Артемида (Диана) дочь Зевса и Латоны, возвращаясь с охоты, увидела пастушка, который играл на флейте и не подозревал о том, что звуки флейты напугали и разогнали всех зверей в округе. Разгневанная неудачной охотой богиня выпустила стрелу и остановила сердце прекрасного музыканта. Но очень скоро гнев богини сменился на милость и раскаяние. Она воззвала к богу богов Зевсу и попросила его превратить мертвого юношу в красивый цветок. С тех самых пор греки называют гвоздику цветком Зевса, мудрого и могучего бога, который подарил юноше бессмертие.

Гвоздика (бот. Dianthus) - цветок, известный приблизительно 300 видами, со многими формами разведения, названный так, очевидно, благодаря форме плодов. Поэтому гвоздика была растением, символизирующим страдания Христа. Ярко-красная гвоздика-травянка (или картезианская) часто представлена на изображениях мадонны с младенцем. Как залог любви она изображается на картинах обручения в эпоху Ренессанса. В Новое время во Франции красная гвоздика была цветочным символом роялистов, позднее - символом социал-демократии в немецкоязычных регионах (прежде всего в "день труда", Первого мая). Напротив, приверженцы христианско-социального движения носили белую гвоздику. На турецких и кавказских коврах гвоздика является символом счастья.
Гвоздика произрастала на Ближнем Востоке и была культивирована в течение последних 2,000 лет. Некоторые ученые полагают, что имя "гвоздика" происходит от слова "корона", в честь цветов, которые использовались на Греческих церемониальных торжествах. Гвоздики были известными в древнем Риме как цветы для победителей. В Корее молодая девушка вплетает три гвоздики в волосы, чтобы узнать своё будущее. Если верхний цветок умирает первым, ее старость будет тяжёлой; если средний цветок - молодые годы принесут ей большое горе. Если же погибал нижний цветок, это сулит бедной девушке жизнь, полную несчастий.
Гвоздики в основном символизируют любовь и увлечение. Светло-красные гвоздики выражают восхищение, тогда как темно-красный цвет обозначает глубокую любовь. Белые гвоздики указывают на удачу и чистоту чувств. Зеленые гвоздики дарят в День Святого Патрика. Розовые гвоздики имеют наиболее символическое и историческое значение. Согласно Христианской легенде, гвоздики появились на Земле с приходом Мессии. Богородица проливала слезы на Иисуса, и гвоздики вырастали из ее слез. Розовая гвоздика стала символом материнской любви и с 1907 года принята как эмблема Дня Матери, отмечаемого в Соединенных Штатах и Канаде во второе Воскресенье мая.

Ярко-пунцовый, приятно ласкающий взгляд, цвет гвоздики как будто имеет в себе что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с первого греческого мифа, повествующего об его происхождении.

Поговаривают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он своей музыкой разогнал всю ее дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
И только тут она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде, глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей не минуты покоя; но поправить дело она уже не в состоянии. Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минутку из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершённое злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь.

Вот такое вступление гвоздики в историю человечества. Дальнейшая ее история во многом соответствует началу. Но особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции.
Первое ее появление здесь относится еще ко временам Людовика IX Святого, когда этот благочестивый король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил со своими 60.000 рыцарей город Тунис.
В это время, как известно, среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, можно найти и излечивающее ее растение.
И вот он обратил свое внимание на один прелестный, росший на сухой, почти бесплодной почве цветок.
Красивая окраска цветка и сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах приводят его к предположению, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велел нарвать как можно больше этих цветков, сделал из них отвар и начал поить им заболевающих. Питье оказалось целебным и помогло некоторым больным. Но отвар из гвоздики - это не средство от чумы, в результате сам сам король, и Людовик IX вскоре становится жертвой болезни.

Вернувшись на родину, крестоносцы в память о короле посадили семена гвоздики. С тех пор этот цветок стал одним из самых любимых во Франции.Однако целебные свойства растения долгое время приписывали святости Людовика IX. Ведь в 1297 г. Папа причислил короля-крестоносца к лику святых. По этой же причине, вероятно, известный ботаник Линней дал ей много столетий спустя научное название Dianthus, т. е. "божественный цветок".
Прошли годы - и вновь гвоздика появляется на исторической арене. Французский герой, Великий Конде, знаменитый полководца и победитель испанцев в битве при Рокруа (1649г.) очень любил этот цветок.

Говорят, что когда облагодаря интригам кардинала Мазарини его заключили в Венсенскую тюрьму, Конде от нечего делать занялся садоводством и посадил на маленькой грядке у своего окна несколько гвоздик. Увлекшись их красотою, он так ухаживал за ними с такою любовью, что каждый раз, когда распускался цветок, он гордился им не менее, чем своими победами. Между тем жена его, урожденная де Майль-Бриз, племянница знаменитого Ришелье, женщина чрезвычайно энергичная, не оставалась в бездействии. Она подняла восстание в провинции, склонила на сторону Конде палату в Бордо и добилась наконец того, что его освободили из темницы. Узнав об этой неожиданной для него радости, Конде пришел в изумление и воскликнул: "Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики, жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!" С этой поры красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит выражением их самоотверженной преданности не только ему самому, но и всему дому Бурбонов, из которого он происходит.
Особенно она стала играть эту роль во времена французской революции 1793 года, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это время цветок получает название гвоздики ужаса (oeillet d"horreur).

Одновременно он получил особое значение и среди крестьянского населения Франции. Букетиками из гвоздик крестьянские девушки одаряли отправляющихся на войну парней, выражая им тем самым пожелание как можно скорее возвратиться невредимыми и с победой. Да и сами наполеоновские солдаты верили в чудодейственные свойства этого цветка и бережно хранили его при себе, считая его талисманом против вражеских пуль и средством, возбуждающим храбрость в битве. Вообще понятия о храбрости и беззаветной отваге были настолько связаны с этим цветком, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой - ту любовь, которую питал к ней искони французский народ. В 1815 году, когда наступила вторая реставрация, красная гвоздика изменила свое значение и стала эмблемой приверженцев Наполеона, между тем как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, избрали своей эмблемой белую.

В XVI веке гвоздика появилась в Англии и практически сразу завоевывала симпатии царствовавшей в это время королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Ее начали разводить и в садах, и в теплицах. Королева Елизавета не расставалась с этим цветком. Ее примеру, конечно, следовал и весь двор. За цветы платят громадные, особенно для этого времени, цены - по гинее за цветок, а большой венок из гвоздик герцогини Девонширской, вздумавшей украсить себе голову этими цветами в день одного придворного праздника, обходится ей ни более ни менее как в 100 гиней. Первым, начавшим разводить гвоздику в Англии, был придворный садовник Герард, получивший ее откуда-то из Польши. Это было в 1597 году. Прославившийся ее разведением садовод Паркинсон делит их на махровые - carnation и на мелкие, простые - gilly flowers. Среди этих сортов особенно нравился в то время "Sweet William", названный им так в честь Шекспира, который в своей "Зимней сказке" заставляет говорить о гвоздиках Пердиту: "Прелестнейшие цветы лета - это махровые гвоздики и пестрые гвоздички". О гвоздике не раз упоминают также и другие знаменитые английские поэты: Чосер, Мильтон, Спенсер. Воспевая флору, они никогда не пропускают случая воспеть и гвоздику с ее божественным запахом.

Являясь во Франции и Англии любимицей главным образом высших сословий, в Бельгии гвоздика, наоборот, сделалась любимицей бедняков, простонародья - цветком чисто народным. Здесь уходу за ним посвящали все свои краткие досуги горнорабочие, труженики, работавшие день и ночь в каменноугольных копях. Гвоздика представляла для них главную усладу в их безотрадной жизни, и, выйдя из подземного мрака, из места, где им каждую минуту грозила смерть, на свет Божий, они с любовью останавливали свой взор на этом чудном цветке, который как бы говорил им, что и для них существуют радости. Они следили за его развитием, стараясь его усовершенствовать, перещеголять красотой его цвета и форм цветы своих соседей. Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им новую жизнь, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат - все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего заметно ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли - и скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения. Страсть к гвоздике сохранилась в простонародье в Бельгии и до сих пор. Теперь культура ее проникла до самых отдаленных местечек Арденн. Гвоздика сделалась здесь символом благоустроенного домашнего очага, родительской любви и родительских забот; и молодой рабочий, занимающийся тяжелым трудом на чужбине, встречая здесь цветок этот, всегда соединяет с ним воспоминание об отеческом доме. В день его благословенья мать подносит ему букет из гвоздик - как единственное сокровище и украшение, которое она может ему дать; он в свою очередь сажает куст гвоздики на ее бедную могилу - как последнее выражение его глубокой сыновней любви. Букет же из гвоздик служит и первым подарком, первым выражением любви молодого рабочего своей невесте. Все это вместе взятое служит причиной также и того, что на многих картинах старинных голландских мастеров мы то и дело встречаем женщин с букетом гвоздик в руках, а на одной из картин в Феррарском соборе видим с букетом этих цветов даже и святых. Изображение гвоздик встречается нередко и на знаменитых брюссельских кружевах. В портретной живописи, преимущественно XV-XVI веков, в руке модели она служит напоминанием о помолвке. Красная гвоздика - символ чистой любви. По фламандскому обычаю, розовую гвоздику прикалывали к платью невесты в день свадьбы. Новобрачных часто изображают с гвоздиками в руках.
Ну а в Германии гвоздика не пользовалась особой народной любовью, хотя и служила всегда символом постоянства и верности, так как цветы ее, как известно, даже будучи засушены, часто сохраняют свою окраску. Одно немецкое двустишие говорит о ней: "Гвоздика, ты теряешь свой цвет не раньше, чем смерть тебя растреплет". Немецкие поэты относились к гвоздике без особой симпатии, в то время как у французов существует особый сорт, которому дано громкое название гвоздики поэта - oeillet de poete, у немцев она слывет за цветок тщеславия, пустоты, телесной красоты и сравнивается с красивой, но пустой женщиной. Так, например, Гете говорит: "Nelken! Wie find" ich each schon! Doch alle gleichi ihr einander, Unterscheidet euch kaum, und entscheide mich nicht..." (Гвоздики! Как вы прекрасны! Но вы все схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую выбрать). В Германию гвоздика была ввезена еще Карлом V из Туниса, когда он, заставив отступить Соли-мана, восстановил на троне прежнего султана и освободил 22.000 христианских рабов. Как воспоминание об одержанных здесь победах и о рыцарских подвигах его воинов, гвоздика была любимым его цветком и составляла необходимую принадлежность всех его дворцовых садов.

Итальянцам, напротив же, гвоздика пришлась по вкусу. Здесь этот цветок называют талисманом любви. И нередко, проходя мимо поставленного на перекрестке дорог изображения Мадонны, можно видеть деревенскую красавицу, молящуюся с цветами гвоздик в руке. Она молится о счастливом пути и благополучном возвращении своего возлюбленного, которому предстоит переправляться через столь опасные, вследствие массы встречающихся в них бандитов, горы, и просит у Мадонны благословить цветы, которые должны служить ему талисманом против всякого рода бед. Как только все будет готово к отъезду, она пришпилит ему эти цветы на грудь и будет покойна: они защитят его от всякой напасти... В Болонье же гвоздика считается цветком апостола св. Петра, и 29 июня, в день его памяти, ее цветами украшаются все церкви и весь город. В этот день вы не встретите здесь ни одной молодой женщины, ни одного молодого человека, у которых бы не было этого цветка в руках, на груди, в волосах или в петлице. В этот день его носят в петлице даже старики и солдаты. Введенная в Италию столетием раньше, чем в Бельгию, гвоздика здесь так прижилась и размножилась, что считается многими за дикое итальянское растение, и только историческая запись, что она была возделываема в 1310 году Матвеем Сильватика в числе привезенных с востока растений и затем разведена в садах Медичи, показывает, что это растение не туземное. Это подтверждается некоторым образом также нахождением ее изображения в гербе древней итальянской фамилии графов Ронсекко. Гвоздика эта, по преданию, попала сюда, как память о цветке, который дала на счастье графиня Маргарита Ронсекко своему жениху графу Орландо, когда накануне их свадьбы он должен был внезапно отправиться во Святую Землю, чтобы принять участие в освобождении гроба Господня от сарацинов. Долгое время после этого о нем не было ни слуха, ни духа; но потом один из крестоносцев принес Маргарите печальную весть, что Орландо пал в битве, и передал ей найденный на нем локон ее белокурых волос, который Орландо взял с собой как талисман, и вместе с локоном совсем иссохший цветок гвоздики, превратившийся от пропитавшей его крови Орландо из белого в красный. Рассматривая цветок, Маргарита заметила, что в нем образовались семена, которые, может быть, уже созрели. Тогда в память своего дорогого жениха она решилась посеять их. Семена оказались действительно зрелыми, взошли и развились в гвоздичное растение, которое зацвело. Но цветы их, вместо чисто-белых, каким был данный Маргаритой на память цветок, имели посредине красное, кровавого цвета, пятно, чего до этого времени в местных гвоздиках не замечалось. Пятна эти были как бы следом крови Орландо, как бы памятью о великой принесенной им жертве - о пожертвовании счастьем всей его жизни долгу истинно верующего христианина. И вот составители герба учли этот его великий подвиг и внесли обагренный его кровью цветок в герб той, которая была для него дороже всего на свете.