Морение дерева. Изготовление морилки своими руками: рецепты народных умельцев

Все о печах и дымоходах

Морилка своими руками:) Исследование Юлии Жушман

И снова здравствуйте! Я с очередной статьей. Поскольку журналистика - родственное мне занятие, то заинтересовавшись какой-то темой, начинаю докапываться что да как, вот и получается, что иногда теория у меня перевешивает практику. Увлеклась темой морения (вижу по сайту, что многим из Вас она тоже небезынтересна), и открыла для себя огромное количество способов как провернуть это дело без промышленной морилки. Сам процесс морения описывался многократно, а вот материалы меньше. Посидев на форумах мебельщиков (хотя гугл упорно предлагал энтомологов )- выбрала информацию более-менее проверенную, исключив рецепты, типа: «…возьмите цветок папоротника, добавьте перо совы, коготь летучей мыши и глаз дракона». Хотя, честно сказать, некоторые из оставленных способов мне это все же напоминают

Так вот, многие способы достаточно любопытны - оговорюсь: сама не проверяла еще, но очень хочу. И, зная, какой экспериментаторский дух здесь витает - думаю, заинтересую и Вас. Любопытно ведь попробовать просто потому, что любопытно, а не потому, что нельзя просто купить готовое. Тем более все рецепты не «строгие» можно добавлять самому все, что покажется подходящим - бить за это Вас никто не будет. Вот. Длинное вступление, к длинной статье. По совету Алисы разбиваю ее на две части — в первой будут доступные практически всем, а во второй — позаковыристей в плане материалов.

Перед началом «опытов» напоминаю, что цвет морилки НЕ должен соответствовать реальному цвету материала, который нужно проморить! Морилка должна быть темнее (цвет должен быть концентрированный) материала. Итак:

1. «Будет тебе и кофэ, будет и какава с чаем!»

Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен иногда и с добавкой питьевой соды. Используют и крепкий растворимый кофе. В этом способе нужную крепость вычисляем сами.

2. «- Ну, что, детки? Будем ботанику учить или кто-нибудь угостит учительницу гербарием?»

Если заварить кору лиственницы в крепкий раствор и покрыть дерево(лучше березу),оттенок получается красноватый .

Для придания древесине коричневого цвета просушите в тени немного прогнившую скорлупу орехов и затем истолките в ступке в порошок. Для изготовления морилки из порошка, Вам нужно сварить его в кипятке, отфильтровать отвар и кинуть в него немного карбоната калия или попросту соды. Если же древесину, обработанную ореховой морилкой после того, как она просохнет смочить водным раствором бихромата калия, то древесина станет красноватой . А если обработать разбавленной уксусной кислотой, то та же коричневая древесина станет — сероватой .

Изготовление морилки, дающей красноватый оттенок светлой древесине дерева возможно и из шелухи лука. Приготовьте очень сильный отвар луковой шелухи и используйте его самостоятельно или как добавку к коричневым морилкам.

Взять измельченную кору дуба, ивы, ольховые сережки и скорлупу грецкого ореха в равных частях. Всыпать в холодную воду, довести до кипения, добавить половину чайной ложки питьевой соды и еще немного проварить раствор на слабом огне. Процедить. Так же хороший цвет достигается аналогичным приготовлением раствора из коры вербы, яблони и оболочек грецкого ореха. При последующем тонировании изделие приобретает ровный коричневый цвет , идентичный натуральному.

Насыщенный черный цвет можно получить при использовании раствора из коры вербы и ольхи.

Рельефные формы можно пропитывать горячим хлопковым маслом, что делает прочнее резьбу и рельеф приобретает благородный темный цвет , который после покрытия изделия лакоми, его полировки становиться более интенсивным.

Светлую древесину можно покрасить в желтый цвет отваром из недоспелых плодов крушины, в коричневый — из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится.

3. Национальный русский напиток -уксус на халяву!

Обезжиренные мелкие гвозди или железную стружку заливают уксусной кислотой и дают составу настояться от суток до недели (в зависимости от нужной насыщенности) в темном месте. Этим составом покрывают изделие. Правда он имеет сильный резкий запах и им лучше покрывать дерево на свежем воздухе. Данный рецепт у американцев называется эбенизация (эбеновое дерево), т.к. на породах с большим содержанием танинов, типа грецкого ореха, получается хорошо выраженный черный цвет , иногда практически как антрацит. Правда некоторые мебельщики отмечают, что полиуретановый лак на водной основе просто сворачивается при нанесении такое дерево, видимо из-за уксуса. А вот нитра - нормально.

4. «- Дайте, пожалуйста, пачку аминазина. — Мы не можем продать его вам: это очень сильное успокоительное, оно продаётся только по рецепту врача.- Ну и ладно, дайте тогда ящик марганцовки — я лучше взорву этих марсиан к чертовой матери» .

В литре теплой воды разведите 50 грамм перманганата калия (марганцовки), а затем кистью нанесите его на древесину и через 5 минут вытрите влажной тряпкой. Эту морилку нужно использовать сразу после приготовления. В случае необходимости повторите обработку древесины. Оттенки получаются от вишневого до темно-коричневого , почти черного.Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если потом ничем не защитить дерево - марганцовка выцветет

5. Школьный курс химии: « — У вас в магазине синька есть? -Есть. — Какого цвета?»

Поверхность древесины дерева смочите раствором из 35 г карбоната калия или 75 г кальцинированной соды на литр воды, а затем после высыхания, смочите ее смесью 50 грамм танина (можно купить в аптеке) на литр воды. Не спешите повторять окрашивание древесины морилкой — цвет у нее проявляется лишь только через час…

Если древесину, с высоким содержанием танина (дуб), смочить гашеной известью, то после просыхания она станет светло-коричневой . А вот орех окрасится в зеленовато — коричневый цвет.

Для того чтобы дуб сделать более темным , используйте разведенный в воде 88%-ный нашатырный спирт. Старайтесь не вдыхать пары и не допускайте попадания жидкости на обнаженную кожу. По возможности работайте на открытом воздухе. После часа пребывания на открытом воздухе смесь теряет свою силу, поэтому наносите морилку очень быстро или постепенно смешивайте новые порции, а когда древесина примет нужный вам цвет, смойте раствор водой. Небольшую окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс морения будет закончен.

Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет , применив отвар барбарисового корня (можно купить в аптеке). Отвар процедите, можно добавить в него 2 % квасцов(тоже в аптеке) и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению.

. Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретаетзолотисто-желтый цвет.

Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50…60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10… 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.

Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами. Для коричневого — с купоросом, голубого — с питьевой содой, алого — с глауберовой солью, зеленого — с поташом.

В некоторых случаях необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении светлых пород, в дождевую воду(? - думаю можно и обычную) добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.

Здесь некоторые способы требуют, конечно, наличия знакомых химиков, но ради интереса публикую и их — а вдруг у кого-то вот просто так себе валяется дома медный купорос, а он ломает себе голову: куда же его применить?

6. «- Вась, опусти руку в этот стакан. — Опустил. — Что-нибудь чувствуешь? — Нет. — Значит серная кислота в другом стакане».

Смочите древесину с высокой концентрацией танина (продается в аптеке) 12 % раствором аммиака, и она приобретет серо — коричневый цвет .

С помощью водного раствора медного купороса можно придать серо-голубой оттенок дубу , приглушить тон красного дерева или сделать серым платан — этот тон еще называют «кленовым». Эффект начнет проявляться после того, как древесина просохнет.

. Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).

Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получитсясиний цвет .

Можно также использовать много различных кислот и их смесей, но для всеобщей безопасности лучше не публиковать - кто его знает как далеко любопытство некоторых и насколько глубоки их познания в химии?

7. «На уроке рисования учительница смешала синюю и жёлтую краски, и получился зелёный. Дети решили, что она ведьма и сожгли её».

Различные оттенки коричневого цвета можно получить также с помощью анилиновых красок. Эти краски можно купить в порошке — он легко растворяется в воде, а также в скипидаре и масле. Для темной морилки смешайте две анилиновые краски — вандейковскую коричневую и бисмарковскую коричневую. Разведите в теплой воде каждую краску по отдельности. Добавьте в оба раствора по 7 мл клея и каплю уксуса. Смешайте краски друг с другом, чтобы добиться нужного вам оттенка; чем больше воды вы добавите, тем светлее будет морилка.

Можно взять красители для одежды. Желтый, красный, и коричневый. Развести в воде примерно в 100-150 мл. каждый пакетик в отдельном пузырьке. И теперь из этих цветов можно смешать любую морилку.

8. Отбеливание: тогда мы идем к Вам!

При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок , при дальнейшем отбеливании — бледновато-розовый .

Если отбеливать яблоню в смеси нашатырь-перекись водорода, получается очень красивое дерево цвета слоновой кости . Отбеливание довольно глубокое, до 0.5 мм, можно шлифовать.

Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5…6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы — липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь — 15, кальцинированная сода — 3, горячая вода — 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.

Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке. Процесс отбеливания контролируется только визуально. Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.

Древесина березы после отбеливания в 3…5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок . Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды. Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо¬го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет , обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха. Чтобы получить синеву на белом фоне , отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

Вот и все, поздравляю всех, добравшихся до конца живыми!

Морёная древесина - это дерево, пролежавшее в воде многие годы, получив при этом невероятную красоту и прочность.

Все знают, что есть ценные породы деревьев, а есть более доступные, такие как сосна или ель. Но существует совершенно особая категория древесины - морёная. Это дерево, которое, пролежав в воде десятки, сотни, тысячи лет приобретает невероятную красоту и прочность. Поговорим о морёной древесине.

Морёная древесина - невероятная красота и прочность

Пролежавшие под водой стволы и обломки деревьев принято называть топляк. Логичное название, учитывая, что дерево действительно оказывается утопленным, находится на дне моря, озера, реки, болота десятки лет. Примечательно, что некоторые стволы при этом превращаются в труху, гниют и, разумеется, не могут быть использованы. А вот другие деревья, напротив, приобретают поистине каменную прочность.

Сама ценная морёная древесина - дуб. Это царское дерево и без того ценится за прочность и красивую текстуру. Пролежав под водой не меньше 300 лет дуб приобретает нежные палевые оттенки. Если же дерево чёрного цвета, то оно пролежало в водоёме порядка 1000 лет!

В доиндустриальную эпоху «чёрным золотом» называли вовсе не нефть, а именно морёный дуб. Изделия из него практически вечные, не подвержены ни гниению, ни грибку, ни плесени. Им не нужно защитное покрытие, а ещё морёная древесина выглядит необычайно красиво.

Помимо дуба самой ценной морёной древесиной считается лиственница. Это неудивительно. Именно эти породы деревьев за счёт высокой плотности тонут, опускаются на дно, где под слоем ила или песка происходит процесс трансформации. Даже в пресной воде есть соли, которые взаимодействуют с дубильными веществами древесины и помогают ей приобрести особую твёрдость и прочность.

По словам специалистов, чтобы дерево действительно стало морёным, оно должно пролежать под водой не меньше 40 лет. Вообще, чем дольше, тем лучше, считают эксперты. Идеальными местами для получения морёной древесины являются стоячие воды болот или озёр. Но и дерево, пролежавшее в морской воде, пропитанное солью, тоже будет не менее прочным.


Из морёной древесины можно делать буквально что угодно: мебель, паркет, различные поделки, статуэтки и фигурки, шкатулки, бильярдные кии, трубки, другие предметы интерьера и даже ювелирные изделия. Недостатков у этого материала нет, но доступен он далеко не всем. Стоит морёная древесина, особенно дуб и лиственница, очень дорого! На то есть несколько весомых причин:

  • Во-первых, это редкий материал. Хотя, как подсчитали в ЦНИИ Лесосплава, в процессе транспортировки стволов деревьев тонет примерно 1% из всего сплавляемого объёма, а в Волжском бассейне накопилось порядка 9 миллионов м3 топляка. Это же много, скажете вы. Но отыскать затонувшие стволы нелегко. Кроме того, лишь 50% всей затонувшей древесины можно отнести к деловой, то есть пригодной к дальнейшему использованию. И дуба среди топляка не больше 5%. В Европе поисками и подъёмом затопленных деревьев занимались давно и целенаправленно, поэтому отыскать в европейских странах топляк уже очень сложно. Россия пока обладает запасами этого материала;
  • Во-вторых, поднять на поверхность дерево сложно технически. Нужна специальная техника, обычно требуется помощь аквалангистов. Древесина становится тяжёлой, вручную цельный ствол не достанешь;
  • В-третьих, мало достать топляк. Его нужно ещё и высушить перед использованием. На это уходит примерно год, причём ускорять процесс ни в коем случае нельзя, сушка должна происходить естественным путём;
  • В-четвёртых, обрабатывать ставшее очень прочным дерево сложно, нужны специальные навыки и инструменты. Не все столяры берутся за работу с морёным дубом.

Поэтому за три килограмма морёного чёрного дуба в интернете зачастую просят порядка 2 тысяч рублей! Или 200 рублей за один кусочек небольшого размера, буквально кубик, пригодный только для вырезания, например, рукоятки ножа. А готовый гребень из морёного дуба, такой, как показан на фото выше, будет стоить больше 12 тысяч рублей.

Можете представить, во сколько же обойдётся паркет из такого материала или кухонный гарнитур. Эксперты сравнивают стоимость хорошего морёного дубового бревна с ценой автомобиля. Дешевле морёная берёза, сосна, осина - за кубометр просят от 1,5 до 20 тысяч рублей, в зависимости от состояния и качества древесины.

При таких ценах на морёную древесины, неудивительно, что изготовители мебели и предметов интерьера добиваются схожести с помощью морилок, специальных пропиток. Да, это уже имитация, по прочности и твёрдости такое дерево не отличается от обычного, но цвет становится темнее, благороднее, структура подчёркнута.

Морёная древесина - материал элитный. Только для дорогих интерьеров, отделки яхт, салонов эксклюзивных автомобилей, мебели, которая стоит в кабинетах президентов и руководителей крупных компаний. опубликовано

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Обработка дерева производится с целью увеличения срока службы данного материала. Пропитка специальными маслами, морение, вощение, нанесение лака предотвращают процессы гниения и деформации, а также повреждения древесины насекомыми. Браширование проявляет фактуру дерева, придает ему вид старой древесины. Чем обработать дерево — решать вам, каждый из перечисленных способов имеет свои преимущества и недостатки.

Обработка маслом и воском

Понадобится:

  • льняное масло;
  • пчелиный воск;
  • флейц (широкая плоская кисть);
  • ветошь.

Способы обработки древесины бывают разными, но цель у них одна — предотвратить гниение, появление плесени, высыхание, повреждение насекомыми, а также придать поверхности красивый законченный вид. Применение специальных масел (олифы) и пчелиного воска позволяет сохранить структуру материала, придает ему блеск и прочность, увеличивает срок службы.

Глубина пропитки льняного масла составляет 2 мм, что достаточно для образования защитного слоя.

Обработать дерево с минимальными затратами можно при помощи льняного или конопляного масла. Перед тем как приступить к работе, необходимо очистить дерево от грязи и пыли, полностью снять предыдущее покрытие, отшлифовать поверхность наждачной бумагой с мелким зерном. Специалисты рекомендуют нагревать льняное масло на водяной бане, но можно обойтись и без этой процедуры. Наносят масло либо при помощи флейца, либо втирают его в дерево наждачной бумагой. Важно следить за направлением кисти, наносите масло только вдоль волокон. Работу оставляют на сутки, после чего снова наносят масло, процедуру повторяют до тех пор, пока не достигнут желаемого результата. Мелкие изделия опускают в масло на несколько суток.

Есть и другие способы обработки, например, покрытие дерева смесью льняного масла и пчелиного воска. Все компоненты растапливаются на водяной бане, затем наносятся на поверхность при помощи кисти или тряпочки. Для того чтобы придать древесине определенный оттенок, в состав добавляют колер подходящего цвета. У данного метода есть существенный недостаток — очень медленное высыхание. Можно ускорить процесс, если добавить сиккатив (продается в художественных магазинах) или приобрести готовое масло (олифу), в составе которого присутствуют ускорители полимеризации и противогрибковые добавки.

Обработать дерево можно только одним воском. Современная промышленность предлагает цветные, бесцветные, матовые, полуматовые, глянцевые составы, которые не только укрепляют, но и выгодно подчеркивают фактуру древесины. Для обработки большой поверхности необходимо подогреть воск на водяной бане (в данном случае его наносят широкой кистью). Холодный воск втирают в дерево тонким слоем при помощи тряпочки, оставляют примерно на сутки, затем снова вощат поверхность. Можно сочетать бесцветный и тонированный воск, например, обработать края темным составом, а середину изделия — прозрачным. После того как воск просохнет, необходимо отполировать поверхность шерстяной тряпочкой (фетром).

Браширование древесины

Понадобится:

  • газовая горелка;
  • металлическая щетка;
  • рабочие перчатки;
  • флейц.

Метод браширования позволяет выгодно подчеркнуть структуру, придать дереву налет старины, заключается он в удалении мягких волокон (с верхнего слоя) при помощи жесткой металлической щетки. Для данной цели подбирают дерево с четко выраженными годичными кольцами, наличие сучков, глазков и прочих недостатков только приветствуется. Лучше всего подходят для браширования такие виды древесины, как сосна, ель, дуб, липа, орех. Непригодными считаются: вишня, груша, ольха, можжевельник, тик, бук.

Браширование бывает поверхностным и глубоким, выполняется с обжигом и без него. Дома намного проще применить безобжиговый способ. Дерево очищают от пыли и грязи, смачивают поверхность водой, примерно через 15 минут начинают вычесывать волокна при помощи железной щетки.

Двигаться нужно вдоль направления волокон, при этом желательно повторять рисунок годовых колец (борозды не должны быть идеально ровными).

Работа эта достаточно опасна, поэтому важно соблюдать технику безопасности. Оставшийся мусор вычищают флейцем (широкой кистью), двигаясь против волокон, в противном случае пыль прибьется к поверхности. Далее следует обработка морилкой или воском.

Для обработки методом обжига понадобится газовая горелка, с ее помощью обугливают поверхность древесины. Иногда в дереве встречаются так называемые смоляные карманы, которые могут загореться при обжиге. Ни в коем случае нельзя допускать длительного горения таких мест, огонь нужно сразу затушить. Степень обугливания зависит только от вашей задумки, она может быть легкой или полностью зачернить поверхностный слой. После этого волокна вычесывают металлической щеткой. Работать лучше на открытом воздухе, так как при брашировании образуется много черной пыли. На завершающем этапе поверхность шлифуют при помощи мелкой наждачной бумаги. В некоторых случаях обработка обжигом (с последующим вычесыванием) повторяется несколько раз, таким образом добиваются эффекта состаренного дерева. При необходимости применяют морилку или патину, но можно обойтись и без этого. Результат закрепляют при помощи мебельного воска.

Обработка древесины морилкой

Понадобится:

  • морилка;
  • широкая кисть;
  • наждачная бумага с мелким зерном;
  • ветошь.

Морилку наносят параллельно волокнам древесины, не допуская соприкосновения слоев.

Обработка дерева морилкой — один из самых популярных способов отделки. Морилка бывает на водной или спиртовой основе, последняя дает более насыщенные тона. Состав на основе спирта наносят на очищенную и отшлифованную поверхность при помощи флейца (широкой кисти), двигаясь вдоль волокон в одном направлении. При этом стараются нанести как можно больше морилки. После чего изделию дают просохнуть, при необходимости операцию повторяют. Используя морилку различных тонов (методом послойного нанесения), можно добиться интересных цветовых эффектов. После того как морилка просохнет, наступает этап отмывки. Необходимо убрать излишки средства, для этого изделие ставят под углом в 30 º, затем окунают кисть в ацетон и проходятся по поверхности (легкими движениями вверх-вниз).

Для придания дереву эффекта старины пользуются следующим методом. Сначала наносят основной фоновый цвет морилки (на водной основе), после ее просыхания проходятся по поверхности мелкой наждачной бумагой (строго вдоль волокон, иначе поперечные полосы будут видны после обработки). В итоге должна получиться неоднородная тонировка с потертостями и проплешинами. Затем берут водную морилку другого цвета, покрывают ею древесину, дают просохнуть, после чего снова зачищают шкуркой. Операцию повторяют до тех пор, пока не добьются нужного тона. Если планируется сделать однотонное покрытие при помощи водной морилки, то ее наносят в несколько слоев с обязательной промежуточной просушкой и обработкой мелкой наждачной бумагой. Смывка лишней морилки производится сразу после ее нанесения. Излишки просто стирают влажной тряпкой.

При нанесении водной морилки нельзя возвращаться на прокрашенное место, иначе образуются темные пятна, которые сложно будет удалить.

В домашних условиях можно приготовить морилку, которая придаст дереву состаренный вид. В стеклянную банку складывают мелкие гвозди или металлическую стружку, заливают столовым уксусом (лучше использовать винный), оставляют на сутки, после чего жидкость процеживают. Если необходимо получить более темный цвет, то время выдержки увеличивают. Получившийся раствор используют для морения дерева. В качестве морилки можно использовать крепкую заварку черного чая, кофе, корицу и даже марганцовку. Закрепляют результат при помощи нитролака. Если для обработки использовалась водная морилка, то лучше взять алкидный или акриловый лак.

Покрытие дерева лаком

После нанесения морилки поверхность обрабатывают быстросохнущим нитролаком — это делается для того, чтобы поднять ворс. Лак наносят тонким слоем (быстрыми движениями). После просыхания дерево становится шершавым на ощупь — это происходит из-за поднявшихся волокон. Поверхность шлифуют тонкой наждачной бумагой, двигаясь вдоль древесных волокон. Главная задача — очистить дерево от поднявшихся волокон и сделать поверхность гладкой. После этого можно использовать другой мебельный лак. Продолжить обработку тем же нитролаком не рекомендуется, так как он будет растворять предыдущий слой.

Далее, наносят основной слой лака, дают ему просохнуть, после чего проходятся по поверхности наждачной бумагой. Затем влажной тряпочкой удаляют остатки пыли, снова наносят лак тонким слоем. Операцию повторяют до тех пор, пока поверхность не станет идеально гладкой. Для того чтобы добиться зеркального блеска, поверхность полируют при помощи кусочка фетра, смоченного в масле и спирте.

Для обработки древесины лаком очень важно использовать качественную кисть из плотного синтетического ворса, который не осыпается при нанесении и не оставляет следов в виде полос и проплешин. Для состаренных вещей не требуется тщательная обработка каждого слоя, так как полированная поверхность плохо сочетается со старинной фактурой. В данном случае вполне достаточно нанести 2-3 слоя матового мебельного лака или воска.

Лаки для дерева на спиртовой основе (шеллачный лак) наносят при помощи тампона из ваты или кисти. Ватный тампон смачивают лаком, затем проводят им по поверхности вдоль волокон (только 1 раз), рядом делают следующий мазок таким образом, чтобы немного захватить предыдущий. В местах соединения полос лак быстро растекается, поэтому пятен не образуется. Нельзя использовать слишком густой шеллачный лак, иначе будут образовываться темные полосы. Обработка древесины шеллаком при помощи кисти выполняется точно так же, как и тампоном. Лак наносят в 3 слоя с обязательной промежуточной просушкой. Следуя этим советам, вы с легкостью сможете обработать древесину, не прибегая к помощи специалистов.

Дерево требует специальной защиты, в большинстве случаев для решения этого вопроса достаточно использовать лакокрасочные материалы. Например, можно ознакомиться с тем, как покрыть дерево морилкой. Она сможет проникнуть в структуру древесины и защитить деревянные изделия от деформации, влаги и грязи.

Для начала следует изучить существующий ассортимент лакокрасочных материалов. Обращаем внимание исключительно на варианты, предназначенные для пиломатериалов.

Спиртовые лаки

Группа прозрачных и полупрозрачных покрытий, с помощью которых можно придать поверхности блеск, а также защитить от воздействия внешних факторов. В их состав входят сложные компоненты:

  • шеллак;
  • сандарак;
  • копал;
  • синтетические смолы.

Внимательно изучите этикетку с лаком, крепость используемого спирта должна быть не меньше 90º. В роли растворителя можно использовать этиловый спирт.

Правильно подобранное средство позволит выделить структуру и тон древесины.

Масляные лаки

Среди основных компонентов выделяют смолы и пигменты, которые растворены в масле. Консистенция может быть жидкой и полужидкой, что позволяет наносить его на поверхность дерева кисточкой или валиком. Доступная цена – это привлекательный и положительный фактор для большинства населения. После обработки на поверхности появляется тонкая прозрачная пленка, что выступает в роли защитного барьера для влаги и ультрафиолетового излечения. Возможно проявление характерного желтого оттенка.

Высокая степень защиты позволяет покрывать масляными лаками деревянные изделия, которые находятся под открытым небом.

Нитроцеллюлозные лаки

В основу входит нитроцеллюлоза, которую разводят в органических растворителях. Нанесенный слой будет сохнуть достаточно долго, поэтому стоит отнести предмет подальше от открытых окон и дверей. Образующееся твердое покрытие будет устойчиво как к солнечным лучам, так и к механическим нагрузкам.

При работе с этим лаком необходимо побеспокоиться о своей защите: надеть респиратор, защитные очки и резиновые перчатки.

Водные лаки

Акрилатная основа в водной среде – это и есть состав лака. Прежде чем наносить водный лак на деревянную поверхность, его необходимо тщательно перемешать или взболтать. После полного высыхания лаковый слой защитит древесину от воды, солнечного излучения и механических нагрузок.

Процесс морения используется для придания древесине определенного цвета, в частности цвета иной породы дерева. Нанесенный состав будет проникать внутрь структуры, не создавая пленки. Это позволяет подчеркнуть структуру и рисунок дерева и, кроме того, защитить древесину. Основные виды морилок:

  • на водной основе;
  • на основе растворителей;
  • на основе воска;
  • на спиртовой основе.

В специализированном магазине можно найти такой ассортимент морилок: жидкий концентрат, раствор и порошок.

Удаление старого слоя

Наносить как лак, так и морилку необходимо исключительно на подготовленную поверхность, если речь идет о старом предмете мебели. На сегодняшний день можно воспользоваться тремя способами очистки древесины от старого покрытия:

  • смывка;
  • тепловое воздействие;
  • механическое воздействие.

Определять, какой способ подойдет, необходимо в индивидуальном порядке, исходя из типа изделия и лакокрасочных материалов, которые использовались до этого. Рассмотрим каждый способ отдельно.

  1. В первом случае старый лак удаляют при помощи специальных жидких растворов. Его наносят обычной малярной кисточкой на поверхность, после чего оборачивают полиэтиленовой пленкой, чтобы образовался эффект термоса. Через сутки при помощи шпателя покрытие снимается, промывается водой. Нанесение нового слоя возможно через 24 часа.
  2. Второй способ быстрее, но для этого понадобится строительный фен. Вооружившись простым шпателем, можно приступать к процессу: небольшой участок нагревают и аккуратно снимают старое покрытие.
  3. Третий вариант подойдет для обработки большой площади, например шкафа или пола. Из специальных инструментов понадобится шлифовальная машинка, остатки зачищают наждачной бумагой.

В состав растворителей в большинстве случаев входят ядовитые вещества, поэтому при работе с ними следует надеть респиратор.

Подготовка поверхности

Недостаточно просто удалить старый слой, поверхность нуждается в дополнительной обработке, то есть в шлифовании. Независимо от того о новом или старом материале идет речь, необходимо его тщательно обследовать на наличие дефектов. Если были обнаружены швы, трещины и сучки, то их следует ликвидировать.

Щели на стыках заделываются специальной шпаклевкой для дерева. После высыхания неровности зачищают наждачной бумагой с мелким зерном. Сырое дерево обрабатывать не нужно, так как все действия будут бессмысленными: при высыхании дерево деформируется, соответственно, нанесенный слой деформируется тоже.

Благодаря свойству глубокого проникновения морилки в поры древесины, раствор вступает в химическую реакцию с дубильными веществами, благодаря чему изделие будет полностью защищено от грибков, плесени и насекомых. Чтобы знать, как правильно наносить морилку на деревянную поверхность, необходимо ознакомиться с технологиями и методиками.

  1. Растирание. Морилку наносят на деревянную поверхность, после чего растирают по всей площади. В результате получается ярко выраженная текстура и природный рисунок. Особенно хороши морилки для пористых пород древесины, для них подойдут составы с длительным временем сушки.
  2. Напыление. Оттенок морилки подбирают на несколько тонов светлее, чем желаемый. Наносят жидкость с помощью краскопульта, в результате чего можно получить идеально ровную поверхность.
  3. Валик или тампон. Как и в случае окрашивания поверхности валиком понадобится специальный лоток. В него заливают жидкую морилку и затем уже наносят на дерево. Никаких разводов и потеков. Особенно популярна эта методика при обработке пола. Чтобы изготовить тампон понадобится вата и чистая тряпочка.
  4. Кисть. Простая и доступная для каждого технология. Следует заметить, что покрытие в один слой даст цвет относительно более глубокий, чем при других аналогичных способах нанесения.

Все указанные инструменты для морения дерева равноценны, поэтому при выборе можно руководствоваться исключительно собственными предпочтениями. Технология обработки ничем не отличается от обычной покраски. Но присутствует один важный момент: большинство морилок очень быстро высыхают, поэтому работать следует оперативно и аккуратно. Не дайте наносимому слою высохнуть до завершения работ, в противном случае этот участок будет отличаться от остальной поверхности.

Наносить морилку необходимо параллельно волокнам древесины, избегая соприкосновения слоев.

Как видите, процесс достаточно прост. Количество наносимых слоев зависит от желаемого оттенка. Для закрепления результата деревянное изделие или поверхность необходимо покрыть лаком.

В дачных или домашних работах очень часто используется древесина. Однако в своем натуральном виде она не всегда выглядит достойно, под стать окружающим предметам и мебели. Под воздействием ультрафиолета она становится серой. Не будучи покрытой никаким защитным составом древесина очень гигроскопична и начинает \\\»играть\\\» не то что от попавшей на нее влаги, а даже от разницы летней и зимней влажности. Поэтому отделка древесины это практически необходимая процедура, если вы хотите, что бы деревянная вещь сохраняла свои потребительские качества как можно дольше. Кроме того, правильно отделанная вещь имеет значительно более декоративный вид, нежели в свой естественный. В этой статье рассказывается о простом способе отделки дерева.

Отделывать можно любую породу дерева, от березы до дуба. Однако разные породы по разному смотрятся после отделки. Например, береза (не карельская и не березовый кап, а обычная наша береза или березовая фанера) достаточно однородна. У нее нет контрасных переходов и разводов вокруг сучков. Достаточно красиво смотрится ель и сосна, особенно их \\\»околосучковые\\\» части. И совсем великолепно смотрится дуб, бук, каштан.

Перед отделкой сухую деревянную деталь тщательнейшим образом шлифуют шкуркой (наждачной бумагой). При этом все движения шкурки должны происходить строго вдоль волокон и без сильного нажима. Любая глубокая поперечная риска после морения и залачивания тут же станет заметна.

После шлифовки древесину надо тщательно пропылесосить, что бы удалить вся микроскопическую пыль из ее волокон. После этого деталь покрывают морилкой для дерева. Морилка бывает водная и неводная. Водная, естественно, на воде. Ее применяют достаточно редко и для некрупных деталей. Неводную (на растворителе) — для любых. Лично я предпочитаю неводную. У нее больше цветовая гамма и с ней проще работать, она быстро впитывается и быстро сохнет.

Итак, подготовленную древесину обильно пропитывают морилкой. Вообще, мелкие детали морят методом погружения в морилку. Но большую доску или панель не погрузишь, поэтому используют обычную кисть. Морилку на дерево наносят с избытком, старясь наносить так, что бы дерево впитало как можно больше морилки, а морилка проникла как можно глубже в древесину. После этого детали дают немного просохнуть и приступают ко второму важному этапу отделке — отмывке.

Во время отмывки смывается вся лишняя морилка, которая осталась на поверхности дерева и не впиталась. При этом резко проявляется рисунок волокон древесины и значительно усиливается его контрастность. Дерево становится гораздо красивее.

Отмывку неводной морилки производят при помощи большого количества ацетона. Используют густую большую кисть. Для того, что бы действительно удалять лишнюю морилку, а не развозить ее по древесине, поступают следующим образом. Кисть окунают в посудину с ацетоном и держа деревянную деталь немного под наклоном (20-30 градусов) с легким нажимом водят кистью сверху вниз, как бы сгоняя лишнюю морилку. Другим концом деталь опирается на рабочий стол и под нее подкладывают какой либо очень гигроскопичный материал. Я использую бумажные салфетки. Стоят они не дорого, а впитывают влагу отменно — для того и предназначены.

Когда кисть доходит до конца детали она соскальзывает на эти салфетки и ацетоново-морилочная смесь тут же впитывается салфетками. Затем кисть вновь окунают в ацетон и смывают морилку. И так до тех пор, пока деталь не станет равномерной, не перестанет отмываться. После этого детали вновь дают немного просохнуть, теперь уже от ацетона.

Третий и заключительный этап — это лакирование детали. Его проводят в два этапа. Первый этап — т.н. поднятие ворса. Как вы знаете, древесина очень гигроскопична и охотно впитывает любую жидкость, которая на нее попадет. При этом она изменяет свои геометрические размеры — т.е. набухает. Поэтому после морения и отмывки она уже не такая полированная, как было до начала процедуры отделки. И вы это можете ощутить на ощупь, проведя ладонью по ее поверхности. Поэтому и поднимают ворс с целью его дальнейшего удаления путем шлифовки.

Ворс поднимают при помощи быстросохнущего мебельного лака типа НЦ-222. Это нитролак, растворяется ацетоном или 646-м растворителем. Разведя немного лака широкой мягкой кистью быстрыми размашистыми движениями вдоль волокон покрывают всю деталь и дают ей просохнуть. После того, как лак высохнет, вы ощутите, взяв ее в руки, какая она стала шершавая. Это и есть ворс — мелкие волокна древесины, отставшие от соседних клеток, начавшие топорщиться да так и застывшие под воздействием лака. Поэтому деталь вновь шлифуют при помощи мелкой шлифовальной шкурки. При этом не применяют шлифовальных машинок, а шлифуют только вручную.

Отшлифовав деталь ее вновь тщательно пылесосят и подвергают окончательной чистовой обработке. Ее тип выбирают уже в зависимости от назначения детали, места эксплуатации (дом — улица), что нравится хозяевам (матовая или глянцевая поверхность) и т.д. Если деталь предназначена для домашней эксплуатации — достаточно покрыть ее еще 1-2 слоями того же лака НЦ-222 и она приобретет полуматовую поверхность.

В целом такой способ отделки древесины достаточно дешев, позволяет получить достаточно декоративный внешний вид и имеет лишь один недостаток. Тут используются достаточно сильнопахнущие материалы (лак, ацетон). Поэтому все работы следует проводить либо на открытом воздухе, либо в хорошо проветриваемом помещении, оборудованном вытяжкой. Кроме того, надо учесть, что это очень легковоспламеняющиеся материалы. Поэтому поблизости не должно быть никакого открытого огня.

Константин Тимошенко

Комментарий.

Иногда, во время шлифования древесины, происходит неприятное задирание, а порой и утрата отлипшего кусочка. В абсолютном большинстве случаев эти отслоившиеся или вовсе отвалившиеся остроугольные фрагменты структурного рисунка являются, чуть ли не самыми красивыми местами всего узора. (Они хорошо видны на приложенных к статье фотографиях) Отслоение может произойти также на стадии высыхания морилки. Обычным шлифованием, после покрытия лаком, тут не обойтись. Щепа, как правило, выгибается из плоскости на 1.5-2 миллиметра, а после пролачивания – и того выше. Столкнувшись с подобной неприятностью — расстраиваться сильно не следует. Просто приклейте капризный лепесток перед дальнейшей обработкой любым, годным для склеивания древесины средством и не забудьте придавить, тщательно убрав выдавившийся излишек. Кстати сказать, чтобы не заморачиваться с клеем, можно использовать приготовленный для последующего покрытия лак. Процедура склейки та же. По высыхании, слегка зашкурите, если е! сть необходимость, восстановленное место и можете смело приступать к дальнейшей обработке.

В случае если заготовка имеет дефекты (сколы, трещины, следы жизнедеятельности различных насекомых или описанные выше утраты), а замена, в силу разных причин, невозможна или нежелательна (уникальный рисунок, сложная форма, например) то, необходимо провести несложную реставрацию. Для этого целесообразно на этапе шлифования собрать и сохранить образующуюся древесную пыль. Она, чуть позже, послужит наполнителем в приготовлении «шпатлевки». Дерево прекрасно шпатлюется. Но смесь для реставрационных работ вам придется готовить самим. Основа – желательно бесцветный мебельный лак; наполнитель – уже известен и если его собралось недостаточно, возьмите однородный кусок материала и нашкурите шлифмашинкой сколько нужно; колер – все та же морилка, неводная, естественно. Или в большинстве цветовых раскладов — обычный йод. Спирт с растворителем, конечно, неважный союз, но реакций отторжения не наблюдал. Берем понюшку древесного порошка, добавляем капельку лака, размешиваем чем-нибудь тоне! ньким и понемногу добавляем колер, не прекращая перевешивание до необходимого оттенка. Наносить раствор (шпатлевать) можно любым удобным, на ваш взгляд, инструментом, даже несоответствующего назначения. Я, например, облюбовал плакатные перья, разной ширины. Тонким пером — удобно наносить шпаклевочную массу, а пером пошире – «втирать-заглаживать». И не торопитесь выправлять поверхность сразу после зашкуривания!! Эту процедуру необходимо выполнять только после колеровки изделия морилкой и отмывки, т. к. затвердевшая смесь практически не берет в себя цвет. А если все-таки возьмет (заставить можно и гору подвинуться), то полученный результат будет далек от желаемого. Очень, знаете ли, сложно придать выровненному малюсенькому участку необходимый оттенок, многократно тыкая в него кистью или тампоном, не окрасив при этом прилегающую поверхность. А она уж впитывает колер с превеликим удовольствием. Вот и будете иметь: то там темно – здесь светло, то наоборот. И на древесный рисунок! ваша мазня ну никак не потянет.

Так же не следует приготавливать смесь сразу на весь объем работ, если, конечно, у вас не единичный дефект однородного цвета. Подгонка оттенков – дело не быстрое, а смесь сохнет — и оглянуться не успеете. Поэтому замешивайте «шпатлевку» ровно в том количестве, которое необходимо для выправления одного конкретного цветового фрагмента. По окончании ремонта и после полного затвердевания смеси, очень аккуратно затрите отреставрированные места «нулевкой» и, оценив по достоинству полученный результат, приступайте к покрытию лаком и полированию.

Дмитрий Петров.

Следует добавить, что морилками как правило, к сожалению пропитываются лучше всего мягкие волокна которые имеют более светлый цвет, а темные волокна которые имеют большую плотность, пропитываются хуже. После морения получаем конечно определеный тон, но на профессиональном языке этот цвет называется негативом.

Что бы такого не получалось, перед морилкой поверхность необходимо прогрунтовать раствором жидкого стекла на воде. После высыхания поверхность приобретает немного более старый вид и поднимается ворс. Теперь это все надо чуть буквально шлифануть и можно обрабатывать морилкой. Жидкое стекло закрыло немного поры светлых волокон и теперь будет мориться более красиво и контрастно.