Примеры переносных слов в русском языке. Переносное значение слова

Все о печах и дымоходах

Слово может иметь одно лексическое значение. Такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолето­вый, сабля, настороже, аппендицит, береза, фломастер

Можно выделить несколько типов однозначных слов.

1. К ним относятся прежде всего имена собственные (Иван, Петров, Мытищи, Владивосток). Их предельно конкретное значение исключает возможность варьирования значения, так как они являются названиями единичных предметов.

2. Однозначны обычно недавно возникшие слова, не получившие еще широкого распространения (брифинг, грейпфрут, пицца, пиццерия и т.п.). Это объясняется тем, что для разви­тия многозначности у слова необходимо его частое использование в речи, а новые слова не могут сразу получить всеобщее признание и распространение.

3. Однозначны слова с узкопредметным значением (би­нокль, троллейбус, чемодан). Многие из них обозначают пред­меты специального употребления и поэтому в речи использу­ются редко (бисер, бирюза). Это способствует сохранению у них однозначности.

4. Одно значение, как правило, выделяет термины: ангина, гастрит, миома, синтаксис, существительное.

Большинство русских слов имеют не одно, а несколько зна­чений. Эти слова называются многозначными, они проти­вопоставлены однозначным словам. Способность слов иметь несколько значений называется многозначностью. Например: слово ко­рень - многозначное. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой указаны четыре значения этого слова:

1. Подземная часть растения. Яблоня пустила корни. 2. Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. Покраснеть до корней волос. 3. перен. Начало, источник, основа чего-ни­будь. Корень зла. 4. В языкознании: основная, значимая часть слова. Корень - значимая часть слова.

Прямое значение слова - это его основное значение. На­пример, имя прилагательное золотой обозначает «сделан­ный из золота, состоящий из золота»: золотая монета, золо­тая цепочка, золотые серьги.

Переносное значение слова - это его вторичное, неоснов­ное значение, которое возникло на основе прямого. Золотая осень, золотые кудри - имя прилагательное в данных слово­сочетаниях имеет другое значение - переносное («похожий на золото по цвету»). Золотое время, золотые руки - в этих примерах прилагательное имеет переносное значение - «пре­красный, счастливый».

Русский язык весьма богат подобными переносами:

волчья шкура - волчий аппетит;

железный гвоздь - железный характер.

Если сравнить эти словосочетания, то можно заметить, что имена прилагательные с переносным значением не толь­ко сообщают нам о каком-то качестве человека, но оценива­ют его, образно и ярко описывают: золотой характер, глубо­кий ум, горячее сердце, холодный взгляд.

Использование слов в переносном значении придаёт речи выразительность, образность. Поэты, и писатели ищут све­жие, неожиданные, точные средства передачи своих мыслей, чувств, эмоций, настроения. На основе переносного значения слов создаются специальные средства художественной изобра­зительности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и др.

Таким образом, на основе переносного значения слова об­разуются:

сравнение (один предмет сравнивается с другим). Луна, как фонарь; туман, словно молоко;

метафора (скрытое сравнение). Костёр рябины (рябина, как костёр); сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег);

олицетворение (свойства человека переносятся на живот­ных, неодушевлённые предметы). Отговорила роща; журав­ли не жалеют; молчит лес;

эпитет (образное использование прилагательных). Роща золотая; берёзовый язык; жемчужный иней; тёмная судьба.

В многозначном слове выделяются прямое и переносное значения. Прямое непосредственно обозначает предметы и явления действительности. Прямое значение называют также главным, первичным, основным, свободным, номинативным (назывным). Оно менее всего зависит от сочетания слова с другими словами в речи, наиболее употребительно, в словарях стоит обычно на первом месте: язык — 1. `Орган в полости рта в виде мышечного выроста у человека и животных`: слизистая оболочка языка.

На прямом значении основаны остальные значения слова — переносные: они раскрываются только в контексте. 2. Язык до Киева доведет — `орган речи, воспроизводящий мысль`. 3. Институт русского языка имени А. С. Пушкина — `средство общения людей — звуковой, грамматический строй`. 4. Люблю язык Лермонтова — `стиль, слог, манера выражения`. 5. Приказываю взять языка — `пленный`. 6. ...И назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн... (П.) — `народ, народность`. То или иное участие языка — органа в образных номинациях языка — речевой способности, языка, которым владеет нация или отдельный ее представитель, определяет связь переносных значений друг с другом и с прямым значением.

Переносное значение слова обозначает факты не непосредственно, а через отношение к соответствующему прямому значению.

Прямое значение слова не всегда можно объяснить, как в случае со словом язык, а также словами трава, куст, береза и многими другими. Чаще всего прямое значение является первичным, т. е. «древнейшим», хронологически первым для данного слова. Первичное значение называют исходным, историческим значением. Оно служит основой для возникновения и развития других, переносных, значений. Первичное значение слова рука — `собирающая` — от славянского корня ренкти — `собирать`. Переносные значения данного слова: 1) трудовая деятельность (опытные руки); 2) удар (поднять руку); 3) помощь (это ему на руку); 4) почерк (не знал его руки); 5) символ власти (перейти в другие руки); 6) состояние (под веселую руку); 7) вступление в брак (предложение руки) и т. д.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Слово может иметь одно лексическое значение. Такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолето­вый, сабля, настороже, аппендицит, береза, фломастер

Можно выделить несколько типов однозначных слов.

1. К ним относятся прежде всего имена собственные (Иван, Петров, Мытищи, Владивосток). Их предельно конкретное значение исключает возможность варьирования значения, так как они являются названиями единичных предметов.

2. Однозначны обычно недавно возникшие слова, не получившие еще широкого распространения (брифинг, грейпфрут, пицца, пиццерия и т.п.). Это объясняется тем, что для разви­тия многозначности у слова необходимо его частое использование в речи, а новые слова не могут сразу получить всеобщее признание и распространение.

3. Однозначны слова с узкопредметным значением (би­нокль, троллейбус, чемодан). Многие из них обозначают пред­меты специального употребления и поэтому в речи использу­ются редко (бисер, бирюза). Это способствует сохранению у них однозначности.

4. Одно значение, как правило, выделяет термины: ангина, гастрит, миома, синтаксис, существительное.

Большинство русских слов имеют не одно, а несколько зна­чений. Эти слова называются многозначными, они проти­вопоставлены однозначным словам. Способность слов иметь несколько значений называется многозначностью. Например: слово ко­рень - многозначное. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой указаны четыре значения этого слова:

1. Подземная часть растения. Яблоня пустила корни. 2. Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. Покраснеть до корней волос. 3. перен. Начало, источник, основа чего-ни­будь. Корень зла. 4. В языкознании: основная, значимая часть слова. Корень - значимая часть слова.

Прямое значение слова - это его основное значение. На­пример, имя прилагательное золотой обозначает «сделан­ный из золота, состоящий из золота»: золотая монета, золо­тая цепочка, золотые серьги.

Переносное значение слова - это его вторичное, неоснов­ное значение, которое возникло на основе прямого. Золотая осень, золотые кудри - имя прилагательное в данных слово­сочетаниях имеет другое значение - переносное («похожий на золото по цвету»). Золотое время, золотые руки - в этих примерах прилагательное имеет переносное значение - «пре­красный, счастливый».

Русский язык весьма богат подобными переносами:

волчья шкура - волчий аппетит;

железный гвоздь - железный характер.

Если сравнить эти словосочетания, то можно заметить, что имена прилагательные с переносным значением не толь­ко сообщают нам о каком-то качестве человека, но оценива­ют его, образно и ярко описывают: золотой характер, глубо­кий ум, горячее сердце, холодный взгляд.


Использование слов в переносном значении придаёт речи выразительность, образность. Поэты, и писатели ищут све­жие, неожиданные, точные средства передачи своих мыслей, чувств, эмоций, настроения. На основе переносного значения слов создаются специальные средства художественной изобра­зительности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и др.

Таким образом, на основе переносного значения слова об­разуются:

сравнение (один предмет сравнивается с другим). Луна, как фонарь; туман, словно молоко;

метафора (скрытое сравнение). Костёр рябины (рябина, как костёр); сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег);

олицетворение (свойства человека переносятся на живот­ных, неодушевлённые предметы). Отговорила роща; журав­ли не жалеют; молчит лес;

эпитет (образное использование прилагательных). Роща золотая; берёзовый язык; жемчужный иней; тёмная судьба.

1. Чем отличается прямое значение от переносного?

2. Какие типы переносных значений слов различают?

3. Для чего используются слова с переносным значением в речи?

4. Какие существуют способы переноса наименования?

Благодаря чему различаются разные лексические значения многозначного слова?

По способу наименования предмета (признака, действия) лексические значения слов делятся на прямые и переносные.

Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Основным значением в многозначном слове является прямое лексическое значение. Оно непосредственно соотнесено с реалией.

Переносное лексическое значение слова называет предмет (признак, действие) на основе различных ассоциаций, возникающих у человека при сопоставлении с другими предметами (признаками, действиями), а именно: на основе сравнения, смежности. В этом случае прямое значение используется для названия новых предметов (признаков, действий).

Перенос наименования (т.е. слова), уже закрепленного за каким-то предметом (признаком, действием), на другой предмет (признак, действие) происходит, если между предметами (признаками, действиями) имеется сходство, смежность или функциональная общность.

Различают разные способы переноса наименования. Перенос по внешнему сходству – это метафорический перенос. Он возникает в результате уподобления – ассоциации одного предмета (признака, действия) с другим на основе их сравнения, сопоставления, например: нос человека и нос лодки (общее – выступающая впереди часть).

Перенос по смежности – это метонимический перенос. Он возникает в результате уподобления предметов (признаков, действий) на основе их рядоположенности, например: разбил тарелку и съел тарелку (супа); снимите шляпу и остановите шляпу (т.е. «человека в шляпе»).

Перенос по функциональной общности – это функциональный перенос. Он возникает в результате уподобления предметов по их основному назначению, например: пожилой дворник (человек) и снять дворник («механизм на ветровом стекле автомобиля»).

Новое лексическое значение у слова, появляющееся на основе сходства, смежности или общности функций, вначале производит впечатление необычности, новизны.

Судьба переносного лексического значения слова различна. Одни переносные лексические значения слова со временем становятся прямыми названиями предметов, признаков, действий, например: нос лодки, ручка двери, изумрудный (о цвете); в толковом словаре в этом случае отсутствует пометка «перен.». Другие сохраняют метафорический оттенок, например: каша (путаница), кидать («распространять» - о тени, свете, лучах, взоре, взгляде), кипучий (деятельный, пылкий); в толковых словарях при них стоит пометка «перен».

У многих слов переносные значения являются авторскими новообразованиями, индивидуальными средствами выразительности в художественных произведениях. В толковые словари такие лексические значения не включаются.

Упражнение 272.

Выпишите сначала примеры, в которых выделенные слова употребляются в прямом, а потом в переносном значении.

1. Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги.(Из песни). 2. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не подняло бы ее в небо, если бы не опиралось на воздух (Павлов). 3. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (А. Пушкин). 4. Я полюбил позднюю осень за чистоту воздуха, холод, когда горят щеки, оловянную рябь рек, тяжелое передвижение туч. (К. Паустовский). 5. Правда, когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил. 6. Вспомнилось дорогое лицо с седыми прядями волос. 7. Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Горький) 8. И стоит себе лес, улыбается (И. Никитин). 9. К ней дамы подвигались ближе, старушки улыбались ей. (А. Пушкин) 10. Ишь, пора-то сенокосная, вся деревня на лугу. (Н. Некрасов.)

Упражнение 273.

Найдите в предложения слова, употребленные в переносном значении, подчеркните и уясните их смысл.

1. Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка. (С. Есенин).

2. Зима недаром злится, прошла ее пора – весна в окно стучится и гонит со двора.

(Ф. Тютчев).

3. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес. (А. Пушкин).

4. Что, дремучий лес, призадумался? (А. Кольцов).

Упражнение 274.

Прочитайте текст. Определите стиль текста. Выпишите слова, употребленные в переносных значениях, в составе сочетаний слов, уточняющих их значение; подберите к ним синонимы, соответствующие их значению в тексте, определите, какую смысловую, стилистическую роль выполняют эти слова в тексте.

В творчестве он бежал от истертых, заношенных слов, отыскивая в живой, родниковой речи слова, досель никем не тронутые и полнозвучные. Человек величайше совестливый и от природы застенчивый, он был непримиримым в сочинительстве: «К принятым литературным формам – как пишут стихи и драмы – не лежала душа. Мне хотелось выразить свое по-своему». Его отличала высокая требовательность к себе: «Чувствую понижение словесного уровня. Стихия языка рассеивается. Чтение Даля вовсе не для того, чтобы пустить в оборот слова, но без них можно задохнуться. Чтение русского – воздух». У него был обостренный слух к языковой стихии, сомнение – его отличительная черта – рождало красоту образного строя, поэтическую метафоричность его словаря: «… Много думал о слове: как-то не так понимают, когда заводят речь о словесном «хитросплетении». Забывается, что слово – живое существо, а не побрякушка и свинцовый типографский набор». Об истоках своего творчества он говорил так: «Веду свое от Гоголя, Достоевского и Лескова. Чудесное – от Гоголя, боль – от Достоевского, чудное и праведное – от Лескова».

Это раздумья из писем, дневниковых записей и воспоминаний русского писателя и драматурга – сказочника и выдумщика Алексея Михайловича Ремизова. (1877-1957).

Современный читатель волею обстоятельств еще мало знаком с творчеством этого талантливейшего писателя и человека.

(Журнал «Русская речь»)

Упражнение 275.

Прочитайте, подчеркните метафоры и сравнения, объясните их смысл. На основе сходства каких признаков происходит перенос.

1. Нет солнца, но светлы пруды,

Стоят зеркалами литыми,

И чаши недвижной воды

Совсем бы казались пустыми,

Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,

Упала – и, сотнями игол

Затоны прудов бороздя,

Сверкающий ливень запрыгал –

И лес зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,

Смешал молодые березки,

И солнечный луч, как живой,

Зажег задремавшие блестки,

А лужи налил синевой.

(И. Бунин)

Сначала он прошел сторонкой,

Потом, набравшись свежих сил,

Шурша в листве сухой и тонкой,

Залепетал, заговорил.

И вот лепечет без умолку,

Словоохотлив и упрям,

И за иголкою иголку

Без толку сыплет в окна рам.

Потом – должно быть, надоело! –

Притих, задумался и вновь

Принялся нехотя за дело –

Стегать капусту и морковь.

Ворча, пузырясь, всё упрямей

Бегут ручьи с ослизлых круч,

А он размашисто, стежками

Прорехи штопает у туч.

Заплаты лопаются с треском,

Сверкает что-то грохоча,

И так же – вдруг – по занавескам

Скользнуло золото луча.

Все просветлело, заблестело…

Ослабевая на лету,

Ударил дождь, уже несмело,

Последней каплей по листу.

И дышит сад, легко, глубоко

Всей грудью яблонь, груш и слив,

В журчанье бурного потока

Чулки до нитки промочив.

И хочется бежать, смеяться.

По лужам шлепать босиком,

Покуда капли золотятся

И затихает дальний гром!

(Вс. Рождественский)

3. Иду в страну лучистую

По имени Весна –

Туда, где Март бесчинствует,

Воспрянув ото сна,

Туда, где шубу снежную

Он сбрасывает с плеч,

Чтоб к солнцу грудью вешнею,

Земною грудью лечь.

Где так ликуют зяблики,

Где, разрубив снега,

Ручьи кривыми саблями

Врезаются в луга,

Где над любой проталинкой

Еще витает пар,

Где в каждой капле маленькой

Дрожит весны пожар.

(Н. Браун)

(Справочный материал I. 14. с. 206)

Выучите одно из понравившихся стихотворений наизусть.

Основным средством придания слову образности является употребление его в переносном значении . Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффекты художественного текста, делает этот текст образным и выразительным.

На основе номинативной (назывной) функции слова и его связи с предметом в процессе познания действительности разграничивают прямое (основное, главное, первичное, исходное) и переносное (производное, вторичное, непрямое) значения.

В производном значении соединяются, сосуществуют основное, прямое значение и новое, непрямое, появившееся в результате переноса названия с одного предмета на другой. Если слово в прямом значении непосредственно (прямо) указывает на тот или иной предмет, действие, свойство и т.д., называя их, то слова в переносном значении называют предмет уже не прямо, а через возникающие в сознании носителей языка те или иные сравнения, ассоциации.

ВОЗДУШНЫЙ – 1) ‘прилаг. к воздух (воздушная струя )’;

2) ‘легкий, невесомый (воздушное платье )’.

Появление у слова переносных значений позволяет экономить лексические средства языка, не расширяя бесконечно словарный состав для обозначения новых явлений, понятий. При наличии некоторых общих признаков между двумя предметами название с одного, уже известного, переносится на другой предмет, вновь созданный, изобретенный или познанный, который не имел до этого наименования:

ТУСКЛЫЙ – 1) ‘малопрозрачный, мутный (тусклое стекло )’;

2) ‘матовый, не блестящий (тусклый лак, тусклые волосы )’;

3) ‘слабый, не яркий (тусклый свет, тусклая расцветка )’;

4) ‘безжизненный, невыразительный (тусклый взгляд, тусклый стиль )’.

Д.Н. Шмелев считает, что прямое, основное значение – то, которое не определяется контекстом (наиболее обусловлено парадигматически и наименее – синтагматически):

ДОРОГА – 1) ‘путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения’;

2) ‘путешествие, поездка’;

3) ‘маршрут’;

4) ‘средства достижения какой-л. цели’.

Все вторичные, переносные значения зависят от контекста, от сочетаемости с другими словами: собираться в дорогу (‘поездку’), прямая дорога к успеху, дорога на Москву .

Исторически соотношение между прямым, первичным и переносным, вторичным значением может меняться. Так, в современном русском языке не сохранилось первичных значений для слов снедать (‘есть, съедать’), дремучий (‘дремлющий’), юдоль (‘долина’). Слово жажда в наше время имеет основное прямое значение ‘потребность пить’ и переносное ‘сильное, страстное желание’, но древнерусские тексты указывают на первичность второго, более абстрактного значения, так как часто рядом с ним употребляется прилагательное водный .

Пути переноса значений

Перенос значений может осуществляться двумя основными способами: метафорическим и метонимическим.

Метафора – это перенос названий по сходству признаков, понятий (метафора – невыраженное сравнение): булавка звезды; каким гребнем головы не расчешешь?

Признаки метафорического переноса:

  1. по сходству цвета (золото листьев );
  2. по сходству формы (кольцо бульваров );
  3. по сходству местоположения предмета (нос лодки, рукав реки );
  4. по сходству действий (дождь барабанит , морщины бороздят лицо );
  5. по сходству ощущений, эмоциональных ассоциаций (золотой характер, бархатный голос );
  6. по сходству функций (электрическая свеча в лампе, погасить / зажечь свет, дворники в машине ).

Эта классификация в достаточной степени условна. Доказательство – перенос по нескольким признакам: ножка стула (форма, место); ковш экскаватора (функция, форма).

Существуют и другие классификации. Напр., проф. Галина Ал-др. Черкасова рассматривает метафорический перенос в связи с категорией одушевленности / неодушевленности:

  1. действие неодушевленного предмета переносится на другой неодушевленный предмет (камин – ‘комнатная печь’ и ‘электрообогревательный прибор’; крыло – ‘птицы’, ‘лопасть самолета, мельницы’, ‘боковая пристройка’);
  2. одушевленного – тоже на одушевленный предмет, но другой группы (медведь, змея );
  3. неодушевленного – на одушевленный (она расцвела );
  4. одушевленного – на неодушевленный (конвоир – ‘сторожевой корабль’).

Основные тенденции метафорического переноса: переносные значения появляются у слов, общественно значимых в данное время. В годы Великой Отечественной войны использовались как метафоры бытовые слова для определения военных понятий: прочесать лес, попасть в котёл . Впоследствии, наоборот, военные термины переносились на другие понятия: фронт работ, взять на вооружение . Спортивная лексика дает много переносных значений: финиш, старт, ход конем . С развитием космонавтики появились метафоры звездный час, космическая скорость, состыковаться . В настоящее время большое число метафор связано с компьютерной сферой: мышка, архив, материнская плата и т.д.

В языке существуют модели метафорического переноса: определенные группы слов образуют определенные метафоры.

  • профессиональная характеристика человека (артист, ремесленник, философ, сапожник, клоун, химик );
  • названия, связанные с болезнью (язва, чума, холера, бред );
  • названия явлений природы, когда они переносятся на жизнь человека (весна жизни , град слёз );
  • названия бытовых предметов (тряпка, тюфяк и проч.);
  • перенос названий действий животных на человека (лаять, мычать ).

Метонимия (греч. ‘переименование’) – это такой перенос названия, который основан на смежности признаков двух или нескольких понятий: бумага – ‘документ’.

Типы метонимического переноса:

  1. перенос по пространственной смежности (аудитория – ‘люди’, класс – ‘дети’): (а) перенос названия содержащего на содержимое (вся деревня вышла, город волновался, вся набережная , съел тарелку , прочитал Пушкина ); (б) название материала, из которого сделан предмет, переносится на предмет (ходить в шелках , в золоте ; в багрец и золото одетые леса ; танцует золото );
  2. перенос по смежности временно й – перенос названия действия на результат (диктант, сочинение, печенье, варенье, вышивка );
  3. синекдоха (а) перенос названия части целого на целое (сто голов скота; за ним глаз да глаз нужен; он семь ртов кормит; он – моя правая рука ; сердце сердцу весть подает ) – часто встречается в пословицах; (б) целого на часть (жасмин – ‘куст’ и ‘цветы’; слива – ‘дерево’ и ‘плод’.

Эта классификация не охватывает всего разнообразия метонимических переносов, которые есть в языке.

Иногда при переносе используются грамматические особенности слова, напр., множ. число: рабочие руки , отдыхать на югах , ходить в шелках . Считается, что основа метонимического переноса – существительные.

Кроме общеязыковых переносных значений , в языке художественной литературы наблюдаются и переносные употребления слов, характерные для творчества того или иного писателя и являющиеся одним из средств художественной изобразительности. Напр., у Л. Толстого: справедливое и доброе небо («Война и мир»); у А.П. Чехова: рассыпчатая («Последняя могиканша»), уютная дамочка («Из воспоминаний идеалиста»), полинявшие тетеньки («Безнадёжный»); в произведениях К.Г. Паустовского: застенчивое небо («Михайловская роща»), заспанный рассвет («Третье свидание»), расплавленный полдень («Романтики»), сонный день («Морская привычка»), белокровная лампочка («Книга скитаний»); у В. Набокова: пасмурный напряженный день («Защита Лужина») и т.д.

Как и метафора, метонимия может быть индивидуально-авторской – контекстуальной, т.е. обусловленной контекстуальным употреблением слова, вне данного контекста она не существует: – Этакий ты бестолковый, братец! – укоризненно сказала телефонная трубка (Э. Кроткий); Рыжие панталоны вздыхают и задумываются (А.П. Чехов); Полушубки , тулупы толпились… (М. Шолохов).

Такие переносные значения, как правило, не находят отражения в словарных толкованиях. В словарях отражаются только закрепленные языковой практикой регулярные, продуктивные, общепринятые переносы, которые продолжают возникать, играя большую роль в обогащении лексических запасов языка.