Биотек здания. Био-тек – новейший архитектурный стиль

Бани мира

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИО-ТЕКА

Этот стиль зародился в период, когда инженеры искали ответы на сложные технические задачи и обращались за помощью к природным формам. Первые нотки бионики мы можем видеть в работах - наблюдая за птицами, он создавал летательные аппараты.

Но когда же био-тек прижился в архитектуре? Говорят, этот интерьер в свое время зародил британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в середине XX века. Фрэнк был убежден, что мебель и дома должны быть аналогичны живым организмам. По его словам, бионика должна соединять искусство, религию, науку и природу. Становление био-тека как архитектурного стиля приходится на конец XX века, но по сей день продолжает развиваться.

АРХИТЕКТУРА БИО-ТЕКА


Если посмотреть на интерьер в этом стиле, можно увидеть полное отсутствие симметрии. Это объясняется приближением к природным формам - паутины, деревьев, коконов, холмов, ульев и т.п. С помощью био-тека дизайнеры несут свою философию, создают уникальное пространство для проживания человека. Кстати, чтобы максимально приблизить бионику к природе, интерьер в этом стиле отличается экологичностью. Био-тек носит созерцательный характер, поэтому внутренняя обстановка должна действовать успокаивающе, умиротворяющее и без топорных деталей.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА


Вы можете выполнить свой интерьер в стиле минимализм и разбавить его каким-нибудь интересным элементом из бионики. Одно из кресел может напоминать пень или все ножки у мебели в стиле минимализм могут напоминать корни деревьев или камни. Правда, такую мебель вы вряд ли найдете в магазине, поэтому придется делать ее на заказ, а это удовольствие не из дешевых. Если хотите что-нибудь по дешевле - приобретите мебельный гарнитур, книжный шкаф или журнальный столик, повторяющий формы растений, камней или животных. Ну или в крайнем случае - мягкую мебель можно приобрести с обивкой, имитирующей природные материалы. Да, и не забывайте главное правило минимализма - все должно быть спрятано, функционально и лаконично.

МАТЕРИАЛЫ


Био-тек и минимализм близки в этом вопросе. Оба эти стиля не терпят обилие электроники в доме - все должно быть только в тему и толь самое нужное, чтобы не загромождать пространство. В идеале - бытовые и электро-приборы маскируются и прячутся в мебель, исключения составляют только осветительные приборы, стилизованные под природные объекты, домашний кинотеатр, компьютер и телевизор.

ДЕКОР И АКСЕССУАРЫ


Все предметы интерьера и декора подвергаются минимальной обработке. Все должно быть максимально натуральным. Основным декором минималистической квартиры с элементами био-тека являются живые растения, воссоздающие единение с природой. Только не переборщите, ведь основное направление у вас минимализм, а бионикой мы только разбавляем его консерватизм и строгость. На стеллаж вы можете поставить глиняные кувшин или вазу, на столах разложить декоративные камни или песок (идеально - расположить их между несколькими столешницами, создав оригинальную композицию). Натуральность могут подчеркнуть ковры, выполненные из меха или стилизованные под луг или газон.

Био-тек или бионика - название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Элементы бионики присущи зданиям немецкого экспрессионизма 1920-х гг. и структурного экспрессионизма 1960-х. Как было установлено ещё экспрессионистами, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов, так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Био-тек (bio-tech) - направление в архитектуре, которое, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Бионика происходит от греческого слова, означающего «элемент жизни». Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

Этот архитектурный стиль находится в процессе активного становления, в результате чего его теоретическая и исследовательская компонента преобладает над градостроительной практикой. Главное противоречие архитектурной бионики: консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам, самоподобным фрактальным формам. Достойное эстетическое и экономически оправданное решение этого противоречия - одна из основных задач био-тека.

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека. Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.
В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.

Архитектурно-строительная бионика изучает законы формирования и структурообразования живых шуб, занимается анализом конструктивных систем живых организмов по принципу экономии материала, энергии и обеспечения надежности. Нейробионика изучает работу мозга, исследует механизмы памяти. Интенсивно изучаются органы чувств животных, внутренние механизмы реакции на окружающую среду и у животных, и у растений.

Яркий пример шубной архитектурной бионики - полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. Их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб - одним из последних достижений инженерной мысли. Обе конструкции внутри полые. Склеренхимные тяжи стебля растения играют роль продольной арматуры. Междоузлия (узлы) стеблей - кольца жесткости. Вдоль стенок стебля находятся овальные вертикальные пустоты. Стенки трубы имеют такое же конструктивное решение. Роль спиральной арматуры, размещенной у внешней стороны трубы в стебле злаковых растений, выполняет тонкая кожица. Однако к своему конструктивному решению инженеры пришли самостоятельно, не «заглядывая» в природу. Идентичность строения была выявлена позже.

Бионика подтверждает, что многие человеческие изобретения имеют аналоги в живой природе, например, застежки «молния» и «липучки» были сделаны на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление.

Известные испанские архитекторы М. Р. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, с 1985 г. начали исследования «динамических структур», а в 1991 г. организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре». Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня». Через 15 лет в Шанхае должен появиться город-башня (по прогнозам ученых, через 20 лет численность Шанхая может достигнуть 30 млн человек). Город-башня рассчитан на 100 тысяч человек, в основу проекта положен «принцип конструкции дерева».

Башня-город будет иметь форму кипариса высотой 1228 м с обхватом у основания 133 на 100 м, а в самой широкой точке 166 на 133 м. В башне будет 300 этажей, и расположены они будут в 12 вертикальных кварталах по 80 метров. Между кварталами - перекрытия-стяжки, которые играют роль несущей конструкции для каждого уровня-квартала. Внутри кварталов - разновысокие дома с вертикальными садами. Эта тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте по принципу гармошки, который не заглубляется, а развивается во все стороны по мере набора высоты - аналогично тому, как развивается корневая система дерева. Ветровые колебания верхних этажей сведены к минимуму: воздух легко проходит сквозь конструкцию башни. Для облицовки башни будет использован специальный пластичный материал, имитирующий пористую поверхность кожи. Если строительство пройдет успешно, планируется построить ещё несколько таких зданий-городов.

В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Например, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного «морского уха», состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше. Такая технология может быть использована и для покрытия автомобилей.

Литература

Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н. А. Бернштейна, М., 1963.
Парин В. В., Баевский Р. М. Кибернетика в медицине и физиологии, М., 1963.
Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М., 1967.
Мартека В. Бионика, пер. с англ., М., 1967.
Крайзмер Л. П., Сочивко В. П. Бионика, 2 изд., М., 1968.
Брайнес С. Н., Свечинский В. Б. Проблемы нейрокибернетики и нейробионики, М., 1968.
Библиографический указатель по бионике, М., 1965.
Игнатьев М. Б. Артоника // Статья в словаре-справочнике «Системный анализ и принятие решений»изд. Высшая школа, М., 2004.
Мюллер, Т. Биомиметика: National Geographic Россия, май 2008, с. 112-135.
Lakhmi C. Jain; N.M. Martin Fusion of Neural Networks, Fuzzy Systems and Genetic Algorithms: Industrial Applications. - CRC Press, CRC Press LLC, 1998
Емельянов В. В., Курейчик В. В., Курейчик В. Н. Теория и практика эволюционного моделирования. - М: Физматлит, 2003.
Архитектурная бионика. Под редакцией Ю. С. Лебедева.-М.:Стройиздат, 1990. 269с.
Васильков Г. В. Эволюционная теория жизненного цикла механических систем. Теория сооружений. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. 320 с.

Человек XXI века, с одной стороны, начал уставать от технологичности индустриального мира и стремится стать ближе к природе. С другой стороны, от технологических завоеваний и удобств цивилизации тоже отказываться не хочется. примирить высокие технологии и чувство единения с природой призван архитектурный стиль био-тек. Это и смежный стиль и в то же время - прямая противоположность хай-теку.

Био-тек не требует от человека бросить город и поселиться в хижине, сменить встраиваемую технику на ручноё жернов, а современные материалы - на циновки и глиняную посуду. Био-тек - это не кантри и не эко-стиль. Это архитектурный и интерьерный стиль, где достижения новейших технологий сочетаются с мягкостью линий, напоминающих природные.

Отчасти био-тек напоминает модерн - удивительными линиями и парадоксальной геометрией. Но био-тек более дружественен к человеку, более мягок и комфортен. И в то же время - не менее футуристичен, чем хай-тек.

Био-тек отличают плавные, текучие линии, струящиеся фактуры, перетекающие друг в друга плоскости, взаимодополняющие объёмы. Это очень пластичный стиль, полный плавной гармонии. Линии био-тека вызывают ассоциации с волнами океана, переплетающимися лианами, завитками ракушек… Био-теку чужды острые углы, агрессивные пересечения плоскостей, резкие акценты. Архитекторы и дизайнеры, работающие в этом стиле, ориентируются на линии природы.

В био-теке используются современные материалы, стекло, модная подсветка. Но они, в отличие от хай-тека, не доминируют в качестве самоценности, а служат замыслу архитектора или интерьерного дизайнера.

Цвета сочетаются мягко, резкие контрасты исключены. Палитра приятна для глаз. Это могут быть сочетания зелёных и белых цветов, может быть лиловая, бежево-золотистая гамма. Вдохновение рождают закатные небеса, океан, золотистый песок, луговая и лесная зелень…

Био-тек

Био-тек - направление в архитектуре, которое, в противоположность хай-теку,обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-текасделал британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции.

Иногда природные формы используются для решения непростых инженерных задач, непосредственно не связанных с архитектурой. Например, искусственный остров Пальма-Джумейра в Дубае создан в виде кроны финика. Именно такая форма обеспечивает оптимальное соотношение продолжительности береговой линии и длины пути до наиболее удаленных от корня пальмы жилых объектов.

В этом цикле статей мы рассказываем о современных стилях архитектуры. В предыдущих публикациях речь шла о , . Следующий за деконструктивизмом стиль - био-тек.

Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, а войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Биотек или бионика - название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Элементы бионики присущи зданиям немецкого экспрессионизма 1920-х гг. и структурного экспрессионизма 1960-х. Как было установлено ещё экспрессионистами, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов, так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Основные характеристики стиля био-тек

Архитектурная бионика воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры.

Основным отличием является противопоставление консервативной прямоугольной планировке и конструктивной схемы здания - биоморфных криволинейных форм, оболочек, самоподобных фрактальных структур. Достойное эстетическое и экономическое оправдание этих решений - одна из основных задач био-тека.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Существуют постройки, повторяющие контуры медузы или проекты домов, похожие на раковины моллюсков.

Можно выделить несколько основных разновидностей заимствования природных форм для био-тека:

    Создание образа объекта, основываясь на его геометрическом подобии. Этот способ дает воз­можность осваивать эстетические свойства форм, абстра­гированных от функций - очертания, характер, стро­гость или мягкость линий и т.д.

    Организация функционально-планировочных решений, энергоэффективности и микроклимата на основе наблюдаемых в природе структур. В этом контексте структура выступает как про­цесс на пути становления формы, а пространство - как множество связанных между собой форм. Здания могут иметь форму гнезд, пещер, ульев и проч.

    Использование материалов и конструкций, подобных природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Небоскрёб Мэри-Экс, в простонародии корнишон (арх. Норман Фостер)

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры.

От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики.


Торговый центр Bullring в Бирмингеме

Примеры и представители

Примеры бионических сооружений: Сиднейская опера возводилась по аналогии с цветком лотоса. Пекинский национальный оперный театр – имитация водяной капли. Плавательный комплекс в Пекине. Внешне повторяет кристаллическую структуру решётки воды. Небоскрёб «Аква» внешне похож на поток падающей воды. Находится в Чикаго. Дом основателя архитектурной бионики Антонио Гауди – это одно из первых бионических сооружений. До сегодняшнего дня он сохранил свою эстетическую ценность и остаётся одним из самых популярных туристических объектов в Барселоне.

Архитекторы-практики биотека: Грег Линн Фрай Отто Бэйтс Смарт Николас Гримшоу Сантьяго Калатрава Кен Янг Майкл Соркин Норман Фостер

Заключение

Этот архитектурный стиль находится в процессе активного становления, в результате чего его теоретическая и исследовательская компонента преобладает над градостроительной практикой.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция этих зданий предусматривает комплекс инженерного оборудования. В них создают естественное освещение и вентиляцию, устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями.