Чем склеить керамическую плитку между собой. Склеивание фрагментов керамических изделий

Бани мира

Склеивание — наиболее часто выполняемая операция в процессе консервационной обработки керамических изделий.

Предварительный подбор фрагментов и их монтаж

При всем многообразии задач, которые возникают перед реставратором при сборке разбитых керамических изделий, можно выделить общие технические приемы работ, которые помогут найти наиболее правильный вариант на данном этапе консервационной обработки.

22. Японское блюдо. Фарфор, надглазурная роспись. Разбито на множество фрагментов

23. Японское блюдо. После реставрации

Материалы и инструменты

1. Клейкая лента — для предварительной сборки изделия. Следует исключить при работе с изделиями с хрупкой расслаивающейся структурой черепка и глазури, а также такими видами декора, как надглазурная роспись и позолота, незакрепленные красочные покрытия.

2. Светлый пластилин — для предварительной сборки мелких фрагментов изделия.

3. Замки-связки из гипса или эластичных полимеров — для предварительной сборки крупных фрагментов изделия с непористым черепком.

4. Растворители: ацетон — для удаления следов клейкой ленты; ацетон, уайт-спирит — для удаления следов пластилина.

5. Тампоны — для удаления следов клейкой ленты и пластилина.

6. Ящик с промытым кварцевым песком.

Метод работы

Независимо от того, какое количество фрагментов подлежит склеиванию, рекомендуется провести подборку разбитых частей и осуществить их монтаж.

Если изделие разбито на большое количество фрагментов, то при подборке их целесообразно применить способ системного размещения черепков, который заключается в том, что фрагменты подбирают и раскладывают на рабочем столе в определенной последовательности. Например, фрагменты верхней части разбитого сосуда собирают в одну группу, то же делают с фрагментами средней части (тулова), так же поступают с фрагментами его дна. Таков принцип взаимного расположения фрагментов. В этом случае вспомогательным ориентиром сборки могут служить определяющие признаки: контур и форма черепка, цвет и оттенки черепка и глазури, роспись, рельеф, другие элементы декора, а также трещины и сколы, продолжение которых, вероятно, читается на других, соседних, фрагментах.

После подборки всех имеющихся фрагментов производят предварительную сборку изделия. Эта операция помогает определить последовательность склеивания, выбрать оптимальный вариант точной подгонки фрагментов и выявить возможные утраты черепка.


24. Наполеон. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Фрагменты

25. Наполеон. После реставрации

При проведении предварительной сборки не следует стремиться к абсолютно плотному совмещению фрагментов, чтобы не травмировать поверхность разлома. Иногда достаточно и приближенно определить последовательность сборки, мысленно корректируя возможную подгонку фрагментов с учетом клеевого шва.

Предварительно определяя, насколько точно можно провести склеивание разбитого изделия, следует учитывать и то обстоятельство, что при самом незначительном по толщине клеевом шве все же происходит наращивание неточностей при сопряжении фрагменттов. А на последнем этапе сборки это может привести к тому, что точное совмещение оставшихся фрагментов окажется невозможным. Подобные трудности могут возникнуть и вследствие такого явления, как внутреннее напряжение, которое обнаруживается в керамическом материале, когда изделие разбито. Это явление проявляется в разной степени и не зависит от того, на какое количество фрагментов разбито изделие. Иногда точная сборка всего нескольких частей изделия может вызвать затруднения именно в силу проявления остаточной деформации в материале, образование которой зависит от конфигурации изделия, структуры и разнотолщинности черепка, характерных особенностей разлома. Поэтому именно еще в процессе сборки фрагментов реставратор должен предусмотреть равномерное распределение неточностей, чтобы неизбежные дефекты склейки были менее всего заметны, ни в коем случае не искажая форму изделия и не нарушая целостность восприятия элементов декора.

В процессе предварительной сборки изделия для фиксирования легких небольших фрагментов используют клейкую ленту, светлый пластилин. Фрагменты фарфоровых изделий, имеющих деструктированные частицы черепка и глазури, фиксируют при помощи клейкой ленты, но закрепление их следует проводить с обратной стороны, где декор отсутствует. Для фиксирования более крупных фрагментов применяют временные, легкоудалимые замки-связки из гипса.

Процедура сборки и склеивания многофрагментного изделия становится проще, если предварительно провести подклейку небольших фрагментов к более крупным или склеить соответствующим клеем (см. ниже) несколько небольших фрагментов, тем самым уменьшив их число, подлежащее окончательной сборке. Монтируя эти укрупненные фрагменты-секторы, можно вносить поправки в последовательность склеивания, чтобы достигнуть наиболее точного совмещения фрагментов и избежать образования так называемых «замков», когда какой-либо из фрагментов не удается установить между двумя соседними (в этом случае следует изменить последовательность сборки).

Когда предварительная сборка окончена, очищают поверхность и швы разлома от остатков вспомогательных крепежных материалов. Для удаления следов клейкой ленты используют тампоны с ацетоном; остатки пластилина удаляют тампонами с ацетоном и уайт-спиритом; гипсовые замки-связки удаляют механическим способом, при необходимости предварительно размягчив их водными компрессами.

Подготовка поверхностей разлома к склеиванию


26. Пласт с цветочной росписью. Фарфор, надглазурная роспись. Предварительная сборка фрагментов перед склейкой

Подготовка поверхностей разлома к склеиванию заключается прежде всего в удалении загрязнений или остатков старого клея.

Как правило, эту операцию выполняют одновременно с общей очисткой изделия (см. разд. 9).

Материалы и инструменты

1. Растворители: этиловый спирт, ацетон — для обезжиривания швов разлома.

2. Кисть — для очистки швов разлома от пыли или частиц керамической массы.

Метод работы

Перед процедурой склеивания реставратор должен еще раз обратить внимание на то, чтобы фрагменты после очистки были хорошо просушены, а швы разлома обезжирены спиртом или ацетоном. Если же изделие имеет свежие, незагрязненные швы разлома, достаточно лишь удалить кистью пыль или частицы керамической массы, которые даже при самом незначительном количестве могут стать помехой для точной склейки.

Нанесение клея и совмещение склеиваемых поверхностей

Проведение работ по склеиванию фрагментов, так же как и другие процедуры, связанные с реставрацией керамических изделий, предполагает различный методический подход, в зависимости от особенностей структуры черепка и состояния сохранности изделия как по шву разлома, так и в целом.

Поскольку методика склеивания основана на применении целого ряда различных по своей химической природе и физическим свойствам клеевых составов, то следует остановиться на некоторых понятиях, связанных с этим процессом.

Добавить сайт в закладки

  • Виды
  • Выбор
  • Монтаж
  • Отделка
  • Ремонт
  • Установка
  • Устройство
  • Чистка

Как и чем склеить разбитую сантехнику?

Иногда бывает так, что у нормально работающего унитаза появляются сколы или трещины, часто этим грешат и бачок, и ванные полочки из керамики, мрамора и так далее. Ведь даже качественная и дорогая сантехника имеет обыкновение трескаться и разбиваться, даже несмотря на достаточно хороший уровень прочности. Но если сантехника дорогая, то менять ее только из-за небольшого недоразумения просто не целесообразно.

Поговорим о том, как и чем, склеить унитаз, бачок, полочки из подобного материала. Нет возможности для всех случаев сказать точное время возможной эксплуатации вещи после ее ремонта: оно индивидуально для каждого случая и зависит от места повреждения, от его размера, способа склеивания и так далее.

Первый вариант склеивания

Для того чтобы заклеить трещину или склеить скол унитаза или бачка, необходимо приготовить следующее:

  • водостойкий клей, холодную сварку, эпоксидку или герметик силиконовый;
  • мелкую шкурку шлифовальную;
  • ацетон или растворитель;
  • узкий шпатель для удобного нанесения склеивающего материала;
  • ветошь;
  • строительный фен (можно и домашний).

В первую очередь скол и поврежденную поверхность тщательно зачищают шкуркой, феном или ветошью, освобождают от мелких частиц. Затем обе поверхности обезжириваются растворителем или ацетоном и далее хорошо прогреваются феном, чтобы максимально выпарить влагу из области будущего шва.

Если бак или унитаз в результате повреждения получил не очень большой скол, то его будет правильнее приклеить именно водостойким клеем.

Этапы установки унитаза.

Итак, на зачищенную, обезжиренную и хорошо просушенную поверхность нужно очень аккуратно нанести тонкий слой клея и согласно прилагаемой инструкции выдержать необходимое время. Только после этого куски нужно прижать друг к другу как можно сильнее на несколько минут.

Если провести этот этап правильно, то можно будет забыть про скол на несколько лет. Но следует знать, что и поврежденный бачок и унитаз, даже если место скола не очень заметно или не видно совсем, потребуют дополнительной обработки шва. В первую очередь — для его усиления, а во вторую — для эстетических целей.

Итак, наружный шов, полученный в результате склеивания унитаза или бачка, необходимо обработать замазкой швов, используемой для керамической плитки, или специальной эпоксидкой с наполнителем, максимально подобранным под цвет ремонтируемой сантехники. Унитаз или бачок изнутри на стыке швов усиливается дополнительным слоем клея и полоской мягкого нержавеющего металла или тонкого пластика. Предварительно область усиления очищается шлифовальной шкуркой, обезжиривается и высушивается феном.

Склеить трещину бачка или унитаза можно похожим способом. Внутренняя и наружная поверхности области трещины очищаются, обезжириваются и тщательно высушиваются. Затем обработанная область тщательная замазывается эпоксидкой. А изнутри бачок или унитаз на месте раскола усиливается приклеиванием полоски пластика или мягкого нержавеющего металла. На внешней стороне после высыхания эпоксидного клея область трещины следует дополнительно промазать водостойким клеем.

Вернуться к оглавлению

Общие правила склеивания сантехники

Понятно, что в любом случае нельзя обойтись без должной обработки соединяемых поверхностей, как описано выше. А вот одним слоем клея обойтись иногда невозможно, например, если поверхность на разломе имеет сложный рельеф.

В этом случае тщательная зачистка шлифовальной шкуркой может только повредить: если слишком стесать ею некоторые выпуклости, то при склеивании могут образоваться пустоты, которые точно не будут способствовать прочности шва. В этом случае разлом обрабатывается лишь слегка, все лишнее выдувается феном, обезжиривается, просушивается должным образом и промазывается тонким слоем клея.

Общий вид раковин для ванной и туалетной комнат: а - консоль, б - на пьедестале, в - на полупьедестале, г - встраиваемая.

Далее дается время до почти полного высушивания первого слоя клея и только тогда наносится второй. И второй слой выдерживается по инструкции, затем части склеиваются. Тут важную роль играет именно сила прижатия, а не время. В идеале хорошо бы полностью исключить даже микроскопические пузырьки воздуха из шва, поэтому так важны сильное давление и двойной слой клея.

Если бачок получил повреждение крышки, то ее расколотые части необходимо соединять на горизонтальной поверхности. А выдерживания под гнетом требуют некоторые клеевые составы, приготовленные на различных растворителях. При высыхании такого клея растворитель испаряется, при этом происходит расталкивание склеиваемых поверхностей. Для предотвращения плохого соединения следует пользоваться гнетом.

Для того чтобы надежно зафиксировать склеиваемые части, обычно используют тугой жгут или струбцину, а небольшие предметы из керамики можно поместить в ведро с чистым песком, на который ставится груз, при этом песчинки передают равномерное усиление на склеиваемые поверхности.

Вернуться к оглавлению

Склеивание мраморных поверхностей

Некоторые конструкции смесителей: а – смеситель для кухни, б – смеситель для кухни с душевой сеткой, в – смеситель для умывальника с управляемым выпуском.

Для склеивания мраморной сантехники (полочка унитаза, корпус смесителя, раковина, бачок) применяются очень различные по составу клеи, которые требуют определенного применения. Рассмотрим некоторые клеевые составы.

Универсальный и знакомый многим универсальный клей БФ-2 применяется практически при любом ремонте сантехники . Он годится как для склеивания пластмассовых труб, сифонов, термопластов, фитингов и другого похожего оборудования, так и для ремонта и склеивания санфаянса. И склеивание клеем БФ-2 ускоряется при последующем нагревании места склеивания.

Именно для этого предметы из фаянса, треснувшие смесители с керамическим покрытием, крышки унитазных бачков после склеивания нагреваются над электроплитой или в духовке, разогретой до 100°С. Фаянс и керамику достаточно надежно склеивают и готовые клеи: ЭПД, ЭПО, МЦ-1, «Марс», «Уникум», «Рапид» и им подобные.

Вернуться к оглавлению

Клеящие составы самостоятельного приготовления

Устройство раковины: 1 - настенное крепление; 2 - кронштейн, 3 - слив, 4 - широкая гайка, 5 - запорная гайка, 6 - стакан, 7 - цемент, 8 - канализация.

Возможно изготовление клея и своими руками. Например, для склеивания керамического или фаянсового унитаза можно приготовить клей, в основу которого входит казеин.

Рецепт первый. 10 частей казеина и 1 часть буры замешивают в 2 частях воды, позже добавляют еще 2 части воды. Для изготовления водоупорного шва в готовый раствор необходимо добавить несколько капель раствора алюминиевых квасцов или формалина. Такой клей затвердевает через 2-3 часа — за это время его следует использовать по назначению.

Для того чтобы склеить крупные фарфоровые или фаянсовые предметы (унитаз или бачок например) можно приготовить следующий клеящий состав:

  • 1 часть измельченного стекла;
  • 2 части речного просеянного песка;
  • 6 частей жидкого стекла или силикатного клея.

Этот клей достаточно прочен, но очень не просто сделать шов с ним малозаметным.

Второй рецепт:

  • 1 часть негашеной извести;
  • 10 частей мела;
  • 2,5 части жидкого стекла.

Данный состав следует готовить непосредственно перед применением, когда поверхности полностью подготовлены к склеиванию, так как он быстро твердеет.

Рецепт третий. Для изготовления впрок подойдет другой состав клея. Для него нужна 1 часть скипидара (по массе) и 2 части светлого шеллака. Скипидар и шеллак растапливаются на медленном огне, хорошенько смешиваются и охлаждаются. Далее полученную массу можно разделить на небольшие плитки и оставить на хранение.

Такой клей хранится достаточно долго, перед применением его следует разогреть и нанести тонким слоем на склеиваемые поверхности, которые затем нужно будет сильно сжать. Выступающий излишек клея тут же удаляется.

Четвертый рецепт. Унитаз из фарфора или другие предметы из этого материала можно склеить составом на основе гипса. Для приготовления такого клея также понадобятся обыкновенные квасцы. Готовится данный клей следующим образом: в насыщенном растворе квасцов 24 часа вымачивают жженый гипс, затем его сушат, прокаливают и измельчают, после до консистенции сметаны разводят водой.

1. Клей ПВА (поливинилацетатный) склеивает дерево, картон, стекло, кожу, ткань. Клей наносят тонким слоем на обезжиренные поверхности, соединяют и сжимают их. "Схватывает" клей за 20 мин. а полностью высыхает за 24 часа. До высыхания клеевой шов нетрудно очистить влажной тряпочкой.

2. Клей универсальный "Момент-1". склеивает дерево, металл, жёсткий поливинилхлорид, кожу, резину, войлок, декоративно-слоистый пластик, стекло, керамику. Клей токсичен и огнеопасен, поэтому работать с ним необходимо в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе - вдали от открытого огня. Наносят клей тонким слоем на обе склеиваемые поверхности (сухие, очищенные и обезжиренные), выдерживают 15 - 20 мин, пока клей не подсохнет до "отлипания" (т. е. до тех пор пока клей не перестанет прилипать к приложенному чистому пальцу), и сжимают их на несколько секунд.
При склеивании поверхностей большой площади из гибкого материала, например тонкой резины и пластика, совместить поверхности довольно трудно, так как склеивание происходит мгновенно и при неправильном наложении уже практически невозможно ничего изменить. Совмещение облегчается, если проложить между склеиваемыми поверхностями чистый лист бумаги. Постепенно выдвигая бумагу, совмещают поверхности и сжимают их (прикатывают). Наносить клей на большие поверхности удобно металлическим шпателем.

3. Клей эпоксидный предназначен для склеивания металла, керамики, стекла, древесины и других материалов, для заделки отверстий и трещин, а также может быть использован в качестве лакового покрытия. Клей водо- и маслостоек, является хорошим электроизолятором.
Приготовленный клей, как и его компоненты оказывают раздражающие действия на кожу. Попавший на кожу клей следует немедленно смыть тёплой водой с мылом. Для ремонта пищевой посуды клей применять нельзя.
Клей готовится непосредственно перед применением путём смешивания смолы с отвердителем в указанном в инструкции соотношении (часто - 10:1). Компоненты тщательно перемешивают в течении 5 - 10 мин. Склеиваемые поверхности покрывают тонким слоем клея и соединяют с небольшим нажимом. Излишки клея удаляют, причём сделать это можно сразу или по истечении 4 - 5 часов, когда уже наступит частичная полимеризация клея и излишки клея легко удаляются ножом или другим подходящим инструментом. Полное отвердение при комнатной температуре наступает в течении суток. При более низкой температуре время отвердения значительно увеличивается. Прочность клеевого соединения можно повысить прогреванием склеиваемых деталей при температуре около 100 ºС в течении нескольких часов отвердения клея. Прочность существенно зависит от точности соблюдения указанного в инструкции соотношения смешиваемых компонентов. Смола для эпоксидного клея поступающего в торговлю, в своём составе как правило, уже содержит пластификатор, обеспечивающий необходимую эластичность клеевого соединения. Если же готовить клейсамостоятельно, необходимо перед введением отвердителя ввести в смолу до 10% пластификатора и тщательно перемешать. Наиболее часто в качестве пластификатора применяют дибутилфталат. Отвердителем служит полиэтиленполиамин.

4. Клеи БФ-2 и БФ-4 склеивают металлы, пластмассы, дерево, стекло, керамику, кожу, характеризуются хорошими электроизоляционными свойствами, но большими диэлектрическими потерями (tgб=0,05). Клей БФ-2 используют, когда требуется хорошая влаго- и теплостойкость клеевого шва. Клею БФ-4 отдают предпочтение, если требуется эластичность и морозостойкость соединения. Для достижения высокой прочности соединения склеиваемые поверхности должны быть тщательно подогнаны друг к другу (зазор не более 0,05 мм.), очищены от грязи и оксмдов, обезжирены ацетоном или другим растворителем. На подготовленные таким образом поверхности кистью наносят тонкий грунтовочный слой клея, сушат около 1 часа на воздухе или в течении 15 мин. при температуре 85 - 95 ºС. После охлаждения деталей до комнатной температуры наносят второй второй слой клея, дают ему подсохнуть, после чего детали стягивают (например, струбциной) и помещают в термостат или духовку, где сушат при температуре 120 - 160 ºС в течении 2 часов. Если детали имеют низкую теплостойкость, клеевой шов сушат при комнатной температуре 36 - 48 часов, однако прочность склеивания в этом случае будет ниже.
Эти клеи можно применять для защиты металлических деталей от коррозии. Они хорошо растекаются по поверхности металла и обеспечивают достаточно стойкое к механическим и химическим воздействиям покрытие. Если клей слишком загустел, его можно разбавить этиловым спиртом.

5. Клеи БФ-6 применяется для склеивания тканей, обеспечивает прочность, не меньшую, чем при сшивании. Чтобы сделать соединение незаметным, подрезают бахрому и подгоняют края ткани. Затем вырезают накладку шириной 1,5 - 2 см из аналогичной или более тонкой ткани. Ткань очищают от пыли и грязи. Чтоб клей в дальнейшем не выступал на лицевой стороне ткани, накладку и место соединения обильно смачивают водой и отжимают. Кисточкой наносят тонкий слой клея с изнанки ткани и на приклеиваемую сторону накладки. Дают клею подсохнуть на воздухе до "отлипа", затем наносят второй слой и также просушивают его до "отлипа". С изнанки прикладывают накладку, накрывают её чистой влажной тканью и прижимают горячим утюгом. Через каждые 10 - 12 секунд утюг отрывают на 2 - 3 секунды, затем снова прижимают. Эту операцию повторяют до тех пор, пока увлажнённый участок ткани не высохнет. Затем, не двигая материал, дают ему охладиться до комнатной температуы. Утюг следует нагревать до температуры, рекомендуемой для данного вида ткани. Аналогичным образом можно заклеить разрыв, разрез, или ликвидировать дыру в ткани.

6. Клеи 88Н хорошо приклеивает резину и другие материалы к металлу. Клей разжижают бензолом до консистенции жидкой сметаны (не тянется за кистью и не стекает с неё), намазывают им резину (или другой материал) и сушат 3 - 5 минут. Затем наносят второй слой на резину и первый - на метал. Оба слоя сушат 5 - 6 мин. Детали соединяют и резину прикатывают роликом, и сушат в течении суток (лучше под прессом).

7. Клей "Уникум" обеспечивает водостойкое соединение изделий из дерева, металла, резины, керамики, кожи, кожезаменителей, плотных тканей, поролона и пластмасс в различном сочетании. На склеиваемые поверхности, обезжиренные ацетоном или бензином,наносят слой клея, через 2 - 3 мин - ещё один слой и плотно сжимают на 5 - 6 часов. Пользоваться склеенными изделиями рекомендуется не ранее чем через 24 часа. Работать с клеем надо в хорошо проветриваемом помещении в дали от огня, так как клей горюч.

8. Клей "Марс" предназначен в основном для склеивания изделий из кожи и кожезаменителей, но может успешно применяться и для керамики, дерева, картона, полистирола. На сухие и очищенные поверхности наносят тонкий слой клея. Через 5 минут наносят второй слой, соединяют склеиваемые поверхности и оставляют под грузом на 24 часа. Клей горюч, и работать с ним надо в дали от открытого огня.

9. Клей изоцианатный обеспечивает прочное соединение резины с металлом. Состав клея: лейконат и дихлорэтан в долевом соотношении 2:8. Детали зачищают и обезжиривают. Металл покрывают клеем и сушат на воздухе 30 - 40 минут. Затем на резину наносят первый слой, а на металл - второй. Через 20 - 30 мин наносят на металл третий слой, а на резину - второй. Детали соединяют, сжимают, нагревают до температуры 180 - 240 ºС и сушат при этой температуре в течении 10 - 12 минут.

10. Клей столярный широко используется для склеивания древесины. Качество клея во многом зависит от правильностит его приготовления. Нужное количество сухого плиточного клея измельчают, заливают чистой холодной водой (на 3 - 5 см выше уровня клея) и выдерживают в ней в течении 6 - 12 часов. После набухания клея верхний слой воды сливают, посуду с клеем помещают в "водянную баню", и нагревают на небольшом огне, периодически помешивая, пока не растворятся все кусочки клея. В процессе приготовления температура клея не должна превышать 60 - 70 ºС, иначе клеящая способность его ухудшается. В процессе склеивания температура клеевого раствора должна быть 30 - 50 ºС.
При склеивании древесины вдоль волокон поверхности деталей смазывают клеем один раз, торцевые поверхности - два раза, дав первому слою подсохнуть. Склеиваемые детали сжимают не сразу, так как горячий клей частично выдавливается наружу, а дают клею подсохнуть в течении 3 - 5 мин (плёнка при пробе пальцем должна быть липкой и вытягиваться в нити). После этого детали соединяют, немного притирают, слегка сдвигая их, затем зжимают (тисками, струбцинами) или стягивают (шпагатом, бинтом) и оставляют на 4 - 6 часов. При ремонте изделий слой прежнего клея удаляют. Для этого смачивают водой тряпку и кладут её на слой клея на 2 часа. Размягчённый клей соскабливают ножом, стамеской или шпателем.
Прочность клеевого шва зависит от его толщины и влажности древесины. Для получения прочного соединения толщина шва должна быть не более 0,1 - 0,15 мм. При влажности древесины более 12% (шпона - 5%) прочность склеивания значительно ухудшается. Небольшая добавка антисептика (бура, фенол, салициловая кислота) делает клей стойким против всех видов плесени.

11. Клей столярный водостойкий можно получить если добавить в обычный столярный клей натуральную алифу в массовом соотношении 4:1.

12. Клеевая паста применяется для грунтования, шпаклевания и склеивания деталей из древесины, зазоры при соединении которых превышают 0,2 мм. Пасту получают путём смешивания в горячем клее мелко просеянной золы, или сухого просеянного мела, или миканитовой пыли и т. п. Клеевую пасту можно также получить, смешивая вышеуказанные наполнители и с другими клеями.

13. Клей синдетиконовый применяется для склеивания древесины и приклеивания к ней различных материалов.
Состав клея (в граммах на литр воды): сухой столярный клей - 200, сахар - 200, известь гашеная - 70. Растворяют в воде сахар, затем известь и нагревают на слабом огне до получения прозрачной жидкости. Раствор фильтруют и кладут в него измельчённый столярный клей. В течении суток столярному клею дают набухнуть, а затем его распускают в клееварке на "водянной бане". Взакрытой стеклянной посуде клей можно сохранять длительное время, не теряя своих свойств.
При добавлении в клей мелко просеянной золы или сухого мела получается хорошая шпаклёвочная паста.

14. Клей казеиновый применяют для склеивания древесины, преимущественно с запресовкой, картона, а также для приклеивания к древесине и картону бумаги, ткани, кожи. Казеин, представляет собой светлый порошок, разводят в холодной воде до густоты сметаны, подливая воду небольшими порциями и тщательно перемешивая в течении 40 - 50 мин. Готов клей к применению через полтора часа. Наносят клей кистью на обе склеиваемые поверхности, которые через 4 - 6 мин плотно сжимают и выдерживают не менее 6 - 8 часов. Полное высыхание произойдёт через 18 - 20 часов.
Высохший клей значительно устойчивее к высокой температуре и влажности, чем столярный клей. Добавление алюминиевых квасцов (100 г/л) делает клеевое соединение более водостойким. Клей нужно антисептировать, иначе при медленном высыхании гигроскопических материалов образуется плесень и детали могут быть испорчены. Для антисептирования клей разводят в 10 - 15%-ном растворе аммиака (нашатырном спирте) или добавляют в него 200 г/л буры. Следует помнить, что клей оставляет пятна, особенно заметные на светлой древесине, причём со временем эти пятна могут становиться более контрастнее.
Перестоявшийся (более 4 - 6 ч) и загустевший клей не следует разводить водой: он утратил клеещую способность.

15. Клей переплётный приготовляют из столярного, добавляя к жидкому горячему клею (прямо в "водянной бане" глицерин (1/20 объёма клея).

16. Клей для картона приготовляют, растворяя в 100 мл воды 9 гр. конторского (силикатного) клея, 6 гр. картофельного крахмала и 1 гр. сахара. Полученную кашицу подогревают до образования однородной массы. Склеивать картон можно и многими другими клеями, однако клей по этому рецепту даёт более прочное соединение, чем, например, клейстер из муки, и к тому же дешевле многих других клеев, что немаловажно при большом расходе клея.

17. Клей декстриновый распространённый клей для бумаги. Приготовляют клей, разводя декстрин холодной водой (400 г/л). Декстрин можно приготовить самим, если подогреть сухой кортофельный крахмал на железном листе до 400 ºС и полученные коричневые непрозрачные комки размолоть в порошок.

18. Клей для папиросной бумаги можно приготовить, добавив в декстриновый клей такое количество денатурированного спирта, чтобы получилась сиропообразная жидкость. Этот клей не просачивается через бумагу.

19. Гумиарабик - клей для бумаги и картона из камеди (загустевшего сока некоторых плодовых деревьев, например вишни, сливы, абрикоса). Камедь размельчают в порошок и разводят тёплой водой до консистенции жидкой сметаны.

20. Клейстер из крахмала - клей для бумаги. Картофельный крахмал из расчёта 60 - 80 г/л растворяют в холодной воде (1/5 общего объёма воды), тщательно размешивают, заваривают крутым кипятком(4/5 общего объёма воды) и добавляют буру (25 г/л). Применяют клейстер обычно холодным.

21. Клейстер из муки - клей для бумаги и картона. Для приготовления 1 л. клейстера берут 200 г пшеничной муки и 50 г сухого столярного клея. Муку разводят в холодной воде и при тщательном размешивании добавляют кипяток до образования жидкой кашицы. Затем вливают распущенный в воде столярный клей. Полученную массу варят на слабом огне, непрерывно помешивая, чтобы она не подгорала. Когда кашица начнёт пузыриться и станет синеватой, клейстер готов.

22. Фотоклей можно использовать для приклеивания шкал, шильдиков, выполненных на фотобумаге. Состав фотоклея (в граммах на литр воды): крахмал - 60, квасцы алюминиевые - 40, мел (зубной порошок) - 40, синька сухая - 1. Около половины общего количества воды подогревают и растворяют в ней квасцы. Оставшаяся вода идёт на приготовление клейстера из крахмала. Раствор квасцов вливают в клейстер и хорошо размешивают. Через полчаса добавляют мел (зубной порошок) и синьку и тщательно перемешивают. Хранят клей в закрытой стеклянной посуде.

23. Клей для соединения ткани, дермантина и кожи с древесиной можно приготовить по следующему рецепту (в массовых долях):смешивают муку пшеничную (40), канифоль (3), квасцы алюминиевые (1,5), всё это заливают водой (100) и тщательно размешивают. Полученную тестообразную массу ставят на слабый огонь и помешивают до тех пор, пока масса не начнёт густеть. Склеивание производят горячим клеем.

24. Протакрил - пластическая масса - универсальный высококачественный клей и покрытие, дающее после шлифования и полирования декоративную влагонепроницаемую поверхность. Широко применяется в зубоврачебной практике. Он не растворим в кислотах, щелочах, минеральных маслах, прекрасно адгезирует с различными материалами - металлом, стеклом, фарфором, пластмассой, деревом.
Протакрил состоит из порошка и жидкости, которые непосредственно перед применением смешивают в соотношении 2:(1 - 1,1) в стеклянной или фарфоровой посуде и перемешивают в течении 1 - 2 мин. при этом избегать попадания пузырьков воздуха в массу (шпатель при перемешивании массы всё время должен касаться дна посуды). Порошок должен полностью пропитаться жидкостью, поверхность массы должна стать однородной и блестящей. Готовность массы определяется появлением тянущихся за шпателем нитей. Склеиваемые поверхности очищают от грязи и тщательно обезжиривают ацетоном, бензином или каким-либо другим органическим растворителем.
Наносят клей на обе поверхности, затем совмещают их и слегка сжимают. Полная полимеризация при температуре 40 - 45 С наступает через 15 - 20 мин, при комнатной - через 30 - 70 мин.
Для достижения необходимой толщины покрытия протакрил можно наносить на поверхность в несколько слоёв. Места не подлежащие покрытию, смазывают силиконовым маслом или натирают графитовым порошком. Несколько худшие результаты даёт обыкновенное подсолнечное масло.

25. Клей для целлулоида представляет собой раствор целлулоида в ацетоне. Для приготовления такого клея в домашних условиях надо растворить кусочки целлулоида (2 - 3г) в ацетоне (100мл). Клей наносят на обезжиренную поверхность кисточкой или деревянной лопаточкой, дают ему подсохнуть 2 - 3 мин, после чего детали плотно соединяют и сушат при комнатной температуре около часа.

26. Клей для полистирола - раствор полистироловой стружки (4 - 6 г) в бензоле (10 мл). Технология склеивания как и для целлулоида, но время сушки 10 - 12 часов. Склеивать детали из полистирола можно также чистым ацетоном, который хорошо растворяет этот материал. Кроме того применяется клей "Уникум" или "Марс".

27. Клей для органического стекла может иметь один из следующих составов (раствор стружки органического стекла):
0,5 - 1,5 г стружки, 100 мл дихлорэтана.
3 - 5 г стружки, 100 мл 85%-ной муравьиной кислоты.
3 - 5 г стружки, 100 мл ледянной уксусной кислоты.
0,5 - 1 г стружки, смесь ацетона (60 мл) и уксусной эссенции (40 мл).
Кроме того, склеивать органическое стекло можно чистым дихлорэтаном. Для этого его наносят на органическое стекло кисточкой до тех пор, пока поверхностный слой деталей не начнёт слегка растворяться. Работать с дихлорэтаном лучше на открытом воздухе, так как он токсичен. Нужно избегать попадание его на повреждённые участки кожи.

28. Клей для эбонита приготовляют, смешивая порошок чистой канифоли (6 массовых долей) с льнянным маслом (1 доля). Состав подогревают, помешивая, и доводят до кипения. После остывания клей сохраняется неограниченное время. Склеиваемые поверхности обрабатывают рашпилем, прогревают при температуре 50 - 70 ºС в течении 15 - 20 мин и наносят на них разогретый до кипения клей.

29. Клеящий раствор пенопласта в дихлорэтане или ацетоне устойчив против щёлочи и щелочного электролита и может служить защитной плёнкой для крашенной поверхности. Раствор готовят в чистой стеклянной посуде, заливая растворителем мелкие кусочки пенопласта. Раствор должен иметь густоту силикатного клея. На обезжиренную чистым бензином или ацетоном и высушенную поверхность кисточкой наносят тонкий слой раствора и просушивают. Затем поверхность покрывают краской или битумным лаком и после высыхания вторично наносят раствор. В результате слой краски или лака окажется между двумя слоями щелочеустойчивого покрытия. Таким способом хорошо покрывать, например, банки щелочных аккумуляторов. Раствор токсичен и летуч. Приготовлять раствор и работать с ним необходимо на открытом воздухе или в помещении с хорошей вентиляцией. Хранить раствор нужно в сосуде с притёртой пробкой.

30. Клей для стекла приготовляют, распуская желатин в равном количестве 5% -ного раствора двухромовокислого калия. Клей готовят в затемнённом помещении. Детали промазывают, стягивают струбциной или, например, крепко обматывают нитками и выдерживают на свету в течении 5 - 8 ч. Клей не растворяется в горячей воде.

31. Клей для стекла и керамики может иметь один из следующих составов:
Раствор казеина в жидком стекле (или силикатном клее).
Гипс, замешанный на яичном белке.
Гипс замоченный на сутки в насыщенном растворе алюминиевых квасцов, затем высушенный, размолотый и замешенный на воде (это лучший состав для склеивания керамики).
Раствор сухого мелкоразмолотого мела (зубного порошка) в жидком стекле в соотношении 1:4 (по массе).
Все эти клеи должны иметь консистенцию сметаны.

32. Паста для склеивания стекла с металлом удобна при большой площади склеиваемых поверхностей, так как имеет жидкую консистенцию. Клеевое соединение довольно прочно. Состав пасты в массовых долях:
Оксид миди - 2.
Наждачный порошок - 2.
Жидкое стекло - 6.
Смесь растирают до образования однородной массы. Склеенные детали нагревают до 100 ºС и выдерживают при этой температуре 2 ч, затем охлаждают до комнатной температуры. Через 12 - 14 ч паста полностью затвердеет.

33. Теплостойкая клеевая паста пригодна для ремонта остеклованных резисторов, для изоляции их выводов, а также для изоляции нагревательных элементов. Просушенный тальк (6 массовых долей) смешивают с жидким стеклом (или силикатным клеем), которого берут столько, чтобы получить массу консистенции сметаны (примерно 8 - 12 частей). Повреждённые или формуемые участки покрытия промазывают пастой и сушат при комнатной температуре около часа. Затем деталь нагревают до 100 - 110 ºС и выдерживают при температуре 10 - 15 мин.

34. Замазка для крепления стальной арматуры в камне может быть приготовлена по следующему рецепту в (массовых долях:
Смешивают сухие компоненты - железные опилки (100), гипс (300), нашатырь (5) и разводят эту смесь 9%-ным, так называемым столовым, уксусом (40 - 60) до нужной консистенции. Полученную замазку используют немедленно.

35. Контровочная замазка исключает самопроизвольное отвинчивание гаек, заменяя различные контровочные шайбы. Тальк замешивают в нитроэмали в соотношении 1:3 и разводят до нужной консистенции ацетоном или растворителем для нитрокрасок.

36. Шпаклёвки применяют для заделки мелких изъянов и выравнивания поверхности металлических, деревянных и пластмассовых изделий перед нанесением декоративных лакокрасочных покрытий.
Выбирают шпаклёвку из таблицы в зависимости от материала изделия, состояния его поверхности и лакокрасочного покрытия, которое будет нанесено.

Компонент

Масляная по металлу и дереву Лаковая по металлу и дереву Масляно-клеевая по дереву
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Олифа 145 18 180 20 20 - - 40 50 150
Скипидар 28 - 26 - 20 - - - - -
Сиккатив 14 9 14 19 - - - - - -
Клей костный (10%-ный водный раствор 28 64 27 35 - - - 112 - -
Мыло 3 4 3 - - - - - - -
Охра сухая - - 55 340 60 65 50 - - -
Мел 782 905 695 586 660 585 570 665 730 750
Сурик желтый сухой - - - - - 30 30 - - -
Лак масляный - - - - 200 235 350 73 - -
Вода - - - - 40 20 - 110 180 40
Белила цинковые - - - - - 65 - - - -
Клей малярный сухой - - - - - - - - 40 -
Раствор резины N3 в скипидаре 1:1 - - - - - - - - - 60
Связующее надо профильтровать, если оно содержит механические примеси, а наполнитель и красители - просеять до помола зубного порошка. Удобно приготовлять шпаклёвку на листе жести с загнутыми краями, либо на листе фанеры с набитыми по краям рейками. Рекомендуется сначала смешать все сухие компоненты, а потом уже добавлять в них связующее.
Готовую шпаклёвку можно сохранять несколько месяцев в полиэтиленовом мешочке или в банке, залив сверху водой.
Кроме составов, приведённых в таблице, при работе с изделиями из древесины и некоторых самодельных пластмасс можно использовать в качестве шпаклёвок клеевые пасты. Шпаклюют обрабатываемую поверхность шпателем.

Знаете ли вы?

Намазывать клей удобно с помощью полиэтиленовой пробки от бутылкт, например из-под шампанского. В пробку наливают клей, закрывают полоской бумаги, переворачивают и ставят на склеиваемую поверхность, затем вытаскивают полоску бумаги и, равномерно водя пробкой по поверхности, намазывают клей. Слой получается тонкий и ровный.

Кисти нужных размеров для нанесения клея можно достаточно быстро изготовить из пришедшей в негодность щётки-сметки или швабры с синтетическим ворсом. Сгодится даже сетка, в которую фасуют фрукты и овощи. Для этого берут алюминиевую трубку (из мягких сплавов) подходящего диаметра, обрабатывают напильником её торец, снимают фаску, особенно тщательно по внутреннему краю (удобнее это сделать сапожным ножом или другим ножом). Ворс складывают пополам, продев в образующуюся петлю прочный шпагат или мягкую проволоку, чтобы затем втянуть пучок ворса в трубку на глубину 15 - 20 мм. Втягиваемую в трубку часть ворса желательно предварительно подержать 20 - 30 с в горячей воде. Далее остаётся обжать конец трубки с ворсом в тисках или сплющить молотком и обрезать ножом излишки ворса, придав нужную форму и размер рабочему концу кисти.

Склеивать полиэтилен можно клеем БФ. Поверхность нужно тщательно промыть 25%-ным раствором хромового ангидрида, чтобы удалить с полиэтилена очень тонкую жировую плёнку, после чего клей хорошо "схватывается".

Капрон можно склеить концентрированной соляной кислотой или муравьиной кислотой.

Слюду склеивают слабым раствором желатина. Если к прочности склейки предъявляются повышенные требования, то к желатину добавляют хромовые квасцы.

Расколотый абразивный брусок можно склеить шеллаком, причём соединение не уступает по прочности цельному камню. Прежде всего необходимо тщательно вычистить места излома и удалить остатки масла, нагревая кусочки на раскалённом толстом металлическом листе. Пламя не должно касаться кусков, иначе они могут лопнуть в другом месте. По этой же причине их не следует слишком перегревать. Склеиваемые поверхности тщательно посыпают шеллаком и кусочки снова нагревают до тех пор, пока шеллак не расплавится и не заполнит поры. Затем куски складывают, прижимают один к другому, зажимают струбциной и выдерживают, пока они не остынут.

Чтобы приготовить малое количество эпоксидного клея, можно воспользоваться хорошо отмытой трубочкой от стержня шариковой ручки или "соломинкой" для коктейлей. На трубочке делают две риски на расстоянии, например 10 и 110 мм от одного конца. Сначала всасывают отвердитель до первой риски, затем смолу - до второй, т. е. в пропорции 1:10. В трубочку вставляют ватный пыж и проталкивают его проволокой, выжимая компоненты клея, которые затем тщательно перемешивают. Для всасывания компонентов можно воспользоваться резиновой грушей.

Эпоксидный клей можно наносить и на влажную поверхность, но тогда вместо обычно применяемого полиэтиленполиамина нужен другой отвердитель - АФ-2.

Достаточно "универсальный" клей можно приготовить из мелких кусочков линолеума (без матерчатой основы): обрезки засыпают в стеклянную или металлическую банку из-под краски или из-под растворимого кофе, заливают ацетоном до верхнего слоя и плотно закрывают крышкой. Через 15 - 20 ч клей готов. Он хорошо склеивает металл, древесину, керамику, ткань, войлок. При смешивании клея с порошком мела в массовом соотношении 1:2 получается водостойкая шпаклёвка.

Хорошую "тонкую" шпаклёвку можно приготовить на водоэмульсионной краске (можно использовать осадок долго хранившейся краски), добавляя в неё мелко просеянный мел или зубной порошок. Наносить шпаклёвку нужно тонким слоем, используя для этого металлический шпатель. Стальные изделия можно шпаклевать только после грунтования, так как водоэмульсионная основа вызывает интенсивную коррозию незащищённой поверхности металла. Водоэмульсионная краска содержит антисептик. Поэтому шпаклёвка приготовленная на ней, устойчива против плесени.

Консервная банка с продольным разрезом позволяет очищать шпатель от шпаклёвки в процессе работы. Шпатель вставляют в разрез и вытягивают наружу. Шпатель очищается кромками разреза, шпаклёвка остаётся в банке.


Во все времена посуда, статуэтки и другие изделия из фарфора передавались из поколения в поколение. И по сей день они остаются в почете. Хрупкость и эстетичность этой разновидности керамики только увеличивает ее ценность, поэтому хозяйки очень бережно относятся к таким предметам. Но как быть, если вещь, хранящая память о наших родных, или любимая посуда случайно упала и разбилась на осколки? Можно ли восстановить ее первозданный вид?

К счастью, сегодня существует множество уникальных клеящих составов, с помощью которых можно прочно склеить разбитую фарфоровую чашку или тарелку. Более того, в некоторых случаях восстановленную посуду можно продолжить использовать по назначению. В этой статье мы расскажем, каким клеем и как правильно склеить фарфор аккуратно и незаметно.

Чем клеить - выбор клея для фарфора

Фарфор и керамика отлично склеиваются, однако любая реставрация - процесс, требующий предельной аккуратности. Рекомендуем использовать для этих целей только самые эффективные клеевые составы, поскольку переклеить или переделать что-то будет крайне проблематично.

Для восстановления изделий из фарфора прекрасно подойдут следующие марки клея:

  • Супер-клей для фарфора и керамики UHU Porzellan Keramik - абсолютно прозрачный клеящий состав, позволяющий добиться практически невидимого шва. Чем тоньше слой клея, тем выше скорость схватывания и прочнее соединение.

Клеевое соединение способно выдержать незначительное воздействие воды - склеенную чашку или вазу можно будет помыть, но наливать в нее жидкость не рекомендуется. Склеенные фарфоровые изделия не боятся температурных воздействий.

Клей для склеивания фарфора UHU Porzellan Keramik продается в алюминиевых тюбиках (3 грамма), стоит порядка 150-200 рублей.



Клей подходящий для склеивания фарфора
  • ABRO EC-510 - прозрачный двухкомпонентный клей на основе эпоксидной смолы. Отлично склеивает фарфор и стекло. После высыхания сохраняет прозрачность, благодаря чему шов получается невидимым (можно склеить даже белый фарфор).

Клей после полного высыхания устойчив к воздействию влаги и моющих средств. Для приготовления клея необходимо смешать в равных пропорциях два компонента. При этом следует учесть, что время полного затвердевания клея - не более 5 минут.

Клей для склеивания фарфора ABRO EC-510 продается набором из двух алюминиевых тюбиков по 7 граммов, стоит порядка 150 рублей.

  • Супер Момент - универсальный водо- и термостойкий цианакрилатный клей. Мгновенно склеивает широкий спектр материалов, в том числе керамику и фарфор. Клей Момент Супер продается в алюминиевых тубах по 3 грамма, стоит порядка 70-80 рублей.

Инструкция - склеиваем фарфоровую тарелку

При выполнении работ важно строго соблюдать рекомендации производителя клея. Главное условие - склеиваемые поверхности должны быть идеально чистыми и сухими.

Начать следует с сопоставления осколков: сначала склеивают самые мелкие части, затем - крупные. В случае необходимости края изделия следует протереть, обезжирить растворителем и просушить.


клея для фарфора и керамики UHU Porzellan Keramik :

  1. На одну из склеиваемых поверхностей наносим тонкий равномерный слой клея. Для удобства можно использовать спичку или зубочистку.
  2. Сразу же после нанесения клея соединяем и сжимаем склеиваемые поверхности.
  3. Удаляем излишки клея при помощи бумажной салфетки. Для удаления остатков клея отлично подходит обычный ацетон.
  4. Аналогичным способом склеиваем все имеющиеся осколки.
  5. Оставляем изделие в прохладном месте на 12 часов - за это время достигается максимальная прочность соединения. Высокая влажность ускоряет процесс склеивания.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

При необходимости (например, если клеевой шов получился неровным) клеевое соединение можно разъединить путем нагрева изделия в духовом шкафу до 180 градусов.

Вещи из керамики, фаянса и фарфора есть в каждой семье. Часто это красивые, старинные изделия, работы хороших мастеров. Они украшают интерьер своей оригинальностью, радуют глаз и согревают душу. Иногда это дорогие, памятные вещи, доставшиеся по наследству. Но керамика и фарфор довольно хрупки. Посуда, ваза или статуэтка могут разбиться. Иногда повреждения столь серьезны, что пострадавшую вещь с большим сожалением приходится выбрасывать. Если же есть хоть малейшая надежда отреставрировать, продлить жизнь изделию, то ею, конечно, стоит воспользоваться. Но чем склеить керамику?

Синтетические клеи

Клей для фарфора и керамики может быть как природным (который можно приготовить самим), так и синтетическим.

На том, как приготовить органический клеевой раствор самостоятельно, мы остановимся ниже, а пока рассмотрим синтетические клеи, которые в изобилии предлагает рынок строительной химии.

Чтобы выбрать хороший клей для керамики, нужно быть внимательными, не стесняться консультироваться с

продавцами, так как выбор действительно велик. Но у каждого клея есть как свои достоинства, так и недостатки. Одни не дают прочных швов, в другие добавлен краситель, а некоторые недостаточно влагостойкие. Для склеивания керамических изделий рекомендуются «Марс», «БФ-2», «Rapid», «МЦ-1», «Мекол», «Суперцемент», «Аго», «Эластосил-2», «ЭДП», «Патекс» и др. Они отлично склеивают керамику, имея высокие технические показатели. Лучшим по водостойкости заслуженно считается «Марс».

Также оптимальным для наших целей можно назвать универсальный супер-клей на основе цианокриалата.

Он продается в любом специальном магазине. Этим клеем удобно пользоваться, так как он расфасован в маленькие тюбики для одноразового использования. Многие любят использовать для посуды клей «ПВА», так как его состав один из самых экологичных. Но после склейки этим клеем желательно еще пройти вещь слоем лака, иногда несколькими.

А чем склеить фарфор? Для фарфора, как и для керамики, также подходят универсальные эпоксидные и казеиновые клеи.

Органические клеевые растворы

Существует масса органических растворов, которые можно сделать самим в домашних условиях. Ими пользовались старые мастера. Рецепты выдержали проверку временем, и перешли к нам по наследству.

Вот несколько простых составов:

  • клей для реставрации фарфора. В гипсовый порошок добавляют белок 1 яйца и тщательно перемешивают. Получившейся субстанцией нужно клеить очень быстро, так как она моментально твердеет;
  • взбить в пену 1 белок яйца, дать отстояться сутки. Потом добавить в него пищевой соды, чтобы масса по консистенции соответствовала обычному тесту. Таким клеем хорошо клеить мелкие фарфоровые статуэтки;
  • смешиваются в равных пропорциях вода, бура, казеин, добавляются 2-3 капли формалина. Состав застынет спустя 2-3 часа, и им можно пользоваться.

    Более сложный, но эффективный состав – так называемый «пищевой клей»:

    • в 1 литр воды добавить 100 граммов сахара, 100 граммов гашеной извести. Перемешать;
    • варить смесь на небольшом огне около 3,5 часов, ни в коем случае не кипятить;
    • остудить, отстоять 2-3 часа, слить воду;
    • добавить в смесь полкилограмма любого размельченного плиточного клея. Перемешать, отстаивать 12 часов;
    • получившимся раствором работать в холодном состоянии.

    Клей для фарфора пригоден также и для керамики.

    Как склеить фарфор?

    Фарфор склеить несколько проще, чем керамику, поэтому будем двигаться от простого к сложному. Итак, как склеить фарфор?

    Сделать это можно, с помощью вышеописанных самодельных клеев, или воспользоваться одним из синтетических составов: «Рапид», «Аго», «Мекол», «Эластосил-2» и др.

    Алгоритм действий будет примерно таким:

    • промыть и высушить склеиваемые поверхности, затем обезжирить их;
    • нанести клей тонким слоем на места склеивания, приложить части друг к другу и сразу прочно прижать;
    • можно для прочности обмотать жгутом и не трогать несколько дней.

    А как склеить фарфоровую статуэтку, от которой откололись мелкие осколки?

    Вот вариант ремонта фигурки с помощью эпоксидного клея:

    • соединить смолу с отвердителем в пропорции 1:10, перемешать и подогреть;
    • аккуратно, тонкой палочкой нанести состав в место, куда нужно приклеить осколки и оставить на несколько минут;
    • приложить фрагменты разбитого изделия, слегка прижать;

    Полностью все высохнет через сутки.

    Вот таким образом можно склеить фарфоровую чашку или другое изделие.

    Использовать в данном случае будем супер-клей:

    • поверхности помыть, посушить, обезжирить;
    • намазать клеем, просушить 20 минут. Затем покрыть вторым слоем и прижать склеиваемые поверхности друг к другу;
    • потом склеенное изделие поставить в какую-либо емкость, большую по размеру, залить теплой водой и на небольшом огне кипятить 2-2,5 часа;
    • в воде изделие остудить и только потом извлечь;
    • подобным же образом можно прогреть его в духовке или просто подержать над плитой. Но делать это следует очень аккуратно, чтобы не перегреть изделие.

    Аналогичным образом можно делать ремонт фарфоровых вазочек или статуэток, главное – клей должен быть водостойкий. После высыхания реставрируемого предмета можно дополнительно покрыть его одним или несколькими слоями лака для придания большей прочности.

    Как склеить керамику?


    Керамические изделия гораздо тяжелее и объемнее, чем фарфоровые, поэтому их склеивание несколько более трудоемко. Так как склеить керамику, чтобы это было долговечно и надежно?

    Правила склеивания таковы:

    • собираем все разбитые части изделия, моем в теплой воде (можно с моющим средством для посуды), ополаскиваем и сушим;
    • собираем детали по схеме, чтобы видеть, как будем клеить;
    • обезжириваем ацетоном или другим составом склеиваемые места;
    • тонким слоем (палочкой либо тонкой кисточкой) наносим клей;
    • даем первому слою просохнуть, потом наносим второй;
    • прижимаем детали и держим несколько минут. Потом ватной палочкой аккуратно убираем остатки;
    • спустя некоторое время, чтобы первая деталь хорошо приклеилась, клеим следующую и т.д.;
    • затем склеенное изделие нужно хорошо зафиксировать жгутом, струбциной или другим приспособлением на тот срок, что указан в инструкции клея. Предмет маленького размера хорошо воткнуть в емкость с песком, это способствует надежному соединению между собой всех деталей.Обычно на окончательное схватывание шва уходит 2-3 дня.

    Осколки керамических изделий бывают довольно острыми, поэтому лучше при ремонте надевать резиновые перчатки, защищая руки от возможных порезов.
    Для работы с мелкими деталями удобно использовать пинцет.

    Теперь мы много узнали о том, как правильно склеить керамические и фарфоровые изделия. Какие клеи лучше выбирать, и как приготовить их самим. И, если случится несчастье с нашей любимой чашкой, вазой или статуэткой, постараемся применить полученные знания на практике, чтобы продлить изделию жизнь.