Определение растений выполняется по специальным руководствам (определителям или «Флорам»). Большинство определителей составлено так, что последовательно узнают семейство, род, вид. Часто определители содержат «дихотомические таблицы» для определения семейств, родов и видов.
Дихотомическая таблица состоит из последовательных ступеней, обозначаемых порядковыми номерами с левой стороны таблицы. Каждая отдельная ступень (1, 2, 3 и т.д.) делится в свою очередь на 2 части: тезу (обычно положительное утверждение – это первая часть ступени, обозначаемая цифрой 1,2,3 и т.д.) и антитезу (обычно отрицательное положение или иная совокупность признаков) – это вторая часть этой же ступени, обозначаемая по-разному в разных определителях: «+»,«-»,«0».
В конце каждой тезы и антитезы стоит цифра какой-либо ступени или название семейства (в таблице для определения семейств), рода (в таблице родов какого-либо семейства) или вида (в таблице для определения какого-либо рода). Определяющий, руководствуясь признаками определяемого растения, выбирает тезу или антитезу.
Если в конце тезы или антитезы стоит цифра, то это значит, что определение растения нужно вести дальше, переходя к ступени, цифра которой стоит в конце выбранной тезы или антитезы. Так постепенно следует переходить от ступени к ступени до тех пор, пока в конце тезы или антитезы не окажется название семейства. Определение семейства – это первый этап работы.
Далее следует второй этап – определение рода, к которому относится растение. Цифра, стоящая после названия семейства, указывает на страницу, где нужно искать следующую таблицу, по которой определяется род. Родовые таблицы составлены так же, как и таблицы для определения семейств, то есть каждая состоит из ступеней, обозначенных номерами.
Заключительным третьим этапом является определение вида растений. После определения рода следует обратить внимание на цифру, стоящую перед названием рода. Эта цифра обозначат номер рода, под которым приведена таблица определения видов данного рода. Видовые таблицы построены аналогично родовым. Ход определения и результаты определения следует записывать в тетради.
Многие ступени имеют рядом с номером ступени номерам, заключенные в скобки. Эти номера обозначают предшествующие ступени, от которых сделана сюда отсылка и намечают обратный ход определения. Такое обозначение облегчает определение, если сделана ошибка. В случае ошибки в определении (если не подходит указанная совокупность признаков) следует повторить более внимательно определение той ступени, где возможно произошла ошибка, или же всё определение начать сначала. При определении необходимо читать полностью тезу и антитезу, тщательно их сравнивать и только после сравнения выбирать дальнейший путь определения.
В руководствах для определения растений (в начале или конце книги) даются разъяснения по технике определения, условные обозначения и сокращения.
Без выполнения морфологического анализа на первых порах нельзя начинать определение растения по определителю. Для начального знакомства с определением следует выбирать уже известные растения с крупными цветками: лютик, яблоня, вишня, горох, табак. Если нашим объектом будет вишня, то результаты определения по трем этапам будут таковы:
Семейство: Rosaceae. Розоцветные.
Род: Cerasus. Вишня.
Вид: Cerasus vulgaris Mill. Вишня садовая.
Научное название вида складывается из двух латинских слов по бинарной (двойной) номенклатуре. Первое слово «Cerasus» - это название рода, второе «vulgaris» - это видовой эпитет (но не вид!). Два этих слова вместе составляют название вида. После латинского названия вида пишется фамилия или инициалы автора, давшего это название. В данном случае название растению дал Ph. Miller, фамилия которого сокращенно пишется Mill.
Иногда после латинского названия вида в скобках стоят другие латинские названия. Их писать в этикетки не следует. Не следует обозначать название рода сокращенно, лишь первой буквы его названия. В определителях это делается из-за экономии текста в таблицах для определения вида, причем в заголовке каждой таблицы указывается полное название рода.
После определения растения все данные записываются и в дальнейшем их используют для написания гербарной этикетки.
На этикетке пишут следующие данные:
1. На первой строчке пишут латинское название семейства
2. На второй – русское название семейства
3. На третьей – латинское название вида с указанием сокращенной фамилии автора, предложившего данное латинское название.
В этикетках не надо писать слова: род, вид
4. На четвертой строчке пишут русское название вида
5. На пятой строчке указывают место обитания, где собрано растение (луг, лес, болото, пашня, степь).
6. Ниже помещаются сведения о месте сбора – географическом пункте
7. На последней строчке пишется дата сбора, а также кто собрал и определил растение (разборчиво – фамилия и инициалы).
Этикетку приклеивают к гербарному листу, причем клей наносится лишь на правый кра й её изнанки.
Образец этикетки:
Если высушенное растение еще не определено, то на этикетке оставляется место для последующего написания названия семейства и вида. Все остальные данные (о месте, времени сбора, место сбора) должны быть внесены в этикетку и только после этого уничтожаются временные этикетки.
В случае затруднения определение растений может быть выполнено в лаборатории Вуза.
Для монтировки гербария берут плотную бумагу форматом А4, к ней пришивают или приклеивают растения в двух-трех местах узкими полосками скотча. Перед прикреплением растения в правый нижний угол приклеивают этикетку, а затем в середине листа располагают растение, немного сдвинув его вверх. После этого гербарный лист помещают в файл.
В папке виды растений гербария группируются по родам и семействам. Роды в пределах семейства располагаются в алфавитном порядке по первым буквам их латинских названий.
В таком же порядке составляется список семейств и видов растений, вошедших в гербарий. Список должен быть приложен к гербарию. Студент должен уметь на глаз распознавать растения своего гербария, твердо запомнив их название.
Галина Шинаева
Каждый школьник изучающий биологию получает задание по созданию тематического гербария в рамках образовательной программы. Вот и моя внучка, и ее одноклассники получили задание на лето, собрать листья растений местности, где будут отдыхать. Необходимо было найти пять сложных и пять простых листьев. Задание не сложное. Отдыхали мы в этом году на Таманском полуострове. Таманский полуостров – это степь и плавни, густо поросшие камышом и другими водными растениями, лесов практически нет. Деревья и кустарники на полуостров в разное время завезены и посажены людьми. Мы постарались найти растения, которые не растут в Москве или встречаются очень редко, в дендропарке или в ботаническом саду.
листья альбиции ленкоранской ,
грецкого ореха ,
робинии (акация бела) ,
кампсии (текомы) ,
айланта ,
листья айвы ,
шелковицы ,
тополя белого ,
лоха серебристого ,
гибискуса .
У нас не было специальной папки для сбора листьев, мы купили толстый альбом для рисования и Надежда, так зовут мою старшую внучку, вкладывала в него листья. В гостинице листья сушили, проглаживая утюгом через бумагу. Вернувшись в Москву, Надежда обнаружила, что сложные листья практически все рассыпались, домашнее задание было на гране срыва. Прежде чем идти в дендропарк за новыми экземплярами мы решили склеить рассыпавшиеся листья клеем ПВА, терять было нечего.
Решили и сделали, каждый сложный лист собрали заново и смазали клеем ПВА.
Клей высох, и образовавшаяся пленка хорошо держала каждую листовую пластинку на черешке.
Мало того листовая пластина стала пластичной и гибкой.
И мы смазали клеем ПВА все листья и сложные и простые.
Трудность вызвал дважды перистый, ажурный лист альбиции ленкоранской, потому что сорванный лист складывается вдоль средней жилки и поникает.
Каждый экземпляр закрепили на отдельный плотный лист узкими белыми полосками.
Сложный лист кампсии (текомы,
Сложный лист грецкого ореха.
Сложный лист айланта.
Сложный лист робинии (акация белая)
Простой лист айвы.
Простой лист шелковицы.
Простой лист тополя белого.
Простой лист лоха серебристого.
Простой лист гибискуса.
В нижний правый угол под каждым образцом, наклеили этикетку с информацией с какого растения, когда, где и кем был сорван данный лист и познавательной информацией о растении, с которого лист был сорван. В верхнем левом углу поместили фотографию растения.
Листы вложили в файлы и в папку - скоросшиватель.
Создание гербария увлекательное и познавательное занятие.
Спасибо за проявленный интерес и внимание!
Публикации по теме:
Домашнее задание. Лексическая тема «Рыбы» РЫБЫ. 1. Узнавать, самостоятельно называть 5-8 рыб. Перечислять без опоры на картинки 5 названий рыб (щука, треска, сельдь, окунь, сом).
Домашнее задание. Лексическая тема «Сказка» СКАЗКА. 1. Где «живут» сказки? 2. Кто придумывает сказки? (народ, авторы, писатели) 3. Каких авторов, писателей-сказочников вы знаете?.
Домашнее задание. Лексическая тема «Сутки» СУТКИ 1. Учить перечислять все части суток по-порядку, начиная с любой: Утро, день, вечер, ночь Ночь…. Вечер…. День…. Что бывает перед.
0 69 530
Представьте себе, что вы читаете волшебную книгу с фото, от которых душа замирает. Страница за страницей увлекают вас в неведомые страны, рассказывает историю о чем-то чудесном и как красиво устроен этот мир. Кто Автор этого произведения? Природа. А название шедевра – «Гербарий из листьев с цветками». Давайте вместе прочитаем эту книгу, чтобы понять, для чего она написана? Кому предназначена? А для тех, у кого есть желание самому попробовать свои силы и помочь Автору продолжить это грандиозное сочинение, предлагаем узнать, как сделать гербарий своими руками.
Давайте вместе узнаем: что из себя представляет гербарий и какие его цели; небольшие секреты травника: подходящие растения, какие условия для просушки того или иного растения, как распределить травы; как собрать гербарий и какие есть правила его оформления.
Но в 15 веке стали появляться книги о растениях. Что-то в них было правдой, что-то мифами и легендами. Да и фотографировать тогда не представлялось возможности. А потому изготовление гербария осуществлялось при помощи более-менее точных рисунков, по которым порой было сложно определить то или иное растение. Но в середине 16 века вдруг стали появляться труды научного характера с примерами из приклеенных высушенных частей растений.
Внешний вид ботанической коллекции практически не изменился с тех пор. Вот только собирать ее стали чаще в домашних условиях для школы деткам, и даже для детского сада. Почему? Кому это нужно? И какая цель подобного сборника?
То, как будет выглядеть ваш травник, зависит напрямую от того, какие цели для составления гербария.
Классификация:
Что отмечать на этикетке: название растения, наименование местности и ее обозначение (лес, поле), дата, кем собрано (если был групповой выезд, а, если вы сами или с детьми сбор делали, такую запись можно не делать).
Наиболее распространена плоская сушка. Засушенный так материал можно использовать для декоративных аппликаций и альбомов.
Как сделать гербарий самостоятельно, используя метод плоская сушка.
Пошаговые действия
Собираются растения только в сухую погоду;
- Желательно, найти место подальше от проезжей части;
- Время выбирать такое, когда воздух прогрелся;
- Только свежее растение годится, без каких-либо признаков увядания.
Хотите, чтобы растения быстро и надежно высохли? Тогда стоит каждый день в течение недели менять бумагу на чистую и сухую.
Когда листочки сохнут, они выделяют влагу, которая впитывается бумагой. Если ее не менять, это отразится на качестве и внешнем виде материала.
Сколько по времени сушить растения? Небольшой материал будет готов через 2-3 недели. Для плотных и объемных нужен месяц.
Кроме привычной книги, можно применить горячий утюг. Как правильно сушить им? На лист бумаги ровно выложить растение и покрыть его другим листом. Прижать утюгом, а потом прогладить.
Интересно!
Цветы синего/голубого цвета не потеряют яркости, если их поместить на полминуты в денатурированный спирт.
Плотность растения добивается тем, что мы даем полежать ему в растворе ПВА и воды (4:1).
Сбережет форму цветов раствор глицерина и воды (60 градусов), 3:1. Но при этом, раствор делает растения темнее.
Чтобы высушить одуванчик и он не распался, его срывают, когда коробочка с зонтиками слегка раскрылась. Через стебель продевают проволоку и опускают головку одуванчика на 10 сек. в кипяток.
Всего пару минут занимает весь процесс, если использовать микроволновку на самой минимальной мощности.
Как правильно засушить цветы для гербария на улице? Нужно это делать в тени. Цветы обращены бутонами вниз. И растения не должны соприкасаться друг с другом.
Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей. Но ни в коем случае пластырь или скотч.
Сколько должно быть растений, составляющих коллекцию? Какой величины будет сборник, решать вам. Можно даже составить много томов.
Если специального альбома у вас нет, то можно сделать его самостоятельно, используя обычные альбомные листы и прозрачные файлики.
Но, чтобы все красиво оформить, желательно, чтобы на одном листе был один вид растений. Если он больше по размеру, чем страница, материал можно подрезать в нескольких местах.
Важно! Каждая страница должна быть подписана.
Как сделать гербарий с ребенком, чтобы и малышу было интересно? Можно креативно все оформить, добавив рисунки.
Смотрите еще несколько идей для творчества, возможно такое необычное оформление вас вдохновит на что-то интересное и креативное:
Есть 2 варианта:
При втором варианте очень важно учитывать все нюансы. А потому не спешить приклеивать вашу композицию, пока не будет найден нужный вариант. Сначала разложите все цветочки и листики на бумаге, можно даже сфотографировать, чтобы это помогло придерживаться плана, когда вы будете приклеивать.
Картина готова и ее можно завершить подходящей рамкой. Теперь можно декорировать стену таким оригинальным панно.
Октябрь, пожалуй, самый красивый осенний месяц, потому что деревья покрываются яркой листвой, которая, опадая, образует шикарный пестрый ковер. Им можно просто наслаждаться, гуляя по парку, вдыхая свежий, хоть уже и прохладный воздух, а можно подключить фантазию, и сделать отличный гербарий. Особенно это касается мам и бабушек, которые много времени проводят с детками на улице. В этой статье мы расскажем вам все секреты, которые касаются сбора гербария, его оформления и подготовки.
Для начала давайте резберемся, что такое гербарий. Гербарий — это коллекция разных растений в засушенном виде. Люди стали заниматься сушкой листьев и трав еще в 16 веке. Они это делали в большей степени в лечебных целях. С развитием науки, особенно таких отраслей, как ботаника и естествознание, гербарием стали заниматься исследователи в научных целях. С такими же целями в детских садах и школах детям предлагают собирать и засушивать разные растения.
Вы можете сделать со своим ребенком один из таких видов гербариев:
Чтобы собрать гербарий, нужно четко следовать определенным правилам :
Когда отправитесь в лес или парк собирать растения или листву, возьмите с собой старый журнал или специальный альбом, в который вы будете складывать весь природный материал. Только так у вас получится сохранить их в первозданном виде и не повредить.
Если сбор гербария для вас и вашего ребенка — это не просто развлечение, а целое познавательное мероприятие, тогда рекомендуем учитывать еще такие рекомендации:
Собирая гербарий, вы сможете привить своему ребенку любовь к науке, природе, познанию окружающего мира. Поэтому обязательно находите в своем плотном графике время, чтобы заняться со своим чадом сбором и засушкой растений осенью.
В любом магазине для творчества и рукоделия вы найдете специальный альбом, в который можно собирать гербарий. Он изготовлен из специальной бумаги, которая используется для сушки растений, чтобы они просто отдавали всю свою влагу, но при этом не вяли и не гнили. Выглядит этот альбом обычно так:
Но совсем не обязательно тратить деньги, чтобы сделать хранилище для коллекции растений. Можно изготовить альбом для гербария самостоятельно. Предлагаем несколько вариантов, как это сделать:
Раньше мы использовали толстые художественные книги, которые уже пришли в негодность, чтобы хранить гербарий. Вы можете последовать такому же примеру, только выглядит такая коллекция не очень эстетично, да и литературу не зачем портить.
Существует несколько способов сушки (или прессования) растений для гербария:
Важно! Если вы будете сушить растения таким образом, то вам нужно каждые 3 дня менять бумагу, иначе листья будут гнить, так как бумага впитает из них всю влагу. Полностью высохнут растения при таком способе за месяц.
Важно! Учитывайте, что при сушке растения таким образом, оно может менять свой цвет из-за воздействия температуры.
Важно! Из-за такого способа сушки растение может высохнуть неравномерно.
После того, как растение будет высушено, его необходимо правильно оформить. Помните, что после сушки листья становятся очень хрупкими, могут рассыпаться прямо в руках. Если с таким материалом будет работать ребенок, то ему будет сложно что-либо сделать. Поэтому рекомендуем окунуть засушенный гербарий в раствор из клея ПВА. Он готовится так: 5 ст.л. клея смешиваются с 1 ст.л. воды. В течение суток после пропитки гербария в клее он будет высыхать. Кстати, вместо ПВА можно использовать клей для декупажа.
- Если вы применяете такой способ укрепления растений, то затем в альбом их нужно будет приклеивать с помощью сухого клея.
- Если же вы используете гербарий в неизменном виде, то вполне допустимо каждый вид пришивать небольшими стежками к плотной бумаге или ткани.
Важно ! Какой бы способ оформления вы не выбрали, помните о том, что ваша коллекция должна быть долговечной, поэтому соблюдайте несколько важных правил:
Как мы уже упоминали, надписи можно делать прямо на бумаге. Этот вариант больше подойдет для ребенка, который уже умеет хорошо писать — для школьника. Дошкольнику будет интереснее делать надписи на специальных этикетках яркого цвета. Он может на них записать все, что знает о растении, которое нашел и высушил.
Если малыш писать не умеет, то помогите ему сделать надпись или же распечатайте необходимую информацию, чтобы все выглядело эстетично.
Какая информация должна быть указана на этикетке к гербарию:
Размещать подписи лучше в нижних углах, но здесь больше отталкивайтесь от предпочтений вашего ребенка. Он сам должен определить, с какой стороны по его творческой задумке должна находиться надпись.
Обложку альбома, в котором будет храниться гербарий, нужно сделать яркой и привлекающей внимание. Для этого ее можно украсить цветной бумагой, засушенными листочками или же просто красиво разрисовать фломастерами или красками. Но, кроме этого, на титульной странице нужно указать некоторую информацию:
Можно сделать красивый титульный лист на компьютере с помощью текстовой программы Microsoft Word.
Примеры титульных листов, которые могут получиться, прикрепили для вас ниже:
Если вы раньше не сталкивались с созданием гербария, но хотите сделать со своим ребенком что-то по-настоящему полезное и красивое, тогда воспользуйтесь ниже представленными шаблонами в качестве примера, как все можно красиво и грамотно оформить:
Пока ребенок ходит в детский сад, вряд ли он сможет сделать целый альбом самостоятельно. Ваша задача — помочь ему собрать, высушить понравившиеся листочки и растения, а затем оформить. Самый простой способ — воспользоваться скоросшивателем и файлами:
Листья, которые не войдут в гербарий, можно сложить в файл и использовать на уроках изобразительного искусства – приклеивать листочки к рисункам на тему «Осень», или создавая аппликации:
Здесь мы тоже предлагаем вам оформить гербарий в скоросшиватель с файлами, только техника изготовления такого альбома будет более сложной:
Вы же можете сделать любой другой титульный лист, который вам захочется.
Очень красиво смотрится гербарий, оформленный в рамку под стеклом. У вас получится изысканная картина из природных материалов, которая отлично дополнит любой домашний интерьер.
Гербарий — это увлекательное занятие, помогающее развивать не только у детей творчество и фантазию. У взрослых тоже в процессе создания гербария активизируется креатив, приходит вдохновение и даже расслабление! Так что не упускайте момент — вперед в лес за природным материалом!