Японский минимализм как достичь порядка. Японский стиль в интерьере в современной интерпретации

Бани мира

Дом мечты - минимализм, дети и интерьер в японском стиле August 30th, 2015

Это пост про дом, в который я просто влюбилась. Конечно, вы мне скажете, что в наших условиях такое сделать нереально, и поддерживать такой порядок с детьми невозможно, и что они там просто прибрались перед приходом фотографа:) Но это неважно. Такие дома существуют для того, чтобы ими восхищаться и вдохновляться! Я буду рада, если хотя бы у одного из моих читателей эти фото вызовут такие же эмоции и стремление сотворить дома красоту. Я скомпилировала две статьи из разных источников в один пост, надеюсь, получилось гармонично. Источники указаны в конце поста. Один из них - сайт по теме интерьера и дизайна, поэтому там приводилось много названий фирм и марок, отвечающих за ремонт и дизайн; я позволила себе опустить часть из них, потому что для наших читателей это все равно не очень актуально.

Нью-Йоркский архитектор Такааки Кавабата и его жена, дизайнер Кристина Кавабата, превратили бревенчатый дом 1960х годов в потрясающее пространство с открытой планировкой, в архитектуру которого "встроены" семейное единение и жизнь без излишеств. Поразительно то, что это не просто жилой дом, а дом для семьи с двумя маленькими детьми!

Такааки и Кристина верят, что эстетика ультра-минимализма и маленькие дети совместимы, а открытое пространство с минимумом игрушек и вещей - залог домашнего уюта. Приходя к ним в дом, люди бывают шокированы тем, как они живут и растят детей - без игрушек и разбросанного повсюду хлама. Кавабата смеется, что их называют тибетскими монахами.


Им пришлось выбросить половину своих вещей, когда они переехали в этот дом. Они объясняют свою философию так: мы любим то, что имеем, и стараемся не тратить впустую; всё остальное можно поменять.


Перед семьей Кавабата стояла задача перебраться из Уильямсбурга (Бруклин), где их арендная плата выросла в 4 раза за два года, в сельскую местность в пределах досягаемости для ежедневных поездок на Манхэттен.

На первый взгляд, срубовой дом в 100 кв.м. выглядел настолько ужасно, что риелтор извинился перед Такой, что отнял его время. Прежде чем сесть на поезд до дома, Така позвонил Кристине, сказать что ничего не удалось. Но к тому моменту, как его поезд достиг Нью-Йорка, и он успел взглянуть на планировку дома, он перезвонил, чтобы сообщить, что они нашли то, что искали.

Образцом для дизайна послужили японские общинные дома из одной комнаты - минка - которые строили в 17 веке. Така, архитектор в третьем поколении, вырос в таком доме в одну комнату на острове Исикава. Он вспоминает, что там не было отопления, поэтому когда мать готовила еду, бабушка вязала у огня, и все члены семьи были всегда в одной комнате.

Дом расположен на 2,5 акрах земли в лесу и был построен в 1960х как срубовой дом. Така решил заменить срубы панелями из черного кедра, в стиле традиционных японских деревенских домов. Изначально он намеревался использовать shou sugi ban, жженое дерево, но не нашел правильного кедра и вместо этого использовал морилку. Процесс перестройки проходил не без проблем: Така нанял и уволил двух подрядчиков, которые не укладывались в сроки и не удовлетворяли его вкусу. В итоге он сам делал большую часть работы по выходным, с помощью семьи и друзей - "мой отец приехал из Японии, чтобы помогать мне крепить сайдинг, а моя мать помогала чинить каминную трубу, мы разбили лагерь на территории, а соседи приносили нам обеды". Дом стоил 335 тыс. долл., а ремонт вышел в 50 тыс. долл. и занял год.

На фото сверху: дети (Тодзаи, 6 лет, и Акари, 3 года) играют на скамьях и стульях, сделанных их родителями из остатков дерева. Как и все дети, они привлекают внимание взрослых танцами, песнями, показывают свои рисунки. "Дети всегда удивляют и восхищают нас," - говорит Кристина. "Когда нет стен, всегда есть общение," - добавляет Такааки.


Для создания открытой планировки пришлось убрать много стен и консультироваться с инженером, чтобы убедиться, что это осуществимо и допустимо. Основной этаж занимает 102 кв.м., а спальный - 18,5 кв.м.

Интерьер состоял из кучи маленьких, темных комнат, никак не связанных с внешним миром. Така исправил ситуацию, сделав в крыше с северной стороны окно 6 на 2 метра, плюс ряд окон на южной стороне. Он спланировал размещение окон с учетом того, как перемещается солнечный свет в течение дня.

Така и Кристина сконструировали обеденный стол с видом на горы. Чтобы придать дому цельный вид, они покрасили в черный цвет старые дубовые и кленовые полы.


В гостиной - минималистичный камин со сланцевым очагом в отдельно стоящей стене. Всю мебель легко передвигать, и пара часто меняет расстановку.

Окно в крыше, хребет дома, - это коммерческая модель, сделанная A.I.A. Industries. Ее доставили в трех частях, и Така нанял местных профессионалов, чтобы установить ее, но прежде чем работы начались, он сам поднялся на крышу с командой, чтобы проверить все детали. Открытые балки такого типа, он говорит, привычны для японских домов: "это самый дешевый способ стабилизировать конструкцию крыши, мне нравится идея подчеркивания простой конструкции".

Така и Кристина выбрали жизнь в доме, где каждый объект на виду и тщательно выбран. На этом шкафчике выставлены некоторые из их любимых вещей.

Кухня находится в дальнем конце комнаты (а холодильник и плита спрятаны за стеной). Така собирал раковину в спешке, прежде чем семья въедет в дом, из частей, купленных в Home Depot (крупнейший ритейлер инструментов для ремонта и стройматериалов - прим.перев.). Он использовал покрашенные в серый цвет металлические ножки, большую раковину из нержавейки, которая у них уже была, и столешницу из клееной фанеры, покрашенной в два слоя морилкой под грецкий орех. Стальная лестница, сделанная соседской фирмой по дизайну Таки, ведет на второй этаж, где Така и Кристина спят.

Промышленные металлические полки хранят все самое необходимое для кухни (больше кухонных припасов хранится за стеной). Чикагский кран - "самый утилитарный выбор", говорит Така. "Архитекторы любят его за цену и функциональность".

Металлическая ширма, обмотанная струнами, отделяет угол жилого пространства под комбинацию детской игровой/спальни, шкаф и художественную галерею. "Мы думали о ширмах сёдзи, но они слишком хрупкие для дома с маленькими детьми," - говорит Така. - "В конечном счете, мы, возможно, сделаем бумажные вставки".

Вся семья вешает свою одежду на металлическую штангу (маленький чердак на втором этаже очень удобен для хранения внесезонной одежды и детских постельных принадлежностей). Исходный потолок деревянного дома оставлен не заделанным в этой части комнаты.

Детям разрешается устраивать бардак на отведенной для них территории - их спальне - но перед сном они все убирают. Каждый раз, когда они берут свои игрушки, они должны положить их в корзину, прежде чем взять другие. Если они хорошо себя вели друг с другом и в школе, они могут попросить поменять используемые игрушки на другие, те что хранятся в подвале. Недавно Тодзаи, ученик первого класса, начал осознавать, что не все живут вот так. Родители вышли из ситуации, повторяя семейную мантру: со сколькими игрушками ты можешь играть одновременно? Пока что это срабатывает.

Дети Таки выбрали изображения из книг по искусству для развешивания в галерее. "Они показали мне, что им нравится, я отсканировал страницы и распечатал их. Мы используем металлические зажимы и кнопки".

Каждый вечер, Така и Кристина спускают свернутые футоны детей и постельное белье со спального этажа, и дети сами расстилают свои постели; по утрам, они сворачивают свои постели, чтобы убрать их.

"Мы сделали ширму из белых нейлоновых струн," - рассказывает Така. - "Кристина наматывала и наматывала их на раму".

Така и Кристина спят на втором этаже на футоне с восточной стороны. На втором этаже, как во всем доме, на окне нет штор - "вот в чем прелесть жизни на севере штата, никто не подглядывает," - говорит Така. - "Примерно в 5.30 утра солнце начинает светить в окно, и мы просыпаемся. Это прекрасный мягкий свет. Очень тихо, потому что дети еще спят, мы обожаем это время". Прикроватных светильников тоже нет. "Если мы хотим почитать, мы приносим с собой лампу и включаем ее в розетку. Еще мы используем наши лэптопы". У них нет телевизора, но они смотрят фильмы и мультики на своих компьютерах.

6-метровая отдельно стоящая стена позади кухни скрывает ванную (в отсутствие двери, ее заменяет занавеска, а установка раздвижной двери - один из пунктов в списке задач Таки.

Душ выложен серой перламутровой итальянской плиткой. Пометки на потолочных балках обнаружились во время реконструкции, и Таке понравилась эта деталь.

Така и Кристина спроектировали подвесную сушилку для полотенец.

Вторая сушилка для полотенец прислоняется к стене. Мобиль в стиле Колдера из картона и проволоки - результат совместного труда Таки и детей.

Офис Кристины располагается в полуподвале с окнами в сад. У нее своя компания по интерьерному дизайну, "Такатина", и она работает из дома. Стол сделан из полой двери - "самое дешевое, что вы можете найти в Home Depot" - и металлических ножек от козел для пилки дров. Стул - MR Chair от Knoll - был бОльшим транжирством ($1200).

Жизнь в доме из одной комнаты идеальна сейчас, пока дети маленькие, но семья планирует расширить строительство в будущем - построить еще один дом площадью 140 кв.м., соединенный со старым домом открытым переходом.

Думаю, ни для кого не секрет, что большинству жителей Японии приходится ютиться в крохотных квартирках, но я даже и подумать не мог, что японский минимализм может быть в действительности настолько реальным. Итак, смотрим далее на то, как можно жить в квартире с площадью в 10 кв. метров.








А теперь вопрос на засыпку - как думаете, сколько метров эта квартира?)

Не буду долго мучить - 10 метров!!! Кто не верит и может читать по-японски - вот дополнительная информация - _^
場所東京都中野区本町
立地東京メトロ丸ノ内線新中野駅 徒歩2分
面積10m² ワンルーム(アパート)
築年1990
家賃2万円強

Размер жилья в Японии измеряется в татами.

Татами имеют строго определённые площадь и форму. В Японии площадь
комнат традиционно измеряется в татами (дзё), что учитывается при
постройке дома. Площадь татами - 90×180 см (1,62 м²). В высоту мат имеет
5 см. Иногда встречаются татами в половину традиционной площади - 90×90
см. Татами, сделанные в Токио и восточной части Японии чуть уже обычных
- 85×180 см.

Самые маленькие квартиры имеют размер 3-4 татами, это где-то шесть квадратов.
Обычно в таких квартирах нет даже душа, но зато цена очень
демократичная, для бедных студентов в самый раз. Работающий японец может
позволить себе снять квартиру побольше: стандарт на одного человека это
6 татами (10 кв. метров), здесь уже присутствует ванная комната, правда
ванна сидячая, но это уже японская традиция оставшаяся с древних
времён. Кухня же обычно совмещена с прихожей – с порога и сразу к столу.
Но и цена за такую квартиру будет низкая, всего около 300–400 долларов в
месяц.

а это такие квартирки после обжития японцами:

















ЯПОНСКАЯ ВАННАЯ КОМНАТА

Собственно сама ванна:

А это УНИТАЗ-РАКОВИНА! исключительно в целях мега экономии пространства времени и воды. Посидел, помыл-смыл.

Кто не заметил и отвлекся на пульт - раковина на бачке сверху, там же смеситель)))
вот пролетарский вариант того же изобретения:

про пульт у унитаза особенно не обольщайтесь. ДА! он измеряет все от
температуры до сахара в крови. Но главное не в этом. Главное то что
раковита тут же на бачке, и что он подогревается от нажатия кнопки на
дистанционном пульте. Тоесть ты только решил что пора, нажал кнопочку и
идешь в туалет. А он уже тепленький. А почему? да потому что в Японии ну
нету совсем центрального отопления. Грей как хочешь. И чтобы не
отморозить случайно самое важное эти унитазы были ВЫНУЖДЕНЫ придумать.

А теперь снова идем в соседние посты планировать наши квартиры студии и хрущевки
..... попробовала сделать визуализацию)))) вот диван наш (еврокнижка) только и вошел:

вот что вошло: ванна сидячая, в нашем понимании, не в японском. тоесть
ноги можно вытянуть. кухонная мебель - стандартная четырехкомфорочная
плита (куда им столько?) и стол с мойкой 80 см.
Диван пришлось поставить "на заказ" плтора метра длиной, такие в детских
отделах есть. Рядом пара табуретое для еды и ноутбука. Так пол России
телек смотрит))) нопротив дивана телек и шкафы! вошло достаточно! не
понимаю зачем все по стенам развешивать.. или на фотках и 6-ти метровые
квартирки тоже представлены? письменный стол не вошел. но он не всем
нуженю А вот туалет можно и уменьшить. На теплоходах есть есть
пластиковые кабины с раковиной унитазам и душем между ними... намного
компактнее. .. но опять же японцу ванна ооччень нужна! они там греются.



Только непонятно, почему у них унитазы не допускают сидение лицом к умывальнику вмонтированному в сливной бачок - это ж какая экономия времени, гадишь и параллельно умываешься.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сейчас в квартире Фумио Сасаки (Fumio Sasaki) находится около 200 предметов, хотя раньше там было не протолкнуться от хлама и ненужных вещей. Каждый день он бездельничал, жаловался на отсутствие денег, не мог найти время и силы на хобби. Все изменилось, когда он узнал об образе жизни минималистов.

Вообще, традиционная японская культура стремится к простоте: дзен-буддизм, следящий за чистотой сознания, черно-белая каллиграфия, трехстишия хайку. Поэтому многие известные минималисты - японцы. Они отвергают современную культуру неустанного потребления, владея только самыми необходимыми вещами. Упрощенный стиль жизни завоевал популярность и на Западе. Например, метод уборки КонМари , который предполагает тотальное расхламление, сейчас активно используют жители Европы и США.

Мы в сайт вдохновились культурой Японии и историей Фумио Сасаки и делимся с читателями удивительными фотографиями минималистичных японских интерьеров.

Квартира Фумио Сасаки

Сейчас в шкафу Сасаки есть 3 рубашки, 4 пары носков, 2 куртки и еще несколько предметов гардероба. В ванной вы увидите бритву, ножницы и баночку с мылом, которым он моет лицо, волосы и даже посуду. А вот что было раньше:

Его квартира была захламлена вещами. Полок не хватало для всех книг, которые он даже не начинал читать, поэтому они горками росли на полу. Много пространства занимала коллекция CD- и DVD-дисков. В шкафу лежали вещи, которые он считал «любимыми», хотя некоторые из них надевал от силы пару раз. В углу собирали пыль гитара и массивные усилители, но этому хобби Сасаки не уделял много времени.

Каждый вечер Сасаки сидел перед телевизором и пил пиво. Просыпался он поздно и шел на работу, ненавидя свое существование. Он постоянно сравнивал себя с другими и не мог найти силы изменить свою жизнь. В отчаянии он расстался с девушкой, сказав, что не сможет ее обеспечить, а потом купил лотерейные билеты, наивно надеясь выиграть кругленькую сумму.

Все изменилось, когда Сасаки наткнулся в интернете на статьи о минимализме. Он осознал, что его бесит беспорядок, но он не находит силы убраться, потому что вещей слишком много. И они забирают много энергии.

Ему потребовался год, чтобы очистить свое жилье от всего ненужного. Что-то он раздал друзьям, коллекцию дисков и книг отдал в комиссионные магазины. Фотографии и бумажные письма Сасаки отсканировал, чтобы хранить их в удобном цифровом формате.

Его квартира занимает всего 20 кв. м, но кажется намного просторнее. Кто-то из его друзей подсчитал, что у него есть только 150 предметов, хотя Сасаки признается, что сейчас их все же больше.

Вместе с пространством освободилось и сознание Сасаки. Он открыл для себя физическую активность: в свободное время он любит ходить в дальние походы в горы. Сасаки считает, что в нагромождении вещей люди забывают о том, что из квартиры можно и нужно выходить.

Он предпочитает тратить деньги и время на путешествия, качественную еду, встречи с друзьями и развитие. Вещи больше не мешают ему, он прекрасно обходится своим минимальным набором. Он не выбирает, что надеть с утра, не тратит время, подбирая в магазине уникальный шампунь. Даже на мытье полов он тратит около 2 минут.

Сасаки работает редактором журнала. Он написал книгу Прощайте, вещи!» , которая стала бестселлером, и ведет блог о минимализме на японском языке.

Все больше японцев становятся радикальными минималистами. Ниже вы увидите снимки аккуратных квартир, в которых нет ничего лишнего.

Квартира Кацуи Тойоды

Вот квартира минималиста Кацуи Тойоды (Katsuya Toyoda), который тоже работает редактором. У него есть только стол, шкаф и футон - японский матрас, который он стелет на пол, а после пробуждения убирает в шкаф.

Не секрет, что крупнейший мегаполис мира — Токио — одно из самых густонаселённых мест на земле. Вот в каких условиях обитают многие жители города.

Девушка арендовала самую среднюю в соотношении «цена-качество» квартиру, в которой есть все необходимое. К слову, этот уровень жизни и жилья имеет японское большинство. В подобных крошечных квартирках вынуждены ютиться не только молодые люди, но и люди постарше, так как позволить себе жилье побольше могут лишь обеспеченные граждане страны

Вот еще один образец минимализма в плане японской квартиры.

Миниатюрные размеры начинаются ещё с входной двери в квартиру. Приходится пригибаться, чтоб не ударить голову о дверной косяк.

Около входа нас ждёт полочка «кавайи» — милых симпатичных вещей и персонажей, с помощью которых хозяйка Кейко пытается расположить квартирантов к своей квартирке, чтобы ей оставили потом хороший отзыв.



Около входа крохотная «прихожая», на самом деле — Гэнкан. Здесь надо снимать уличную обувь и оставлять мокрые зонтики. Вдвоём на этом пятачке еле развернёшься.



Здесь единственное окно на улицу. Возле него стоит двухспальная кровать.

Пространство между занавесочкой и кроватью можно считать гостиной. Здесь можно отдохнуть и посмотреть что-нибудь. Вообще-то низкий столик рассчитан, чтоб вокруг него сидели до трёх человек. Вместо стульчиков на полу для этой цели лежат подушки


Большинство декоративных вещей висят на стенах, чтоб не занимать драгоценного места на полу. Исключением является растение в горшке — оно всё же стоит на полу. Зелень — важная часть японского интерьера


Рядом с выключателем приклеен зайчик. Ещё кавайи


В углу этого помещения стоит тотемный столб — холодильник-микроволновка-электрочайник. Всё очень компактное.



А окно за кроватью то — не просто так окно! Это выход на балкон. Да, японцы очень любят балконы, и даже в таких маленьких квартирках их можно найти. К сожалению, на балкон надо лезть через постель — для нормального прохода места нет.

Балкон тоже миниатюрный. Здесь есть палка для сушки белья (ни о какой сушилке в такой квартире не может быть и речи).



Вид на соседские дома через дорогу. Тут мы видим традиционные для Японии фасады под наклоном.



Прекрасное место для селфи. Тут видно, что половина балкона занята кондиционером.


А внутренний блок кондиционера прикреплён прямо над дверью балкона, опять же, чтоб не тратить место по пустякам.


Вернёмся в коридор. Помните все эти двери? Как вы думаете, что за ними?



Правильно, тут небольшой стенной шкаф. Как раз на минималиста, у которого не больше десяти вещей есть.


Зато за соседней дверцей прячется целая кухня!


Здесь и раковина, и плитка, и сушилка для посуды. Можно жить! Кухня закрывается дверцей, чтоб не мозолить глаза, когда ей не пользуются.



С левой стороны в коридоре ещё одна дверь


Она ведёт в совмещённый сан-узел. В крохотном пространстве, размером с туалет в первом классе самолёта, умудряются тесниться раковина, ванна и унитаз.


На раковину и ванну здесь один кран, его можно направить по желанию. А можно сразу душ включить. Опять японская экономия!


Унитаз тут самый обычный — никаких тебе технологических чудес, которые можно встретить во многих туалетах Японии.



Последний штрих. Ради экономии места, вместо традиционного роутера и стандартного подключения через кабель, вай-фай в квартире поставляется через вот такой переносной девайс, подключённый к мобильному интернету. Зато его можно взять с собой, и смело пойти гулять по районам Токио — батарейки хватит на несколько часов, а с интернетом легче ориентироваться

Татами имеют строго определённые площадь и форму. В Японии площадь
комнат традиционно измеряется в татами (дзё), что учитывается при
постройке дома. Площадь татами - 90×180 см (1,62 м²). В высоту мат имеет
5 см. Иногда встречаются татами в половину традиционной площади - 90×90
см. Татами, сделанные в Токио и восточной части Японии чуть уже обычных
- 85×180 см.

Самые маленькие квартиры имеют размер 3-4 татами, это где-то шесть квадратов.
Обычно в таких квартирах нет даже душа, но зато цена очень
демократичная, для бедных студентов в самый раз. Работающий японец может
позволить себе снять квартиру побольше: стандарт на одного человека это
6 татами (10 кв. метров), здесь уже присутствует ванная комната, правда
ванна сидячая, но это уже японская традиция оставшаяся с древних
времён. Кухня же обчно совмещена с прихожей – с порога и сразу к столу.
Но и цена за такую квартиру будет низкая, всего около 300–400 долларов в
месяц,

В статье прослеживается значение пустоты для японской культуры, рассматривается концепт пустоты в дзэн-буддизме, влияние данного направления на японскую культуру и японский минимализм в интерьере. Даны основные понятия эстетики ваби саби. Исследуются понятие «центр » и расстановка акцентов в японском доме. Отдельно рассмотрено направление современной архитектуры минимализм и роль пустоты в нем.

Пустота как основа японского минимализма

Одной из важнейших особенностей японской архитектуры как традиционной, так и современной, является наличие больших объемов пустого пространства. Отношение к пустоте, пустому пространству на Западе и на Востоке существенно отличается, однако активно используют концепт пустоты, например, минимализм и постмодернизм .

Пустота в современном японском минимализме связана с древними религиозными представлениями и идеями Дзэн, она сакральна, а значит, наделена смыслом. В национальной религии японцев — синтоизме — существовало особое отношение японцев к природе и к пустоте, связанное с обожествлением рек, гор, животных, растений и деревьев.

В синтоизме имелось священное пустое пространство перед храмом, где, как считали люди, обитали боги. Такое место огораживалось соломенной веревкой и засыпалось белой галькой; здесь верующие возносили молитву и приносили в жертву богу рис или рисовое вино. То есть пустое пространство обладало сакральным смыслом, являлось священным местом . Оно не воспринималось как отсутствие, недостаток, а, наоборот, заключало в себе божественное присутствие.

Японский минимализм также восходит к идеям дзэн-буддизма. «Согласно доктрине дзэн, реальность — это отсутствие действия, пустота — это истина, а высший смысл всего — это нечто грандиозное и неподвижное» .

Эстетические принципы ваби и саби

Дзэн пришел в Японию в XII в. и оказал большое влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на художественное выражение жизни образованными и культурными слоями общества. — можно сформулировать как «красоту простоты» .

Ваби в действительности означает «бедность»; быть бедным, значит не зависеть от мирских вещей — богатства, власти, репутации — и в то же время чувствовать присутствие некоего внутреннего неоценимого сокровища, находясь вне времени и общественного положения, — вот что составляет сущность ваби.

Саби состоит в неотесанной естественности или архаическом несовершенстве, явной простоте или легкости исполнения, богатстве исторических ассоциаций (которые, однако, могут не всегда присутствовать).

Таким образом, дзэн привнес в японское искусство отсутствие равновесия, асимметрию, бедность, саби и ваби, упрощение, одиночество. Идеи такого рода составляют самую яркую и характерную особенность японской культуры.

Архитектура пустоты. Центр

В архитектуре Японии это проявилось в том, что японцы не боялись пустоты, свободного пространства при конструировании своих сооружений. И внутри, и снаружи присутствует пустота. В японском доме именно акценты на единичные художественные произведения оформляли пространство комнаты и имели особый философский смысл, который хотел придать своему жилищу хозяин. В феодальный период появилась идея красоты пустого пространства. Она распространилась не только в архитектуре, но и в литературе, и в живописи, влияла на образ жизни японцев. Считалось презренным и безвкусным иметь много вещей, говорить много слов .

Ч. Дженкс — английский критик архитектуры — исследовал термин «постмодернизм» в современной архитектуре. Он отмечал, что в архитектуре постмодернизма происходит возвращение к отсутствующему центру . Архитектурный ансамбль или произведение искусств исполняется таким образом, чтобы все элементы были сгруппированы вокруг единого центра , но место этого центра — пусто. Интересно, что принципы, сформулированные современным критиком архитектуры Ч. Дженксом, легко можно сравнить с традиционными чертами японской культуры и архитектуры.

В западной традиции пустота часто имеет негативное значение (как бедность, одиночество, опустошенность, недостаток чего-либо), поэтому она выступает, скорее, как основа хаоса, синоним небытия. «Философия небытия — это в целом новая для европейцев философская парадигма, восточной же культуре она более близка: индуистское великое растворение мира и его проявление — День и Ночь Брамы; беззвучные, невидимые, глубочайшие врата рождения мира — Дао у китайцев. Философия небытия предлагает нетрадиционный взгляд на мир и рисует непривычную картину мироздания»

Японский минимализм

Стремление к пустоте в современной архитектуре выразилось в минимизации формы, то есть в геометризации и отказе от декора, и, как вариант, в примитивизации, то есть в упрощении формы. Особую популярность завоевывает стиль минимализм . История минимализма начинается в Японии, именно японский минимализм зародил основные принципы современного направления, такие как использование натуральных материалов и небольшого количества мебели . Сегодня минимализм стал одним из самых популярный направлений, но, несмотря на свою внешнюю простоту, остается достаточно дорогим удовольствием.

Основой для минимализма на Западе стал в начале века геометрический абстракционизм П. Мондриана и группы Де Стейл . Минимизация формы привела к абстрактности, отходу от образности в изобразительном искусстве, а затем была перенесена в сферу средового дизайна и архитектуры. Идеи минимизации формы, лишенной декора, были подхвачены функционалистами , и форма стала упрощаться из соображений утилитарности.

Поскольку в широком смысле слова минимализм — это редуцирование формы, отметим, что поэтому в нем ценится пустота, отсутствие, а не присутствие объектов (отсюда роль белого цвета как пустоты в минимализме). Минималистский интерьер стремится к «развеществлению» и служит фоном для человека .

Дизайн в стиле минимализм

Дизайн в стиле минимализм требует выбора минимального количества рабочих цветов . Самая распространенная комбинация — это использование светлых, нейтральных тонов , таких как серые и белые оттенки. Для традиционной японской архитектуры также характерно использование серого цвета, который Кисё Курокава называет «рикю».

Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света , когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение стараются освободить от внутренних перегородок . Большие окна , насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром , делая его частью интерьера.

Минимализм в интерьере и человек

Мы видим, что осмысление пустоты, красоты пустого ничем не заполненного пространства, приобрело популярность в современной архитектуре Запада. Использование неукрашенных природных материалов в отделке внешних и внутренних интерьеров также сближает минимализм и японскую национальную архитектуру. Такое стремление к пустоте дает человеку ощущение свободы от ненужных излишних вещей, спокойствие, умиротворенность ..

Современный человек рассеивается и лишается путей, его утомляет односложность простоты. Однако те немногие, кто ценит вечное, истинное, находят пути внести в свою жизнь осмысленность, духовность, радоваться простоте.

В статье использованы материалы Сытник Вероники Михайловны, кандидата философских наук, доцента кафедры философии Московского авиационного института (национального исследовательского университета).