Названия растений и способ распространения плодов. Разработка урока "распространение плодов и семян"

Проектирование

растительного мира предусмотрела не только развитие и приспособленность к окружающей среде растений, но и выработала приспособление к эффективному распространению семян. Распространение семян и плодов необходимо растениям для того, чтобы они не конкурировали за ресурсы.

Пример 1

Например, если отросток появляется под материнским растением то, скорее всего, он погибает из-за недостатка солнечного света, или малоразвит.

Разнообразное строение плодов предоставляет различные способы распространения. Распространение осуществляется при помощи антропогенных, биотических и абиотических факторов. Исходя из этого, существует четыре способа распространения плодов и семян:

  1. Животные и человек;
  2. Ветер;
  3. Вода;
  4. Самораспространение.

Многие плоды способны распространятся несколькими из способов.

Распространение плодов и семян животными

Замечание 1

Считается что животный способ распространение семян самый эффективный, поскольку человек и животные способны относить достаточно далеко от материнского места растения. Человек распространяет множество видов растений на все материки света.

Известно четыре варианта распространения семян.

Одним из вариантов - распространяются сухие плоды . С помощью мелких крючочков, зацепок, колючек, семена крепятся к шерсти животных и попадают на одежду человека. Таким образом, семена мигрируют вместе с животными и человеком. Семена растений, оказавшись на новом месте и при благоприятных условиях, прорастают. Например, череда, подмаренник, лопух, верблюжья колючка и другие цепкие растения.

Второй вариант распространения осуществляется сочными плодами . Животные, поедая сочные плоды, не перерабатывают семена плодов, и таким образом семена оказываются на другом месте. На пример растения образующие сочные съедобные плоды, ягоды, яблоки, вишни, рябина, бузина и др.

Третий вариант существует благодаря запасам плодов грызунов . Забытые или потерявшиеся не съеденные плоды грызунов распространяются. Например, орехи, желуди, злаковые растения.

Четвертый вариант присущ человеку . Переезжая на дальние расстояния человек, перевозит большие грузы и вместе с ними случайно перевозятся семена и мелкие плоды растений с одного континента на другой. Так же человек может специально перевести на свою родину плод или семя растений для дальнейшего его выращивания. Так в Европу, например, были завезены с других материков картофель и табак. Примеров такого распространения очень много.

Распространение плодов и семян ветром

Семена и плоды приспособлены к полету благодаря их легкости. От этой способности зависит расстояние полета семени или плода. Кроме их массы расстояние преодолевается при помощи летательных образований, которые увеличивают площадь плода. От большого объема поверхности плода и его маленькой массы, зависит его легкость полета.

Летательные образования представлены летучками и крылатками. К летучкам относят плоды с пушистыми образованиями или парашютики. Например, тополь, ива, хлопчатник, одуванчик и др. крылатки имеют пленчатые выросты, они достаточны большие, что с легкостью осуществляется полет плода. Плоды-крылатки характерны для деревьев, например, клен, береза, ясень.

Распространение плодов и семян водой

Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.

Самораспространение семян плодами

Такой способ характерен для раскрывающихся сухих плодов, при созревании они сами обеспечивают разброс семян. В некоторых случаях семена выталкиваются с силой. Так ветром, от созревшей коробочки, которая вскрывается и колышется, рассыпая семена, распространяются растения, например, фиалки, мак. Именно коробочка приспособлена для самораспространения, а ветер играет лишь второстепенную роль.

Распространения растений имеющих плод боб осуществляется при помощи его созревания, высыхания, скручивания и, в конечном итоге, растрескивания по шву, что способствует разбрасывания семян. Так распространяются акация, люпин, бешенный огурец, недотрога.

Замечание 2

Самораспространения по отношению с остальными способами, считается не эффективным. Поскольку, от родительского растения семена не отлетают.

Данный урок разработан по проблемной технологии, где главным является воздействие урока на развитие личности. Такие уроки ведут к изменению роли и функции учителя и ученика. Учитель не дает готовые знания, но актуализирует, поощряет исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Данная технология отличается активизацией развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельности, личностным включением всех участников в процесс обучения, имеет практическую направленность. Технология проблемного урока учит учиться. На уроке используются различные приемы формирования познавательных общеучебных и логических учебных действий: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, применяют знания для выполнения творческих заданий, обобщают. Используются приемы личностных учебных действий (мотивация, значение информации в жизни, создание проблемной ситуации, включение интересных сведений о растительном мире, рефлексия). Также ребята оценивают свою работу и работу своих товарищей, работают в парах и малых группах. Урок построен с позиций личностно ориентированного подхода. Четко прослеживаются этапы урока, что позволяет проговорить большой объем информации. Этапы: мотивация – создание проблемной ситуации – определение темы исследования - формулирование цели исследования - выдвижение гипотезы – исследование (проверка гипотезы – чтение литературы, просмотр коллекций) – обмен мнений – вывод по результатам исследовательской работы – применение знаний в новой обстановке (д/з.) - подведение итогов работы. Оценки выставляются руководителями групп на специальных листах учета работы на уроке и вне урока.

Ход урока

Цель: показать значение получения знаний о способах и приспособлениях распространения плодов и семян для понимания развития (эволюции) и процветания растительного мира, роли в продолжение жизни на Земле.

1 этап. Мотивация (постановка проблемы).

Учитель : - Представьте себе, что у одного растения тополя образуется 27 миллионов семян, у гулявика из крестоцветных – 730 тысяч, у мака только в одной коробочке – 3000. Что произойдет, если все эти семена упадут рядом с материнским растением? Предположение: прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут. Но этого не происходит. Учащиеся формулируют проблему, определяют тему и цель исследования.

Каким образом, плоды с семенами распространяются на земле для продолжения существования? Какие существуют способы и приспособления для этого?

Запись в тетради темы урока, проблемы урока - какие существуют способы (кем? чем?) и приспособления (как, какие) для распространения плодов и семян?

2 этап. Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме.

Учитель : - Используя знания и наблюдения осенней экскурсии, личных знаний предложите гипотезы решения проблемы.

Записываются все мнения, их можно объединить по смыслу.

Учитель : - Можем ли мы сразу разделить ответы на способы и приспособления?

Человек, животные, самостоятельно, крючочки. Это способы или приспособления? Как вы считаете, мы дали четкий и полный ответ, уверены ли в правильности? (Нет). Для этого проведем в парах и малых группах исследование. Проанализируйте данный вам материал, рассмотрите коллекции с семенами, выделите способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения. Заполните таблицу, сделайте вывод. Алгоритм работы находится на инструктивных карточках.

3 этап. Организация исследования в парах. выводы по малым группам.

В течение 10-12 минут ребята читают, анализируют текст и заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”. Делают вывод в своих парах: я узнал (а), что.... И делают общий вывод в своей малой группе.

1 группа изучает распространение плодов и семян ветром, анализируя текст “Приключения плодов и семян” (Е. Н Алешко “Хрестоматия по ботанике”), 1-я пара.

2-я пара работает с рисунками и текстом учебника В. В Пасечника, “Распространение с помощью ветра”. Заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”.

Внимательно слушайте товарищей из своей группы для обобщения. В рабочую тетрадь перечертите таблицу с доски и заполняйте ее только с учителем.

При закреплении в своей группе обсудите вопрос “Кто первым изобрел парашют?” Задайте вопрос – загадку другим группам, о каком растении идет речь, как распространяются семена.

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На стройных стебельках.

И лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И нам парашютистами
Спускаются с небес.

2-я группа работает с текстами “Водный марафон” из хрестоматии (2 пары) и учебника “Распространение водой” (3-я пара), выполняют задания, аналогичные предыдущим. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел резиновую надувную лодочку?” Задайте вопрос – загадку своим товарищам о распространении семян.

“Здесь сучья лип чернеют строго,
Морозный блеск и тишина.
И облетают понемногу
С продрогших веток семена
(В.Берестов “Семена на снегу”).

3-я группа анализирует текст из хрестоматии о “ бешеном” огурце, текст и рисунки из учебника “Распространение саморазбрасыванием”, выполняет аналогичные задания. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел артиллерию?”. Задайте товарищам загадку – почему стихотворение так называется.

Под березою напорошено –
Семена, семена, семена”
(В.Быков “Дети леса”).

4-я группа. Текст “Распространение плодов и семян муравьями” (хрестоматия), текст учебника “Распространение с помощью животных и человека”, рисунки.

Отгадайте загадку “Кафтан зеленый, а сам полосатый”. С товарищами поделитесь советом, как и что нужно сделать с семенами арбуза, чтобы вырастить урожай (“Хрестоматия по ботанике” Е. Н. Алешко).

4 этап. Обмен информацией.

Учитель – Ребята, расскажите о своих исследованиях. К какому выводу вы пришли?

Заполнение во время обсуждения общей таблицы на доске и в тетради. Колонки таблицы аналогичны колонкам на инструктивной карточке.

Заносятся сведения всех групп.

5 этап. Обобщение.

Учитель : - Что объединяет все записи в таблице, обратите внимание на тему и проблему урока. Сделайте вывод (ребятам не сложно сделать общий вывод по таблице). Плоды с семенами распространяются с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, человеком и животными. Это способы. А приспособлением для этого являются волоски, крылатки, плавучесть, давление, съедобная мякоть.

6 этап. Рефлексия.

Учитель : - Ребята, правильно мы выдвинули гипотезы, уточнили правильность ответов в исследовании? Решили поставленную проблему? Является ли решением проблемы вывод, выдвинутый парами в отдельности. Почему вы так считаете? (обмен мнений)

Почему в ходе эволюции у покрытосеменных растений возникло много способов и приспособлений для распространения плодов и семян? Что это дает? (Учитель дополняет, используя материал эволюционной теории Ч. Дарвина).

На доске ряд слов: жизнь, человек, растение, плоды с семенами, Земля. Запишите цепочку так, чтобы был логический смысл.

(Растения – плоды с семенами – растения – жизнь - человек, Земля).

Д/З. Выполните задания, применяя знания в новой обстановке.

Задание 1. Существуют такие растения как виноград, банан, черника, огурец, томат Их плоды ягодовидные (ягода, тыквина, померанец). Каким способом распространяются они в природе, какие имеют приспособления?

Задание 2. Костянковидные плоды имеют одревесневший околоплодник (вишня, слива, абрикос, черемуха). Как распространяются семена этих растений? Укажите способ и приспособления?

Задание 3. Найти соответствие между способом и приспособлением в распространении семян ореховидных?

Задание 4. Что объединяет плоды мака, белены, редьки, боба, кроме того, что они коробочковидные? Ответ обоснуйте.

Учитель : - Мы не закрываем еще одну страницу ботаники. Наша осенняя экскурсия по наблюдению за распространением плодов и семян продолжится в летнем задании - в сборе и оформлении коллекции семян. Читая книгу Б. Н. Головкина “Рассказы о растениях – переселенцах”, любознательные ответят на вопросы викторины. Материально заинтересованные учащиеся, могут использовать свои знания, помогая лесничеству, которое каждый год закупает у населения семена дикорастущих растений. Те, кто любит природу, долго будут провожать взором и не ругать тополиный пух и приютившихся на одежде семян лопуха. Мы, будем бережнее, относится к природе, так как растения и их плоды – источник жизни.

Творческая работа учащихся “Плоды – источник жизни” - итог работы по теме.

Группы учащихся собрали сведения о витаминах группы А, В, С и растениях своего края, плоды которых содержат данные витамины. Оформлялись работы по желанию ребят, например, в форме рекламы.

Витамин “А” надо принимать,
Чтобы в школу не проспать.
Хочешь быть как вундеркинд
Принимай “А” витамин.
Он в смородине, рябине
И в шиповнике, в крапиве.

Шиповник.

На мне растут шипы,
Но есть на мне цветы.
А как приходит осень
Есть красные “ плоды”.
Все любят есть шиповник
И я люблю себя.
Во мне ты знаешь много
Витамина “А”.

Рябина. Я красная рябина
Люблю я витамины.
Богата витамином “А” -
Кушайте друзья!

Литература.

1. Алешко Е. Н. Хрестоматия по ботанике. М., “Просвещение”, 1967.

2. Денисова Г. А. Удивительный мир растений. М., “Просвещение”, 1973.

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть3.Проблемные уроки. Научно – практическое пособие. Ростов н/Д: издательство “Учитель”, 2006.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

СОШ №7 села Величаевского

Левокумского района Ставропольского края

Конспект урока по биологии
в 6 классе

«Распространение плодов и семян»

подготовила

учитель биологии

Краева Мария Александровна

Величаевское 2012

Тема : Распространение плодов и семян.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Распространение плодов и семян»; гербарии растений; рисунки растений; фотографии, муляжи плодов и семян, натуральные плоды; кокос;

таблица «Классификация плодов».

Цель: Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению. Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

  1. Каково строение семя?

(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыш: зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевая почечка)

  1. Какое значение имеют семена в жизни растений?

(размножение, распространение)

  1. Как образуются плоды?

(после того, как цветок отцветает, образуется плод, из семязачатков - образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи - околоплодник)

  1. Каково строение плодов?

(плод состоит из семян и околоплодника)

Вспомним классификацию плодов:

ПЛОДЫ

СУХИЕ

СОЧНЫЕ

многосемянные

односемянные

многосемянные

односемянные

Коробочка

Боб

Стручок

Зерновка

Семянка

Желудь

Ягода

Яблоко

Тыквина

Костянка

Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

(На столах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды. Тот, кто справится, поднимает руку.)

Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды

(костянка: абрикос, вишня, слива, персик….)

Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.

(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)

Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.

(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)

Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.

(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)

3.Формирование новых знаний.

? Как вы думаете, каким образом могут распространяться плоды и семена?

(ветром, водой, животными, человеком…)

Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян.

Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком или же снабжены крыловидными выростами (вяз, ель). Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Кто не знает, как распространяются их плоды-семянки! Ветром распространяются и семена ковыля, а также они способны к самозарыванию. Зерновки ковыля заострены с одного конца, а на другом имеют завитую в штопор и согнутую под прямым углом ворсистую нить - характерный признак этого растения. Ветер разносит семена ковыля по степи- при этом ворсистая нить выполняет роль парашюта и стабилизатора. Благодаря ей зерновки всегда попадают на землю острым концом и вонзаются в почву. Затем, набухнув от влаги, ость начинает раскручиваться. Согнутая под прямым углом верхняя часть ости зацепляется за предметы, находящиеся на поверхности почвы, а острая зерновка, подобно штопору, ввинчивается в землю.

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды. Но за семена рябины можно быть спокойными-они не переварятся и птицы рассеют их с пометом по всей округе. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных - распространителей семян, часто ярко окрашены, - вспомните ту же рябину, клюкву, чернику.

Часто оказываются пищей птиц и зверей и такие крупные и питательные плоды, как желуди и орехи. Конечно, если птица съест орех, он уже не прорастет. Но часто птица съедает его не сразу, а прячет где-нибудь в укромном месте про запас. А потом по каким-либо причинам не возвращается к тайнику.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Многие травы приспособились пользоваться их услугами бесплатно. Плоды с шипиками у череды, лопуха, они могут накрепко прицепиться к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

Семена и плоды некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними из водоема в водоем. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы - кокосовые орехи.

Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки (содержимое незрелой костянки сначала совсем желтое, загустевающее по мере созревания - знаменитое кокосовое молоко), массой 1.5- 2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой еще одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. Но их путешествия бывают и более длительными. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км. от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.

Попав, в конце концов, на берег, плоды кокоса часто оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения,- на голом песке. Помогает пальме выжить в этой ситуации большой запас питательных веществ - проросток использует их более года, даже тогда, когда молодая пальма образует 3-4 крупных листа.

В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями - бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабы нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося в основании плода отверстия выбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена. Огурец может «плюнуть» в лицо или на одежду. Сам плод при этом, подобно ракете, движется в противоположном направлении. Семена бешеного огурца рассеиваются на расстояние до 10 метров!

Не менее интересна недотрога обыкновенная, повсеместно произрастающая близ людских жилищ или по лесным оврагам. Когда на сочных, нежных стеблях недотроги висят желтенькие трубчатые цветки, можно пройти рядом, не обратив на нее внимания. Но потом на их месте созревают длинные зеленые стручковидные плоды, которые не заметить уже труднее. Легкое прикосновение к ним вызывает настоящий выстрел!

? Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

(для распространения растений)

? Как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома?

(ветром, животными, человеком)

Физ.минутка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел

4.Рефлексия

  1. Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?

(распространение плодов и семян)

  1. Что вы узнали сегодня на уроке?

(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)

Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (горох, саморазбрасывание,

створки высыхают и открываются)

Посадили зернышко -

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем -

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

А приедут гости -

Им дадим по горсти. (подсолнух, животными,

человеком)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар . (одуванчик, ветром,

Парашютики)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными,

Семена не перевариваются)остранению. оыбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена.да отверстияными листьями- бешеный огурец обыкновенный.а о вввоволовлв

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (репейник, животными

И человеком,

острые зубчики цепляются за шерсть

Животных или одежду человека)

3) Заполнение таблицы:

Пример заполнения:

Способы распространения плодов и семян

Способ распространения плодов и семян

Название растения

Приспособление к распространению

Водой

Ветер

Саморазбрасывание

Животные и человек

Ольха, кокосовая пальма

Ива, тополь, осина

Одуванчик

Берёза, ясень, клён

Недотрога, горох, фасоль, акация

Лопух, череда

Рябина, бузина, брусника, черника, черемуха

Плоды лёгкие, не тонут в воде

Смена покрыты белыми пушистыми волосками

«Парашютики»

Крыловидные выросты

Створки высыхают, разрываются, скручиваются и семена разбрасываются

Острые зубчики и крючки

Семена имеют твердую оболочку, поэтому они не перевариваются

5. Задание на дом: учить параграф 31, ответить на вопросы на странице 139.

Список используемой литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).
  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.
  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.
  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.
  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград.: Учитель, 2005.
  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко - М.: Дрофа, 2005.

1. Что такое семя?

Семя – это зародыш будущего растения с запасом питательных веществ и надежной защитной оболочкой – семенной кожурой.

2. Какова роль семян в жизни растений?

Для растений семена играют важнейшую роль, с помощью семян растения размножаются и расселяются на другие территории.

3. Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

Плод необходим для защиты и распространения семян.

Вопросы

1. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?

Плоды и семена распространяются ветром, водой, животными, человеком, а также путём саморазбрасывания.

2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?

Плоды или семена, переносимые ветром, для распространения имеют белые пушистыми волосками, крыловидные выросты.

3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?

Плоды таких растений, как лопух или череда, снабжены острыми зубчиками и крючками.

Семена сочных плодов рябины, бузины, брусники, черники, черёмухи и других растений защищены твёрдой оболочкой, поэтому они не перевариваются поедающими животными.

4. Какие растения разбрасывают свои семена?

Свои семена разбрасывают недотрога, фасоль, горох, акация, мак, виола.

Подумайте

Каково значение в природе распространения плодов и семян?

Биологическая роль распространения плодов и семян заключается в том, что растения таким образом расширяют ареал своего обитания.

Задания

1. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

Плоды или семена, переносимые ветром: клен, одуванчик.

Свои семена разбрасывает акация.

Семена сочных плодов рябины распространяются животными.

2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.

3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.

Лекция. Распространение плодов и семян.

Одна из причин огромного разнообразия семян и плодов – различные приспособления к их распространению.

Так как подавляющее большинство растений ведут прикрепленный образ жизни, - все они вынуждены распространяться в пространстве и во времени зачатками – диаспорами.

Процесс распространения диаспор растений – диссеминация (лат. disseminare – рассеивать, распространять).

Диссеминация необходима:

    для сохранения и расширения ареала вида;

    как вариант избегания экстремальных условий и периодов года (пережидание их в зародышевом, покоящемся состоянии);

    для предотвращения нежелательного близкородственного скрещивания, усиления перекомбинации генов, и => для сохранения гетерозиготных гетерозисных особей;

    для поддержания более или менее постоянного состава фитоценоозов.

С теоретической точки зрения – изучение способов диссеминации позволяет раскрыть особенности биологии конкретных видов, пути формирования растительных сообществ и растительного покрова.

С практической точки зрения –

1) для изучения возможностей естественного восстановления лесов после пожаров, вырубок и других воздействий.

2) в практике сельского хозяйства, знание особенностей распространения семян сорных видов помогают сократить их численность до минимума.

Основные способы расселения плодов и семян

(старый учебник с.428 – 430).

Для обозначения отдельных способов расселения растений употребляют термины, в основе которых лежит корень «хорео» - распространяюсь, расселяюсь.

Диссеминация плодов и семян

Автохория Аллохория

    Барохория

    Автомеханохория Анемохория Гидрохория

    Геокарпия (ветром) (водой)

Зоохория Антропохория

(животными) (человеком)

1. Автохория – расселение плодов и семян самостоятельно, без участия каких-либо внешних факторов.

Автохория осуществляется в 3 формах:

    Барохория – самопроизвольное опадение зрелых диаспор под собственной тяжестью (сорные растения, пальмы, ряд сложноцветных с массивными плодами и семенами и т.п.).

    Автомеханохория – активное разбрасывание семян при вскрывании зрелого плода (створки плода бобовых – фасоль и т.д.; недотрога – сильное осмотическое давление в клетках, при прикосновении к зрелому плоду коробочка с силой раскрывается и семена разбрасываются; бешеный огурец – при созревании плода идёт повышение давления во внутренних тканях и при падении или внешнем воздействии – сочная мякоть вместе с семенами с силой выстреливается наружу.

    Геокарпия – самосозревание плодов в почве. У ряда фиалок и арахиса после оплодотворения, благодаря геотропическим движениям плодоножек завязи зарываются в почву, где и происходит рост и созревание плодов.

Растения с автохорными плодами составляют 20 – 30% от всех цветковых растений.

2. Аллохория (греч. allos – другой) – распространение диаспор с помощью внешних факторов (ветра, воды, животных, человека).

1. Анемохория – распространение диаспор растений воздушными течениями, ветром.

Ветер самый распространненый фактор, но не всегда эффективный.

Основная масса семян и плодов переносится по воздуху. Некоторые распространяются двигаясь по снежному насту наподобие буера (семена сосны), некоторые по поверхности воды (плоды тростника), ряд растений перекати-поле переносятся ветром по поверхности земли и при этом рассеивают свои семена.

По способам переноса ветром выделяют 3 группы анемохорных растений.

1 группа. Растения с парящими семенами (парение предполагает долгий полёт семян в воздухе), что обеспечивается:

Малым весом семян (например, пылевидные семена грушанковых и орхидных);

Специальными парашютиками, волосками и хохолками-папусами (у сложноцветных и ивовых), которые обеспечивают:

Долгий полёт семени или плода;

Снижение этих семян и плодов обеспечивается гигроскопичностью парашютиков, волосков и хохолков.

2 группа. Растения с планирующими семенами (например, у клёна, ясеня, березы, вяза). Как правило такие растения имеют плоды с выростами и называются – крылатками . Летят по снижающейся траектории, так как они более тяжелые чем парящие плоды и разносятся на меньшие расстояния.

3 группа. Растения с воздушными плодами-дирижаблями (например, пустынные бобовые имеют лёгкие вздутые плоды, переносящиеся ветром как дирижабли частично по воздуху, а частично по поверхности песка, воды и т.п.). (Джузгун, клевер земляничный).

2. Гидрохория - распространение диаспор растений с помощью воды.

Диаспоры гидрохорных растений имеют приспособления препятствующие смачиванию водой и => для их семян и плодов характены:

Несмачиваемость (восковый слой, густое опушение);

Высокая плавучесть (воздухоносные полости, слизистые чехлы и т.п.).

Гидрохория характерна для гидрофитов, растений морских побережий и речных долин (кувшинка, кубышка, рдест, кокосовая пальма, ежеголовник). Наиболее эффективно по дальности – разнос семян и плодов морскими течениями.

3. Зоохория – распространение диаспор животными.

Различают эндзоохорию, эпизоохорию и синзоохорию.

    Эндзоохория - распространение семян при поедании животными сочных плодов. Семена проходят неповрежденными через пищеварительный тракт и выбрасываются с экскрементами. В умеренных широтах этот способ распространения семян очень характерен для птиц поедающих яркие, сочные, питательные плоды калины, рябины, черемухи, боярышника, приспособленных для этих целей. Семена таких растений часто имеют твердую, каменистую семенную кожуру.

    Эпизоохория – пассивный разнос диаспор на теле животного. Диаспоры имеют специальные приспособления (прицепки, колючки, клейкие вещества – череда, липучка, лопух) или они очень мелкие и разносятся на перьях и лапах, прилипая к ним с грязью (например, подорожник).

    Синзоохория – активное распространение, связанное с запасанием пищи. Диаспоры, снабженные специальными питателными придатками – ариллусами (у хохлатки, пролески, фиалок, клещевины, чистотела) растаскиваются муравьями – мирмекохория , или ореховидные диаспоры (у сосны сибирской, дуба, бука, лещины) распространяются (невольно) грызунами (белками, мышами, бурундуками) или птицами (сойками, кедровками), которые делают кладовые, о которых потом забывают, не находят и => благодаря им происходит восстановление лесов на вырубках и пожарищах.

4 . Антропохория – распространение диаспор растений, связанное с деятельностью человека.

Антропохория может быть преднамеренной (перевозка, высев, заделка семян культурных растений) и косвенной (через поливные воды, транспортные перевозки, случайно вместе с другими культурными растениями и фуражом, с домашним скотом). Различают 3 формы антропохории.

Антропохория

Агестохория Эргазиохория

Спейрохория

Агестохория – распространение растений транспортными средствами (не зависит от приспособлений к распространению у переносимых семян и плодов).

Преднамеренная агестохория – завоз культурных растений из других природных зон и континентов (у нас это прежде всего завоз культурных растений из Америки – картофель, кукуруза, томат, подсолнечник и т.п.).

Непреднамеренная агестохория – распространение диаспор заносных – адвентивных растений попутно с другими грузами (например, у нас в области вместе с шерстью из Сибири попутно занесли адвентивное растение – крапиву коноплёволистную).

Для агестохории харктерна большая дальность и быстрота распространения.

Таким образом в Америку из Евразии были завезены многие сорняки: бодяк полевой, овсюг, подорожник большой – «след белого человека», а в Европу из Америки – карантинные сорняки – амброзия, циклахена и др.

Сначала агестохорные растения заселяют полосы вдоль железных дорог, автотрасс, территории речных портов, а потом распространяются на окружающие территории.

Спейрохория – распространение диаспор растений путём их высева. => Характерна высокая степень специализации диаспор сорных растений. Спейрохория привела к отбору специфических засорителей наиболее древних культур (пшеницы, риса, льна, проса, гречихи) и выработки у сорных растений ряда приспособлений, из-за которых их семена с трудом можно отличить от семян культурных растений (явление мимикрии).

Очень похожи плоды-зерновки у овса и сорняка-овсюга, плоды у гречихи и сорной гречихи татарской, зерновки ржи и пшеницы и т.д.

Эргазиохория – распространение диаспор растений сельскохозяйственными орудиями и машинами при обработке почвы.

Эргазиохория свойственна для сорнополевых и ряда сенокосных растений и способствует распространению диаспор в пределах обрабатываемых угодий.

Таким образом, трудовая деятельность человека создает большие возможности для расселения семян.

По эффективности, дальности разноса все способы равноценны.

По массовости наибольшее значение имеет анемо- и зоохория.

Расселение растений всегда идёт в пространстве и во времени.