Купола: нитрид титана или сусальное золото? Купол церкви — виды, формы, значение цвета и количества.

Примеры построения

Информация для Заказчиков .

Расчёт производится учитывая сложность золотящейся поверхности куполов, крестов, шаров, конусов, гербов, орла или другой бронзовой, медной а так же железной композиции.

Позолоченный купол "выстаивается" в шатре ещё в течении 25 дней! И только тогда этот микронный слой золотого металла готов бороться с нашими атмосферными явлениями: снегом, дождём, ветром с песком!

При выборе золота, для внешнего золочения, мы рекомендуем нашим заказчикам использовать 2.5 граммовое золото на вертикально расположенные части, и 4 граммовое золото на горизонтальные плоскости - Такой к омбинированный способ позволяет сэкономить средства и повысить износостойкость,наиболее уязвимых частей купола, креста или любого другого изделия.

Мы Золотим Купола по традиционной методике, также как это делали наши деды и прадеды.

Так же используем современные материалы что позволяет нам делать работу в указаные сроки.

Стоимость позолотных работ зависит от объёма.

Цены на золочение Свинцовым суриком и кроном.

Из расчёта 130 листов золота на 1м2.

1. При объёме до 50 м2. Срок золочения 50 дней. При объёме 500 м2 срок золочения 80 дней, 1000 м2, 120 дней. + 2 недели минимум на то что бы золото выстоялось.

Стоимость золочения;

55 рублей 1 лист при объёме не менее 1000 м2. С выше 1000 цена договорная.

65 рублей 1 лист при объёме не менее 750 м2.

75 рублей 1 лист при объёме не менее 500 м2.

85 рублей 1 лист при объёме не менее 250 м2.

95 рублей 1 лист пр объёме не менее 100 м2.

105 рублей 1 лист пр объёме от 1 м2 до 50 м2.

Сроки и Цены на золочение современными материалами. Из расчёта 130 листов золота на м2.

1. При объёме до 50 м2. Срок золочения 30 дней. При объёме до 500 м2 срок золочения 60 дней, до 1000 м2, 90 дней. + 2 недели минимум на то что бы золото выстоялось.

Стоимость золочения;

35 рубль 1 лист при объёме не менее 1000 м2.

45 рубль 1 лист при объёме не менее 750 м2.

55 рубль 1 лист при объёме не менее 500 м2.

65 рубль 1 лист при объёме не менее 250 м2.

75 рубль 1 лист пр объёме не менее 100 м2.

85 рубль 1 лист пр объёме от 1 м2 до 50 м2.

Сюда входит: подготовка и качественное золочение купола, п одготовительные материалы.

Сусальное золото не входит в стоимость работы.

2. Зачистка; поверхности меди от естественной патины (окисления).

Стоимость работ за 1 м2. со всеми материалами от 2000 до 5000 р.

В стоимость входить мелкая реставрация меди, дыры, замена крепления.

Точная стоимость таких работ будет озвучена после осмотра поверхности.

3. Смета; на проживание, строительные леса и тепляк купола составляется отдельно.

4. Стоимость на золочение медных, бронзовых или железных не стандартных изделий, не имеющих большой плоскости как купол - рассчитываются отдельно по чертежам, тех заданию.

Чаще всего цена выставляется за изделие; к таким относятся кресты, гербы, орлы, короны, разного вида железные или медные флажки, бронзовые и чугунные композиции, золочение мечетей.

Технология золочения куполов .

КУПОЛ, как архитектурная форма, начал широко применяться строителями Древнего Рима. В архитектуре восточных славян наружняя часть купола в виде конуса, шлема или луковицы назывались Глава (от греческого kephale - голова).

Результат (Блеск Купола) зависит не от золота, которое вы используете, качество его на сегодняшний день у разных фирм примерно одинаковое, а от подготовки , на которую, как правило, нет время.

Только при условии просушки всех слоёв грунта и лака и выстаивания золота 3 недели в тепле мы даём гарантию качества 10-15 лет.

Необходимо нанести: 2 слоя Свинцового Сурика на натуральной олифе; 2 слоя свинцового крона, с промежуточными шлифовками; 2-3 слоя Копалового лака, янтарного или глянцевого лака.


Золотят большие ровные поверхности способом " с книжки",

что придаёт скорость в работе с золотом, но
требует определённых навыков. Уровень позолотчика определяется стыками, которые он позволяет себе

допускать. Листы золота не положить чётко один к одному. По нормам допустимый внахлёст одного листа на
другой 3-5 мм. Отсюда и рассчитывается расход золота 2 книжки 12 листов на 1 м2 плоской поверхности.

На фальци куола, и другие не плоские или рельефные поверхности, применяется коэффициент к сложности работы 1.2/1.4/1.6/1./8. То есть 2.12 листов умножаем на коэффициент к которому относится поверхность.

Крест главного купола Вознесенского Кафедрального Собора г. Новочеркасска был инкрустирован 101 хрустальным камнем с алмазной огранкой.


Золото на православных куполах - визитная карточка России. Золотые купола, по мнению некоторых, - явное расточительство, но для человека православной веры золото считается символом нетления, вечности и небесной славы.

В прошлых столетиях позолотой куполов (или золочением куполов) занимались мастера «золотильщики» они использовали трудоемкий и опасный метод под названием – огневое золочение. Для того чтоб прихожан радовали купола в золоте они рисковали своей жизнью и здоровьем - в этой технологии позолоты куполов использовали ртуть. Золочение проходило следующим образом: золото растворяли в ртутном растворе, затем наносили этот раствор, на медный лист, установленный над горящими углями, ртуть испарялась, а мастерам приходилось дышать этими ядовитыми испарениями.

Современные реставраторы и строители храмов не пользуются техникой огневого золочения, так как существуют более практичные и безопасные методы золочения куполов. Один из таких методов - покрытие куполов сусальным золотом . К слову сказать, выражение «позолотить сусалкой» использовалось повсеместно на Руси в прошлых столетиях. Термин сусальное золото, означает «лицевая поверхность» или «лицо». Вот так выглядит одни из этапов покрытия купола сусальным золотом (розовые листы в руках мастера - книжка с золотыми пластинами).

Технология покрытия купола сусальным золотом (золочение куполов) не меняется уже 200 лет. Как, впрочем, и 80% актуальных технологий в реставрации. И нам это нравится.


Фото позолоты купола: нанесение сусального золота

Сусальное золото

Для получения сусального золота ручным способом золотой слиток расплющивали при помощи молота на наковальне. После чего полученную пластину разрезали на части, и каждую часть продолжали вручную расплющивать при помощи разных молотов. В итоге золотая пластина превращалась в очень тонкую золотую пленку.


Современные технические достижения позволяют получить сусальное золото гораздо быстрее при помощи станков с компьютерным управлением. Чтобы человек никогда не встречавшийся с сусальным золотом мог получить информацию о его толщине, проще всего представить золотой лист, который способен пропускать солнечные лучи. Золотые пластины именно такой толщины считаются наиболее качественными.

Для позолоты куполов используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты в интерьере. Например, при позолоте нимбов на иконе можно использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.

Благодаря использованию сусального золота на внешних и внутренних поверхностях возможно получение визуального эффекта цельного золота. То есть позолоченные купола храмов воспринимаются визуально как цельные золотые купола. Для позолоты куполов, которые подвержены влиянию окружающей среды используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты внутренних помещений зданий. Например, при позолоте иконы можно (хоть и не рекомендуется) использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.


На металлических поверхностях широко применяют технику масляного золочения, для чего металл тщательно очищают и подвергают обработке свинцовым суриком или свинцовыми белилами. При такой технике золочения используют масляный лак, смешанный с натуральной густой олифой, категория применяемого золота не меньше чем 1,80 г.

Позолота гипсовой лепнины

Такой элемент декора как гипсовая лепнина пришел к нам из Древней Греции и Древнего Рима, невероятной красоты замысловатые гипсовые украшения и по сей день можно увидеть в сохранившихся старинных особняках и в дворцовых залах. Но не только во дворцах можно видеть лепной декор, благодаря изысканности и роскошности этого вида отделки современные архитекторы и строители все чаще используют его для украшения внутренних и внешних помещений. Лепнина из гипса придает помещению завершенный особенный и торжественный вид.

Позолота лепнины является одним из эффективных методов позволяющим придать интерьеру изысканность, сделать его благородным и роскошным. Позолоченные элементы гипсовой лепнины придают помещению еще больше респектабельности, преображая его до неузнаваемости. Позолотить лепнину достаточно легко обратившись к знатокам этой области, которые владеют новейшими технологиями золочения и прекрасно справятся с таким заданием.


Инновационные методы нанесения золота дают возможность получить потрясающий эффект на любых поверхностях включая гипсовую лепнину . Помимо гипса для лепных декоров используют такие современные материалы как, полиуретан, пенопласт и др. Лепной декор с позолотой при отделке помещений пользуется небывалым спросом и занимает особое место в оформлении помещений различных назначений.

Позолоченные завитки, плавные линии и замысловатые изгибы позволяют придать внутреннему интерьеру целостный завершенный вид. На сегодняшний день лепной декор позволяет реализовать самые смелые архитектурные замыслы. Спросом пользуется гипсовая лепнина , выполненная в различных стилях от барокко до классицизма. Индивидуальные элементы декора с использованием гипса и позолоты сделают любой интерьер модным и неповторимым.

Позолота куполов

Позолота куполов одно из важнейших направлений работы позолотчиков. Наша компания золотит купола по всей России. Как правило, это часть реставрационных работ с памятниками русской православной архитектуры. Многие здание государственного масштаба облупились и выглядят не слишком привлекательно. Необходимо дать им первоначальный свой вид. Для религиозных сооружений купол является самой выдающейся частью здания, и поэтому купол должен быть виден издалека не потрепанным и тусклым, а новым и ярким. В этом случае позолота куполов является незаменимым процессом для поддержания формы здания.


Существуют разные методы золочения куполов. Выбор того или иного метода золочения зависит от различных параметров. Благодаря многолетнему опыту позолоты куполов компания «Вега» в каждом конкретном случае использует тот метод, который более всего подходит заказчику.

Опытные позолотчики используют различные методы золочения куполов. Это и гальванический метод, и метод с использованием нитрид титана, и позолота сусальным золотом на лак мордан, и другие. Выбор того или иного способа золочения зависит от каждого конкретного случая. Тут важны различные параметры, как то: основной материал купола, размеры купола, тип облицовки купола и прочие. В данной статье мы не задаемся целью описать весь перечень методов золочения куполов (все эти методы давно и исчерпывающе описаны в профессиональной литературе), однако смело можем утверждать, что специалисты компании «Вега» в полной мере владеют основными методами позолотных работ с куполами.

Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.

Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.

Существует несколько способов золочения.

Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина - чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии - купол Исаакиевского собора. При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.

Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата - равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.

Покрытие сусальным золотом - главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото - это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм, и разной толщины - от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3-5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов.

Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).

Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:

Подготовка поверхности под золочение;

Подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;

Золочение.

Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН-54, лак ЯН-153 или ГФ-166. Грунт наносится три раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА-594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака - он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому - прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20-25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.

Купола золотят в шатрах - то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом. Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистов-позолотчиков. Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более 150 см, расстояние от поверхности купола до пола лесов - от 20 до 35 см. Главная особенность лесов - двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров. Внешняя оболочка делается из плотного армированного полиэтилена, внутренняя - из тонкого, склонного к растяжениям. Важна максимальная прозрачность полиэтилена, так как сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.

При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1-3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.

При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие - свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность. Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака. Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.

В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды. В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.

Покрытие куполов золотой смальтой . Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала. В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом. Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.

Михаил Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Купола и их количество

Главой церкви принято называть покрытие купола, расположенного на так званом барабане. Количество глав над храмом также не является случайным числом.

33-купольный храм в честь Преображения Господня в Усть-Медведицком монастыре, Волгоградская область

Количество, символика и цвета куполов - посвящение храма Богу, Святой Троице, Богоматери или кому-то из святых или мучеников.

  • один купол - символ Единого Всевышнего Творца;
  • три - Святая Троица;
  • пять глав символизируют Спасителя и приближенных к Нему апостолов;
  • семь куполов над храмом - символ семи церковных Таинств;
  • девять чинов Ангелов - семь глав;
  • Иисус и 12 апостолов - прообраз тринадцатиглавого храма.
На заметку! Количество глав может доходить до 33 - число земных лет Иисуса.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных - наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема - символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма - символ пламени свечи

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма - прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый - посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик - хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.
Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами.

Символика православных накупольных крестов

29.01.2014 19:08:48

1 фотография

0 видео

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой. История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их начали возводить при строительстве храмов.

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы венчают 5 куполов, покрытых сусальным золотом, — один купол возвышается над остальными, символизируя Христа как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Золочение куполов является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Известно, что к 1000-летию Крещения Руси, в конце 80-х гг. XX, купола собора засияли золотом. Центральный купол храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, как раньше говорили верующие, прямо « горел» на солнце, и как будто от позолоты по асфальту бежала россыпь солнечных « зайчиков». Сейчас же это « свечение» стало постепенно угасать из-за множественных отслоений и утраты сусального золота до обнажения кровли из листовой меди, что можно заметить даже невооруженным глазом…

О создании и сохранении золоченой роскоши города редактор официального сайта Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы побеседовала с мастером-позолотчиком Курочкиным Александром Степановичем.

— Александр Степанович, Вы участвовали в реконструкции собора в конце 80-90 гг. XX в., после которой храм впервые увенчали купола, покрытые золотом. Расскажите, какое золото тогда использовали при возведении куполов Ростовского соборного храма?

— Стоит отметить, что в послевоенные годы и вплоть до 80-х гг. купола были покрыты кровельным железом. Новая страница летописи Ростовского кафедрального собора началась с сияния золотых куполов. В то время золочение производилось листовым, сусальным золотом. Это золото изготавливалось ручной ковкой. Для получения эластичных листов драгоценный материал предварительно отжигали. Известно, что чистым золотом как купола, так и церковную утварь, и храмовую мебель не покрывают. Металл переплавили на 960-ю пробу: в ней содержится 96% чистого золота и по 2% серебра и меди.

— Почему такое золото называют « сусальным»?

— « Сусаль» — « лицо», лицевая сторона, поверхность, а по сути — тонкие пластины золота, которыми покрывают поверхность. Толщина сусального золотого листочка — доли микрона, поэтому особенно тщательно готовилась поверхность под покрытие. Любая пылинка могла прорвать сусаль.

— Каким способом было нанесено сусальное золото на купол ?

— Основой купола является листовая медь. Известно, что медь — это цветной металл, а у цветных металлов адгезионные свойства ниже, чем у черных. Следующим этапом являлась грунтовка, выравнивающая поверхность, но главная задача грунта — повышение адгезии, то есть сцепления позолоты с поверхностью. После грунтовки проводится окраска, с ее помощью создается фон, а потом краска закрывается лаком. Он призван защитить грунт от проникновения влаги и создать гладкую поверхность. После этого применяется лак мордан, а уже затем — сусальное золото.

— Почему со временем купола потеряли первоначальный вид - сусальное золото облетело, и обнаружилась медь?

— Этому способствовало множество отрицательных факторов. Во-первых, покрытие куполов Ростовского собора прослужило значительно дольше, чем это планировалось и предполагалось квалифицированными специалистами. Во-вторых, негативно сказалась агрессивная внешняя среда. Это суровые зимние вьюги, слишком знойное южное лето, близость трамвайных путей, вороны и голуби, шествующие по куполу и оставляющие свои « метки»… К тому же, золото для покрытия куполов использовалось интерьерное, предназначенное для атрибутов внутреннего убранства храма, но никак не внешнего. Интерьерное золото намного тоньше того традиционного, что используется для покрытия куполов.

— Сейчас реставрация центрального купола Ростовского кафедрального собора перешла в активную стадию — идет демонтаж обшивки. В связи с этим бытует мнение, что купола соборного храма были покрыты очень толстым слоем золота или, например, что это золото можно использовать после реставрации. Так ли это?

— Сусальное золото очень хрупкое, а толщина покрытия составляет доли микрон. Всего 2 грамма драгоценного металла использовалось при покрытии 0,5 квадратного метра купола. Как мною было сказано ранее, это золотое сусальное покрытие прослужило намного дольше, чем планировалось, предполагалось и оценивалось специалистами. Таким образом, износившееся покрытие из драгоценного металла, которое сейчас снимают с центрального купола, давно пришло в негодность и абсолютно не подлежит восстановлению, а также не может использоваться в каких-либо других целях.

Беседовала: Виктория Алтунина

7314 просмотра