Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками.
Левкас стен - отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для
Отштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов:
После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или поклейке обоев.
Левкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая:
Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе.
Есть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора.
Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела:
Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков.
Для известкового левкаса необходимо подготовить:
Особенность состава - в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен.
Существуют специальные готовые смеси на основе гипса, например "Кнауф", "Вебер Ветонит", "Климс", "Ивсил". Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости.
После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой - воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес.
Перед тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты:
Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции.
Левкас - способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике.
Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.
В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки - узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).
Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы - планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски.
На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, поля способствуют сосредоточенности молящегося.
Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой хорошей работы.
Поскольку красочный слой не может в принципе держаться непосредственно на дереве, для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить - залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт - левкас.
В свою очередь, чтобы нанести левкас, иконную доску необходимо подготовить.
Для дальнейшей обработки доски под левкас необходим прежде всего клей. Обычно пользуются клеем животного происхождения: столярным, желатиновым, рыбьим. Сейчас все чаще клей изготавливают из желатина, который надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска.
Клей наносится очень горячим широкой кистью (щетинкой) по лицевой поверхности доски так, чтобы доска хорошо пропиталась и хорошо закрепилась. Хорошо входит в дерево только жидкий и горячий клей. Проклеиваются одновременно и торцы досок, поскольку влага проникает в древесину, главным образом, через торцы (поперечный разрез). После проклейки доску необходимо хорошо просушить. Время высыхания длится иногда несколько часов, иногда сутки.
Другим материалом при подготовке доски является паволока. Это название связано с понятием «наволакивания», «паволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).
Ткань для паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась - она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов (при исследовании таких икон в инфракрасных лучах хорошо виден характерный для них ромбовидный рисунок сложного плетения).
Паволока наклеивается на всю лицевую поверхность доски, или же на «проблемные» ее участки – места соединения досок, сучки и проч (рис.4).
Паволоку погружают в клеевой раствор на 1-2 часа с целью равномерного насыщения ее клеем, затем тем же раствором горячего, крепкого клея проходят широкой кистью по доске, ткань слегка отжимают, накладывают на доску, захватывая и торцы, расправляют, приглаживают и ставят на просушку.
Пока клей на паволоке не просох, по периметру внутренней части доски (по нижней кромке лузги) делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно (рис.5).
После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Для этого в уже готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел. Емкость, в которой делается левкас, должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел.
Левкас бывает разной консистенции, некоторые иконописцы делают левкас жидким и наносят кистью, некоторые наоборот – густым, желеобразным и левкасят поверхность иконы мастихином (тонкой стальной пластиной, напоминающей по форме нож или лопаточку. Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.
В ткани и в них не осталось воздуха (рис. 6).
Затем в левкас добавляется еще мел, так, чтобы левкасная масса получила консистенцию жидкой сметаны, которая наносится на доску поверх побелки шпателем (мастихином) и им же приглаживается. Слои грунта должны быть очень тонкими, поэтому шпатель при работе следует крепко прижимать к доске. Чем тоньше слои левкаса, тем меньше возможностей грунту растрескаться. Грунт, наложенный толстым слоем, дает трещины уже через несколько часов, так как его влага, может испаряться только с одной стороны. Верхние слои грунта, быстро затвердевая, дают усадку, нижние же находятся еще во влажном состоянии, отчего верхний слой растрескивается и края трещин получают немного оплывшую, закругленную форму.
Этот прием иконописи также находит свое обоснование в Евангелии. В главах, посвященным погребению Христа, говорится о печатях, наложенных иудеями по повелению боявшихся Его воскресения первосвященников и фарисеев на камень у гробницы, вход в которую был замурован - «залевкашен» (Мф. 27:66). Поэтому и левкасная основа иконы, лежащая на паволоке, как на смертном саване, напоминает о чудесном воскресении Господа, вышедшего из пещеры «не нарушив печатей».
Таким образом наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой каждого слоя. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой или мелкой пемзой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать (рис.7).
Назад | Вперед (часть II) |
Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску . При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу .
Чеканный левкас - левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами .
Левкасить - грунтовать иконную доску.
Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер - левкасчик (левкащик).
В строительстве левкас часто обозначает высококачественная отделка стен.
Иконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов - левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи.
Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».
В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом - она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.
Если говорить о древесине как материале для иконы, то здесь она является дополнительным напоминанием о кресте, на котором распяли Иисуса - Истинном древе Спасителя.
Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют - древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.
Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.
Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.
Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер - левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.
Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.
Узнав, что это такое - левкас, можно обратиться к его разновидностям. На многих иконах можно увидеть рельеф в качестве украшения. В частности, существовал особый подвид грунта - чеканный левкас. Сверху он покрывался сусальным золотом, а края обрабатывались при помощи чекана (средневековое холодное оружие) - точно так же, как чеканят металл. Узор, получающийся в итоге, зависел от формы инструмента. Это самый древний вид левкаса, который можно видеть на старинных иконах 12 века.
В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.
Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся - такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким - значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус - со временем такие рельефы могли начать слоиться.
Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.
Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер - знаменщик - переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).
Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.
Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.
Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.
В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк - фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.
Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета - он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.
Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.
Также стоит узнать, что это такое - левкас в сфере живописи, где его применяют в отделке рам. Для изготовления багетов используют подобный грунт с целью создания идеально гладкой поверхности. Его наносят шпателем, тщательно шлифуют, а затем проклеивают, чтобы он не впитал краску, которую наносят поверх грунта (так же, как и в иконописи, он обладает способностью впитывать красочный материал). Левкас, применяемый здесь, состоит из смеси гипса и раствора желатина или специального клея.
λευκός белый, светлый, ясный ) - в иконописи название грунта , представляющего собой мел , размешанный на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла.
Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску . При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу .
Чеканный левкас - левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами .
Левкасить - грунтовать иконную доску.
Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер - левкасчик (левкащик).
В строительстве левкас часто обозначает высококачественная отделка стен.
Икона | Это заготовка статьи по иконописи . Вы можете помочь проекту, дополнив её. |