Проектирование освещения в квартире, самостоятельная разработка светового сценария. Основные правила и нормативы

Устройство пола

Не желаете ограничиваться в управлении светом рамками ВКЛ/ВЫКЛ? Световые сценарии позволяют воспринимать освещение в доме по-новому исходя из ваших пожеланий. Больше не нужно тратить время на создание уютной обстановки, щелкая выключателями. Нажатием всего одной клавиши вы получите необходимую световую атмосферу.

  • «Просмотр фильма» , выключает основной (верхний) свет, а дополнительное освещение комнаты делает с яркостью 30 %. Днем же при активации этого сценария при ярких солнечных лучах автоматически закроются шторы.
  • «Чтение» , все основное освещение выключено, кроме торшера у вашего любимого кресла и подсветки картин (камина).
  • «Вечеринка», делаем акцент на барной стойке, столовой зоне. Здесь свет будет гореть на 100 % яркости, а в остальных местах приглушен.
  • «Дежурный свет» , позволяет определенным светильникам работать на 10 % своей яркости в ночное время, а если вы пошли на кухню или в ванную комнату, то свет автоматически и плавно, не слепя глаза, включится по пути вашего следования.
  • При очень позднем возвращении домой запустите сценарий «Следящий свет» . Он позволит вам комфортно снять верхнюю одежду в прихожей, пройти в кухню или ванную комнату, дойти до гардеробной, переодеться и войти в спальню, не разбудив ярким светом тех, кто уже спит. Освещение будет включаться по пути вашего следования, и отключаться по мере его прохождения.
  • «Поддержание освещенности» - автоматика анализирует уровень освещенности на улице и при сгущении сумерек плавно начнет увеличивать интенсивность освещения.
  • «Имитация присутствия» активируется при вашем отъезде, при его работе свет включается по определенному расписанию, создавая иллюзию нахождения людей в доме.
  • Решили осмотреть личную коллекцию картин? Не секрет, что некоторые из них нуждаются в особом уровне освещения. Включите специальный сценарий и при вашем приближении картина будет идеально подсвечена.
  • Сценарии безопасности - при проникновении злоумышленников на территорию владений, свет включается в зоне нарушения периметра, отправляется сигнал о тревоге на ваш мобильный телефон и на пульт дежурного охраны.
  • «Выключить все» - если вы покидаете дом/квартиру, то не обязательно обходить каждую комнату, чтобы погасить свет. Одним нажатием клавиши на панели управления погасите светильники во всех комнатах сразу, кроме тех, где предусмотрен особый сценарий освещения, например, в оранжерее, при этом свет в прихожей будет гореть некоторое время, предоставив вам возможность комфортно выйти из дома, после чего погаснет сам. Также можно погасить свет на определенном этаже, например на первом этаже, если Вы забыли его выключить, когда пришли.

Уже давно ни для кого не в диковинку осветительные системы с включением по хлопку, ибо минули те времена, когда подобное техническое чудо можно было наблюдать лишь в голливудских фильмах. Мало того, возможны и другие сценарии работы освещения , например включение света по срабатыванию датчика движения или в зависимости от степени естественной освещенности. О всевозможных сценариях работы умного освещения как раз и пойдет речь в данной статье.

Одна кнопка для выключения света по всему помещению

Если включить свет, там где нужно, можно по мере необходимости, то выключить его можно порой легко забыть. Например, пришел человек на кухню, заварил себе чай, и внезапно вспомнил о деле, которое ему необходимо срочно сделать в другой комнате.

Идет он туда, продолжает свою деятельность, параллельно отвлекся на что-то еще, а на кухне свет так и остался гореть. Внезапно нужно куда-то уйти, срочно надевает он обувь.. А свет по всей квартире включен!

В таком случае сценарий выключения света нажатием одной кнопки, расположенной на стене в прихожей, оказывается весьма полезным.

Развитие данного решения — удаленное управление при помощи смартфона или просто с мобильного телефона по смс. Ушел из дома, вспомнил что забыл выключить свет, и с помощью удаленного управления, посредством всего одной команды решил проблему.

Сценарий управления освещением по датчику движения

Зашел человек в комнату — свет включился. Вышел из комнаты — свет погас. Прилег с книгой — включился настенный светильник. Наступила ночь — переключается на группу ночной подсветки, а основной свет, скажем люстра, ночью не включится, останется только слабая ночная подсветка, например светодиодная.

Последний вариант - сочетание сценария по датчику и сценария по времени. Однозначно удобно произвести настройку сценария с учетом индивидуальных потребностей и привычек.

Сценарий управления освещением в зависимости от времени суток

Данный сценарий отлично подойдет для спальни, кухни или ванной комнаты. Удобство здесь заключается в том, что при помощи всего одного выключателя в разное время суток будут включаться разные группы системы освещения.

Например по нажатии кнопки выключателя ночью в спальне или на кухне включится лишь подсветка. Если время вечернее, то будет включен основной свет. Если на дворе утро, - включится настольная лампа. Опять же можно осуществить индивидуальную настройку.

Такое решение полезно для глаз, поскольку если ночью во тьме сразу включить яркий свет, глазам будет не комфортно, а вот если включится лишь подсветка, глаза воспримут это более спокойно, с меньшим напряжением.

Плавная регулировка яркости

Этот сценарий может стать своеобразной вариацией сочетания управления освещением по времени и включения по срабатыванию датчика движения. Например при включении света в ночное время яркость ламп будет в течение 5 минут постепенно усиливаться, но сначала свет будет тусклым. Утром, в часы пробуждения, например в ванной комнате и в спальне, также очень комфортным будет плавное включение ламп.

Такое решение позволит использовать всего одну группу освещения вместо нескольких, поскольку одни и те же источники света будут давать свет различной интенсивности.

Длительность плавного нарастания яркости можно отрегулировать индивидуально. К тому же недостаток естественного освещения можно плавно компенсировать в течение всего дня: начиная с тусклого света утром, лампы плавно перейдут на полную яркость к вечеру.

Кстати, для ламп такой плавный режим включения не только безопасен, но и полезен, так как срок службы ламп значительно продлится в отсутствие резких бросков пускового тока в момент их включения.

Сценарий управления освещением по датчику в зависимости от условий освещенности

В гостиной или на кухне для выполнения данного сценария очень удобно иметь две группы освещения. Например в сумерки датчик освещенности включит обе группы светильников, а если время дневное, да к тому же день сам по себе выдался солнечным, то свет не включится вовсе. В пасмурный же день будет автоматически включена только одна группа светильников.

Для кухни полезно освещение рабочего пространства в дневное время, и включение общего света в сумерки (в этом отличие от управления по времени, например зимой за окном темнеет раньше, а летом — позже).

Очевидно, в умном освещении по сценариям нет никакой фантастики, поскольку это - всего лишь умная работа современной электроники, которая может быть установлена как в жилище, так, в принципе, и в любом другом помещении.

Справедливости ради отметим, что перечисленные здесь сценарии — отнюдь не полный список возможностей умного освещения, и различных сценариев умного освещения существует очень-очень много. Так или иначе, выбор сочетаний должен быть индивидуальным.

Андрей Повный

«Мы начинаем публикацию материалов, посвященных созданию светового сценария с использованием современного светового оборудования. В этой статье речь пойдет о планировании концепции будущего шоу. Прежде всего необходимо определить задачи будущего светового сценария, получить четкое представление о том, каковы цели и ориентиры - и как вы их собираетесь достигнуть. Еще до того, как начать рисовать план на бумаге, у вас должен быть список приоритетов. Вот основные критерии светового дизайна: степень освещенности, фокусировка внимания, освещение для видео, моделирование, создание перспективы, эстетические соображения. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Степень освещенности

Степень освещенности является одной из самых главных задач светового сценария. Актер или музыкант, выступающий на сцене, должен быть освещен достаточно хорошо для того, чтобы публика могла его видеть. В театральном световом сценарии может требоваться, чтобы были хорошо видны черты лица актера и его мимика. В других случаях излишняя детализация черт лица может быть не обязательной. Степень освещенности исчисляется в люксах (lux) или фут-канделах (fc).

Фокусировка внимания

В течение представления внимание публики, разумеется, смещается с одного действующего лица на другое и с одной части сцены на другую. Однако художник по свету может и должен контролировать внимание аудитории. У него для этого имеется главное средство - . Хорошо освещая главных действующих лиц и основную часть сцены, на которой происходит действие, и при этом поддерживая более низкую степень освещенности на периферийных зонах и второстепенных деталях, художник по свету регулирует фокус внимания публики столь же легко, как это делает объектив фотоаппарата или видеокамеры.

Фокусировка внимания в одинаковой мере зависит как от светового контраста (разницы в уровне освещенности основных и второстепенных частей сцены), так и от общего уровня освещенности. Если равномерно осветить все, что есть на сцене, с уровнем 300 fc, то точка фокусировки будет отсутствовать: в этом случае ничто не притягивает взгляд зрителя и ничто заставляет его удерживать внимание на том или ином предмете или актере. Если же осветить главного героя с уровнем 150 fc, а на остальные части сцены отдать всего 25 fc, то можно быть уверенным, что взгляды публики будут притягиваться хорошо освещенным предметом, и никто не станет отвлекаться на рассматривание более темных участков.

Освещение для видео

В наши дни очень много представлений (как концертов, так и театральных постановок) идет с живым видео. Видео используется в одном из двух форматов: либо в виде живой съемки, которая проецируется на видеоэкраны с большим увеличением, либо в виде заранее подготовленного визуального контента, который воспроизводится во время шоу.

Если в шоу, с которым вы работаете, будет использоваться видео, то требования к освещению будут радикально отличаться от обычных. Уровень и равномерность освещенности, цветовая температура и направление света необходимо будет обсуждать с бригадой видеоинженеров и изменять эти параметры в соответствии с их требованиями. Лучше всего, если на самых ранних этапах разработки светового сценария вы обсудите его с видеорежиссером, чтобы выяснить, что от вас как от художника по свету может потребоваться. От того, как вы осветите действующих лиц и декорации, зависит качество съемки. Современные видеокамеры могут выполнять качественную съемку и при довольно низком уровне освещения, но все же при хорошем освещении будет меньше зерна.

Самое сложное - добиться равномерности освещения по всей сцене, особенно если исполнители много перемещаются во время действия или размещаются на сцене на большом расстоянии друг от друга. Если уровень освещенности будет неравномерным, то видеоинженеру придется все время изменять настройки видеокамеры в целях коррекции недостаточной или излишней экспозиции кадра. Сказать, что это ему не понравится - это не сказать ничего.

Моделирование

Одна из основных задач светового дизайна - придать форму и определенность актерам и декорациям путем моделирования их с помощью света. Смоделировать человека или предмет - значит подчеркнуть силуэт, текстуру и форму предмета путем освещения его с разных углов (и точного контроля над интенсивностью различных световых приборов), что позволит выявить информацию об объекте. Тут действуют те же базовые принципы, как и при съемке в фотостудии. Использование только фронтального освещения делает объект плоским, двумерным. Такое освещение не позволяет придать объекту определенности, глубины, выявить его характерные особенности.

Видеокамера обычно акцентирует тени, в результате чего они выглядят неестественно. Кроме того, при видеосъемке часто используют крупный масштаб, т.е. приближают предмет - тем самым усиливается интенсивность теней. По этим причинам, если в шоу используется видео, художник по свету должен выбрать такой прибор, который позволит осветить предмет более плоско. Но если световой сценарий должен работать прежде всего на публику, то художник по свету может моделировать предмет, подсвечивая его характерные особенности и стремясь к тому, чтобы он выглядел более натурально на расстоянии.

Создание глубины

Свет также может использоваться для создания глубины и перспективы. Управляя освещенностью переднего, среднего и заднего плана (фона), художник по свету делает сцену трехмерной, придает ей определенность. Благодаря этому предметы и люди перестают выглядеть так, словно они «сидят» на голове друг у друга или расположены в ряд. Фоновая подсветка также используется для подчеркивания формы и силуэта предмета.
Эстетика и настроение
Используя цветные лучи, паттерны и проекцию, художник по свету может изменять эстетику представления и влиять на настроение публики. Это одна из тех областей, в которой световые приборы с автоматическим управлением как ничто другое подходят для выполнения задачи. Они могут создавать яркую, праздничную атмосферу или темную и загадочную, или просто рисовать интересную с точки зрения эстетики картину. Несмотря на то, что у каждого человека есть свой собственный взгляд на то, что является эстетически приятным, а что - нет, существуют общие принципы. Художнику по свету необходимо знать, какие цвета контрастируют между собой, а какие гармонируют. Это знание является основой его творчества.

Заключение

В большинстве световых сценариев присутствует комбинация всех вышеперечисленных задач. Вам как художнику по свету необходимо выделить приоритетные области и максимально полно использовать имеющиеся в вашем распоряжении средства. Финальный результат - нередко компромисс между тем, что хотелось получить, и теми возможностями, что предоставляют современные технологии, ваши знания и творческие способности. Не будем также забывать и о бюджете проекта.

Текст Виталия Романова

В уже имеющемся – это грандиозное событие, которое захватывает вас полностью и на волне воодушевления и стремления к лучшему несет вас по студиям дизайна, просторам интернета или строительным магазинам. Вы понимаете, что следует определиться с планировкой помещения, выбрать стиль интерьера, мысленно или на бумаге «расставить» мебель, отдать предпочтение той или иной цветовой гамме или их сочетанию. Однако вопрос , как правило, «задвигается» в угол и , лампы, бра устанавливаются на «авось», лишь бы светили.

Однако специалисты призывают владельцев жилых помещений быть более внимательными к вопросу освещения и заранее продумать световой сценарий комнат , ведь грамотно подобранное позволяет сделать необходимые акценты в интерьере и скрыть недоработки, имеющиеся недостатки. Кроме того, свет положительно влияет на состояние человека, на его активность. В темноте человек становится более пассивным и вялым, происходит замедление реакций, появляется раздражительность.

Естественное освещение квартиры

Разрабатывая световой сценарий жилого помещения, не стоит забывать и о естественном освещении, так как оно чрезвычайно важно для биоритма человека, его здоровья и морального комфорта. Так, окна, обращенные на восток, где встает солнца, несомненно, будут как нельзя кстати в спальне.

«Западные» позволят избежать чрезмерного солнечного света в помещении во второй половине дня. При «взгляде» окон на север особое внимание рекомендуется уделить, все же, искусственному освещению. А усилить эффект от небольшого количества естественного солнечного света можно с помощью стеклянных дверей, межкомнатных окон и стеклянных элементов отделки интерьера.

Искусственное освещение: искусство по правилам

Несомненно, создание искусственного освещения в помещении – это процесс творческий, однако и он подчинен некоторым условностям, которые обеспечат качество освещения, его декоративность и функциональность. Итак, искусственное освещение может быть, во-первых - общим, во-вторых – локальным. Для обеспечения общего освещения большую роль играют потолочные светильники , освещающие как всю комнату целиком, так и какую-либо ее часть.

Однако далеко не всегда данный вид освещения позволяет продемонстрировать все красоты интерьера комнаты. Дизайнеры нашли решение этой проблемы: они просто перемещают источник общего освещения в какую-либо одну зону, оставляя другую в романтичной полутьме или дополняя локальными источниками освещения . Кроме того, стоит отметить актуальность вопроса искусственного освещения жилых помещений. Он не мог остаться без внимания современных производителей светильников и люстр, которые создают изделия, регулируемые по высоте, интенсивности и направленности света.

Что касается локального освещения , то для его создания используются разнообразные торшеры, настольные лампы, бра или ночники. Их отличительной особенностью является освещение лишь точно определенной зоны помещения. Кроме того, эти источники света позволяют создать столь желанную атмосферу тепла и уюта в помещении, вносят разнообразие в световое решение . Несомненным удобством нестационарных моделей светильников является возможность их перемещения, что позволяет создать желаемый визуальный эффект или необходимый акцент.

Декоративное искусственное освещение – это возможность создать уникальный облик, как всего интерьера, так и отдельных его элементов. Так, специальные лампы или светодиодное освещение позволяют сделать подсветку арок, стеклянных шкафчиков, произведений искусства и других предметов. Кроме того, локальное освещение все чаще используется для выделения функциональных зон помещения. В самых неосвещенных комнатах можно использовать светящиеся витражи, которые будут не только декоративны, но и функциональны.

Интересной современной новинкой являются соляные лампы, которые не только меняют облик комнаты, но и позволяют несколько улучшить состояние здоровья человека. Происходит это за счет выхода паров минерала при нагревании лампы. Особенно уместны такие лампы в спальне или в помещениях, предназначенных для отдыха.

Конечно же, свет – это надежный помощник в деле демонстрации всех достоинств интерьера и сокрытия его недостатков. Во-первых, для визуального расширения комнаты рекомендуется уделить внимание максимальному освещению стен. При этом для отделки стен в данном случае необходимо использовать материалы, отличающиеся хорошими светоотражающими свойствами. Это может быть венецианская штукатурка, золотистые или серебристые обои, иные глянцевые покрытия.

Во-вторых, визуально «поднять» низкий потолок в помещении можно с помощью светильников, свет от которых направлен вверх. Крепятся такие , соответственно, на стенах. Усилению эффекта способствует глянцевый потолок, который, однако, не должен быть белого цвета. В противном случае, когда потолок, наоборот, высокий, на нем рекомендуется располагать светильники, лучи света от которых направлены на стены. Это визуально «снизит» потолок.

Очень часть в квартирах и домах имеет место узкий и длинный коридор. Для его освещения наиболее подходящим вариантом станет расположение светильников на одной линии и вдоль одной стены. Особенно удастся этот эффект в том случае, когда противоположная стена отделана светоотражающим материалом. Объем жилого помещения также можно скорректировать с помощью грамотно организованного освещения. Происходит это при «игре» яркостью света. Так, чем меньше степень освещения комнаты, тем более компактной она предстает визуально.

Управление освещением

При организации освещения в квартире роль, не меньшую, чем светильники, играют электроустановочные изделия, представляющие собой розетки, датчики движения, диммеры, различные выключатели, сенсорные панели .

Их месторасположение необходимо определить заранее и, как правило, это делается совместно с инженером-электриком или лицом, ответственным за ремонтные работы в вашем доме. После этого создается специальный проект, предусматривающий расположение розеток, выключателей, светильников. Это позволяет со стороны оценить возможность управления светом из разных точек помещения.

Таким образом, лишь следуя ряду правил и условий, можно реализовать удивительный световой сценарий в комнатах своей квартиры.

С помощью света можно сформировать смысловой центр помещения, увеличить его или уменьшить, разделить на функциональные зоны, создать динамику, вдохнуть жизнь в интерьер в целом. Для того, чтобы управлять световыми потоками стало проще, используйте диммеры, позволяющие варьировать яркость источников света, а значит и преображать пространство.

Корректируем объемы, меняем пространство

Использование светильников для зонирования пространства - излюбленный прием дизайнеров. В помещении можно выделить функциональные зоны с помощью точечного света. Например при помощи бра, настольной лампы и токопроводных систем можно разделить комнату подростка на спальню, лаунж-зону и место для учебы.

●Выбор потолочного светильника для просторных помещений ограничивается только вашей фантазией, стилевыми требованиями и особенностями потолка. Вы можете использовать и , и масштабные декоративные конструкции из стекла, гипокартона, пластика и различных видов подсветки. На более скромных же площадях лучше отказаться от «излишеств», отдавая предпочтение токопроводным (рельсовым, струнным) и менее крупным встроенным системам. Также не утяжеляют пространство светильники-плафоны, их рассеянный полупрозрачным стеклом свет дает мягкое бестеневое освещение.

●Если интерьер выполнен в темных тонах (особенно потолок и стены), то потолочные светильники должны обеспечиваться более мощными лампами.

Светлые стены и предметы мебели, отделанные материалами с высокими отражающими свойствами, визуально корректируют размеры и высоту небольшой комнаты.

● Чтобы зрительно расширить узкую комнату, потолочные светильники лучше расположить не в центре, а со смещением к одной из стен.

Низкий потолок «приподнимут» светильники, направленные вверх. А слишком высокий – «компенсируют» источники, которые интенсивно освещают стены, оставляя сам потолок чуть затемненным.

Узкий коридор «расширит» ряд светильников, расположенных по одной стене.

● Если ярко осветить стену в конце длинного помещения, то оно станет «короче».

● Чтобы преобразить интерьер, придать ему таинственность, используйте нижний приглушенный свет. Размер лампы при этом должен соответствовать другим предметам интерьера и не перегружать пространство.

● Светильники, дающие комфортный приглушенный свет, создадут так необходимую после трудного дня расслабляющую и романтичную атмосферу.

● Интересного эффекта можно добиться при помощи светильников и световых панелей, .

Освещение в гостиной

Гостиная – отличная площадка для экспериментов со светом. Здесь, как нигде в доме, важны различные типы освещения. Так как это пространство общественное, демонстрируемое во всей своей красе гостям, здесь важен достаточно яркий фоновый свет, позволяющий равномерно осветить все помещение и избежать глубоких теней.

● Декоративный свет позволит расставить акценты и создать эмоциональный образ интерьера: подсвеченные по периметру гардины, разнообразная подсветка ниш, картин, аквариумов, фонтанов, нижняя или верхняя подсветка изысканной мебели, предметов искусства.

● Свет «архитектурный» разграничит пространство на зоны. Столовую, гостиную и кухню можно оформить с помощью различных источников света с разной интенсивностью и цветовой температурой.

● Используйте приборы направленного света, точечные потолочные светильники, заднюю подсветку. Очень функциональны токопроводящие системы. Расположенные на шинах лампы легко меняют свое местоположение и направление светового потока. Это позволяет создавать множество световых рисунков.

Освещение в столовой

Безусловно, в столовой бал правит стол, его-то и нужно осветить равномерно, но не слишком ярко и не слишком тускло.

● В этой «зоне ответственности», как и много лет назад, лидируют лампы с абажурами - подвесные светильники с направленным светом. Чтобы осветить всю поверхность стола, светильник должен быть пропорционален ему по размерам (Лампу нужно подвешивать над столом не ниже 55-60 см, чтобы не ослеплять сидящих). Над длинным столом целесообразно подвесить несколько одинаковых светильников.

● Часто для подсветки стола используется ряд встроенных ламп с теплым светом.

Освещение на кухне

Кухня, если она не совмещена с гостиной – пространство серьезное, «трудовое». И освещение здесь преимущественно функциональное. Фоновый свет важен, но главное – хорошо осветить рабочие поверхности: плиту, раковину и стол. Лучше всего «задействовать» ровный свет галогенных или люминесцентных ламп.

● Современная кухонная мебель зачастую снабжена встроенной подсветкой, поэтому вам остается только добавить «световые специи» по вкусу.

● Если встроенной подсветки нет, для освещения рабочих поверхностей проще всего использовать закрепленные на краях полок лампы-прищепки. Более «продуманно» будут выглядеть прикрепленные к стене светодиодные ленточные светильники или встроенная в карниз навесных шкафов штанга с лампами направленного света. Также можно спланировать ряд светильников, расположенных на потолке прямо над навесными шкафами.

● Плафоны для ламп над рабочей зоной лучше выбирать с гладкой поверхностью – ее проще мыть.

● Пространство над плитой чаще всего освещается источниками, встроенными в вытяжку.

● Подсветка в шкафах и ящиках не обязательна, но будет приятным дополнением. Если таковая не предусмотрена в вашей кухне, можно сделать ее самостоятельно. Для этого подойдут гибкие источники света.

Освещение в спальне

Времяпрепровождение в спальне занимает едва ли не треть нашей жизни, поэтому ее оформлению следует уделить особенное внимание. Поскольку эта комната предполагает уединение, здесь важен точечный свет: у любимой оттоманки, бра у , светильники для чтения рядом с .

● У туалетного столика свет должен быть бестеневым, естественным или близким к естественному и не слишком ярким.

● Если спальня соединена с гардеробной или частично выполняет ее функции, то важен общий верхний свет.

Освещение в ванной комнате

В ванной важен фоновый свет умеренной яркости, который может создаваться как верхними, так и боковыми источниками.

● Зеркало – один из самых важных элементов ванной комнаты – нуждается в подсветке мягким, рассеянным и максимально приближенным к естественному светом симметрично установленных по бокам ламп, либо расположенным по центру сверху. Здесь можно использовать влагоустойчивые бра, галогенные лампы или встроенные светильники.

● Для тех, кто выдвигает к освещению серьезные требования, созданы светящиеся ванны. Подсветка в них осуществляется при помощи вмонтированных в основу конструкции ламп внутреннего освещения.

● К установке освещения в ванной комнате следует отнестись со всей серьезностью. Брызги и конденсат особенно опасны в случае взаимодействия с электричеством. Проводки, розетки, выключатели и светильники нельзя устанавливать ближе шестидесяти сантиметров от раковин и ванн.