Апартаменты Короля (Версаль). Достопримечательности Франции — Апартаменты Короля (Версаль)

Технологии утепления

Схема помещений Апартаментов Короля

Пояснения к схеме Апартаментов Короля
1 Лоджия
2 Зал караула
3 Первый аванзал (Салон Большого Столового Прибора )
4 Аванзал с овальным окном (прежде Второй аванзал / Аванзал Бассано и Спальня Короля )
5 Спальня Людовика XIV (прежде Салон Короля )
6 Кабинет Совета (прежде Кабинет зеркал и Кабинет терм )
A Мраморный двор
B Королевский двор

Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце , служивших жилыми помещениями для Людовика XIV . С окнами, выходящими во Мраморный Двор , эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены Королеве. Главным образом по причине неудобства Больших покоев Короля и сооружения Зеркальной галереи , Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.

Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы . После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    РОСКОШНЫЙ ЛУВР

    Лувр: Самый большой музей мира. 11 Французское искусство 16-17 веков. Эпоха Людовика XIV

Субтитры

Что сокрыто в слове «Лувр»? Это и средневековая крепость, и роскошная резиденция французских властителей, и хранилище кровавых тайн; сцена действия, где плелись коварные интриги и разворачивались любовные истории королевского двора. Это и средневековая сокровищница, и крупнейший в Европе музей, где находятся лучшие шедевры мирового искусства. Это дом для призрака Бельфегора и непостижимой Джоконды. Это место, где сплетаются пласты времени: почти тысячелетняя история строительства здания оставила на нем следы. Только здесь можно пройдя сквозь современную стеклянную пирамиду, оказаться во дворце эпохи Классицизма, а буквально через несколько десятков метров спуститься в подвалы, сохранившиеся от средневекового замка. Но расскажем историю Лувра по порядку. Итак, В конце XII века Филипп-Август, собираясь в Крестовый поход, был обеспокоен защитой своего имущества. Он приказал возвести крепостную стену. Одна из башен была названа Луврской. Вот напротив нее-то и была выстроена высокая крепость из белого камня, которая стала сокровищницей Филиппа-Августа. На нижних этажах Лувра все еще сохранились остатки крепости, при желании можно прикоснуться к первым камням, положившим начало будущего великолепия. Впрочем, в то время сам король никогда не жил в крепости, и символом монаршей власти Лувру еще только предстоит стать. Париж процветал и разрастался, и спустя почти двести лет в 1356 году был выстроен земляной вал, далеко отстоящий от прежней границы. Лувр больше не был важным оборонительным сооружением. Зато крепость приглянулась Карлу V. В 1364 году архитектор Раймон дю Тампль приступил к работе над преобразованием крепости в резиденцию для короля. Были выстроены зубчатые башни, пристройки и отдельные хозяйственные здания перестроили в залы с огромными окнами, соединили их наружными лестницами. В Книжной башне Карл V Мудрый устроил библиотеку, которая насчитывала 900 томов. Но краткая эпоха расцвета длилась недолго. Когда его сын Карл VI покинул Лувр, крепость погрузилась в сон. Разбудил Лувр и вдохнул в него новую жизнь Франциск I. Этот монарх из своих походов привез во Францию эпоху Возрождения. Стоит ли удивляться, что по его указанию талантливый архитектор Пьер Леско полностью перестроил крепость, снеся Большую Башню и возведя на ее месте дворец в стиле ренессанс. Екатерина Кровавая Медичи в свойственной ей жесткой манере потребовала полностью перестроить дворец. И в 1564 году началось строительство Тюильри почти в полукилометре на западе от Лувра. Через 46 лет, уже при Генрихе IV, Лувр и Тюильри были соединены грандиозной постройкой – Большой галереей, протяженность которой составляет 442 метра. Во время правления Людовика XIII был выстроен Кар Карэ, который стал больше прежней резиденции в четыре раза. А в 1624 году была воздвигнута знаменитая Часовая башня. Во второй половине XVII века появились два новых крыла, которые замкнули огромный двор Лувра. Идея превратить Лувр в музей родилась еще при Людовике XV, но воплотилась в жизнь только после революции. И в 1793 году двери музея Наполеона были впервые открыты для посетителей. Во время наполеоновских войн коллекция музея невероятно разрослась за счет военных трофеев. Новый, современный этап преображения Лувра начал Франсуа Миттеран в 1989 году. Он начался с появлением необычной стеклянной пирамиды, которую спроектировал американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. С ее появлением количество посетителей Лувра увеличилось в два раза. В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства. Давйте пройдём по отделам. Образованный в 1881 году, отдел Древнего Востока хранит в себе богатейшее собрание памятников и предметов из золота, серебра, бронзы и глины, которые являются отражением культуры древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Самый старейший из них датируется 6 000 годом до рождества Христова. По распоряжению монарха Карла X департамент Древнего Египта был образован в 1826 году. Возглавил его Жан-Франсуа Шампольон, знаменитый египтолог, раскрывший тайну иероглифов. Основу коллекции составили находки, полученные во время экспедиционного похода Наполеона в Египет в 1798. Коллекция Древнего Египта в Лувре считается самой ценной в мире, насчитывающей более 50 тысяч экспонатов, разместившихся в 20 залах. Древняя Греция, Рим и Этруски Ранее этот отдел был известен как Музей Античности, открытый в 1800 году. На тот период собрание археологических находок располагалось в Лувре в покоях Анны Австрийской. Основу коллекции составляли античные памятники, приобретённые французскими монархами в XVI-XVII веках. Представленные здесь работы охватывают обширный период развития греческой, римской и этрусской цивилизаций с 4-го тысячелетия до нашей эры по VI век нашей эры. Отдел живописи является самой крупной экспозицией Лувра. Он занимает большую часть этого музейного комплекса, расположившись на 2 и 3 этаже. Начальная коллекция была частью картинной галереи Франциска I, которую значительно увеличил и Людовик XIV. В В Лувре художественный отдел был открыт в 1794 году. Коллекция предметов изобразительного искусства Лувра насчитывает около 6 тысяч работ, созданных европейскими мастерами с XIII века по 1848 год. Здесь собраны самые разнообразные произведения живописи, различающиеся по формату, технике и стилю исполнения. Департамент Лувра Декоративно-прикладное искусство был образован в 1893 году. Представленные экспонаты поступали сюда из разных частей Франции: из церквей и императорских дворцов из специального хранилища государственных ценностей и частных музеев известных коллекционеров. Великолепнейшее собрание предметов декоративно-прикладного искусства включает образцы гобеленов, роскошные предметы мебели и внутреннего убранства, керамику, ювелирные украшения. Здесь также представлены многочисленные скульптурные работы, включая известную конную статую Карла Великого. В этом отделе 81 выставочный зал. Коллекция скульптурных предметов искусства в Лувре начала формироваться с 1817 года. В этом отделе представлены произведения, которые созданы до 1850 года. По замыслу организаторов выставки она делится на два экспозиционных пространства – французская коллекция и зарубежные скульптуры. Искусство Ислама - Arts de Департамент исламского искусства является самым молодым отделом Лувра. Он был открыт в 2003. Под необычной стеклянной крышей выставлено около 3-х тысяч экспонатов, представляющих культурное наследие цивилизации ислама, которая простиралась от Андалузии до Индии, с момента её зарождения в VII веке по XVIII век. Здесь можно увидеть различные образцы декоративной отделки и обработки материалов – это ковры, предметы из камня, изделия из слоновой кости, керамика, орнаменты из искусственного мрамора, ковка по металлу и резьба по дереву, картины. Отделение графического искусства Лувра было открыто в 1797 году. Ядро этой коллекции составляют предметы, хранившиеся в Королевском кабинете, который находился в Лувре с момента его основания. К произведениям западного искусства относится около 126 тысяч экспонатов, выполненных на бумаге в период с XIV по начало XX века. В основном, они хранятся в альбомах или дневниках. Помимо традиционной техники графического рисунка, здесь присутствует акварель, гуашь, пастель и широкоформатные изображения на картоне. В 2000 году в апреле в Лувре при участии президента Франции Жака Ширака состоялось торжественное открытие павильона, посвящённого культуре и искусству стран Азии, Африки, Океании и Америки. В этом отделе выставлены 120 необычных скульптур, отобранных замечательным специалистом по примитивным искусствам Жаком Кершашем. Большая часть предметов поступила в Лувр из государственных коллекций Франции. Лувр – вечно молодой, живой дворец-музей. Традиция постоянно достраивать его и вносить изменения, идущие в ногу со временем, сохранилась французами до сих пор. При этом атмосфера прошлых веков бережно сохраняется, а за счет музейных коллекций древности создается ощущение, что Лувр – это хранитель не только французской, но и всей мировой истории. И, конечно, хочется хоть раз прогуляться по его дворам, пройти сквозь стеклянную пирамиду, побродить по средневековым подвалам, насладиться щекочущим чувством, вызванным прикосновениям к тайнам древности, быть покоренным пышным великолепием ренессанса и отдать дань строгим и величественным линиям эпохи Классицизма – в Лувре каждый найдет тот кусочек истории, который окажется ему близок. И всё это за каких-нибудь 9 евро.

Лоджия

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор . В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля , Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон , с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля . При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя , "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры , украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

Первый аванзал

В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры Салона Марса и часть вышитого покрывала для кровати из Салона Меркурия. Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор , в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только “Полагаю, что это моя бахрома.”

“Битва при Лёзе, в которой сражались Гвардейцы Короля , 18 сентября 1691 года” работа Жозефа Парроселя 1691 года
Живопись в Салоне Большого Столового Прибора

“Кавалеристы утоляют жажду после сражения” около 1687 Жозеф Парросель (1646–1704) Южная стена “Схватка кавалерии” Жозеф Парросель западная часть южной стены “Кавалерия атакует крепостной вал города” около 1687 Жозеф Парросель восточная часть южной стены “Александр Македонский сражает Дария III в битве при Арбелах” около 1687 by Жозеф Парросель , над камином “Кавалерист ведет пленных после взятия города” около 1687 Жозеф Парросель , северная стена “Кавалеристская атака и упавший наездник” около 1687 Жозеф Парросель , северная стена

Аванзал с овальным окном

Второй аванзал и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы , Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.

Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля , расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано . Над каминной доской была вывешена знаменитая работа “Noli me tangere s” голландского художника Ламбера Сустриса. В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном , который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.

Живопись в Аванзале с овальным окном

Noli me tangere работы Ламбера Сустриса, вторая половина 16-го века Есфирь, упавшая в обморок работы Паоло Кальяри, названного Веронезе , последняя четверть 16-го века

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти . Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи , к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV . Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе “Есфирь, упавшая в обморок” и “Юдифь с головой Олоферна” , а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля .

Спальня Людовика XIV

В 1701 году на месте Салона Короля была сооружена Спальня Людовика XIV . Прежняя комната во время правления Людовика XIV подвергалась многочисленным реконструкциям, самая значимая прошла в 1678 году когда западные окна, выходящие на террасу, были закрыты вследствие сооружения Зеркальной галереи . После сооружения Спальни Людовика XIV в 1701 году, это помещение стало центром жизни Двора.

Живопись в Спальне Людовика XIV

Мария Магдалина около 1628-1629 г. Работа Гвидо Рени Святая Цецилия Доменикино Царь Давид , играющий на арфе первая четверть 17-го века. Работа Доменикино

Западная стена комнаты стала альковом – отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков , а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства , бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Николаса Кусто Блистательная Франция , дополненной двумя резными работами Слава Франсуа Леспиньола, размещенными в парусах свода арки. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV , сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.

Спальня Людовика XIV

“Спальня Людовика XIV” Робер де Кот

Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-ар хитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Окутанный множеством легенд, Версаль стал символом абсолютной монархии Людовика XIV. Согласно легендам, молодой король решил построить новый дворец за пределами города, так как в парижском Лувре в то время было небезопасно. И с 1661 года в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа, Людовик начал превращение скромного охотничьего домика в сверкающий дворец. Для этого пришлось осушить более 800 га болот (вся территория, занимаемая комплексом), куда перенесли целые леса для создания 100 га садов, алей, клумб, озер и фонтанов.
Версальский дворец служил политическим центром Франции. Он стал домом для 6000 придворных! Людовик XIV убаюкивал своих подданных, предоставляя щедрые развлечения и вознаграждая королевской милостью. Так Людовик старался удалиться от политических интриг Парижа, поэтому создал место, где аристократия могла бы жить под его бдительным оком. Грандиозные размеры дворца и выставленные напоказ богатства демонстрировали абсолютную власть монарха.


Зеркальная галерея (Galerie des Glaces) или Большая, сердце Версальского дворца. Самая величественная комната, длинна её более 73 метров, а ширина около 11 метров. В галерее впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал, все они были установлены параллельно семнадцати окон. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. А вечером, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно.
Украшают галерею всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями.

По проекту Лебрена до 1690 года Зеркальная галерея была обставлена исключительно серебряной мебелью. Спальня королевы В 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат. Невозможно описать, игру световых бликов, когда лучи солнца, освещая зал, отражаются в зеркалах, ослепляя взор и изумляя воображение.


Знаменитым помещением Версальского дворца является, без сомнения, Зеркальная галерея (оригинальное название - Великая галерея). Представьте себе, это было первое место в мире, где люди увидели свое отражение в полный рост! Старинная технология выдувания стекла не позволяла производить большие зеркала. Из-за этого зеркала были маленькими и очень дорогими. В Зеркальном зале впервые в мире множество маленьких зеркал были сложены вместе. Теперь гости, приходившие к королю на бал, могли видеть себя в полный рост! Иронично, но спустя всего несколько лет после окончания декорирования Зеркальной галереи появилась альтернативная технология производства зеркал, и зеркала резко подешевели.

Шедевр Зеркальной галереи в Версале - хрустальные люстры. Раньше вся меблировка Великой галереи была выполнена из серебра, даже табуреты. В 1689 году все серебрянные предметы переплавили на покрытие военных расходов.


Портрет Людовика XIV работы Иасента Риго 1701 г. По легенде, когда Людовику XIV исполнилось пять лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В ней отражалось солнце.
— Я — солнце! Я — солнце! — закричал радостно мальчик. С тех пор его так и называли — «Король-солнце». Еще в юности монарх мечтал о чем-то большом, безукоризненном, таком, что поразило бы всю Европу — лучше Лувра, Венсен и Фонтенбло вместе взятых.
Отрезок длиной в полжизни — 50 лет — понадобился Людовику XIV для воплощения этого масштабного замысла. Впоследствии его преемник дополнил это место Малым Трианоном, а казненный на гильотине Людовик XVI — парком и селом с молочной фермой.



В правом крыле дворца расположена королевская часовня. Фасад часовни резко контрастирует с ровными геометрическими линиями фасада дворца. Многие архитекторы выступали против такого архитектурного решения, один архитектор даже назвал часовню "огромным катафалком", но кто станет спорить с королём!


Именно здесь Мария Антуанетта вышла замуж за короля Франции Людовика XVI. Сегодня в придворной капелле время от времени проводятся симфонические концерты. Эта капелла - пятая по счету часовня в Версале и самая крупная королевская часовня во Франции (видимо, где-то есть часовни ещё больше этой).



Спальня короля, была средоточием жизни всего дворца в Версале. Основным предметом мебели была кровать, расположенная так, что центр её был местом, где сходились лучи трёх городских магистралей Спальня короля во дворце связывающих Париж с Версальским дворцом. Но самым интересным было то, что во время ритуала утреннего пробуждения, наведения лоска и отхода ко сну его величества Людовика XIV, в спальне находились избранные особы, удостоенные высокой чести, следить за происходящим. «Господа, король проснулся!»- слышалось из «святая-святых», двое слуг уже подают кружевную рубашку, четверо бокал с вином. Начинался новый день, где каждый хотел поймать милостивое слово или взгляд правителя, надеясь, что фортуна им, наконец, улыбнулась…


Официальная столовая, где Людовик XIV ужинал каждый вечер, а остальные короли - по торжественным случаям. Для остальных (придворных, министров, дальних родственников) табуретки по краям комнаты. Трапеза короля - это тоже ритуал, за которым большая честь просто наблюдать.


Королевская столовая, здесь проводились публичные ужины королевской семьи. За столом сидели только члены королевской семьи. На стоящих чуть поотдаль табуретах садились герцогини, принцессы и другие персоны высокого ранга, за ними стояли все остальные желающие поглазеть на королевскую трапезу. Луи XIV проводил публичную трапезу практически ежедневно и она представляла из себя целое представление. Луи XV большую часть времени предпочитал приватные ужины.


Большие апартаменты королевы. В разное время здесь жили 3 королевы: Мария-Терезия (1638-1683) - супруга Людовик XIV; Мария Лещинская (1703-1768) - супруга Людовик XV; Мария-Антуанетта (1755-1793) - супруга Людовика XVI. В настоящее время здесь восстановлена обстановка 1789г.



Версаль постоянно достраивался, поглощая все новые и новые денежные суммы. После смерти Людовика XIV его сын, Людовик XV, еще несколько раз изменял здания, достраивая новые покои и снося лестницы и перекрытия. Дворец был столь гигантским, и требовал такое количество работников для его обслуживания, что вокруг него естественным образом возник город… На содержание Версаля ежегодно уходили астрономические суммы, которые оказались тяжелым многолетним бременем для и без того страдавшей экономики. Наконец, простой народ, не в силах выносить соседство немыслимой роскоши с вопиющей бедностью большей части населения, изгнал королей из Версаля, и с конца 18 века дворец перестал быть административным и политическим центром Франции. С 1837 года Версаль сделали Национальным историческим музеем, и сегодня он привлекает многотысячные толпы туристов со всего света, неизменно поражая их своим великолепием.

http://fotki.yandex.ru/users/irina-mahortova/view/658676/?page=0

Газонные решетки создают красивый травяной покров без которого не обойтись в местах отдыха, в парках и садах. В местах активной деятельности, для занятий спортом. А также для зеленого травяного покрова любых территорий, для декорирования. В таких случаях не обойтись без пластиковых газонных решеток, которые имеют хорошие дренирующие свойства. крепятся они специальными скобами и практически не заметны. доступно расскажет про достоинства таких решеток, а также как подобрать и установить их на ваших участках.

Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце, служивших жилыми помещениями для Людовика XIV. С окнами, выходящими во Мраморный Двор, эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены Королеве. Главным образом по причине неудобства Больших покоев Короля и сооружения Зеркальной галереи, Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.


Апартаменты Короля (Версаль)

Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы. После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Апартаменты Короля (Версаль)

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор. В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля, Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон, с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля. При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя, "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры, украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

Первый аванзал или Салон Большого Столового Прибора (также известный в эпоху правления Людовика XIV как Салон ужина Короля) выходил тремя окнами во Мраморный двор (север) и другими тремя окнами во Двор Королевы (юг). В оформлении комнаты использована батальная живопись Жозефа Парроселя – над каминной доской выставлена его картина “Битва при Арбелах”. После смерти Королевы и Дофины, комнату сервировали в тех случаях, когда Людовик XIV ужинал на публике один. Для ужина по церемонии Большого Столового Прибора сервировали стол перед камином и одно кресло с подлокотниками. У стены напротив камина изначально было возвышение для музыкантов, но его разобрали в 18-ом веке. Этот протокольный порядок был нарушен только с 16 ноября по 4 декабря 1700 года. В этот период внук Людовика XIV Филипп, герцог Анжуйский после провозглашения Королем Испании несколько раз ужинал публично со своим дедом.

В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры Салона Марса и часть вышитого покрывала для кровати из Салона Меркурия. Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор, в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только “Полагаю, что это моя бахрома.”

Второй аванзал и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы, Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.

Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля, расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано. Над каминной доской была вывешена знаменитая работа “Noli me tangeres” голландского художника Ламбера Сустриса. В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном, который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти. Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи, к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV. Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе “Есфирь, упавшая в обморок” и “Юдифь с головой Олоферна”, а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля.

Когда в 1684 году Людовик XIV переехал в Спальню Короля, следующая комната стала Салоном Короля или Салоном облачения Короля. На протяжении 17 лет эта комната была местом церемоний, окружавших жизнь Короля, к примеру, утреннего выхода Короля и отхода ко сну.

Как способ экономии, Людовик XIV использовал большинство декора Салона Короля в оформлении Спальни Людовика XIV. Над дверьми помещены картины Портрет Маркиза де Монкада и Автопортрет, обе работы Ван Дейка, Иоанн Креститель работы Караваджо и Мария Магдалина работы Гвидо Рени. Святая Кикилия работы Доменикино украшает южную стену над камином, а Царь Давид, играющий на арфе того же мастера расположена напротив, на северной стене.

Западная стена комнаты стала альковом – отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков, а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства, бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Николаса Кусто Блистательная Франция, дополненной двумя резными работами Слава Франсуа Леспиньола, размещенными в парусах свода арки. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV, сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.

Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание Пятой республики по реставрации Версальского дворца. Первозданный альков и драпировка кровати были восстановлены в 1736 году; а в 1785 году Людовик XVI приказал сжечь парчовую ткань, из которой получили свыше 60 килограмм золота. Существующая сейчас драпировка кровати, хоть и соответствует тому периоду, не является копией той парчи, которая изначально висела в Спальне Людовика XIV. Из-за недостатка архивной информации во времена осуществления проекта, было принято решение использовать образец драпировки зимний гобелен из спальни Королевы. Уже после начала проекта реставрации были обнаружены оригинальные образцы; и поскольку часть проекта уже была завершена, было решено использовать зимний гобелен Королевы. 1 сентября 1715 года в этой комнате скончался Людовик XIV.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


Схема помещений Апартаментов Короля
Пояснения к схеме Апартаментов Короля
1
2

Зал караула

3

Первый аванзал (Салон Большого Столового Прибора )

4

Аванзал с овальным окном (прежде Второй аванзал / Аванзал Бассано и Спальня Короля )

5

Спальня Людовика XIV (прежде Салон Короля )

6

Кабинет Совета (прежде Кабинет зеркал и Кабинет терм )

A

Мраморный двор

B

Королевский двор

Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце , служивших жилыми помещениями для Людовика XIV . С окнами, выходящими во Мраморный Двор , эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены Королеве. Главным образом по причине неудобства Больших покоев Короля и сооружения Зеркальной галереи , Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.

Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы . После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Лоджия

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор . В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля , Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон , с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля . При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя , "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры , украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

Первый аванзал

В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры Салона Марса и часть вышитого покрывала для кровати из Салона Меркурия . Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор , в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только “Полагаю, что это моя бахрома.”

Живопись в Салоне Большого Столового Прибора

“Кавалеристы утоляют жажду после сражения” около 1687 Жозеф Парросель (1646–1704) Южная стена “Схватка кавалерии” Жозеф Парросель западная часть южной стены “Кавалерия атакует крепостной вал города” около 1687 Жозеф Парросель восточная часть южной стены “Александр Македонский сражает Дария III в битве при Арбелах” около 1687 by Жозеф Парросель , над камином “Кавалерист ведет пленных после взятия города” около 1687 Жозеф Парросель , северная стена “Кавалеристская атака и упавший наездник” около 1687 Жозеф Парросель , северная стена

Аванзал с овальным окном

Второй аванзал и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы , Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.

Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля , расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано . Над каминной доской была вывешена знаменитая работа “Noli me tangere s” голландского художника Ламбера Сустриса . В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном , который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.

Живопись в Аванзале с овальным окном


Noli me tangere работы Ламбера Сустриса , вторая половина 16-го века Есфирь, упавшая в обморок работы Паоло Кальяри, названного Веронезе , последняя четверть 16-го века

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти . Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи , к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV . Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе “Есфирь, упавшая в обморок” и “Юдифь с головой Олоферна” , а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля .

Спальня Людовика XIV

В 1701 году на месте Салона Короля была сооружена Спальня Людовика XIV . Прежняя комната во время правления Людовика XIV подвергалась многочисленным реконструкциям, самая значимая прошла в 1678 году когда западные окна, выходящие на террасу, были закрыты вследствие сооружения Зеркальной галереи . После сооружения Спальни Людовика XIV в 1701 году, это помещение стало центром жизни Двора.

Живопись в Спальне Людовика XIV

Мария Магдалина около 1628-1629 г. Работа Гвидо Рени Святая Цецилия Доменикино Царь Давид , играющий на арфе первая четверть 17-го века. Работа Доменикино

Западная стена комнаты стала альковом – отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков , а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства , бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Николаса Кусто Блистательная Франция , дополненной двумя резными работами Слава Франсуа Леспиньола , размещенными в парусах свода арки. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV , сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.

Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание Пятой республики по реставрации Версальского дворца . Первозданный альков и драпировка кровати были восстановлены в 1736 году; а в 1785 году Людовик XVI приказал сжечь парчовую ткань, из которой получили свыше 60 килограмм золота. Существующая сейчас драпировка кровати, хоть и соответствует тому периоду, не является копией той парчи, которая изначально висела в Спальне Людовика XIV. Из-за недостатка архивной информации во времена осуществления проекта, было принято решение использовать образец драпировки зимний гобелен из спальни Королевы. Уже после начала проекта реставрации были обнаружены оригинальные образцы; и поскольку часть проекта уже была завершена, было решено использовать зимний гобелен Королевы. 1 сентября 1715 года в этой комнате скончался Людовик XIV .

Из всех комнат Апартаментов Короля эта комната, по всей видимости, лучше всего отражала личные вкусы Людовика XIV . Помимо коллекции драгоценных камней, здесь находились работы Николя Пуссена и Джованни Ланфранко , а также Клавесин в расписном корпусе. Персональный характер этой комнаты подчеркивался тем фактом, что из этой комнаты Людовик XIV управлял Францией. Здесь проводились Советы, принимались писатели, возвышавшие славу Короля-Солнца, а также частные аудиенции чаще всего давались в этом помещении.

Последней комнатой Апартаментов Короля был Кабинет терм – благодаря оформлению, главным элементом которого было 20 герм – который также известен как Кабинет париков , поскольку тут хранились парики Людовика XIV . В дополнение к позолоченным гермам, украшающим стену, двери были покрыты зеркалами. Комната служила Королю гардеробом, где он мог сменить свою сорочку, парик и шляпу; и это могло происходить до 4 раз в день. По вечерам в этой комнате Людовик XIV собирал своих детей, других членов своей семьи, а также некоторых придворных.

Кабинет зеркал и Кабинет париков прекратили своё существование в 1755 году, когда Людовик XV поручил расширить и заново декорировать помещение для сбора Совета. Именно это, обновленное, помещение мы и видим сегодня.

В 1748 году для устройства на третьем этаже вновь сооружаемого Кабинета Короля , Людовик XV решил понизить потолок Кабинета зеркал примерно на 1 метр. Новые размеры комнаты вызвали необходимость заново декорировать её. Спустя год был установлен новый камин, а прежний, датируемый временами Людовика XIV был отправлен в Компьенский дворец . В 1755 году в ходе обустройства террасы в Оленем дворе , Людовик XV решил расширить комнату Совета за счет присоединения Кабинета париков. Эта расширенная комната была спроектирована архитектором Габриэлем , а декоративные панели вылеплены Жуль-Антуаном Руссо . Лепнина на панелях декора изображает различные ведомства правительства: военные трофеи и реликвии мирного времени, символы армии, военного флота, юстиции и регалии монархии.

Напишите отзыв о статье "Апартаменты Короля (Версаль)"

Примечания

  1. Félibien, 58; Piganiol, 118; Verlet, 209.
  2. Битва при Лёзе – это сражение, выигранное французской кавалерией в ходе Девятилетней войны .
  3. Félibien, 59; Piganiol, 118; Verlet, 209-210.
  4. В 1699 году при сооружении апартаментов для внука Людовика XIV - Герцога Бургундского – одно из южных окон было закрыто и на его месте появилась дверь.
  5. Verlet, 210.
  6. Piganiol, 118–19.
  7. Félibien, 338.
  8. Verlet, 162.
  9. Verlet, 211.
  10. Piganiol, 119.
  11. Kimball (1943), 50–61.
  12. “ Юдифь с головой Олоферна” была повреждена огнём в 1905 году при пожаре в Музее прекрасных искусств в Кане . Источник
  13. Félibien, 339; Verlet, 212.
  14. Verlet, 213.
  15. Félibien, 60–61.
  16. Центральная ось королевских владений проходит ровно по центру этой комнаты.
  17. Baillie, 169–99.
  18. Félibien, 61
  19. Verlet, 214.
  20. Meyer (1989), 79–104.
  21. Сен-Симон, Мемуары
  22. Félibien, 65; Piganiol, 123–24.
  23. Verlet, 217.
  24. Félibien, 347; Verlet, 220.
  25. Verlet, 316.

Координаты : 48°48′17″ с. ш. 2°07′13″ в. д.  /  48.80472° с. ш. 2.120472° в. д.  / 48.80472; 2.120472 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Апартаменты Короля (Версаль)

Графине понравилось это усердие Наташи; она в душе своей, после безуспешного медицинского лечения, надеялась, что молитва поможет ей больше лекарств, и хотя со страхом и скрывая от доктора, но согласилась на желание Наташи и поручила ее Беловой. Аграфена Ивановна в три часа ночи приходила будить Наташу и большей частью находила ее уже не спящею. Наташа боялась проспать время заутрени. Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурное свое платье и старенькую мантилью, содрогаясь от свежести, Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей. По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни. В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой божией матери, вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик божией матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их. Когда она понимала их, ее личное чувство с своими оттенками присоединялось к ее молитве; когда она не понимала, ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться богу, который в эти минуты – она чувствовала – управлял ее душою. Она крестилась, кланялась и, когда не понимала, то только, ужасаясь перед своею мерзостью, просила бога простить ее за все, за все, и помиловать. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра, когда встречались только каменщики, шедшие на работу, дворники, выметавшие улицу, и в домах еще все спали, Наташа испытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия.
В продолжение всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. И счастье приобщиться или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей Аграфена Ивановна, представлялось ей столь великим, что ей казалось, что она не доживет до этого блаженного воскресенья.
Но счастливый день наступил, и когда Наташа в это памятное для нее воскресенье, в белом кисейном платье, вернулась от причастия, она в первый раз после многих месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей.
Приезжавший в этот день доктор осмотрел Наташу и велел продолжать те последние порошки, которые он прописал две недели тому назад.
– Непременно продолжать – утром и вечером, – сказал он, видимо, сам добросовестно довольный своим успехом. – Только, пожалуйста, аккуратнее. Будьте покойны, графиня, – сказал шутливо доктор, в мякоть руки ловко подхватывая золотой, – скоро опять запоет и зарезвится. Очень, очень ей в пользу последнее лекарство. Она очень посвежела.
Графиня посмотрела на ногти и поплевала, с веселым лицом возвращаясь в гостиную.

В начале июля в Москве распространялись все более и более тревожные слухи о ходе войны: говорили о воззвании государя к народу, о приезде самого государя из армии в Москву. И так как до 11 го июля манифест и воззвание не были получены, то о них и о положении России ходили преувеличенные слухи. Говорили, что государь уезжает потому, что армия в опасности, говорили, что Смоленск сдан, что у Наполеона миллион войска и что только чудо может спасти Россию.
11 го июля, в субботу, был получен манифест, но еще не напечатан; и Пьер, бывший у Ростовых, обещал на другой день, в воскресенье, приехать обедать и привезти манифест и воззвание, которые он достанет у графа Растопчина.
В это воскресенье Ростовы, по обыкновению, поехали к обедне в домовую церковь Разумовских. Был жаркий июльский день. Уже в десять часов, когда Ростовы выходили из кареты перед церковью, в жарком воздухе, в криках разносчиков, в ярких и светлых летних платьях толпы, в запыленных листьях дерев бульвара, в звуках музыки и белых панталонах прошедшего на развод батальона, в громе мостовой и ярком блеске жаркого солнца было то летнее томление, довольство и недовольство настоящим, которое особенно резко чувствуется в ясный жаркий день в городе. В церкви Разумовских была вся знать московская, все знакомые Ростовых (в этот год, как бы ожидая чего то, очень много богатых семей, обыкновенно разъезжающихся по деревням, остались в городе). Проходя позади ливрейного лакея, раздвигавшего толпу подле матери, Наташа услыхала голос молодого человека, слишком громким шепотом говорившего о ней:
– Это Ростова, та самая…
– Как похудела, а все таки хороша!
Она слышала, или ей показалось, что были упомянуты имена Курагина и Болконского. Впрочем, ей всегда это казалось. Ей всегда казалось, что все, глядя на нее, только и думают о том, что с ней случилось. Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша, но это теперь не радовало ее, как прежде. Напротив, это мучило ее больше всего в последнее время и в особенности в этот яркий, жаркий летний день в городе. «Еще воскресенье, еще неделя, – говорила она себе, вспоминая, как она была тут в то воскресенье, – и все та же жизнь без жизни, и все те же условия, в которых так легко бывало жить прежде. Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, – думала она, – а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы». Она стала подле матери и перекинулась с близко стоявшими знакомыми. Наташа по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила tenue [манеру держаться] и неприличный способ креститься рукой на малом пространстве одной близко стоявшей дамы, опять с досадой подумала о том, что про нее судят, что и она судит, и вдруг, услыхав звуки службы, ужаснулась своей мерзости, ужаснулась тому, что прежняя чистота опять потеряна ею.
Благообразный, тихий старичок служил с той кроткой торжественностью, которая так величаво, успокоительно действует на души молящихся. Царские двери затворились, медленно задернулась завеса; таинственный тихий голос произнес что то оттуда. Непонятные для нее самой слезы стояли в груди Наташи, и радостное и томительное чувство волновало ее.
«Научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью… – думала она.
Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы:
– «Миром господу помолимся».
«Миром, – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться», – думала Наташа.
– О свышнем мире и о спасении душ наших!
«О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами», – молилась Наташа.
Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молилась за него как за врага. Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее, и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к богу. Когда молились за царскую фамилию и за Синод, она особенно низко кланялась и крестилась, говоря себе, что, ежели она не понимает, она не может сомневаться и все таки любит правительствующий Синод и молится за него.
Окончив ектенью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес:
– «Сами себя и живот наш Христу богу предадим».
«Сами себя богу предадим, – повторила в своей душе Наташа. – Боже мой, предаю себя твоей воле, – думала она. – Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать, куда употребить свою волю! Да возьми же меня, возьми меня! – с умиленным нетерпением в душе говорила Наташа, не крестясь, опустив свои тонкие руки и как будто ожидая, что вот вот невидимая сила возьмет ее и избавит от себя, от своих сожалений, желаний, укоров, надежд и пороков.
Графиня несколько раз во время службы оглядывалась на умиленное, с блестящими глазами, лицо своей дочери и молилась богу о том, чтобы он помог ей.
Неожиданно, в середине и не в порядке службы, который Наташа хорошо знала, дьячок вынес скамеечку, ту самую, на которой читались коленопреклоненные молитвы в троицын день, и поставил ее перед царскими дверьми. Священник вышел в своей лиловой бархатной скуфье, оправил волосы и с усилием стал на колена. Все сделали то же и с недоумением смотрели друг на друга. Это была молитва, только что полученная из Синода, молитва о спасении России от вражеского нашествия.
– «Господи боже сил, боже спасения нашего, – начал священник тем ясным, ненапыщенным и кротким голосом, которым читают только одни духовные славянские чтецы и который так неотразимо действует на русское сердце. – Господи боже сил, боже спасения нашего! Призри ныне в милости и щедротах на смиренные люди твоя, и человеколюбно услыши, и пощади, и помилуй нас. Се враг смущаяй землю твою и хотяй положити вселенную всю пусту, восста на ны; се людие беззаконии собрашася, еже погубити достояние твое, разорити честный Иерусалим твой, возлюбленную тебе Россию: осквернити храмы твои, раскопати алтари и поругатися святыне нашей. Доколе, господи, доколе грешницы восхвалятся? Доколе употребляти имать законопреступный власть?
Владыко господи! Услыши нас, молящихся тебе: укрепи силою твоею благочестивейшего, самодержавнейшего великого государя нашего императора Александра Павловича; помяни правду его и кротость, воздаждь ему по благости его, ею же хранит ны, твой возлюбленный Израиль. Благослови его советы, начинания и дела; утверди всемогущною твоею десницею царство его и подаждь ему победу на врага, яко же Моисею на Амалика, Гедеону на Мадиама и Давиду на Голиафа. Сохрани воинство его; положи лук медян мышцам, во имя твое ополчившихся, и препояши их силою на брань. Приими оружие и щит, и восстани в помощь нашу, да постыдятся и посрамятся мыслящий нам злая, да будут пред лицем верного ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и ангел твой сильный да будет оскорбляяй и погоняяй их; да приидет им сеть, юже не сведают, и их ловитва, юже сокрыша, да обымет их; да падут под ногами рабов твоих и в попрание воем нашим да будут. Господи! не изнеможет у тебе спасати во многих и в малых; ты еси бог, да не превозможет противу тебе человек.
Боже отец наших! Помяни щедроты твоя и милости, яже от века суть: не отвержи нас от лица твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим, но помилуй нас по велицей милости твоей и по множеству щедрот твоих презри беззакония и грехи наша. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей; всех нас укрепи верою в тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовию, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных.
Господи боже наш, в него же веруем и на него же уповаем, не посрами нас от чаяния милости твоея и сотвори знамение во благо, яко да видят ненавидящий нас и православную веру нашу, и посрамятся и погибнут; и да уведят все страны, яко имя тебе господь, и мы людие твои. Яви нам, господи, ныне милость твою и спасение твое даждь нам; возвесели сердце рабов твоих о милости твоей; порази враги наши, и сокруши их под ноги верных твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь и победа уповающим на тя, и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
В том состоянии раскрытости душевной, в котором находилась Наташа, эта молитва сильно подействовала на нее. Она слушала каждое слово о победе Моисея на Амалика, и Гедеона на Мадиама, и Давида на Голиафа, и о разорении Иерусалима твоего и просила бога с той нежностью и размягченностью, которою было переполнено ее сердце; но не понимала хорошенько, о чем она просила бога в этой молитве. Она всей душой участвовала в прошении о духе правом, об укреплении сердца верою, надеждою и о воодушевлении их любовью. Но она не могла молиться о попрании под ноги врагов своих, когда она за несколько минут перед этим только желала иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них. Но она тоже не могла сомневаться в правоте читаемой колено преклонной молитвы. Она ощущала в душе своей благоговейный и трепетный ужас перед наказанием, постигшим людей за их грехи, и в особенности за свои грехи, и просила бога о том, чтобы он простил их всех и ее и дал бы им всем и ей спокойствия и счастия в жизни. И ей казалось, что бог слышит ее молитву.

С того дня, как Пьер, уезжая от Ростовых и вспоминая благодарный взгляд Наташи, смотрел на комету, стоявшую на небе, и почувствовал, что для него открылось что то новое, – вечно мучивший его вопрос о тщете и безумности всего земного перестал представляться ему. Этот страшный вопрос: зачем? к чему? – который прежде представлялся ему в середине всякого занятия, теперь заменился для него не другим вопросом и не ответом на прежний вопрос, а представлением ее. Слышал ли он, и сам ли вел ничтожные разговоры, читал ли он, или узнавал про подлость и бессмысленность людскую, он не ужасался, как прежде; не спрашивал себя, из чего хлопочут люди, когда все так кратко и неизвестно, но вспоминал ее в том виде, в котором он видел ее в последний раз, и все сомнения его исчезали, не потому, что она отвечала на вопросы, которые представлялись ему, но потому, что представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить. Какая бы мерзость житейская ни представлялась ему, он говорил себе:
«Ну и пускай такой то обокрал государство и царя, а государство и царь воздают ему почести; а она вчера улыбнулась мне и просила приехать, и я люблю ее, и никто никогда не узнает этого», – думал он.
Пьер все так же ездил в общество, так же много пил и вел ту же праздную и рассеянную жизнь, потому что, кроме тех часов, которые он проводил у Ростовых, надо было проводить и остальное время, и привычки и знакомства, сделанные им в Москве, непреодолимо влекли его к той жизни, которая захватила его. Но в последнее время, когда с театра войны приходили все более и более тревожные слухи и когда здоровье Наташи стало поправляться и она перестала возбуждать в нем прежнее чувство бережливой жалости, им стало овладевать более и более непонятное для него беспокойство. Он чувствовал, что то положение, в котором он находился, не могло продолжаться долго, что наступает катастрофа, долженствующая изменить всю его жизнь, и с нетерпением отыскивал во всем признаки этой приближающейся катастрофы. Пьеру было открыто одним из братьев масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона.
В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1693 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1 Игровой салон (Передняя для собак)
2 Салон Лестницы Короля
3 Лестница Короля
4 Кабинет Картин
5 Кабинет Ракушек (Кабинет Книг)
6 Овальный салон
7 Первый салон Маленькой галереи
8 Маленькая галерея
9 Второй салон Маленькой галереи
10 Кабинет Медалей
11 Лестница Послов
12 Двор Короля
A-F Большие покои Короля
a-d a) кабинет париков; b) гардероб; c) лестница; d) проход в Салон Аполлона
Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1740 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1 Лестница Короля
2 Передняя для собак
3 Кабинет с Часами
4 Спальня Людовика XV
5 Внутренний кабинет
6 Овальный салон
7 Кабинет Книг; Кабинет с альковом
8 Маленькая галерея
9 Кабинет Медалей
10 Лестница Послов
I Олений двор (Двор Короля)
II Внутренний дворик
A-F Большие покои Короля
a-h a) кабинет париков; b) отдельный кабинет Короля; c) кабинет стульев; d) лестница; e) кабинет золота; f) коридор; g) банный кабинет; h) ванный зал
Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1760 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1; 1a Спальня Людовика XV; 1a гардероб
2 Кабинет с Часами
3 Передняя для Собак
4 Лестница Короля
5
6 Буфетная
7 Внутренний кабинет
8 Задний кабинет
9 Апартаменты Мадам Аделаиды
A-F Большие покои Короля
I Олений двор
II Внутренний дворик
a-h a) Салон заседания Совета; b) кабинет для обтачивания слоновой кости; c) кабинет стульев; d) лестница; e) кабинет золота; f) коридор; g) лестница Эпернон; h) терраса
Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1789 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1; 1a Спальня Людовика XV; гардероб
2 Кабинет с Часами
3 Передняя для собак
4 Лестница Короля
5
6 Буфетная
7 Внутренний кабинет
8 Кабинет депеш
9 Кабинет золотого сервиза
10 Кабинет для кассы
11 Библиотека Людовика XVI
12 Фарфоровая столовая
13 Буфетная
14 Игровой салон
I Олений двор
II Внутренний дворик
III Погребок Короля
a-f a) Салон заседаний Совета; b) банный кабинет; c) лестница; d) кабинет стульев; e) кабинет географии; f) библиотека и кабинет огнестрельного оружия; g) терраса
A-F Большие покои Короля

Малые апартаменты Короля в Версальском Дворце состоят из ряда комнат, которые находились в распоряжении Людовика XIV , Людовика XV и Людовика XVI . Расположенные на втором этаже Дворца, комнаты находятся в самой старинной части Дворца, возраст которой датируется эпохой Людовика XIII . При Людовике XIV в этих комнатах были размещены Королевские коллекции художественных произведений и книг, образуя некое подобие музея. При Людовике XV и Людовике XVI , комнаты были перестроены под личные жилые помещения. В это время комнаты изменили и их оформление является одним из лучших, дошедших до нас, образцов Стиля Людовика XV и Стиля Людовика XVI в Версальском Дворце (Kimball, 1943).

Эпоха Людовика XIV


Фрагмент изображения на плафоне Салон Изобилия , показывающий Королевскую ладью Людовика XIV, которая находилась в Кабинете Медалей , Рене-Антуан Уасс (1645-1710), 1683г.

Эпоха Людовика XV – 1740 год

По возвращении Короля и его Двора в Версаль в 1722 году, дворцовая жизнь снова вернулась к ритму, который существовал при Людовике XIV . Молодой Людовик XV занимал спальню своего прадедушки, Апартаменты Короля , где ежедневно производились церемонии утреннего выхода Короля и отхода ко сну с той же высочайшей протокольной точностью, как это было заведено во время правления Короля Солнца . Однако, из-за того что зимой комната была неудобна для жизни – её было сложно, если не невозможно, обогреть по причине большого размера (90 квадратных метров с высотой потолков 10 метров) и выхода окон на восток – Людовик XV был вынужден устроить свою спальню где-нибудь в другом месте (Verlet, стр. 313-314). В 1738 году 27-летний Людовик XV распорядился построить новую спальню с окнами на юг – Спальня Людовика XV (№4 на схеме 1740 года) – на месте Игрового Салона Людовика XIV , северная сторона которого была расширена за счёт части Двора Короля чтобы соорудить альков для кровати (Verlet 1985, стр. 444-447). В том же году была снесена Лестница Короля и была построена новая лестница чуть севернее прежнего места. На том месте где была расположена прежняя Лестница Короля Людовика XIV построили новую комнату, Аванзал возвращения с охоты (Verlet 1985, стр. 442). В этой комнате Людовик XV держал некоторых своих охотничьих собак, как это делал его прадед в Передней для собак .

Дальнейшая перестройка Малых апартаментов Короля в это время состояла в создании Кабинета с Часами и Внутреннего кабинета . Эти комнаты были созданы после разрушения Салона Лестницы Короля и Кабинета Картин Людовика XIV (Le Guillou, 1985).

Кабинет с Часами (№3 на схеме 1740 года) получил своё название из-за солнечных часов, размещённых в апсидальном алькове на восточной стене. Эти показывали время восхода и захода Солнца и Луны (Verlet 1985, стр. 450).

Внутренний кабинет (№4 на схеме 1740 года) (ещё его называют Угловым кабинетом) использовался для нескольких целей: в нём помещалась часть нумизматической коллекции Людовика XV и коллекция миниатюрной живописи; её использовали как столовую; и она была рабочим кабинетом. Из всех помещений Малых апартаментов Короля в эпоху правления Людовика XV , эта комната, вероятно, была самой пышно обставленной и наиболее роскошно декорированной (Verlet 1985, стр. 452).

Кабинет Книг , Овальный Салон Людовика XIV , Маленькая галерея и её два салона, а также Кабинет Медалей были сохранены в неизменном виде (№№6, 7, 8 и 9 на схеме 1740 года).

К 1740 году Малые апартаменты Короля были расширены в сторону Двора Короля , вследствие чего восточная часть этого внутреннего двора стала отдельным двориком. Этот новый внутренний двор получил название Внутренний двор Короля (№II на схеме 1740 года), а Двор Короля получил новое название Олений двор . Это новое название произошло от двух дюжин лепных голов оленей, которыми по распоряжению Людовика XV были украшены стены внутреннего двора (Verlet 1985, стр. 457).

Эпоха Людовика XV – 1760 год

Изменения в Малых апартаментах Короля в конце 1750-х годов проходили под влиянием общей перепланировки апартаментов главного корпуса Дворца и разрушения Лестницы Послов (№10 на схеме 1740 года). Чтобы устроить новые апартаменты для своей дочери, Мадам Аделаиды , Людовик XV распорядился построить комнаты на том же, втором, этаже, что и Малые апартаменты Короля . Эти новые апартаменты заняли место где находилась Маленькая галерея и её два салона, а также новые площади, которые образовались после сноса Лестницы Послов (№9 на схеме 1760 года).

Наиболее существенными переделками Малых апартаментов Короля в это время было перемещение Лестницы Короля (№4 на схеме 1760), сооружение Обеденного зала по возвращению с охоты (1750) (№5 на схеме 1760 года), и Буфетной (1754) (№6 на схеме 1760 года) (Verlet 1985, стр. 473-474). Обеденный зал по возвращению с охоты был построен на месте Банного кабинета Людовика XV (№g на схеме 1740 года) когда Королю понадобилась столовая на втором этаже чтобы принимать небольшие компании друзей, как правило, после охоты (Bluche, 2000; Marie, 1984). Обеденный зал по возвращению с охоты был оформлен облицовочными панелями и декоративными элементами, взятыми из Игрового салона Людовика XIV (Verlet 1985, стр. 442-443).

Людовик XV оформлял Малые апартаменты Короля в такое время, когда французские стили декорирования развивались очень стремительно в 18-м столетии. Многие из этих помещений являются превосходными образцами Стиля Людовика XV . Из всех комнат Внутренних апартаментов Короля , самым показательным является Кабинет с Часами . Скульптор Жак Вербект выполнил для него отделочные панели, комната была меблирована столом и стульями и служила для игорных вечеров, возглавляемых Людовиком XV (Verlet 1985, стр. 449). Однако, начиная с 1754 года, эта комната получила значительное преимущество перед другими помещениями.

В январе этого года Людовик XV привез из замка Шуази и поместил в эту комнату знаменитые механические часы.

Часы, созданные инженером Пассманом и часовым мастером Луи Дотио , и размещённые в подставке из позолоченной бронзы работы Филиппом Каффиери , были чудом того времени. Потребовалось 12 лет на их создание; сверху над часами установлен хрустальный шар в котором Солнце и планеты движутся в соответствии с теорией Коперника . Часы показывают час, день недели, месяц (даже учитывая високосные года), и год. Этим часам кабинет обязан своим названием - Кабинет с часами (№2 на схеме 1760 года) (Kuraszewski, 1976; Verlet 1985, стр. 450).

К 1760 году Внутренний кабинет (№7 на схеме 1760 года) также стал известен как Бюро Короля и эта комната стала не только лучшим отражением личных вкусов Людовика XV , но также является одним из лучших образцов стиля Людовика XV . В 1755 году столяр-краснодеревщик Жиль Жубер сделал два угловых шкафа, дополняя мебель, выполненную ещё в 1739 году мастером Годро , для размещения нумизматической коллекции Людовика XV (Verlet 1985, стр. 452). В 1769 году в этом кабинете разместили механический бюро-секретер с круглой крышкой, над которым мастер Жан-Франсуа Эбен работал 9 лет (Verlet 1985, стр. 454).

В процессе развития Внутреннего кабинета , Людовик XV также занимался сооружением своего Заднего кабинета (№8 на схеме 1760 года). Вместо Кабинета Книг и Овального салона Людовика XIV , Людовик XV создал отдельный частный кабинет (с небольшим Кабинетом стульев ), который выходил непосредственно на Лестницу Короля и в котором Людовик проводил большую часть дня, управляя Францией. Этот кабинет был оформлен предельно практично – простой стол, стулья и ряды полок (Verlet 1985, стр. 459).

Эпоха Людовика XVI

Людовик XVI , за исключением того что забрал обратно часть апартаментов Мадам Аделаиды , полностью сохранил оформление Малых апартаментов Короля в том виде, как это было при его дедушке. Заднему кабинету Людовика XV дали новое название - Кабинет депеш (№8 на схеме 1789 года); однако, Людовик XVI продолжал по-прежнему использовать эту комнату как повседневный кабинет, подобно своему деду (Rogister, 1993).

Кабинет золотого сервиза (№9 на схеме 1789 года) занимает часть площади бывших апартаментов Мадам Аделаиды , а изначально на этом месте располагался Первый салон Маленькой галереи . Людовик XVI в годы своего правления разместил в Кабинете золотого сервиза своё собрание раритетного фарфора и диковинных предметов, большей частью полученных в подарок от дипломатов (Verlet 1985, стр. 526)

Небольшая комната севернее Кабинета золотого сервиза называется Кабинет для кассы (№10 на схеме 1789 года). Около 1769 года на этом месте были сооружены ванные Короля, и это была последняя работа, заказанная Людовиком XV. Людовик XVI , по слухам, использовал эту комнату для ведения своих личных финансовых расходов (Verlet 1985, стр. 526). Облицовочные панели декора в этой комнате датированы периодом перестройки для Людовика XV, и свидетельствуют уже о новом вкусе: гравюры, представляющие темы наслаждений от водных процедур в овальных медальонах, окаймованных камышом и нарциссами, выполнены с эффектом матового золота, полированного золота и сплава золота с серебром. Эти скульптуры выполнил в 1771 году уже не Верберкт, а его соперник – Анутан Руссо при помощи своих сыновей. Однако, Людовик XVI в 1784 году поручил убрать ванную и выполнить полное повторное золочение комнаты (Verlet 1985, стр. 526). Когда Пьер де Нолак принял на себя руководство музеем Версаля, он обнаружил что эта комната используется дворниками для хранения метел. Это открытие побудило Нолака начать всеобъемлющее исследование исторического прошлого Версаля (Nolhac, 1937).

Библиотека Людовика XVI (№11 на схеме 1789 года) находится восточнее от Кабинета золотого сервиза и расположена на месте спальни Мадам Аделаиды (которую Людовик XV переименовал в 1769 году в Салон собраний ), а ещё раньше на этом месте была Маленькая галерея . Сооружение библиотеки началось в 1774 году по проекту архитектора Габриеля, а декорирование выполнялось мастерскими братьев Руссо , которые до этого работали над деревянным декором Кабинета для кассы и над частью скульптурного оформления Королевской оперы Версаля (Verlet 1985, стр. 513). Эта комната наглядно показывает личные вкусы Людовика XVI ; она была одной из его любимых комнат и Король отдавался здесь своей страсти к наукам и, в особенности, географии. Здесь можно увидеть земной глобус, поддерживаемый Атлантом, по которому он отслеживал маршруты морских экспедиций, и в частности экспедиции Лаперуза, которую Король вдохновлял и поддерживал. Здесь же стоит большой стол Ризнера, крышка которого выполнена из единого блока красного дерева диаметром в 2,1 метр и установлена на домкратах, так как Людовику была необходима абсолютно ровная поверхность, для того чтобы вносить коррекции на географических картах.