Что делать если семена плохо всходят. Через сколько всходит морковь после посева, что делать, если морковь не взошла

Технологии утепления

Проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, сами собой разрешаются. Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии.

Причиной неудач могут быть:

1) плохое материальное положение, невозможность продолжать учебу в вузе (могут привести к фрустрации, отчаянию, совершению преступления);

2) холодные отношения с семьей (приводят к возникновению чувства незащищенности и одиночества);

3) беспорядочные половые связи, употребление алкоголя и наркотиков (приводят к зависимости, сексуальной озабоченности, опустошенности, отчаянию).

К основным проблемам старшеклассников можно отнести:

1) заниженную самооценку;

2) вспыльчивость;

3) необщительность;

4) конформизм;

5) употребление наркотических веществ.

Заниженная самооценка . Самооценка — это мнение индивидуума о самом себе. Чаще всего самооценка определяется тем, что другие люди думают о человеке, или тем, что, как кажется человеку, о нем думают. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя. В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку.

На формирование самооценки в юности влияют следующие факторы:

1) ощущение принадлежности;

2) чувство значимости;

3) компетентность.

Ощущение принадлежности — это осознание того, что твое общество кому-то приятно, нужно, что кто-то готов позаботиться о тебе. Это чувство развивается с младенчества и зависит от того, насколько родители любили и заботились о своем ребенке. В подростковом возрасте это чувство может измениться и закрепиться.

Чувство значимост и появляется от осознания человеком того, что он представляет собой какую-то ценность в глазах других людей, что его считают хорошим. Чувство значимости крепнет, когда окружающие высказывают одобрение поступков, а также оказывают моральную и психологическую поддержку.

Компетентность представляет собой уверенность в своих способностях и силах, возможность справиться с возникающими трудностями и задачами, которые ставит жизнь. На развитие компетентности влияет успех.

Ощущение принадлежности, значимости и компетентности необходимо людям любого возраста, но в юности эти проблемы наиболее остры. По данным социологов, именно в возрасте от 15 до 20 лет самооцен-ка человека снижается, хотя именно в этот возрастной период особенно необходима адекватная самооценка при формировании социальных устоев и нравственных убеждений.

Причины низкой самооценки в юношеском возрасте:

1) перенесение любого вида насилия;

2) неправильные социальные установки (мне необходимо одобрение других людей, чтобы чувствовать себя хорошо; меня будут уважать, только если я достигну определенных успехов в жизни, и т. п.);

3) равнодушие родителей.

Самооценка очень важна для физического, интеллектуального и психологического развития старшеклассников. Классный руководитель должен это учитывать в общении с классом и в своей воспитательной работе.

Последствия низкой самооценки могут быть следующими.

1. Предвзятое отношение к окружающему миру — мир кажется враждебным, любые неожиданности воспринимаются как угроза личному благополучию и безопасности, все события и ситуации в жизни оцениваются как злой рок, поэтому человек даже не пытается что- либо изменить вокруг или в себе.

2. Неспособность на нормальные отношения с другими людьми, что в будущем может вызвать одиночество, проблемы с супругом, неудачи в любой деятельности, трудность в достижении поставленных целей.

Признаки низкой самооценки:

1) пессимизм;

2) неуверенность в общении с другими людьми;

3) острая реакция на мнение других людей;

4) стеснительность;

5) школьник стыдится своего внешнего вида, социаль-ного положения, своих слов, поступков и т. п.;

6) отношение к другим людям скорее как к врагам, нежели как к друзьям;

7) использование секса для утверждения собственной мужественности или женственности;

8) попытки казаться тем, кем школьник не является;

9) апатия к настоящему, зацикливание на прошлых удачах или мечтах о будущем;

10) копание в прошедших беседах с целью найти скрытый смысл;

11) склонность осуждать других людей;

12) потребительское отношение к людям;

13) настороженность, тревожность, ожидание самого плохого;

14) попытка использовать агрессию для защиты;

15) неспособность принимать похвалу;

16) позволение другим неуважительно относиться к себе;

17) страх как одиночества, так и близости;

18) неспособность выражать эмоции;

19) следование мнению большинства;

20) перекладывание ответственности в трудных ситуациях на других людей;

21) потребность в жестком контроле и др.

Человек, имеющий адекватную самооценку, не будет смотреть на мир настороженно и с опаской. Любые трудности он воспринимает как тест на выносливость, проверку своих способностей и возможность стать сильнее, опытнее, умнее. Такой человек считает, что он может повлиять на окружающий мир, изменить его к лучшему.

Самооценка формируется не за один урок. Этот процесс занимает годы. Соответственно, исправление неадекватной самооценки потребует много времени и терпения от классного руководителя.

Вспыльчивость . Причиной повышенной вспыльчивости у юношей и девушек является переходный период. Они находятся как бы между двух стульев: уже не дети, но и взрослые их еще не принимают.

Старшеклассник воспринимается обществом скорее как ребенок, а не как взрослый. Ему нельзя водить машину, жениться, служить в армии, курить и пить спиртное наравне со взрослыми, уезжать из дома, устраиваться на службу. Но самое главное — запрещен секс, в то время как это интересует его сильнее всего.

Все, что взрослые позволяют старшеклассникам, — это ходить в школу, учиться и читать. Таково мнение самих юных людей. Оно, конечно же, ошибочно. Но, тем не менее, подростки чувствуют себя несправедливо обиженными обществом. Это чувство несправедливости де-лает их скорыми на гнев, постоянно готовыми вспылить.

Еще одной причиной повышенной раздражительности старшеклассников являются гормональные изменения, которые, несомненно, сказываются на их психическом состоянии (такое же влияние на психику женщин оказывает менопауза или предменструальный период).

Необщительность . Эта проблема связана с отчуждением. Когда общество друзей отталкивает подростка, он стремится уединиться. Таким образом, старшеклассник справляется с возникшим чувством неполноценности.

Низкая самооценка возникает из-за того, что подростки в этот период оценивают себя по мнению своего окружения. Между тем подростки могут быть очень жестокими и безжалостными. Они не считаются с чувствами других людей, даже если это их друзья. Плохое отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником. И это день за днем подтверждается в общении с группой.

Неосознанно подросток начинает искать убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных стрессов. Он избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило.

Классный руководитель должен уделять особое внимание тихим, «забитым» ученикам в классе. Хотя поведение таких школьников не вызывает проблем, оно все же таит в себе опасность для самого подростка. Низкая самооценка, которая у него сформировалась под давлением со стороны одноклассников, может закрепиться, и впоследствии ее очень трудно будет изменить. Таким ученикам необходимо уделять больше внимания.

Конформизм . Конформизмом называется стремление быть «как все». Подростки, в частности, стремятся одеваться «как все», говорить «как все» и даже думать «как все». Они принимают определенный образ жизни только потому, что так принято в их окружении, группе, обществе.

Конформизм является «приметой» нашего времени. Хотя он существовал во все времена. Мода — одно из проявлений конформизма. Но только в наше время, с развитием рекламы, которая навязывает вкусы и привычки, конформизм широко распространился, глубоко проникая в наше сознание.

Однако подростковый конформизм — особенное явление. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании. Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести отвержение друзей.

Фактически поведение подростка диктуется его окружением, что может привести к трагическим результатам. Поэтому очень важно помочь старшеклассникам выработать определенное отношение к конформизму, научить их противостоять этому состоянию.

Опасность конформизма для подростков заключается в том, что он заставляет их делать то, чего они не хотят, а также то, что, как они прекрасно знают, является неправильным, незаконным, вредным. Одно дело — следовать моде в одежде и совсем другое — курить, пить пиво, иметь беспорядочные половые связи, как это делают некоторые знакомые. Существуют моменты, когда подросток должен суметь сказать «нет», не побоявшись быть не таким «как все». Для этого нужны смелость и психологическая подготовка. Классный руководитель должен помочь в этом своим подопечным.

Противостоять давлению общества очень нелегко, тем более подростку. Для этого надо быть уверенным в себе. Кроме того, потребуется мужество. Преподаватель должен объяснить старшеклассникам, что отстаивание сво-ей позиции, когда друзья хотят увлечь в неверном направлении, достойно уважения. Компания не отвергает таких ребят, а, напротив, высоко ценит. Именно тот, кто умеет быть твердым и оставаться самим собой, даже когда другие насмехаются над ним, очень часто становится лидером группы. Классный руководитель должен научить старшеклассников отстаивать свои убеждения.

Поэтому на классных часах в старших классах полезно проводить дебаты, дискуссии, полемики и т. п. Такие формы работы очень важны, они дадут ученикам необходимые навыки не только для будущей взрослой жизни, но и для их подростковой реальности.

Можно обыгрывать ситуации в ролевых играх. Важно дать почувствовать подростку, что на практике представляет собой противостояние другим. Попробовав себя в этой роли, ученик станет более уверенным в себе. Кроме того, когда подросток увидит, что он не один противится давлению толпы, он тоже становится увереннее в себе.

Причиной неуверенности подростка является комплекс неполноценности, присущий этому возрасту. Переживая определенные физические и психологические изменения, подростки, как правило, перестают нравиться сами себе. Им противно смотреть на себя в зеркало, они постоянно измеряют свой вес. Подростки недовольны тем, как они двигаются, говорят и т. д. Они во всем усматривают недостатки. Самооценка очень занижена, как рассматривалось выше.

Когда подросток не нравится сам себе, то он очень остро реагирует на мнение других людей. Поэтому, стараясь быть «как все», подросток пытается заработать расположение, хорошее мнение своего окружения или большинства из них. Так, он начинает одеваться и думать «как все», боится сделать что-то не так или не вовремя, отказывается от собственной независимости в угоду группе. Подросток считает такое поведение более безопасным, чем иметь собственное мнение. Он боится психологического давления больше, чем физического насилия.

К подросткам обычно относят людей в возрасте от 12 до 17 лет. Именно в этот период в среднем происходит взросление человека. Если до этого времени он считается еще ребенком, который не несет никакой ответственности за свои поступки и действия, да и само мышление еще работает по-детски, то уже после - начинают происходить изменения в организме.

Ребенок начинает быстро и развиваться как физически, так и умственно. Происходит гормональная перестройка - выработка большого количества половых гормонов. В результате которой, у человека начинают проявляться внешние половые признаки, формируется фигура. В этот период подросток чувствует себя неуклюжим из-за своего непривычного состояния, за редким исключением, когда этот процесс происходит очень быстро и через год-два - уже полностью сформированный парень или .

Кроме физического изменения сильно меняется и характер человека. Возможно, за короткий промежуток времени из милого доброго ребенка появится озлобленный и . Такие резкие перемены гормональными изменениями, а также формированием своего собственного «Я». В этот момент часто происходит процесс отрицание всего прежнего. Меняется стиль одежды, манеры, вкусы, круг общения и т.д.

Характер обычно изменяется не в лучшую сторону. Агрессивность, конфликтность, психическая неуравновешенность или, наоборот, замкнутость, робость, заниженная самооценка - это далеко не все качества, которые могут проявиться в подростковый период.

Из-за того, что подросток начинает взрослеть, его мировоззрение становится другим и ему часто кажется, что все настроены против него, пытаются ущемить его интересы и не считаются с его мнением. В этот момент он хочет быть самостоятельным и принимать все решения сам, порой они бывают очень ошибочные под действием эмоций.

Также часто происходят конфликты с родителями, даже если до этого были очень хорошие доверительные отношения, подросток может замкнуться в себе, начать грубить или вообще убегать из дома. Приоритетным считается мнение ровесников, чем опытных взрослых, так как им кажется, что своим возрастом и авторитетом они подавляют их.

В подростковом возрасте большая вероятность пристраститься к пагубным привычкам: алкоголь, курение, наркотики. Особенно, если ближайшее окружение состоит из таких «продвинутых» сверстников, которые могут специально провоцировать на это.

Как помочь своему ребенку пережить подростковый возраст без больших проблем

В общем, переходный период является тяжелым как для самого , так и для его родителей. Это важно пережить с меньшими потерями. Ни в коем случае нельзя абсолютно контролировать своего ребенка, запрещая ему абсолютно все и отрицая любые его решения. Даже если они вам кажутся совершенно неверными. Таким образом, вы добьетесь либо полной потери авторитета, а в дальнейшем - проявления всех ваших ограничений, либо подавления ребенка как личности, отсутствия у него твердого стрежня.

Нельзя предусмотреть все последствия, но какие-то действия все-таки надо выполнять, а не пускать на самотек. Иначе, в этом случае, тоже возможны не очень хорошие результаты.

В первую очередь, ребенок должен видеть вашу искреннюю любовь, а не условную: «я люблю послушного ребенка», «если ты будешь хорошо учиться» и т.д. Вы должны его любить просто за то, что это ваш ребенок, а не за какие-то качества и поступки. Ведь все мы совершаем промахи и ошибки. А ребенок должен ощущать, что дома его всегда поймут и примут любым.

Старайтесь быть для своего ребенка другом, который выслушает и если надо, слегка откорректирует его решение. Не навязывайте свое мнение и не давайте советы, когда их не просят. Контролируйте подростка так, чтобы он об этом не догадывался. И конечно, старайтесь, как можно больше занять его время чем-то полезным и развивающим. Если есть такая возможность, то делайте это всей семьей, ну или хотя бы запишите его на разные кружки. Главное, чтобы эти занятия ему тоже нравились, пусть даже если вы хотели бы другие.

Не ограничивайте способности ребенка, чаще хвалите и поддерживайте его начинания, и в этом случае, из маленького ребенка вырастет настоящий человек, который будет отвечать за свои действия и поступки, относиться ответственно ко всему и в дальнейшем, отблагодарит вас за помощь и поддержку.

Сеешь, сеешь, а всё без толку. А сроки проходят. А у соседей уже помидоры третий лист дают. Что же мы делаем не так? Если вы посадили семена, срок годности которых, судя по информации на упаковке, еще не истёк или истёк только что, причина неудачи в чем-то другом.


1. Семена от сомнительного производителя

Все вышесказанное про сроки годности относится лишь к серьезным семеноводческим компаниям, которые дорожат своей репутацией. Если же вы купили пакетик какого-то неведомого производителя, это лотерея: теоретически можно выиграть, но большинство проигрывает...

2. Просроченные семена

Это, пожалуй, наименее вероятное объяснение отсутствия всходов. Современные производители семян очень следят за сроками годности своей продукции и обязательно указывают ее на пакетике (причем, как правило, с запасом).

Из-за хранения при слишком высокой температуре и влажности воздуха срок годности семян может уменьшиться. А храниться подобным образом они могли как в магазине, так и у вас.


Времена, когда на пакетиках меняли дату, чтобы продать залежалый товар, уходят в прошлое - уважающей себя фирме дешевле ежегодно обновлять запасы семян, чем манипулировать со старой упаковкой. Так что, если вы посадили семена, срок годности которых, судя по информации на упаковке, еще не истек или истек только что, причина неудачи в чем-то другом.

3. Семена требуют предпосевной обработки

Далеко не всякие семена прорастают только от того, что их закопали в землю и полили. Увы, но далеко не всегда информация о необходимой предпосевной обработке содержится и на пакетике с семенами. Возможно, производители считают, что подобные тонкости могут отпугнуть покупателя, и он не приобретет такие «сложные» семена.

Большинство многолетников в природе дают семена в конце лета - осенью, после чего несколько месяцев подвергаются воздействию низких температур и лишь после этого прорастают. Именно поэтому очень многие многолетние виды просто не могут прорасти без такого «холодного периода». Создать его можно двумя способами: или посеять семена в грунт под зиму, или подержать плошку с посевами несколько месяцев на нижней полке холодильника (если конечно ваши домашние не будут против!).

Крупные семена с твердой оболочкой (например, клещевина) прорастают легче, если ее поцарапать наждачной бумагой или надфилем. Но делать это надо очень аккуратно, чтобы не повредить зародыш. Клещевина может прорасти и без таких ухищрений, но делать она это будет куда дольше.


Некоторым семенам помогает прорасти несколько часов в банке с холодной водой, в которую опущен аквариумный компрессор. Некоторым нужно несколько циклов охлаждения и прогрева. Есть растения, семена которых прорастают только в прохладе, или, наоборот, в тепле (посевы ставят к батарее, только не перегрейте!). Но большинство растений, семена которых продаются во всех садовых магазинах, не требуют ничего сложнее подзимнего посева.

4. Можно ли неправильно посеять?

Дело в том, что некоторым семенам для прорастания необходим свет, а потому их ни в коем случае нельзя засыпать землей, а некоторые, напротив, прорастают только в темноте (горшок или грядку с ними даже рекомендуется накрывать чем-то темным).

Многие производители указывают информацию о глубине посева - не пренебрегайте ею!


Кроме того, у некоторых растений очень мелкие семена, которые просто не могут пробиться сквозь даже самый минимальный слой почвы. И если семена какой-нибудь настурции вполне способны проклюнуться и из-под пятисантиметрового слоя почвы, то лобелия или петуния могут прорасти лишь при поверхностном посеве.

5. Они просто высохли!

Если вы полили семена при посеве, это еще не значит, что полученной влаги им хватит до момента прорастания. Очень часто семечко набухает, в нем начинает формироваться будущий росток и… именно в этот момент влага в почве и заканчивается. В итоге, росток гибнет и последующий полив уже никак ситуацию исправить не может.

Семена в гранулах - это очень удобно, но есть одно «но»! Для того, что семечко смогло разрушить оболочку гранулы, оно требует очень хорошего полива. Слегка увлажнить верхний слой почвы явно не достаточно!


6. Или вымокли...

Опасность для многих растений, особенно летников, происходящих из солнечных сухих мест, представляет такая болезнь, как «черная ножка». Нежные всходы подгнивают у основания и погибают буквально за несколько дней (особенно этому подвержены астры, лобелия, петуния, левкои).

7. Эти семена всегда долго всходят

Семена многих цветов (особенно многолетних) могут всходить чуть ли не по полгода, а пионов, например, и два-три года. Перец обычно всходит дольше, чем, например, помидоры. Так что иногда нужно просто набраться терпения и не ставить крест на результатах своего труда, если ростки не появились через неделю. К наиболее «задумчивым» однолетникам относятся клещевина, вербена, настурция, кобея и некоторые другие.

Среди многолетников таких «тугодумов» очень много, но, к счастью, большинство из нас все-таки чаще выращивает однолетники, которые редко когда всходят больше месяца.


8. Во всем виновата… Луна!

Самое спорное из всех возможных объяснений. Возможно дело в том, что вы посеяли семена в неблагоприятный период по лунному календарю (то есть когда этого делать нельзя, потому что энергия прорастания семян в такой период сильно снижена). Верить или нет - дело ваше, но если вы придерживаетесь лунного календаря, не забудьте и про семена!


Вырастить хорошую рассаду и отличный урожай – нелегкий труд, зато как приятно, когда он с лихвой окупается к окончанию дачного сезона! Однако ни для кого не секрет, что даже самые опытные дачники время от времени совершают те или иные ошибки, приводящие в итоге либо к крайне неважной всхожести, либо к полной гибели культур. И довольно внушительная часть ошибок приходится именно на работу с семенами. Какие же это ошибки, и можно ли их как-то избежать?

Излишняя обработка и протравливание семян

Перед посевом семена рекомендуется подвергать различным обработкам: обеззараживать, прогревать, закаливать и т. д. – данные процедуры благотворно влияют не только на прорастание семян, но и на последующее развитие растений. Самое главное в данном случае – не терять чувства меры: если сперва щедро напитать семена всевозможными микроэлементами, а потом произвести их закаливание и замачивание в соке алоэ, не стоит надеяться на то, что они благополучно взойдут.

Впрочем, тут имеется и другая крайность – многие огородники полагают, что для того, чтобы уберечь томаты от губительных заболеваний рассады, их семена перед посевом вполне достаточно подержать пару минут в слабеньком растворе марганцовки. На самом деле это мнение ошибочно – слабая концентрация не способна ликвидировать возбудителей опасных недугов. Для приготовления действенного раствора берут пол-литра воды и растворяют в ней 5 г марганцовки. Семена в таком растворе следует замачивать минимум на пятнадцать минут, в идеале – на полчаса. А затем их хорошенько промывают и еще на шесть-восемь часов замачивают в воде комнатной температуры.

А приобретая семена довольно необычного окраса (синие, розовые и т. д.), важно понимать, что они уже обработаны теми или иными фунгицидами и совершенно не нуждаются в дополнительном обеззараживании.

Хранение семян во влажных и слишком теплых помещениях

Влажный и теплый воздух является одним из самых опасных врагов хранящихся семян. Всего лишь за каких-то пару-тройку месяцев семена в данном случае могут утратить всхожесть, если же они хранятся еще и при свободном доступе воздуха, то для полной потери всхожести им будет достаточно нескольких недель. Чтобы всхожесть хранящихся семян была высокой, их необходимо поместить в достаточно прохладное место.

Если объем влаги в посевном материале относительно невелик, то продлить его срок годности можно посредством его хранения при температуре от пяти до десяти градусов выше нуля. А при слишком высокой влажности семена будут портиться намного быстрее, нежели даже в сухом помещении, температура в котором составляет двадцать пять градусов.

Сухие семена, которые были подвергнуты глубокому замораживанию (при температуре в минус пятнадцать градусов или же еще ниже), очень неплохо сохраняют свою жизнеспособность, однако порой они могут впасть в состояние глубочайшего покоя и повести себя во время проращивания как невсхожие. Для того, чтобы возвратить их в активное состояние, может потребоваться определенное стимулирующее воздействие (прогрев и т. д.).

Самыми идеальными условиями для хранения посевного материала считаются умеренная влажность (не более пятидесяти процентов), температура без существенных перепадов в диапазоне от двенадцати до пятнадцати градусов и ограниченный доступ кислорода.

Закаливание проклюнувшихся семян

Если закаливание рассады в ближайшие планы не входит, не стоит проделывать данную процедуру и с семенами: сеянцы в период выращивания в квартирных условиях легко утрачивают приобретенный в результате закаливаний иммунитет. Правда, при наличии возможности разместить рассаду на балконе или в каком-то ином прохладном месте закаливание пойдет семенам исключительно на пользу, главное – закаливать их правильно.

Как же закаливают семена? Для этого их помещают в небольшие мешочки и замачивают в обыкновенной воде на срок от шести до двенадцати часов. Далее семена двенадцать часов выдерживают при температуре от пятнадцати до двадцати градусов тепла, а затем на аналогичный срок оставляют их в помещении, температура в котором колеблется в пределах от одного до трех градусов выше нуля (кстати, для этой цели вполне подойдет и холодильник). Особенно полезна такая процедура будет для растущих в открытом грунте культур: лука, капусты, пастернака, моркови, сельдерея, петрушки и свеклы. В данном случае семена обязательно порадуют хорошей всхожестью!