Научно-исследовательский проект по физике «Радиация. Что лучше - знать или оставаться в неведении? Ж.И

Подвод и слив воды

Серебряный век атомной энергетики


За более чем столетнюю историю официальной российской атомной программы ученые не раз сталкивались с нехваткой финансирования, санкциями и другими ограничениями. По мнению гендиректора АО «УК „Спутник - Управление Капиталом"» Александра Лосева, из истории следует извлечь как минимум один важный урок.

Попытки оспорить приоритет России в той или иной области науки или техники предпринимаются не одно столетие. Досадный факт: в России и на Западе разные мнения об авторстве величайших изобретений конца XIX - начала XX века. (Впрочем, западный мир несправедлив не только к нашим ученым и естествоиспытателям: каждый образованный гражданин Франции знает, например, что создание теории относительности - это заслуга выдающегося французского математика и физика Анри Пуанкаре, а вовсе не Альберта Эйнштейна.)

Все дело в том, что начиная с эпохи Просвещения обмен научными идеями и передовыми знаниями шел намного быстрее, чем претворялись в жизнь технические новинки; ученые стремились распространять и популяризировать свои догадки и теории, образование в развитых государствах было вполне качественным; именно поэтому многие открытия делались практически одновременно в различных странах, университетах и лабораториях. Наука по природе своей интернациональна, и это нередко приводило к спорам о пальме первенства в открытиях и изобретениях.

Но вот что неоспоримо: Россия, точнее Российская империя, стала первой страной в мире, где более ста лет назад начались не только теоретические, но и прикладные исследования в области использования энергии атомного ядра, в том числе и для военных целей. Официально, на государственном уровне старт ядерной программе в нашей стране был дан в 1911 году, а научные исследования радиации в ряде российских университетов и академий начались на несколько лет раньше.

Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но сатана недолго ждал реванша.
Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше.

Самуил Маршак

Начало новой эпохи
Начало ХХ века - эпоха модернизма и технического прогресса. Российская империя входит в пятерку крупнейших государств мира по объему ВВП, в ней быстрыми темпами идут индустриализация и экономический рост.

Научные открытия и достижения инженерной мысли: электричество, переработка нефти, автомобили, аэропланы, новые технологии производства и средства связи - все это меняет мир с калейдоскопической быстротой. В первые десятилетия ХХ века в России наблюдался расцвет философской мысли, науки, искусства - этот поразительный культурный феномен получил название Серебряного века.

На рубеже ХIХ - ХХ веков научное сообщество переживало острейший кризис классической физики. Картина мира, построенная на законах Ньютона и понятии эфира - сплошной всепроникающей среды, обрушилась с появлением теории электромагнитных полей; классическая механика казалась несовместимой с электродинамикой Максвелла. Возникла необходимость объяснить, как и чем переносятся электромагнитные волны, дать атомистическое представление процессов электродинамики, создать новую теорию атома, описать движение и энергию электронов.

Открытие Вильгельмом Рентгеном Х-лучей (излучения электронов в катодных трубках) в ноябре 1895 года, а также предположение Анри Пуанкаре о том, что определенные химические вещества и минералы могут самопроизвольно испускать эти лучи, спустя несколько месяцев позволило Антуану Беккерелю обнаружить радиоактивность солей урана. Это явление указывало на возможную взаимосвязь электромагнитного излучения и строения атома.

И хотя результаты подобных исследований поначалу не вызвали особого интереса у академической науки (авторитет Ньютона и теория эфира не оспаривались), в 1895–1896 годах были заложены первые камни в фундамент новой физики.

Тем временем в поэзии

Русское общество той эпохи проявляло живой интерес к новинкам науки и техники. Константин Бальмонт в 1895 году опубликовал стихотворение «Горящий атом, я лечу». Поэт Велимир Хлебников в то же время писал: «Могучий и громадный, далек астральный лад. Ты ищешь объясненья - познай атомосклад». А Николай Гумилев отмечает: «Мы не решились бы заставить атом поклоняться Богу, если бы это не было в его природе. Но, ощущая себя явлениями среди явлений, мы становимся причастны мировому ритму, принимаем все воздействия на нас и в свою очередь воздействуем сами».

Эстафету изысканий в области теории атома подхватили французские ученые Пьер Кюри и его жена Мария Склодовская-Кюри (кстати, уроженка Российской империи). Обнаружение ими в 1898 году явления радиации солей тория, радия и полония, а также открытие Эрнестом Резерфордом альфа- и бета-лучей перевернули представления о физике вещества.

Дальнейшие исследования электромагнитных излучений и описание явления распада элементов привели к формированию планетарной гипотезы атомного ядра (Э. Резерфорд), которую Хендрик Лоренц дополнил электронной теорией, а Нильс Бор - постулатами о квантовых состояниях.

Математические модели А. Пуанкаре и Х. Лоренца послужили основой для создания релятивистской теории и принципа относительности. Физика получила мощный импульс для развития, а перед человечеством открылись новые горизонты познания, хотя теория относительности так и не устранила внутренних противоречий классической электродинамики.

Российские ученые не остались в стороне от новых мировых тенденций в физической науке. Еще в 1874 году Дмитрий Иванович Менделеев первым определил атомный вес урана - 238 г/моль - и поместил этот элемент в самом конце своей знаменитой таблицы.

В восьмом издании «Основ химии» (1905) Менделеев напишет: «Наивысшая из известных концентрация массы вещества в неделимую массу атома, существующая в уране, уже a priori должна влечь за собою выдающиеся особенности. Убежденный в том, что исследование урана, начиная с его природных источников, поведет еще ко многим новым открытиям, я смело рекомендую тем, кто ищет предметов для новых исследований, особенно тщательно заниматься урановыми соединениями».

В 1896 году в санкт-петербургской Военно-медицинской академии были воспроизведены опыты Беккереля с минералами урановой группы, а затем в Московском (1903), Санкт-Петербургском и Томском (1904) университетах начались исследования радиоактивности и ионизирующего излучения.

Тогда, более ста лет назад, основными проблемами российских физиков стали отсутствие необходимых приборов и средств измерения, недостаточное финансирование, а также острая нехватка самих радиоактивных элементов и их крайняя дороговизна. В конце ХIХ века один грамм радия по стоимости был сопоставим с 750 кг золота, что в пересчете на сегодняшние цены (по биржевым котировкам золота и доллара) составляет около 2 млрд рублей.

Через десятилетие эта цена снизилась в два-три раза, но необходимый для исследований и медицинских экспериментов радий еще долго оставался баснословно дорогим и миллиграммами доставлялся из-за границы, в основном из Австро-Венгрии. России были необходимы собственные источники радиоактивных минералов.

В. И. Вернадский и А. Е. Ферсман. Москва, 1941 год

Фотоархив Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН.

Первые открытия
Российская империя, охваченная новой волной технического и духовного развития, активно несла свет цивилизации (во всех смыслах) своим окраинам. Строились железнодорожные магистрали и телеграфные линии, связывавшие страну воедино.

Тысячи рабочих, фабрикантов, военных, чиновников, ученых, инженеров строили дороги, основывали города, создавали производства, исследовали малодоступные края. Первое месторождение радиоактивных минералов на территории Российской империи было открыто как раз благодаря тому, что в Ферганской долине в конце 1890-х годов шло строительство Среднеазиатской железной дороги и вдоль трассы проводились геологические изыскания.

В Южной Киргизии, на перевале Тюя-Муюн (Верблюжий горб) на склоне Алайского хребта, были обнаружены залежи медных руд, а среди образцов горных пород, отправленных в 1899 году для изучения в металлургическую лабораторию санкт-петербургского Технологического института, оказался медный уранит.

В 1907 году началась промышленная эксплуатация первого российского уранового рудника Тюя-Муюн, а уже в следующем, 1908 году в Санкт-Петербурге заработал экспериментальный завод по переработке урановых и ванадиевых руд, доставляемых из этого среднеазиатского месторождения по железной дороге.

Таким образом, российская урановая промышленность появилась в далеком (и во многом знаковом) 1908 году, который был отмечен падением Тунгусского метеорита на территорию Восточной Сибири, вручением Нобелевской премии по химии Э. Резерфорду «За проведенные исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ», началом «Русских сезонов» Дягилева в Париже и запуском в серию «Форда T» - первого автомобиля конвейерной сборки, предназначенного для массового потребителя.

В том же году профессор Московского университета Владимир Иванович Вернадский, избранный академиком Императорской академии наук и членом Государственного совета Российской империи, отправляется во Францию и Великобританию, где обменивается опытом с европейскими учеными. В августе 1908 года на съезде Британской ассоциации наук в Дублине В. Вернадский совместно с ирландским геологом Джоном Джоли приходят к мысли о создании нового научного направления - «радиогеологии».

Осенью того же года, вернувшись в Россию, академик Вернадский выступает с докладом в физико-математическом отделении Академии наук, обосновывая важность изучения радиоактивности, в том числе для прикладных исследований, а также поиска новых технических возможностей и областей применения радиоактивных элементов.

В следующем, 1909 году В. Вернадский посещает месторождение урановых руд Тюя-Муюн и начинает готовить Радиевую экспедицию Российской Императорской академии наук. Тогда же для системного исследования явления радиоактивности создается Радиевая комиссия, и Вернадский становится ее председателем. Таким образом, именно ему суждено было стать российским основоположником науки о радиоактивных элементах.

«Теперь, когда человечество вступает в новый век лучистой - атомной энергии, мы, а не другие должны знать, должны выяснить, что хранит в себе в этом отношении почва нашей родной страны. Ибо владение большими запасами радия даст владельцам его силу и власть, перед которыми может побледнеть то могущество, какое получают владельцы золота, земли и капитала», - писал академик Вернадский в 1910 году.

Об атоме в поэзии

В начале ХХ века в России не только ученые знали, что атом таит в себе новую энергию большой разрушительной мощности. Передовая теория ядерных реакций находила отражение и в поэзии Серебряного века.
«Мир рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой»,
- напишет поэт Андрей Белый, физик по образованию, один из ведущих модернистов и символистов начала ХХ века. Он и станет автором понятия «атомная бомба», как когда-то другой поэт Серебряного века Велимир Хлебников ввел в русский язык слово «летчик».

Первые проблемы
Но исследования тормозятся из-за извечной проблемы - отсутствия финансирования. У Императорской академии наук в 1910 году не было материальной возможности поддержать работу Радиевой комиссии.

Лишь спустя год государство выделило Вернадскому 14 тыс. рублей на создание специальной лаборатории для исследования радиации. Тогда же в Государственную думу было внесено предложение о выделении 100 тыс. рублей на поиск месторождений радиоактивных минералов с обоснованием необходимости исследования таких минералов, а также перспектив использования радиоактивных элементов в медицине, в том числе для лечения раковых заболеваний, и в сельском хозяйстве.

В 1911 году в Санкт-Петербурге была наконец создана Радиевая лаборатория Академии наук, и атомная программа Российской империи стартовала официально. А с 1912 года начала постоянную работу Радиевая экспедиция.

Академик Вернадский уже тогда предвидел, что атомная энергия изменит условия жизни людей, как когда-то пар и электроэнергия: «Перед нами открылись источники энергии, перед которыми по силе и по значению бледнеют сила пара, сила электричества, сила взрывчатых химических веществ. <…> Перед нами открываются в явлениях радиоактивности новые источники атомной энергии, превосходящие в миллионы раз все источники энергии, какие только человеческое воображение способно представить».

Аргументируя в своих выступлениях и публикациях чрезвычайную важность исследований явления радиации и поиска урановых минералов, В. Вернадский писал: «… При распадении атома радиоактивного элемента выделяются огромные количества атомной энергии».

В век набиравшего силу электричества такие слова звучали как напутствие ученым и инженерам, призыв продолжать исследования. Гениальное предположение о том, что деление атомного ядра - это экзотермический процесс, сопровождающийся выделением большого количества энергии, было сделано великим русским ученым задолго до обнаружения нейтрона, создания циклотронов и ускорителей частиц и почти за три десятилетия до того, как Отто Ган и Фриц Штрассман открыли процесс деления ядер урана при поглощении нейтронов.

Поиски новой лучистой энергии и силы, заключенной в тяжелых элементах, стремление понять, что может дать человечеству бета- и гамма-излучение (те самые «электронные струи», о которых писал Андрей Белый), занимали умы многих русских ученых и инженеров начала ХХ века. Отсюда огромный интерес к изучению не только радиоактивности, но и общих свойств электромагнитных полей, и способов практического использования электромагнитного излучения.

Первооткрыватели

Об открытии урановой руды официально объявил профессор Иван Александрович Антипов в 1900 году на заседании Петербургского минералогического общества.
Позднее в материалах Академии наук будет официально отмечено, что в России честь первых работ по изучению радиоактивных минералов принадлежит именно профессору И. А. Антипову, а также профессору Томского университета П. П. Орлову и профессору Московского университета А. П. Соколову. Среди первых российских исследователей атома были также В. А. Бородовский и Л. С. Коловрат-Червинский, работавший в лаборатории Кюри.

В декабре 1907 года (года смерти Дмитрия Ивановича Менделеева) на первом Менделеевском съезде, организованном в его память Русским физико-химическим обществом, прозвучал доклад Василия Андреевича Бородовского «об энергии радия».
В апреле 1908 года приват-доцент В. Бородовский будет направлен в командировку за границу и станет первым русским ученым, изучающим радиацию в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где тогда работали профессора Д. Томсон и Э. Резерфорд. Впоследствии тот же путь проделают несколько советских ученых, а Кавендишская лаборатория превратится в международный научный центр физических исследований.

Радиевая экспедиция Академии наук вела активный поиск радиоактивных минералов в Средней Азии, Забайкалье, на Урале и в Закавказье. Правительство Австро-Венгрии, установившее практически монополию на добычу радия, ввело в 1913 году запрет на вывоз радиоактивных материалов за пределы страны, а значит, вопрос поиска российского радия, актиния и тория накануне Первой мировой войны из чисто научного превратился в стратегический. Геологоразведочные работы продолжились в Сибири, на Северном Урале и в Архангельской губернии.

Но средств для геологических и лабораторных исследований по-прежнему не хватало, ассигнований, выделяемых государством, Академии наук было недостаточно для продолжения радиевой программы. Вместо запрашиваемых 46 тыс. рублей Академия наук смогла выделить Радиевой экспедиции лишь 16 тыс., из которых более трети были частными пожертвованиями.

Помогала лишь фантастическая способность В. Вернадского объединять ученых, инженеров и привлекать к проектам государственных деятелей, крупных российских предпринимателей. Пригодились и политические связи - Вернадский был членом ЦК Конституционно-демократической партии, представлявшей в Госдуме интересы крупной и средней буржуазии.

Банкир, текстильный магнат, известный московский меценат Павел Павлович Рябушинский согласился организовать у себя в особняке на Пречистенском бульваре собрание известных ученых и московских предпринимателей. Вечером 1 (14) ноября 1913 года состоялась знаменитая встреча, на которой П. П. Рябушинский попросил академика Вернадского, а также известного химика Н. А. Шилова и профессоров Я. В. Самойлова, В. Д. Соколова и В. А. Обручева (будущего автора «Плутонии» и «Земли Санникова») рассказать собравшимся представителям крупного московского бизнеса о перспективах использования радия в медицине и промышленности, а также о его сверхвысокой стоимости, которая может гарантировать рентабельность добычи.

Ферсман Александр Евгеньевич(в центре). Рудник Тюя-Муюна, Южная Киргизия.

Шилов прочитал небольшую лекцию и показал опыт с препаратами радия, академик Вернадский прочитал доклад «О радии и его возможных месторождениях в России», упомянув новые мощные источники атомной энергии.

«Энергетический» аргумент подействовал на предпринимателей эпохи начала массовой электрификации производств. Но тут же возник юридический вопрос о правах частных инвесторов и компаний на месторождения радия: существовал риск, что государство будет затягивать с разрешениями на разработку и, возможно, монополизирует право на освоение урановых рудников. К сожалению, такие опасения представителей бизнеса оказались не напрасны.

Академик Вернадский получил финансирование. На средства Рябушинского были организованы экспедиции в Среднюю Азию и Забайкалье, поиск месторождений продолжился. Императорская академия наук ходатайствовала в Государственной думе о решении юридических вопросов для работы с радием. Встречи предпринимателей и ученых в доме П. Рябушинского продолжились и в следующем году.

К началу 1914 года в России уже действовали четыре радиологические лаборатории. 25 января (7 февраля) 1914 года Совет министров Российской империи одобрил ассигнования на исследование месторождений и приобретение радия для научных и медицинских учреждений. Но уже 27 мая (9 июня) 1914 года в Думу вносится законопроект о «признании за государством исключительного права на добывание радия».

Интересный факт

Неудивительно, что в том же, знаковом для российской науки 1911 году, 9 (22) мая, в Санкт-Петербурге произошло еще одно чрезвычайно важное событие в области использования человечеством электромагнитных волн.

Российский инженер Борис Львович Розинг, подававший ранее заявку на изобретение «способа электрической передачи изображений на расстоянии», впервые в мире смог осуществить передачу и прием телевизионного сигнала и получил четкое изображение на приборе, который стал прототипом кинескопа телевизора.

Именно на заседании Русского технического общества, в момент публичной демонстрации работы электронно-лучевой трубки с экраном и действия электромагнитных полей, на планете Земля началась эра телевидения.

Первая мировая война
15 (28) июля 1914 года австро-венгерская тяжелая артиллерия начала обстрел Белграда, а регулярные части армии Австро-Венгрии пересекли сербскую границу. Россия вступилась за Сербию и объявила всеобщую мобилизацию. Началась Первая мировая война, в которой погибли более 10 млн солдат, примерно 12 млн мирных жителей, в основном европейских государств, и около 55 млн человек были ранены.

Мировая война затруднила фундаментальные исследования и взаимодействие ученых. Некоторые российские ученые призывали разорвать научные контакты с Германией и Австрией, преподаватели и студенты университетов записывались добровольцами в действующую армию. Отправился на фронт заниматься химической защитой войск и эвакуацией раненых и один из учеников и соратников Вернадского - Виталий Григорьевич Хлопин.

Ученые Императорской академии наук сосредоточились на решении задач, важных для армии, и переводе экономики на военные рельсы. Военный министр Владимир Александрович Сухомлинов активно способствовал внедрению в армии новых видов вооружений и техники. Ученые и инженеры, работавшие для нужд фронта и тыла, получили поддержку государства и крупного бизнеса.

Поиск урановых месторождений и прикладные исследования радия продолжились уже под контролем Военного министерства. Во время войны сотрудник Радиологической лаборатории Л. А. Чугаев опубликовал результаты своих исследований в работе «Радиоэлементы и их превращения». Был сделан еще один шаг к открытию ядерных реакций.

Участие в масштабной войне требует ресурсов и запасов стратегического сырья для производства вооружения и боеприпасов, в том числе и химического оружия. Под руководством академика Вернадского создается специальная Комиссия по изучению естественных производительных сил России, в задачи которой входят: поиск новых месторождений, организация прикладных научных исследований и производств.

В рамках этой комиссии образуется отдел энергетики, ставший впоследствии Энергетическим институтом АН СССР. Именно в этом отделе в 1916 году разрабатывается подробный план развития электроэнергетики России и масштабной электрификации ее экономики. Реализовации плана 1916 года помешали две революции и две войны: Первая мировая и гражданская. Он был полностью реализован уже в СССР и получил название ГОЭЛРО.

Невиданная по масштабам кровавая бойня Первой мировой заставила многих известных ученых задуматься о моральных аспектах своей деятельности и о том, что их открытия несут серьезную опасность для человечества.

Среди них был и В. Вернадский, который в год окончания гражданской войны написал: «Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. … Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? <…> Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их работы. <…> Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества».

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Александр Блок

Красный террор
Революция 1917 года и начавшаяся вслед за ней гражданская война чуть не привели к полной катастрофе российской науки. С 1918 года и до начала 1930-х русская научная и творческая интеллигенция была объектом политического красного террора. Люди, относившиеся до революции к определенным классам и социальным слоям, подлежали уничтожению.

Преподаватели университетов в крупных городах и даже академики Императорской академии наук, оставшиеся после октябрьского переворота 1917 года в Петрограде, не получали продовольственных карточек и пайков. Очень многие русские ученые не пережили зиму 1918/1919 года и умерли от голода.

Нарком просвещения А. В. Луначарский весной 1918 года называл российские университеты «кучей мусора» и утверждал, что «старая школа себя изжила».

Академики и члены-корреспонденты Академии наук подверглись арестам, некоторые из них были расстреляны. В июле 1921 года был арестован и академик Вернадский. Ему грозила смертная казнь по так называемому «делу Таганцева», сфабрикованному ВЧК, когда массовым расстрелам подверглись представители научной и творческой интеллигенции. Вернадского тогда спасло ходатайство его коллег перед Дзержинским.

По этому делу было арестовано 833 человека, среди них - выдающийся поэт Николай Гумилев, место расстрела и захоронения которого так и осталось неизвестным.

Затем по инициативе Ленина было принято постановление «о высылке из страны наиболее активных контрреволюционных элементов из среды профессоров, философов, врачей, литераторов», и был «Философский пароход» 1922 года. Серебряный век атома, заложивший фундаментальные основы и открывший прикладные направления ядерных исследований, заканчивался.

Заключение
Несмотря на красный террор и «культурную революцию», наука выжила, и атомный проект не умер. Каким-то чудом академику Абраму Федоровичу Иоффе и профессору Михаилу Исаевичу Немёнову удалось добиться в марте 1918 года подписания декрета о создании первого в мире Государственного рентгенологического и радиологического института, радиевый отдел которого возглавил ученый Л. С. Коловрат-Червинский.

Исследования продолжались и в Петроградском университете. В 1919 году профессор Дмитрий Сергеевич Рождественский отчитался о достигнутых результатах докладом «Спектральный анализ и строение атомов». Был сделан еще один шаг на пути создания квантовой теории света и модели атомного ядра.

В 1922 году по инициативе академика Вернадского на базе Радиохимической и Радиевой лабораторий Академии наук и радиевого отделения Рентгенологического института был создан Радиевый институт. Сейчас это старейшая организация, входящая в госкорпорацию «Росатом» - АО «Радиевый институт имени В. Г. Хлопина».

Возглавил институт сам Вернадский, а в 1939 году его сменил на этом посту его ученик академик АН СССР В. Хлопин.

В 1937 году в Радиевом институте группа И. В. Курчатова, Л. В. Мысовского и М. Г. Мещерякова запустила первый в Европе циклотрон, а в 1940 году сотрудниками института Г. Н. Флеровым и К. А. Петржаком было открыто явление спонтанного деления ядер урана.

К сожалению, из-за революции, гражданской войны, красного террора, репрессий и ограничений на заграничные контакты отечественная физическая наука потеряла два важных десятилетия. Руководство РККА - Троцкий, Ворошилов, Тухачевский, Егоров, Тимошенко и прочие, - в отличие от царского министра Сухомлинова, не оценили информацию о значении атомной энергии и отказались от предложения физиков-атомщиков начать разработку ядерного оружия. Академику Вернадскому также было очень сложно убедить Сталина и Молотова начать промышленную добычу урана.

Наша страна в течение многих лет после революции догоняла мир, вместо того чтобы стать первой державой, овладевшей энергией атома. Россия получила горький урок: идеология перманентной революции, некомпетентность власти и пренебрежение наукой вредят развитию государства и ставят под угрозу его безопасность.

Академик Вернадский совсем немного не дожил до воплощения своих идей в атомной энергетике, а также до создания (и боевого применения) ядерного оружия. Он скончался в Москве 6 января 1945 года, когда части 2-го и 3-го Украинских фронтов штурмом брали Будапешт, а войска 1-го Белорусского фронта готовились к освобождению Варшавы. Всего четыре месяца оставалось до Победы, меньше года - до запуска в Москве академиком И. Курчатовым первого в СССР ядерного реактора и четыре с половиной года - до триумфа советских физиков-ядерщиков и успешного испытания атомной бомбы РСД-1.

Золотой век российского атома начнется в середине 1940-х годов и будет продолжаться почти всю вторую половину ХХ века. Великие достижения и страшные трагедии той эпохи заставляют помнить о необходимости просвещения и нравственного развития общества, а также о том, как важно, чтобы и власти, и граждане страны понимали огромную ценность научных исследований и технического прогресса.

В 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген, работая с катодными лучами, обнаружил, что при их столкновении со стеклом трубки возникает какое-то излучение, способное проникать сквозь материальные преграды. Поскольку Рентген не смог определить, какого рода это излучение, он назвал его «Х-лучами». Новый тип излучения обладал удивительными свойствами: он позволял увидеть внутреннее строение предметов и быстро нашел применение в медицине.

  • 1896 французский физик Антуан Анри Беккерель, проводя исследования по фосфоресценции, обнаружил невидимое излучение, испускаемое солями урана – аналог Х-лучей. Так было впервые обнаружено явление радиоактивности.
  • 1898 супруги Мария и Пьер Кюри объявляют об открытии двух новых радио- активных элементов – полония (Ро) и радия (Ra).
  • 1899 А. А. Беккерель и другие ученые показали, что в магнитном поле невидимое излучение, испускаемое радиоактивными ядрами, разделяется на три потока: так были открыты α-, β- и γ-излучение.
  • 1900 английский физик Эрнест Резерфорд установил, что β-излучение представляет собой поток электронов (е–).
  • 1906 им же установлено, что α-частицы – это ядра гелия (Не) без электронных оболочек.
  • 1911 Э. Резерфорд предложил ядерную модель атома.
В 1906 году Эрнест Резерфорд провёл эксперимент с облучением золотой фольги альфа-частицами, позволивший ему в 1911 году предложить физикам ядерную модель атома (почти вся масса атома сконцентрирована в центральном, положительно заряженном ядре, а остальное пространство атома заполнено очень легкими электронами). Она считается принципиально верной и в наши дни, хотя в модели Резерфорда не было нейтронов, открытых лишь в 1932 году.
  • 1919 группа ученых под руководством Э. Резерфорда, бомбардируя α-частицами азот, получила изотоп кислорода (17О) – так была осуществлена первая в мире искусственная ядерная реакция.
  • 1932 английский физик Джеймс Чедвик открыл нейтрон. Это открытие позволило создать протонно-нейтронную модель атомного ядра (согласно ей, ядро состоит из протонов и нейтронов).
  • 1934 французские физики Фредерик и Ирен Жолио-Кюри получили первый искусственный радиоактивный изотоп (фосфор 30Р).
  • 1939 немецкие ученые Лиза Мейтнер и Отто Ганн обнаружили, что при облучении нейтронами ядро урана 235U может распадаться на два осколка с выделением 2-3 нейтронов и колоссального количества энергии, – так была открыта цепная реакция деления ядер урана.
Становилось возможным произвести цепную ядерную реакцию, имеющую форму взрыва. Впервые о подобной ядерной реакции задумался венгерский физик Лео Сциллард (1898-1964). Сциллард ясно представлял себе разрушительную силу «атомной бомбы» и опасался, что Гитлер сможет получить ее первым. Именно усилиями Сцилларда с 1940 года ученые США стали добровольно засекречивать результаты своих исследований, чтобы избежать просачивания любой информации в Германию. Наконец, именно Сциллард и его коллеги обратились с просьбой к Альберту Эйнштейну написать письмо президенту США. Письмо Эйнштейна 2 августа 1939 года американскому президенту Франклину Делано Рузвельту с заключением о возможностях атомной бомбы и необходимости ее превентивного создания привело к организации мощной исследовательской группы ученых. С этого момента начинается история атомной бомбы.

  • 1940 советские ученые К. А. Петржак и Г. Н. Флеров обнаруживают, что уран может делиться без бомбардировки нейтронами – то есть, открывают спонтанное (самопроизвольное) деление ядер урана. Это открытие привело к возникновению понятия критической массы – минимальной массы, в которой может протекать незатухающая цепная реакция деления.
  • 1942 под трибунами футбольного стадиона в Чикагском университете (США) был запущен первый в истории ядерный реактор.
  • 1945 на полигоне в пустынной местности штата Нью-Мексико близ городка Аламогордо (США) прошли испытания первой в мире атомной бомбы.
  • 1946 в Курчатовском институте (Москва) был запущен первый ядерный реактор на Евразийском континенте.
Первый советский ядерный реактор был пущен в Лаборатории No 2 АН СССР (г. Москва) 25 декабря 1946 года в 19 часов под руководством И. В. Курчатова.
  • 1949 на полигоне в Семипалатинске прошли испытания первой советской атомной бомбы – эта дата знаменует конец монополии США на обладание ядерным оружием.
  • 1952 первое в истории испытание термоядерной бомбы (США).
  • 1953 первое испытание советского термоядерного оружия.
  • 1954 в США спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус».
  • 1954 в Обнинске (СССР) на территории Физико-энергетического института запущена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция.
Во второй половине 1940-х годов, еще до окончания работ по созданию ядерного оружия, советские ученые приступили к разработке первых проектов мирного использования ядерной энергии, генеральным направлением которого стала электроэнергетика. По предложению И. В. Курчатова (и в соответствии с заданием партии и правительства) первые работы в этом направлении начались еще в 1948 году.

С 1948 года в ряде научно-исследовательских коллективов – т.н. «номерных лабораториях» – обсуждалось и разрабатывалось несколько проектов энергетических реакторов, среди которых было два основных: «Шарик» (10 мегаватт) и «Атом мирный» – «АМ» (5 мегаватт). К концу 1949 года стало ясно, что реактор «АМ» имеет явное преимущество, которое в решающей степени определялось опытом по разработке подобных систем, уже накопленным в Курчатовском институте.

30 июня 1954 г. ТАСС сообщил о пуске в СССР первой промышленной электростанции на ядерной энергии. Создание Обнинской АЭС открыло новую эру в истории энергетики – эру ядерной энергетики, став началом научно-технической революции в области энергоснабжения и энергоресурсов.

  • 1957 спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».
  • 1957 создано Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ, IAEA).
  • 1963 Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Московский договор).
  • 1972 запуск первого в истории энергетического реактора на быстрых нейтронах (СССР).
  • 1986 авария на Чернобыльской АЭС.
В результате принятия решений на различных уровнях, в СССР были остановлены строительные или подготовительные работы почти на 40 площадках АЭС с суммарной мощностью энергоблоков более 100 ГВт. (Отметим, что замораживание строительства любого объекта значительно увеличивает затраты на его достройку, с чем мы сейчас и сталкиваемся при продолжении работ на этих площадках). После Чернобыльской аварии в мировой ядерной энергетике также начинается серьезная депрессия. Так, например, в США продолжаются отмены заказов на строительство новых блоков, Италия в1988 году решает отказаться от ядерной энергетики (имея в действии или в процессе строительства 8 блоков общей мощностью 7 ГВт), а Германия после падения Берлинской стены в 1989 году отказывается от строительства завода по переработке ядерного топлива.
  • 1992 подписание четырехстороннего (Евросоюз, Россия, США, Япония) межправительственного соглашения о разработке инженерного проекта международного экспериментального термоядерного реактора ITER.
  • 1996 на 50 Генассамблее ООН принят Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
  • 2000 на саммите тысячелетия в Нью-Йорке Россия выступила с инициативой создания под эгидой МАГАТЭ международного проекта для разработки инновационных ядерно-энергетических технологий (INPRO).
  • 2006 активизация развития ядерной отрасли России и «ядерный ренессанс» в мире.
По данным МАГАТЭ (2008) позиции государств, имеющих АЭС, по отношению к ядерной энергетике таковы: лишь 6 стран готовы отказаться от ядерной энергетики по окончанию срока службы имеющихся у них энергетических реакторов, а 24 страны готовы к строительству новых блоков. Если же говорить о государствах, еще не имеющих собственной ядерной энергетики, то 27 стран заявили о серьезных намерениях по строительству новых ядерных энергоблоков и АЭС, а еще 16 стран заинтересованы в сопутствующих программах (добыча урана, производство ядерного топлива, изотопная продукция и др.).
  • 2009 в Санкт-Петербурге заложена первая в истории плавучая атомная электростанция.

Экология сознания: Наука и открытия. Обзор лекции лучших российских ученых по математике, физике, биологии, астрономии и другим наукам.

Наука из первых рук

В мире растет число фейковых новостей и все сложнее найти источник правдивой информации.

Спрос на достоверность, качество и фактчекинг не пропал, но сложно подружить методологии проверки данных с новостями мейнстрима в эпоху, когда даже серьезные издания гонятся за кликбейтом. Изъеденные недочетами новости политики, экономики, спорта и других сфер начинают раздражать, а не привлекать внимание.

Образуется информационный вакуум, заполнить который могут новости науки. Манипулировать научными данными не так интересно, как фактами в экономике и политике.

Наука поддерживается прекрасной репутацией источников - например, не вызывает сомнений авторитетность журнала «Nature» или достоверность базы данных биотехнологической информации PubMed.

И все же между источником научных данных и читателем часто стоит фильтр, отвечающий за качество публикаций - журналист. Избавиться от прослойки можно лишь в том случае, если вы сразу получаете информацию от ученых. Так можно сделать, если подписаться на интересующих вас авторов. Они есть в соцсетях, но информация там не структурирована, а вот каналы с видеоконтентом - как личные, так и собранные обычными людьми, - это ценный источник адаптированных данных.

Математика

Савватеев Алексей Владимирович

Один из самых известных популяризаторов математики в России. По ссылке на канал вы найдете 85 лекций Савватеева, но это лишь часть его богатого наследия. Есть 55 видео о теории игр, 30 коротких роликов о самых разных темах, и еще бесчисленное количество видео на различных каналах, среди которых отметим 12 лекций по математике для детей .

Алексей Владимирович интересен не тем, что он доктор физико-математических наук и специалист в области теории игр, хотя и это важно. Интересна его подача материала, он способен заинтересовать ребенка, а после переключиться на слушателя, изучившего курс матанализа. Он ведет «Математику для гуманитариев» и может доносить самые сложные вещи простым языком любому слушателю. Причем трудно даже какие-то рамки в его лекциях установить - вот он, например, рассказывает, за что дали Нобелевскую премию по экономике в 2012 году.

Михайлов Роман Валерьевич

Роман Михайлов - доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник СПбГУ, профессор РАН, лауреат премии РАН для молодых ученых, лауреат премии Московского математического общества и стипендии фон Неймана в Принстоне, автор более 60 научных работ и монографий. В качестве хобби указывает танцы, жонглирование, исследование орнаментов и восточные языки.

Один из самых необычных (можно даже сказать эксцентричных) математиков России. Лекция Михайлова способна перегрузить ваше сознание… а после перезагрузить и наполнить новыми знаниями не только в области математики, но и в космологическом понимании бытия. Рассказывает про гомологическую и гомотопическую алгебру, К-теорию, теорию групп и групповых колец, теорию категорий. В лекциях часто использует нетривиальные метафоры, поясняющие сложные математические законы.

Физика

Семихатов Алексей Михайлович

Хотя Семихатов защитил докторскую диссертацию на тему «Конформные и топологические теории поля и интегрируемые системы», но его лекции охватывают большое количество популярных тем, понятных слушателям без специальной подготовки. Объясняет сложные понятия явлений, которые «на слуху» - теории струн, бозона Хиггса, черных дыр, гравитационных волн и так далее.

Ахмедов Эмиль Тофикович

О физике и всем многообразии ее проблем рассказывает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова, профессор кафедры теоретической физики МФТИ Эмиль Ахмедов.

Лекции касаются квантовой механики, теории всего, космологических констант и в целом теоретической физики.

Медицина

Водовозов Алексей Валерьевич

Алексей Водовозов - выпускник Военно-медицинской академии, подполковник медицинской службы запаса. Научный журналист, медицинский блогер, врач-терапевт, токсиколог, победитель конкурса «Медицина в Рунете» в номинации «Лучший блог», победитель конкурса научных блогов в номинации «Молекулярная биология-генетика-медицина». Член Ассоциации медицинских журналистов, член экспертного совета премии имени Гарри Гудини, научный редактор журнала «Российские аптеки».

Дробышевский Станислав Владимирович

127 лекций о происхождении человека, средняя продолжительность которых редко составляет меньше часа - стоит ли оно того? Достаточно сказать, что Дробышевский с 2011 года вместе с научным журналистом Александром Соколовым развивает известный портал «Антропогенез.ру». Сам ученый, естественно, занимается антропологией. Он кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, педагог и популяризатор научного мировоззрения.

Соколов Александр Борисович

Раз уж мы упомянули Соколова, следует дать на него ссылку. Хотя Александр Борисович не ученый, а научный журналист, если вас интересуют лекции по теме происхождения человека и борьбе с лженаукой, посмотрите выложенные на его канале серии «Ученые против мифов» и «Мифы об эволюции человека».

Палеонтология

Еськов Кирилл Юрьевич

Палеонтолог Кирилл Еськов известен как писатель, деконструирующий фэнтезийные книги. Он применял подход исторический науки к «Властелину Колец». По основной специализации записывает интересные лекции об эволюции видов.

Биология

Марков Александр Владимирович

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюции биологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, автор и редактор сайта «Проблемы эволюции», лауреат главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель», лауреат премии «За верность науке» Министерства образования и науки РФ в категории «Популяризатор года».

Член редколлегии «Журнала общей биологии», ведущий научно-популярных программ радио «Свобода», один из авторов сайта «Элементы.ру». В общем, регалии можно перечислять очень долго. Главное, почему следует смотреть эти лекции - очень хорошая подача научных достижений, истории жизни и эволюции, ответы на загадки эволюционной биологии человека и других живых существ.

Черниговская Татьяна Владимировна

Доктор филологических наук, доктор биологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. По ее инициативе впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика».

Тематику лекций Татьяны Владимировны лишь условно можно отнести к биологии. Ее лекции посвящены деятельности мозга, сознания, процессам обучения, эволюции речи, ментальному лексикону, лингвистике, психологии, искусственному интеллекту и нейронауке.

Панчин Александр Юрьевич

Еще один биолог, вышедший за рамки биологии. Александр Панчин известен в первую очередь как популяризатор науки и научного мышления. Получил премию «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии». Является старшим научным сотрудником Института проблем передачи информации РАН имени Харкевича. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, участник оргкомитета и экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, вручаемой за доказанное проявление экстрасенсорных способностей (ни разу не была вручена).

Панчин разрушает мифы, борется с лженаукой, дезавуирует околонаучные махинации, продвигает рациональный подход к ГМО и генетике в целом.

Астрофизика

Попов Сергей Борисович

Сергей Попов - доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела релятивистской астрофизики Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, профессор РАН, один из самых известных российских популяризаторов науки с огромным количеством публикаций как в интернете, так и за его пределами.

Лекции посвящены космосу: двойным и одиночным компактным объектам (нейтронным звездам, черным дырам), эволюции и физике звезд, гравитационным волнам и многому другому. Если до этого момента вы в принципе не интересовались устройством Вселенной, посмотрите несколько лекций с обзором последних открытий - возможно, что именно с этого материала вы откроете для себя «звездный» научпоп.

Астрономия

Сурдин Владимир Георгиевич

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ. За цикл научных лекций по астрономии и астрофизике получил Беляевскую премию. В 2012 году стал лауреатом премии «Просветитель».

Основные темы научных публикаций - звездные скопления, процессы звездообразования, физика межзвездной среды, объекты солнечной системы. А вот лекции по уровню сложности доступны любому слушателю. Рассказывает в основном про базовые общедоступные вещи: про историю астрономии, телескопы, исследование планет, поиск внеземных цивилизаций и так далее.

Физиология

Дубынин Вячеслав Альбертович

Профессор Дубынин работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ. Преподает на биологическом, медицинском и психологическом факультетах нескольких московских вузов.

В своих лекциях рассказывает об анатомии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, различных областях физиологии мозга и нейрофармакологии.

Биофизика

Шноль Симон Эльевич

Биофизик, историк советской и российской науки, профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ, бывший зав. лабораторией физической биохимии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, доктор биологических наук, автор свыше 200 научных работ и нескольких книг по истории науки.

Рассказывает про биологические системы, теорию эволюции, космофизические корреляции биологических и физико-химических процессов, историю науки. Заслуженный соросовский профессор. Член редколлегии журнала «Природа».

Химия

Оганов Артем Ромаевич

Артем Органов - химик, физик, теоретик-кристаллограф, минеролог, материаловед, создатель методов компьютерного дизайна новых материалов и предсказания кристаллических структур. При таком багаже знаний лекции его могли касаться любой темы, но самое интересное происходит, когда Органов рассказывает о химии.

Современная химия неотрывно связана с созданием новых материалов - и в этой теме Оганов умеет буквально «зажечь» слушателя, рассказывая о революции в материаловедении, дизайне новых материалов и химических явлениях, выходящих за рамки привычных вузовских курсов.

В обзор попали далеко не все ученые-популяризаторы. Не у всех есть свой канал с выложенными лекциями и не всем, к сожалению, подобный канал сделали самостоятельно слушатели. У кого-то выложено много видеоотрывков, но в разрозненном виде, а где-то просто автор сильнее представлен в статьях, чем в видео. опубликовано

Быть великим писателем от науки означает не только уметь объяснить простым языком сложные идеи и теории: сюда также включается способность писать таким образом, чтобы читатель, который не является экспертом в этой области, хотел заниматься и узнавать больше о предмете. Это достаточно сложно, но за много лет были люди, которым удавалось проделывать это с наукой и читателями. Перед вами список из пяти десятков величайших популяризаторов науки, работы которых стоит прочесть.


Благодаря работам авторов в этих трех областях, читатели могут исследовать самые дальние уголки нашей Вселенной, обрести более глубокое понимание нашей родной Солнечной системы и понять, какие правила стоят за всем этим.

Карл Саган

Скорее всего, этот автор известен по большей части своими выпусками передачи «Космос». Однако при этом он был плодовитым писателем: за его авторством опубликовано более 600 научных работ, а также написаны или отредактированы более 20 различных книг. Работа Сагана была направлена в первую очередь на то, чтобы продемонстрировать чудеса Вселенной миллионам людей по всему миру, а его энтузиазм и интеллект прочно утвердили его фигуру в современной астрономии.

Стивен Хокинг

Его «Краткая история времени» стала поворотным пунктом в мире научно-популярных текстов, продемонстрировав теорию космологии таким образом, что ее смог понять практически любой человек. Она была бестселлером в течение целого года. Его гений, работы и личность сделали Хокинга академической знаменитостью. Загляните , чтобы узнать с десяток интересных фактов из жизни этого интересного человека ().

Филип Плэйт

Книги Плэйта «Плохая астрономия» и «Смерть с небес» - широко популярные и читаемые всем миром, но известен он также и своим участием в блогосфере, создав как сайт Bad Atronomy, получивший награду, так и главный сайт журнала Discover.

Георгий Гамов

Русский физик-теоретик Георгий Гамов провел большую часть своей карьеры, изучая Большой Взрыв, распад атомов и образование звезд. Он выразил свою любовь к науке через свои сочинения и был весьма успешен, выиграв премию Калинги за помощь в популяризации науки. Его текст «Раз, два, три… бесконечность» остается популярным и по сей день, рассматривая вопросы математики, биологии, физики и кристаллографии.

Брайан Грин

Физик Брайан Грин известен в первую очередь своей популярнейшей книгой о науке «Элегантная Вселенная», в которой излагается теория струн в весьма доступной форме. Его другие популярные книги, «Икар на краю времени», «Фабрика космоса» и «Скрытая реальность» также достойны внимания тех, кто заинтересован в изучении физики.

Роджер Пенроуз

Математик и физик Пенроуз известен переворачиванием мира физики своими идеями. Он стал обладателем многочисленных наград за свои исследования и продолжает продвигать новые идеи, вроде тех, что выражены в его последнем труде «Циклы времени: чрезвычайно новый взгляд на Вселенную».

Физика и математика


Эти авторы помогут вам узнать больше о свойствах материи, движения и частиц, которые образуют Вселенную такой, какой мы ее знаем.

Ричард Фейнман

Нобелевский лауреат, физик Ричард Фейнман был в свое время одним из самых известных ученых мира, и до сих пор остается широко известным в кругах тех, кто изучает квантовую механику, физику элементарных частиц и сверхтекучесть. Кроме работы в лаборатории, Фейнман помогал популяризовывать науку через свои книги и лекции, известные как «фейнмановские лекции по физике».

Мичио Каку

Есть лишь несколько физиков, которые так же старательно несли физику в популярную культуру, как Мичио Каку. Его книга «Физика будущего и параллельные миры», наряду с другими, сделали его известной фигурой и укрепили его роль в истории научного писательства.

Стивен Вайнберг

Это лауреат Нобелевской премии по физике опубликовал ряд книг, в которых написано обо всем — от фундаментальной космологии до открытий в сфере элементарных частиц. Исследования этого автора значительно популяризовали область, а работы достойны прочтения.

Переоценить этого человека невозможно. Известный во всем мире и с именем ­­­- синонимом слова «гений», этот физик помог многим физикам изменить свой образ понимания природы пространства, времени и движущихся тел. Его публикации об относительности достаточно просто понять, поскольку автор использует блестящие примеры, помогающие понять массу концепций.

Эрвин Шредингер

Известен своими работами в области физики, которые принесли ему Нобелевскую премию. Шредингер работал над всем, до чего мог дотянуться: от квантовой механики до биологии. Его наиболее популярные работы - это «Что такое жизнь?» и «Интерпретации квантовой механики».

Ян Стюарт

Знаменитый популяризатор математики. Ян Стюарт выиграл множество наград за свои книги, которые донесли математику и науку в целом до огромной аудитории. Фанаты научной фантастики любят его серию «Науки плоскомирья», а фанаты математики читают его «Числа природы».

Стивен Строгатц

Работы этого математика охватывают разные области: социология, бизнес, эпидемиология и другие. Его творчество помогло донести множество скрытых понятий до большой аудитории, оно интересно и местами даже эмоционально.

Дуглас Р. Хофтштадер

Книга 1980 года «Гедель, Эшер, Бах: вечная золотая тесьма» принесла автору Пулитцеровскую премию. Будучи сыном Нобелевского лауреата по физике, Хофтштадер вырос в научном мире и написал ряд новаторских и хорошо раскрывающих суть книг на эту тему.

Биологические науки


Эти авторы помогают студентам и энтузиастам от науки изучать то, как формируются биологические организмы, как они растут и меняются со временем.

Эдвард О. Уилсон

Американский биолог Эдвард Осборн Уилсон, больше известный как Э. О. Уилсон, получил Пулитцеровскую премию 1991 года за книгу «О природе человека», в которой он постулирует, что человеческое сознание зависит от социальных факторов и среды больше, чем генетика. Уилсон не только изучал жизнь людей, читатели смогут найти интересные работы о жизни муравьев и других социальных насекомых.

Сэр Д’Арси Вентворт Томпсон

Этот пионер математической биологии хорошо известен как автор книги «О росте и форме» 1917 года, в которой хорошо описал развитие живой и неживой материи. Питер Мидэван назвал ее «лучшим литературным произведением во всех анналах науки, которое было написано английским языком».

Дэвид Квоммен

Помимо работы в журналах National Geographic, Harper’s и The New York Times, Квоммен является и профессиональным писателем в сфере науки и природы. Просто загляните в его книги «Божий монстр: людоед-хищник в истории джунглей» и «Разум и упорство м-ра Дарвина: интимный портрет Чарльза Дарвина и формирование его теории эволюции», если найдете, конечно.

Поль де Крюи

И хотя сегодня ее можно назвать устаревшей, работа Крюи под названием «Охотники за микробами» произвела фурор в 1926 году. Любой студент, заинтересованный в лучшем понимании микробиологии, должен добавить эту работу в список для чтения.

Джонатан Вайнер

Этот популярный писатель выиграл все возможные премии — от Пулитцеровской до Премии круга критиков национальной книги и Приз книги Los Angeles Times за свои труды. Затрагивая такие темы, как болезни, эволюцию и старение, Вайнер чрезвычайно глубоко погрузился в биологию и вынес ее на люди.

Эволюция и генетика


Здесь собраны самые большие и светлые умы эволюционной науки и генетики, которые поделились своими мыслями и исследованиями с широкой аудиторией.

Стивен Джей Гоулд

Если вы хоть сколько-нибудь заинтересованы в эволюционной науке вообще, вы наверняка слышали об этом человеке. Палеонтолог и профессор в Гарварде, Гоулд был также одаренным писателем, создающим книги и эссе про эволюцию и естественную историю, которые остаются популярными по сей день.

Ричард Докинз

В то время как его обвиняют в беззастенчивых нападениях на религию, труды Докинза на тему эволюции и генетики являются обязательными к прочтению для каждого студента, который собирается сделать карьеру в этих областях. Его книги «Эгоистичный ген» и «Расширенный фенотип» взбудоражили научную общественность еще тридцать лет назад и до сих пор остаются весьма значительными в эволюционной биологии.

Мэтт Ридли

Ридли является автором нескольких работ в научно-популярной сфере, в том числе и таких, как «Геном: автобиография видов в 23 главах» и «Рациональный оптимист: как эволюционирует успех», и рассуждает на самые разные темы, начиная генетическим кодом и заканчивая путем нашего воспроизведения.

Джеймс Д. Уотсон

Немногие открытия изменили наш мир так же, как разгадка тайны нашего собственного ДНК, которую осуществил ученый Джеймс Д. Уотсон совместно со своим партнером Фрэнсисом Криком. Его самая знаменитая книга «Двойная спираль» демонстрирует свойства ДНК почти так же, как «мыльная опера», которую крутят по телевидению, - жизнь людей.

Льюис Томас

Физик и этимолог Томас заслужил массу наград на протяжении своей жизни за свое творчество. Его книга «Жизнь клетки» является блестяще написанным сборником эссе, рассказывающем о взаимосвязанности жизни на Земле.

Роджер Левин

Вместе с Ричардом Лики Роджер Левин, антрополог и ученый, к 1980 году написал три книги. Он работал внештатным автором на протяжении трех десятилетий, создавая работы, которые являются одновременно информативными и написаны доступным языком.

Ричард Левонтин

Студенты, которые работают над степенью по биологии, многое упустили бы, не прочитав книги, написанные этим влиятельным ученым. Он был пионером в сферах молекулярной биологии, эволюционной теории и популяционной генетики.

Карл Циммер

Выдающийся писатель статей и книг о науке. Циммер - один из самых популярных популяризаторов науки (простите за тавтологию) на сегодня. Он пишет практически обо всем, что касается биологии, начиная природой вирусов и заканчивая теорией эволюции.

Зоология и натурализм


Те, кто любит читать о мире природы, однозначно оценят этих популяризаторов науки по достоинству. Они поставили во главу своей карьеры содействие природе и понимание ее.

Дэвид Аттенборо

Если вы не знаете этого известного ведущего и натуралиста, вам должен быть знаком его голос так же, как Николая Дроздова. Кроме того, Аттенборо - талантливый писатель, написавший множество книг и сценариев о птицах, млекопитающих и нашей планете.

Франс де Вааль

Де Вааль известен своими исследованиями человекообразных обезьян, а конкретно - нашего ближайшего родственника бонобо, хотя в кругу его исследований были и шимпанзе. Если вы хотите больше узнать о социальной жизни приматов или бонобо, почитайте книги «Бонобо: забытая обезьяна» или «Приматы и философия: как развивалась мораль».

Джейн Гудолл

Возможно, это самый известный в мире приматолог. Любовь Гудолл к шимпанзе и ее стремление убедить людей понять и сохранить этих животных сыграли огромную роль в нашем мире. На протяжении всей своей карьеры она писала книги для взрослых и детей, пытаясь пробудить сострадание к миру шимпанзе в головах землян.

Дайан Фосси

Конрад Лоренц

Лауреат Нобелевской премии, зоолог Конрад Лоренц добился больших успехов в своих исследованиях в сфере этологии. Он также был значительным писателем, опубликовавшим множество книг, в которых подробно описал о своих зоологических похождениях.

Рэйчел Карсон

Книга «Безмолвная весна» стала, пожалуй, одной из самых важных книг в науке 20 века, изменив наше понимание взаимодействия с окружающей средой и показав, что даже самые простые химические вещества могут влиять на сложные экосистемы. Карсон писала на протяжении всей жизни, оставив после себя богатое собрание научных очерков и публикаций, которые рекомендуются к прочтению любому студенту.


С помощью этих замечательных работ, вы сможете исследовать тайны человеческого тела и разума.

Питер Медавар

Британский биолог Питер Медавар сделал выдающуюся карьеру, забрал Нобелевскую премию 1960 года и помог осуществить открытия в медицине, навсегда изменившие мир. Он также считается одним из самых блестящих писателей от науки всех времен. Автор был известен своим остроумием и способностью писать как для профессионалов, так и для широкой общественности. Книги Медавара должны стоять на полочке рядом с научной классикой.

Стивен Пинкер

Когнитивный ученый Стивен Пинкер помог заново понять человеческий ум, от эволюции до использования языка. Его популярные книги, включая «Слова и правила» и «Как работает разум» будут отличным дополнением к любой научной коллекции.

Оливер Сакс

Врач и автор бестселлеров Оливер Сакс давно стал одним из самых известных популяризаторов науки среди писателей. И не зря. Его книги помогают объяснить многие неврологические расстройства хитроумным и интересным образом, да так, что люди, практически незнакомые с медициной, остаются в восторге.

Альфред Кинси

Самая знаменитая работа Кинси была опубликована в двух книгах, названных «Отчетом Кинси». Они рассказали, что происходит с сексуальным поведением человека за закрытой дверью. На момент написания книг они стали очень и очень колоритными, да и остаются таковыми по сей день. Понадобятся многим, кто хочет сделать карьеру биолога, психолога или в сфере репродуктивных наук.

Другие сферы


Здесь собраны писатели, которые рассматривали самые разнообразные темы, начиная сферами вроде эволюции и заканчивая технологиями и палеонтологией.

Саймон Сингх

Автор, журналист и телепродюсер Саймон Сингх сосредоточился на выведения науки и математики в массы дорогами своей работы. Его популярные научные книги часто представляют сложные темы в очень доступной форме, давая доступ простым смертным к загадкам теоремы Ферма, криптографии и даже науке (или ее отсутствию) нетрадиционной медицины.

Билл Брайсон

Продав более шести миллионов книг в одной только Англии, Брайсон стал писателем, который хочет донести до широкой публики широкий спектр научных дисциплин. Зачастую в смешной и остроумной манере его книги (например, «Краткая история почти всего») принесли ему несколько премий в области научной литературы.

Джеймс Лавлок

Самая известная работа Лавлока - «Гайя» - навлекла на автора наплыв критики за излишнюю таинственность. Тем не менее в книге представлена идея о том, что наша планета - это единый саморегулирующийся организм, который нельзя игнорировать, и что века загрязнений на одной стороне мира очень быстро перейдут и на другую сторону.

Джаред Даймонд

«Ружья, микробы и сталь» Даймонда стала бестселлером, детально описав то, какие факторы включаются в игру, когда одно сообщество доминирует над другим. Работы писателя опираются на различные сферы науки, от географии до биологии, что автоматически делает их интересными для всех, кто увлекается наукой.

Рой Чепмен Эндрюс

Исследователь, авантюрист и самый настоящий Индиана Джонс, Эндрюс прожил невероятно интересную жизнь. В начале 20 века он сделал несколько крупных палеонтологических находок в пустыне Гоби, открыв первые окаменелые яйца динозавров (читайте здесь, ). Эндрюс подробно описал многие из своих похождений в своих книгах, в том числе «Загадка в пустыне» и «Это ремесло исследования».

Джеймс Глейк

Работы Глейка принесли их создателю номинации на Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию и были читаемы всем миром. Большая часть книг Глейка посвящены тому, как наука и технологии влияют на культуру, хотя встречаются и другие биографии и монографии.

Тимоти Феррис

Не путайте с другим Тимоти Ферриссом (с двумя «с»). Научный писатель Тим Феррис написал ряд книг, которые были очень популярны, и посвятил их физике и космологии. Его лучшие труды - «Наука свободы» и «Старение Млечного Пути».

На все времена


Нет ничего лучше классики. Если вы предпочитаете классику, что ж, ваш выбор достоин уважения. Рекомендуем следующих авторов.

Чарльз Дарвин

Если вы сможете продраться сквозь сухую викторианскую прозу Дарвину, содержание величайших книг Дарвина, «Путешествие Бигля» и «Происхождение видов», наградит вас. Несмотря на то, что в учебниках домыслы Дарвина выглядят просто и незамысловато, на деле они оказываются куда более глубокими и даже более полезными.

Исаак Ньютон

Вряд ли кто-то оспорит то, что Ньютон был одним из величайших мыслителей, когда-либо живших на Земле, и его работы вроде «Principia Mathematica» помогли осуществить массу переворотов в науке, в мышлении людей и в мире вообще. Да, многие из текстов Ньютона современному читателю покажутся устаревшими, но где искать истину, если не в древнем?

Галилео Галилей

В прошлом церковь очень расстраивалась, мягко говоря, если кто-то вел научные изыскания методом, расхожим с церковным. Работа Галилея и его хитроумный диалог о двух мирах привел его в теплые объятия инквизиции - и его труд стал красноречивым свидетельством того, что происходит с теми, кто борется за истину. Но обошлось.

Николай Коперник

Коперник писал на протяжении всей жизни, однако самый лучший труд вышел только тогда, когда он был на смертном одре - «О вращении небесных сфер». Конечно, этот труд очень сложно читать, но для всех, кто любит математику, это будет невероятно интересным путешествием в мир грандиозных открытий человека с ограниченными техническими средствами.

Аристотель

Многие знают Аристотеля за его труды по философии, однако он пробовал себя и в науках: в физике, в биологии и зоологии. Его взгляды были хорошо восприняты в Средние века и в период Ренессанса, ну а сегодня мы знаем наверняка, что многие из его идей (но не все) оказались неверными. Ни одна история научной мысли не осталась без влияния Аристотеля.

Примо Леви

Блестящий химик Леви был близок к тому, чтобы лишиться жизни после года, проведенного в Освенциме во время Второй мировой войны. Его книга «Периодическая таблица» была названа лучшей научной книгой каждым членом Королевского института Великобритании.

Последствия аварий на атомных станциях, и даже испытаний ядерного оружия, часто сильно преувеличены и провоцируют панику и неразбериху в головах неспециалистов, впрочем, на развитие атомной энергетики это по большому счету не влияет, а чем-то этот страх может быть даже полезен - к таким выводам пришли эксперты, пришедшие на показ фильма "Ядерное безумие", который состоялся в рамках проекта "Научный понедельник" в РИА Новости.

Фильм "Ядерное безумие" посвящен испытанию США ядерного оружия на атоллах Бикини и Эниветок в 1950-х годах. Жители этих островов до сих пор страдают от болезней, вызванных облучением, и - как и режиссер фильма Адам Хоровитц (Adam Horowitz) - уверены, что американцы намеренно использовали их как "подопытных кроликов" для изучения влияния радиации на людей. Этот фильм, ярко описывающий страдания населения Маршалловых островов, казалось бы, дает еще один повод бояться радиации, каким бы ни был ее источник.

Действительно, соглашается Рафаэль Арутюнян, замдиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, показанные в фильме последствия облучения - от ожогов до рака и уродств среди новорожденных - соответствуют полученным жителями дозам радиации. Однако в фильме перемешаны политика и реальная трагедия.

"За всю историю, начиная с открытия цепной реакции, если убрать военное применение, известно - возьмите документы научного комитета по действию атомной радиации ООН - 277 человек получили высокие дозы"

Сказал Арутюнян.

Страх людей перед атомной энергетикой выгоден политикам, считает он: "Как только какая-то страна пытается развивать атомную энергетику, тут же возникает США, которые говорят, "Ни-ни-ни, они идут к атомной бомбе". Есть гораздо более простые способы делать атомную бомбу, которые не имеют никакого отношения к очень сложному процессу построения атомной станции".

Впрочем, по мнению Арутюняна, массовое неприятие атомной энергетики гражданами, как в Германии, не может повлиять на ее развитие в целом, разве что в отдельно взятой стране.

Гораздо страшнее самой радиации - элементарная безграмотность населения в вопросах атомной энергетики, считает Александр Колдобский, заместитель директора Института международных отношений МИФИ. Он утверждает, что последствия аварии на Чернобыльской АЭС, например, сильно преувеличены. Колдобский опирается на статистику, согласно которой в результате аварии 134 человека заболели лучевой болезнью и 28 из них умерли в первые три месяца после катастрофы, а также известно около 100 случаев преждевременной смерти среди тех, кто получил в результате аварии повышенные дозы облучения.

"Пока мы будем бросаться словами "жуткая", "страшная", мы немногого добьемся",

Считает он.

Станислав Субботин, начальник отдела Института перспективных энергетических технологий НИЦ "Курчатовский институт", уверен, что как бы ни относились к атомной энергии, отказаться от ее использования человечество не сможет, поскольку она может быть очень дешевой и дает возможность подготовиться к тому моменту, когда запасы нефти и другого топлива подойдут к концу. А опасность ядерной энергии, по его мнению, идет только на благо прогрессу: "Человечество заставляет мыслить опасность", - считает он. Так, запрет испытаний привел к развитию суперкомпьютерных вычислений и компьютерного моделирования взамен реальных опытов с радиоактивными веществами, что в свою очередь нашло множество приложений и в других науках. Страх перед радиацией, который другие эксперты полагают невежеством, тоже идет на благо развития ядерной физики, считает Субботин, так как необходимость обеспечить безопасность использования энергии атома заставляет правительства выделять деньги на соответствующие исследования.

"Научный понедельник" - мультимедийный научно-познавательный и просветительский проект РИА Новости, организованный совместно с Политехническим музеем и направленный на популяризацию современной науки. В рамках проекта будут показаны лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы, посвященные научной тематике.