Японский минимализм в интерьере квартиры. Уютная пустота и другие особенности

Подвод и слив воды

Беспорядок время от времени посещает квартиру каждого из нас. Иногда это явление временное, но бывает и так, что он остается в квартире на постоянной основе. Сначала ты называешь это творческим беспорядком, а потом раз - и твоя квартира уже похожа на свалку. Ненужные старые вещи, которые просто жалко выбросить, превращаются в гору хлама. Он ворует не только место в твоей квартире, но и твою жизнь.

Именно так и случилось с Фумио Сасаки. Раньше в его квартире было не протолкнуться от хлама. Его жизнь была наполнена ненужными вещами и занятиями. Он не мог найти время и силы на себя, на свое хобби и даже на свою жизнь. Но всё кардинально изменилось, когда в жизни Фумио появился минимализм.

Историей парня вдохновился фотограф Thomas Peter , который с помощью фотопроекта Less is Less показал жизнь Сасаки до и после перемен, а также проиллюстрировал другие потрясающие примеры минимализма в повседневной жизни японцев. Эти снимки просто завораживают!

Японский минимализм

Сейчас в квартире Фумико не насчитается и 200 предметов, хотя раньше его квартира была завалена вещами. Книги, которые он даже не читал, множились на полках. Коллекция CD- и DVD-дисков занимала почти всё свободное пространство. Шкафы были забиты, казалось бы, любимыми вещами, хотя надевал он их не чаще раза в год. Велосипед, гитара, усилители - хобби Сасаки, которые просто пылились в углу.

Сасаки вспоминает: «Я всё время думал о том, чего у меня еще нет. Мне постоянно чего-то не хватало» . Каждый вечер он садился перед телевизором, пил пиво, а после ложился спать. Утром он едва просыпался и шел на работу, ненавидя всех и вся. Денег постоянно не хватало, из-за этого он даже расстался с девушкой.

Жизнь медленно катилась под откос. Как раз тогда он наткнулся на статью о минимализме и людях, которые ведут такой образ жизни. Он осознал, что беспорядок вокруг его раздражает, но вещей слишком много, поэтому силы на уборку найти непросто. Тогда он и решил избавиться от всего лишнего.

Для этого ему понадобился год. Фумио раздал часть своих вещей друзьям, а остальное сдал в комиссионные магазины. Памятные письма или фотографии мужчина отсканировал, чтобы сохранить в цифровом виде. Сейчас его жизненное пространство простирается всего на 20 кв. м. Вот только выглядит оно куда просторнее. А на уборку он тратит не более двух минут.

Ниже будет видео, в котором мужчина демонстрирует все вещи, что у него есть и проводит небольшую экскурсию по дому. Там видно, что в шкафу Сасаки есть 3 рубашки, 4 пары носков, 2 куртки и еще пара необходимых вещей. В шкафчике в ванной у него только бритва, ножницы и баночка с мылом на все случаи жизни.

И дело вовсе не в деньгах. Мужчина хорошо зарабатывает, просто предпочитает тратить деньги не на хлам, а на путешествия, качественную еду, встречи с друзьями и саморазвитие. Ему больше не нужны многие вещи, они не отнимают у него ни деньги, ни время. А что такое бардак в квартире он уже давно забыл.

Вместе с квартирой преобразился и сам Сасаки. Он изменил свое мировоззрение, и его жизнь стала совсем другой. Он говорит: «Тратя меньше времени на уборку или покупку вещей, я получил время на то, что мне действительно нравится. Я стал больше двигаться, выходить на улицу и путешествовать» . Сасаки считает, что из-за большого количества вещей мы забывает, что из дома можно и нужно выходить.

В этом видео ты сможешь посмотреть на квартиру Фумио Сасаки до и после его увлечения минимализмом.

Вообще, вся традиционная японская культура стремится к простоте: дзен-буддизм, черно-белая каллиграфия, сумиэ, хайку. Такой образ жизни предполагает отказ от бездумного потребления и владение лишь самыми необходимыми вещами. Всё больше японцев становятся минималистами. И редакция «Так Просто!» делится с тобой самыми потрясающими примерами японского минимализма в интерьере .


Как видишь, для счастья абсолютно не нужно покупать дорогие вещи и захламлять ими весь дом.

Пожалуй, у каждой из нас бывает настроение, когда хочется выбросить из дома весь хлам – лишнюю мебель, диванные подушки-пылесборники, ковры, вазы, статуэтки, картины неизвестных художников, купленные на рынке. Зачем вам собрания сочинений Пушкина, Драйзера, Короткевича, Голсуорси, если вы все равно никогда не будете их перечитывать? А учебники по французскому языку, который вы уже лет десять планируете подтянуть «для себя»?

Вдобавок преследует жгучее желание не перестирывать каждый год одежду, которую никто не носит, и комплекты постельного белья «советской эпохи», занимающие полшкафа (зараза, и не рвутся же!). А там и до шкафов-комода-трельяжа недалеко. Хочется избавиться от них вместе с опостылевшим содержимым. Сделай мы все это, в квартире воцарился бы один из самых модных ныне стилей – минимализм, а мы вздохнули бы легко и свободно. Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский – о нем и поговорим.

Восток – дело тонкое

В понимании славян – это «полнота» помещения с его деталями, создающими пресловутую «домашнюю обстановку». Это игра цветов в интерьере, шторки с рюшами, картины (а где-то до сих пор и ковры), вазы, коврики, лампы, любимые сувениры в каждом углу и в горшках по всему дому. Я уже не говорю про рога лося в прихожей и шкуру медведя в зале, что тоже не редкость.

В понимании жителей Востока уют – это пустота, которая позволяет расслабиться, не напрягая чрезмерной детализацией в интерьере. Согласно фэн-шуй свободное пространство – это необходимое условие свободной циркуляции благоприятной энергии Ци. Она не должна постоянно «натыкаться» на какие-то предметы в квартире, делающие из вашего жилища подобие «графских развалин».

Многие из нас уже сумели оценить преимущества незаполненного пространства. Особенно в моменты переездов, когда даже единственная комната в «однушке» кажется такой огромной. Правда, только до того момента, как мы заполняем ее мебелью и вещами, и она вновь становится малюсенькой, где «невозможно развернуться».

Но все-таки тенденция усиливается. На свалке (или на даче) оказывается все больше огромных диванов, кресел, трельяжей, торшеров. Их место занимают так модные ныне диваны-книжки, которые в неразложенном виде занимают совсем немного места. Компактные ноутбуки и нетбуки «взашей» выталкивают из нашей жизни огромные бандуры-компьютеры с их гигантскими системными блоками, мониторами (особенно не ЖК) и клавиатурами. То же самое происходит и с телевизорами, и даже с кухонной техникой (например, такое современное устройство, как аэрогриль, выполняет функции целых 10 бытовых устройств!).

Справедливости ради следует отметить, что минимализм получил такое широкое распространение в Японии не только по соображениям эстетики. Дело в том, что существование в стране с капризным климатом побуждало японцев строить жилища, которые легко восстанавливаются после землетрясений. Опасность погибнуть под стенами из бамбука, даже если он полностью разрушится во время бедствия, ничтожна.

Традиционный японский дом

Традиционный японский дом – это легкость и открытость построек, общий принцип горизонтальности внутренних помещений и изящные раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука. Продолжением интерьера является пейзаж, потому что японский дом – это почти всегда часть сада. В нашем интерьере реализовать эту особенность японского стиля можно с помощью раздвижной стены на террасу или зимний сад.

Основной источник освещения в доме – это дневной свет, который создает наилучшее движение Ци. Поэтому в Стране Восходящего Солнца совершенно особое отношение к светильникам со слабым матовым светом. В Японии светильники скорее подчеркивают полумрак, чем освещают помещение.

Пол в японском доме застилают циновками из соломы, чтобы было комфортно не только ходить по ним, но и сидеть на них (а также спать!).

Вообще японский дом – это полупустой дом, так как отсутствие лишних предметов является главным принципом минимализма. Если в жилище и есть какие-то предметы искусства, типа картин, статуэток, то для них созданы специальные ниши, и они не привлекают к себе так много внимания, как стоящие на видных местах вещи.

Уютная пустота и другие особенности

Для оформления своего дома в японском стиле не нужно стараться изо всех сил копировать традиционное японское жилище – следует лишь следовать основным правилам.

Материалы. Начинать нужно с «нуля», то есть с отделочных материалов, потому что вам вряд ли удастся создать японский стиль в комнате с линолеумом и обоями в цветочек. Все используемые материалы должны быть натуральными, поэтому для пола выбираем доску или натуральный отделочный материал под циновку. Отдаем предпочтение подвесному потолку, который разделен на квадраты деревянными планками. В качестве компонентов покрытий выбираем такие растительные материалы, как соломка, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие. Стены в прямом смысле слова «голые», то есть светлые, однотонные, без украшательств.

Цвета. Минимализм предполагает и минимальное количество цветов в оформлении интерьера. Приветствуются, прежде всего, белый, черный, серый, а также кремовый и его оттенки. Чтобы «разбавить» спокойствие, при желании можно добавить один яркий элемент.

Организация пространства. В доме, оформленном по «японским правилам», много свободного пространства. Здесь нет стен, есть лишь условное разделение на «функциональные зоны» с помощью перепадов пола и раздвижных перегородок, ширм и занавесей. Меняя их местами, вы можете постоянно видоизменять интерьер – в зависимости от потребностей (например, «понаехавших» родственников) и настроения. Это очень важно, учитывая, что однообразие приедается и периодически хочется чего-нибудь новенького.

Окна. Японский минимализм не приемлет штор – особенно в традиционном их понимании. Если вы не мыслите своего жилища без штор, остановите выбор на японских панелях (они же японские шторы или жалюзи). Это тканевые или тюлевые прямые полотна с креплением на специальном многослойном карнизе и с утяжелительной планкой. Японские карнизы привлекательны, прежде всего, вариативностью системы раздвижения – шторы можно двигать в разные стороны. Кроме того, вы можете моделировать силуэт шторы, что дает безграничное поле для фантазий.

Мебель. Красота «по-японски» исключительно лаконична и лишена излишеств. Главный принцип эстетики в Стране Восходящего Солнца – «все лишнее безобразно», поэтому вам предстоит неизбежное расставание с малофункциональными предметами. В доме следует оставить только самые необходимые предметы, а все вещи пристроить во встроенные шкафы. Не помещаются? Самое время выбросить или раздать то, чем вы давно не пользуетесь.

Мебель в стиле японского минимализма – это тоже особый , для которого характерны прямые линии, четкие и гармоничные сочетания геометрических форм и объемов. Зачастую это мебель прямоугольной, почти кубической формы, которая как раз сегодня в моде. Обивку выбираем светлую, однотонную, с гладкой фактурой.

С точки зрения минимализма, идеальным материалом для стеллажей, полок и столиков будет стекло и метал.

Освещение. Особое внимание в японском минимализме уделяется освещению. Света должно быть много, поэтому не ограничивайтесь одним светильником. Вместе с тем, источники искусственного освещения должны быть простыми и малозаметными.

Восточные мотивы. Что же украшает квартиру в стиле японского минимализма, если элементы декора находятся под запретом? , бонсай и изображения иероглифов (разумеется, со смыслом!). И это всё, потому что дом – это вам не музей, в котором «есть чего посмотреть». Он создает атмосферу спокойствия и умиротворенности, расслабляет после насыщенных будней и наполняет новой энергией. Причем не только в «глобальном» смысле. Одно то, что вам не приходится постоянно вытирать с предметов декора пыль, намного облегчит жизнь и сэкономит время на уборку. Кроме того, минимализм как нельзя лучше подходит для наших, далеко не голливудского размера, квартир, где каждый кусочек пространства на счету.

бестселлер Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». Автор книги превратила уборку в дело всей жизни. Теперь она учит других людей наводить порядок у себя в шкафу и, в идеале, применять эти же навыки в остальных сферах жизни. Для западного читателя советы Кондо, не ограничивающиеся максимально утилитарными рекомендациями (вроде «сложите вещи в прямоугольник»), могут показаться странными - многие воспринимают наставления мастера уборки слишком буквально. Разбираемся, как на самом деле стоит трактовать правила жизни самого организованного человека в мире и правда ли они способны помочь навести порядок в жизни.

даша татаркова


Довольствуйтесь малым

Японская культурная традиция построена на принципе минимализма. Вспомните, как выглядит классическая японская комната на шесть татами: в ней фактически нет ничего, кроме, собственно, самих татами на полу. В стене может прятаться шкаф, в котором будет лежать одежда и футоны. Иногда в такой комнате можно увидеть японский комод и столик, а в специально отведенном месте «токонома» - несколько эстетически важных предметов (например, икебану), но на этом всё. Все вещи выполняют конкретную функцию, нет ничего отвлекающего. Современные дизайнерские дома отличаются лишь исполнением, но принцип отсутствия лишнего остается на месте. Заполняющая комнату осмысленная пустота называется «ма », или негативное пространство - термин, знакомый любому, занимавшемуся рисованием.

Такое представление японцев о минимализме обусловлено духовными учениями. Пустота, отсутствие наполнения - одна из трех характеристик существования в буддизме. Буддизм, в различных формах плотно вплетенный в культуру Японии, завещает довольствоваться тем, что имеешь, - и эта нарочито смиренная догма может оказаться полезной даже для далеких от любой религии людей. Другой столп - синтоизм - закрепил представление о том, что чистый дом - залог удачи, даже если сегодня большинство не ассоциируют это с благосклонностью божеств напрямую. Само слово «кирэи», то есть «чистый», также обозначает «красивый». Японская духовная чистота напрямую связана с физическими ритуалами, например мытьем рук, и общей внешней опрятностью.

Впрочем, в современной Японии многие люди склонны к избыточности - с этого откровения Кондо начинает свою книгу. Хорошо, что мастер уборки никогда не видела советских антресолей. И наша, и японская склонность хранить всё нужное и не очень возникла по схожим причинам - виной тому послевоенная бедность и поздний приход рыночной экономики. Мари Кондо уверена, что если люди избавятся от действительно ненужных вещей, то станут намного счастливее. Оставив в стороне мистическую составляющую, которой предпочитает придерживаться Кондо, остановимся на фактах. Чистое, незахламленное пространство, в котором находится человек, может значительно улучшить его психологическое состояние. Аккуратная комната помогает бороться с депрессией, тревогой и всеми прилагающимися последствиями, лучше спать и вести куда более продуктивную жизнь.

Кондо уверяет, что, наводя порядок в комнате, мы наводим порядок в голове. Безусловно, чистая квартира или офис магическим образом не избавят ото всех проблем, но точно помогут подойти к их решению спокойно и рассудительно. Обилие вещей может стать причиной дополнительных переживаний: чем меньше времени будет потрачено на поиски, стирку или, например, перекладывание с одного места на другое, тем больше времени освободится для собственно жизни.

Максимальная визуальная нейтральность повседневных вещей также помогает мозгу расслабиться, пока вы дома. Многих смущает предложение Кондо снимать ярлыки с косметики или банок - как же тогда человек будет знать, что именно у него в руках. Но это лишь вопрос приоритетов: если благодаря бланковым флаконам и банкам вам станет легче на душе, то наверняка запомнить, где шампунь, а где пена для ванны, будет несложно.


Будьте благодарны

Как известно, японцы - очень вежливая нация. Это отражается и в языке: многие знают, что в японском есть несколько регистров вежливости, которые используются в зависимости от ситуации. Мари Кондо признаётся, что каждый вечер благодарит - вслух или про себя - сумку, с которой она ходила целый день. Многих западных читателей это шокирует: книга про уборку подсовывает вместо практических советов странный антропоморфизм. На этом «причуды» профессионального наводителя порядка не заканчиваются: Кондо требует доброго отношения к уставшим носкам, а сама всегда здоровается, приклонив колени, с домом клиента.

Синтоизм - собственно, японская религия - подразумевает, что духи живут везде. По сути, такое одушевление самых разных предметов - это язычество: взять к примеру легендарную песню про бога туалета и то, почему мыть унитаз не стыдно. Да, японцу не кажется странным сказать предмету спасибо, но это вовсе не означает, что человек представляет, как по ночам его сумка оживает и постанывает от усталости. Такое одушевление говорит куда больше о самом человеке, чем о предмете. Оно помогает примириться с миром и подвести черту или же, наоборот, приступить к делу, настроившись на него, как поступает Кондо - поклониться дому согласно правилам поведения в синтоистских святилищах.

Испытывая чувство вины перед свитером, мы одушевляем его куда сильнее,
чем синтоистский жрец

Не стоит забывать, что разные культуры приходили к одним и тем же выводам своими путями (чего стоит история открытия лекарства от малярии, за которое в этом году вручили Нобеля по медицине), и уборка здесь не исключение. Умение быть благодарным подразумевает не только послушание - в большей степени оно отражает внутренний психологический настрой человека. То, что Кондо объясняет при помощи духовности, можно трактовать с точки зрения психологии.

Человеку важно напоминать, что вещь, которой он обладает, - это результат коллективных сил, вложенных в нее: его собственного труда, того, кто ее продал, привез, произвел, придумал. Консюмеризм порождает полное обесценивание всего, что нас окружает. Это, в свою очередь, делает нас не просто неблагодарными, но и откровенно несчастными. Необязательно говорить своей сумке буквально «спасибо!» просто потому, что так написано в книге Кондо. Постарайтесь подойти к покупкам максимально осмысленно - тогда и удовлетворения от них будет больше, и получится придушить вечный страх, что у соседа-то трава зеленее.

Интернет привык шутить о проблемах первого мира, однако одними насмешками ничего не изменить. Куда эффективнее будет переучить себя мыслить новыми категориями, посмотрев на имеющиеся объекты как на привилегию. Кондо предлагает, по сути, несколько практических упражнений, полезных для психики, в их числе - привычка к осознанному потреблению. Западных читателей удивляет разговор с предметами, при этом ежедневное чувство вины по отношению к вещам, от которых жалко избавиться, предстает чем-то нормальным. На самом деле всё наоборот: испытывая чувство вины перед свитером, мы одушевляем его куда сильнее, чем синтоистский жрец. Так почему бы не сказать старой вещи спасибо за ее службу и не отпустить с миром?


Подходите к обладанию осознанно

Кондо постоянно говорит о том, что ее самый важный критерий во время очищения домов от хлама - это ответ на вопрос, доставляет вещь радость или нет. Сложно поспорить с тем, что если вокруг будет только самое любимое, то находиться в таком пространстве будет действительно приятно. Многих возмущает такой подход, потому что какие-то вещи, кажется, по определению не могут вызывать восторг - например, держатель для туалетной бумаги. Однако и здесь можно попасть в ловушку слишком буквальной интерпретации.

Простую мысль Кондо можно переформулировать как «покупайте вещи осознанно» или «не разменивайтесь по мелочам», ну или просто назвать это «культурой быта». Вот простая параллель. Известно, что масс-маркет-одежды производится в разы больше, чем необходимо потенциальным покупателям, и весь ее рынок превратился в порочный круг искусственного стимулирования потребления. Мы хотим еще и еще, не задумываясь о том, насколько нам это нужно.

Та же история с абсолютно всеми вещами в нашей жизни. Не обязательно любить свою сырорезку и украшать ее кристаллами Swarowski. Но если она будет удобно лежать в руке, занимать нужный объем в ящике, не тупиться и так далее - это ли не сырорезка вашей мечты? Когда все нужные вещи вокруг - те самые, то можно больше не думать, чего бы еще такого прикупить. Кондо предлагает простое упражнение: задавать себе вопросы в духе «а зачем мне это нужно?» до победного конца, встречая каждый ответ новым вопросом - «почему?». Так можно постепенно снять шелуху внешних наслоений и признаться себе в том, что же на самом деле нас устраивает или не устраивает.

Кондо не зря сравнивает уборку с буддистской медитацией. О том, что это такое на самом деле, стоит спросить у тех, кто ее практикует, однако одним из важных следствий медитации всегда становится более осознанное отношение к миру, и вещам в том числе. Мари Кондо признаётся, что любит складывать вещи, а иногда доставать и трогать те, что убраны далеко, и таким образом поддерживать диалог со своей одеждой. Японка сравнивает это с «тэатэ», «наложением рук» - видом традиционного лечения.

Если вы не фанат односторонних разговоров - можно посмотреть на это иначе. Все движения руками и пальцами, то есть та самая мелкая моторика, активизирует когнитивные процессы, помогает нам думать и анализировать. Это всё тот же путь к осознанности, постоянное напоминание о том, что уже есть, и как реальны, а не эфемерны эти вещи. Материальность напрямую связана с другим японским культурным концептом, пестрящим на вывесках сетевого кафе. «Ваби-саби» подразумевает, что жизнь несовершенна, а сколы, трещины и шероховатости придают предметам особую красоту и наполняют их историей - это, кстати, тоже происходит из буддистского учения, в данном случае связанного с бренностью и непостоянством.


Живите настоящим

Пресловутое наложение рук, о котором мы говорили выше, - отличное упражнение, чтобы найти себя в конкретном моменте, здесь и сейчас. Рассеянное внимание - бич современности. Мы всё время вынуждены переключаться с одного уведомления на другое, перескакивать между экранами монитора и смартфона, работой и домом. Такое положение дел не дает зацепиться за одно конкретное переживание и может повлечь общее чувство неприятной отстраненности от происходящего. Не помогает и FOMO (fear of missing out) - страх не успеть взять от жизни всё, тем более когда друзья в инстаграме живут полной жизнью и принимают как будто бы (на самом деле, конечно, нет) только правильные решения.

Дзен-буддизм, в различных формах существующий в Японии, построен на том, что жизнь - это здесь и сейчас. Японская культура возвела умение находиться в моменте в настоящее искусство. Времена года сменяются в Японии не в пример нашим куда более плавно и четко, и в каждый из них принято принимать участие в коллективных событиях, продиктованных этой традицией. Осенью это любование осенним кленом и луной, весной - сакурой и сливой, всё лето же пускают фейерверки. Осознание времени года играло для японцев большую роль: под него, если средства позволяли, было принято подбирать узоры на одежде, еду и сладости, а также указывать отсылки на него в письмах и поэзии.

Не стоит стыдиться ошибок и неудач, лучше примириться с ними и оставить позади,
и выбрасывание предметов в этом поможет

Другой способ достичь схожего с буддистской медитацией эффекта Кондо объясняет на примере своей клиентки. Она просила ее визуализировать свою идеальную жизнь; то, чего бы ей хотелось, когда клиентка возвращается домой. Конечно, всё это работает в уже заданных жизнью рамках: если вы хотите возвращаться во дворец, устланный шкурами, а сами живете в однушке на отшибе, то ничего не получится. Однако такая визуализация - неплохое терапевтическое упражнение, которое позволяет не отвлекаться и сосредоточиться на себе и своих желаниях.

Избавление от вещей, которые символизируют закончившиеся отношения, помогает мысленно подвести черту, а также задать себе вопрос, почему именно вы за них цепляетесь. Закончить с прошлым и жить настоящим - очень буддистский подход. Как и с вещами, отжившими свое, Кондо предлагает читателям не стыдиться ошибок и неудач, а примириться с ними и оставить позади, и пусть выбрасывание предметов в этом поможет. Ее постоянные призывы слушать свою интуицию - это, по сути, предложение не откладывать жизнь на завтра, когда случится что-то невероятное, потому что это невероятное, возможно, никогда не произойдет, а вот время обязательно закончится.

Большинство соображений Кондо вполне универсальны, несмотря на их кажущуюся наивность или особый культурный контекст: пользуясь ее же подходом, в них стоит видеть суть, отсекая детали. Ведь даже рекомендацию «быть женственной» дома с помощью «красивой» одежды, обусловленную патриархальными японскими традициями, можно трактовать так, что дома жизнь тоже не останавливается. В конце концов, даже треники и растянутая майка могут быть самым классным домашним нарядом, не вызывающим уныния и приступа апатичного возлежания на диване (что, впрочем, тоже порой нужно).

Философский уклад жизни Страны Восходящего Солнца всегда будоражил умы и воображение европейцев. Удивляет их некая отрешенность и аскетизм, интерьер без излишеств и проявления личных предпочтений. Японский стиль в интерьере – это лаконичный минимализм при абсолютной верности традициям. Классическое жилье японца – это поиск наслаждения простыми вещами и вечная ода природе.

Дизайн гостиной в японском стиле

Необычная спальня в японском стиле

Обустраивая интерьер в японском стиле своими руками, важно понять, что без понимания японской философии и образа жизни потомков самураев это лишь слабое подражание. Сегодня несложно купить подходящую мебель и типичный декор, но дома японцев очень специфичны. Люди, живущие в зоне активных землетрясений и цунами, приспособились делать сборные конструкции, которые можно собрать заново, вплоть до фундамента. Утраченные части конструкции можно было восстановить и поставить этот же дом в другом месте.

Сегодня не принято во всех тонкостях воссоздавать традиционный японский стиль в интерьере. Европейцы пользуются неким дизайнерским переосмыслением. Данная стилизация находит все большее число приверженцев, поскольку это лучший способ внести экзотическую изюминку в минималистичный интерьер. Это некий вызов нынешней философии вещизма, способ избавиться из всего лишнего, а тем, что есть, пользоваться с удовольствием. Минимум мебели и аксессуаров, простая геометрия, много свободного пространства и почти полное отсутствие стен – таков дизайн в японском стиле.

Спальня в японском стиле

Японский стиль в интерьере спальни

Жители Страны Восходящего Солнца сформировали эту стилистику только к началу ХХ века. Некогда бедная аграрная страна не была такой развитой как сегодня, но несколько столетий назад начал формироваться «средний» класс, сменивший архаичный феодализм. Эти люди вобрали все лучшее от уклада жизни бедных и богатых слоев населения, отказавшись от роскошного декора.

Входя в дом современного японца, сложно определить его социальный статус, уровень обеспеченности и профессию. Отличие заметно разве что по дорогой древесине и бытовой технике. В их домах нет личных фото и личных трофеев, а типично японский декор призывает к умиротворенности, покою и самосозерцанию.

Дома жителей столицы отличаются недостатком квадратных метров, поэтому тут все многоэтажное. Но даже на малой площади они находят место для интегрирования живой природы. Поэтому куст или небольшое деревце может расти прямо в доме – типичный японский интерьер. А в подиуме, заменяющем каркас кровати, рядом с постелью за стеклом может располагаться аквариум с цветными карасями кои.

Гостиная комната в японском стиле

Там, где места больше, большие окна дома обязательно выходят в ухоженный сад камней. В Японии очень ценятся растения с причудливо изгибающимися ветвями, сакуру (разновидность вишни), особенно в период цветения. Дикий вьющийся виноград и деревья клена, украшающие сад ярко-красными резными листьями осенью, тоже в почете.

Небольшие хвойные деревья и всевозможные хризантемы тоже есть в «саду камней», своей ухоженностью и порядком больше напоминающим ландшафтный дизайн. Все эти растения находят отражение в японском дизайне интерьера, например, рисунок или фото цветущей сакуры на фасаде шкафа-купе.

Представители Страны Восходящего Солнца приходят домой, чтобы отрешиться от рабочего ритма мегаполиса и медитировать. Они едят мало, но только качественные свежие морепродукты, много пьют чая, но делают это долго и неспешно. В каждом доме есть невысокий столик для чайных церемоний с сиденьями, подушками или лежанками прямо на полу, как на некоторых фото.

Светлый дизайн в японском стиле

Интерьер в японском стиле

Низкая мебель и ее почти полное отсутствие – издержки образа жизни на островах, которые часто сотрясает стихия. Низкие диваны и кровать, нередко ее нет вообще, только высокий матрас на подиуме, в нише или прямо на полу. Тут принято спать и сидеть на жесткой поверхности.

Перегородки из геометрических решеток с тканями или рисовой бумагой – замена традиционных стен. Японцы могут их легко переместить для реорганизации жилого пространства, например, к приходу гостей, в результате получится 2 дополнительные спальни или еще одна столовая для чайной церемонии.

В японском дизайне нет места хаосу, излишествам и ненужному хламу. Соблюдается четкая геометрия в расстановке компактной «мебели аскета», необычной для нас формы. Во время чаепития и по завершении церемонии японец уходит в себя, размышляет и медитирует. Сосредоточенности может способствовать изображение с традиционным японским пейзажем.

Японский стиль в интерьере

Жители этой страны никогда не развешивают много картин на одной стене, утверждая, что это равносильно одновременному прослушиванию музыки в разных стилях. В доме потомков самураев очень ценится коллекция холодного оружия, редкая посуда и произведения искусства. Иногда даже можно увидеть «музейный экспонат» – облачение самурая с доспехами за стеклянной витриной прямо в доме.

Искусство в далекой азиатской стране всегда было в цене, находя свое место в японском интерьере квартир и домов. Здесь стираются грани между бедностью и богатством, поскольку цунами в любой день может смыть дом в океан. А преданность работодателю и верность идеалам компании, усердие и трудолюбие могут привести любого японца к обеспеченной жизни. Тут в большой цене авторитетность имени и репутация, честь и долг, но знатное происхождение – в приоритете.

Из-за такой неоднородности общества по дому сложно определить, кто перед тобой, относительно бедный или скромно живущий богатый и знатный японец. Но традиционный уклад жизни азиатов находит отражение в оригинальном интерьере, где сложно отделить архаику от высоких технологий. В нашей подаче дорогой дом в японском стиле выглядит одновременно просто и роскошно, но вынести из него особо нечего.

Ванная комната в японском стиле

Яркая спальня в японском стиле

Характерная отделка в подражание японской стилизации

Пол

Дома японцы ходят босиком, поэтому ценится комфортный теплый пол. Не обязательно используется современная опция с подогревом, просто натуральное дерево и коврики типа татами. В нашей интерпретации дизайна квартиры в японском стиле – имитация натуральной древесины. Используйте паркетную доску и ламинат светлых оттенков или темный, но с выразительным фактурным рисунком дорогой древесины.

Стены

В современной стилизации многое традиционное утрачено, например, 2 типа стен – внешние (капитальные) и внутренние (перегородки). Геометрические конструкции в виде секционных решеток, затянутых легкой тканью или плотной рисовой бумагой – такого решения нет ни в одной другой стилистике. Современный должен это все учитывать.

Японский стиль в интерьере

Дизайн комнаты в японском стиле

Потолки

Азиатский этно стиль необычен во всех своих проявлениях, включая оформление потолка. Это деревянные балки, которые в современной стилизации применяются как перемычки для подвесных потолков и конструкций под оригинальное освещение. Будут уместны многоуровневые потолки с матовым натяжным полотном.

Сантехника

Те же плавные линии и лаконичные формы, четкая геометрия и округлые чаши. Это деревянная ванна необычной формы – «долбленка» из цельного куска большого дерева и овальный умывальник. Отражая японский стиль в интерьере своей квартиры, можно ограничиться деревянным подиумом под ванну и столешницей под раковину. Душ минималистичный в прямом смысле слова, в полу за стеклянной перегородкой только отверстие для воды, в стене – кран, под потолком – рассекатель струи.

Необычный дизайн комнаты в японском стиле

Большая красивая комната в японском стиле

Цвет

Основная палитра – натуральная, спокойная, природная, особенно в отделке стен. Оттенки отражают природные материалы:

  • красный – оттенки осенней листвы и восходящего солнца, без кислотных и неестественных полутонов;
  • черный и темно-коричневый цвет типичен для японской палитры, но только в виде линейных контрастов;
  • белый, молочный, песочный и светлый бежевый тона – основа дизайна стен;
  • бледные оттенки серого и голубого цвета, подобно туману и морской гальке на берегу, тоже распространены в японском интерьере;
  • розовый и все оттенки цветов сакуры используются в декоре, но не как основной фон (современная спальня – исключение);
  • натуральная зелень тоже приветствуется в декоре.

Интересно. Зеленая палитра имеет свои названия для каждого оттенка. Японский школьник может назвать до 57 оттенков зеленого – «сосновая хвоя», «мох», «молодые побеги бамбука», «лайм», «весенние листочки сакуры» и пр. На каждый из них есть свой иероглиф, которые дети изучают на уроках изобразительного искусства. Поэтому к выбору оттенка стоит подойти ответственно, отдавая преимущество натуральной гамме.

Японский стиль в интерьере комнаты

Дизайн комнаты в японском стиле

Дерево

Натуральная древесина приветствуется во всем – мебель, поверхность стен и потолков, даже сантехника. Большое значение в японском стиле дизайна интерьера придают очертаниям изделий из древесины:

  • простая геометрия;
  • изящество извилистых линий;
  • лаконичная изысканность форм.

Шторы

Изначально они не предполагались, поскольку японские окна имели раздвижную конструкцию с козырьком снаружи и не предполагали тюлевых занавесок внутри. Рулонные занавески из рисовой бумаги заменяли сложный оконный декор европейца. Экранированные полотна появились намного позже, и то, что мы называем «японским шторами», широко применялось в качестве межкомнатных перегородок.

Японский стиль в интерьере

Комната в желтых тонах в японском стиле

Современная японская штора – плоский тканевый экран на больших окнах с утяжелителем, вложенным в нижнюю складку полотнища. Они перемещаются в стороны посредством специального карниза для японских штор, преимущественно на электроприводе с ДУ, что очень удобно. Ткань можно выбрать произвольно, важно, чтобы она пропускала свет, мягкий, неяркий, что очень ценится в традиционном японском доме. Расцветка должна подчеркивать характерные черты стилистики:

  • нарядные гейши с веерами;
  • иероглифы;
  • экзотические птицы;
  • ростки бамбука;
  • веточка сакуры;
  • небрежные зарисовки традиционных пейзажей.

Японский стиль в интерьере

Красивая спальня в японском стиле

Декор и аксессуары

Типично японский стиль в интерьере можно подчеркнуть одними «японскими акцентами», если это простая стилизация или подражание, в ванной, спальне или гостиной. Подобрав подходящий керамогранит для облицовки ванной, можно выложить панно с картиной в центре комнаты. Гостиную и спальню украсит традиционная икебана или цветущая орхидея. Иероглифы, экранные шторы, картинки в рамках декора в японском стиле легко сделать своими руками. Посуду для суши и чайной церемонии можно купить в любом супермаркете или специализированных интернет-магазинах.

Японский стиль в интерьере гостиной

Темный интерьере комнаты в японском стиле

Светлый дизайн комнаты в японском стиле

Осветительные приборы

Традиционный светильник округлой формы из рисовой бумаги у нас не практикуют, но всегда можно найти в продаже изделие из матового стекла в виде бра или торшера. Возможно, из-за зоны землетрясений японцы не пользуются объемными потолочными люстрами, поэтому лучше ограничиться оригинальной подсветкой потолка и локальным освещением.

Японский минимализм в интерьере неподражаем, но в нем есть своя прелесть, поэтому у него так много приверженцев. Множество примеров лаконичного дизайна разработано специалистами, которые предлагаем использовать в своем доме. Некоторые удачные примеры – в нашей фотогалерее.

Видео: Японский стиль в дизайне интерьера

Дом мечты - минимализм, дети и интерьер в японском стиле August 30th, 2015

Это пост про дом, в который я просто влюбилась. Конечно, вы мне скажете, что в наших условиях такое сделать нереально, и поддерживать такой порядок с детьми невозможно, и что они там просто прибрались перед приходом фотографа:) Но это неважно. Такие дома существуют для того, чтобы ими восхищаться и вдохновляться! Я буду рада, если хотя бы у одного из моих читателей эти фото вызовут такие же эмоции и стремление сотворить дома красоту. Я скомпилировала две статьи из разных источников в один пост, надеюсь, получилось гармонично. Источники указаны в конце поста. Один из них - сайт по теме интерьера и дизайна, поэтому там приводилось много названий фирм и марок, отвечающих за ремонт и дизайн; я позволила себе опустить часть из них, потому что для наших читателей это все равно не очень актуально.

Нью-Йоркский архитектор Такааки Кавабата и его жена, дизайнер Кристина Кавабата, превратили бревенчатый дом 1960х годов в потрясающее пространство с открытой планировкой, в архитектуру которого "встроены" семейное единение и жизнь без излишеств. Поразительно то, что это не просто жилой дом, а дом для семьи с двумя маленькими детьми!

Такааки и Кристина верят, что эстетика ультра-минимализма и маленькие дети совместимы, а открытое пространство с минимумом игрушек и вещей - залог домашнего уюта. Приходя к ним в дом, люди бывают шокированы тем, как они живут и растят детей - без игрушек и разбросанного повсюду хлама. Кавабата смеется, что их называют тибетскими монахами.


Им пришлось выбросить половину своих вещей, когда они переехали в этот дом. Они объясняют свою философию так: мы любим то, что имеем, и стараемся не тратить впустую; всё остальное можно поменять.


Перед семьей Кавабата стояла задача перебраться из Уильямсбурга (Бруклин), где их арендная плата выросла в 4 раза за два года, в сельскую местность в пределах досягаемости для ежедневных поездок на Манхэттен.

На первый взгляд, срубовой дом в 100 кв.м. выглядел настолько ужасно, что риелтор извинился перед Такой, что отнял его время. Прежде чем сесть на поезд до дома, Така позвонил Кристине, сказать что ничего не удалось. Но к тому моменту, как его поезд достиг Нью-Йорка, и он успел взглянуть на планировку дома, он перезвонил, чтобы сообщить, что они нашли то, что искали.

Образцом для дизайна послужили японские общинные дома из одной комнаты - минка - которые строили в 17 веке. Така, архитектор в третьем поколении, вырос в таком доме в одну комнату на острове Исикава. Он вспоминает, что там не было отопления, поэтому когда мать готовила еду, бабушка вязала у огня, и все члены семьи были всегда в одной комнате.

Дом расположен на 2,5 акрах земли в лесу и был построен в 1960х как срубовой дом. Така решил заменить срубы панелями из черного кедра, в стиле традиционных японских деревенских домов. Изначально он намеревался использовать shou sugi ban, жженое дерево, но не нашел правильного кедра и вместо этого использовал морилку. Процесс перестройки проходил не без проблем: Така нанял и уволил двух подрядчиков, которые не укладывались в сроки и не удовлетворяли его вкусу. В итоге он сам делал большую часть работы по выходным, с помощью семьи и друзей - "мой отец приехал из Японии, чтобы помогать мне крепить сайдинг, а моя мать помогала чинить каминную трубу, мы разбили лагерь на территории, а соседи приносили нам обеды". Дом стоил 335 тыс. долл., а ремонт вышел в 50 тыс. долл. и занял год.

На фото сверху: дети (Тодзаи, 6 лет, и Акари, 3 года) играют на скамьях и стульях, сделанных их родителями из остатков дерева. Как и все дети, они привлекают внимание взрослых танцами, песнями, показывают свои рисунки. "Дети всегда удивляют и восхищают нас," - говорит Кристина. "Когда нет стен, всегда есть общение," - добавляет Такааки.


Для создания открытой планировки пришлось убрать много стен и консультироваться с инженером, чтобы убедиться, что это осуществимо и допустимо. Основной этаж занимает 102 кв.м., а спальный - 18,5 кв.м.

Интерьер состоял из кучи маленьких, темных комнат, никак не связанных с внешним миром. Така исправил ситуацию, сделав в крыше с северной стороны окно 6 на 2 метра, плюс ряд окон на южной стороне. Он спланировал размещение окон с учетом того, как перемещается солнечный свет в течение дня.

Така и Кристина сконструировали обеденный стол с видом на горы. Чтобы придать дому цельный вид, они покрасили в черный цвет старые дубовые и кленовые полы.


В гостиной - минималистичный камин со сланцевым очагом в отдельно стоящей стене. Всю мебель легко передвигать, и пара часто меняет расстановку.

Окно в крыше, хребет дома, - это коммерческая модель, сделанная A.I.A. Industries. Ее доставили в трех частях, и Така нанял местных профессионалов, чтобы установить ее, но прежде чем работы начались, он сам поднялся на крышу с командой, чтобы проверить все детали. Открытые балки такого типа, он говорит, привычны для японских домов: "это самый дешевый способ стабилизировать конструкцию крыши, мне нравится идея подчеркивания простой конструкции".

Така и Кристина выбрали жизнь в доме, где каждый объект на виду и тщательно выбран. На этом шкафчике выставлены некоторые из их любимых вещей.

Кухня находится в дальнем конце комнаты (а холодильник и плита спрятаны за стеной). Така собирал раковину в спешке, прежде чем семья въедет в дом, из частей, купленных в Home Depot (крупнейший ритейлер инструментов для ремонта и стройматериалов - прим.перев.). Он использовал покрашенные в серый цвет металлические ножки, большую раковину из нержавейки, которая у них уже была, и столешницу из клееной фанеры, покрашенной в два слоя морилкой под грецкий орех. Стальная лестница, сделанная соседской фирмой по дизайну Таки, ведет на второй этаж, где Така и Кристина спят.

Промышленные металлические полки хранят все самое необходимое для кухни (больше кухонных припасов хранится за стеной). Чикагский кран - "самый утилитарный выбор", говорит Така. "Архитекторы любят его за цену и функциональность".

Металлическая ширма, обмотанная струнами, отделяет угол жилого пространства под комбинацию детской игровой/спальни, шкаф и художественную галерею. "Мы думали о ширмах сёдзи, но они слишком хрупкие для дома с маленькими детьми," - говорит Така. - "В конечном счете, мы, возможно, сделаем бумажные вставки".

Вся семья вешает свою одежду на металлическую штангу (маленький чердак на втором этаже очень удобен для хранения внесезонной одежды и детских постельных принадлежностей). Исходный потолок деревянного дома оставлен не заделанным в этой части комнаты.

Детям разрешается устраивать бардак на отведенной для них территории - их спальне - но перед сном они все убирают. Каждый раз, когда они берут свои игрушки, они должны положить их в корзину, прежде чем взять другие. Если они хорошо себя вели друг с другом и в школе, они могут попросить поменять используемые игрушки на другие, те что хранятся в подвале. Недавно Тодзаи, ученик первого класса, начал осознавать, что не все живут вот так. Родители вышли из ситуации, повторяя семейную мантру: со сколькими игрушками ты можешь играть одновременно? Пока что это срабатывает.

Дети Таки выбрали изображения из книг по искусству для развешивания в галерее. "Они показали мне, что им нравится, я отсканировал страницы и распечатал их. Мы используем металлические зажимы и кнопки".

Каждый вечер, Така и Кристина спускают свернутые футоны детей и постельное белье со спального этажа, и дети сами расстилают свои постели; по утрам, они сворачивают свои постели, чтобы убрать их.

"Мы сделали ширму из белых нейлоновых струн," - рассказывает Така. - "Кристина наматывала и наматывала их на раму".

Така и Кристина спят на втором этаже на футоне с восточной стороны. На втором этаже, как во всем доме, на окне нет штор - "вот в чем прелесть жизни на севере штата, никто не подглядывает," - говорит Така. - "Примерно в 5.30 утра солнце начинает светить в окно, и мы просыпаемся. Это прекрасный мягкий свет. Очень тихо, потому что дети еще спят, мы обожаем это время". Прикроватных светильников тоже нет. "Если мы хотим почитать, мы приносим с собой лампу и включаем ее в розетку. Еще мы используем наши лэптопы". У них нет телевизора, но они смотрят фильмы и мультики на своих компьютерах.

6-метровая отдельно стоящая стена позади кухни скрывает ванную (в отсутствие двери, ее заменяет занавеска, а установка раздвижной двери - один из пунктов в списке задач Таки.

Душ выложен серой перламутровой итальянской плиткой. Пометки на потолочных балках обнаружились во время реконструкции, и Таке понравилась эта деталь.

Така и Кристина спроектировали подвесную сушилку для полотенец.

Вторая сушилка для полотенец прислоняется к стене. Мобиль в стиле Колдера из картона и проволоки - результат совместного труда Таки и детей.

Офис Кристины располагается в полуподвале с окнами в сад. У нее своя компания по интерьерному дизайну, "Такатина", и она работает из дома. Стол сделан из полой двери - "самое дешевое, что вы можете найти в Home Depot" - и металлических ножек от козел для пилки дров. Стул - MR Chair от Knoll - был бОльшим транжирством ($1200).

Жизнь в доме из одной комнаты идеальна сейчас, пока дети маленькие, но семья планирует расширить строительство в будущем - построить еще один дом площадью 140 кв.м., соединенный со старым домом открытым переходом.