Загрязнение Мирового океана - одна из самых острых экологических проблем современности. Источники, причины, последствия и пути решения проблемы

Подвод и слив воды

Мировой океан-хранилище огромного количества полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии и её носителей, первичного сырья для химической и фармацевтической промышленности. Знания о ресурсах мирового океана показывают, что этот потенциал во многих отношениях сможет со временем заменить истощающиеся запасы ресурсов суши. Таким образом, дальнейшее исследование и освоение мирового океана способны существенно повлиять на состояние и перспективы решения ряда глобальных проблем.

Безусловно освоение Мирового океана связано с рядом проблем, для решения которых создаются специальные программы (как в рамках одного государства, так и международные. Вот основные цели и задачи подобных программ:
Комплексное решение проблемы изучения Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности стран.

  • исследование природной среды Мирового океана и происходящих в нем ключевых процессов;
  • -фундаментальные исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы, в том числе, глобального характера (парниковый эффект, энерго- и массообмен, биогеохимический цикл углерод-кислород и др.);
  • -исследование природной среды и ресурсного потенциала континентальных шельфов,
  • -изучение и мониторинг состояния Мирового океана и гидрометеорологической обстановки в прилегающих морях с целью обеспечения хозяйственной и оборонной деятельности стран;
  • -изучение динамики экосистем, морских биологических ресурсов и выявление новых районов промысла морепродуктов на основе оценки биопродуктивности различных акваторий Мирового океана, развитие марикультуры;
  • -исследование строения и развития земной коры дна морей и океанов, прогноз и оценка минеральных ресурсов Мирового океана;
  • -навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение выполнения оборонных и народнохозяйственных задач;
  • -исследование природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций в морских акваториях и прибрежных районах (землетрясений, цунами, пожаров, наводнений, извержений вулканов, разливов нефти и т.д.);
  • -обеспечение технических возможностей проведения глубоководного бурения, создание технологий глубоководных, шельфовых и придонных работ и материалов для работы в экстремальных условиях;
  • -создание средств и развитие методов обработки геофизической информации в реальном масштабе времени;
  • -создание современных приборов и методов изучения Мирового океана и дистанционного измерения его основных параметров, в том числе со спутников и космических станций, для проведения исследовательских, прикладных и хозяйственных работ;
  • -создание современного навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования для обеспечения безопасности морской деятельности;
  • -формирование условий для минимизации последствий стихийных бедствий типа цунами, штормовых нагонов, моретрясений, извержений подводных вулканов и других.
  • -мониторинг состояния и загрязнения Мирового океана, в особенности, в прибрежных водах и подготовка соответствующих рекомендаций.

Суть проблемы мирового океана

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана - это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном). Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.

Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей как неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), так и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно-активные вещества, пестициды и тому подобное).

Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый пены.

Интенсивная деятельность человека привела к тому, что Балтийское, Северное и Ирландское моря сильно загрязнены стоками моющих средств. Воды Балтийского и Северного морей таят в себе и иную опасность. В 1945 - 1947 годах английским, американским, а также советским командованием в них было затоплено около 300 тысяч тонн трофейных и собственных боеприпасов с отравляющими веществами (ипритом, фосгеном, адамситом). Операции по затоплению проводились в большой спешке и с серьезными нарушениями норм экологической безопасности. Корпусы химических боеприпасов под воздействием к сегодняшнему дню сильно разрушились, что чревато тяжелыми последствиями.

Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий.

Безотходная технология развивается в нескольких направлениях:

Создание бессточных технологических систем и водооборотных циклов на базе существующих внедренных и перспективных способов очистки сточных вод.

Разработка и внедрение систем утилизации отходов производства и потребления их как вторичный материальный ресурс, что исключает их попадение в водную среду.

Создание и внедрение принципиально новых процессов получения традиционных видов продукции, которые позволяют исключить или сократить технологические стадии, дающие основное количество жидких отходов загрязнителей.

Наиболее массовыми веществами, загрязняющими водоемы, являются нефть и производные от нее продукты. Нефтяное загрязнение океана опасно из-за того, что на поверхности воды образуется тонкая нефтяная гидрофобная пленка, препятствующая свободному газообмену с атмосферой, что резко сказывается на океанской флоре и фауне.

Судоходство - древнейшая отрасль транспорта, связывавшая континенты и культуры еще в самом далеком прошлом. Но только второй половине нашего века оно приняло современные грандиозные масштабы. Тоннаж морского флота с 1950 по 1980 года увеличился в 6 раз. Научно-техническая революция стремительно изменила тоннаж судов, особенно танкеров: если в1970 году средний тоннаж танкера составлял 42 тысячи тонн, то уже в 1980 году - 96 тысяч тонн, при этом половина тоннажа танкерного флота мира уже приходилась на супертанкеры (более 200 тысяч тонн)

Правда, вначале 80-х годов выявилась резкая избыточность флота развитых стран, особенно супертанкеров. Тем не менее, эпоха супертанкеров и крупных танкеров и рудовозов выдвинула на первый план порты с большими глубинами подходов, вызвала концентрацию грузопотоков нефти и руды.

Экологические проблемы Мирового океана обуславливаются и «нагрузкой» на прибрежные районы, и непосредственно - на экосистемы морей. «Сдвигом к морю» называют глобальный процесс притяжения к морским берегам самой разнообразной экономической деятельности, а значит - и населения.

В прибрежных районах сложились мощные портово-промышленные комплексы. За последние 40 лет доля приморских районов населения Земли увеличилась с 30 - 35 до 40 - 45 %

Океан рассматривается как даровая свалка отходов - антропогенный «сток» уже стал гораздо больше природного: по свинцу его доля 92 %, по нефти - больше 90 %, по ртути - 70 %. Только нефтяное загрязнение Мирового океана оценивается от 3 до 15 миллионов тонн в год, причем большая часть его падает на загрязнение с суши (вынос реками) - больше

Большую опасность для открытого океана представляют катастрофы танкеров и еще большую - атомных подводных лодок. Особо опасным стало Средиземное море, через которое проходит грузопоток в 250 миллионов тонн нефти, хотя площадь всего бассейна - только 1 % Мирового океана.

Все это говорит о нарастающей конфликтности использования Мирового океана - развитие добывающей промышленности на шельфе и широкий сброс промышленных отходов в океан подрывают условия для традиционных отраслей рыболовства и рекреации. К тому же и сами отдыхающие на побережье ухудшают экологическую ситуацию.

Особо опасно воздействие на Мировой океан военных конфликтов. «Война в Заливе» привела к тому, что почти 2/3 западного побережья Персидского залива было покрыто слоем нефти и погибло огромное количество морских животных и птиц. Окружающая среда подверглась беспрецедентному за всю историю человечества загрязнению.

Более неясные проблемы могут возникнуть вследствие потепления климата Земли. В настоящее время идет незаметное повышение уровня океана до 1,5 - 2 метров, что приводит к затоплению «маршей» (зон высокой биологической продуктивности, гнездовий птиц и так далее), приносит серьезный ущерб хозяйству многих стран.

Кроме химического и нефтяного загрязнения, существует еще один вид загрязнений, особенно опасный для океана, - радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов. Загрязнение морей и океанов радиоактивными отходами является одной из важнейших проблем современности.

За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.

На всех этапах развития человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. Хорошо известен его вклад в стабилизацию климата, круговорот веществ, обеспечение кислородом, поддержание биоразнообразия. В полной мере это относится и к нашему времени, когда значительно увеличилось использование биологических и началось использование минеральных ресурсов Мирового океана. Однако взаимодействие человека с океанической средой (кстати, существенно отличающееся от взаимодействия общества и природы на суше) ныне достигло таких масштабов, что ученые стали называть Мировой океан уже не просто единой природной, а природно-хозяйственной системой. В самом деле, вмешательство человека в XX в. охватило практически уже всю его акваторию. Но этот тезис нуждается в уточнении.

Некоторые проблемы Мирового океана действительно связаны со всей его огромной акваторией. Достаточно напомнить об основных трассах мирового морского флота или о нефтяном загрязнении даже удаленных от суши частей океана. И тем не менее большинство таких проблем относится все же к тем пространствам, которые С. Б. Шлихтер назвал акватерриториальными зонами, или контактными зонами на границе моря и суши. Можно сказать, что каждая такая зона состоит из трех взаимосвязанных между собой частей. Во-первых, это акваториальная зона, т. е. собственно океаническая, морская зона, прилегающая к суше, минеральные, биологические, энергетические, рекреационные ресурсы которой уже широко используют. Во-вторых, это береговая линия Мирового океана, образующая непосредственную границу между ним и сушей, которая имеет общую протяженность в 450 тыс. км и пока освоена с разной степенью интенсивности. В-третьих, это прибрежная (приморская, приокеаническая) зона, значение которой во второй половине XX в. заметно возросло вследствие уже не раз упоминавшегося сдвига к морю и населения, и его хозяйственной деятельности.

Конечно, не на всем протяжении береговой линии океана, но все-таки уже во многих ее частях в пределах контактной зоны «море – суша» образовались, по С. Б. Шлихтеру, акватерриториальные хозяйственные комплексы. Именно в их пределах и возникает большинство конфликтных ситуаций, связанных с одновременным развитием расселения, промышленности, транспорта, торговли, сельского хозяйства, рекреации, непроизводственной сферы. Именно здесь проявляется особенно острое соперничество ТНК и разных военно-политических и экономических союзов и группировок.



Как это ни странно, но в целом глобальная проблема Мирового океана, несмотря на многочисленность публикаций, пока не нашла в литературе достаточно четкой интерпретации. Хотя эта проблема весьма многопланова, все же представляется, что главных аспектов у нее три – экономический, расселенческий и экологический.

Экономический аспект непосредственно связан с формированием морского всемирного хозяйства. Это понятие пока не стало общеупотребительным и поэтому нуждается в разъяснении.

Рис. 154. Структура морского хозяйства

Морское всемирное хозяйство – это часть всемирного (мирового) хозяйства, выделившаяся в относительно самостоятельную экономическую категорию в результате развития производительных сил общества, территориального разделения труда, интернационализации и глобализации мировой экономики. Оно представляет собой совокупность морских национальных хозяйств и разнообразных, технологически в разной степени связанных между собой отраслей материального и нематериального производства, объединенных общим предметом труда – использованием ресурсов Мирового океана. Морское всемирное хозяйство отличается высокой капиталоемкостью, значительной степенью риска, большой зависимостью от стихии, что также обусловливает неодинаковость развития его составных частей.

О стоимостных параметрах морского всемирного хозяйства можно судить по следующим показателям, относящимся к началу 90-х гг. XX в. Общая стоимость продукции морехозяйства оценивалась тогда в 400 млрд долл., в том числе подводной добычи нефти и газа – в 200, продукции мирового транспорта – в 100, рыбного хозяйства – в 50 и морского туризма – в 40 млрд долл. По некоторым оценкам, эта цифра затем возросла до 600 млрд долл. и в перспективе, видимо, увеличится еще более.

Несколько лучше разработан вопрос о структуре морского хозяйства (морехозяйства), которую можно представить в виде достаточно наглядной схемы (рис. 154). О соотношении главных его составных частей можно судить по приведенным выше стоимостным показателям. Разумеется, в отдельных странах они сочетаются по-разному – в зависимости от особенностей природно-ресурсного потенциала и уровня экономического развития этих стран. Но в типологическом плане они находят выражение в формировании зон нефтегазодобычи на шельфе, рыболовных зон, портово-промышленных комплексов (ППК), свободных экономических зон, рекреационных зон и др. Все эти виды морехозяйственной деятельности сочетают в себе акваториальные и береговые производственные образования.

В последнее время появились также разработки в области морской инфраструктуры. Кней относят объекты морского хозяйства, обеспечивающие добычу нефти и природного газа, добычу твердых полезных ископаемых, морскую химическую промышленность, морское торговое и пассажирское судоходство, морскую рыбную промышленность, морские туризм, отдых и рекреацию. К этому перечню можно добавить и инфраструктуру навигационно-гидрографического обеспечения морехозяйственной деятельности.

Активная морехозяйственная деятельность уже сама по себе становится первопричиной возникновения многих сложных проблем, которые можно рассматривать на страновом, региональном и даже глобальном уровнях. Что же касается последнего из этих уровней, то в этом случае они служат прямым отражением глобальных энергетической, сырьевой, продовольственной проблем, одним из путей решения которых и стало привлечение ресурсов Мирового океана. Выше уже было отмечено, что морские месторождения нефти и природного газа дают примерно 30 % всей мировой добычи этих видов топлива. Но в не столь отдаленной перспективе эта доля возможно возрастет сначала до 2/5, а затем и до 1/2.

Расселенческий аспект глобальной проблемы Мирового океана также представляет большой интерес для географического изучения. Об этом свидетельствуют хотя бы следующие количественные показатели. В 100-километровой прибрежной зоне Мирового океана ныне проживают более 2 млрд человек, в том числе огромное число горожан; и это не говоря уже о многих десятках миллионов людей, ежегодно заполняющих приморские пляжи. Все они тесно связаны с океаном своей хозяйственной или рекреационной деятельностью. К этому можно добавить и само «население океана» – те 2–3 млн человек, которые единовременно находятся в самих океанических акваториях. Все они либо занимаются производственной деятельностью в океане (ловом рыбы и другими морскими промыслами, добычей полезных ископаемых, обслуживанием морских судов), либо являются пассажирами таких судов.

На протяжении последних десятилетий приморское население постоянно возрастает, что во многом связано и с тем сдвигом к морю, который стал характерен для ряда районов планеты. Одновременно растет и уровень приморской урбанизации, увеличивается число приморских городов-«миллионеров».

Рассматривая географические закономерности образования приморских и приокеанских сгустков населения, Б. С. Хорев обратил внимание на их территориальную связь с теплыми океаническими течениями. В самом деле, крупные очаги расселения людей в Западной Европе и Северной Америке образовались как раз в тех местах, где близко проходит теплый Гольфстрим. Так же влияет теплое течение Куросио на Японию, а Северо-Тихоокеанское течение – на западное побережье США и Канады. С другой стороны, там, где у берегов Африки проходят холодные Канарское и Бенгельское, у западных берегов Южной Америки Перуанское, а у западных и восточных берегов Северной Америки соответственно Калифорнийское и Лабрадорское течения, на прилегающих территориях суши их сопровождает настоящая демографическая пустыня.

Экологический (природоохранный) аспект глобальной проблемы Мирового океана следует рассматривать как своего рода отражение все усиливающейся производственной деятельности населения. К сожалению, эта деятельность далеко не всегда учитывает особенности экологической системы Мирового океана, особую динамичность океанической среды, в результате чего антропогенная нагрузка оказывает на нее не только локальное, но и глобальное негативное воздействие. В данном случае сказываются не только такие объективные причины, как недостаточное познание человеком некоторых законов природы, но и такие субъективные, как разного рода ошибки в проектировании и строительстве сооружений и судов, недостатки в их эксплуатации, техногенные аварии и др.

В результате нефтяного загрязнения, металлизации, химизации океанической среды «здоровью» океана нанесен уже большой ущерб. По мнению авторитетных американских специалистов, люди сами подтолкнули Мировой океан к опасной черте – к пределу его естественных возможностей, а в некоторых случаях вывели его и за эти пределы. Вот почему проблемы рационального океанического природопользования ныне привлекают внимание во всем мире.

В соответствии с принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. «Повесткой дня на XXI век» 1998 г. был объявлен ООН Международным годом Мирового океана. Эта акция рассматривалась как предоставление уникальной возможности привлечения внимания к важной роли океана и прибрежной среды, а также придания большей политической актуальности вопросам, связанным с океаном, включая их социально-экономические аспекты. Летом 1998 г. в столице Португалии Лиссабоне была организована специализированная выставка ЭКСПО-98 на тему «Мировой океан. Наследие для будущего». Можно добавить, что ныне изучением Мирового океана занимаются сотни национальных и международных организаций, экипажи сотен научно-исследовательских и других судов, а также береговые, ледовые, подводные и космические лаборатории.

Россия принимает участие во многих из этих международных программ. Кроме того, в стране разработана Федеральная целевая программа «Мировой океан», которую намечают осуществить в три этапа до 2015 г. Эта программа должна способствовать восстановлению прежних позиций России в Мировом океане.


Кто услышал раковины пенье,
Бросит берег и уйдет в туман;
Даст ему покой и вдохновенье Окруженный ветром океан...
Э. Г. Багрицкий

Неизгладимое впечатление производит океан на человека, впервые очутившегося в его бескрайних просторах. Каким бы смирным и безобидным он ни казался в
редкие дни затишья, чувствуешь себя совершенно беспомощным перед его скрытой сокрушительной мощью. Когда же поднимается ветер, океан встает на дыбы, по нему горами идут волны, в слепой ярости стремящиеся поглотить в своей пучине всех, кто вторгся в его пределы.

Мировой океан покрывает 71 % поверхности Земли, а объем его водных масс в 18 раз превышает расположенный выше уровня моря объем материков. В нем можно «утопить» всю массу континентов, и при этом над самой высокой горой Джомолунгмой в Гималаях будет слой воды толщиной 2 километра. Не удивительно, поэтому, что океан наряду с космосом оказывает решающее влияние на жизнь нашей планеты, а использование колоссальных богатств его глубин и дна имеет важнейшее значение для жизни человечества.

В большей мере испытывали на себе влияние океана люди, живущие на побережье. Испокон векон они смутно чувствовали, что подвижная масса океанических вод, подчиненная ритму небесных светил, является источником всякой жизни и тесно связана с их происхождением. Океан бороздили торговые, рыболовные и военные суда. Его воспевали поэты, но окруженный легендами, овеянный тайнами и романтикой приключений, он оставался для большинства людей стихией, далекой от повседневной жизни.

Коренной пересмотр сложившегося отношения к океану следует отнести к середине 60-х годов. В этот период в ряде промышленно развитых стран начинают разрабатываться планы и программы широкого освоения океана, создаются научно-исследовательские организации, занимающиеся изучением возможностей рационального использования его ресурсов, созданием новых технических средств для проникновения в его глубины.

В чем же причина растущего интереса человечества к океану?

Обращение к океану вызвано необходимостью освоения его ресурсов ради удовлетворения растущих потребностей человека.

По статистическим данным ООН население нашей планеты ежегодно увеличивается на 1,72 %, т. е. примерно на 77 миллионов человек. В 1982 году на Земле проживало 4,6 миллиарда человек, а к 2000 году по подсчетам демографов эта цифра возрастет до 6,1 миллиарда. Растет в связи с этим и потребление продовольствия.
Более того, по мере улучшения материального благосостояния потребителей растут и требования к качеству продовольствия, а это требует дополнительных пищевых ресурсов.

В то время как промышленно развитые страны потребляют все более высококачественные продукты питания, имея даже некоторые пищевые излишки, рацион жителей слаборазвитых стран хронически страдает от недостатка белка. По свидетельству ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) на Земле недоедает половина населения. Степень недоедания зависит от классовой принадлежности жителей той или иной страны, а также от климатических и географических условий.

Идеальным выходом из создавшегося положения было бы равномерное и справедливое распределение продуктов питания между всеми людьми. Однако при наличии стран с различным государственным строем, частной собственности на средства производства, религиозных пережитков и эксплуатации человека человеком подобный выход является пока несбыточной мечтой.

Правительства многих стран прилагают большие усилия для того, чтобы увеличить объем производства продуктов питания. Но не всегда это возможно. Здесь сказываются и неблагоприятные природно-климатические факторы, и недостаточная техническая оснащенность сельского хозяйства, и, наконец, существующие социальные условия. Не следует забывать и о том, что три четверти пригодных для посевов площадей на Земле уже освоено, а часть используемых плодородных земель истощается из-за недостатка удобрений и несовершенной агротехники.

Большинство специалистов склоняется к выводу, что источник пополнения продовольственных ресурсов следует искать вне суши - в Мировом океане, биологические ресурсы которого человек использует лишь в малой степени.

Одной из стран, проводящих всесторонние научные рыбохозяйственные исследования в Мировом океане, улучшающих технику и технологию рационального использования природных ресурсов, является наша страна. Продовольственная дрограмма СССР, разработанная в соответствии с решением XXVI съезда КПСС и одобренная майским (1982 г.) Пленумом Центрального Комитета КПСС, в частности, определяет меры по увеличению добычи рыбы и морепродуктов, повышению производительности промысла и эффективности использования флота рыбной промышленности.

С давних времен люди селились на морских берегах. Не последнюю роль в этом играла сравнительная легкость добычи средств пропитания. В отлив не составляло большого труда достать оставшихся в углублениях рыб, зарывшихся в песок крабов, лежащих на дне моллюсков, набрать водорослей. С приобретением опыта постройки разнообразных плавучих средств, рыбаки все дальше и дальше уходили от берега. Вначале они занимались ловлей рыбы и ракообразных в лагунах и заливах, а затем и в открытом море. Об этом свидетельствуют наскальные изображения, рисунки и литературные-источники. Рыболовство параллельно с другими ремеслами развивалось в Древнем Риме, Древней Греции, Римской империи, в эпоху средневековья и Возрождения. Характерно, что используемые в прибрежном рыболовстве методы и орудия лова в своей основе не претерпели существенных изменений до наших дней. Так, еще полинезийцы два или три столетия назад для ловли хищных рыб опускали с кормы парусных пирог-катамаранов крючки из раковин, украшенные разноцветными перьями. Теперь же стальные крючки с блесной буксируются за моторным баркасом. Имеют свои прототипы и современные гарпун, сети и удочки.

Начиная с прошлого века с появлением более крупных и лучше оснащенных судов рыбаки уходили все дальше и дальше от береговых вод в манящие дали морей и океанов. Ведутся раздельно лов донной и пелагической (находящейся в толще воды) рыбы, совершенствуется китобойный промысел и охота на морского зверя (тюленей, моржей).

Особенно заметны успехи, достигнутые за последние десятилетия в океаническом рыболовстве. Рыбакам уже не приходится искать рыбные косяки, основываясь только на передаваемых из поколения в поколение приметах или личном опыте. Достижения многих наук, связанных с изучением океанских течений, рельефа дна, характера грунта и направлений ветров, позволяют все более точно прогнозировать вероятные пути миграций косяков рыбы, места ее скоплений. Точные сведения о местоположении и величине рыбных косяков дают гидроакустические рыбопоисковые приборы на борту промысловых судов, используется информация с самолетов промысловой разведки и искусственных спутников Земли.

С расширением зон океанического рыболовства увеличивается водоизмещение и совершенствуется энерговооруженность судов флота рыбной промышленности, хотя три основных орудия лова - крючок, острога и сеть, известные еще в глубокой древности, в том или ином виде дошли до наших дней.

В современном морском и океаническом промысле сеть используется преимущественно в двух вариантах: в виде трала и кошелькового невода. Остальные сетные снасти имеют второстепенное значение.

Ведущую роль играет траловый лов. Этому способствует его активность и универсальность, позволяющие производить лов у дна и в толще воды, с больших и малых судов, плотных косяков и разреженных скоплений рыбы.

Трал, представляющий собой огромный конусообразный мешок, буксируется за судном с помощью стальных тросов (ваеров). При его движении горизонтальное раскрытие устья (передней широкой части трала) создается с помощью специальных траловых досок; вертикальное раскрытие происходит благодаря прикреплению к верхней части (подборе) специальных поплавков (кух-тылей), а к нижней - грузил.

Для развития современного тралового лова характерны три направления: донное, пелагическое и глубоководное. К I960 году основным видом тралового лова был донный, на глубинах до 200-300 метров. Несколько позже наряду с донным стал интенсивно развиваться пелагический траловый лов. Это было связано с необходимостью освоения новых промысловых районов открытого океана из-за введения многими странами ограничений рыболовства в прибрежных зонах, а также совершенствованием и появлением новых технических средств, позволивших это сделать.

Пелагические тралы отличаются от донных значительно большими размерами, что объясняется не только ростом мощности судов, но и уменьшением сопротивления сетной части при тралении в связи с использованием более крупной ячеи -устьевой части трала.

Уменьшение запасов в традиционных промысловых районах (об этом еще будет сказано) обусловили рас-пространение тралового лова на больших глубинах (свыше 1000 метров).

Значительно возросли возможности гидроакустических поисковых приборов, позволяющих осуществлять прицельные траления рыбы благодаря оперативно-технической информации о местонахождении косяков, хода трала, его раскрытии, наполнении рыбой и др. Ведутся многообещающие работы по использованию средств гидроакустики для определения размерного и видового состава рыбных скоплений, что позволит более точно оценить состояние рыбных запасов того или иного района океана.

При пелагическом лове судно, обнаружив с помощью гидроакустической станции промысловый косяк рыбы, ложится на курс сближения. При прохождении над рыбой определяется глубина нахождения косяка, его протяженность и плотность. В зависимости от полученных данных производится постановка пелагического трала.

При облове рыбы, находящейся вблизи грунта, большое значение имеет оперативная информация о местах скоплений рыбы, получаемая от других судов, знание участка траления, а также наличие на борту поисковых приборов с высокой чувствительностью и большим масштабом индикации. В отличие от пелагического трала донный ориентируется относительно грунта.

Тралом облавливают треску, морского окуня, сельдь, ставриду, сардину, хека и других рыб.

Кошельковый невод существенно отличается от трала. Это гигантское сетное полотно длиной 1500 метров и более и высотой 250-300 метров. Им облавливают плотные косяки, находящиеся в верхних слоях воды. Чтобы невод занимал в воде строго вертикальное положение, к его верхней кромке прикрепляют поплавки, а к нижней, как и у трала, грузила.

Установив гидроакустический контакт с рыбным косяком, судно совершает вокруг него замет, окружая рыбу сетной стенкой. После этого торцевые концы кошелька постепенно приближают друг к другу, низ невода стягивается и рыба оказывается в огромном мешке, достигающем в диаметре 250 метров. Для выливки рыбы из кошелькового невода используются погружные рыбонасосы с электроприводом.

Кошельковый лов - один из самых производительных. Величина улова может составить до 300 тонн рыбы. Так ловят макрель, сельдь, сердинеллу, скумбрию, ставриду и других рыб. В связи с увеличением роли пелагических рыб в мировом рыболовстве, спросом на рыбную муку, кошельковому лову придается все большее значение, а техника его достаточно быстро совершенствуется.

Используется на промысле и рыболовный крючок. Он применяется в основном на морском перемете - ярусе. К тросу (его называют хребтиной) длиной от 100 километров и более крепят примерно через каждые 50 метров поводцы с крючками на конце. На крючки насаживается наживка - мелкая малоценная рыбка. Ярус удерживается на плаву при помощи буев. Постановка и выборка его производятся с небольших моторных судов - ботов. На ярус ведут промысел таких крупных океанских хищников, как тунец, марлин, акула, парусник, меч-рыба.

В промышленном рыболовстве используют и самую старинную крючковую снасть - удочку. Крючок с искусственной наживкой крепится к леске, а леска - к двум или более удилищам, чтобы облегчить вытаскивание из воды крупных рыб, вес которых может достигать нескольких десятков килограммов. Такие удочкй применяют рыбаки Японии с борта небольших судов для ловли тунцов.

С древних времен известно такое промысловое орудие, как острога. Она послужила прототипом современного китобойного гарпуна, которым выстреливают из специальной пушки, устанавливаемой на носу судна-китобойца. Из-за резкого сокращения числа китов китобойный промысел с середины XX века регулируется Международной конвенцией.

Сейчас используются и другие рыбопромысловые способы, ранее не известные людям. К ним относятся, например, добыча с помощью рыбонасоса в сочетании с электросветом. С борта судна в воду опускают люстру с ярким источником света, и как только косяки, например кильки, собираются в освещенной зоне, включается рыбонасос. Так добывают, кроме кильки, еще и сайру, ставриду.

Для ловли кальмаров на вертикальный ярус также используют электросвет. Хребтина такого яруса с прикрепленными к ней специальными кальмароловными крючками опускается с борта в воду, сматываясь с барабана лебедки. Пройдя освещенный участок воды, хребтина с поводцами вновь наматывается на барабан лебедки. Привлеченные ярким светом, кальмары бросаются на искусственную наживку, насаживаются на крючок и извлекаются из воды на палубу.

Для каждого из перечисленных способов или орудий лова строятся специальные суда. Траулеры работают с тралом, сейнеры - с кошельковым неводом, тунцелов-ные боты - с ярусом и т. д. Кроме того, суда могут специализироваться по объектам лова: китобойцы, краболовы, кальмароловы, тунцеловы и др. Существуют и универсальные суда, способные вести промысел не только различных морепродуктов, но и несколькими способами и орудиями.

Разнообразие судов очень велико, но главным отрядом в их составе являются крупнотоннажные добывающие суда - морозильные траулеры с кормовым тралением. Они не только ведут добычу рыбы, но и перерабатывают ее у себя на борту. Например, большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) имеет рыбный цех, где установлены машины для обезглавливания рыбы, потрошения, выработки филе и другой продукции; рыбомучную установку. Готовая продукция после глубокой заморозки может храниться в трюмах несколько месяцев. Рыбоперерабатывающие цехи на крупных добывающих судах по оснащению почти не уступают аналогичным береговым предприятиям.

В последние годы рыбопромысловый флот пополнился БМРТ типа «Горизонт», способным вести глубоководное траление рыбы донными и пелагическими тралами, производить на борту готовую продукцию в виде рыбных консервов, полуфабриката медицинского жира, мороженой рыбы, рыбной муки из отходов и другой продукции. Его длина 110,8 метра, ширина 17,3 метра, высота борта до главной палубы 8 метров, до верхней палубы 11 метров, эксплуатационная скорость 15 узлов.

В настоящее время большинство районов промысла находится на значительном удалении от портов базирования, нередко за тысячи миль. Чтобы не терять время на переходы для сдачи рыбопродукции, в море уходят целые группы судов - флотилии. В их составе не только рыбодобывающие суда, но и приемно-перерабатыва-ющие и транспортные.

Они принимают улов и переработанное рыбное сырье, снабжают суда топливом, продуктами питания, промысловым вооружением, пресной водой, т. е. всем тем, что требуется рыбакам, надолго оторванным от родных берегов.

Плавучие рыбоперерабатывающие базы, обладающие целым комплексом технологического оборудования для изготовления консервов, мороженой рыбы, рыбного филе, рыбной муки и прочих видов продукции, работают обычно с группой рефрижераторных траулеров среднего тоннажа и принимают от них сырье для переработки.

Использование подобных судов позволило не только увеличить выпуск и ассортимент консервов, пресервов и рыбопродукции в разделанном виде, но и улучшить качество рыбных изделий.

В качестве примера можно привести плавучий рыбоконсервный завод «Кораблестроитель Клопотов», построенный на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Он имеет следующие размерения: длина 162,17 м, ширина 20 м, высота борта до главной палубы 12,52 м.

Некоторая часть судов флота служит для обеспечения эффективной работы траулеров и сейнеров, определяя наиболее богатые районы промысла, т. е. занимается разведкой рыбных запасов.

Существуют перспективная и оперативная разведки. Суда перспективной разведки обследуют ранее не изученные в промысловом отношении районы Мирового океана, намечая наиболее перспективные для использования в ближайшие пять-десять лет. Суда оперативной разведки снабжают рыбаков, непосредственно занятых ловлей рыбы в том или ином районе, информацией о наличии промысловых скоплений рыбы.
По мере роста числа судов увеличивается их мощность, техническая оснащенность, что позволяет выходить не только в любой район Мирового океана, но и проникать в недоступные ранее глубины, где обнаруживаются промысловые скопления ценных рыб. Совершенствуется технология обработки рыбы и приготовления из нее здесь же, в море, полуфабрикатов и консервов. Все это свидетельствует о том, что в рыбной промышленности происходит характерный для всей экономики процесс - переход от кустарных методов к промышленным.

Такая тенденция приводит к последовательной индустриализации добычи богатств Мирового океана, что позволяет увеличивать пищевую продукцию, поставляемую Мировым океаном на благо человечества.

Следует ли из этого, что в ближайшей перспективе дефицит продовольственных ресурсов для людей на Земле будет ликвидирован?

В действительности проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Последовательное увеличение добычи морепродуктов, а сейчас она покрывает 20 процентов потребности человека в белке, с одной стороны, дает веские основания для оптимизма, с другой стороны, человечество стало понимать, что нерациональная, анархическая эксплуатация океана может серьезно подорвать его запасы, угрожает исчезновением некоторых видов.

Сложность задачи состоит в том, чтобы при максимальном использовании ресурсов Мирового океана не нанести ему непоправимый ущерб, не нарушить процесс естественного воспроизводства живых существ. А для этого прежде всего необходимо знать предельные годовые нормы добычи рыбы и морепродуктов.

Живые существа населяют весь Мировой океан, но размещены они в нем крайне неравномерно. По этой причине произвести подсчет годовой продукции всех рыб и других более или менее крупных организмов Мирового океана довольно трудно. Большинство специалистов сходятся на цифре 200 миллионов тонн. Однако не все живые существа могут служить для практического использования. Глубоководные рыбы и другие не представляющие интереса существа составляют примерно половину всего «урожая». Таким образом, потенциальные годовые возможности следует исчислять не более чем в сто миллионов тонн. Но 15-20 процентов от этого количества необходимо оставлять на восстановление стада. Значит, вылавливать можно не более 80-85 миллионов тонн, в противном случае может наступить такое состояние, когда восстановление стада уже невозможно.

В основном морской промысел идет на шельфе - мелководье, обрамляющем материки, затем в пелагиали- удаленных от берегов районах и менее всего - на крутом склоне (свале) шельфа к большим глубинам. Улов на шельфе достигает 90 процентов всей морской добычи, хотя на открытые воды океана приходится девять десятых промысловой акватории.

Человечество задумывается о сохранении пищевых ресурсов Мирового океана. Несмотря на интенсификацию промысла, темпы роста мировых уловов неуклонно снижаются. Уловы ценных промысловых рыб постепенно заменяются выловом малоценных, ранее не промысловых. Значительно поредели запасы сельди у Тихоокеанского побережья Канады, камбалы и морских окуневых- в северной части Тихого и Атлантического океанов, трески - в Баренцевом море и у берегов Норвегии, сельди - в Северном и Норвежском морях.

Над водными обитателями нависла и другая угроза- опасность радиоактивного заражения. Только решительной борьбой за мир, за запрещение испытаний всех видов оружия массового уничтожения, за прекращение его производства, за ликвидацию его запасов можно предотвратить эту опасность.

Иного пути нет. В противном случае океан жизни превратится в океан смерти.

Опасность могут представлять и суда с атомными энергетическими установками. На японском судне «Му-цу» произошло повреждение в атомном реакторе, и радиоактивные отходы стали попадать в море. Поскольку обычного двигателя судно не имело, ему пришлось дрейфовать почти два месяца в морских просторах. Другие суда отказались к нему подойти, ни один порт не соглашался принять поврежденное судно. Убытки, понесенные японцами, составили почти 40 миллионов долларов, из них 4 миллиона пошли на компенсацию ущерба, нанесенного местным рыбакам.

Большую угрозу для океана и рыболовства представляет загрязнение водной среды нефтью и нечистотами.
Основными источниками этого вида загрязнения являются нефтяные скважины, танкеры и речной сток. К особенно тяжелым последствиям приводят аварии нефтеналивных судов. В результате посадки на мель в Малаккском проливе, неподалеку от Сингапура, супертанкера «Сева-Мару» водоизмещением около 250 тысяч тонн с грузом ближневосточной нефти на борту создалась серьезная опасность для обитателей прибрежных вод и угроза массового отравления населения, для которых рыба - один из основных видов продовольствия. С промышленным стоком в океанскую воду попадает свинец, ртуть, мышьяк, кадмий, сурьма, хром и ряд других металлов. Рыбную молодь губят моющие синтетические вещества, поступление которых год от года все возрастает. Угрожающе быстро в море накапливается количество твердых отходов. Например, в районе Гавайских островов, по подсчетам американских специалистов, плавает 35 миллионов пустых пластмассовых бутылок. Сохранение таких темпов загрязнения океана может со временем привести к тому, что целые моря, заливы и бухты превратятся в безжизненные пространства.

Многое зависит от разумного отношения человека к своей деятельности. Принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря. Уделяется огромное внимание не только защите океана, но и атмосферы, растительности, внутренних рек и морей, т. е. всей окружающей среды.

Сокращение промысловых запасов не всегда связано с последствиями деятельности человека. В холодных и умеренных морях, как и на суше, существует смена года. Сезоны отличаются один от другого количеством осадков, интенсивностью солнечного освещения, температурой воды и др. Все это оказывает влияние на развитие живых организмов, - планктона и нектона (рыб и головоногих моллюсков). Поэтому в океане случаются неурожайные годы, неожиданные зигзаги некоторых естественных процессов.

Чтобы обеспечить потребность населения земного шара в морепродуктах, мировая добыча в 2000 году, по подсчетам ФАО, должна достигнуть 130 миллионов тонн. Где же взять дополнительные резервы, если даже открытие новых районов промысла не сможет удовлетворить такие нужды, если потенциальные возможности Мирового океана на треть меньше этого уровня?

Остановимся вкратце на возможных путях увеличения пищевых ресурсов Мирового океана.

Одним из перспективных решений проблемы дефицита продовольственных ресурсов может служить интенсивное развитие аквакультуры и прежде всего марикуль-туры в шельфовой зоне. Словом «марикультура» назвали новую отрасль хозяйства, которая культивирует морских животных и водоросли на подводных фермах и плантациях, создает убежища и нерестилища, удобряет и мелиорирует прибрежные районы моря, озер и нерестовых рек. Выгодность товарного морского фермерства уже не нуждается в доказательствах. Во многих странах «живой урожай» доведен до ста тонн с гектара водоема. Уже сейчас в Японии на 800 фермах ежегодно производят 130 000 тонн угря. В США и других странах разводят форель. Крупнейшее в нашей стране опытно-промышленное хозяйство марикультуры создано в заливе Петра Великого в Приморском крае. По расчетам морских биологов мировая продукция аквакультуры к 2000 году достигнет сорока миллионов тонн - это половина всего улова в океанах и морях мира.

По мнению ученых, в будущем рыболовство будет вестись на рациональных основах. Большое значение будет придаваться разведению и выращиванию морских рыб. Промысел будет изымать рыб определенных возрастных и половых групп. В связи с этим получат широкое развитие селективные способы привлечения, основанные на сигналах рыб. Ученые считают, что большую роль будет играть разведка скоплений: расставленные

По определенным квадратам радиоакустические буи регистрируют по биологическим полям скопления рыб и передают в эфир специальным околоземным спутникам информацию о характере распределения рыб на всей планете. Единый центр сбора информации, оснащенный специальными вычислительными машинами, будет выдавать исполнительные команды особым судам и подводным аппаратам, снабженным особыми, чаще бессете-выми орудиями лова.

Некоторые зарубежные ученые считают, что в будущем большое значение приобретут технические приемы повышения продуктивности малопродуктивных областей океана. Например, предлагается устанавливать на дне таких районов океана атомные реакторы, чтобы создавать за счет избытка тепла принудительную вертикальную циркуляцию вод, приводящую к обогащению биогенами верхнюю фотосинтетическую зону.

Советские ученые и специалисты связывают будущее рыболовства с комплексным, рациональным освоением природых ресурсов океана. Однако такое решение задачи в полной мере невозможно без осуществления международных мероприятий по регулированию промысла, выработки общей точки зрения на потенциальные возможности Мирового океана как производителя животного белка, использования неосвоенных промысловых запасов, учета конкретной обстановки, складывающейся в мире, когда ряд государств в одностороннем порядке объявляет увеличение своих рыболовных зон, закрывая тем самым для иностранного рыболовства наиболее продуктивные районы промысла, зоны над континентальным шельфом.

Людей на планете становится все больше, их потребности в белковых продуктах увеличиваются, поэтому все больше ощущается нужда в пище, добываемой в морях и океанах. При разумном подходе человечество справится с этой непростой проблемой.

Вода – основа жизни на Земле, поэтому загрязнение вод Мирового океана – это проблема глобального масштаба, которая на сегодняшний день стоит очень остро. Если человечество не одумается, в скором времени могут возникнуть непредвиденные последствия.

Глобальные проблемы мирового океана

Не зря борьба за море велась во все времена. Кто владел акваторией – у того были козыри: возможность вести торговлю с отдаленными странами, использовать неограниченные сырьевые ресурсы, добывать и продавать еду. Все это происходит и сейчас, только масштабы использования океанических вод стали в несколько раз больше. Какие же причины привели к тому, что океан стал не просто другом человека, а его рабом?

Рис. 1. Мусор на побережье

Можно выделить три основные первопричины массового потребления Земных вод:

  • Экономический аспект и международное разделение труда;
  • Демографический аспект;
  • Экологический аспект.

Рассмотрим детально каждый из них.

Экономический аспект

На суше человечество добывает ископаемые давно. Но этого мало. Наиболее ценные ресурсы находятся в морских глубинах — это нефть и газ. За последние 30 лет их добыча возросла в несколько раз. Освоение происходит и на больших глубинах – там находятся редкие ресурсы, такие, как дейтерий – вид водорода, используемый в атомной промышленности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Нефтедобывающая станция

На сегодняшний день загрязнение прибрежных зон — это острая проблема всех стран. Огромное количество фабрик и заводов выбрасывают сточные воды, шлаки, химические отходы, убивающие хрупкий подводный мир.

С началом развития международных отношений океан стал основным транспортным полотном для грузоперевозок. Ежедневно тысячи морских кораблей направляются от одной страны в другую, выбрасывая в океан продукты жизнедеятельности человека.

Демографический аспект

На Земле 7 миллиардов человек. Прокормить такое население Земле очень трудно, в связи с чем возникает давление на океан. Крупнейшие страны по добыче рыбы:

  • Китай – 9,9 млн. тонн
  • Перу – 8,3 млн. тонн
  • США – 4,9 млн. тонн
  • Япония -4.4 млн. тонн
  • Россия – 3.1 млн. тонн

Экологический аспект

Проблема использования мирового океана приводит к истощению его основной функции – фильтру отходов жизнедеятельности человека. Морские соли помогают быстрому разложению большинству продуктов.

Океан — это огромный природный регулятор, позволяющий защищать мир от пагубного воздействия. Но деятельность человека привела к тому, что мировой акватории стало тяжело самоочищаться. И больше всего на это повлияло то, что некоторые страны хоронят в недрах вод некоторые опасные химические и атомные реагенты. Учеными доказано, что некоторые вид глубинных рыб уже исчезли, а другим стало тяжело выживать в меняющейся среде.

Рис. 3. Разлитая нефть на поверхности воды

Глобальные экологические проблемы мирового океана — это загрязнение воды. Рассмотрим основные источники и их долю:

  • Добыча нефти и газа на море – 35%
  • Аварии танкеров и грузовых судов – 21%
  • Грязные стоки из городов и рек – 18%
  • Продукты радиоактивного распада – 10%
  • Бытовые отходы – 9%
  • Выпадение химических элементов с осадками -7%

Проблемы мирового океана и пути их решения:

  • Усовершенствование технологий добычи и перевозки нефти.
  • Уменьшение концентрации углекислого газа в атмосфере.
  • Разработка и массовое использование экологического топлива.
  • Создание мусороперерабатывающих заводов в прибрежных зонах.
  • Поиск ресурсосберегающих технологий.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Специалисты утверждают – экологические проблемы мирового океана необходимо решать в 21 веке, иначе можно ожидать серьезных последствий. Что угрожает Мировому океану? С чем связано возросшее беспокойство экологов? Какие ресурсы теряет планета из-за загрязнения вод?

Экологическая обстановка в 21 веке

О загрязнении мировых вод разговоры ведутся давно. И не только разговоры – достаточно взглянуть на количество крупных экологических исследований – только с начала 21 века их проведено более тысячи. Под загрязнением экологи подразумевают попадание в воды Мирового океана таких веществ, которые могут нарушить естественный биологический и неорганический баланс материи и привести к серьезным изменениям в составе или в динамике вод океана.

На данный момент загрязнение Мирового океана уже привело к таким последствиям:

  1. Нарушение экосистем – в некоторых частях океана пропадают уникальные экосистемы, уничтожаются редкие виды, меняется состав растительности, уменьшается биоразнообразие.
  2. Прогрессирующая эвтрофикация – вода становится менее чистой, появляется все больше органических и неорганических примесей, возрастает количество животных при уменьшении видового разнообразия.
  3. В биоте накапливаются химические загрязнители – токсические вещества.
  4. Результат комплексного воздействия – снижение биологической продуктивности. Это заметно по сокращающемуся свободному вылову рыбы.
  5. Повышение концентрации канцерогенных соединений в морской воде.
  6. Высокая степень микробиологического загрязнения прибрежных вод.

Все перечисленные последствия загрязнения Мирового океана губительны не только для обитателей моря, но и для цивилизации. Моря – серьезный источник ресурсов, начиная от нефти и заканчивая . Поэтому разумное использование водных ресурсов – это первоочередная экологическая задача.

Несмотря на способность мировых вод к самоочищению, он не в состоянии справиться с текущими объемами загрязнения.

Наиболее опасные и значимые факторы загрязнения:

  • Нефть и нефтепродукты.
  • Радиоактивные вещества.
  • Промышленные отходы, бытовые.
  • Материковый сток.
  • Атмосферное загрязнение.

Последние два пункта – это внешние источники загрязнения, которые хоть и зависят от природных факторов, также связаны с деятельностью человека.

В прошлом веке загрязнение носило локальный характер. Больше всего загрязняющих веществ наблюдалось в прибрежных зонах, на побережье материков, рядом с промышленными центрами, а также рядом с крупнейшими судоходными путями. В последние 20 лет ситуация изменилась – теперь загрязняющие вещества обнаруживают даже в водах высоких широт – рядом с полюсами. Таким образом, загрязнение носит масштабный характер и затрагивает все воды Мирового океана.

Основные причины загрязнения:

  • Освоение минеральных и энергетических ресурсов.
  • Повышение добычи биологических ресурсов.
  • Интенсификация хозяйственной деятельности.
  • Увеличение объемов добычи нефти.
  • Рост промышленности.

На данный момент самыми загрязненными океанами принято считать тихий и Атлантический, а самыми загрязненными морями – Северное, средиземное, Балтийское, а также внутренние воды Персидского залива.

Загрязнение нефтепродуктами

Это один из основных факторов загрязнения Мирового океана. Существуют подсчеты, которые показывают, что среднегодовой сброс нефти в океан составляет около 15 млн. тонн. В это число входят как непреднамеренные утечки и аварии танкеров, так и сознательный сток с нефтеперерабатывающих предприятий. В настоящее время меры ужесточаются, но все еще ощущается влияние того времени, когда не существовало законов, защищающих океан от промывки танкеров и стока с предприятий.

Крупнейшие зоны нефтяного загрязнения расположены в прибрежных водах, а также по пути следования нефтеналивных судов. В этих зонах экологи отмечают резкое сокращение видового разнообразия флоры и фауны.

Экологические проблемы Тихого океана и Атлантического – это, прежде всего, нефтяная пленка, которая по разным данным покрывает от 2 до 4% водной поверхности. В воды этих двух океанов ежегодно поступает 6 млн. тонн нефти и отходов нефтяной промышленности – и это только те отходы, которые удалось подсчитать. Половина отходов появляются в результате разработки шельфовых месторождений. Загрязнения от континентальной добычи поступают воды через речной сток.

После попадания нефти в океан, происходит следующее:

  • Образуется пленка, покрывающая поверхность воды. Толщина пленки – от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Все животные, попадающие в эту пленку, погибают.
  • Пленка превращается в эмульсию – смесь воды и нефти.
  • Нефть собирается в конгломераты – тяжелые комки, которые остаются плавать в поверхностном слое воды.
  • Нефть заглатывают крупные рыбы и млекопитающие – например, киты. Таким образом, нефть распространяется по океану. Рыбы, заглотившие нефтяной агрегант, либо погибают, либо продолжают жить, но уже непригодны в пищу после вылова.
  • Последний этап – уменьшение биоразнообразия, изменение видовой структуры биотопа.

Результат – падение биологической продуктивности. Это особенно важно для районов, экономика которых построена на ловле рыбы и на добыче морепродуктов. Долгосрочный результат – непредсказуемое изменение биологической составляющей океана.

Дампинг – сброс отходов в океан

Сброс или захоронение токсичных отходов в одах Мирового океана называется дампинг. Это распространенная практика во всех промышленных центрах планеты. Несмотря на действующие запреты, сток с промышленных предприятий растет с каждым годом.

В среднем на дампинг приходится до 10% от всех загрязняющих веществ, попадающих в океан.

В основном загрязнение происходит в таких ситуациях:

  • Намеренное захоронение материалов, полученных на токсичном производстве.
  • Сброс материалов при ведении работ на дне моря и в прибрежной зоне.
  • Захоронение строительного мусора.
  • Захоронение химических веществ, взрывчатки, радиоактивных веществ, представляющих угрозу при хранении на суше.

Отходы растворяются в воде, накапливаются в донных отложениях. После сброса невозможно очистить воды и вернуть им первоначальное состояние. Изначально у дампинга имелось экологическое обоснование – возможности Мирового океана, который способен переработать некоторое количество токсичных веществ без ущерба.

Дампинг долгое время считался временной мерой. Теперь понятно – сколько существует промышленность, столько же идет захоронение отходов в морских водах. Мировой океан не может справиться с переработкой такого количество отходов, экология морских вод под угрозой. На данный момент глобальный сброс отходов – это одна из важнейших проблем для мирового сообщества.

Последствия ненормированного сброса отходов:

  • Гибель бентоса.
  • Сокращение скорости роста рыб и беспозвоночных.
  • Изменение видового состава.

Как результат – сокращение базы для добычи пищевых ресурсов.

Загрязнение может быть и непрямым. Так, предприятия химической промышленности, расположенные вдалеке от прибрежных районов, также влияют на состояние вод. Происходит выброс загрязнителей в атмосферу, откуда вредные вещества вместе с осадками попадают в морскую воду.

Радиоактивное загрязнение составляет небольшую долю от общего загрязнения, но при этом может быть более опасно, чем сброс нефти. Причина – способность радиоактивных соединений долго сохранять губительные для живого свойства.

Радиация губительно влияет и на растения, и на животных. Лучевая нагрузка со временем суммируется, радиационное воздействие не проходит бесследно. Заражение передается через пищевые цепи – от одного животного к другому. В результате губительные дозы радиации концентрируются в живых организмах. Так, есть районы, где планктон в 1000 раз более радиоактивен, чем вода.

Международные договоры о запретах на ядерные испытания остановили массовое загрязнение океана радиоактивными отходами. Но прежние захоронения остались и все еще влияют на жизнедеятельность морских обитателей.

Основные пути накопления ядерных отходов в водах Мирового океана:

  • Размещение подводных лодок с ядерными средствами сдерживания.
  • Использование ядерных энергетических установок на подводных лодках.
  • Транспортировка отходов по воде.
  • Захоронение не обезвреженных ядерных отходов, ядерного топлива – это основные экологические проблемы Северного Ледовитого океана.
  • Испытания ядерного оружия – это проблемы Атлантического океана, и, в большей степени, Тихого. Испытания приводят как к континентальному загрязнению, так и к попаданию радиоактивных отходов в акваторию.
  • Подземные испытания – радиоактивные отходы попадают в океан со стоком рек.

Ядерные отходы вызывают целый комплекс проблем – страдает не только экология живого, нарушается естественный баланс неорганических веществ.

Загрязнение мировых вод – это одна из крупнейших экологических проблем современности. Несмотря на все принятые меры экологической защиты вод от губительного воздействия промышленности, до сих пор не удалось достигнуть каких-либо серьезных результатов.