Чей клюв лучше. Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы

Возведение крыши

Интересное о птицах. Загадки строения клюва птиц. Ассоциации.

Птицы и их удивительные клювы. Материал с фото и кроссвордами.

Назначение: данный материал может быть использован в полном объёме для старших классов как часть урока, частично, с детьми дошкольного, младшего школьного возраста; будет полезен для воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, для любителей птиц.

Цель: обогащение знаний о птицах

Задачи:

Расширить знания детей о птицах

Развивать наблюдательность, воображение, память, ассоциативное мышление

Развивать мелкую моторику, глазомер…

Воспитывать интерес к решению занимательных задач

Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам и ко всему живому.

Рассматривая птиц, мы всегда обращаем внимание не только на её размер и окрас, но и на её клюв. У каждой птицы клюв особенный. Его строение зависит от того, в какой среде живёт птица и чем, а главное как она питается.

У хищных птиц обычно крючковатые, острые клювы, способные разрывать добычу.

У зерноядных птиц, клювы короткие, крепкие, помогающие птице разбивать и раздавливать семена и зёрна.

У насекомоядных птиц, клювы острые и достаточно тонкие.

Птицы, живущие в воде, отличаются плоскими клювами с пластинками и зубцами.

И есть птицы, у которых очень необычные клювы. Птиц с такими клювами не перепутаешь ни с кем и сразу запомнишь.

Во время беседы с детьми о птицах можно предложить сравнить клювы птиц с предметами, на которые они похожи, а также подвести детей к особо запоминающимся ассоциациям.

Клёст: клюв похож на ножницы с загнутыми концами. Клёст вытаскивает семена из шишек, поднимая чешуйки концами крестообразного клюва.

Фламинго: клюв похож на дуршлаг. Птица сквозь клюв процеживает воду в поисках ракообразных, водорослей, моллюсков, личинок насекомых.

Удод: клюв напоминает пинцет. Своим клювом удод ковыряется в земле и после того, как находит насекомых, личинок, червей, он долго разминает их своим «пинцетом» и только после этого глотает целиком.

Дятел: клюв похож на отбойный молоток. Дятел долбит кору деревьев в поисках насекомых и их личинок, а также клюёт шишки, орехи «обрабатывая» их на пнях.

Снегирь: клюв напоминает плоскогубцы. Он раздавливает семена, почки и ягоды растений.

Попугай: клюв, как кусачки. Он раскусывает клювом орехи и семена.

Колибри: клюв, как соломинка для коктейля. С его помощью птица всасывает нектар цветов.

Цапля: клюв напоминает хирургический зажим. Клюв острый с пильчатым краем помогает птице выхватывать из воды рыбу и амфибий.

Козодой: клюв, как большой сачок. Птица в полёте широко раскрывает клюв и ловит насекомых с помощью окружающих клюв щетинок.

Пеликан: клюв, как ковш. Пеликан ловит рыбу, зачерпывая её своим клювом, как ковшом.

Колпица: клюв напоминает ситечко. Птица водит своим клювом под водой из стороны в сторону в поисках добычи и захватывает мелких водных обитателей.

Беркут: клюв, как секатор. Беркут разрывает свою добычу, отрывая и заглатывая небольшие куски.

Шилоклювка: клюв похож на щуп сапёра. Шилоклювка ищет в воде беспозвоночных, а также насекомых, рачков, семена водных растений. Своим клювом она водит из стороны в сторону и ощупывает илистые места мелких водоёмов.

Зимородок: клюв, как пика, копьё. Птица высматривает мелкую рыбёшку, насекомых, иногда лягушек, головастиков с воздуха, затем ныряет и чаще не просто ловит, а прокалывает свою добычу клювом, затем снимает её с клюва, подбрасывает, ловит клювом и затем поедает целиком.

Тупик: клюв напоминает сеть с крючками. Удивительно, но тупик может продолжать ловить рыбу, не выпуская из клюва уже пойманную. Своим языком он направляет рыбку вглубь клюва, как бы нанизывая её на шампур и цепляя на крючки-шипы, находящиеся на верхней части клюва и продолжает охоту на следующую рыбку.

Задание №1

Для тех, кто был очень внимательным во время изучения данного материала, не составит труда решить следующую головоломку.

Для её решения, необходимо вписать в клеточки названия птиц, чьи клювы похожи на изображённые предметы.

Затем найти начало головоломки (стрелку) и, двигаясь по линиям от буквы к букве, прочитать народную мудрость.

«Всякая птица своим клювом сыта» - вот, как гласит народная мудрость.

Задание №2

Назови восемь птиц, изображённых на рисунках, и впиши их названия в клеточки.

Затем обрати внимание на буквы в сиреневых квадратиках и впиши их отдельно по порядку. Ты прочитаешь название девятой птицы - одной из самых загадочных существ на земле.

Это китоглав или королевская цапля. Эта птица питается рыбой, ловит лягушек, змей и молодых черепах. Китоглав обладает огромным терпением. Без движения, с опущенной в воду головой он терпеливо поджидает, когда невдалеке появится рыба.

Иногда он очень медленно и осторожно прохаживается в зарослях тростника, пока на поверхности не появится будущая добыча. Тогда он немедленно расправляет крылья и бросается вперёд, стараясь поймать жертву своим большим клювом с острым крючком на конце. После успешной охоты птица вначале отделяет добычу от растений, а затем глотает съедобную часть.

Задание №3

Можно предложить детям пофантазировать и нарисовать картинки с изображением предметов, на которые похож клюв китоглава.

Страница 1 из 2

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.

Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.

Мне, - говорит, - очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, - ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.

Да, твой нос никуда не годится, - сказал дубонос, - слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! - и готово. Крак! - и готово. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его клёст-крестонос и говорит:

У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

Верно, - сказал мухолов, - твой нос хитрей устроен.

Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота бекас-долгонос. - Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

Ах, - сказал мухолов, - вот бы мне такой нос!

И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, а оба тонкие, как шило.

Мой нос для того вверх смотрит, - сказал шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

А мой нос для того вниз смотрит, - сказал кроншнеп-серпонос, - чтоб им червяков из травы таскать.

Ну, - сказал мухолов, - лучше ваших носов не придумаешь.

Да ты, видно, настоящих носов и не видал, - крякнул из лужи широконос. - Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

Ну и лопата!

Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.

Обратите внимание на мой носик, - прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. - У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы.

Тема : Птицы. Чей клюв лучше?

Цель : продолжить работу над темой птицы, изучить разнообразии и форму клёвов, обеспечить выявление учащимися способов питания птиц и подбора корма, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование : В. Бианки видеофильм “ Чей клюв лучше” , запись аудио голос птиц, предметные рисунки птиц, пинцет, прищепка, семена тыквы, насекомые, макет голубя, книги для выставки.

Ход урока.

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

2. Создание эмоционального настроения.

Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошие настроение. Подарите улыбки гостям.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята как называется наш урок?

Что мы изучаем на этих уроках?

2. Минутка синоптика.

Дети что вы услышали?

4. Работа над загадками.

Учащиеся загадывают загадки о птицах.

Молодцы все отгадали загадки, хорошо знаете птиц. А вот кто был внимателен, на какие группы мы можем поделить птиц?

Какие птицы отнесем к диким, а какие к домашним?

Скажите кто такие птицы?

Давайте выделим особенности птиц.

5. Строение птицы с помощью макета голубя.

6. Игра “ Что лишнее” (учитель называет слова из них дети должны выделить строение птиц. Когти, перья, клев, лапы, крылья, шерсть, хвости.)

III. Мотивация учебной деятельности.

1.Рассказ учителя.

Дети однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц, давайте и мы послушаем о чём они говорили. (учитель вывешивает на доску портрет писателя.)

2. Просмотр видеофильма.

3. Беседа по содержанию.

О чём спорили птицы? - Дети, а как вы думаете,почему у птиц разные клювы? - А как вы думаете, чёй клюв лучше?

Ребята скажите, какой вопрос мы сегодня постараемся разрешить на уроке.

IV. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок не простой, на этом уроке мы с вами будем исследователями, будем исследовать “Чей клюв лучше”. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами исследовать разнообразие и формы клёвов птиц.

V . Первичное восприятие о и осознание нового материала.

1. Изучение формы клювов.

Я предлагаю рассмотреть три формы клювов.

(на доску вывешивают картинки с формами клювов)

Давайте исследуем клюв под номером 1 ? Какие его особенности, что про него можно сказать? - Клюв под номерм 2 и 3?

Сделаем вывод: клюв под номером один тонкий острый, под номером 2 толстый маленький, третий клюв загнут вниз острый.

Дети мы с вами определили формы клюва.

Физкультминутка.

2. Игра “ На что похоже. “

Учитель показывает предметы дети определяют, на какой клюв они похожи.

Пинцет – на клюв под номером 1 . он тонкий и острый.

Прищепка – на клюв под номером 2 , она толстая и маленькая.

Заколка - загнута вниз, как клюв под номером 3.

А теперь постараемся подобрать пищу. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые, мышка игрушка.

3. Работа в группах.

Чтобы определить к какому клёву подходит какая пища, вы должны работать в группах.

Каждой группе раздают коробки с предметами в которых пища и один предмет который заменяет клюв, дети пробуют каким предметом легче захватить пищу.

4. Заслушивание ответов детей каждой группы.

5. Игра “ Распредели птиц по форме клювов.”

VI . Закрепление и осмысление знаний.

1. Беседа.

А теперь мы проверим на сколько вы были внимательны на уроке.

2. Работа с карточками. Самостоятельная работа.

Возьмите, свои карточки посмотрите внимательно чего не хватает, на рисунке?

Ваша задача, рассмотреть пищу которой питается птица, и дорисовать клев который характерен этой группе.

3. Взаимопроверка.

4. Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки и в парах обсудите к какой группе какие птицы относятся.

5. Работа над пословицей.

Каждая птица своим носом сыта.

Как вы понимаете эту пословицу?

6. Игра “ В какой сказке”

В какой сказке мы встречаем птиц, дети должны назвать где встречаются птицы.

VII . Итог урока.

Ребята можем ли мы теперь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? - Где в жизни мы можем применить получение сегодня знания на уроке? - Как мы должны помогать птицам? - Так чей же клюв лучше?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Школьная научно-практическая конференция

Сообщение «Чей нос лучше?»

Введение …………………………………………………………………….3

1. Значение клюва для птиц…………………………………………….4

2. Многообразие мира птиц ………………………………………...…5

3. Формы клювов у птиц………………………………………………..7

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи»………………10

Заключение 12

Приложение

Сниться ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это...

Однажды я посмотрела мультфильм по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше?». В этом мультфильме разные птицы убеждали друг друга в том, чей клюв лучше и важнее. Меня мультфильм заинтересовал и я захотела узнать, чей нос действительно лучше.

Так возникла тема моей работы: Чей нос лучше?

Цель моей работы: выяснить, связаны ли между собой форма клюва и питание птиц.

Задачи:

1. Узнать что такое клюв и зачем он нужен птице?

2. Узнать какие бывают клювы?

3. Провести эксперимент и выяснить, как форма клюва зависит от пищи.

План исследования

1. Изучить информацию о птицах в энциклопедиях.

1.1. О значении клюва.

1.2. Многообразие мира птиц.

1.3. Формы клюва.

2. Провести эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи?».

1. Значение клюва для птиц


В энциклопедии я нашла информацию о том, что первые птицы на земле имели клюв с зубами, но прошло много времени и клюв птицы изменился. Ученые объясняют это так. На островах жили птицы, клювы у них были короткие и толстые. Вначале зёрен хватало всем птицам, врагов не было, но потом зёрен стало не хватать и голодные птицы стали клевать насекомых и добывать нектар из цветов.

Вывод: стали появляться птицы с удлинёнными клювами, которым было удобнее ловить насекомых.

Птичий нос не только нос, а еще и рот. Он у птиц выполняет ту же функцию, какую выполняют губы и зубы.

С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал для постройки гнезда и защищаются от врагов.

Вывод: Клюв – инструмент для добывания пищи.

Клюв – инструмент для постройки гнезда.

Клюв – защита от врага

2. Многообразие мира птиц

На нашей земле обитает много разных птиц. Птицы различаются голосами, лапами, оперением, формой и величиной клюва. Птицы разнообразны по внешнему виду.

Ученые разделили птиц на 6 групп

1. Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых. Это: синицы, воробьи, ласточки, мухоловки, скворц ы и др. Обычно это птицы мелких и средних размеров.

2. Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле. Это чибисы, трясогузки, журавли, куропатки.

3. Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна водоема , из-за этого у некоторых из них имеются перепонки на ногах. Это лебеди, гуси, казарки, утки.


4. Водоплавающие птицы , способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих, передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания.

5. Птицы пустынь и степей - обитатели открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.

6. Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

https://pandia.ru/text/80/402/images/image002_78.gif" alt="http://www.birdsbb.ru/ash/img/7.jpg" align="left" width="643" height="586">

Вид клюва

Описание

Название птицы

ДЛИННЫЙ ПРЯМОЙ КЛЮВ

Длинные клювы характерны для птиц, которые находят корм в воде. Таким клювом очень удобно хватать рыбок, лягушек и других мелких водных животных. Поймав рыбку, они поворачивают её в клюве поперек и прижимают языком к нёбу.

цапля

аист

КЛЮВ С МЕШКОМ

Клюв сверху плоский и оканчивается крючком. Нижняя часть состоит из тонких гибких косточек, на которые, натянут кожаный мешок. Откроет птица клюв - мешок растягивается, получается настоящий «сачок», которым птица черпает рыбу.

пеликан

КЛЮВ-ЛОПАТА

На конце клюва расширение, которое называют «лопатой». Колпица кормится на мелководье, и разыскивает пищу на ощупь. Для этого она опускает клюв в воду и, поводя головой вправо и влево, процеживает через клюв грунт, отбирая подходящую пищу, которой могут быть, рыбка, лягушка и даже ящерица.

колпица

ПЛОСКИЙ КЛЮВ

У ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой клюв плоский, с зубчиками, чтобы лучше удерживать скользкое тело рыбы. Клюв помогает утке охотиться.

Утка

КРЮЧКОВАТЫЙ КЛЮВ

У настоящих хищников клюв сильный, но не длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу.

Сова

КОНУСОВИДНЫЙ КЛЮВ

Клюв короткий, широкий и высокий. Сверху клюв одет в чехол с острыми режущими краями. Нижняя часть клюва чуть меньше верхней, и когда клюв закрывается, режущие края скользят один по другому.

воробей

ТОНКИЙ ОСТРЫЙ КЛЮВ

· Острый, тонкий, различной формы и длины, удобен для ловли насекомых

Ласточка трясогузка

Вывод: у каждой птицы такой клюв, который лучше подходит для её образа жизни. Форма его зависит от способа добычи пищи.

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи».

Чтобы определить, как форма клюва зависит от пищи я провела эксперимент с предметами.

Для эксперимента я выбрала 3 формы клюва:

тонкий, острый клюв

короткий, толстый

https://pandia.ru/text/80/402/images/image019_15.gif" width="705" height="947 src=">

Заключение

В результате моей работы я пришла к выводу:

1. Клюв у птиц изменился, нет у него зубов.

2. С помощью клюва птицы питаются, защищают себя от врагов, охотятся.

3. Существуют разные формы клюва.

4. Клюв связан с условиями обитания и способами питания птицы.

Список литературы

1.Гаврилова краеведения. Екатеринбург: -96», 2001.-392 с.

2. Шорыгина. Какие они? .-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-96 с

3. «Чей клюв лучше?»/ В. Смолянников// Журнал «В мире животных».-2003 г. № 3 с.34-39

4.Интернет ресурсы: http: //images. yandex. ru

"ЧЕЙ КЛЮВ?"
дидактическая игра

для закрепления знаний по теме занятия о животных

для детей младшего и среднего школьного возраста

в условиях дополнительного образования

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "РАДУГА" ГОРОДА КИРОВА
Пасынкова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, экологический отдел

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЕЙ КЛЮВ?" /7-10 лет/

ЦЕЛЬ. Развивать способность детей сравнивать, обобщать,
фантазировать;
закрепить знания детей о птицах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Двойные карточки /12 пар/ с изображением птиц без клюва и разных клювов.
Х
ОД. Дети /24 или 12 человек/ садятся по кругу. Ведущий идет за
спинами детей и каждому, пряча картинку от других участников игры, раздает по одной каждому.
По команде участники игры рассматривают свою карточку.

Задание: найти пару : к птице - клюв. Вce встают и ищут вторую половинку.
Созданные пары садятся рядом на те же стулья, по очереди показывают всем карточки / другие дети оценивают - правильно ли подобран клюв/, называют птицу, дают краткую характеристику : по Форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции...
Если клюв от другой птицы, пояснить - по какому признаку ребята "присоединили" его и какие свойства получает птица именно с этим, новым, клювом.

Пары карточек:
1- К Фламинго розовый
2- Е хохлатая пеганка
3- Ж розовый пеликан
4- Б белоспинный альбатрос
5- И колпица
6 - А топорики
7 - В попугаи
8- Г снегирь
9- Д стерх, журавль
10- З белоплечий орлан
11- Л дятел
12- М жаворонок