Маленькая ванная в корабле. Дизайн ванной комнаты в "корабле": важные нюансы

Возведение крыши

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С АНАЛИТИЧЕСКИМ И ХОЛИСТИЧЕСКИМ СТИЛЯМИ МЫШЛЕНИЯ*

© А. В. Капцов © Е. В. Некрасова

Капцов Александр Васильевич кандидат

технических наук, доцент заведующий кафедрой психологии управления Самарская

гуманитарная академия e-mail: [email protected]

Некрасова

Екатерина Владимировна кандидат

психологических наук старший преподаватель кафедры психологии Самарская

гуманитарная академия e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены взаимосвязи противоположных ценностей личности с аналитичностью/холистич-ностью мышления полростков. Показано, что срели учащихся восьмых классов юноши-холисты чаше имеют ценности гуманистической направленности, а юноши-аналитики - прагматической направленности. В выборке учащихся сельмых классов взаимосвязей не выявлено.

Ключевые слова: стиль мышления, холистичность, аналитичность, амбивалентность ценностей, противоположные ценности.

Изучение развития личностных ценностей современной молодежи всегда сопряжено с поиском различных факторов, дифференцирующих социальную общность на страты с гомогенными характеристиками ценностной сферы. Ценностная сфера личности представляет сложную иерархическую систему с большим количеством входящих в нее ценностей, причем они могут быть как однонаправленные, так и разнонаправленные, противоположные и находящиеся в противоречии между собой. На сегодняшний день исследователями выявлен ряд психологических, социальных, социально-психологических факторов ценностей , среди которых однозначно не определена роль когнитивной сферы человека с ее характеристиками. Эмпирические исследования показали, что в качестве дифференцирующего фактора ценностей и ценностных

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант №12-06-00411а.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)

ориентаций могут быть такие характеристики как мечтательность, особенности мышления , инструментальный интеллект , однако полученные закономерности носят скорее частный характер.

В то же время становится наиболее актуальным изучение аналитического и холистического стилей мышления, так как они охватывают проблемы не только онтогенетического развития, но и проблемы кросскультурного сравнения жителей Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки .

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода . Аналитическое мышление в психологической литературе часто употребляется во взаимосвязи с интуитивным мышлением, которые взаимно дополняют друг друга.

Дискурсивное (аналитическое) мышление опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия .

Холизм (греч. Ьо1о5 - целый) - понятие, связанное с разработкой в XX в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Оно может быть рассмотрено в различных ракурсах как :

1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих частей». Холистическая позиция заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов. Холистический подход очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место взаимодействие между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и холизм как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных (психология, социология, лингвистика и т. п.);

2) учение о целостности, сформулированное южноафриканским философом Я.Х. Сматсом в произведении «Холизм и эволюция». Оригинальность учения состоит в гипертрофировании формулы «целое больше своих частей» вплоть до исключительного приоритета целого над его частями. Высшей формой органической целостности признается человеческая личность. Концепция холизма оказала заметное влияние на модели «творческой эволюции» Бергсона, «философию процесса» Уайтхеда, феноменологию, гештальтпсихологию, философию науки.

Р.Е. Нисбетт со своими коллегами, выделившие аналитический и холистический стили мышления, сравнивают их с помощью следующих примеров: «Практика фэншуй для выбора места строительства зданий (даже гонконгских небоскребов) подкрепляет идею о том, что факторы, определяющие результат,

необычайно сложны и взаимозависимы, и это, в свою очередь, побуждает наблюдателя к поиску взаимосвязей внутри всего поля этих факторов. Этот подход существенно отличается от подходов к принятию решений, характерных для Запада, - более атомизированных и основанных на простых правилах. Напомним, например, привычный западный подход к созданию разнообразных самоучителей: «Три шага к комфортному уходу на пенсию» или «Шесть способов увеличить силу Вашего слова» .

На основе анализа научных трудов по кросскультурной психологии В. В. Знаков делает три главных вывода :

1. У жителей Восточной Азии в целом преобладает холистический стиль мышления, а у представителей западной культуры - аналитический.

2. Аналитичность/холистичность представляет собой не дискретные полюса, отражающие разные стили мышления, а некоторый недизъюнктивный континуум, внутри которого можно говорить о неодинаковых «удельных весах» склонности субъектов к использованию аналитических и холистических способов размышлений. Согласно этой точке зрения, применительно к степени выраженности аналитичности и холистичности можно изучать различия между людьми не только из разных стран, но и внутри одной страны, национальности, вероисповедания и т. п.

В любых рассуждениях людей о природном и социальном мире аналитичность диалектически взаимосвязана с холистичностью, т. е. один стиль мышления дополняет другой. Тем не менее, индивидуальные вариации предпочтений аналитического или холистического стилей мышления настолько велики, что есть люди, предпочитающие в качестве универсального средства решения когнитивных и социальных задач аналитические способы рассуждений, и есть другие - склонные к выбору холистических способов. Первых условно можно назвать аналитиками, а вторых холистами.

3. Современные научные представления об аналитичности/холистичнос-ти обобщены в теоретической модели, разработанной Р. Е. Нисбеттом с коллегами.

Модель включает четыре основных признака аналитического и холистического стилей мышления и понимания субъектом мира: фокус внимания, каузальная атрибуция, отношение к противоречиям и восприятие изменений :

1) Фокус внимания: восприятие целостного поля или его частей. При холистическом типе мышления (характерном для азиатов) внимание направлено на соотношение объектов и той области, к которой они имеют отношение. Напротив, при аналитическом мышлении (характерном для европейцев) внимание направлено на сами объекты, игнорируя тот контекст, в котором они находятся. Эта очевидная разница в распределении внимания позволяет азиатам видеть «целую картину» легче, чем её отдельные элементы, тогда как обратное имеет место для жителей Запада. Следовательно, азиаты более поле-зависимы, нежели европейцы: жителям Азии труднее отделить объект от области, в которую он включен, чем европейцам. В соответствии с той же логикой жители Восточной Азии вообще лучше, чем Западные жители справляются с анализом отношений среди объектов на фоне поля.

2) Каузальная атрибуция: интеракционизм против диспозиционализма. Каузальная атрибуция направляет поиск объяснений либо к ситуативным причинам, либо к диспозициональным (сходные проявления в различных ситуациях). Аналитики нацелены на поиск диспозициональных причин, в то время как холисты анализируют также ситуационные факторы. В ходе объяснения причинно-следственных связей, азиаты находят целый комплекс причин того или иного явления, и, если речь идёт о какой-то конкретной ситуации, то они с большей готовностью сопоставляют участника действий с самой ситуацией, нежели европейцы, которые, прежде всего, рассматривают внутренние диспозиции участника действий. В результате жители Восточной Азии (холисты) рассматривают большее количество информации, чем западные жители (аналитики), прежде, чем сделать заключение. Они также менее вероятно, чем Западные жители (аналитики), сделают фундаментальную ошибку каузальной атрибуции.

3) Терпимость к противоречиям: «наивный» диалектизм против формальной логики. Терпимость к противоречиям описывает различие между аналитической дифференциацией -- поляризацией целей и вариантами определения наиболее важного, с одной стороны, и целостным диалектизмом -сливающимися целями и вариантами при синтезе, с другой. Когда две противоречащие противоположности существуют, азиаты (холисты) склонны следовать компромиссному варианту. Например, во время спора азиаты (холисты) часто пытаются достигнуть компромисса, основанного на предположении о том, что оба противоположных суждения могут быть верными одновременно и, что каждое, в конечном счете, может быть преобразовано в свою противоположность. Такой укоренённый в восточной философии подход называется «наивным диалектизмом». В нем противоречия могут быть согласованы, и даже два противоположных суждения могут быть одновременно приняты как потенциально правильные. Напротив, формальный логический подход европейцев направляет их на решения противоречий, выбирая одно из двух противоположных суждений.

4) Восприятие изменения: цикличность против линейности. Восприятие изменений описывает убеждения в изменчивости. Явления рассматриваются как линейные аналитиками или как циклические, нестатические холистами. Поскольку жители Восточной Азии (холисты) полагают, что элементы связаны друг с другом, они имеют тенденцию рассматривать явление как нестатичное, и ожидать, что состояние постоянного изменения существует из-за сложных паттернов взаимодействий элементов. Напротив, западные жители (аналитики) воспринимают большинство объектов как независимые; таким образом, сущность объекта резко не изменяется в течение долгого времени и при этом она не затронута воздействием других факторов. Следовательно, предсказывая будущие события, жители Восточной Азии (холисты) склонны обладать циклическим представлением, которое предполагает постоянные колебания, тогда как Западные жители (аналитики) поддерживают линейную перспективу, в соответствии с которой следует ожидать такие же образцы изменения или стабильности, какие имели место быть до этого.

Исходя из теоретических положений, ценности личности и стиль мышления должны быть взаимосвязаны, а точнее, стиль мышления аналитичность -холистичность должен дифференцировать социум на страты с различными ценностями и ценностными ориентациями, что следует из описания типичных представителей с выраженным аналитическим или холистическим мышлением, однако эмпирических подтверждений этого в литературе нами не найдено. Поэтому целью настоящей работы является эмпирическое подтверждение аналитичности и холистичности как фактора ценностей противоположной направленности учащихся среднего звена школы.

Методика исследования

Достижение поставленной цели работы зависит, прежде всего, от качества диагностического инструментария, используемого в исследовании. Если для диагностики личностных ценностей в арсенале психологов имеется ряд опросников и тестов, отвечающих различным требованиям , то для диагностики аналитичности - холистичности выбора нет.

В качестве методики для диагностики ценностей использовался тест аксиологической направленности школьников АНЛ4.4 . В конструкции теста АНЛ4.4 заложены четыре шкалы противоположных ценностей, при этом разность уровней выраженности ценностей в парах свидетельствует о преобладании направленности личности в том или ином ценностном предпочтении:

1) коллективность - индивидуальность;

2) духовное - материальное;

3) креативность - традиции;

4) процесс - результат.

Отрицательный знак разности шкал ценностей в парах свидетельствует о преобладании соответственно ценности индивидуальности, материального благополучия, традиций и достижения, т.е. показывает преобладание ценностей прагматической (отрицательный по знаку разности) или гуманистической (положительный по знаку разности) направленности, а уровень преобладания направленности выражается в сырых баллах .

На основе представленных выше четырех компонентов аналитического -холистического стиля мышления в Южной Корее была разработана методика AHS , включающая в себя 4 шкалы, соответствующие указанным четырем компонентам: фокус внимания, каузальность, терпимость к противоречиям, восприятие изменений. В методике 24 пункта, и каждый пункт можно отнести к одной из четырех шкал - по шесть пунктов в каждой шкале . Методика была апробирована авторами на выборке из 534 студентов Сеульского национального университета Кореи (252 юноши, 282 девушки) и получены следующие показатели надёжности Альфа Кронбаха: для всей методики - 0,73, для шкалы фокуса внимания - 0,67, для шкалы каузальности - 0,71, для шкалы терпимости к противоречиям - 0,71, для шкалы восприятия к изменениям - 0,71.

В данном исследовании мы воспользовались русскоязычной версией методики определения аналитичности - холистичности стилей мышления AHS (автор перевода В. В. Знаков). Поскольку методика не предназначалась для

учащихся среднего звена общеобразовательной школы, то предварительно было проведено психометрическое исследование шкал методики на выборке учащихся седьмых и восьмых классов МБУ лицея № 19 г.о. Тольятти (п = 223, средний возраст 13,9 года, ББ = 0,66).

Для проверки надежности методики был использован критерий Альфа-Кронбаха для каждой шкалы методики и коэффициент корреляции Пирсона для определения взаимосвязей между шкалами (таблица 1). Предварительно из результатов обработки были удалены недостоверные данные испытуемых, имевшие в протоколе тестирования ответов «не знаю» более 6 значений, что повысило валидность диагностики при снижении ее надежности .

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между шкалами опросника ЛИБ (в знаменателе данные оригинальной методики ) и коэффициент надежности Альфа-Кронабаха (п=197)

Шкалы опросника АШ Фокус внимания Каузальная атрибуция Терпимость к противоречиям Альфа-Кронбаха

Фокус внимания 0,56 0,65 0,49

Каузальная атрибуция 0,71 0,63 0,36 0,23 0,56

Терпимость к противоречиям 0,61 0,71 0,24 0,19 0,26 0,25 0,63

Восприятие изменения 0,31 0,51 -0,26 0,13 0,00 0,07 0,19 0,15 0,56

Из таблицы 1 видно, что надежность интегральной шкалы опросника соответствует уровню оригинальной версии, тогда как надежность отдельных шкал несколько ниже. Причем наиболее низкой надежностью, как и в оригинале, обладает шкала «фокус внимания», однако авторы объясняют это широтой концепции, реализованной в методике. В то же время следует обратить внимание на низкий вклад в интегральную шкалу АНБ шкалы «восприятие изменений» (коэффициент корреляции 0,31) и наличие отрицательной корреляции со шкалой «фокус внимания». В оригинальной методике между этими шкалами существует низкая, но положительная взаимосвязь. Для выяснения возможных причин был проведен косоугольный (иерархический) факторный анализ с выделением четырех факторов. В целом факторное решение совпало с результатами, полученными авторами . Были выявлены «слабые» пункты методики, имеющие низкий вклад в собственную шкалу и коррелирующие с другими шкалами в факторном решении. Например, пункт 4 («Для того чтобы понимать поведение человека, мы должны принимать во внимание ситуацию, в которой он находится, так же внимательно, как и его/её индивидуальность») и пункт 16 («Невозможно понять часть, не принимая во внимание целостную картину явления»), входящие в состав шкалы «фокус внимания», но воспринятые учащимися, согласно факторного анализа, скорее в шкале «каузальной атрибуции». Автор методики Чой считает, что эти две шкалы настолько связаны, что воспринимаются испытуемыми как один общий фак-

тор, что позволило ему рассматривать не только четырехфакторное решение, но и трех и даже двухфакторное . Поэтому нахождение в наше случае пунктов 4 и 16 в других факторах можно считать допустимым.

Несколько иная ситуация оказалась с пунктом 14 («Сегодняшние ситуации (события) в любой момент могут измениться»), относящимся к шкале «восприятие изменений», но согласно факторному анализу, связанным с фактором «фокус внимания». По данным Чой шкала «восприятие изменений» коррелирует со шкалой «терпимость к противоречиям», а не шкалой «фокус внимания». Для объяснения полученного нами результата были рассмотрены особенности выраженности шкал методики AHS в выборке учащихся. Установлено, что в выборке по трем шкалам (фокус внимания, каузальная атрибуция, терпимость к противоречиям) подавляющее большинство испытуемых имеет стремление к полюсу холистичности мышления, тогда как по шкале «восприятие изменений» более 60 % испытуемых - к полюсу аналитичности мышления (в том числе и п. 14). Вероятнее всего, такая неравномерность распределения с явной асимметрией (ни по одной шкале не наблюдалось нормального закона распределения) обусловлена возрастными особенностями испытуемых (12-15 лет) и процессами становления их стиля мышления.

Таким образом, на основании проведенного психометрического исследования русскоязычной версии методики AHS можно утверждать, что в целом методика соответствует оригиналу, хотя в дальнейшем возможна адаптация методики для подросткового возраста. Поскольку нормативные данные шкалы аналитичности - холистичности, тем более для подросткового возраста, отсутствуют, то был использован метод контрастных групп , т. е. вся выборка по шкале аналитичность - холистичность разделена на три части: верхний уровень шкалы с преобладанием холистичности мышления (более 127 баллов) и нижний уровень с преобладанием аналитичности мышления (менее 113 баллов в 7 классе и 118 баллов в 8 классе), составившие по 27 % от объема выборки, и третья группа - с амбивалентной выраженностью стиля мышления.

В каждой группе стиля мышления выделены по три группы испытуемых в зависимости от выраженности противоположных ценностей в той или иной направленности, а также группа с амбивалентной выраженностью направленности, которая, как показано в работе , равнялась ± 2 балла разности шкал противоположных ценностей.

На первом этапе нашего исследования проверялась гипотеза о существовании взаимосвязи между аналитичностью - холистичностью стиля мышления и выраженностью ценностной направленности в пользу одной из противоположных ценностей.

Данные были обработаны с помощью коэффициента ассоциации, достоверность которого проверялась критерием хи-квадрат (%2), на основе таблиц сопряженности 2х2 .

Для доказательства второй эмпирической гипотезы о взаимосвязи аналитичности - холистичности мышления и выраженности направленности ценностей был использован коэффициент сопряженности Пирсона , позволяющий определить степень связи не только между двумя, но и сразу между несколькими признаками (таблица 3х3): с одной стороны аналитич-

ность, амбивалентность стиля мышления, холистичность, а с другой стороны - преобладание ценностей в сторону гуманистического полюса, амбивалентность ценностей, преобладание ценностей в сторону прагматического полюса.

Обе эмпирические гипотезы проверялись отдельно по полу и возрасту (7 класс и 8 класс) при р < 0,05, т. к. исследования показали гетерогенность ценностей по этим параметрам.

Результаты исследования

При доказательстве первой эмпирической гипотезы оказалось, что значимые уровни коэффициента ассоциации были выявлены только у учащихся восьмых классов. У учащихся седьмых классов значимых взаимосвязей при р < 0,05 не было выявлено, из-за недостаточного объема выборки и соответственно малочисленности учащихся в контрастных группах или, возможно, вследствие возрастных особенностей испытуемых. Анализ соотношений четырех компонентов аналитического/холистического стиля мышления учащихся седьмых классов, принадлежащих к контрастных группам, показал, что отдельные компоненты имеют высокий уровень вариативности, например, юноши-аналитики по трем компонентам (фокус внимания, каузальная атрибуция и терпимость к противоречиям) проявляют себя как лица с аналитическим стилем мышления, тогда как восприятие изменений выражено как у лиц с холистическим стилем мышления.

Вычисления коэффициента ассоциации показали, что между выраженностью противоположных ценностей духовное - материальное и стилем мышления существует значимая взаимосвязь (Ц = 0,806 при %2 =6,4, что достоверно при р < 0,02), т. е. чаще всего встречаются юноши-холисты с амбивалентным состоянием противоположных ценностей и юноши-аналитики с выраженной ценностью материального благополучия. Аналогичная взаимосвязь получена с противоположными ценностями процесс-результат, для которого Ц = 0,763 при X2 =5,9, что достоверно при р < 0,05. Этот результат можно интерпретировать как большее предпочтение юношами с аналитическим стилем мышления ценности достижения результата, тогда как их сверстники юноши-холисты находятся в состоянии амбивалентности исследованных противоположных ценностей. Полученные результаты на выборке юношей восьмых классов в целом соответствуют портрету личности с выраженным аналитическим стилем мышления, отличающимся прагматической направленностью, целеустремленностью на результат, карьеру и материальное благополучие.

Несколько иной результат получен на выборке девушек восьмых классов. Выявлена значимая взаимосвязь между противоположными ценностями коллективности/индивидуальности и стилем мышления. Однако коэффициент ассоциации Ц = -0,760 при %2 =5,5, что достоверно при р < 0,05. Это означает, что ценность индивидуальности чаще присуща девушкам с выраженным холистическим стилем мышления, как и ценность достижения (Ц = -0,802 при X2 =7,5, что достоверно при р < 0,01). Тогда как девушкам с аналитическим стилем мышления свойственно состояние амбивалентности противоположных ценностей. Как мы видим, полученный результат противоположен данным мужской выборки. Можно ли это объяснить только гендерными различиями предстоит доказать в следующих исследованиях.

Наличие значимой взаимосвязи между качественными признаками в дихотомической шкале: стилем мышления и преобладанием прагматических ценностей относительно амбивалентного состояния позволил нам перейти к доказательству второй эмпирической гипотезы о существовании взаимосвязи между выраженностью стиля мышления и ценностной направленностью в таблицах с тремя градациями (таблица 3х3). С помощью коэффициента сопряженности Пирсона на мужской выборке показано, что существует взаимосвязь между преобладанием ценностей прагматической направленности: индивидуальности (Кр= 0,455 при р < 0,05), материального благополучия (Кр= 0,455 при р < 0,05) и достижения (Кр= 0,435 при р < 0,05), и выраженностью аналитического стиля мышления. В группе девушек получена одна значимая взаимосвязь, аналогичная взаимосвязи юношей, свидетельствующая о связи ценности индивидуальности (Кр= 0,455 при р < 0,05) с аналитическим стилем мышления, что противоположно результату, полученному в таблицах сопряженности 2х2 для девушек. Нестабильность результатов, получаемых на выборке девушек, и однозначность аналогичных данных в юношеской выборке были проверены определением линейного коэффициента корреляции Пирсона на полной выборке. В выборке девушек не выявлено значимых взаимосвязей между выраженностью стиля мышления и ценностями, тогда как в юношеской выборке получены в трех парах противоположных ценностей однозначные взаимосвязи со стилем мышления.

Установлено, что чем сильнее выражен уровень холистичности юношей, тем в большей степени они ценят коллективность (r = 0,40 при p < 0,05), духовную удовлетворенность (r = 0,46 при p < 0,05) и процесс деятельности (r = 0,47 при p < 0,05), что соответствует представлению о холистах как гуманистически нацеленных, толерантных, стремящихся к компромиссам, творческих людях. И наоборот, аналитиках, характеризующихся прагматической направленностью, достижением результата и материальной выгодой.

Таким образом, проведенные исследования позволили доказать наличие взаимосвязи между холистичностью/аналитичность стиля мышления учащихся восьмых классов и выраженностью ценностей.

1. Теория аналитичности/холистичности стилей мышления становится актуальной не только для стран Восточной Азии и Западной Европы, но и для России. Модель включает четыре основных признака аналитического и холистического стиля мышления и понимания субъектом мира: фокус внимания, отношение к противоречиям, восприятие изменений и каузальная атрибуция.

2. Русскоязычная версия методики AHS (перевод В. В. Знакова) по факторной структуре соответствует оригинальной методике (I. Choi I., M. Koo, J. A. Choi) и имеет допустимые для практического использования значения надежности шкал.

3. Модель холистичности/аналитичности мышления применима для подростков и имеет свои особенности.

4. Аналитический и холистический стили мышления взаимосвязаны с выраженностью ценностей и зависит от пола и возраста. Юноши-холисты чаще имеют ценности гуманистической направленности, а юноши-аналитики - прагматической направленности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журавлева, Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 524 с.

2. Знаков, В. В. Аналитичность и холистичность в научном мировоззрении

A. В. Брушлинского // Человек, субъект, личность в современной психологии: матер. Междунар. конф., посвящ. 80-летию А. В. Брушлинского. Том 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 29-32.

3. Знаков, В. В. Аналитичность и холистичность в научных взглядах А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 135-146.

4. Знаков, В. В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.

5. Капцов, А. В. Противоречия в аксиосфере личности: сущность и методы исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. - № 1(11). - С. 153-167.

6. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы. - Самара: СамЛюксПринт, 2011. - 112 с.

7. Капцов, А. В. Тест аксиологической направленности школьников: Руководство по интерпретации результатов диагностики. - Самара: Самар. гуманит. акад, 2013. - 20 с.

8. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Особенности личностных и когнитивных характеристик студентов с различной динамикой аксиологических противоречий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2013. - № 2 (14). - С. 102-114.

9. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Психологические факторы противоречий в ак-сиосфере студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. - № 2 (12). - С. 72-87.

10. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 252 с.

11. Кобзарь, А. И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 816 с.

12. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. - М. : Юрайт, 2012. - 640 с.

13. Некрасова Е. В., Асеева И. Н. Сформированность аксиосферы учащихся школы и лицея 12-14 лет // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2013. - № 2 (14). - С. 115-126.

14. Нисбетт Р., Пенг К., Чой И, Норензаян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / пер. с англ. М. С. Жамкочьян; под ред.

B. С. Магуна. - М. : Фонд «Либеральная миссия», 2011. - 68 с.

15. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом А. А. Грицанов,

16. Психологический словарь. Интуитивное и аналитическое мышление. URL: http://www.zipsites.ru/psy/azps (дата обращения: 14.04.14).

17. Словарь-справочник по философии. - Ставрополь: Изд-во СтГМА. Т. Б. Сергеева, 2009.

18. Фер Р. М., Бакарак В. Р. Психометрика: Введение. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. - 445 с.

19. Choi I., Koo M., Choi J. A. Individual differences in analytic versus holistic thinking // Personality and Social Psychology Bulletin. 2007. V. 33. N 5. P. 691-705.

1. Zhuravleva N. A. Psikhologiya sotsialnykh izmenenii: tsennostnyi podkhod . Moscow, 2013. 524 p. (in Russian).

2. Znakov V. V. Chelovek, sub"ekt, lichnost" v sovremennoi psikhologii: Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii, posvyashchennoi 80-letiyu A. V. Brushlinskogo . Moscow, 2013, vol 1, pp. 29-32 (in Russian).

3. Znakov V. V. Voprosypsikhologii , 2013, no. 4, pp. 135-146 (in Russian).

4. Znakov V. V. Psikhologiya ponimaniya. Problemy i perspektivy . Moscow, 2005. 448 p. (in Russian).

5. Kaptsov A. V. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya "Psikhologiya" , 2012, no. 1(11), pp. 153-167 (in Russian).

6. Kaptsov A. V. Psikhologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy . Samara, 2011. 112 p. (in Russian).

7. Kaptsov A. V. Test aksiologicheskoi napravlennosti shkol"nikov: Rukovodstvo po interpretatsii rezul"tatov diagnostiki . Samara, 2013. 20 p. (in Russian).

8. Kaptsov A. V., Kolesnikova E. I. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya Psikhologiya , 2013, no. 2(14), pp. 102-114 (in Russian).

9. Kaptsov A. V., Kolesnikova E. I. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya Psikhologiya , 2012, no. 2(12), pp. 72-87 (in Russian).

10. Karpushina L. V., Kaptsov A. V. Psikhologiya tsennostei rossiiskoi molodezhi . Samara, 2009. 252 p. (in Russian).

11. Kobzar" A. I. Prikladnaya matematicheskaya statistika. Dlya inzhenerov i nauchnykh rabotnikov . Moscow, 2006. 816 p. (in Russian).

12. Kornilova T. V. Eksperimental"nayapsikhologiya . Moscow,

2012. 640 p. (in Russian).

13. Nekrasova E. V., Aseeva I. N. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya Psikhologiya ,

2013, no. 2(14), pp. 115-126 (in Russian).

14. Nisbett R. Kul"tura i sistemy myshleniya: sravnenie kholisticheskogo i analiticheskogo poznaniya . Moscow, 2011. 68 p. (in Russian).

15. Noveishii filosofskii slovar" . Minsk, 1999. (in Russian).

16. Psikhologicheskii slovar". Intuitivnoe i analiticheskoe myshlenie . Available at: http://www.zipsites.ru/psy/azps (accessed 14 April 2014) (in Russian).

17. Slovar"-spravochnik po filosofii . Stavropol", 2009 (in Russian).

18. Fer R. M., Bakarak V. R. Psikhometrika: Vvedenie Chelyabinsk, 2010. 445 p. (in Russian).

19. Choi I., Koo M., Choi J.A. Individual differences in analytic versus holistic thinking Personality and Social Psychology Bulletin, 2007, v. 33, no. 5, pp. 691-705 (in English).

Property Features Adolescents with analytic and holistic thinking styles

A. Kaptsov, E. Nekrasova

The article discusses the features of value orientations girls Russian and Tatar nationality, living in one region of the Russian Federation. The stability of the family tradition and give spiritual values that are passed from generation to generation and are the backbone of the future development of the institution of the family.

Key words: family, family values, social values, socialization of the individual, value self-determination, the value of tradition.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ

(от греч. - целый, весь) , идеалистич. « целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и » («Holism and evolution», 1926) . Согласно X., миром управляет творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает сохранения материи. Носителем всех органич. свойств объявляется чувственно невоспринимаемое поле (подобное лейбницев-ской монаде) , остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе и субъективное; провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно X., высшая конкретная органич. целостности - человеч. . Придавая мистич. «фактору целостности», X. считает его непознаваемым. Идеи X. развивали А. Мейер-Абих (Германия) , А. Леман (Франция) . В совр. зап. литературе «X.» иногда используется для обозначения принципа целостности.

Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв. , М., 1962 ; Кремянский В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ХОЛИЗМ

(от греч. hdlon – )

точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и этой охватывающей целостности.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ХОЛИЗМ

(от греч. ὅλος – целый, весь) – "философия целостности"; идеалистич. учение, рассматривающее как результат ступенчатой творч. эволюции, к-рая направляется нематериальным и непознаваемым "фактором целостности". Основоположником X. считается Смэтс (см. Организмические теории).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. δλος - целый, весь) - в широком смысле в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть большее, чем простая его частей. Соответственно его гносеологический гласит: целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают “философию целостности”, разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин “холизм”.

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как , разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм , настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; , признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел в разнообразных доктринах, обосновывающих общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т. н. “тезисе Дюгема - Куайна”, в методологических ко1щепциях Т. Куна, П. Фейерабендаидр.

Т. о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в cabibiA различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих , обретает некое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.

В холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем. Лит.: Smiita J. С. Holism and Evolution. N. Y., 1926; Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologisehen Emeunthis. Lpz., 1994.

А. Л. Никифоров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ХОЛИЗМ" в других словарях:

    холизм - ХОЛИЗМ (от греч. okoc, целый) методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Холизм - Холизм ♦ Holisme Течение мысли, придающее большее значение целому (от греческого holos), чем его частям, провозглашающее несводимость целого к составляющим его элементам. В приложении к обществу холизм противостоит индивидуализму … Философский словарь Спонвиля

    - (от греч. holos весь целый) (философия целостности), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным фактором целостности; основоположник Я. Смэтс … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. holos целый) понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих… … Новейший философский словарь

    - (от греч. holos целый, весь) англ. holism; нем. Holismus. Методологический принцип целостности (сформулированный Я. Смэт сом), выражающийся в формуле, что целое больше, чем сумма его частей. X. присущ целом ряду концепций развития,… … Энциклопедия социологии

    холизм - Концепция, утверждающая, что окружающая среда может быть понята только как комплексная система взаимосвязанных частей и целого … Словарь по географии

    - (от др. греч. ὅλος, «целый, цельный») в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холизмом… … Википедия

    - (англ. holism (гр. hole целое) одна из форм современной идеалистической философии; рассматривает природу как иерархию целостностей, понимаемых как духовное единство, нематериальная структура; принцип подчинения части целому используется… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХОЛИЗМ - философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и… … Философия науки: Словарь основных терминов

Дизайн Вашей ванной в морской тематике

Дизайн ванной – один из важнейших и самых затратных этапов ремонта, который впоследствии редко обновляется. Поэтому со временем интерьер ванной комнаты начинает казаться скучным и однообразным. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, но на серьезные вложения и ремонт пока не готовы, не спешите опускать руки. К концу этой статьи Вы поймете, что обновить интерьер куда легче, чем кажется, и узнаете, как сделать это всего за 3 шага и уложиться в один день!

Не идите на компромиссы и не откладывайте перемены, ведь именно с ванной комнаты чаще всего начинается день, и ее вид способен задать тон Вашему настроению.

Представьте, каким будет Ваш настрой, если встречать каждое утро в надоевшей или тусклой обстановке! Мы расскажем, как не допустить подобного и без больших затрат и ремонта преобразить дизайн Вашей ванной. Речь пойдет о создании стильного декора морской тематике.

Бирюзовая вода, золотистый песок, ласковые волны, теплые лучи солнца и соленый ветер - все это навевает приятные воспоминания о летних путешествиях к лазурным побережьям Средиземноморья или тропических островов. Если Вы хотите погружаться в этот чудесный мир, каждый раз, открывая дверь своей ванной, то эта статья для Вас!

4 вида «морского» декора ванной

Не торопитесь переходить к решительным действиям, Вам будет намного легче, если Вы заранее определитесь с общим стилем пространства, который хотите воплотить. Итак, можно выделить три основных вида «морского» декора ванны.

Ванна в тропическом стиле подразумевает обилие натуральных цветов: зеленого, синего, изумрудного, охры, оранжевого, терракотового и наличие, деревянных аксессуаров и живых растений. Если у Вас есть деревянная состаренная мебель, то смело используйте ее в этом интерьере: она поможет передать атмосферу хижины, затерянной среди пальм. Эти элементы создадут впечатление джунглей, растущих вдоль тропических побережий. Полюбуйтесь на несколько замечательных вариантов такого оформления.

Средиземноморский стиль так же, как и тропический, приветствует наличие живых растений, особенно пальм или олив. Здесь чаще всего используется белая, кремовая и золотистая гамма с вкраплением светло-синих оттенков. В средиземноморском стиле уместна керамическая утварь, глиняные поделки и вазы, на стенах делаются декоративные бордюры и фрески. В такой ванной преобладает ощущение комфорта, полной релаксации и отдыха.

А вот любителям приключений и мечтателям, завидующим жизни отважных пиратов и первооткрывателей, по душе придется ванная, оформленная в пиратском стиле или под каюту корабля! Особенно неравнодушны к такому стилю самые маленькие авантюристы, которых теперь точно невозможно будет вытащить из ванной.

Итак, здесь прекрасно подойдет голубая, синяя, белая и темно-бежевая гамма с добавлением полосатых элементов и принтов на текстиле с изображением якорей и кораблей. Толстые веревки, компасы, фигурки кораблей, спасательных кругов и других неотъемлемых атрибутов путешественника отлично впишутся в такой интерьер.



Мир, скрытый под толщей воды и среди причудливых коралловых рифов, очаровывает и манит своей загадочной красотой! Приходилось ли Вам нырять с маской или аквалангом? Если да, то Вы понимаете, как сильно завораживает жизнь морских обитателей, и можете заинтересоваться в создании подлинного подводного пространства прямо у себя в ванной. Конечно же, в подводном стиле преобладающими будут оттенки синего цвета: бирюзовый, голубой, кобальтовый, небесно-синий; стены и пол украшаются изображениями морских обитателей. В декоре характерно присутствие раковин, морских звезд и камней, теперь Вашим находкам с пляжа найдется прекрасное применение!





Подумайте что Вам ближе, что больше всего радует и вдохновляет Вас? Готовы? Тогда приступаем к созданию ванной мечты!

Шаг 1: Создаем цветовую гамму.

Синий и голубой цвета ассоциируются с прохладой, морем или океаном, обновлением, свежестью и чистотой. Именно поэтому почти для любого стиля ванной этот оттенок будет уместен.

В Вашей ванной нет элементов гаммы стиля, который Вам приглянулся? Всего несколько простых деталей одного цвета способны преобразить общий тон пространства.

Добавьте несколько голубых, бирюзовых или изумрудных «пятен» с помощью текстиля, который придает особый уют и тепло пространству ванной комнаты. Приобретите текстиль в одном цвете и стиле, тогда он будет смотреться стильно и лаконично и станет хорошим декоративным элементом. Для пиратского или подводного декора будут уместны ткани с принтами, изображающими морской узор, якорь, части света и морских обитателей, а также ткани с «морской» полоской.

Несколько мягких однотонных, полосатых или украшенных морским принтом полотенец разного размера, которые Вы можете развесить на края ванной, сложить на столике или свернуть в трубочку на открытой полке, добавят в интерьер морские тона и приятную, располагающую к отдыху атмосферу. Дополните ее небольшим ковриком в цвет к гамме полотенец, чтобы создать гармоничный ансамбль.

Важным аксессуаром в ванной комнате является шторка, которую в данном случае можно отнести к текстилю. Она выполняет не только функциональную, но и декоративную роль. Выберете штору голубого или песчаного оттенка, она может быть украшена водными разводами, изображениями морских обитателей или волнистым орнаментом, - смело фантазируйте и играйте с сочетаниями принтов и оттенков.

Шаг 2: Расставляем акценты с наклейками в ванную



Теперь наполним пространство морскими обитателями! Виниловые наклейки в ванную комнату – прекрасное и легкое решение, чтобы обновить декор ванной.

Их бесспорным преимуществом является возможность многоразового использования: наклейки легко разместить в другом порядке, украсить ими другое помещение или просто убрать на время. А большой выбор тем, цветов, размеров и форм предоставляет Вашему воображению безграничный простор!

Любителям ярких разноцветных рыбок и наблюдений за ними с маской и аквалангом особенно понравятся для декора с необычными и чудесными обитателями коралловых рифов. Они точно превратят Ваш интерьер в сказочный подводный мир!

Расположите наклейки на стенах или мебели по своему вкусу, и их насыщенный красивый окрас придаст Вашему помещению экзотику теплых морей и океанов. Даже в холодную пору интерьер ванной будет наполнен солнечной позитивной атмосферой!

Более сдержанная, но весьма эффектная на стену представляет собой великолепный набор изысканных причудливых ракушек, жемчужных раковин, морских звезд всех форм и оттенков. Настоящий клад с морских глубин!

Расположите их вдоль стены над зеркалом, в шахматном или произвольном порядке, чтобы создать нежную морскую композицию. Чудесные раковины станут великолепным дополнением к текстилю, шторке, кафелю песчаного или золотистого оттенка и подойдут для средиземноморского интерьера, морского и тропического стиля.

Посмотрите, как легко и волшебно можно преобразить свою ванную комнату с помощью стильных морских стикеров!




Виниловые наклейки для создания особой атмосферы.

Ну и конечно, какой же океан без с гордо поднятыми парусами, стремящегося навстречу приключениям!

В каждом из нас живет мечтатель и романтик, которого вдохновляют путешествия к дальним морям и смелые подвиги лихих пиратов!

Отправьте свой собственный корабль в плаванье с набором виниловых наклеек на плитку: роскошное судно о белых парусах, мчащееся по волнам, украсит стену ванной и наполнит ее романтикой морских приключений и странствий. То, что надо для создания пиратского интерьера, полного загадочного духа странствий и авантюр! Вне всяких сомнений, Ваши юные пираты особенно обрадуются такому украшению!

Вот еще несколько идей для оформления ванны, которые добавят туда атмосферу романтики морских приключений.



Не все малыши любят купаться, некотоые часто капризничают по этому поводу. Поэтому для самых маленьких можно выбрать особый игровой декор с помощью объемных наклеек.

Веселый кораблик, отважный катер и смешная подводная лодочка составят компанию самым маленьким во время мытья, ведь их можно легко перемещать, устраивая морские сражения и гонки! Выбирайте пиратов, русалок, рыбок и других персонажей, которые порадуют малышей.

Такой декор развеселит и поднимет настроение даже взрослым. Кроме того, он смотрится очень ярко и стильно!


Создавайте чудесные композиции с виниловыми наклейками, чтобы придать пространству ванной ощущение подводного мира или океанского побережья.

Шаг 3: завершающие штрихи декора ванной

Не стоит недооценивать детали, ведь именно из них скалывается единый гармоничный стиль. Для морского декора ванной будут очень уместны милые декоративные безделушки и поделки с ракушками, морскими звездами или фигурки в виде дельфинов и других морских обитателей. Наверняка Вы хоть раз привозили из поездок или получали подобные сувениры в подарок!



Настенный якорь, спасательный круг, фигурки и модели кораблей, глобус, шкатулки в виде сундука, - вот простые элементы, которые превратят ванную в каюту пиратского корабля или комнату мореплавателя.

Для тропического стиля подойдут различные поделки из камней, бамбука и такие живые растения как Орхидея, Монстера, Папоротник Нефролепсис или Аглаонема, которые легко перенесут недостаток освещения.

Также Вы можете своими руками создать миниатюрный садик из неприхотливых кактусов и суккулентов в стеклянной вазе или аквариуме, - флорариум.


Хотите круглый год чувствовать атмосферу лазурных побережий тропических островов или средиземноморья? Несколько настоящих морских ракушек или просто необычных камней, собранных на берегу, добавят подлинную изюминку и шик в Ваш морской интерьер.

Разложите небольшие экземпляры в ряд один за другим вдоль бортиков ванной или наполните ими стеклянную вазу, а крупные можно поставить отдельно на столик и по углам раковины. Наполните ими прозрачную вазу или сосуд, и Ваша морская композиция готова!

На столике можно расставить свои фотографии в рамках, украшенных кораллами и ракушками.

А можно создать замечательный корабельный антураж с помощью декоративных сетей!

Интерьер ванной комнаты : еще несколько советов.

Чтобы интерьер Вашей ванной комнаты был безупречен, не перегружайте его декоративными элементами. Во-первых, если занять ими слишком много пространства, то места для хранения необходимых принадлежностей, будет существенно меньше.

А ведь функциональный аспект в этом помещении играет огромную роль. Кроме того, обилие декора отвлекает внимание от общего стиля и смотрится излишне пестро. Например, вполне хватит двух-трех крупных раковин или одного пышного растения.

Мы понимаем, как важно, чтобы все необходимое было под рукой, но в захламленном пространстве, перевоплощение Вашей ванны будет не столь эффектно. Используйте простые хитрости, чтобы привести ванные принадлежности в порядок.

Скажем, несколько одинаковых деревянных или пластиковых контейнеров для хранения вещей, которые можно приобрести в IKEA или любом другом гипермаркете товаров для дома, решат проблему с многочисленными баночками, тюбиками и коробочками.

А вот какое применение можно найти обычной офисной подставке для бумаг или вазе из-под фруктов.

Согласитесь, что так Ваша любимая косметика будет выглядеть куда аккуратнее. Для красоты любого интерьера очень важно, чтобы пространство было не перегружено и максимально свободно.

Итак, теперь Вы знаете, как легко и стильно можно преобразить свою ванную, используя минимум затрат и времени!

Предлагаем Вам еще несколько фото интерьеров ванной комнаты для вдохновения.



Вдохновляйтесь, создавайте свой настоящий уголок лета и отдыха в ванной и наслаждайтесь уютом этого оазиса круглый год! Смело фантазируйте, творите и меняйте пространство вокруг. Удачи!