Практическая работа «Строение корневых волосков и корневого чехлика. Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы Строение и функции корня лабораторная работа

Возведение крыши

Зона всасывания длиной всего несколько сантиметров. Она характеризуется обилием корневых волосков, которые представляют собой трубчатые выросты клеток наружной кожицы. Длина их составляет 0,15-8 мм, а продолжительность жизни — 10-15 дней. С их помощью растения всасывают воду и растворённые в ней питательные вещества. Благодаря волоскам площадь поглощающей поверхности корня увеличивается. Они также выполняют и механическую роль — служат опорой верхушке корня.

На корнях каждого растения таких волосков очень много. Волоски недолговечны и в процессе роста корня быстро образуются в нижней части зоны всасывания и отмирают в верхней.

Клетки корневого чехлика живут от 4 до 9 дней и, заменяются новыми. Кончик корня вместе с чехликом продвигается между частицами почвы. Чтобы облегчить скольжение чехлик покрыт слизью.

Что делать. Рассмотрите корни проростков пшеницы. В средней части корня найдите и рассмотрите корневые волоски. Приготовьте микропрепарат части корня с корневыми волосками и рассмотрите под лупой.

Что наблюдаем. Корневые волоски имеют вид лёгкого пушка.

Что делать. Рассмотрите под большим увеличением один корневой волосок.

Каково строение корневого волоска?

Что делать. Найдите на микропрепарате кончик корня. Рассмотрите его.

  • Чем покрыт кончик корня?
  • Из каких клеток состоит кончик корня?

Подготовить к отчёту. Рисунки: клетку кожицы корня с корневым волоском; кончик корня с корневым чехликом.

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); таблица «Органы растения», рисунки учебника на с. 38.

  1. Инструктивная карточка

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. На с. 90 прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни. Подумайте, какой корень называется главным.

6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни. Подумайте, какие корни называются придаточными.

7. Заполните схему.

Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.

  1. Виды корневых систем растений
  1. Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется … системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .

3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .

5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …

10. Из зародышевого корешка развивается … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Впервые корень появился у:

а) покрытосеменных; б) мхов; в) плауновидных; г) водорослей.

2. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни; в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.

3. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне; б) стебле; в) боковых корнях; г) воздушных корнях.

4. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве; б) поглощение воды и минеральных солей; в) размножение; г) всё перечисленное.

5. Верхушка корня покрыта:

а) корневыми волосками; б) кожицей; в) корневым чехликом; г) кутикулой.

6. Сразу под корневым чехликом начинается зона:

а) деления; б) всасывания; в) проведения; г) роста.

7. Корневой волосок – это:

а) вырост наружной клетки корня; б) боковой корень; в) вырост клеток стебля; г) придаточный корень.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.

10. Растения со слабым стеблем поднимаются вверх с помощью корней-прицепок.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ? ––> корень.
  • Главный корень + ? ––> стержневая корневая система.
  • Придаточные корни + ? ––> мочковатая корневая система.
  • Корневой чехлик > зона делящихся клеток ––> ? ––> зона всасывания ––> ? .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна

    О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»

    Предмет – Биология

    Класс – 6

    Тема урока – «Строение и функции корня. Лабораторная работа №4. Строение корневого волоска. Корневые системы»

    Цель : сформировать представление о строении корня и о том, что растительный организм является целостным организмом, где каждый орган имеет свою функцию и строение.

    Задачи:

    Образовательные:

    рассмотреть строение корня – зоны корня;

    проинформировать учащихся об основных видах корневых систем;

    объяснить зависимость функций корня от его строения.

    Развивающие:

    развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

    развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

    развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

    Воспитательные:

    формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

    развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

    продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

    Планируемые образовательные результаты:

    предметные – формирование целостных представлений о строении и функциях корня; формирование систематизированных понятий о внутреннем строении корня растения; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: корень, корневой чехлик, корневые волоски, всасывающая ткань (ризодерма), корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система; анализировать полученную информацию о строении корня и корневых системах у растения;

    метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

    личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

    УУД:

    Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

    Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

    Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

    Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

    Основные понятия: корень, корневой чехлик, корневые волоски, всасывающая ткань (ризодерма), корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.

    Тип урока: комбинированный.

    План изучения нового материала:

    Организационный этап.

    Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Изучение нового материала.

    Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Рефлексия (подведение итогов урока).

    Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.

    Домашнее задание: §31 - изучить, задание «Мои биологические исследования», стр. 81.

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: настрой на урок

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

    Тестирование .

    Укажите, какого листорасположения НЕ существует: а) очерёдное; б) черешковое ; в) мутовчатое; г) супротивное.

    Лист – основной орган большинства растений, где происходит: а) транспорт веществ; б) образование новых клеток; в) запасание новых веществ; г) фотосинтез .

    Если от узла отходит три листа и более, то такое листорасположение называют: а) очерёдным; б) супротивным; в) мутовчатым ; г) параллельным.

    Порядок размещения листьев на побеге называют: а) листорасположением ; б) прилистником; в) листовой мозаикой; г) листовой пластинкой.

    Укажите, какая функция НЕ характерна для листьев: а) фотосинтез; б) газообмен; в) запас питательных веществ ; г) испарение воды.

    Организация взаимопроверки.

    Выполните задание: Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор.

Листовая пластинка, черешок, древесина , основание, прилистники.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Выполняют тестовые задания. (Приложение для учащихся)

Осуществляют взаимооценивание.

Обсуждают в парах. Отвечают устно.

Коммуникативные : работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные : осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные : ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

Учитель :

    Мыльный корень.

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

    Кофе из цикория.

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

Учитель :

    Постановка проблемной задачи:

?? Подумаем:

    Какие функции выполняет корень в растительном организме? (Ответы учащихся)

    Как вы считаете, каким образом строение корня может быть связано с выполняемыми им функциями? (Ответы учащихся)

Сформулируем тему урока: Строение и функции корня. Лабораторная работа №4. Строение корневого волоска. Корневые системы.

Сформулируем цели и задачи урока: изучить строение корня – зоны корня; рассмотреть основные виды корневых систем; объяснить зависимость функций корня от его строения.

Внимательно слушают.

Дают предполагаемые ответы.

Дают предполагаемые ответы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме, текстом лабораторной работы (Приложение для учащихся)

    Строение корня.

Учитель :

    Дадим определение понятию «корень», используя для этого разные источники: учебник и словарь.

( Корень - один из основных вегетативных органов растения, служащий для закрепления его в почве, поглощения воды с растворёнными в ней минеральными веществами и синтеза некоторых органических соединений, например, гормонов)

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

(РАБОТА СО СЛОВАРЁМ)

(ЗАПИСАТЬ)

Учитель :

    Согласно определению, корень выполняет несколько функций. Давайте их обозначим:

    Поглощение воды и минеральных веществ.

    Закрепление растения в почве.

    Синтез гормонов.

(ИНТЕРАКТИВНАЯ СХЕМА)

Учитель :

    Чем характеризуется строение корня? Рассмотрим особенности его строения – обратим внимание на рисунок №1 «Внешнее строение корня» (Приложение) и рисунок №4.13 (Учебник, 80)

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

(РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Учитель :

    Рассмотрим микроскопическое строение зон корня – обратим внимание на рисунки.

(РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Учитель :

    Почвенное питание.

(АНИМАЦИЯ)

Учитель :

    Интересные факты о корневых волосках.

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

    Организация выполнения лабораторной работы (Часть 1). (Приложение для учащихся)

    Типы корневых систем.

    Фронтальная работа с классом.

Учитель :

    Совокупность всех корней растения называют корневой системой .

    Определим виды корней, входящих в состав корня – обратим внимание на рисунок №2 «Виды корней», а также дадим им определение. (Приложение)

(РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Учитель :

    У растений может быть два типа корневых систем: стержневая и мочковатая . Охарактеризуем каждую из них – прочитаем их особенности в тексте учебника.

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

Учитель :

    Типы корневых систем.

(РИСУНОК)

    Стержневая корневая система.

(РИСУНОК)

    Мочковатая корневая система.

(РИСУНОК)

    Корни верблюжьей колючки.

(ЭТО ИНТЕРЕСНО)

    Организация выполнения лабораторной работы (Часть 2). (Приложение для учащихся)

Работают с учебником и словарём. Записывают в тетради.

Коллективно обсуждают ответы. Работают с учебником.

Изучают рисунки №1 и №4.13, стр. 80. (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) (РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Изучают рисунки (РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ)

Анализируют увиденное видео.

Внимательно слушают.

Изучают рисунок №2. (РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Читают вслух текст учебника на стр. 81.

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)

Изучают рисунки.

Внимательно слушают.

Выполняют лабораторную работу по теме. (Приложение для учащихся) (РАБОТА В ПАРАХ)

Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

    Индивидуальная работа с карточками. (Приложение для учащихся)

    Устный опрос.

    В какой зоне корня располагаются корневые волоски? (Всасывания)

    В какой зоне корня происходит образование тканей корня? (Деления)

    Чем характеризуется стержневая корневая система? (Наличием главного корня)

    Чем характеризуется мочковатая корневая система? (Наличием большого количества придаточных корней)

    Организация взаимопомощи между учащимися.

Выполняют индивидуальное задание по карточкам. (Приложение)

Устно отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимную помощь в выполнении заданий учащимся, которые имеют затруднения.

Общеучебные: самостоятельный поиск информации, постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    §31 – изучить.

    Записи в тетради - выучить.

    Выполнить задание «Мои биологические исследования», стр. 81.

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

    Заполнение листов самооценки. (Приложение для учащихся)

    «Барометр настроения».

Личностные: осмысление своих действий; самооценка.

Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Приложение для учащихся

6 класс

Урок №8 (Ученик)

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОРНЯ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4. СТРОЕНИЕ КОРНЕВОГО ВОЛОСКА. КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

    Проверка домашнего задания .

    Выполните тестовые задания.

    Укажите, какого листорасположения НЕ существует: а) очерёдное; б) черешковое; в) мутовчатое; г) супротивное.

    Лист – основной орган большинства растений, где происходит: а) транспорт веществ; б) образование новых клеток; в) запасание новых веществ; г) фотосинтез.

    Если от узла отходит три листа и более, то такое листорасположение называют: а) очерёдным; б) супротивным; в) мутовчатым; г) параллельным.

    Порядок размещения листьев на побеге называют: а) листорасположением; б) прилистником; в) листовой мозаикой; г) листовой пластинкой.

    Укажите, какая функция НЕ характерна для листьев: а) фотосинтез; б) газообмен; в) запас питательных веществ; г) испарение воды.

    Выполните задание.

Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: листовая пластинка, черешок, древесина, основание, прилистники.

    Индивидуальная работа с карточками. (Приложение)

    Работа на уроке

Словарь

    Корень - один из основных вегетативных органов растения, служащий для закрепления его в почве, поглощения воды с растворёнными в ней минеральными веществами и синтеза некоторых органических соединений (например, гормонов).

    Корневой чехлик - колпачок на кончике корня, защищающий образовательную ткань, находящуюся на кончике корня, от повреждения твёрдыми частицами почвы. Также корневой чехлик выделяет слизь, способствующую продвижению корня в почве.

    Всасывающая ткань (ризодерма ) - наружный слой клеток у молодых корней, служащий для поглощения из почвы воды и растворённых в ней веществ. Клетки всасывающей ткани образуют выросты - корневые волоски.

    Корневые волоски - выросты клеток особой покровной (всасывающей) ткани корня, благодаря которым многократно увеличивается его всасывающая поверхность.

    Корневая система - совокупность всех корней растения. Различают стержневую и мочковатую корневые системы.

    Главный корень - корень, развивающийся из зародышевого корешка. В стержневой корневой системе остаётся самым крупным и длительно функционирующим корнем, а в мочковатой быстро заменяется придаточными корнями.

    Боковые корни - корни, образующиеся на другом корне любого происхождения.

    Стержневая корневая система - корневая система, в которой имеется выраженный главный корень, от которого отходят боковые корни.

    Мочковатая корневая система - корневая система, в которой главный корень не выделяется среди многочисленных придаточных корней.

    Придаточные корни - корни, развивающиеся на любых участках побега.

Рисунок 1. Внешнее строение корня

Рисунок 2. Виды корней

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Строение корневого волоска. Корневые системы

Цель: познакомиться с разными типами корневых систем, строением и функциями корневого волоска.

Оборудование и материалы: живые и гербарные образцы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы

(Для выполнения лабораторной работы также используйте текст, рисунки, представленные в §31 на стр. 80-81 и рисунки приложения)

Часть 1.

    Рассмотрите внутреннее строение корня и, используя полученную информацию, заполните таблицу «Функции и ткани зон корня».

Зона проведения

Зона всасывания

Зона роста

Зона деления

Корневой чехлик

    Зарисуйте строение корневого волоска.

Часть 2.

    Зарисуйте разные типы корневых систем: стержневую и мочковатую (учебник – рисунок 4.15, стр. 81).

    По результатам работы напишите вывод.

    Закрепление изученного материала .

    Индивидуальная работа с карточками.

Карточка 1

    Дайте краткие ответы на вопросы.

    В какой зоне корня располагаются корневые волоски?

    В какой зоне корня происходит образование тканей корня?

    Чем характеризуется стержневая корневая система?

    Перечислите основные функции корня.

    Чем характеризуется мочковатая корневая система?

    Рефлексия (самооценивание) .

Лист самооценки Класс ______ Ученик ________________________________

    Какова была цель урока __________________________________________________________

    Удалось получить результат (решение, ответ)? ________________________________________

    Правильно или с ошибкой? _______________________________________________________

    Самостоятельно или с чьей-то помощью? ___________________________________________

    Какую оценку ты бы себе поставил? ________________________________________________


Корень один из основных органов высших растений (кроме мхов), служащий для прикрепления к субстрату, поглощения из него воды и питательных веществ. Функции корня: 1.Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; 2.Поглощение воды и минеральных веществ; 3.Проведение веществ; 4.Может служить местом накопления питательных веществ; 5.Служит органом вегетативного размножения. Функции корня


По происхождению корни делят на главный, боковые и придаточные. Главный корень корень, развивающийся из зародышевого корешка. Придаточные корни корни, развивающиеся от стеблей, листьев. Боковые корни корни, развивающиеся на другом корне любого происхождения и являющиеся образованиями второго и последующих порядков ветвления. Виды корней










Лабораторная работа 14 Лабораторная работа 14 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений, найдите главный и боковые корни. 2. Определите и отберите растения со стержневой корневой системой. 3. Определите и отберите растения с мочковатой корневой системой. 4. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные. 5. Заполните таблицу: Название растения Тип корневой системы



Внутреннее строение корня

Корень – осевой вегетативный орган растения. Он обладает неограниченным верхушечным ростом и радиальной симметрией, с положительным геотропизмом (растет верхушкой вниз).

Рис. 1 Внутреннее строение корня

    Верхушка корня всегда прикрыта корневым чехликом . Он состоит из постоянно обновляющихся, тонкостенных живых клеток. Надежно защищает нежные делящиеся клетки от повреждения твердыми частицами почвы. Когда корень продвигается в почве, старые клетки слущиваются, а новые нарастают. Кроме того, наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, облегчающую продвижение корня в почве.У водных растений корневого чехлика нет, вместо него имеется другое образование – водяной кармашек. В клетках находятся кристаллы, с помощью их корень чувствует центр Земли – положительный геотропизм (рис. 2 ).

Рис. 2 Положительный геотропизм корня

    Зона деления – это клетки, постоянно делящиеся, т.е. образовательная ткань. Эта зона очень маленькая, и составляет около 1 мм. За счет нее корень растет в длину.

    Зона растяжения (роста) – гладкий участок корня протяженностью 6-9 мм – располагается выше зоны деления. Клетки в этой зоне интенсивно растут, вытягиваются по длине корня и начинают дифференцироваться. Деление же у них почти отсутствует.

    Зона всасывания , называемая также зоной корневых волосков – следующая зона корня.

Рис. 3 Строение корневого волоска

Ее продолжительность – до нескольких сантиметров. Отличительное свойство этой зоны – наличие корневых волосков – выростов клеток кожицы корня размером от 1-2 мм до 20 мм. Эти волоски в десятки раз увеличивают площадь всасывающей зоны корней (например, у ржи около 14 млрд. корневых волосков суммарная длина которых более 10 000 км). Внешне корневые волоски выглядят как нежный белый пушок. Продолжительность жизни корневых волосков – 10-20 дней. В зоне корневых волосков происходит активное всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Клетки корневых волосков при этом работают как маленькие насосы.

Рис. 4 Поперечный срез корня в зоне всасывания

    Зона проведения (боковых корней) – находится выше зоны корневых

волосков. Это самая длинная и прочная часть корня с хорошо развитыми проводящими тканями. Здесь осуществляется транспорт веществ. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами (восходящий ток по сосудам ), а вниз передвигаются органические вещества из листьев (нисходящий ток по ситовидным трубкам ), необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни (отсюда ее другое название – зона ветвления).

Зона корня

Ткань

Корневой чехлик

Покровная

Зона деления

Образовательная (меристема)

Зона роста

Образовательная (меристема)

Зона всасывания

Покровная

Зона проведения

Проведения

Лабораторная работа № 1

Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Цель: рассмотреть внутреннее строение корня и показать его взаимосвязь с выполняемыми функциями.

Оборудование: проросшие семена; микропрепараты «Строение корня»; препаровальные наборы; лупы; микроскопы; рисунки «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны».

Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой.

Ход работы

    Рассмотрите с помощью лупы корешок на проросшем семени. Каково строение и цвет кончика корня?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как можно определить зону всасывания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зону деления, корневые волоски.

    Укажите, что изображено на рисунке. Сделайте обозначения.

1.__________________

2.__________________

3.__________________

    Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте на рисунке его составные части.

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

6._____________________________

    Итоги исследований оформите в виде таблицы.

Вывод:

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

2. Зона деления

3. Зона растяжения

4. Зона всасывания

5. Зона проведения

Проблемные вопросы

    Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».

Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

    В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение».

О какой уловке природы говорит К. А. Тимирязев? При помощи чего корень «в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ребята, участвуя в эстафете «Дай жизнь дереву», готовили посадочный материал для одной из улиц города. Двое мальчиков старались выкопать побольше саженцев в питомнике. Подошла вожатая и вместо похвалы ученики услышали: «Вы же больше навредили, а не помогли!» Мальчики обиженно опустили головы, а рядом с ними лежали молодые деревца с коротенькими, обрубленными корнями, отряхнутыми от почвы.

Объясните, какую ошибку допустили ребята. Как нужно правильно выкапывать деревья? Почему нельзя отряхивать почву с корней? Какую оценку вы дадите качеству их работы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________