Какие растения самые древние на земле. Самые старые растения планеты земля

Фундамент

Чтоб ненароком опорочить грешным взглядом
Ту, что, презрев законы и приличия,
Имея только волосы в наличии,
Твердила про себя: «Терпи и верь, так надо…»

Жюль Жозеф Лефевр

Джон Кольер, "Леди Годива". 1897 год


Ни один рассказ о Ковентри не обходится без знаменитой легенды, главный персонаж которой - леди Годива. В середине XI века благочестивая супруга графа Мерсийского была весьма прославлена как патронесса нескольких монастырей.
Cегодня о ней вспоминают главным образом благодаря известной поездке верхом. История о леди Годиве, скачущей в костюме Евы на коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных легенд.
Так о чем же рассказывает нам легенда?

В то время правил последний англосаксонский король Англии - Эдуард Исповедник. Денег ему, как и многим другим монаршим особам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом - повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были вовремя собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский.

Как и большинство подданных Эдуарда Исповедника, жители Ковентри и так страдали от непомерно высоких налогов. И вот, когда в один не самый удачный день их оповестили об увеличении и так уже слишком высоких налогов, горожане стали просить графа о милосердии. Но все мольбы их сюзерен Леофрик оставлял без внимания, а на просьбы об облегчении участи населения отвечал отказом, несмотря даже на то, что новые налоги грозили жителям Ковентри разорением.

Итак, вместо помощи горожане получили отказ. В столь напряженный момент в дело вмешалась прекрасная жена Леофрика. Графиня решила заступиться за земляков. Переполненная чувством сострадания к отчаявшимся жителям Ковентри, она обратилась к мужу с просьбой отменить обременительные поборы. Но графу ее заступничество пришлось не по душе. Раздосадованный ее настойчивостью, чтобы проучить жену, граф предложил ей следующее: «Твоя просьба будет удовлетворена, если ты обнаженной проедешь на лошади по городу из конца в конец».

Леофрик ожидал, что его жена в ужасе и смятении откажется от заступничества - женщина ее ранга не могла согласиться на такое предложение. Но она, к его удивлению, согласилась. На следующее утро, полностью раздевшись и прикрывая наготу лишь распущенными волосами, леди Годива оседлала лошадь и проехала по рыночной площади.

Вот как описывает это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым: лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь - как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…

После такого Леофрику не оставалось ничего другого, как только выполнить просьбу жены.

В древней балладе есть строки, где говорится, как обескураженный и посрамленный граф отменил все поборы, взимаемые с жителей Ковентри, за исключением налога на содержание лошадей. Хроники свидетельствуют, что вплоть до XVII века город действительно мог похвастать подобным безналоговым статусом.

Историю об обнаженной всаднице впервые упоминает монах монастыря Святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году в книге «Flores Historiarum», и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. Возможно, автор использовал какой-то ныне утерянный источник.
В наше время английские историки, соглашаясь с тем, что леди Годива - реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.

Как свидетельствуют документы, героиня легенды была женщиной во всех отношениях замечательной - добросердечной и великодушной - и покровительствовала искусствам. Леди Годива (Godiva - латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что значит «подарок Бога»; всего же существует 17 различных написаний ее имени) действительно жила в Англии в Ковентри в середине XI века. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий - в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, полагая, что близок ее смертный час, завещала все свое немалых размеров состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Но с болезнью удалось справиться, и через некоторое время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии также не чужд был высоких материй. Вскоре, в 1043 году граф и графиня основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри - одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители двадцать четыре деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую Годива верила безгранично. Позднее благодаря ее дарам - золоту и драгоценностям - церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила графа на десять лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа леди Годива продолжала покровительствовать церкви, оказывая поддержку по крайней мере еще полудюжине монастырей. Она была очень набожна и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре.

Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Позднее (в XIII веке) король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 году и позже налог, действительно не взимался. Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. Статуи самых разных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот английский город.

В 1966 году имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с совершенно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, повествующем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также - в 31-м колене - потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом.

После поражения и гибели отца в битве под Гастингсом 14 октября 1066 года дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 году. Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.

March 11th, 2016 , 01:38 pm

История о Леди Годиве, скачущей в платье Евы на лихом коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных легенд, город буквально наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом.
Согласно самой известной версии, Леди Годива - красавица-жена местного лорда - Леофрика, Графа Мерсиа, была поражена окружающей бедностью, и молила своего мужа отменить беспощадные налоги, которые он взыскивал со людей своего графства.
Желая угодить филантропическим настроения жены, Леофрик заявил, что сделает как она просит на том условии, что она, истинная аристократка, проскачет голой на коне через весь город, не подозревая, что женщина ее ранга может согласиться на такое предложение.


Леди Годива, однако, схитрила - она приказала жителям города запереться дома, закрыв все ставни в назначенный день. И они исполнили данное обещание, таким образом никто не увидел её в неподобающем виде, избавив благороднейшее создание от стыда и прочих, сопутствующих такому происшествию, проблем. Только один местный паренек, "подглядывающий Том", посмел ослушаться, и ослеп прежде чем увидел Леди Годиву с длинными волосами, закрывающими ее тело, полуприкрыв глаза, она верхом на коне ехала через город.



Джон Кольер "Леди Годива"
После этого тяжелого испытания Годива вернулась к мужу, который сдержал слово и понизил налоги
История впервые появилась в 1188 году, в то время как герои ее повествования жили на полтора столетия раньше. Леофрик был англо-саксонским графом, который в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город.
На картине Эднунда Лейтона изображена сцена договора между леди Годивой и графом Леофриком:


Его жена, Годифу, пережила его на десять лет, и может быть была могущественной правительницей после смерти мужа, она была очень набожна и пожертвовала земли и деньги церкви. Кроме этого мы мало что знаем об этой супружеской паре.
История Леди Годивы вероятно возникла из языческого ритуала плодородия, и была популяризована в сочинениях норманского хроникера 13 века Роджера Виндовера.
Однако, как всегда нашёлся один хитрец, у которого недоставало совести, он решил полюбоваться дворянским телом, как будто оно чем-то отличается от крестьянского (разве что бледностью и костлявостью). Как только он увидел обнажённую деву в тот же миг и ослеп.
"Подглядывающий Том" - более позднее приукрашение, поводом к которому послужила странная череда событий. В 1586 году совет города Ковентри сделал заказ Адаму ван Ноорту (1562-1641) изобразить легенду Леди Годивы.
Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо Леди Годиву. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином - так возникло дополнение к этому сюжету.
Маршал Клакстон

Альфред Джозеф Вулмер


Ковентри - город развивающийся, с населением в 350 тысяч, которое все увеличивается. Вероятно, можно считать датой его появления седьмой век - время основания на этой земле англосаксонского монастыря. Однако лишь возведение Бенедиктинского аббатства Леофриком, графом Мерсии, в 11-м веке дало первый импульс к развитию города.

Ни один рассказ о Ковентри не может не упомянуть легенду, главный персонаж которой - Леди Годива*. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.


Ковентри, расположенный на пересечении дорог, в связи с этим всегда имел большие преимущества, но в наши дни, когда через него проходят автомобильные и железнодорожные пути, особенно.

Начиная со средних веков, шерсть и выделка кожи немало способствовали его процветанию. Вследствие механизации 19 века появились велосипеды и мануфактуры со швейными машинами.
Именно здесь в 1898 Компания Даймлер выпустила первый автомобиль, быстро возросло производство машин, а затем и самолетов. Сюда стекались рабочие не только из разных уголков Великобритании, но и со всего мира. С начала века население города стало в шесть раз больше. Мало кто знает, что именно на автозаводе в Ковентри производят знаменитое британское такси - кэб распространенное по всей Британии.

Ратуша:

В ноябре 1940 был стерт с лица земли опустошительной воздушной атакой, которая почти разрушила церковь собора Св.Михаила (она была отстроена в 1918 году и прежде принадлежала епархии Личфилда), осталась лишь средневековая величественная башня со шпилем.

В 1951 году был проведен открытый конкурс на лучший проект для нового собора, его выиграл Базиль Спенс. Новый собор считается едва ли не лучшим экземпляром современной архитектуры.


Statue of Lady Godiva in St Mary"s Hall, from Coventry City Council - Статуя Леди Годива в зале Св. Марии, в Городском совете Ковентри

В ста метрах к юго-востоку от собора есть музей и художественная галерея Herbert. Самыми интересными экспонатами являются "Бахус и Ариадна" Луки (это полотно занимает целую стену второго этажа), знаменитый портрет короля Георга III кисти Томаса Лоренса и ряд картин с изображением леди Годивы, среди которых одна Джона Кольера.
На первом этаже - выставка, которая называется "Город Годивы", она охватывает более чем 1000 летний период в истории города, снабжена интерактивными таблицами.
Университет графства Ворвик, первое здание которого было завершено в 1964, гордится лучшим в стране университетским городком, который занимает территорию в 400 акров.
В нем проживают 800 студентов из 1,600, посещающих университет, но в ближайшем будущем он сможет вместить 15,000. Университет находится в 4-х милях от Ковентри, на холме Гиббет, у дороги на Ворвик.
Из Лондона самый бюджетный вариант добраться до Ковентри - это автобус. Если купить билет в правильное(не час пик) время, то можно отделаться 6 фунтами. Время в пути около 2 часов. Автобусы отправляются с автобусной станции Victoria Coach Station, станция метро - Victiria. Дешевле всего воспользоваться перевозчиком MegaBus , ну а если чуть дороже то есть еще National Express .
Вероятно, эта история всего лишь легенда, но она очень демократична и гуманистична. Ради своего народа, правитель (в данном случае супруга правителя) должен идти на жертвы и он обязательно будет вознаграждён любовью и памятью благодарных потомков.


John Thomas (1813 - 1862). Lady Godiva. Maidstone Museum, Kent


А вот теперь давайте посмотрим, насколько правдива эта, безусловно, красивая легенда.

Граф вместе с супругой возвел в своем городе большой бенедиктинский монастырь, отдав ему более 20 деревень и множество драгоценностей. После смерти мужа женщина отдала все владения графа церкви. Что касается описанного в легенде поступка, о нем нет упоминаний в источниках XI века. Умалчивает об обнаженной всаднице англосаксонская хроника, а также «Книга Страшного суда» В. Завоевателя. Леди Годива, история которой вызывает множество споров, упоминается со своим подвигом в 1236 году в записях английского монаха
С одной стороны, английские хроники подтверждают, что в Ковентри, начиная с 1057 года, налоги с местных жителей некоторое время не взимались (правда, причина этого не указывается).
Но с другой стороны, между легендарной поездкой леди Годивы и отменой налогов прошло 17 лет, что вряд ли может служить аргументом в пользу реальности описанных в легенде событий.
Кроме того, следует обратить внимание на хронологию: когда леди Годива, родившаяся в 980 году, совершала свою знаменитую поездку в стиле "ню" по улицам Ковентри, ей было 60 лет! Для средневековья это был возраст глубокой старости, учитывая среднюю продолжительность жизни в это время - 35 - 40 лет (и это для мужчин, а для женщин и того меньше).
Представляете себе дряхлую старушку в обнаженном виде разъезжающую на лошади по узким улочкам средневекового города!? Может быть, его жители закрыли ставни, просто потому что не желали видеть этого этого извращения?

Представители христианской церкви, скорее всего, заменили языческую богиню на реальную женщину со схожим именем и дополнили ее благочестивый образ историей про налоги. Поступок леди Годивы прославился в искусстве и культуре. Даже те, кто не верит в легенду, с радостью отмечают праздник, который ежегодно проходит в Ковентри в честь нее. Память о леди из Ковентри леди годива картина джона кольера В городе Ковентри, безусловно, помнят и чтут легенду о своей леди. Здесь расположен памятник с обнаженной всадницей, а также проходят ежегодные торжества, начиная с 1678 года.


Однако все аргументы против достоверности легенды о леди Годиве, нисколько не мешают художникам изображать ее прекрасной молодой женщиной, а также не делают саму легенду менее популярной в Англии.

Chris Rawlins - Lady Godiva

В конце XVII века жители Ковентри учредили ежегодный праздник в память о леди Годиве. Отмечется он до сих пор.
Поступок леди Годивы прославился в искусстве и культуре. Даже те, кто не верит в легенду, с радостью отмечают праздник, который ежегодно проходит в Ковентри в честь нее
В его программу включен конкурс на лучшую "леди Годиву", в котором участвуют девушки и женщины, одетые в костюмы XI века, причем, обязательным условием является наличие у них длинных светлых волос.
Но наиболее отчаянные из претенденток, невзирая на цвет своей шевелюры, по примеру легендарной графини, садятся на лошадей и совершают, в подражание героине, поездки в обнаженном виде.


Пруденс Поретта:


Ежегодный праздник в честь леди Годивы в Ковентри - это и костюмированное представление, напоминающее карнавал, и песни, и пляски, и танцы, и вечерний фейерверк. Центром его является городской парк, в котором установлен памятник легендарной леди Годиве.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива».
Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Джозефин Уолл

Анастасия Гребцова
Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды.
Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении «С миром державным я был лишь ребячески связан…»

часы Charters Towers

David Gee - Lady Godiva Procession of 1829. 1867 - Шествие в честь Леди Годивы в 1829 году


David Gee - Lady Godiva Procession of 1829. 1867
В 2003 году в один прекрасный день к резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит среди бела дня подъехала на лошади современная леди Годива. Ее сопровождало некоторое количество женщин, требовавших от правительства налоговых льгот для работающих родителей которым приходится нанимать нянь.

Пошло ли правительство на уступки, сие не ведомо, но сам этот случай свидетельствует, что о прекрасной леди Годиве англичане не забыли.


В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм « Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара...
В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Godiva.

Источники: http://www.disabledwww.torturesru.com ,
fishki.net,
kids.langaga.ru,
subscribe.ru ,
antonisakov жж,
solomatin.livejournal .com ,
http://ifora.livejournal.com/97174.html

В XXI веке количество эпатажных акций и перформансов, участники которых обнажаются в публичных местах, давно вышло за рамки разумного.

При этом те, кто решает раздеться на публике ради искусства или в рамках политического протеста, мало чем рискуют. Большинство из них вообще не несёт никакой ответственности, тем, кому повезло меньше, приходится платить штраф или несколько дней провести в тюрьме.

А в прежние эпохи смельчаки рисковали куда больше. Нравы были грубее, наказания жёстче, а святая инквизиция в подобном поведении и вовсе могла усмотреть козни дьявола, после чего дело легко оборачивалось сожжением на костре.

Тем удивительнее, что, наверное, самая успешная публичная акция в стиле ню в истории человечества состоялась в XI веке.

Леофрик и его справедливая супруга

В первой половине XI века Мерсией — территорией на западе центральной Англии, в долине реки Трент — управлял эрл Леофрик . Титул эрла в Англии возник в эпоху датского завоевания и означал принадлежность к высшей аристократии страны.

Леофрик был одним из самых могущественных людей в Англии, типичным представителем английской знати той поры. А вот супруга его, леди Годива , судя по всему, была дамой, для XI века нетипичной. Помимо красоты и набожности, она обладала и повышенным чувством справедливости. Именно оно толкало её на помощь ближним, в том числе и тем, с кем ей по статусу общаться и вовсе не полагалось.

Леофрик же, решая важные политические вопросы, испытывал необходимость в крупных денежных средствах. Источником их стало введение новых налогов, от которых жители уже просто стонали.

репродукция

Леди Годива, к которой обращались за защитой, принялась убеждать мужа смягчить налоговое бремя. Леофрик поначалу лишь отмахивался от неё. Бунта он не боялся и продолжал гнуть свою линию.

Ну! Разденься! Выйди на улицу голой

Однажды во время пира леди Годива вновь стала умолять мужа проявить милосердие к подданным. Леофрик, который к тому времени был уже сильно пьян, решил блеснуть перед гостями шуткой и заявил — он выполнит просьбу, если жена проедет обнажённой верхом на лошади по улицам Ковентри.

Мысль о том, что дама из высшей аристократии может предстать перед простолюдинами в таком виде, была совершенно невероятной.

Но леди Годива вдруг заявила — она сделает это. Брать свои слова назад Леофрику было поздно, поскольку свидетелями его обещания были участники пира.

Исторический день настал 10 июля 1040 года. Ковентри в ту пору был не большим городом, а просто поселением, однако аристократке всё равно необходимо было невероятное мужество, чтобы совершить такой поступок.

Тем не менее, леди Годива разделась, села на лошадь и проехала по Ковентри. На помощь ей пришли местные жители. Зная жену эрла только с хорошей стороны и испытывая к ней большое уважение, люди заперлись в домах и закрыли ставни. Поэтому леди Годива проехала по совершенно пустым улицам, и на неё не глазели любопытные.

Леофрик исполнил обещание, снизив налоги, а леди Годива превратилась в народную героиню, о которой в Ковентри помнят до сих пор.

Благодетели Ковентри

Легенда о леди Годиве имеет под собой историческую основу. Леофрик и его жена — абсолютно реальные личности из английской истории XI века.

В 1043 году, то есть через три года после предполагаемой поездки леди Годивы, Леофрик основал в Ковентри бенедиктинский монастырь, благодаря которому это поселение превратилось в один из крупнейших средневековых городов Англии. Леофрик и его жена пожертвовали в пользу монастыря большое количество ценностей, что позволило обители стать одной из самых богатых в Англии.

Перед смертью леди Годива, пережившая мужа, передала монастырю всё имевшееся у неё имущество. Супруги были похоронены в монастыре, который они основали.

К XIII веку история о леди Годиве стала настолько известной в Англии, что король Эдуард I повелел её изучить и установить, как всё было на самом деле.

Было установлено, что отмена налогов при Леофрике действительно произошла, но несколько позднее, поэтому непонятно, связано ли это с эпатажной поездкой его супруги.

Подглядывающий Том

Позднее легенда о леди Годиве несколько видоизменилась не в лучшую для жителей Ковентри сторону. Согласно новой версии, в городе всё-таки нашёлся человек, решивший посмотреть на женские прелести леди Годивы. Звали вуайериста Том . Однако, как только Том взглянул на обнажённую всадницу, он тут же ослеп.

Есть версия о том, как появился «подглядывающий Том». В 1586 году городской совет Ковентри заказал художнику картину, отображающую подвиг леди Годивы. После того, как полотно было готово, его выставили на общее обозрение. Жители Ковентри обнаружили на картине некоего субъекта, подглядывающего из окна, после чего и появился рассказ о «подглядывающем Томе».

Скорее всего, зрители не поняли замысел картины. Художник изобразил не какого-то похотливого горожанина, а самого Леофрика, который с напряжением наблюдает из окна за тем, как обнажённая жена отправляется в путь.

Памятник леди Годиве в центре Ковентри. Фото: Commons.wikimedia.org

Героиня тысячелетия

В Ковентри сложился настоящий культ почитания леди Годивы. С 1678 года ежегодно проводится фестиваль в её честь, участники которого в костюмах XI века проходят тем маршрутом, каким ехала обнажённая леди.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Образ леди Годивы стал широко популярен не только в Англии, но и за её пределами. Она стала героиней книг, спектаклей, кинофильмов. А где-то в космосе летит астероид, который получил наименование 3018 Годива.

Каждый год в рамках фестиваля в честь леди Годивы в Ковентри проходит конкурс красавиц на титул «Леди Годива». От претенденток требуется быть одетыми в костюм XI века, а также иметь длинные золотистые волосы — такие, по преданию, были у самой леди Годивы.

Однако ничего в экстремального в этом конкурсе нет — раздеваться и ехать верхом по улицам участницам не нужно.

Ведь сделать это лучше, чем сама леди Годива, всё равно ни у кого не получится.


Наверняка, каждый хоть раз слышал о леди Годиве . Отважная женщина решилась проехать по улицам города верхом на лошади обнаженная, чтобы освободить от налогов его обитателей. В Британии этот персонаж настолько популярен, что все жители уверенны в реальности легенды, действия которой относятся к началу 11 века. На самом деле леди Годива сняла с себя всю одежду ради общего блага – попробуем разобраться в этом обзоре.




Легенда гласит, что леди Годива была красавицей-женой графа Леофрика (968-1057 гг). Ее супруг не отказывал себе в удовольствии облагать непосильными налогами жителей города Ковентри. Из сострадания к людям леди Годива несколько раз умоляла графа снизить налоги. Устав от ее настойчивости, Леофрик в сердцах произнес: если жена согласится проехаться верхом на коне по улицам города обнаженной, то он отменит налоги. Леди Годива решилась на этот шаг и, прикрываясь только лишь волосами, выехала в город. В это время все жители сидели дома с закрытыми ставнями, и только лишь портной Том попытался подсмотреть в замочную скважину. Господь его наказал, и парень тут же ослеп. А графу пришлось сдержать обещание.



Впервые об этом событии в своей хронике упоминает монах Роджер Вендровер в 1188 году, спустя 100 с лишним лет после смерти леди Годивы. Он даже указывает точную дату события – 10 июля 1040 года. Каждое последующее столетие легенда обрастала все новыми «подробностями» подвига леди Годивы.

Легенда о леди Годиве была настолько популярна, что в 13 веке английский король Эдуард I решил выяснить всю правду о таком экстраординарном событии. Согласно авторитетным хроникам в 1057 году (на 17 лет позже заявленной монахом Роджером даты) в Ковентри действительно были отменены налоги. Но ни в одной из официальных летописей не упоминается об обнаженной даме.



Согласно реальным жизнеописаниям леди Годивы и Леофрика, в 1043 году граф построил в Ковентри бенедиктинский монастырь, которому он отдал во владение 24 деревни. Леди Годива, будучи очень набожной, делала щедрые пожертвования церкви, а перед своей смертью и вовсе отдала все свои земли монастырю. Графа и его супругу похоронили в том самом монастыре.



Некоторые исследователи находят разгадку обнаженной всадницы в языческом фольклоре. До момента вторжения в Британию норманнов, территорию Ковентри занимало племя англов – мерсийцев, которые поклонялись богине Годе. Каждый год в середине лета богине воздавались почести и устраивались шествия, которые возглавляла обнаженная жрица на коне, олицетворяющая собой Году.



В свою очередь католические священники, которые не могли искоренить языческие верования, как правило, подстраивали их под каноны церкви. Поэтому образ языческого божества связали с набожной и сострадательной леди Годивой, добившейся отмены налогов. Людская молва только лишь «отшлифовала» легенду.
Начиная с 1678 года и до сих пор, жители Ковентри устраивают костюмированный фестиваль в честь леди Годивы.
Великобритания - страна с невероятно богатой историей и традициями. На ее территории сохранилось

Датой появления Ковентри, вероятно, возможно считать VII столетие - время основания на этой земле англосаксонского монастыря. Но только возведение в XI столетии Леофриком, графом Мерсии, бенедиктинского аббатства дало первый импульс к развитию города. Ни один рассказ о Ковентри не может обойтись без знаменитой легенды, главный персонаж которой - леди Годива (Godiva - латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что означает «подарок Бога»; всего же существует 17 разных написаний ее имени) .

В середине XI столетия благочестивая супруга графа Мерсийского была весьма прославлена как патронесса нескольких монастырей. Но такова ирония судьбы, сегодня о ней вспоминают лишь благодаря легендарной поездке верхом, которой она, кстати, скорей всего не совершала.

Легенда о леди Годиве, скачущей в костюме Евы на коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных историй, город попросту наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом. Безусловно, нас сегодня интересует: существовала ли на самом деле эта незаурядная женщина и насколько правдива легенда о ее революционном способе борьбы с повышением налогов?

О чем говорят легенды о леди Годиве?

В те времена правил последний англосаксонский король Англии - Эдуард Исповедник. Денег ему, как впрочем и многим другим монархам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом - повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были своевременно собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский.


Как и в большинстве своем подданные Эдуарда Исповедника, жители Ковентри и так страдали от слишком высоких налогов. И вот, когда в один не самый удачный день им сообщили об увеличении и так уже непомерно высоких налогов, горожане начали просить графа о милосердии. Однако все мольбы их сюзерен Леофрик оставлял без внимания, а на просьбы об облегчении участи населения отвечал отказом, не обращая даже внимания на то, что новые налоги грозили жителям Ковентри разорением.

Итак, вместо помощи горожанам был дан отказ. В этот напряженный момент в дело вмешалась очень религиозная жена Леофрика. Графиня в очередной раз решила заступиться за земляков. Переполненная чувством сострадания к отчаявшимся жителям Ковентри, она обратилась к мужу с просьбой об отмене обременительных поборов. Однако графу ее заступничество пришлось не по душе. И тогда раздосадованный, возможно, ее настойчивостью, чтобы проучить супругу, граф предложил ей следующее: «Твоя просьба будет удовлетворена, если ты обнаженной проедешь на лошади по городу из конца в конец».

Граф ожидал, что его жена в ужасе и смятении откажется от заступничества - женщине ее ранга было немыслимо согласиться на такое предложение. Но она, к его удивлению, дала свое согласие. Следующим утром, обнажившись и прикрывая наготу только распущенными волосами, леди Годива оседлала лошадь и проехала по рыночной площади.

Вот как описал это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым: лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь - как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…

После такого графу не оставалось ничего другого, как только выполнить просьбу супруги.

Так леди Годива верхом въехала в историю как уникальный реформатор налогообложения, по крайней мере, так принято считать. Со временем легенда обрастала все новыми и новыми, подчас пикантными, подробностями.

По одной из версий, во время проезда леди Годивы по площади смущенные горожане не поднимали на нее глаз (в это, зная человеческую натуру, пусть даже и средневекового, как-то верится с трудом).

По другой, она велела жителям Ковентри сидеть дома за закрытыми ставнями (в то, что послушались совершенно все, тоже не очень-то верится) в то утро, когда собиралась проехать по улицам, и таким образом избавила себя от оскорбительных взглядов простолюдинов.

По третьей - тело графини невозможно было разглядеть, потому как оно скрывалось под ниспосланным Богом непрозрачным покровом.

И в конце концов, существует предположение, что нагота Годивы была символической - на ее платье во время проезда через рыночную площадь не было драгоценных украшений и атрибутов власти, что было недопустимо для знатных особ по обычаям того времени.

Что же до налогов, то в древней балладе имеются строки, где сказано, как обескураженный и посрамленный граф отменил все поборы, взимаемые с жителей Ковентри, за исключением налога на содержание лошадей. Хроники свидетельствуют, что вплоть до XVII столетия город в действительности мог похвастать подобным безналоговым статусом.

Однако археологи обнаружили витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. Правда, на этих витражах легендарная леди изображается в парадном платье.

В XVI - начале XVII столетия к рассказу добавился еще один персонаж. Портной по имени Том, как утверждается, не подчинился приказу графини. Приникнув к щели в ставне своего окна, он подглядывал за леди. Вуайериста покарал Бог - Том неожиданно ослеп, а Альфред Теннисон в своем поэтическом произведении «Годива» упоминает и его:

…Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли.

По заслугам наказанный портной послужил прообразом для выражения «любопытный Том» (Peeping Tom). Кстати, существует мнение, что поводом к появлению персонажа «подглядывающего Тома» послужила следующая удивительная череда событий. 1586 год — совет города Ковентри сделал заказ художнику Адаму ван Ноорту (1562–1641) изобразить события из легенды о леди Годиве. Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо графиню. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином; так появилось дополнение к этому сюжету.

Исторические свидетельства о леди Годиве

А что сказано в достоверной исторической хронике? Есть ли правда в этой таинственной истории?

Историю об обнаженной всаднице впервые упомянул монах монастыря Святого Албана Роджер Вендровер в 1188 г. в книге «Flores Historiarum», и согласно ей происходило это 10 июля 1040 г. Вероятно, автор использовал какой-то ныне утраченный источник. А возможно, и сам решил таким образом прославить эту удивительную женщину. Последующие летописцы неизменно украшали пикантную историю новыми подробностями. В наши дни английские историки, соглашаясь с тем, что графиня - реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.

По свидетельствам документов, графиня была женщиной во всех отношениях замечательной - добросердечной и великодушной - и покровительствовала искусствам. Леди Годива в действительности жила в Англии в Ковентри в середине XI столетия. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий - в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, считая, что близок ее смертный час, завещала все свое довольно солидное состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Однако с болезнью удалось справиться, и спустя какое-то время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии тоже не чужд был высоких материй. В скором времени, в 1043 г. граф с графиней основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри - одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители 24 деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую графиня верила безгранично. Поздней благодаря ее дарам - золоту и драгоценностям - церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила супруга на 10 лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа графиня продолжала покровительствовать церкви, поддерживала по крайней мере еще полудюжину монастырей. Она была очень набожной и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре. Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Поздней (в XIII столетии) король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 г. и позже налог, на самом деле не взимался. Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Мифологические корни легенды

Легенды о графине, возможно, имеют мифологические корни в одном из языческих ритуалов, связанных с плодородием. Мистерии с участием женщин-жриц можно встретить во многих дохристианских культурах (нередко при этом жрецы были обнаженными или одевались в особые одеяния). В том числе это происходило и у кельтов. Обряды, связанные с землей, урожаем, плодовитостью, были распространены у друидов. Скорей всего, отголоски древних верований и обычаев, столетиями существовавших на этой земле, и отразились в легенде о графине.

Образ леди Годивы из Ковентри

Неподалеку от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также имеется на печати городского совета Ковентри. Статуи самых различных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот город.

1678 год — в честь легендарной графини жители учредили ежегодный фестиваль, сохранившийся и в наше время. В Ковентри также впервые была инсценирована легендарная поездка Годивы - роль графини исполнял мальчик. Представление повторяли периодически до 1907 г., пока одеяние или, скорей, отсутствие оного у исполнителя роли Годивы не стало предметом общественных пересудов.

И в 1907 г. сие предосудительное действо прекратили. Сейчас этот праздник представляет из себя карнавал, где много музыки, песен, фейерверков. Участники карнавала одеваются в костюмы XI столетия. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идет по маршруту, проложенному некогда прекрасной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годиве.

Здесь звучит музыка тех времен и участники праздника соревнуются в разных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам XI века, непременное условие соревнования это наличие у них длинных золотистых волос.

В XIX столетии два европейских драматурга включили историю леди Годивы в свои пьесы. В пьесе «Монна Ванна» Морис Метерлинк, обладатель Нобелевской премии по литературе за 1911 г., превратил леди Годиву в итальянскую знатную даму. Ради спасения родной Пизы от голода она уступает требованиям сластолюбивого вражеского генерала и появляется в его лагере, прикрыв накидкой обнаженное тело.

Австрийский драматург Артур Шницлер создал похожий на Годиву образ в пьесе «Фрейлейн Эльзе». Получив приказ появиться обнаженной перед человеком, от которого зависела жизнь ее отца, героиня оказалась не в силах разрешить конфликт между скромностью и любовью к отцу. Эльзе предпочла .

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. К нему часто обращались художники-прерафаэлиты. Защитницу жителей Ковентри воссоздали в мраморе, на полотнах, в кино.

1966 год — имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с абсолютно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, рассказывающем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также - в 31-м колене - потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом.

После поражения и гибели отца 14 октября 1066 г. дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 г.

Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.

Кстати, в 2003 г. в один прекрасный день к резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит среди бела дня подъехала на лошади современная леди Годива в точно таком же одеянии, а точней без него. Ее сопровождало некоторое количество женщин, требовавших от правительства налоговых льгот для работающих родителей, которым приходится нанимать нянь. Пошло ли правительство на уступки, неизвестно, но сам этот случай может свидетельствовать о том, что о прекрасной леди Годиве англичане не забывают.

Также в честь легендарной графини был назван астероид 3018– Godiva. И как это ни странно звучит, но иногда в честь леди Годивы получают свое название магазины одежды.