Требования техники безопасности при перевозке пассажиров. I

Фундамент

Транспортировка граждан должна происходить в соответствии с регламентом безопасности, поэтому перевозка людей в кузове грузового автомобиля строго регулируется ПДД и Основными Положениями. Разделы указанных сводов описывают требования, предъявляемые к владельцу грузовика, а также правила конструкции транспортного средства, в котором будут размещены пассажиры. Несоблюдение норм влечет за собой административную ответственность и наложение штрафа.

Кто допускается к перевозке граждан

Если говорить о том, разрешается ли транспортировка людей в фургоне грузовика, ответом будет – да, подобное возможно, но лишь при соблюдении соответствующих норм. Важно помнить, что правом на перевозку обладают далеко не все водители.

Первый раздел пункта 22.1 ПДД сообщает, что возможность размещать людей в кузове имеют владельцы авто с такими категориями вождения:

  • C при условии транспортировки 8 и менее человек, включая граждан в кабине;
  • C, C1, D1, если в фургоне размещается 8-16 человек, например, водитель газели должен обладать автобусной категорий D1;
  • D – 16 и больше человек.

ВАЖНО! Дополнительным условием является наличие стажа водителя от 3-х лет.

Как должен быть оборудован грузовой транспорт

Пункты и правила технического оснащения и оборудования грузового средства передвижения предписывают следующие нормы для перевозки граждан:

  • машина с бортовой платформой, предназначенная для транспортировки людей, должна быть оснащена сидениями, зафиксированными на высоте 30-50 см от поверхности пола и не меньше 30 см от верхнего края бортика;
  • сидячие места, размещенные вдоль заднего либо бокового бортика, должны обладать прочными спинками;
  • расстояние между сидениями для пассажиров — минимум 60 см;
  • недопустимо наличие острых, выступающих деталей на бортах и местах для людей;
  • количество транспортируемых граждан не может быть выше числа мест, оборудованных в фургоне для сидения;
  • кузов должен быть покрыт тентом, под которым следует установить освещение;
  • проезд в фургоне грузового транспорта, не оборудованного атрибутами для перевозки людей, разрешен только гражданам, сопровождающим грузы либо следующим за их получением, но при условии наличия сидения ниже уровня бортиков машины (на 15 см);
  • кузов должен быть оснащен кнопкой связи с водителем;
  • перед началом пути водитель обязан проинформировать пассажиров о правилах посадки, размещения внутри кузова, высадки и поведения во время поездки;
  • начинать движение следует только после стопроцентной уверенности в том, что граждане размещены верно и условия их безопасности соблюдены;
  • фургон должен быть оснащен лестницей для посадки и высадки людей, размещенной со стороны заднего бортика по правой стороне относительно хода машины;
  • в грузовике должна присутствовать аптечка и огнетушитель.

ВАЖНО! В кузове грузового автотранспорта с бортовой платформой категорически запрещается транспортировка детей.

Штраф за нарушение правил

В текущем году за нарушение правил транспортировки людей в газели, фургоне авто полагается материальное наказание, регламентированное Административным Кодексом РФ.

Санкции могут быть следующими:

  • нарушение правил оборудования кузова грузового автотранспорта – штраф от 1000 до 3000 рублей;
  • перевозка граждан при отсутствии соответствующей категории вождения – 20000 рублей для физического лица, 100000 рублей для организаций, предприятий;
  • превышение допустимого числа пассажиров – штраф 500 рублей.

ВАЖНО! Под административную ответственность также попадают автовладельцы, не прошедшие перед поездкой технический осмотр транспорта и не позаботившиеся о наличии медицинского заключения.

На видео о перевозке людей

Транспортировка людей в кузове грузового автотранспортного средства разрешается при условии соблюдения ряда требований к оснащенности фургона. При нарушении хотя бы одного параметра водитель попадает под административную ответственность. Штраф может варьироваться от 500 рублей до 20000 рублей для физических лиц.

Сегодня автоперевозки являются практически самым распространенным видом деятельности в мире. Существует множество автомобильных перевозчиков, готовых предоставлять свои услуги в сфере транспортировки груза.

Регулирование юридической стороны этой деятельности осуществляется законодательством и договорами, которые стороны заключают между собой. Главным сводом юридических норм, которых необходимо придерживаться во время передвижения на транспортном средстве в целом, и при транспортировке грузов в частности, является сборник Правил дорожного движения . В нем, относительно

Указаны следующие требования:

1. Общая масса перевозимого груза и распределение его веса на оси транспортного средства не должны превышать определенных технической характеристикой средства величин.

2. Водителю необходимо проверить перед началом перевозки, и расположен груз, а также нужно контролировать его во время движения для предотвращения падения, волочения или травмирования лиц, которые сопровождают груз, или создания во время движения любых препятствий.

3. Транспортировать груз можно согласно следующим условиям:
а) груз не создает угрозы безопасности участникам дорожного движения;
б) груз не затрудняет управление и не поднимает стойкость транспортного средства;
в) груз не ограничивает осмотр водителю;
г) видны внешние световые приборы, светоотражатели, распознавательные и номерные знаки;
д) груз не создает никакого шума, а также не поднимает пыли или каким-то образом не загрязняет окружающую среду и проезжую часть.

4. Грузы, средства передвижения в передней или задней частях более чем на один метр и при этом превышающие по ширине расстояние 40 см от края габаритного фонаря, необходимо обозначать в соответствии с требованиями пункта 30.3 Правил дорожного движения.

5. , а также тары, которая не обезврежена, осуществляется согласно специальным правилам, по которым разрешается движение транспортных средств и, соответственно, их составов в случае превышения хоть одного из габаритов по показателям ширины в 265 см, по высоте — 400 см (для контейнеровозов, которые установлены на маршрутах, — 435 см). По длине — 2200 см (маршрутные транспортные средства — 2500 см), общая масса средств свыше 38 000 кг, нагрузка, производимая на единую ось — 10000 кг, нагрузка на оси, которые сдвоенные — 16000 кг, оси строенные — 22 000 кг (на определенных Министерством транспорта и Государственной автоинспекцией маршрутах — 40 000 кг, для контейнеровозов — 44000 кг, нагрузка, производимая на единую ось, — 11000 кг, нагрузка на сдвоенные оси — 18 000 кг, нагрузка на строенные оси 24 000 кг) или в случае, если груз во время движения выступает за заднюю часть средства на расстояние, превышающее 2 м. Оси считаются сдвоенными или по определению — строенными в случае, если показатель расстояния между ними не превышает 2,5 м.

22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "C" или подкатегории "C1" в течение 3 и более лет.

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1", в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории "D".

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.

22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

22.2(1). Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

(см. текст в предыдущей редакции)

22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами , утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

(см. текст в предыдущей редакции)

22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX <*>, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.


4.Допускается ли перевозка груза, если он ограничивает обзор водителю?

1. Допускается только при наличии зеркал заднего вида с обеих сторон транспортного средства.

2. Допускается с соблюдением дополнительных мер предосторожности.

3. Не допускается.

5.Допускается ли перевозка груза, если он затрудняет управление или нарушает устойчивость транспортного средства?

1. Не допускается.

2. Допускается только при движении со скоростью не более 30 км/ч.

3. Допускается с соблюдением дополнительных мер предосторожности.

6.Допускается ли перевозка груза, если он закрывает фонарь освещения регистрационного знака?

1. Допускается.

2. Не допускается.

7.Если в поездке груз стал закрывать внешние световые приборы автомобиля и нет возможности устранить это нарушение, водитель должен:

1. Продолжить движение только до места стоянки с соблюдением необходимых мер предосторожности.

2. Продолжить движение со скоростью не более 30 км/ч.

3. Прекратить дальнейшее движение.

8.В каком случае допускается перевозка груза?

1. Груз издает шум.

2. Груз загрязняет дорогу.

3. Груз ограничивает обзор пассажиру.

9.Требуется ли обозначать груз, выступающий за габариты легкового автомобиля сбоку на 0,3 м?

1. Требуется.

2. Не требуется.

3. Требуется только в темное время суток.

10.Как должен быть обозначен груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, в светлое время суток?

2. Опознавательными знаками «Крупногабаритный груз».

3. Спереди фонарем белого цвета, а сзади - фонарем красного цвета.

4. Спереди световозвращателем белого цвета, сзади - световозвращателем красного цвета.

11.Как должен быть обозначен груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, в темное время суток?

1. Опознавательными знаками «Прочие опасности».

2. Спереди фонарем белого цвета, а сзади - фонарем красного цвета.

3. Спереди световозвращателем белого цвета, сзади - световозвращателем красного цвета.

4. Опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а также фонарями или световозвращателями (спереди - белого, а сзади - красного цвета).

12.Перевозка груза запрещается, если он:

1.Выступвет более чем на 1 м за габариты транспортного средства спереди и сзади.

2..Закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки.

3.Установлен на сидении для пассажиров.

13.Фонарем или световозвращателем какого цвета должен быть обозначен груз, выступающий за габариты транспортного средства сбоку более чем на 0,4 м, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости?

1. Спереди белого цвета, а сзади - красного цвета.

2. Спереди желтого цвета, а сзади - красного цвета.

14.В каком из перечисленных случаев движение транспортного средства с грузом должно осуществляться в соответствии со специальными правилами?

1. Груз выступает за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м.

2. Груз выступает за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2,55 м.

15.Разрешается ли водителю транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, отступать от требований дорожной разметки?

1. Разрешается во всех случаях.

2. Не разрешается.

3. Разрешается при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

16.В каком случае запрещается движение транспортного средства?

1. Нарушена герметичность системы вентиляции картера двигателя.

2. При неисправности сцепного устройства в составе автопоезда.

3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

17.Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «В» могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает:

18.Как влияет движение с прицепом без тормозной системы на длину тормозного пути автомобиля?

1.Длина тормозного пути увеличивается.

2.Никак не влияет.

3.Длина тормозного пути уменьшается из-за дополнительного сопротивления движению, которое оказывает прицеп.

19.На повороте происходит смещение прицепа автопоезда:

1.Не происходит никакого смещения.

2.К центру поворота.

3.От центра поворота.

20.Устойчивость автомобиля – это:

1.Качество автомобиля, характеризующееся величиной наименьшего радиуса поворота и габаритами автомобиля.

2.Способность противостоять заносу и опрокидыванию в различных дорожных условиях и при высоких скоростях движения.

3.Это эксплуатационное свойство автомобиля, позволяющее водителю управлять автомобилем при наименьших затратах психической и физической энергии, при совершении маневров в плане для сохранения или задания направления движения.

Требования к результатам освоения Программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «В». В требованиях к результатам освоения программ описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения рабочей программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт управления транспортным средством.

Структура и содержание программ представлены учебным планом, тематическими планами по учебным предметам, рабочими программами по учебным предметам.

В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

В тематическом плане по учебному предмету раскрывается последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В рабочей программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки водителей транспортных средств категорий.

Весь учебный процесс можно условно разделить на две составляющие: теоретическое и практическое обучение. В теоретическая часть подразделяется на базовый и специальный цикл и включают в себя следующие дисциплины: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Основы управления транспортными средствами», «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления», «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» в оборудованном специализированном кабинете по устройству и техническому обслуживанию автомобилей, по Правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности дорожного движения, правилам оказания первой медицинской помощи.

В практической части предусмотрено проведение занятий по вождению на специально оборудованных учебных автомобилях. Практические занятия проводятся на площадке и по разработанным маршрутам для учебной езды.
Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:

Преподаватель:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Мастер производственного обучения:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Права и обязанности организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Организация, осуществляющая подготовку водителей, обязаны:


  • в рабочих программах подготовки водителей предусмотреть выполнение содержания «Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В"».
Организация, осуществляющая подготовку водителей, имеют право:

  • изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;

  • увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие региональные особенности;
Рекомендации по организации учебного процесса:

Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью не более установленной в соответствии с полученной лицензией по данному подразделению.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий- 1 академический час, занятий по вождению – 1 астраномический час, включая время на подведение итогов, оформление документации.

Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей.

В ходе практического обучения по предмету «Первая помощь» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию первой помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на учебном транспортном средстве). Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.

К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории.

Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство», на площадке для учебной езды и на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей подготовку водителей, и согласованных с ГИБДД.

При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.

Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются организацией, осуществляющей подготовку водителей, и утверждаются ее руководителем.

Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.

Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.

Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.
По предметам «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» и «Первая помощь» проводится зачет.

По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается руководителем организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств.

Основными видами аттестационных испытаний являются: комплексный экзамен и практический экзамен по управлению транспортным средством.

Комплексный экзамен проводится по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами».

Экзамен и зачеты проводятся с использованием экзаменационных билетов, разработанных в организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств на основе Программы, утвержденной руководителем этой организации.

На прием экзамена отводится 4 часа. При проведении экзаменов с использованием автоматизированных систем, время, отводимое на экзамен уменьшается до фактически затраченного.

Практический экзамен по управлению транспортным средством проводится в два этапа. Первый этап проводится на закрытой площадке, второй этап – на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения.

Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом.

По результатам положительной итоговой аттестации выдается свидетельство о прохождении обучения действующего образца.

При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической коробкой переключения передач в свидетельстве о прохождении обучения делается соответствующая запись.

Выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством производится подразделениями ГИБДД после сдачи квалификационных государственных экзаменов.

Водитель транспортного средства должен знать:


  • правила дорожного движения, основы управления транспортным средством и безопасности движения;

  • влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и т.п.) на безопасность движения и способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

  • ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств, загрязнение окружающей среды;

  • назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов автомобиля;

  • признаки неисправностей механизмов и приборов автомобиля, возникающих в пути, и способы их устранения с помощью имеющегося инструмента;

  • правила техники безопасности при проверке технического состояния автомобиля и обращения с эксплуатационными материалами (бензином, электролитом, охлаждающими и тормозными жидкостями, маслами);

  • приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Водитель транспортного средства должен уметь:

  • соблюдать Правила дорожного движения и не допускать дорожно-транспортных происшествий;

  • управлять автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях;

  • проверять техническое состояние автомобиля перед выездом;

  • устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;

  • оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке.