Люди в черном: почему у евреев такая одежда. Еврейский национальный танец

Советы банщикам

class="eliadunit">

Одежда и украшения горских евреев Кавказа и Азербайджана - богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Востока Азии и Европы.

Вот уже много лет я живу в Израиле. Как художница особо отношусь к национальному костюму, много лет представляя горско-еврейскую одежду и украшения на своих частых выставках и экспозициях «Быт и культура выходцев с Кавказа начала XIX – XX веков». С давних времен люди уделяли большое внимание одежде и украшениям. Одеться со вкусом это большое искусство и художественное творчество. По одежде можно определить, какое положение в обществе занимает человек, какого он происхождения, какой национальности. Во все времена наши бабушки и дедушки, шли в ногу со временем и были ярыми модниками. Они сочетали одежду со всевозможными украшениями и головными уборами. Придумывали разные элементы, богато украшая одежду простым и серебряным трубчатым бисером (сәрмә), жемчугом (мирвори), канителью (русмуй сүрхи, нүғрәи), тесьмой и галунами (бофтә, харми), перламутровыми пуговицами (сәдәф), а также золотыми или серебряными бляхами (чарпаз) и мехом. Золотые и серебряные пояса (кәмәр и ғәиш) охватывали их талии и подчеркивали стан. У каждого народа в ношении одежды свои традиции. Одежда показатель культуры и цивилизации.

Побывав на лучших подиумах и галереях Европы, увидев головокружительные показы мод искусных мастеров – кутюрье, не перестаю удивляться нескончаемой фантазии, изобилию красок одежды и украшений. Неугомонный Запад век за веком экспериментирует со своим гардеробом, перекраивая его с учетом веяний им же, Западом, придуманной моды. То приторочит оборки или фонарики, то расклешит, то заузит юбки, то оденет всех в полосатое джерси, то, напротив, в синтетику экзотических расцветок, то добавит, восточный элемент, придавая дизайну коллекции особый колорит. Так некогда европейские поэты перенимали классическую поэзию народов Востока, дастаны о трагической история любви как «Тахир и Зухра», «Лейли и Межнун», «Шахсенем и Гарип», «Ширин и Хосров». Они переводили их, интерпретируя, как рыцарские романы «Тристан и Изольда», «Ромэо и Джульетта» или же, как Гёте в свое время перевел «Диван стихов» Хафиза, и как до сих пор восхищаясь лирикой Хаяма и Рудаки, переводят их на все европейские языки.

Восток – территория вечных ценностей. Бакинцы во все времена одевались по моде. Любовь местного населения к ювелирным изделиям и красивой, стильной одежде, была столь велика, что даже не пренебрегала спекулянтами всякого рода - фарцовщиками, перекупщиками, торговцами под звучным названием – «алвәрчи», (сәвдәгәр), они были везде, в старых Бакинских двориках, в новостройках, на рынках. Баку всегда сравнивали с Парижем, и Бакинцы шли в ногу с парижской модой. В подтверждение к этому многие наши соплеменники выходцы с Азербайджана, рассеянные по всему миру, будь то территория Россия, США, Канада, Австрия, Германия, Австралия, Китай, даже Новая Зеландия и естественно Израиль, уделяют своему гардеробу, большое внимание. В наши дни восточный человек не брезгует и западным костюмом от Кутюр. Хотя, в сущности, что такое современные пиджак и брюки, как не трансформация древних шаровар, (шалвар, шовол) и халата (архалүг, чухо, гобо). Мужская одежда неизменно состоит из костюма, почти всегда из темных или светлых брюк (шовол), джинсов, майки, рубашки (шэи, шәи), хорошей удобной обуви и иногда фуражки - кепки.

Мужской национальный костюм и его принадлежности

Для каждого сезона – свои ценности, своя красота. Мужское население Кавказа к головным уборам относилось, пожалуй, более трепетно, чем женское. Основным и важным атрибутом одежды мужчин была папаха. Пожилые мужчины под папахой прятали гладко выбритую голову, а у молодежи из-под головного убора торчал чуб - клок волос. Куда большее внимание, чем прическе, горские мужчины уделяли своим усам и бороде, за которыми тщательно ухаживали, умащая специальными ароматическими маслами (риғән биғ) и расчесывая специальной щеткой - гребенкой (шунә) для усов. Шапка (папах) для мужчины была, чуть ли не материальным воплощением чести, и потерять ее считалось страшным позором и плохой приметой. Часто употребляемое в народе словосочетание: «папахлүе сәр», равно значению слов – «достойный, настоящий» мужчина.

Головные уборы нескольких видов и названий, необходимая деталь к одежде мужчин, которую носили в зависимости от исторических фактов, и от времен года, некоторые шапки и папахи, определяли статус мужчины:

1. ермолка, тюбетейка (арахчи, кипә) – религиозная, традиционная обрядовая национальная мужская шапочка;

2. кепка (киләħ) плоская по форме, под называнием «аэродром», «лаваш»;

3. папаха (шопкә) из дорогих мехов – соболья, норковая, ондатровая, пыжиковая и из меха нутрии;

4. папаха (бухараи) из каракуля которую привозили из Бухары;

5. папаха (ғәләми) с высокой тюлькой из каракуля;

6. папаха (дәбури) с тыльным картоном, который обтянутый сукном;

7. папаха (папах нахирчи), (мотал или чобан папахы) из овчины с длинным ворсом, конусообразная папаха самая простая и наиболее распространенная;

8. фетровая шляпа, цилиндр (папах силиндир);

9. фуражка (шопкәй бәбәи) – «сталинская» с широким козырьком;

10. шапочка (киләħ шәвинә), (тәсғулах) - особая, для сна;

11. шапка (папах гушвәри) - ушанка;

12. шапка (харзи) - овчинная;

Обязательные принадлежности к мужской одежде, часы (сәһ,ат), иногда цепочка со звездой Давида (Мәгиндовид) или медальон похожий на «скрижали» (тилсим), перстень или обручальное кольцо. В наш современный век кавказские мужчины стали разборчивее в моде. Они одевается от Corden, Dolce & Gabbana, Zihli и др. Более успешные - состоятельные мужчины позволяют себе приобрести фирменные, то есть престижные часы от Cartie, Rolliks, Patek Philippe, Blasig Montblanc, Frederique Konstant, перстень с бриллиантом и непременно черным. О наших кавказских мужчинах, конечно же, хочется рассказать более подробно. Это не просто отдельная тема, а особый разговор.

Наши деды и прадеды, тоже не отставали от моды. Старинный мужской костюм горских евреев ничем не отличался от костюма местных жителей, где б они не жили в Дагестане или в Азербайджане. Долгое время и мужчины, и женщины одевались довольно традиционно, не меняя фасон и элементы в своей одежде. Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых. Но в ее комплексе не имелось принадлежностей ритуального характера, по своей форме и покрою, она приближалась к костюму старших. Традиционный мужской костюм состоял из нижней рубахи, верхней рубашки, шаровар, позже – галифе, брюк. Нижнее белье - прямая короткая белая или чаще синея бязевая рубаха и подштанники - кальсоны, которые завязывались у пояса тесемкой из этой же ткани. Верхняя одежда и мужчин, и женщин (ғобо), была почти одинакова, но пряжка (чарпаз) на женском наряде (ғобо), более, крупнее и наряднее. Как и во все времена, одежда человека отражала его материальное положение.

Бедная часть населения носила рубахи, шаровары, ситцевый бешмет, с воротником «стойка». Кафтан (архалуғ) и бешмет (ғобо) шили из домотканой ткани или сукна, бязи, атласа, ластика, кашемира, сатина и других тканей. Зажиточные мужчины поверх белой рубашки надевалаи (ғобо, архалүг), нарядный традиционный праздничный национальный халат (сюртук, бешмет, камзол) из атласа или натурального шёлка «канаус», черкеску (чәргәзи, чухо), из сукна без воротника. Края камзола окантовывали золототканой тесьмой (бофтә) и обшивали мелким трубчатым серебреным бисером (сәрмә). Поверх архалүға надевали суконную чуху (чәргәзи). Нагрудная часть черкески украшалась патронташем с газырями для пороха, она застегивалась на петли и крючки, которые делались из шелковых или шерстяных шнурков домашнего производства. Кафтан (архалүғ), сюртук, камзол (гандадур), относятся к распашной верхней одежде, ее зимой ее утепляли.

Особенно много мужских украшений было в регионах Кавказа и Закавказья. Помимо типичных серебряных атрибутов к одежде, из числа ювелирных изделий того времени, до наших современников дошла разнообразная коллекция оружия, отражающая, в основном, культуру элиты кавказских народов. Предметы из золота с применением эмалей, типичное своеобразие ювелирного дела на Юго-Восточном Кавказе, а также влияние со стороны соседнего Ирана, и большая коллекция мужских и женских поясов. Предметы ювелирного промысла позволяют говорить о национальных установках в орнаменте и технике, о центрах производства: кубачинском, закатальском, бакинском, тифлисском и некоторых других.

И так архалүғ подпоясывали нарядным праздничным национальным поясом (ғәйиш мәрдунә) из серебра, из кожи, концы которого обрамлены отчеканенными, почерненными, серебреными, а иногда золотыми подвесками и наконечниками, или шелковым и парчовым кушаком (кишти ән кәмәр), обвязывались традиционной повязкой на поясницу. За такими поясами хранили табакерку, нож и тому подобную мелочевку, которую современные мужчины рассовывают по карманам. Для посещения синагоги, мужчины носили обязательные религиозные атрибуты головной убор (кипә), сетчатый футляр - мешочек ручной вязки с тфилином – филактерий, состоящей из двух кожаных коробочек с текстом из Торы (кисә әз тур әри тәфилин, әри сисид).

Купцы (тоҹирһо) надевали узорчатые жилеты из камки, а очень богатые купцы первой гильдии носили сюртук, фрак, костюм из английского «бостона», коверкота (габалай, гандадур, гәндоми), надевали подворотничок или шелковый шарф, ходили с тростью (чубуғ дәси). Золотые массивные швейцарские карманные часы (сәһ,әт ҹиби) на толстой цепочке украшали жилетку, а медальоны и кольца из яхонта - рубина (лал, йагуд) и изумрудов (зүмрүд) облагораживали грудь и руки, как мужчин, так и женщин. Горские евреи носили кольцо, ожерелье или четки (тәħсиб) из агата (шәвә), янтаря (кейробо). Полудрагоценный камень агат (сие шәвә) считался особенным, как амулетом от сглаза.

Мужские ювелирные украшения, принадлежности мужского туалета и оружие:

1. зажим, булавка (сәнҹәғ әри йахан шәи) для ворота рубашки, галстука;

2. запонки (басмә-дугмә) – застежка для рукавов рубашки из серебра или золота;

3. кисет (кисә әри пул ә муйрәрәвоз) старинный мешочек – кисет, кошелек;

4. кошелек (коможник), портмоне для монет, украшен бисером и бахромой;

5. кисет (кисә әри томбоку) для табака;

6. курительная трубка (ғәйлон деси) - обычная;

7. курительная трубка (ғәйлон мангали) - кальян на углях;

8. курительная трубка (ғәйлон ови) - кальян на воде;

9. мундштук (чубу), полый обычно деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка;

10. медальон (тилсим) с алмазами, изумрудами и яхонтами или подвеска в виде звезды «Давида или скрежалей»;

11. ножны (ғоб әри ғилинҹ, хәнҹәл, шимшил) золотые и серебреные для меча, кинжала, сабли;

12. нюхательная коробочка (авдала) традиционная религиозная обрядовая с отверстиями по бокам или маленькая подушечка, наполненная пряностями – корицей, гвоздикой, листьями чайного дерева, высушенными нюхательными травами - буруноти корицей, гвоздикой, листьями чая, ладаном и др., атребут для молитвы произносимой на исходе субботы;

13. пояс (ғәиш ә чарпазовоз), ремень старинный нарядный национальный золотой или серебряной бляхой;

14. пояс (ғәиш ә пул нуғрәировоз) из кожи национальный старинный нарядный с серебреными монетами и подвесками;

15. табакерка (ғоб әри томбоку), портсигар, кисет для табака;

16. трость (чубуғ дәси) из орехового дерева, инкрустирована слоновой костью;

17. уздечка (овсәр мәрдунә) мужская наборная;

18. часы (сәһ,әт ҹиби) карманные массивные с цепочкой из серебра или золота;

19. часы (сәһ,әт дәси) наручные с браслетом из серебра или золота;

20. чётки (тәħсиб әз остуғу, сие шәвә, кәйрәбо) мужские амулет из кости, агата, янтаря;

21. футляр для (сисид, тәфилин) талита, тфилин-филактерии, тюлевый или шелковый;

22. холодное оружие (ғилинҹ, хәнҹәл, шимшил) меч, кинжал, сабля;

Были очень популярны мужские четки - тәħсиб из черного агата (шәвә), янтаря (кәһрәбо), кости (остуғу) и даже самые простые эбонитовые. Необходимой деталью, как у женщин, так и мужчин, были кисеты, старинные мешочки, сума, кисет для табака (кисә әри томбоку), сума - кошелек для монет (кисә әри пул), украшенный бисером (ә мүйрәровоз) и бахромой (ә лүҹүровоз). Нельзя не рассказать о табачных курительных трубках: мундштук (чубу) полый стержень, обычно деревянный на который насаживается курительная трубка и кальянах (ғәйлон), которые курили как мужчины, так и лучшая половина человечества - женщины, пожилого возраста. Трубки курили «ручные» (дәси), они делались в начале 19 века во Франции из «бриара» (нарост между стволом и корнем кустарника семейства вересковых «Calluna vulgaris»). Кальян «на углях» (манғали), и «на воде» (ови), на Востоке всегда был популярен, не зависимо от возраста. В странах Востока кальян являлся символом семейственности, компанейности и гармонии, кремень (чохмох) служил для высекания огня, это подобие современной зажигалки.

Обувь во все времена предохраняла ноги от вредных внешних воздействий. Обували мужчины сапоги (ғурдлүйе мәħсо) и штиблеты - гамаши (шибилит), часть обуви в виде голенищ, застегиваемых на пуговицы с наружной стороны голени. Штиблеты шили из сукна, холста или телячьей кожи, застегивались на пуговицы и имели штрипки, длинные брюки носились поверх или заправлялись в штиблеты. Дамы носили туфли и ботинки (чәкмә, мәħс) на шнурках и не больших каблуках. Летом мужчины и женщины пользовались кожаными или сафьяновыми чувяками (чувок) без каблука, их сшил сапожник - чувячник (чувокчи). Лапти (тирйох) изготавливались из сыромятной кожи, их подвязывали к ногам специальными завязками (питови), носили с высокими носками. Лапти были нескольких видов: из кожи (тирйох добоғи); с портянками (тирйох питови); Еще были чарыхи и традиционные, старинные удобные национальные башмаки без задников (ковш, налейн). Легкие летние чусты (дарбиһо) для женщин из красного и желтого сафьяна без каблука и башмаки под названием – дүбәнди, шитые из юфти. Одним из основных элементов национальной обуви (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные ковровые (ҹораб) и узорчатые носки (ҹуруб) из хлопка. В последующие годы вошли в моду блестящие резиновые в основном черные калоши (галуш), их носили на протяжении долгого периода.

Женский национальный наряд и украшения

Современным взглядом о женском национальном костюме. В последнее время, в какой бы стране не жили наши кавказские женщины, они не отстают от своих подруг по мировой моде. Носят современные всевозможные наряды из модных бутиков и специализированных магазинов. Пестрят платьями, кардиганами и брючными костюмами всех фасонов и расцветок. Носят обувь, сумки и другие аксессуары одноименных всемирно известных фирм, таких как Christian Dior , Gucci, Valentino, Louis Vuitton, Versace, пользуются изысканным perfumes. Испокон веков восточные женщины, пользовались цветочной водой, позже духами. Умащали свое тело ароматическими маслами, подкрашивали глаза и ресницы угольно-черной сурьмой, брови асфальтово-серой весьмой. Иногда пользовались специальным косметический карандашом (мил), который был трех видов – для глаз (мил әри чум), бровей (мил әри ғош) и родинок (мил әри хол).

С помощью крученой нитки или патоки - сваренной смеси из сахара и лимона (ширә) женщины избавлялись от излишней растительности. Этот примитивный способ депиляции, на территории Азербайджана впервые начали применять чуть ли не тысячу лет назад. Говоря о косметике, гигиене и уходе за собой, нельзя не сказать о древнем виде пилинга (шүл) похожего на мел, и об особом сорте пластовой глины, богатой щелоком и употребляемой в качестве мыла (гиләби) голубого, желтого и белого цвета. Белая глина использовалась для мытья головы, а другие – для стирки одежды. Более бедные слои населения для стирки и личной гигиены широко использовали древесную золу, пепел (хокистәр), их заливали водой, отстаивали, и этой водой стирали, мыли голову. Золой чистили посуду, удобряли землю, широко использовали в хозяйстве, пеплом лечили раны.

Женщины же пожилого возраста не изменяют своим традициям на протяжении веков, их повседневная и нарядная одежда темных тонов. Обычно носят не яркие платья с рисунком в мелкий «горошек» и «цветочек», но головные уборы – косынки (мәндил), шарфы, платки (шол) с шелковыми или шерстяными кистями меняют часто, как в старые добрые времена. Впрочем, во все времена в Азербайджане было не важно, чем покрыта голова чалмой или платком, главное, чтобы головной убор или специальный чепец (чутғу, чутху) покрывал голову и косы. Многие горские еврейки и по сей день, не выходят на улицу с не покрытой головой, а в качестве верхней одежды, вместо пальто, как в старые добрые времена предпочитают, носит большую теплую шерстяную шаль. Только в самом конце XIX века, да и то лишь в крупных городах, в обиход начали входить пальто. Почти в каждой семье до сегодняшнего дня сохранился, хотя бы один старинный традиционный национальный женский или мужской наряд или головной убор, который извлекают из «бабушкиного сундука» лишь по особым случаям. Предлагаю вам ознакомиться с названиями платков.

Женские национальные платки из натуральных шерстяных и шелковых тканей:

1. платок (зәрдә шол) из тонкой шерсти, горчичного цвета с блестящей каймой по краю;

2. платок (тирмә шол) из тонкой шерсти с растительным рисунком по краю каймы;

3. платок (чоршов) чадра;

4. платок (шол зәкәрийо, ләчәк) вышитый гладью, белый свадебный крепдешиновый с (лүҹү) бахромой;

5. платок (шол гирбишини) большой и маленький крепдешиновый, шелковой бахромой;

6. платок (дүгүр) большой шелковый светлых и темных тонов;

7. платок «барашковый» серый пуховый;

8. платок «козий» белый и серый пуховый;

9. платок (шол пәшми, гилмәнди, дәрбәнди) «павлово-посадский», и из шерсти разных цветов с бахромой (ә лүҹүой әврүшими, пэшми, ганафировоз);

10. платок (сәрдәги) головной убор (шаль, шарф, косынка, покрывало);

11. платки (асмарар.шол, гонши партлыйан, гәҹә гүндүз, тәфтә, шәбәкә, табт, әкшәвәй стамбули, хәанә, бәшмә шол, паровоз ә кәймәровоз) из натуральных шелков цветастые, разных тонов, из крепдешина, полбархата, альпака шёлковыми плетеными кистями, бахромой и вышивкой;

12. платок (шол пантуси) с круглым как поднос рисунком из шелка или шерсти;

13. платок (йашмәғбузи) из разных тканей, которым по традиции прикраивали нижнюю часть лица;

14. платок (кәләғои) одноцветный, цветной, в горошек, большой или маленький из шекинского и нухинского тонкого шелка с восточным орнаментом по краю;

15. платок (кәләғои пийози, истиути, нәхүти, ләэзгии) из тонкого шелка, разного рисунка и цвета, из шелка, с восточным орнаментом;

16. платок (кәләғои холхоли) в горошек, из шелка, с восточным орнаментом;

17. платок (кәләғои бодонгүли) цветной из шелка с восточным орнаментом и рисунком миндаля (бодонгүл);

18. платок (кәләғои әрчәгүли) цветной большой и маленький из шелка рисунком миндаля (бодонгүл), символизирующий восточный орнамент, с каймой и кручонной бахромой из своей же ткани;

19. платок (кәләғои), (чорбол, чорбәл,чорбол чорранги) «чалма», традиционный из тонкого четырехцветного шелка, которым повязывают голову поверх платка чтобы не соскальзывал с головы, и скрывают волосы от постороннего взгляда;

20. платок (бәрҹәвый шол) бежевый, популярный шерстяной платок;

21. платок (зар бүрүнҹи,зар нүғрәи, игнә батмаз, ғайчи кәсмәз, шәһ,әмдон, шишә-пәйлә) из парчовой ткани;

22. шаль (ғолиндә шол) толстая, шерстяная похожая на плед, носили вместо пальто;

23. шаль (ғолиндә шол Лиленгради) Ленинградская, шерстяная клетчатая похожая на плед, носили вместо пальто;

24. шаль (күрпәлү) «барашковая» с начосом, тёплая, похожая на плед, ее носили в качестве верхней одежды, в частности пальто;

25. шаль, платок (ләчәк); шаль (шол торгсини) из Торгсина, Нэповских времён;

class="eliadunit">

26. шаль, платок (ләчәк дараи) шёлковый из альпака;

27. шаль (тур әврүшүми) ажурный, тюлевый, свадебный из крученной шелковой нити ручной работы, белого или кремового цвета;

28. шаль «японская» из тонкой шерсти с цветным рисунком, люриксом, с шерстяными и шёлковыми кистями и бахромой, эта шаль популярна в последние годы, среди горских евреев;

29. чепец (чутғу, чутху) из дорогих или простых тканей, украшенный галунами, бахромой, серебреным бисером (сәрмә), шили в виде узкого чехла – трубы, открытого с двух концов, повязывали узкой ленточкой вокруг головы, одновременно собирали волосы, прикрывали лоб и косу, и закладывали их на спину;

30. чепец (сис-ғадон) религиозный, нарядный покрывает голову и косы;

31. косынка (мәндил);

32. косынка (сәноврә);

33. косынка (сәфги);

34. косынка (сәкүнҹи) в виде треугольника;

Простота кроя и богатство отделки – вот, собственно, и вся философия восточного костюма. Вплоть до середины XIX века одежду в Азербайджане шили в основном из местных тканей, благо своего шелка, хлопка и шерсти здесь всегда было в изобилии. В XIX веке в моду вошел русский кумач (гумаш) называемый на местный манер, плюш (мәхмәр), ситец (чит). Изначально в Баку завозили мануфактуру из Астрахани (Хәштәрху) и (Макарийо) – макарьевских ярмарок с берегов реки Волги, ситец Морозовской текстильной фабрики, а в 1901 г. здесь появилась собственная, Тагиевская мануфактура.

Нижнее бельё. Ситец, крашеная домотканая бязь, тонкий местный шелк без рисунка, шли на пошив нижнего дамского и мужского белья (зири шовол) и рубашек (зири шәи). В богатых семьях рубашки шили из французского батиста, индийского мадаполама, иракского муслина, кисеи – баснословно дорогой тонкой белой ткани, сотканной в Англии и Швейцарии из египетского хлопка. Впрочем, из чего бы ни была сшита рубашка, фасон ее всегда оставался одним и тем же: короткая свободная распашонка с коротким или длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу у шеи.

В недалеком прошлом наши бабушки и прабабушки носили национальную одежду (архалүғ, ғобо). Верхняя женская одежда не отличалась разнообразием фасонов и была, пожалуй, самой распространенной в Азербайджане. Но она непременно богато украшалась, трубчатым бисером из серебра (сәрмә) по краям наряда, канителью (харми), золототкаными галунами – тесьмой (бофтә) и мехом. Старинная верхняя женская одежда состояла из нескольких видов: чуха, бешмет, кафтан, каба, камзол, сюртук (архалүғ, ғобой зәни), нечто среднее между пальто и халатом. Дамы носили также и праздничные наряды из бостона (габалай, гандадур гәндоми). В некоторых одноименных нарядах ходили как женщины, так и мужчины. Их сшили на подкладке, с узкими длинными либо книзу от локтя расширяющимися рукавами, слегка расширенным подолом за счет раскошенных боковин.

Одежда сшилась из «драгоценной» сложноузорчатой парчи (зәрхарә). Наряды исполнялись из натуральных шелков (мисғалы), (шоһназ), (назназы) с бархатной набивкой, (гонши партлыйан), (минбир гүл), бархат (мәхмәр), из панбархата (гүлмәхмәр), (маймәхмәр) с набивными цветами, бекасаба (мол әри шовол ән ғобо), канауса, тафты (тәфтә), атласа, сатина, позже крепдешина, ткани из шерсти (тирмә) с полосатым, растительным орнаментом. Украшали домотканой узорной тесьмой, или дутыми бутонобразными(һил), куполообразными золотыми бубенчиками. Застегивался (архалүғ), на пояс (кәмәр, ғәйиш), золотые или серебряныее пряжки - бляхи (чарпаз), крючки или пуговицы.

Женский пояс (ғәиш), одно из самых роскошных традиционных украшений филигранной работы из золота или серебра 94 пробы с золотым покрытием, украшенный бирюзой и др. Азербайджанские и Кубачинские мастера - ювелиры создавали не только нарядные национальные женские пояса. Они украшали бирюзой или другими полудрагоценными камнями, огромное количество разных украшений из золота и серебра: серьги, кольца и браслеты с наперстками, мониста, ожерелья, подвески из монет, бляхи (чарпаз), амулеты: существуют множество оберегов талисманов от дурного глаза (ħәйкәлә) из разного материала разной формы и вида.

Непременной деталью дамского туалета горских евреек, как и в любой другой восточной стране, были юбки-штаны, шаровары (шовол ән ғобо). Они собирались у талии в пышные складки, стягивались плетеным поясом с разноцветными кистями на концах. Пояс-тесьму (руштә шовол), продевали специальной палочкой украшенной бисером. Юбку шили вручную из 8-16, а то 24 прямых полотен материала разного достоинства (бекасаб шелк, бархат, парча, сатин, тонкая шерсть). К стати многие пожилые люди рассказывая, о своем детстве вспоминали, как, играя со своей бабушкой, пролазили из одной штанины в другую. Зимой между средней и верхней юбкой для тепла надевали еще одну, стеганную на вате (сириғлуйе шовол). Между многометровых штанин вшивалось ластовица в виде маленького квадратика, для удобства.

Поверх нижней рубашки и широченной юбки, горская женщина носила шелковую верхнюю рубашку (шәйи әврүшими) простого кроя. Она как туника с небольшим круглым вырезом на груди, либо прямым вертикальным разрезом до талии. Рубашка кроилась без ножниц, ткань разрывали руками по прямой нитке. Под рукавом рубашки и платья также вшивались ластовицы (зир ғул) в виде маленького квадратика, обязательно другого цвета. Для молодых женщин верхние рубашки шили преимущественно розового, красного, желтого или фиолетового цветов. Пожилые дамы отдавали предпочтение более темным тонам. Низ рубашки, как и подол верхней юбки (шовол ғобо), обшивали галунами (бофтә), монетами, золотой бахрамой. Ворот и края рукавов украшали плетеными шнурками (сырыма) и тесьмой из шелковых или золотых ниток.

Помимо бешмета (архалүғ, ғобо) существовали стеганые безрукавки (лободә).

Передние полы этих видов одежды, как лиф поддерживали грудь, поэтому не должны были полностью закрывать ее, рукава доходили только до локтя. Шили их как (ғобо) из бархата, (тирмә) и парчовой ткани. Само собой, подол, ворот и рукава богато украшались различными тесемками, золотыми кружевами, края (гурдһо) зимней безрукавки, помимо прочего, оторачивали бобром, куницей, либо мехом хорька.

Женские ювелирные украшения - непременный атрибут, неотъемлемой части традиционного национального женского костюма. Любовь местного населения к драгоценностям, даже в те давние времена была столь велика, что нередко ювелирам заказывали украшения не только для жен, дочерей и невесток, но и для вошедших в моду в XIX веке комнатных собачек. Наши соплеменницы перещеголяли великолепную библейскую царицу Савскую (Бәтшово), которая некогда одарила царя Соломона «ста двадцатью талантами золота, великим множеством благовоний и драгоценных камней». Если наши дамы в прошлом, как положено по традиции ходили без украшений только после родов - «тридцать дней» (чүлә), или во время траура (овил) «хас вэ-халила», то сейчас все с точностью наоборот, драгоценности и украшение основная часть наряда. В наши те, пост советские 1980-90 годы в Баку, было интересно наблюдать, как многие уборщицы, санитарки, метельщицы выходили на работу, щеголяя бриллиантовыми украшениями. Это было тогда, но и сейчас у восточных женщин, аппетит не убавился, они предпочитают носить золотые украшения от «Коноваленко, а бижутерию от «Своровский» и др.

Национальные женские, ювелирные украшения из золота и серебра, драгоценные и полудрагоценные камни:

1. амулет (ħәйкәлә нүғрәи) оберег-талисман из серебра использовался во время свадебной церемонии, звон монет на ħәйкәлә по приданию, оберегало невесту. Помимо всего каждой замужней даме полагалось носить пояс (ғәиш), украшенный несколькими рядами золотых или серебряных монет, хотя пояс имел значение сугубо утилитарное, ему приписывались еще и свойства оберега;

2. бирюза (фүрүзә, пүрүзә) полудрагоценный камень;

3. бляха (чарпаз) пряжка - застежка;

4. бляха (чарпаз нүғрәи) пряжка – застежка филигранной работы из серебра на старинной одежде;

5. браслет (ғилбоғ), (гүл ғилбоғ) из золота и серебра, с дорогоценными, полудрагоценными камнями «ёлочка», «цветок», «чалма»;

6. галун (бофтә) позумент, серебренная или золототканная тесьма;

7. кисет (кисә әри пул ә мү рәровоз) для монет из бисера;

8. колье (гәлбәнд) золотое свадебное украшение из монет (әршәфи, пәнҹи, дәһи, ħофтними) с подвеской гүл – цветок или с крупной золотой монетой (бист(әршәфи) пәнҹи);

9. кольцо (әнгүштәри, чалма, тәкғош) из золота и серебра, с дорогоценными и полудрагоценными камнями и разной формы;

10. кольцо с наперстком (әнгүштәри ә имоғовоз) из золота и серебра;

11. колье (гәрдәнбәнд) золотое из монет с подвеской;

12. монисто (талас) нагрудное золотое или серебряное женское украшение;

13. монисто (талас сүрхи, нуғрәи) нагрудное золотое или серебряное женское украшение с медальоном и подвесками из монет;

14. медальон (тилсим, мәгиндовид) подвеска в виде «скрежалей», «звезды Давида»;

15. медальон (тилсим сүрхи ә алмазовоз) - женский или мужской овальный или в виде сердечка, нагрудный золотой украшенный алмазами, изумрудами и яхонтами;

16. монета (әршәфи) золотая достоинством в 3 руб., ей украшали пояс и ожерелье (тум зуғоли) к праздничному или свадебному наряду;

17. нюхательная коробочка (авдала) с отверстиями по бокам;

18. нюхательная подушечка (бурновти) наполненная пряностями, корицей, гвоздикой, листьями чайного дерева, высушенными нюхательными травами, табаком;

19. ожерелье (арпай сүрхи, нүғрәи) дутые бусы из золота или серебра;

20. ожерелье (арпай зуголи) дутые бусы из золота или серебра, граненные, удлинённые или в форме кизила;

21. ожерелье (буғозалты), манисто облегающее шею;

22. ожерелье (мирвори) или бусы из жемчуга, жемчужины;

23. ожерелье (мүһрәһой кәһробо) янтарные бусы полудрагаценные камни;

24. ожерелье (мүһрәһой мирвори) жемчужное;

25. ожерелье (мүһрә, мүһрәһо) из бисера и бус;

26. ожерелье (мүһрәһой мәрҹои) коралловые бусы - полудраг.камень;

27. ожерелье (мүһрәһой сүрхи) или бусы круглые или удлиненные из золота;

28. ожерелье (мүһрәһой фүрүзәи, пүрүзәи), бусы из бирюзы – полудраг.камень;

29. ожерелье (мүһрәһой шәвә) бусы из агата – полудраг.камень;

30. ожерелье (силсилә) из серебренных или золотых листьев, комбинированные мелким жемчугом;

31. ожерелье (силсилә) или цепочка из серебра или золота с подвесками из мелкого жемчуга и листьев в виде миндаля;

32. ожерелье (һил) дутые круглые, бутонобразные или в форме бубенцов бусы из золота или серебра филигранной работы;

33. ожерелье (мүһрәһой шәвә) агат полудрагоценный камень;

34. подвеска (гүл сүрхи) крупная из золота вышей пробы филигранной работы в виде цветка с драгоценными и полудрагоценными камнями;

35. пояс (кәмәр) из серебреных или золотых монет, на кожаной основе;

36. пояс (гәйиш зәни) из золота, серебра 94 пробы или с позолотой - золотым покрытием, филигранной работы украшенный бирюзой или другими полудрагоценными камнями;

37. пояс (кәмәр нүғреи) пояс из серебра или из серебреных монет;

38. пояс (кәмәр сүрхи ә ғошһой фирүзәировоз) золотой или позолоченный, филигранной работы, украшенный бирюзой;

39. пряжка (чарпаз) из почерненного серебра;

40. пуговицы (сәдәфи, әз мирвори, сүрхи, нүғрәи, бофтә) плоские и как шарик и перламутра, жемчуга, из золота, серебра – филигранной работы, вязанный шарик из ниток;

41. серьги (гушвор «шарлү», «лүстра») золотые филигранной работы формы шара – «шарлү» с висюльками из мелкого жемчуга (силсилә);

42. серьги (гушвор «гырхдүгмә») золотые, филигранной работы «корзинка», «сороконожка», с пуговками или шариками, прикрепленными по краю серег;

43. серьги (гушвор «зәмбили») золотые, филигранной работы «корзинка» иногда с висюльками из мелкого жемчуга - (силсилә);

44. серьги (гушвор «пәħливан») золотые, формы «шита, доспехов»;

45. серьги («пәйләзәнгһо») из золота филигранной работы формы шара, «люстры» с жемчужинами на концах, создающих при ходьбе легкий звон;

46. серьги (ә минәровоз – минәлү) украшенные цветной эмалью;

47. серьги (гушвор «тәкғош, гүл, ободок, чалма») с одним камушком, как цветок и др.;

48. цепочка (зинҹил бурмә) золотая, крученой вязки;

49.цепочка (зинҹил бәбәи) золотая, простой вязки;

Детская традиционная одежда

Детская обрядовая одежда и украшения. Конечно же, нельзя не описать удивительный детский наряд. После того, как малыши выходили из возраста люльки (гуфорә) и пеленания (ғындоғ), им сшили удобное бельё из нежных натуральных тканей – батиста, мадаполама, муслина, кисеи. Самая распространенная детская одежда, была рубашка для детей обоих полов (ғилизгир). Она очень нарядная и интересного покроя. Рубаху-распашонку шили с горизонтальным воротом – от плеча до плеча, и боковым вертикальным разрезом, запахом, который скреплялся завязками (боғ) из шнурка или из материи. Такие рубахи были очень удобные, их называли «плечевое платье», сшили их также для церемонии обряда обрезания, из дорогих тканей как канаус, парча и обязательно на подкладке из хлопка. В обоих случаях ворот обшивался тканой тесьмой (бофтә) или в узор одноцветной тканью и в полоску. Пришивали перламутровые пуговки (сәдәф), подвешивали к кисточкам подвески из коралла, иногда обшивали (ғилизгир) серебряным позументом - бисером (сәрмә) или украшением в виде маленького купола с цепочками.

В подмышку распашонки, как в одежду для взрослых вшивались ластовицы (зир ғул) в виде маленького квадратика, обязательно другого цвета. Иногда такую ластовицу специально вшивали в рубашку (ғылизгир) или в платье ребенка (булшәй һ,әйили), особенно, если ребенок был долгожданным, «выпрошенным» (офтум).

Вероятно, этому придавали магическое значение. Из страха перед проклятием недоброго человека, некоторые швы на одежде делали не внутрь, а наружу, чтобы вся отрицательная энергия, направленная на ребенка, оставалась снаружи, и не вошла в него. Магическое значение также имело, лоскутное детское одеяльце, и другие, сшитые из лоскутов вещи.

Подросшим детям сшили одежду похожую на взрослых. Костюм девочек и мальчиков обнаруживал сходство с одеждой не пожилых людей, а девушек и юношей, начиная от детского головного убора (шол и папах) и верхней одежды (ғобо). Башмаки - налейн, чарыхи - шили, такие же, как у взрослых из сафьяна, из парчовой ткани и др.

С самого рождения ребенку завязывали на руку бусины (чүмәчум, чүмәчару), чтобы уберечь от недоброго глаза. Девочки начинали носить украшения с младенчества. В отличие от мальчиков уже к своему совершеннолетию по еврейскому обычаю, то есть к двенадцати годам, девушки щеголяли и щеголяют по сей день, в полном парадном комплекте – кольца, серьги, браслеты, ожерелья, украшения для волос, броши, подвески...

Многие горские евреи носили все выше названные украшения, но чаще всего надевали кольца и ожерелья из агата (шәвә), бирюзы (пүрузә - фирүзә), карала (мәрҹо) и опала (сипрә мүһрә). Детям завязывали на запястье нанизанные, на нить такие же бусины. Позже такие же бусины от сглаза вдевали в уши с серьгами или надевали на булавку, цепляли как амулет от сглаза на чепчик, детскую одежду или на люльку. В числе детских оберегов – амулетов бусины из агата, бирюзы, опала, черных бусин с синим глазом, и с белыми точками, золотые бусы (мүһрәй сүрхи - һил, арпа, тум зуғоли), зубчатая - щепочка из айвового дерева, красная нитка, узелок или сшитая подушечка с конским волосом, с зубчиком чеснока и молитвой, этот амулет (ħәкәлә) клали под постель ребенку. Было такое поверье, что оберег - амулет, талисман, руна охраняет людей. Оберег как предмет, носимый или хранимый, и как магическое средство защиты от беды: сглаза, болезней, бесплодия, нечистой силы и т.п., содержит также тексты молитв. Эта традиция длиться и по сегодняшний день. У многих наших соплеменников есть свои обереги - талисманы. И так, у каждого народа в ношении одежды, украшений и амулетов свои традиции и свои показатель культуры и цивилизации.

Восток на всю эту суету смотрит по-отцовски снисходительно. Здесь критерии красоты на протяжении тысячелетий одни и те же. Никакие сиюминутные веяния моды этого глубокого убеждения поколебать не могут. Восточный человек относится к новым веяниям моды лояльно. Он отлично знает, что рано или поздно Dolce & Gabbana уйдут в небытие. Lagerfeld развеется прахом, имя Versahce забудется, а золотая парча (зәрхара), невесомые шелка (әврүшүм, хара, бингали), сверкающие рубины (йагуд, лал), серебро и золото галунов (бофтә) по-прежнему будут ласкать взор и радовать сердце – и через триста, и через тысячу лет.

Фрида Юсуфова
Член Союза писателей и художников Израиля
druzya.com

Теперь об одежде.
Обязательным элементом является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая (малый талит) или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. В его четыре угла вдеты нити цицис - кисти заведанные Торой.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Но есть чисто белые.

Бывает, что среди восьми нитей кисти присутствует одна или две синего цвета. Это скорей всего радзинский или ижбицкий хасид. История такая: секрет изготовления тхэйлет - синей краски, которую получают из моллюска хилозон утрачен около 2000 лет назад и был открыт заново рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов и вошел в употребление только в нескольких общинах.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Таким образом белое покрывало, типа пончо называется .
Причем заметьте, это я вам рассказываю не о народных костюмах, канувших в Лету, они все это реально носят!

Я лично не отличаю хасидов от литваков и сефардов. Кстати последние еще и одеждой очень похожи. Единственное что, литваки носят галстуки . Но ведь есть еще ружинские хасиды, которых тоже можно увидеть в галстуках. Правда хасиды все с бородами , которые никогда не бреют и даже не стригут. А вот литваки ухаживают за своей растительностью на лице, подстригают, подравнивают. Встречаются литваки и без бород.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук . Литваки в будни могут носить пиджаки . Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например лацканы могут быть заостренные или закругленные. Или вместо обычных трех пуговиц - шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов.

Вообще верхняя одежда несколько более разнообразна, кроме капотов есть еще халаты , бекечи (бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. И все это обязательно черного цвета.

Халаты - одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки - для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ - бекече .

И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту - открытый гартл , или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку - закрытый гартл . Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые - венгерские и румынские.
По ширине гартла можно распознать социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Но это правило не относится к белзским, гэрским и некоторым другим хасидам.

Теперь брюки . Тут все проще. Они могут быть или обычные, или до колена - еалб-гойэн . Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы - зокн . Иногда по праздникам в некоторых общинах принято менять черные гольфы на белые. Гэрскиие хасиды вообще заправляют обычные брюки в гольфы! Это называется "казацкие" гольфы (козак-зокн ).

Все это необычно (мягко говоря) и очень привлекает внимание на улицах. Каждый раз я хваталась за фотоаппарат и тут же запихивала его обратно в сумку, кто знает, насколько они мирные. Да и вообще неприлично фотографировать мирных жителей, я бы лично не обрадовалась на их месте.

Информацию почерпнула на сайте toldot.ru , а картинки на просторах интернета

А теперь предлагаю угадать, кто на картинках и что за одежда на них одета:)

UPD: а этот парнишка как бы говорит ФИГ ОТГАДАЕТЕ:)

В каждой девушке, независимо от любых внешних обстоятельств, живет маленькая девочка, которая обожает наряжать свою любимую куклу и одеваться сама в неимоверно красивые мамины туфли и шляпы. И эту маленькую девочку в волшебное благоговение вводят разнообразные ленточки, бусинки, кружева, бантики, блестки. Быть может, есть в этом голос веков, шуршащий шелками и парчой красавиц древности, поражающий скромной аскетичностью Средневековья, увлекающий французскими модами XVIII-XIX столетий.

Пройдя сквозь века, еврейский национальный костюм сохранил свою уникальность и самобытность, несмотря на то, что в евреи много позаимствовали из одеяний других народов. Заимствованиям этим есть причины, уходящие корнями в далекое прошлое: очень долго еврейский народ подвергался гонениям, и для того, чтобы “слиться” с местным населением, нужно было стать похожим на него.

Еврейский наряд в древности был похож на одежду представителей арабских кочевых племен. Евреи одевались очень просто и без роскоши. Позже, при первом еврейском царе – Сауле, одежда израильтян стала богаче. Этому способствовала богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах.

После убийства Саула царем стал . В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений.

В период расцвета Израиля, во время правления , модной стала баснословная восточная роскошь. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Позже междоусобные войны раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. – вавилоняне. В костюмах евреев стало очень заметным влияние ассирийских одежд, а во время “вавилонского пленения” еврейский наряд почти не отличается от вавилонской одежды. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.

Одним из основных элементов одежды знатных мужчин была нижняя шерстяная и верхняя полотняная рубашка с длинными или короткими рукавами. Обязательный элемент мужского еврейского костюма – пояс. Знатные и богатые граждане носили роскошные пояса, сделанные из шерстяной или льняной ткани и расшитые золотом, украшенные драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.

После освобождения из вавилонского плена зажиточные иудеи носили верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов была роскошной. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны ярко-красного цвета, отороченные мехом. На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти – “ ”.

Носили также широкую одежду без рукавов – нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным облачением и назывался ефодом.

В одежде еврейских женщин также были особенности. Во времена правления Давида появились прозрачные индийские и египетские, узорчатые ассирийские и пурпурные финикийские ткани. Они были очень дорогие, а потому доступны лишь богатым еврейкам, которые делали из них длинные и очень широкие, со множеством складок, одежды. Для того, чтобы создать на одежде напуск, ее стягивали кушаками и разнообразными пряжками.

До царствования Соломона даже знатные еврейки ходили в простой скромной одежде. Богатый женский костюм состоял из нескольких нижних и верхних одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась красивой каймой по подолу и рукавам. Носили ее с дорогим поясом. Поверх нее для выходов надевалась вторая одежда - роскошная, ослепительно белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава украшались драгоценными камнями и жемчугами, золотыми фигурками. Это одеяние подпоясывали металлическим поясом, на котором были украшения: золотые цепочки, драгоценные камни. Иногда вместо поясов женщины использовали широкие вышитые кушаки, к которым на золотых цепочках подвешивали небольшие, расшитые золотом мешочки. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была без рукавов или распашная с рукавами.

На голову простые евреи накидывали шерстяные платки или просто перевязывали волосы шнурком. Знать носила повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Знатные женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру. В косы вплетались нити жемчуга, кораллов, золотые пластинки.

В эпоху Средневековья, после ухода евреев в изгнание, появились темные наряды, и не из-за траура, а потому что тогда в Европе все так одевались. Интересно, что в XVI и XVII веках Ваад – общееврейский сейм Польши и Литвы – специальными постановлениями не единожды запрещал излишнюю роскошь в одеждах евреев, дабы те не выделялись среди местного населения. Запреты особенно остро касались женских нарядов, которые не должны быть кричаще богатыми. В общины даже отправляли особых посланцев – в целях недопущения дорогих платьев, особенно из материй с нитями из золота и серебра, и собольих шапок.

История национального еврейского наряда в XVIII - XIX веках – это, прежде всего, история царских запретов на ношение национальной одежды. Именно они постоянно оказывали сильнейшее влияние на внешний вид евреев. Автор книги «Из Николаевской эпохи. Евреи в России» А. Паперна пишет: «Впервые ограничение на традиционную одежду было введено в России в 1804 году. Долгое время это положение в черте оседлости практически не соблюдалось, хотя и неоднократно подтверждалось в законодательном порядке. В 1830–1850 гг. ношение национальной одежды каралось значительными штрафами». Штраф на ношение парика составлял 5 рублей, что в то время составляло значительную сумму.

Неотъемлемой частью культуры евреев является народный костюм . Мужской еврейский костюм состоит из шерстяных черно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями, длинных халатов, кафтанов и плащей . Голова покрывается специальной шапочкой . Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках . В ашкеназском мужском костюме обязательными атрибутами была туникообразная рубаха, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрная ермолка или шляпа, отделанная мехом (штраймл) . Замужние женщины покрывали голову париком.

Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройке подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой. Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. «баранья нога»). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Подол обычно заканчивался двумя-тремя рядами оборок. Спереди платье было прямым и доходило до носков туфель, а сзади было несколько складок, и заканчивалось оно небольшим шлейфом. Под пышной юбкой носили до пяти-шести нижних юбок и тугой корсет. Шлейф делал дамский силуэт сбоку похожим на горку, отвесную спереди и покатую сзади. Талию стягивал пояс из кожи или из той же ткани, что и платье. Модные платья такого покроя женщины старого ишува - и ашкеназки, и сефардки - носили с последних десятилетий 19-го века примерно до 1910 года, и только во втором десятилетии 20-го века в их одежду стали проникать новые веяния.

Еврейки в старом ишуве в большинстве своем были религиозны, соблюдали традиции и одевались скромно. Летом они предпочитали светлые тона и обычно носили белые платья, а зимой - темные тона: различные оттенки коричневого или синего цвета. Цвет платья зависел и от возраста, и от семейного положения. Немногие женщины отваживались носить платья красного или зеленого цвета, женщины постарше носили иногда платья в серых, бежевых или серо-голубых тонах. Черное платье означало траур. Обычно летние платья шили из хлопчатобумажных тканей - батиста и поплина, а зимние - из креп-сатена, тафты или плотного шелка.

Носили женщины и юбки с блузками. Блузки сложного покроя шились из тончайшего батиста и отделывались кружевами и вышивкой тонкой ручной работы. Их носили с темными юбками, на которые шло много ткани, так как они были плиссированными, в оборку, а на отделку шли ленты и узорные пуговицы. Обычно юбки расширялись к подолу.

Застегивались платья и блузки так, чтобы правый борт - символ мудрости - накладывался на левый - символ злого духа - и охранял скромность и целомудрие женщины: ведь правая рука - «строгая рука» (так, кстати, озаглавлена одна из книг Маймонида), а левую сторону каббалисты называют ситра ахара (другая сторона), это прибежище сатаны, где коренятся порочные желания.

Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. По субботам и праздникам белый вышитый передник был накрахмален и отутюжен, чтобы подчеркнуть опрятность его владелицы. Ботинки носили высокие, до щиколоток, доверху зашнурованные, обычно черные . Чулки были черные или цветные, ручной вязки, они держались на круглых подвязках выше колен, скрытых под длинной юбкой.

В дамское белье входили панталоны с кружевами, поверх которых надевали плотно облегавшую бедра длинную нижнюю юбку. Между нижней и верхней юбками были еще две-три шелковые или батистовые юбки белого цвета. Лиф имел форму жилетки. Корсет делался с плотно облегающими металлическими обручами, но позже их замена зашитыми в ткань пластинками из китового уса. Корсет сужал талию, увеличивал грудь и, естественно, затруднял дыхание. Нижние юбки шили прямыми спереди и расклешенными сзади, что вместе с зашитыми в них подушечками на бедр придавало фигуре модные тогда формы: в те времена худощавые женщины считались непривлек тельными, и одежда должна была исправить этот изъян. Иерусалимские старушки еще помнят пышную юбку на толстой ватной подкладке.

Нижнее белье составляло существенную часть приданого девушки, а его количество и качество отражало материальное положение ее родителей. Ночные сорочки свободного покроя из тонко батиста, непременно белого, с длинными рукавами и закрытым воротником отделывались вышивкой лентами неяркого розового или голубого цвета . Зимой женщины носили поверх платья темные накидки до щиколотки, обычно серого цвета, с узким воротником и прорезями для рук. Некоторые ходили в шерстяных пальто, сшитых местными портными по привезенным из Европы выкройкам.

Иерусалимские сефардки носили длинные черные платья и кружевные платки, покрывавшие голову, лоб и плечи . Когда женщина навещала родственников и друзей, хозяйка этот платок с нее сама снимала и держала при себе, а когда гостья собиралась уходить, хозяйка из вежливости отказывалась его вернуть, уговаривая не торопиться, выпить еще чашечку чаю. Носили сефардки и красивые теплые шали с бахромой, в ярких узорах .

О восточном влиянии на одежду того времени свидетельствуют традиционно вышитый по краям платок, которым сефардки покрывали голову и плечи, и черное платье с корсажем в форме накидки, с широким низом до пят.

В Иерусалиме такое одеяние можно было видеть только на улочках Старого города, и женщины в нем к тому же обычно закрывали черным платком лицо, чтобы никто к ним не приставал. В начале века женщины собирали длинные волосы в шиньон и, чтобы подчеркнуть женственность, стягивали его не очень туго. Такая прическа, занесенная из Европы, где ее называли «Мария Антуанетта», была особенно популярна среди молодых женщин, и ее делали на своих париках даже женщины из крайне ортодоксальной общины.

Следуя религиозным предписаниям и традиции, замужние ашкеназки обычно прикрывали волосы шляпками , которые закреплялись на голове шпильками или лентами. Шляпки были фетровые или соломенные, отделанные кружевами, лентами, искусственными цветами или плодами. А сефардки прикрывали голову разными платками: в будни - из тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани с тонкой бахромой или узорами по краям, праздничные платки отличались более яркими цветастыми узорами . До свадьбы девушки носили на голове легкий светлый платок, а в волосы вплетали цветные ленты. Молодые замужние женщины носили яркие платки, а женщины постарше предпочитали темные тона.

Поверх головного платка обычно носили своего рода жгут, сзади завязанный узлом, а спереди свободно свисавший по обе стороны лица, от него отходило нечто вроде подвесок, прикрывавших уши и доходивших до плеч. Женщины из балканских стран носили на голове большую цветастую накидку, сложенную треугольником и закрепленную шпилькой. В дождь они надевали на туфли галоши и носили зонтики. В моде у них были также вязаные шерстяные перчатки.

На благосостояние женщины указывали золотые и серебряные украшения: типичные для того времени цепочки, браслеты, броши, кольца, медальоны, нередко с драгоценными камнями. Девочкам повивальная бабка сразу после рождения протыкала ушки и пропускала через дырочки белую нитку, а вскоре ушки были украшены крошечными золотыми сережками.

Сефарды дома обычно носили белую рубаху и хлопчатобумажные штаны, на рубаху надевали небольшой таллит (еврейское молитвенное покрывало), затем жилет и кафтан с кушаком. Выходя в город, надевали длинное пальто, а на голову - феску .

Почти все мужчины носили головные уборы турецкие фески вишневого цвета с черной кисточкой, европейские фетровые шляпы, соломенные шляпы с широкими полями, иногда загнутыми с одной стороны, иногда с обеих, иногда незагнутыми . Щеголи носили соломенные каноть е по французской моде и даже летом надевали перчатки. Выбор шляпы безошибочно указывал на oриентацию ее владельца: феска - на верность турецким властям, фетровая шляпа - на умерено прозападную ориентацию, соломенное канотье - на щегольство, французская каскетка на оппозиционные настроения , солнцезащитный пробковый шлем - на космополитизм . А отсутствие головного убора воспринималось как открытый бунтарский вызов. Галстуки в то время носили разные длинные, пошире или поуже («селедки», «бабочки!», «банты»), шелковые, в полоску или в клеткку. Мужские ботинки или полуботинки чаще были черными, иногда белыми, со шнурками. Щегольской костюм дополняли трость и часы на золотой цепочке в кармане жилета. Волосы мужчины старательно смазывали бриллиантином, тщательно расчесывали. Большинство отпускало усы бороды.

Национальная одежда евреев резко выделяет их из толпы, многим кажется нелепой и старомодной. И не удивительно, потому что еврейский костюм и их манера одеваться не менялась уже более 200 лет. Вообще-то за несколько тысячелетий их костюмы пережили много изменений в крое, цвете, использовании тканей. В древности евреи одевались в светлые одежды, а тёмные наряды появились в эпоху средневековья, после их ухода в изгнание, и не из-за траура, а потому что тогда в Европе все так одевались.

Цветом от костюмов других народов их одеяния не отличались, но имели всегда особый крой и отличительные знаки, потому что часто правители стран, где селились евреи, следили тщательно, чтобы они выделялись от коренного населения. Постоянно издавались указы по поводу одежды евреев. Современный национальный еврейский костюм напоминает очень модную в позапрошлом столетии одежду франтов и представителей знати.

Самые характерные предметы гардероба евреев – ермолки, темные сюртуки, брюки, шляпы, пояса и белые рубашки. Те, кто , с удивлением наблюдают за проходящими мимо толпами одетых в одинаковые старомодные чёрно-белые костюмы евреев. Причём часто можно увидеть такое сочетание, как чёрный верх, белая середина (выступающая из-под сюртука или жилета длинная белая рубашка) и чёрный низ.

Женщины, которые следуют своим народным религиозным традициям, тоже одеваются неброско, в тёмные или светлые неяркие одежды с добавлением белого цвета (блузки и др.). Женский еврейский костюм даже для жаркой погоды шьётся из тяжёлых плотных тканей. Длина юбок до середины икр, потому что слишком короткие или длинные юбки считаются неприличными. Длина рукавов должна быть не выше локтя, а вырез не ниже ключицы (даже небольшое декольте недопустимо). Несмотря на сильную жару носят колготки или гольфы. Туфли предпочитают без каблуков. Никакой косметики и украшений. Замужние женщины носят головные уборы (чаще всего особым образом завязанные платки) или парики.

Также среди религиозных еврейских женщин многие предпочитают одеваться ярко, элегантно, использовать косметику и украшения, соблюдая при этом все правила приличия – никаких декольте, коротких рукавов и юбок. Вообще манера одеваться в дорогие красивые одежды присуща еврейкам ещё с давних времён. Даже очень богатые евреи всегда одевались скромно, а их жёны носили самые дорогие наряды. Но и евреи со скромным достатком по традиции должны были приобретать своим жёнам по возможности самую лучшую одежду.

Национальные женские костюмы для танца можно увидеть разные. Расклешённые платья с из ярких атласных тканей длиной до колен, подчёркнутые в талии поясами контрастного цвета или с тёмными жилетками, обязательно - головные уборы (платки), часто из такой же ткани как и платья. Другой вариант: пышные тёмные, яркие, однотонные или в клетку расклешённые юбки до колен, белые блузки, платки, фартуки, часто украшенные вышивкой или кружевами, обязательно с тёмными поясами. На фото смотрите сценические еврейские костюмы.

Конечно, сейчас многие жители Израиля одеваются в обычную современную одежду. Но в магазинах всегда можно купить любой национальный еврейский костюм. Одних головных уборов можно встретить более 40 видов. Самые распространённые из них – «ермолки», которые могут быть шёлковые, бархатные, вязаные, маленькие и большие, плоские и остроконечные, из четырёх, шести или восьми клиньев. Их носят самостоятельно или надевают под другие шляпы. А различных шляп разных форм и фасонов существует только основных типов -34 (!). Они свидетельствуют о статусе хозяина и его принадлежности к определённой религиозной общине.

Так шикарную шляпу «гамбург» носят евреи, занимающие высокое положение в обществе. Простые евреи носят шляпы «кнейч» с изогнутыми полями и с поперечными или продольными заломами. Шляпы «капелюш» похожи на «кнейч», но без изгибов полей и заломов тульи. Они изготавливаются из фетра. Дорогие роскошные шляпы «самет» изготавливают из темного велюра, напоминающего короткий мех. Хасиды в особо торжественных случаях носят широкие шапки «штраймл» из соболиного, лисьего меха, которые имеют цилиндрическую форму, бывают низкие и высокие. Фактически – это «ермолка», отороченная вокруг мехом. Смотрите некоторые из них на фото.

На статус еврея и его принадлежность к определённой религиозной общине указывают и другие предметы одежды. Так, например, чем шире пояс – тем выше статус еврея. Галстуки носят только литваки. Большинство других евреев испытывают «галстукофобию» из-за того, что его узел в процессе завязывания принимает форму креста. По субботам евреи меняют короткие сюртуки на длинные, которые называются фраками. Они без карманов, а сзади имеют глубокие разрезы и по две пуговицы на месте хлястиков. Вся мужская одежда застёгивается как и женская справа налево. Правый борт, символ строгости и мудрости, накладывается на символ зла и порочных желаний – левый.

Большинство евреев носят обычные брюки. Но некоторые, например, венгерские хасиды надевают с темными гольфами короткие брюки, которые завязывают ниже колен шнурками. По праздникам они надевают белые гольфы. Гурские хасиды заправляют в чёрные гольфы брюки обычной длины. Туфли у всех евреев одинаковые – чёрные, с низким подъёмом, без шнурков, с тупыми носами.

Из верхней одежды распространены также халаты, капоты, бекеши. Для будней предназначена чёрная длинная капота с застёжкой на пуговицах, перетянутая гартлом (поясом) из чёрных шёлковых нитей. Круглые лацканы капоты свидетельствуют о консервативности и приверженности хозяина к старым традициям. Острые лацканы свидетельствуют о смелых взглядах на жизнь. Чёрные атласные, расшитые чёрным узором халаты предназначены для праздничных дней. Их тоже носят с поясом. Сверху надевают чёрные бекеши – атласные плащи с двумя карманами. Ешиве-халаты из простых тканей носят в будние дни.