Разбавитель для масляных красок своими руками. Вспомогательные средства для масляных красок

Советы банщикам

Большинство людей не видят разницы между понятиями растворитель и разбавитель красок, а между тем, это абсолютно разные понятия. В этой статье мы рассмотрим, что можно назвать разбавителями и чем они отличаются от схожих составов. Кроме того, разберем, какой вариант для чего подходит, и что не следует применять, чтобы не ухудшить конечный результат.

Вначале разберем основные отличия рассматриваемой группы изделий от растворителей:

  • Разбавители представляют собой базовый состав, то есть по сути это та же краска, но без пигментов. Благодаря этому состав не ухудшает качества покрытия и не разжижает ее (хотя если добавить его в подсохшую смесь, то она станет менее густой). После застывания свойства слоя не ухудшаются, он полимеризуется так же хорошо, как и без добавки.
  • Растворители же предназначены для разжижения краски и смывания ее с инструмента, рук и поверхностей. При этом свойства покрытия ухудшаются, но срок высыхания сокращается. Растворителем можно удалить и высохший слой, в то время как разбавителем это сделать сложно.

Особенности составов и критерии их выбора

Основная область применения таких растворов – художественные краски и составы для росписи по ткани, фарфору и многому другому. Этот вид работ требует скрупулезности и соблюдения всех необходимых требований. Иначе результат будет недолговечным, да и яркость картин может ухудшиться.

Водорастворимые краски

Многих покупателей интересует, нужно ли разбавлять водоэмульсионную краску водой. Тут все достаточно просто, если речь идет об обычных строительных изделиях, то производители рекомендуют при слишком густой консистенции добавлять не более 10 % воды.

Но если вопрос касается художественных составов, то делать этого не следует, так как ухудшается цвет и свойства композиции, следует использовать только специальные растворы.

К водно-дисперсным относятся следующие виды изделий:

  • Акварельные.
  • Акриловые.
  • Гуашь.
  • Темпера.

Самыми популярными на данный момент являются составы на основе акрила, они обладают очень высокой прочностью, просты в использовании и совместимы с другими видами красок на водной основе.

Опять же, не существует единого мнения, можно ли разбавлять акриловые краски водой, иногда для того чтобы сделать покрытие полупрозрачным, этот вариант используется, но стоит учитывать, что и адгезия такого раствора значительно ухудшается.

Есть несколько видов специальных растворов:

  • Глянцевый разбавитель для акриловой краски – самый распространенный вариант для улучшения свойств состава. Раствор представляет собой полупрозрачную жидкость, состоящую из акриловой дисперсии со слабым запахом, который исчезает послы высыхания слоя. Данный вариант позволяет сохранить яркость оттенков без ухудшения качества покрытия после высыхания.

  • Еще один вид изделий для вариантов на акриловой основе, предназначенных для росписи по ткани, он специально предназначен для использования на текстильных основаниях, что позволяет улучшить адгезию и сделать состав гораздо долговечнее.

  • Паста-разбавитель для акриловых красок представляет собой густой состав, используемый для уменьшения расхода, подходит для гуашей и темперных композиций. Часто используется как база при приготовлении собственной цветовой гаммы или наносится в качестве подложки. Добавление пасты в гуашь улучшает ее свойства и способствует укреплению слоя.

Решение вопроса, надо ли разбавлять водоэмульсионную краску, зависит от множества факторов, но если состав загустел, то использование раствора поможет значительно улучшить свойства краски и упростить работу с ней.

Совет! Если вам необходимо увеличить стойкость гуашевой картины к истиранию, используйте акриловую пасту, и поверхность станет в несколько раз устойчивее к повреждениям и истиранию.

Масляная живопись - это один из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Это связано с яркостью и долговечностью работ. Кроме того, работать с этим материалом чрезвычайно легко и приятно. В связи с этим важно знать, чем разбавить масляные краски.

Нужно ли разбавлять масляные краски

Рецепт "тройника"

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить с учетом своих потребностей. Самый распространенный рецепт "тройника" включает в себя следующие компоненты:

  • живописный лак (лучше выбирать даммарный или же мастичный);
  • конопляное, льняное или маковое масло (последнее считается одним из самых прозрачных и чистых);
  • скипидар или растворитель для художественных масляных красок (чаще всего используют уайт-спирит).

Все компоненты смешивают в чистой стеклянной емкости в равных пропорциях. Сосуд должен быть плотно закрыт, иначе растворитель начнет испаряться и утратит свои свойства.

Полезная информация

Начинающие и опытные художники непременно оценят следующие советы.

Никогда не используйте растворители из строительных магазинов, ведь они не только обладают неприятным запахом, но еще и придают краскам оттенок желтизны после высыхания.

Некоторые разбавители делают цвет краски бледным, но по мере их испарения оттенок может снова стать более ярким.

Прежде чем использовать тот или иной растворитель в работе над картиной, поэкспериментируйте на пробном кусочке холста.

Не стоит использовать слишком много разбавителя, ведь масляная краска может стать рыхлой и будет хуже держаться на поверхности.

Для быстрого высыхания используйте скипидар или художественный лак, а если вам предстоит длительная работа, то лучше отдавать предпочтение растительному маслу.

При работе с растворителями (особенно с химическими) надевайте перчатки и марлевые повязки, а также не забывайте проветривать помещение.

Всегда разбавляйте небольшое количество краски, ведь в таком виде она не подлежит хранению.

Если вы хотите придать своей картине приятный аромат, то используйте в качестве растворителя кедровый или пихтовый лак.

Можно ли повторно использовать разбавитель?

Довольно часто художники макают в емкость с растворителем кисточки, испачканные в краске. В результате он становится мутным и, на первый взгляд, абсолютно непригодным к использованию. Грязный разбавитель вполне можно использовать повторно, если провести процедуру фильтрации. Для начала дайте жидкости постоять, чтобы выпал осадок, после чего пропустите ее через бумажный фильтр. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока осадок не перестанет выпадать. Отфильтрованный разбавитель перелейте в чистую стеклянную емкость и плотно закрутите крышкой.

Правильно подобранный разбавитель для масляных красок сделает вашу работу более яркой, а также позволит ускорить процесс высыхания.

Масляные краски представляют собой пигменты различных цветов, растертые до порошка, которые затем на масляной основе замешивают в краску нужной консистенции и густоты. называется так потому, что в основе таких красок лежит льняное масло.

Из-за того, что масло обладает водоотталкивающими свойствами, не получится смешивать и разводить эти краски как акварель или акрил при помощи воды. Специальные растворители на основе масла, уайт-спирита и пинена позволяют уменьшить концентрацию пигмента или смешивать разные краски между собой. От выбранного разбавителя также может зависеть сохранение качества написанной работы.

Виды разбавителей

Для комфортной и быстрой работы с масляными красками существует несколько типов разбавителей, различных по составу.

Льняное масло

Льняное масло широко используется для живописи, так как почти не имеет запаха и совершенно безопасно для здоровья. Краски смешиваются хорошо, сохраняя яркость и густоту, и высыхают достаточно быстро - примерно за неделю, если в помещении нет сырости. Льняное масло расходуется медленнее, чем другие разбавители, поэтому является экономичным вариантом. Минусом этого растворителя является отсутствие лака в составе - это дает матовую, без блеска, поверхность слоя краски после высыхания и меньшую устойчивость к разрушению со временем.

Художественный лак

Художественный лак придает краскам яркие цвета, прочность слоев и эмалевый блеск. Работы, которые написаны на лаке быстро сохнут, но мазки теряют фактурность, получают декоративный вид, поэтому такой метод обычно используется для написания миниатюр. Также существуют специальные лаки для лессировки - они быстро закрепляют слой краски, позволяя наносить поверх него другой. Существуют различные виды лаков: мастичный, даммарный, пихтовый .

Разбавитель "Двойник"

Разбавитель "Двойник" в его основе используется льняное масло, но добавляется небольшая доля лака для живописи (например, кедрового или пихтового). Такой разбавитель делает краску гуще, она лучше смешивается, увеличивается скорость высыхания слоев. Также после окончательного просушивания получается более прочный красочный слой, долго сохраняющий живописные качества. Цвета остаются яркими и глубокими, а поверхность мазков ровно отражает свет, лучше сохраняя характерный блеск масляной краски.

Уайт-спирит

Уайт-спирит - распространенный растворитель для самых различных красок, его можно найти не только в художественном, но и в любом строительном магазине. Уайт-спирит также отлично подходит для мытья кистей и палитры, снятия засохшего слоя краски, обезжиривания холста. Эффективно разбавляет краску и быстро испаряется, красочный слой получается тонким и быстро высыхает, но при этом уайт-спирит влияет на масляные краски, нарушая их состав и связующие качества. Поэтому недостатком этого растворителя является непрочность получившегося красочного слоя и матовость поверхности. Кроме того уайт-спирит может иметь резкий запах, который при долгой работе вызывает дискомфорт.

Отличный вариант - Lakka Bensini от Tikkurila. Приемлемый по цене и с минимальным запахом.

Пинен

Этот разбавитель изготавливается на основе скипидара, но в отличие от него прозрачен, не имеет запаха и не вызывает пожелтения красок. Пинен очень качественно разводит краски, на нем удобно замешивать цвета, красочный слой получается прозрачный, небольшой густоты и быстро высыхает, позволяя накладывать новые мазки поверх без опасности смешивания. Это очень удобно, если картина должна быть написана в ограниченные сроки, но если пользоваться при работе только пиненом, поверхность краски при высыхании станет матовой и не будет достаточно долговечной.

Разбавитель "Тройник"

Содержит в своем составе сочетание трех компонентов - масла, лака и разбавителя. Масло придает мазкам густую консистенцию и помогает равномерному смешиванию краски, разбавитель (чаще всего пинен) увеличивает скорость высыхания красочных слоев и готовой работы, лак способствует прочности красок и помогает сохранить блеск и насыщенность цветов. Из всех разбавителей "Тройник" используется чаще всего и пожалуй является самым оптимальным выбором для эффективной и быстрой работы с масляными красками.

Заключение

Очень часто в масляной живописи применяются различные сочетания разбавителей и лаков - во многом это зависит от задачи, которую нужно решить и количества времени на работу. Например первый слой краски обычно замешивают на лаке - это придает ему прочность и лучшую связь с грунтом холста. Последующие слои можно писать с большим количеством разбавителя, чтобы просушка не занимала много времени.

Все виды растворителей, кроме натуральных масел, умеренно токсичны и представляют некоторую опасность для здоровья. Поэтому во время работы необходимо делать перерывы и регулярно проветривать помещение. Также лучше выбирать для живописи разбавители без запаха. Хранить разбавители нужно в темном прохладном месте, и обязательно следить, чтобы крышки были плотно закрыты.

В живописи, а также строительстве важную роль играет разбавитель для масляных красок. Для акварели или гуаши подойдет простая вода. Часть красок вовсе разбавлять не надо. Но для масляных эмалей нужны дополнительно особые составы. Они обладают разными свойствами и функциями.

Зачем нужны растворители для масляных красок?

У художников появилась специальная водорастворимая масляная краска, но в строительстве она не подходит. Зачем нужно разбавлять готовые составы? В основе масляной краски лежит пигмент, который смешивается с олифой. Если эмаль долго не используется, тогда более твердые частицы оседают, а слой масла остается сверху.

Перед употреблением банку приходится тщательно взбалтывать. Иногда необходимо сделать краску более жидкой или размыть загустевшую. В этом случае используются растворители. Но нужно учитывать факт, что составы маслянистых эмалей разные. В каждом используется определенный вид олифы, которая выступает в роли растворителя.

Выбор растворителей

Краски делятся на два вида, использующиеся в помещениях и для внешних работ. Это разделение происходит от того, что некоторые составы имеют резкий запах из-за токсичности. Есть несколько видов олифы:

  1. Натуральная – производится из соевого, льняного или конопляного масла. Такая олифа маркируется МА-021. Маслянистые эмали на ее основе подходят для окраски дверей, окон и других внутренних частей помещений, исключая потолок, пол. Нанесение на эти поверхности нарушает воздухообмен в комнате и препятствует прохождению влаги.
  2. Композиционная (или комбинированная) олифа – изготавливается методом смешивания масла с растворителем. Обозначается МА-025. Готовая смесь может разбавляться бензином, скипидаром, уайт-спиритом. Такая эмаль имеет сильный запах, а ее испарения вредны для здоровья. Для применения внутри помещений не подходит.
  3. Искусственная олифа заменяет натуральную и обозначается ГФ-023.
  4. Пентафталевая состоит из настоящих масел с добавлением сиккатива, глицерина и фталевого ангидрида. Эта олифа обозначается ПФ-024.

Чтобы правильно разбавлять маслянистые эмали, необходимо ознакомиться с их составом, а потом подбирать соответственный раствор, совпадающий с типом олифы. На упаковках с красками всегда пишется, какие растворители подойдут для данной продукции.

Разновидности

Разбавители для маслянистых эмалей – это химические вещества, которыми дополняются составы для достижения более жидкой консистенции. К трем основным растворителям относятся:

  • уайт-спирит;
  • растворитель 647;
  • скипидар.

Уайт-спирит является универсальным разбавителем. Он используется чаще, чем остальные средства. Причем теперь этот разбавитель изготавливается без запаха. Стоимость уайт-спирита невелика, поэтому он доступен даже простому обывателю. При использовании расход масляной краски сильно сокращается, но на качестве покрытия это не отражается.

Растворитель 647 – бесцветная жидкость, имеющая резкий запах. Это средство легковоспламеняющееся. В помещениях используется в качестве разбавления алкидных и пентафталевых красок. Разжижитель 647 можно применять относительно лаков и шпаклевки. Одновременно средство может использоваться как грунтовка.

Скипидар – уже давно применяется в качестве разбавления. Это средство, которое получается после обработки живицы, древесины, а также других материалов. Скипидар – это специфическое эфирное масло с очень сложным химическим составом. Есть три основных вида: древесный, пневый и терпентинный.

В качестве разводителей используются еще два средства. Керосин хорошо восстанавливает старые засохшие краски. Но в этом случае обязательно должен добавляться еще скипидар. Высыхание длительное – десять дней. После разведения краски бензином получившийся состав будет давать матовый оттенок.

Правильное использование

Перед тем как разбавить масляные краски, необходимо ознакомиться с инструкцией. Все растворители обладают летучестью, поэтому их нельзя держать вблизи огня, выключателей, рубильников. Из-за взрывоопасности разбавителей во время их применения, а также в процессе смешивания нельзя курить. При низких температурах средства для растворения эмалей могут замерзнуть.

Некоторые имеют довольно неприятный резкий запах. Поэтому масляная эмаль должна разводиться только в проветриваемых помещениях или на свежем воздухе (если он не холодный). Иначе можно запросто получить отравление токсичными парами.

Все разбавители – сильные химические вещества. Если они попали на открытую кожу или слизистые оболочки, то эти места нужно срочно обильно промыть чистой холодной водой. От некоторых растворителей может пострадать даже одежда.

При разбавлении масляных эмалей нужно быть очень осторожным с пропорциями. Неправильно подобранные части могут просто испортить смесь. Правильные пропорции всегда указываются относительно каждого растворителя. Они продаются уже с инструкциями для применения.

Растворители используются не только для разбавления загустевших красок. Скипидар, уайт-спирит и другие применяются также для свежих составов. Растворители не только разжижают смеси, но и одновременно обезжиривают их. С помощью разбавляющих средств готовится хорошая грунтовка.

Масляные эмали пользуются большой популярностью, так как очень красивы, доступны по цене и хорошо уберегают поверхность от влаги, гниения, коррозии. Даже если состав сильно загустеет, всегда можно воспользоваться разбавителями.

В масляной живописи, художники чаще всего разбавляют краски, так называемыми, «двойниками» или «тройниками». Но, прежде чем понять что они из себя представляют, необходимо узнать подробнее про живописные лаки, масла и разбавители.

Лаки для масляной живописи: лаки живописные и лаки покрывные.

Живописные лаки применяются как добавка для художественных масляных красок и представляют собой растворы смол в пинене. Мастичный лак изготавливается из смолы мастикс и может использоваться не только как добавка для красок, но и как ретушный лак для протирки красочных слоёв, а также и как покрывной. Даммарный лак — это раствор смолы даммара в пинене с добавкой спирта. Даммарный лак может использоваться и как разбавитель для красок и как покрывной лак. Даммара имеет как плюсы так и минусы. Основным недостатком является мутнение лака при длительном хранении. Однако, в сравнении с мастичным лаком, даммара меньше желтеет при старении, чем мастикс. Копаловый лак является смесью копаловой смолы, льняного масла и пинена. Лак используется как добавка к краскам, однако его цвет — тёмный, что может сказываться на красочной смеси. Пихтовый лак — прозрачный на вид и имеет приятный пихтовый аромат. Используется как добавка к краскам.

Покрывные лаки служат для покрытия масляной живописи в целях её защиты, а также для придания красочному слою насыщенности и блеска. Когда краски теряют своё звучание, или жухнут, или становятся матовыми от избытка разбавителя, то лаковое покрытие исправляет ситуацию. Но лак используется не только для исправления ошибок или защиты красочного слоя при длительном хранении живописи. Лак может просто усилить звучание красок, сделать цвета более насыщенными. Поэтому его применение не ограничивается одной причиной. Сегодня на рынке представлены различные лаки. Но основными и традиционными можно назвать следующие. Фисташковый лак. Он обладает важным достоинством — его плёнка практически бесцветна. Такая прозрачность делает его незаменимым для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Ретушный лак — изготавливается из мастичной смолы, растворителей и акрила. Применяется ретушный лак в многослойной живописи, но не только. Лак относительно жидкий, поэтому хорошо проникает в красочный слой и, таким образом, предотвращает пожухание красок. Им можно просто прокрывать слои краски для большей их насыщенности. Также ретушный лак увеличивает прочность красочного слоя. Акриловый лак состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его плёнка бесцветна и эластична.

Масла для масляной живописи.

Самым распространённым маслом для живописи является льняное масло . Оно относительно быстро сохнет и отличается прозрачностью. Однако, некоторые художники предпочитают писать на подсолнечном масле . Есть мнение, что со временем оно меньше желтеет. Сам я пишу на рафинированном подсолнечном масле. Результат меня более чем устраивает. Кроме льняного и подсолнечного масел, конечно, существуют и другие масла, например ореховое или хлопковое . Но они используются редко. К тому же, нужно быть внимательным, потому что некоторые виды масел плохо сохнут или не сохнут вообще. К примеру — оливковое масло. Оно не подходит для живописи, так как не способно полностью высыхать и оставляет живопись липкой.

Масла для живописи осветляют, выдерживая в ультрафиолетовом свете. Такую процедуру можно проделать и в домашних условиях. Масло ставят на солнце и выдерживают длительное время. Это удаляет из них желтизну и они становятся более прозрачными. Также выпускается ещё и уплотнённое масло для живописи. В советское время его производили под №1 и №2. Такое масло полимеризуют во время нагревания без доступа воздуха. Оно становится более плотным, и поэтому быстрее высыхает. Вообще, среднее время высыхания обычного подсолнечного масла составляет около одной недели. В некоторых источниках пишется, что полное отвердение масляной плёнки происходит только после 12 месяцев. Льняное масло высыхает в среднем за 5 — 6 дней. При благоприятных условиях оно может высохнуть и за три дня. Но здесь подразумевается высыхание до отсутствия отлипа, т. е. краска перестаёт липнуть.

Разбавители для художественных масляных красок.

В живописи применяют растворители, которые выпускали в советской промышленности под № 1, № 2, № 4. Но их суть со временем не изменилась.
Разбавитель № 1 представляет собой смесь живичного скипидара и уайт-спирита. Применяется он в менее ответственных работах, например в эскизах. Разбавитель № 2 по-сути является уайт-спиритом и используется для мытья кистей. Разбавитель № 4 или пинен. Это фракция живичного скипидара. Он считается лучшим разбавителем и применяется в ответственных живописных работах.

Ну а теперь, можно вернуться к тому, с чего я начал эту статью — к «двойникам» и «тройникам» в живописи. «Двойник» — это смесь пинена и масла (или лака). «Тройник» — это смесь и пинена, и масла, и лака. В зависимости от задачи можно пользоваться и тем, и другим. Разбавитель пинен — растворяет краску. Масло восполняет недостаток связующего в пигменте красок, при разбавлении растворителем. Лак — делает красочный слой более «плотным» и более насыщенным по цвету, а также быстро загустевающим и глянцевым. Эта его особенность используется в подмалёвке и письме лессировками. Красочный слой быстрее сохнет, цвета сохраняют насыщенность, а сам полупрозрачный слой краски более плотный и блестящий. Если необходимо придать живописи матовость, то, наоборот, нужно писать на чистом разбавителе. Красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Чаще всего художниками испульзуется смесь разбавителя и масла. Такая смесь универсальна, она подходит для большинства задач в масляной живописи.