История фарфора – интересные и познавательные факты. Из чего сделан фарфор

Отделка и интерьер

Когда-то фарфор почитался ремесленным чудом, и за тайну этого керамического материала смельчаки платили собственными жизнями. Потом его стали изобретать заново то здесь, то там – в результате чего мир обогатился новыми разновидностями и сортами фарфора. С течением времени оказались востребованы все физические свойства фарфора, и в прошлом веке фарфоровая продукция разделилась на промышленную и бытовую.

С чего же все начиналось?

История фарфора

Родина фарфора – Китай. В то время как европейцы – даже самые цивилизованные, древние греки – лепили амфоры, выдалбливали каменные плошки и пытались отливать посуду из стекла, китайцы сосредоточенно работали над созданием фарфора. Первые удачные опыты китайских мастеров задокументированы 220-м годом до нашей эры.

Сами китайцы склонны увеличивать возраст фарфора как минимум на тысячу лет. Европейская наука полагает, что не всякая древнекитайская керамика – фарфор, но лишь та, которая при легком соударении звенит «цзин-нь»... А такие изделия на территории Китая стали появляться лишь в середине первого тысячелетия Новой эры.

Не стоит снисходительно относиться к аудиальному критерию оценки. Есть мнение, что и англоязычное имя Китая, и славянская «синь», и китайское наименование фарфора происходят из одного источника – звукоподражательного «цзинь».

Во всяком случае, географическая область появления китайского фарфора по сей день зовется Цзянси; британское China – англифицированная попытка прочтения древнекитайского tien-tse, впоследствии преобразованного в tseane и служившего наименованием, помимо прочего, любому изделию из фарфора.

По мнению отдельных лингвистов, русская «синь» - все та же калька с китайского tseane. Ведь первые изделия из китайского фарфора декорировались исключительно синей минеральной краской. Значит ли это, что славяне познакомились с китайским фарфором тысячи лет назад? Любопытная, но неподтвержденная наукой гипотеза.

Почему фарфор родился в Китае?

Строго говоря, темпы развития керамического ремесла в Европе, Средней Азии, Ближнем Востоке, Индии и прочих удаленных от Китая местностей были примерно равными. Да и китайцы в технологию обжига формованной глины не внесли ничего принципиально нового. Все те же купольные печи, все тот же древесный уголь...

Секрет происхождения фарфора кроется в сырьевых предпочтениях. Мастера всего мира предпочитали для изготовления керамики брать жирную красную глину. Китайцам же посчастливилось оперировать – веществом хотя и тугоплавким, но зато красивым, особенно после интенсивного, с расплавлением внешнего слоя, обжига.


Достичь успеха в создании эффективной технологии фарфора было непросто. Потому китайцы, весьма охотно торговавшие фарфоровыми изделиями, всячески противились раскрытию своих know how.

Звонче нефрита, белее снега

Первые образцы китайского фарфора состоят из протертого каолина и измельченного . Лучший фарфор, по словам древних поэтов, был «звонок как нефрит, блестящ как иней, бел как снег».
По заветам первых мастеров, для достижения должного качества изделий хорошо увлажненное фарфоровое тесто отправлялось на столетнюю выдержку в глубокие ямы. Диссоционный распад минералов в щелочной среде обеспечивал как пластичность, так и однородность получаемого материала.

Визуальный анализ черепков китайского фарфора не мог подсказать тогдашним европейцам ни состава, ни особенностей технологии продукта. Более или менее успешной имитацией фарфора стало стекло, сваренное с большой добавкой оксида олова, а также несколько вариантов смеси оловянистого (называемого опаловым) стекла с глиной.

Но сходство было лишь внешним: потребительские качества изделий из поддельного фарфора оставались низкими. Да и себестоимость молочно-белого стекла с сурьмой и оловом превосходила цену китайского фарфора...

В Китай поехали шпионы.

Персы – хранители фарфорового секрета

Попытки фарфорового шпионажа, предпринятые в конце первого – начале второго тысячелетия нашей эры, оказались безуспешными. Из чего заинтересованные европейцы поспешно вывели мнение о строгости старокитайского режима секретности, и сочинили сказки о показательных казнях пойманных разведчиков.

На самом деле китайцы весьма приветливо относились к иностранцам, а уж торговцев привечали как родных. Вот только фарфоровый экспорт Китая тех времен целиком и полностью принадлежал выходцам из Персии и (в меньшей степени) Индии. Покупая фарфоровые изделия задешево, восточные купцы продавали их с многократной наценкой. Не даром же Ли Шан-Инь, знаменитый поэт IX века, пишет: «Странно увидеть бедного перса...»

Так что нет ничего удивительного в том, что пешие и конные путешественники, направлявшиеся в Китай за фарфором, бесследно исчезали задолго до достижения цели. Их не пропускала арабо-персидская торговая мафия! Не напрасно и мореплаватели искали водного пути на Восток так упорно, что даже открыли Америку...

Семейство Поло – послы Европы в Китае

Визит венецианского купца Никколо Поло в Китай пришелся на сложный период монгольских завоеваний, но прошел на удивление успешно. Сын Никколо Поло, Марко, и вовсе прожил в Китае семнадцать лет, после которых, осыпанный ханскими подарками, вернулся в Венецию.

Западные специалисты по истории фарфора утверждают, что по-настоящему качественный китайский фарфор появился на свет одновременно с прибытием в Пекин Марко Поло. А все фарфоровые изделия предшествующего периода, то есть созданные до середины XIII века, малоценны в технологическим и художественном отношении.

Среди чужеземных даров, привезенных Марко Поло из Китая, особенно любопытными оказались фарфоровые чашки. Одна из них была снаружи покрыта тончайшей фарфоровой сеткой. Другая влекла красочным рисунком, проявлявшимся после наполнения сосуда горячей водой. Третья просвечивалась нежнейшим оттенком розового – за что языкатые итальянцы прозвали материал «поросеночным» - porcellana.


Название прижилось. Напрасно знаменитый путешественник рассказывал легенду о добавлении в фарфоровое тесто крови китайских девственниц. Его земляки отговаривались сходством розоватого фарфора с ракушками моллюска, которого как раз таки и зовут «свинушкой».

И кстати, теребили венецианцы путешественника, что кроме девственной крови входит в состав китайской порцеляны?

Стойкий фарфоровый секрет

Мы не знаем, что отвечал Марко Полы на вопросы сограждан. Да и что он мог ответить? В Китае фарфор делают тысячи ремесленников: берут белую глину в Гаоляне, растирают фарфоровый камень, смешивают, выдерживают... после лепят и обжигают. Всё!

Но что за белая глина Гаоляна? Каков таков фарфоровый камень? И главное, почему ни одна из белых глин местного залегания не дает нужного эффекта?

Ответа не было.

Прошли столетия. В конце XVII века в Китай прибыл французский священник, патер Франсуа Ксавье д´Антреколь. Монах приехал хорошо подготовленным не только к миссионерской, но и к разведывательной деятельности. Он говорил по-китайски и владел разрешением на посещение Цзинь-дэ-чжэня, округа, производящего фарфор во множестве и для императорского двора, и на продажу.

Говорят, пронырливому монаху пришлось испытать чудеса шпионского везения, чтобы добыть и отправить на родину, во Францию, образцы фарфорового сырья. Правда, Рене Реомюр, знаменитый физик и конечный адресат д´Антреколевых посланий, ничего полезного в монашеской корреспонденции не нашел. Ни гаолянской глины, ни таинственного фарфорового камня во Франции как будто не водилось...

Закат китайской фарфоровой монополии

Однако передовая наука середины XVIII века уже горела идеей французского фарфора. Пьер Жозеф Макёр вел теоретические изыскания формулы фарфорового состава. Жан Дарсе кропотливо изучал образцы отечественных глин, пока не нашел близ Лиможа материал, отвечающий всем требования. Жирный лиможский каолинит вполне соответствовал белой гаолянской глине.

Разгадка тайны так называемого «фарфорового камня» состоялась еще раньше. В начале века немцы Эренфрид Чирнхаус и Иоганн Бётгер установили, что для изготовления тонкой, мелкозернистой и малопористой керамики следует добавлять к глине равные количества и .


Правда, первый из созданных германскими учеными материалов не вполне соответствует китайскому эталону. Однако по счастливому стечению обстоятельств в окрестностях Мейсена обнаружились запасы отличной фарфоровой глины, и потому Бётгеру с Чирнхаусом вскоре удалось добиться настоящего успеха.


Во второй половине XVIII века белый фарфор отличного качества начал выпускаться и во Франции, и еще много где в Европе. Разве бывает в человеческой истории, чтобы приоритет не оспаривался?

Английский, японский, русский фарфор

Когда в 1735-м году труд д´Антреколя, посвященный фарфору, увидел свет, книгу прочли в том числе и в Англии. Томас Бриан был назначен агентом и командирован во Францию, где преуспел в овладении фарфоровым ремеслом. Вскоре после возвращения Бриана в Англию оказалось, что патенты на фарфор уже готовы и можно приступать к выпуску продукции.
Технологии, позаимствованные во Франции, а вместе с ними и флорентийские (конца XVI века) методы изготовления фарфоровой массы позволили англичанам создавать настоящие шедевры. Особая заслуга Англии – изобретение костяного фарфора.

Японский фарфор увидел свет раньше европейского, однако попадал в Европу лишь от случая к случаю. Японские мастера по-своему усовершенствовали китайские приемы украшения изделий, и во времена выпуска первого французского фарфора мастерам ставилась задача качественного копирования японских образцов.

История русского фарфора официально начинается в XVIII веке. Однако по мнению некоторых историков, гжельская белая глина начала использоваться для производства фарфора еще в домонгольское время.


По непроверенным сведениям, на территории нынешнего Раменского района Московской области незадолго до монголо-татарского нашествия работали мастера, полностью копировавшие китайские технологии. Некоторые искусствоведы считают, что современная гжельская традиция росписи фарфора синим по белому произрастает из средневековой китайской старины...

Но почему именно XVIII век стал временем быстрого и повсеместного распространения фарфора?

Первый европейский фарфор – родом из Дрездена!

Иоганн Фридрих Бётгер почувствовал себя алхимиком смолоду. Освоив технику позолоты серебряных монет, Бётгер заявился к курфюсту Саксонии Августу и уверил властителя в своем алхимическом могуществе. Неудивительно, что в скором времени Бётгера, назначенного главным золотодобытчиком государства, приговорили к казни за растрату и невыполнение обязательств.

К чести короля, он не стал настаивать на усекновении буйной бётгеровской головушки, и поручил неуемному экспериментатору создать ну хоть что-нибудь, например, любимый курфюстом фарфор. Как ни странно, тайна тонкой, звонкой и полупрозрачной керамики поддалась молодому алхимику.

В 1709-м году начинающий исследователь составил оригинальную рецептуру мейсенского фарфора. Август высоко оценил находку, помиловал Бётгера и наградил творцов фарфорового чуда, а кроме того, основал производственную мануфактуру и принял меры предосторожности против разглашения секрета.


Эмблемой мейсенского фарфора довольно скоро стали скрещенные мечи – как напоминание об ответственности за посягательства на тайну. Бётгер, пренебрежительно относившийся к «горшечному» делу, получил строжайшие предписания. В связи с чем хранителем секрета собственно фарфора он сделал одного из своих помощников, а сбережение тайны глазури поручил другому ученику.


Курфюст, однако, не особенно уверовал в молчаливость Бётгера и, по слухам, отравил беднягу. Но поздно... Приятель Бётгера Кристоф Хунгер, обученный золотым аппликациям по фарфору, сбежал из Саксонии и принялся разъезжать по Европе и продавать секреты мейсенского фарфора. Постоялые дворы Дрездена наполнились авантюристами, жаждущими выведать великую фарфоровую тайну.

К дочерям мастеров фарфорового производства выстраивались очереди из женихов – но браки длились лишь до вхождения зятьев в семейный бизнес. Вызнав секреты и кое-как овладев фарфоровым ноу-хау, беспринципные шпионы спешно покидали немецких жен и сбегали навстречу славе и богатству.

Получая информационную подпитку из нескольких источников, фарфоровые мануфактуры росли по всей Европе как грибы после дождя. В результате к началу XIX века всякий уважающий себя властитель мог похвастать собственным фарфором!

Фарфор с точки зрения науки

Принято различать два типа фарфора: мягкий и твердый. Разница между типами определяется составом. Мягкий фарфор содержит большее количество так называемых плавней – компонентов, имеющих относительно низкую температуру плавления. Твердый фарфор обжигается в печах, разогретых на 300 градусов сильнее. Технические фарфоры, как правило, относятся к твердым.

Фарфоровая посуда изготавливается в основном из мягкого фарфора: он лучше пропускает свет, хотя и отличается большей хрупкостью. Твердый фарфор весьма прочен, огнеупорен, химически стоек – и поэтому востребован в производстве техники, изоляторов, лабораторной посуды, металлургических огнеупоров.

В состав твердого фарфора входит каолин (50% от массы), кварц и полевой шпат (равными или примерно равными долями, вместе до 50% от массы). В мягком фарфоре процентное содержание полевого шпата и других плавневых добавок гораздо выше, чем в твердом, а количество кварца уменьшено.

Состав благородной керамики , разработанный в 1738-м году во Франции и в значительной мере повторяющий старокитайскую рецептуру, позволяет производить именно мягкий фарфор. Французы предложили готовить фарфоровое тесто из 30-50% каолина, 25-35% силикатов, 25-35% так называемой фритты – сырьевой композиции, включающей в себя несколько компонентов, дающей фарфору блеск, звон и светопроницаемость.

Среди прочих, в состав современных фритт входят карбонаты, кальциты, ископаемая и... !

Технология фарфора

Измельчение и смешивание сырьевых компонентов – важнейшая подготовительная операция. Гомогенность частиц фарфорового теста гарантирует равномерность прогрева и одинаковые темпы спекания по всему массиву изделия.

Обжиг фарфора ведется в два или три этапа. Первый обжиг – у специалистов этот этап называется «на утиль» или «на бельё» («бельем» именуется неокрашенный шероховатый фарфор) – проводится с целью получения качественно сформованных изделий с необработанной поверхностью. Вторым обжигом («на поливу») расплавляют глазурь, нанесенную на первичное изделие поверх художественных росписей.

После второго обжига проводится финишное декорирование: надглазурная роспись, золочение и прочие отделочные операции. Закрепление надглазурной росписи обычно требует третьего, наиболее щадящего обжига. Если обжиг «на утиль» и «на поливу» ведется при температурах в промежутке от 1200 до 1500°С, то «декоративный» третий обжиг не требует нагревания выше 850°С.

Окрашивание фарфоровых изделий осуществляется красителями, состоящими из растертых окислов металлов. И если подглазурная роспись никогда не вступает в контакт с окружающей средой, металлы из надглазурной росписи в некоторых случаях могут мигрировать из поверхностного слоя посуды в пищу.

Добросовестные изготовители фарфора предотвращают подобную неприятность, смешивая красители со стеклоподобными флюсами. К сожалению, в стремлении удешевить продукцию некоторые современные производители посуды окрашивают фарфор нестойкими красками.

Избегайте приобретения подозрительно дешевого пищевого фарфора!

Вместо заключения

В Древнем Китае фарфор звался tien-tse, что значит «сын неба». Между тем, «сыном неба» в Китае во все времена титуловали императора. Персы лишь скопировали титул: bаарurа по-древнеперсидски, как и farfura по-турецки, значит «китайский император».

Таким образом, приобретая фарфор, наш современник приобщается к величию Китайской империи и прикасается к материалу, которого достойны даже императоры – «сыны неба». Пафосность и аристократичность истории не делают фарфор недоступным для народа. Собрать достойную и репрезентативную фарфоровую коллекцию сегодня может каждый желающий.


Стоит ли начинать? Конечно, стоит!

Фарфор появился впервые в Китае на рубеже 3-4 вв. Судя по всему, и в Китае на первых порах фарфор не был рядовым явлением, так как ему даже посвящают стихи. О фарфоре китайский поэт IX в. Ту говорит: «звонкий как нефрит и превосходящий блеском иней и снег».

Китайцев привела к созданию фарфора любовь к чаю. Автор специального сочинения об этом напитке Ча-Кин (IX в.) распределял употребляющуюся для чаепития фарфоровую посуду по цвету глазури, что, по мнению автора, оказывает значительное влияние на вкус чая.

В 7-10 веке фарфор экспортируется в страны Азии. Откуда и пришли само его название. Китайцы называли своего императора «Фахфур» - отсюда название изделий, дословно «императорское». Поскольку фарфор до 18 века проникал в Европу через Восток, вместе с изделиями арабы передали и это слово.

Первым европейцем, который познакомился с фарфором, стал Марко Поло. Это было в 13 веке.

С самого начала появления фарфоровых изделий, европейцы пытались узнать секрет его изготовлении. Китайский фарфор был очень красив и довольно дорого. Последнее обстоятельство особенно подстегивало европейцев узнать технологию изготовления фарфора.

Более всех успел в этой области французский патер-иезуит Д"Антреколл, который в качестве миссионера прибыл в Китай в конце 17 века. Д"Антреколл опубликовал свои записки, содержащие «секрет» фарфора, но они не имеют никакой технической или производственной ценности, так как никто не знал самого глазного - исходного материала.

В конце 17 в. французу Морену удается получить вещество, похожее на фарфор, но при испытании оказывается, что это совсем не то.

В конце 17 - начале 18 века в Европе начался настоящий фарфоровый бум. Китайский фарфор безумно дорог. Ценность его увеличивается еще и тем обстоятельством, что фарфоровой посуде приписывалось свойство обнаруживать в питье или пище присутствие яда. А в те бурные времена, как вы понимаете, знать такие вещи было немаловажно.

Не надо сбрасывать со счетов и соображения престижа. Больше всех на этом поприще прославился курфюрст саксонский Август II, который буквально неистовствовал в этом, казалось бы, мирном деле. Он просто-напросто разорял страну, скупая изделия из фарфора.

Прусскому королю за серию ваз и блюд в 1717 г. он отдал полк рослых и сильных драгун. Этот факт наводит на размышления: как был дорог фарфор, и как были дешевы люди.

Близкие королю люди видели один выход: возникновение местного производства. Нужен был такой случай. Честь открытия европейского фарфора принадлежит Саксонии и связана с именем Иоганна Фридриха Бетхера (Бетгера).

Иоганн Бетхер родился в 1662 г. В 12 лет - он ученик берлинского аптекаря, вместе с занятием фармацевтикой, молодой человек, в духе времени занимается алхимией. Скоро слава о нем, как об алхимике распространяется слишком широко. Желая избежать неприятностей, Бетхер бежит из Берлина и попадает в руки Августа. Последний заточает Бетхера в замок и заставляет добывать для себя золото. Страшные времена наступают для незадачливого алхимика: каждый день над головой висит ужас разоблачения и соответствующей расплаты. Спасение является в лице физика Чирнгаузена, который дает Бетхеру разумный совет: заняться разгадкой фарфорового секрета. Безусловно, в Бетхере жила исследовательская жилка, и здесь его энтузиазм, помноженный на знания достаточно образованного для своего времени человека, дают результат. Б 1709 г. Бетхер получает фарфоровую белую массу. Это произошло в Дрездене, затем Бетхера переводится в Мейссен, где в 1710 г. и возникает знаменитая Мейссенская мануфактура (здесь Бетхер и скончался).

Мейссенская мануфактура вначале изготовляет фарфор только для удовлетворения прихотей Августа,

Франция получает твердый фарфор только в 1756 году, до этого вынуждена довольствоваться полуфарфором, массой без каолина - главной составной части твердого фарфора.

В Россию, как и многое другое, фарфор пришел с Петром I. До этого нашим соотечественникам, по укладу жизни, фарфор не требовался.

В 1702г. Петр заказал в Китае фарфоровую посуду для новой аптеки в Москве. В 1716 г. выписал из Германии столовый сервиз, сделанный из «каменной массы».

Петр, обладавший несомненным вкусом, являлся большой ценитель фарфора и был заинтересован в раскрытии секрета «фарфоровой массы».

Приглашенные специалисты из Голландии помочь не смогли, одновременно Петр I поручил выведать тайну на Мейссенском заводе, что тоже закончилось ничем, были попытки заимствовать секрет у китайцев. За большие деньги сибиряку Курсину удалось купить у одного китайского фарфорового мастера «секрет». Однако хитрый китаец что-то скрыл от русских - опыты не получились.

Нужно было подходить к решению этой проблемы с другого конца, оставив авантюры.

Изобретение русского фарфора связано с именем русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова, современника Ломоносова.

Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале. Отец его служил протопопом и ключарем Рождественского собора. Поэтому естественно, что учиться Дмитрий Иванович Виноградов начал в славяно-греко-латинской академии. Это было очень достойное учебное заведение, в котором обучались Ломоносов, Магницкий, Баженов. Академия - высшее богословское учебное заведение, предназначалось для подготовки ученых богословов и служителей церкви. Но кроме богословов России нужны были специалисты. В 1735 г. из Сената последовал Указ о том, чтобы в Академии были отобраны 20 наиболее успевающих студентов и направлены для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию Наук. Среди отобранных 12 человек были Ломоносов и Виноградов.

В 1536 г. Ломоносов и Виноградов были отправлены для обучения в Германию. Дмитрий Иванович пробыл за границей 8 лет и в 1744 году вернулся в Россию, имея за плечами солидный запас знаний. Назначен он был в Берг-коллегию. Но вскоре был отозван в распоряжение ее величества для выполнения «некоторого дела». Этим важным и секретным делом была организация в России фарфорового производства.

Почти все нужно было начинать с нуля. Единственное, что можно было использовать - знание техники гончарного производства, которое существовало в России с давних пор.

Императрица Елизавета Петровна поручила ближайший надзор за организацией «порцелинного» (фарфорового) дела в России барону Ивану Черкасову. Черкасов взялся за дело с большим старанием. В Швеции был заключен договор с Христофором Конрадом Гунтером, который называл себя мастером и обещал очень скоро наладить производство Фарфора в России.

В России Гунтеру были показаны глины многих месторождений, в конце концов, и гжельские. Гжельские глины знали во времена царя Алексея Михайловича, который в 1663 г. дал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которые годятся к аптекарским сосудам».

Гжельской глиной пользовались при Петре для изготовления огнестойких кирпичей, необходимых для кладки печей.

Когда в 1918 г. приказом Петра были утверждены «Берг и мануфактур коллегии» и специальной регламент, в котором указывалось: «тех людей, который мануфактурные фабрики производить похотят, надлежащими привилегиями снабдить», на этот призыв отозвался купец Афанасий Кириллович Гребенщиков. Вскоре близ Алексеевской улицы в Москве он открыл первую в России фаянсовую Фабрику. На гжельские глины Черкасову, видимо, и указал Гребенщиков. Гунтер обследовал гжельские глины. Вместе с ним в поездке был и Виноградов. Гунтер глинами остался недоволен, пробы не получилось.

С самого начала Дмитрий Иванович, очевидно, понял, что за «мастер» перед ним. К сожалению, слишком долго никто другой не разгадал, что за мошенника за большие деньги держат у себя в лице Гунтера.

Сам Дмитрий Иванович писал: «Сколько таких побродяг находятся в свете, которые из ничего золото хотят делать, другие изо всех камней и земель чистый порцелин составлять обещают».

Наконец, в 1748 г. был издан Указ об отставке Гунтера. Виноградов понимал, что организация фарфорового производства представляет собой сложную техническую задачу, которую можно разрешить лишь «через повторение многочисленных проб и опытов». Иметь только рецепт - этого было мало.

Виноградову предстояло разработать состав фарфоровой массы - найти необходимые компоненты именно из русского сырья.

Он должен был разработать технологические приемы обогащения сырьевых материалов, их измельчения и способы изготовления массы, разработать конструкции печей, найти оптимальный газовый и тепловой режим обжига, найти топливо для печей, разработать состав глазури для черепка, найти состав керамических красок и многое другое. Удовлетворительная масса получена уже в 1747 году, но Виноградов продолжает опыты и, наконец, фарфор получен. «Невская порцелиновая мануфактура» начала свою жизнь. Создана она была в первую очередь для удовлетворения прихотей двора Елизаветы Петровны.

Виноградов скончался в 1758 году в возрасте не более 40 лет. За всю свою жизнь этот талантливый высокообразованный человек не был удостоен какой-нибудь благодарности за свою работу.

Невская мануфактура, переименованная скоро в Императорский фарфоровый завод, должна была наладить производство табакерок, на которые был большой спрос среди русских сановников. Назывались они «пакетовыми» или «пакетошными» и должны были изображать запечатанный конверт с почтовым штемпелем и надписью адресата.

При Павле I был открыт филиал в Гатчине, где производились исключительно художественные живописные вещи. Изображались виды с дворцами, достопримечательности, копии с известных картин. В 1800 г. филиал был упразднен.

Классическим периодом развития европейского фарфора считается 18 век. Материал, секрет которого только раскрыли, ценят, им любуются и художественно обыгрывают. Главное - форма, живописный декор украшал форму и подчеркивал естественную красоту самого материала.

Первым русским частным фарфоровым заводом считается предприятие купца Волкова, но о нем почти ничего не известно, кроме факта самого существования.

Поэтому первым частным заводом в России принято считать завод Франца Гарднера, который 7 марта 1766 года получил разрешение на открытие фабрики, где будет делаться фарфоровая посуда «из российских материалов» в Дмитровском уезде около села Вербилки.

С самого начала завод Гарднера серьезно заявляет о себе. Первые лавки по продаже Фарфора организованы в Москве и Твери.

Характерной чертой гарднеровского фарфора 18 в. является простота, придающая ему особую прелесть.

С другой стороны Гарднер не стесняется подделывать мейссенский фарфор, беззастенчиво копируя его, и даже ставит на своем фарфоре саксонские марки.

Гарднер работает на рынок, поэтому он вырабатывает устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи, по которым позднее русскими заводами выпускалась продукция. Примером таких образцов могут служить круглые чайные чашки «трактирки».

На первых порах гарднеровскому фарфору, кроме простаты, демократизма присущи и некоторые недостатки: бедность красок недостаточная белизна, некоторая тяжеловесность. В дальнейшем, когда устранены все дефекты, завод начинает выпускать уникальные вещи. Завод, предназначенный для обеспечения массового потребителя, должен был подчиняться требованиям моды. Поэтому наряду с орденскими сервизами, Гарднер начинает выпускать кукол, пивные кружки, которые являются «патриотическими сувенирами».

После французской революции в фарфоре появляется «стиль империи». Фарфору придают чужие функции, его подделывают под камень, дерево, металл, покрывают сплошной позолотой, искажая или тщательно замаскировывая фактуру фарфоровой массы.

В 1920 г. фабрика Гарднера привлекала к себе шумное внимание всей России, была выпущена фигура монаха со снопом за плечами, а в снопе спрятана девушка. Александр I запретил эту фигурку, но она все-таки появилась на рынках.

Если ранние работы отмечены вкусом, творческим поиском, то ближе к середине века, фабрика все больше и больше покидает свои позиции, доходит до «офицерских сюжетов».

В 1892 г. вдова Гарднера продает фабрику Матвею Сидоровичу Кузнецову и он в конце 19 - начале 20 в. становится самым крупным производителем фарфора в России.

По преданию, богатство династии Кузнецовых пошло от преступного деяния - приезжий купец был приглашен в баньку жителем Гжельских земель кузнецом Яковом Васильевичем и оттуда уже не вышел. На деньги, полученные таким образом, Яков Васильевич основывает первый завод, мечту всех крестьян тех мест. Сын его Терентий Яковлевич в начале 19 века основывает завод в Дулеве.

Постепенно фамилия Кузнецовых становится все более известной.

К концу 18 в. один из Кузнецовых покупает завод в селе Бронницы Новгородской губернии, другой - основывает завод в Риге.

В 1889 г. Матвей Сидорович Кузнецов утверждает «Товарищество фарфорово-фаянсовых заводов М.С. Кузнецовых». Он прибирает к рукам завод в Песочне Калужской губернии, завод Ауербаха в Корчевском уезде Тверской губернии, завод в Рыбинске, основывает фабрики в Харьковской губернии. Наконец, вершиной его объединения становится приобретение гарднеровского завода. Все способы хороши в борьбе с конкурентами. Иногда Матвей Сидорович посылает своих людей на заводы конкурентов, те разваливают все дело, и доведенный до отчаянья хозяин, продает свой завод Кузнецову. Так было с гарднеровским заводом.

Ассортимент завода был богатый, и его не было нужды менять, по-прежнему, выпускались изделия с росписями сцен, портретами дам, античными картинами, имитациями под саксонский, севрский и другие фарфоры. Много изделий изготавливались для церквей - лампады, свечи, люстры, чаши.

В целом фарфоровая продукция была очень высокого качества, были и хорошие вещи в традициях старых гарднеровских мастеров. Эта посуда предназначалась для средних слоев горожан, жителей деревни, а также для трактиров третьего разряда. Выполненные в простых и скромных формах изделия украшались с большим вкусом росписями обыкновенных русских цветов и ягод. Техническое качество кузнецовских изделий было очень высоким.

В «Товариществе Кузнецова» был большой штат специалистов, ведавших сбытом продукции в той или иной области и даже стране.

Один из сыновей должен был находиться в курсе последних технических и художественных новостей Европы, другой - ведал рынками Востока. Кузнецов поставлял фарфор не только всей России, но успешно конкурировал с предприятиями на Востоке и в Европе. Жители Средней Азии, Афганистана и даже Турции уже предпочитали его «восточные» товары прочим, в некоторых областях Восточного Китая начинали находить его товары более «китайскими», чем свои.

Кузнецов держал своих специалистов в Строгановском училище, был часто организатором конкурсов на лучшие изделия, он позволял экспериментировать студентам, безвестным художникам, на своих заводах и мастере на его заводах работали выдающиеся русские художники. И дело тут вовсе не во вкусах владельца, не в широте его натуры, а в том, что это был умный и оборотистый хозяин, который из всего извлекал пользу.

Ходили слухи, что в массу на заводах Кузнецова добавляют мышьяк и от него мастера не живут больше чем до 30 лет. Так ли это или иначе, но белизна и тонкость фарфора Кузнецова несомненна.

После Октябрьской революции заводы были национализированы.

Одновременно с дореволюционными образцами, подчиняясь требованиям моды, вводили в орнамент колосья, снопы, серпы, молоты.

Пасторальные сцены остались, пейзаж переодели в современные костюмы. Сцены были примитивны. Пейзажи производили впечатление бутафории. Живопись цветов отмечалась грубым натурализмом.

Все это носило характер приспособления к советской тематике и не отличалось новыми самостоятельными поисками направления.

Хотя работы, вернее поиски Казимира Матвеевича стоили внимания.

В это же время на бывшем императорском заводе выпускался агитационный фарфор. Эмблемы советской власти, агитационные призывы, современная тематика в скульптуре, все это появилось в прикладном искусстве впервые в фарфоре.

В начале 30-х годов художественная промышленность испытала влияние РАПХа (Российская Ассоциация Пролетарских Художников). РАПХ требовал, чтобы оформление художественных изделий, в том числе фарфоровой посуды, служило целям агитации и пропаганды строительства социализма. Все, что не служило этим целям, отрицалось, если декор был просто отвлеченным, красивым, отвечал только эстетическим запросам, он объявлялся враждебным для пролетариата.

И тут началось. Работница в красной косынке, рабочий с молотком, трактора, станки и др.

Фарфору были приданы несвойственные ему функции участника монументальной пропаганды.



До революции фарфоровых предприятий было намного больше. Какие-то из них пережили своих основателей, какие-то нет, но традиции передавались следующим поколениям и поэтому можно точно сказать, что русский фарфор — это состоявшееся и значимое направление мирового искусства, стоящее в одном ряду с Мейсеном и Севром.

Стоит наверное, начать с Афанасия Кирилловича Гребенщикова, открывшего в 1724 году в Москве завод по производству первых фаянсовых изделий, с характерными массивными размерами и росписью по эмали, напоминавшей западноевропейский и китайский фаянс и майолику того периода. Он производил посуду, используемую в основном высшими слоями общества, но, конечно, это еще не был настоящий фарфор, с тонкими стенками и характерным звоном.

Однако, черепок его посуды был беловато-кремовый и напоминал фриттовый фарфор зарубежных производителей. Образцы Гребенщиковских изделий можно посмотреть в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее. Они представляют определенный интерес, как самые старые образцы русского фаянса.

О керамике Гжели мы писали в нашей статье
В 1748 году Д. И. Виноградов открывает на основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора. Можно сказать, что именно с этой даты начинается история русского фарфора.
Гжельский промысел не был централизованным предприятием под единым руководством. Это всегда были множественные артели по производству посуды для широкого употребления. Когда к середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, у них появилась возможность производить особо тонкую чайную посуду.

Здесь следует уточнить терминологию. Фарфор от фаянса химически отличается, в первую очередь, большим количеством каолина в составе, что делает его не только звонким и поющим, как хрусталь, но и имеющим минимальное водопоглощение. Практически фаянс от фарфора отличается более толстыми стенками и наличием кракелюра на глазури, что как раз обусловлено его повышенной способностью впитывать воду и разрушаться. Также фаянс не прозрачен, а любое фарфоровое изделие способно пропускать свет. О звуке мы уже говорили — фарфоровое изделие звенит при прикосновении, а фаянс издает глухой звук.

Опак — это материал очень близкий к фарфору. Его водопоглощение практически сравнялось с фарфором и именно благодаря повышенной плотности черепка, из него можно делать тонкие изделия, с глубокой проработкой деталей.
Фарфор, изобретенный Виноградовым начинает выпускаться на Императорском фарфоровом заводе и очень быстро завоевывает популярность, начиная соперничать с Мейсеном и Севром.

Вообще, все мировые фарфоровые мануфактуры принадлежали к двум типам: поддерживаемые королевскими домами и полностью самостоятельные коммерческие предприятия. В Нидерландах, Германии, Дании, Австрии, Франции, Италии фарфоровые производства поддерживались членами королевской семьи и существовали за счет финансирования ими. В Великобритании «порцелиновые» предприятия существовали целиком и полностью, как коммерческие предприятия и максимум, что для них делалось — это размещались заказы от правящих династий.

В России одинаково преуспевали и те и другие. Периоды существования российских фарфоровых предприятий очень разные — от пары десятилетий до нескольких столетий. Некоторые из них существуют до сих пор, некоторые ненадолго пережили своих основателей и закрылись или слились с другими существующими предприятиями.
Примером полностью самостоятельного российского предприятия могут быть заводы Гарднера, Кузнецова и Попова.

Предприятие Гарднера — это производство, существовавшее благодаря личности своего основателя и проданное после его смерти фарфоровому магнату Кузнецову, чье имя в фарфоре стало нарицательным. Кузнецовский фарфор — это такой же бренд, как и Ломоносовский фарфор (он же Императорский).
Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя «Фарфор Вербилок» .

Франц Яковлевич Гарднер открыл свое предприятие в 1766 году на базе существующего предприятия Николая Урусова, на чьих землях стояла фабрика. Своей задачей Гарднер видел «импортозаместить» иностранный фарфор, в первую очередь Мейсенский. И ему это вполне удалось.

Гарднер выписал из Швейцарии профессора Женевского Университета Франца Гаттенберга в качестве технолога и мастеров из Мейсена, а к 1783 году уже получил право ставить на свои изделия изображение московского герба за изготовление для императрицы Екатерины II четырех сервизов для приемов в честь кавалеров Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского орденов.

К моменту смерти Франца Гарднера его предприятие считалось лучшим в России частным фарфоровым заводом, имеющим не только высочайшее качество продукции, не уступающее зарубежным аналогам, но и обладающим огромной коллекцией уникальных форм, сделанных по моделям высокой художественной ценности.

Однако, ко второй половине XIX века предприятие деградирует и в 1891 году наследники Гарднера продают его Матвею Кузнецову, который вносит предприятие в свою копилку фарфоровых мануфактур, коих у него было к тому моменту уже четыре: Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (1841 год), Дулевский фарфоровый завод (1832 год), Фарфоровый завод Ауэрбаха (1870 год) и Будянский фаянсовый завод (1887 год).

Династия Кузнецовых являлась выходцами из Гжели. Основатель династии, Яков Васильевич Кузнецов не только создал успешное керамическое предприятие, но и воспитал достойных наследников, способных продолжить и развить его дело.

Дулевский фарфоровый завод , существующий по сей день, был основан в 1832 году сыном Якова Васильевича Терентием Яковлевичем Кузнецовым, который перенес семейное предприятие из Гжели в Дулево. Уже за первые двадцать лет работы предприятие стало ведущим производителем фарфора в России. Основным покупателем Дулевского фарфора были азиатские страны, в которых он успешно конкурировал с западноевропейскими аналогами. Ассортимент Дулево, что тогда, что сейчас был разнообразнейшим.

Кроме собственно фарфоровой и фаянсовой посуды предприятие выпускало майолику , садовую скульптуру, вазы, курительные приборы, садовые и цветочные горшки. Кроме этого производилась и архитектурная керамика: изразцы для печей и каминов, киоты, иконостасы.

Фарфоровый завод Ауэрбаха (сейчас Конаковский фаянсовый завод) был выкуплен Кузнецовым в 1870 году у наследников аптекаря Ауэрбаха, приобретшего в свою очередь свое предприятие у Фридриха Христиана Бриннера, основавшего его в августе 1809 года.

Фридрих-Христиан Бриннер, был аптекарем, приехавшим в Россию из Богемии и пригласившим с Гарднеровского завода мастера Рейнера. Бриннер приобрел у местного помещика Федора Леонтьевича Карабанова участок в 200 десятин. При этом он договорился о праве построить на купленном участке «заведения, какого они роду не были».

В договоре было также разрешение использовать «песок, глину, камень и все до минералов относящиеся... на дачах моих по сю сторону Волги... безденежно». Предприятие прогорело и было выкуплено Ауэрбахом, а затем Матвеем Кузнецовым. Сейчас Конаковский фаянсовый завод выпускает посуду и предметы быта из фаянса.

Еще одно предприятие входившее в огромный холдинг Кузнецова — «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске» , основанная в 1884 году купцом П. А. Никитиным как кирпичный завод. Уже через год основания предприятие полностью переориентировалось на фарфоровую посуду. А в 1894 году вошло в состав «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова».

К началу ХХ века завод полностью прекратил выпуск фаянсовых изделий, переориентировавшись на производство фарфора. Так же, как и Дулевская продукция основной ассортимент шел на экспорт в восточные страны: наборы для плова, пиалы, чайники, блюда. До 70 процентов всех товаров шли в азиатский регион, в том числе за границу.

Сейчас завод носит название Первомайский фарфоровый завод и по-прежнему большая часть продукции поставляется в Узбекистан, Туркмению и Азербайджан.
Кузнецовский фарфор выпускался безупречным по техническому исполнению и с изысканным декором. На всех предприятиях особое внимание Кузнецов уделяет научным разработкам и качеству своей продукции. Известно, что каждая партия сырья проходила контроль и для улучшения качества фарфора принимались решения по закупке более дорогих сортов глины, невзирая на повышение себестоимости.

Матвей Кузнецов ставил своей задачей объединение керамистов России. Он организовывал съезды фарфоровых производителей и создал Союз фарфористов. К 1909 году Матвей Кузнецов начинает объединение своего Союза с Союзом стеклопромышленников.
Кузнецовы стремились к полному выдавливанию из России иностранных производителей для чего активно лоббировали в правительстве соответствующие решения об увеличении таможенных сборов для импортной продукции.

К 1913 году Кузнецовская империя включала в себя восемнадцать заводов и выпускала разнообразной продукции на 11,5 миллионов рублей. Этот оборот составлял практически две трети всего объема керамической продукции всех производств страны. С 1902 года Кузнецовский фарфор стал именоваться поставщиком императорского двора и экспортировался во многие страны мира. Кузнецовский фарфор неоднократно получал разнообразные призы на международных выставках.

Особняком от Кузнецовского фарфора стоит Поповский фарфор , никогда не входивший в холдинг Кузнецова, но не менее именитый и просуществовавший более полувека под управлением Алексея Гавриловича Попова и его сына Дмитрия Алексеевича. Основная часть продукции Поповской мануфактуры, расположенной в деревне Горбуново неподалеку от подмосковного села Хотьково, состояла из вполне ординарной посуды, активно приобретаемой трактирами и другими предприятиями общепита для народа.

Однако, Поповы, кроме такого товара выпускали необыкновенной красоты художественные изделия, экземпляры которых то и дело всплывают на международных аукционах и продаются там за совсем не малые деньги. Изумительной пластики фарфоровые статуэтки пополнили собой сокровищницу мирового искусства.

Пожалуй, можно сказать, что фарфоровые фигурки поповских косарей, прядильщиц, пастухов, модников и модниц, серия неаполитанского театра кукол с Коломбиной и Панталоне не только сравнимы со статуэтками Императорского Фарфорового завода, но и где-то превосходят их по грации и тонкости росписи. Редкая для российской продукции тонкость подглазурной и надглазурной росписи, свойственная поповским фарфоровым статуэткам, ставит их в один ряд с аналогичными изделиями знаменитого Мейсена .

К сожалению, поповское предприятие закончило свое существование вместе со смертью основателей, усугубившееся отменой крепостного права, поскольку все работники фабрики были крепостными, а наследницы Дмитрия Алексеевича Попова не смогли справится с большим производством. В 1865 году фабрика была закрыта.

История русского фарфора насыщена событиями. Число разнообразных фабрик велико, многие из них работают до сих пор, продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская очень красивые изделия.

Просим при копировании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.

В средневековье были сделаны прекрасные изобретения, которые никогда не устареют и будут всегда приводить людей всего мира в восхищение. Одним из таких изобретений является создание фарфора, секрет которого был найден в Китае. Искусство фарфора ведет свое начало от производства гончарных изделий. Археологические раскопки свидетельствуют, что в Китае керамическая посуда существовала еще 5-6 тысячелетий назад. С XI в. до н. э. там уже производилась керамика целевого назначения: кухонная посуда, измерительные сосуды и ритуальная утварь. Однако прошли многие столетия, прежде чем был создан фарфор - самый совершенный из всех материалов, в основе которых лежит глина. И до сих пор из глины не удалось сделать ничего более прекрасного, чем фарфор.

Точную дату появления на свет первого фарфорового изделия установить невозможно. Известно только, что до него существовал ряд переходных фарфоровидных форм керамики, постепенно приближающихся по своим свойствам к фарфору. С уверенностью можно констатировать лишь то, что в VII в. китайцы уже умели изготавливать фарфоровые предметы Они хранили секрет этого материала так тщательно, что и в Западной Европе, и в России его пришлось изобретать самостоятельно В основе фарфора лежит глина - но не всякая глина годится для его изготовления. Глины существуют «тощие» и «жирные». Первые труднее поддаются лепке, но зато при обжиге формы изделий из этой глины почти не искажаются. К «тощим» глинам относится и каолин, что по-китайски означает «фарфоровая глина». Залежи каолина имеются не только в Китае, но и в других странах. Однако разрабатывать их начали только тогда, когда стали изготовлять фарфор.

Каолин хорош многим, и прежде всего, своей белизной. Эта белизна отличает обожженный фарфор (до покрытия его глазурью) от всех других глиняных изделий. В каолине почти нет посторонних примесей. Он легко принимает нужную форму.

Тем не менее у каолина есть существенный недостаток - он плохо плавится даже при сильном нагреве. А без этого невозможно получить звонкие прозрачные фарфоровые изделия. Следовательно, чтобы получить настоящий фарфор, одного каолина мало.

Китайские мастера нашли выход далеко не сразу. Это произошло тогда, когда они наткнулись в горах на залежи породы, именуемой «фарфоровым камнем». Она состоит из кварца и полевого шпата и имеет сероватый или желтоватый оттенки. Но если этот камень раздробить и истолочь, а затем тщательно промыть полученный порошок в воде, он становится белым.

При температуре 1800°С фарфоровый камень плавится и становится прозрачным, как стекло. Значит, если смешать молотый фарфоровый камень с измельченным каолином, то получится масса, которая отлично сплавляется. А фарфор из этой массы после обжига становится не только белым, но и звонким, прозрачным. Кстати, фарфоровый камень нигде не встречается, кроме Китая.

Но даже имея все виды сырья, нелегко наладить производство фарфоровых изделий. Не менее важными условиями, которые обеспечивали производство в Китае высококачественного фарфора, явились открытия, способствующие поддержанию наиболее рационального температурного режима печей.

Более тысячи лет назад в Китае появились первые секционные печи для обжига керамики. Они назывались еще ступенчатыми и представляли собой длинный ряд смежных комнат, идущих уступами по склону холма, в котором они и открывались. В самой нижней печи разжигали огонь, и раскаленный воздух, прежде чем добраться до трубы, проходил всю систему. Большое значение для поддержания правильного температурного режима при обжиге имела также конструкция дымовых труб.

Производство фарфора - очень сложный и трудоемкий процесс. Прежде чем из куска фарфоровой массы будет сделана простая чашка, она пройдет через руки 70-80 мастеров - формовщиков, художников, муравщиков, декораторов.

После сушки фарфоровое изделие покрывалось глазурью. Именно глазурь делает поверхность фарфора гладкой, блестящей и водонепроницаемой. Глазурь применяли в Китае уже около 3 тыс. лет назад. Ее делали из измельченного каолина, полевого шпата, кварца и гипса. Сама по себе глазурь бесцветная, но если к ней добавить окислы некоторых металлов, то она окрашивается в тот или иной цвет.

Небольшие фарфоровые изделия «купали» в чанах с глазурью. А большие вазы обдувались глазурной пылью, для чего рабочие дули в специальные трубочки с чашечками на концах. Эти чашечки наполнялись глазурным порошком с водой. При обдувании порошок распылялся по стенкам сосуда.

В первые столетия после изобретения фарфора изделия из него до покрытия глазурью расписывались обычно особыми красками, которые представляли в основном собой окислы металлов. Если художники хотели получить зеленый цвет, они использовали окисел меди, для фиолетового цвета требовался окисел марганца, для синего цвета - окисел кобальта, для розового цвета - окисел железа.

Когда глазурь наносилась поверх росписи, изделие обжигалось до и после росписи, причем второй обжиг производился при гораздо более высокой температуре, чем первый. Во время второго обжига глазурь расплавлялась, и краски росписи просвечивали сквозь нее, как через стекло.

Китайцы придумали и другой, более сложный способ росписи - они наносили роспись на глазурь. Это позволило намного увеличить количество красок, которыми стало возможно пользоваться для украшения фарфора. К прежним цветам добавились желтый, пурпурный, коричневый и др.

Наглазурная роспись делалась иными красками чем подглазурная. Состав этих красок был более сложный. Они представляли собой сплав свинца, олова и других металлов с бурой, стекольным порошком и кварцем. Смесь эта белая, но в результате добавки к ней окислов различных металлов можно было придать ей любую окраску.

Представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия - это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело - это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.

Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.

От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов - каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин - чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.

Виды фарфора

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.

Основными видами являются:
. мягкий фарфор;
. твердый (высокотемпературный) фарфор;
. костяной фарфор .

Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)

Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.

Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

Костяной фарфор

Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.

Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.

Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы - достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.

Мягкий фарфор

Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.

Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.