Конспект НОД «Составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна. Конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» для дошкольников старшей группы тема: Составление рассказа по картине « Весна в лесу

Отделка и интерьер

Программное содержание:

Выявить уровень сформированности навыков связной речи, умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине о весне. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Словарная работа: ранняя, поздняя, весенний, весенняя, подснежник, проталина.

Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровой сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Технологии: Моделирование, компьютерная (интерактивная доска), здоровьесберегающая (электронная физминутка).

Материал демонстрационный: картина о весне, письмо от весны, сундучок, изображения животных, презентация, схема.

Материал раздаточный: картинки о весне пейзажные и сюжетные.

Структура занятия:

1 часть – организационный момент.

Пальчиковая гимнастика.
Загадки.
Чистоговорка.
Чтение письма от Веснянки.
Беседа по теме.
Игровые упражнения.
Пословицы о весне.
Физминутка.

Составление предложений по индивидуальным картинкам.
Электронная физминутка для глаз.
Составление рассказа по картине.
Игра “Угадай кто?”

Ход занятия

1. Пальчиковая гимнастика:

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться,
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем.
Снова в кулачок сжимаем-
Заниматься начинаем.

2. Ребята сегодня у нас гости, поздоровайтесь со всеми и на осетинском языке. Подготовим наши язычки для чистоговорки:

На – на-на – наступила весна,
Но-но-но – распахнем окно,
Не – не – не – рады мы весне.

3. Детки послушайте загадки:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет?
Кто знает?
Когда это бывает?

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

– Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?

4. Ребята, посмотрите какой интересный сундучок стоит. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Письмо. Прочитаем.

Дорогие ребята, Здравствуйте!

Пишет Вам Веснянка из весеннего леса. У нас случилась беда. Пока Весна проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок Весны, где находились волшебные слова о весне и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Весне собрать эти слова.

Веснянка.

Ребята поможем Веснянке собрать слова о Весне. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о Весне будем складывать в него.

5.

– Какое у нас сейчас время года? А как сказать на осетинском языке?

– После какого времени года наступает весна?

– Назовите весенние месяцы?

– Назовите месяц начала весны,– какая весна в этом месяце (ранняя)?

Назовите месяц середины весны.

Назовите месяц конца весны,– какая весна в этом месяце (поздняя)?

Чем отличается весна от другого времени года?

Какие птицы прилетают первыми?

Что происходит со снегом? (почками, природой, с животными)

Что одевают люди весной?

6. Игровое упражнение “Какая погода”

Какая погода бывает весной, если на улице:

– идет дождь;
– светит солнце;
– дует ветер;
– туман?

Солнце весной какое?
Травка вырастает какая?
Сосульки весной что делают?
Снег что делает?
Ручьи что делают?
Птицы что делают?
Листочки что делают?

Скажите со словом весенний: – лес, солнце, трава, ручеек, ветер, проталинка, одежда, сад, месяцы, гроза, погода, день, настроение, дождь, небо, цветы.

7. Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок. А давайте сложим в сундучок пословицы о весне:

1.Вода с гор потекла – весну принесла.
2.Март с водой, апрель с весной.
3.Где в апреле река, там, в июле лужица.
4.Весна красна цветами, а осень – плодами.

8. Назовите слова ласково и во множественном числе (По схеме): ветер, ручей, снег, вода, облако, проталина, ветка, трава, небо, солнце, день.

Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок.

Поработали, а теперь давайте отдохнём.

Физминутка.

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два
Капли медленно сперва.
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

9. Составление предложений по пейзажным картинкам.

Ребята пройдите за столы, посмотрите внимательно на свои картинки. И составьте по ним предложения (3-4 ребенка).

Молодцы ребята, постарались. А сейчас посмотрите на экран, понаблюдайте глазками за солнышком и цветочками. (Электронная физминутка для глаз).

Замечательно, а сейчас мы будем составлять рассказы по картине. Как можно ее назвать? Эту картину мы с вами уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите, какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинах, ручьях.(3-4 ребенка).

Молодцы вы составили подробные и интересные рассказы о весне. Ваши рассказы очень понравились Веснянке, и она их тоже сложит в волшебный сундучок.

Весне рады все и животные тоже, давайте поиграем в игру “Угадай кто?”

Моделирование (используется интерактивная доска).

Это что за животное, как назвать его на осетинском языке:

Белка – тыртына;
Медведь – арш;
Лиса – руваш;
Заяц – таркуш;
Волк – бирах.

Молодцы ребята. Мы собрали полный сундучок красивых слов о весне. Закроем его, чтобы слова не вылетели и отправим его Весне. Вы справились со всеми заданиями, я вами горжусь.

Занятие окончено.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Речевые:
Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».
Наглядные: рассматривание сюжетных картин по схеме.
Словесные: ответы на вопросы.
Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.
Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Ход занятия
В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.
Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.
Дети здороваются.
Воспитатель : здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?
Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.
Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.
Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.
Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.
Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?
Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).
Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!
Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.
Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?
Ответы детей (можно посчитать считалкой).
Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.
На забор уселась галка.
Начинается считалка:
раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю Иру, Витю, Олю...
Если я считать устану,
На минутку перестану.
Помолчу, передохну
И опять считать начну.
Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.
Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?
Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).
Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?
Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).
Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?
Дети дают имя мальчику.
Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?
Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).
Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?
Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).
Весна: а какого цвета сапожки?
Ответы детей (сапожки розового цвета).
Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?
Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)
Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.
1.Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);
2.Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);
3.А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);
4.Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).
5.А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);
6.Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
7.Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);
8.Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
9.Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);
10.Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
11.Как мы её назовём?
Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок
(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).
Раскрылся колокольчик
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.
Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:
1.Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)
2.Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);
3.Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
4.Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);
5.Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
6.Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);
7.Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
8.Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
9.Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);
10.Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);
11.Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);
12.Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).
Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.
Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.
Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!
Далее весна выбирает ещё двоих детей, которые выбирают оставшиеся части пазла от картинки.
1.Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);
2.Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);
3.Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);
4.Как называются эти птицы (это скворцы);
5.Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?
Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).
Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?
Ответы детей (Весна!).
Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.
Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №12»

Конспект занятия

по развитию речи

в старшей группе

составление рассказа по картине

«Весной в парке»

Воспитатель: Краснодемская Т.Г.

Программные задачи.

1. Способствовать развитию представлений о весне; изменениях в живой

и неживой природе весной; умения устанавливать причинно-следственные

2.Развивать умение рассматривать и составлять связный,

последовательный рассказ по сюжетной картине; при описании

событий указывать место и время действий; использовать разные

типы предложений (простые распространённые и сложные);

– понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках;

– обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы

окружающего мира, глаголами, прилагательными, характеризующими

свойства и качества предметов;

– отвечать на вопросы полным ответом,

в грамматически правильной форме.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развивать зрительное восприятие предметов сложной формы,

восприятие цвета, фиксацию взора, ориентировку в пространстве.

Оборудование: четыре картины серии «Времена года»; шкатулка; фишки, по 5 шт. на каждого ребёнка; картинка с изображением контура подснежников в вазе пунктирными линиями.

Методические приёмы : вопросы; объяснения; художественное слово; рассматривание картины; план рассказа; наглядность.

Организационный момент.

Картины развешаны в разных частях групповой комнаты. Дети стоят

по кругу.

Воспитатель.

Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

У нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их.

Мотивация.

Ребята, вчера я перелистывала детские журналы и нашла там интересную загадку и четыре картины, на одной из них отгадка на загадку. Поможете её отгадать?

Основная часть .

Загадка: На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит.

Как вы думаете, что это? (Весна). Найдите картину отгадку на эту загадку. (Находят картинку отгадку, подходят к ней.)

Как догадались, что это весна. ает снег , бегут ручейки, появляется молодая нежная травка , ).

Правильно, это весна. Ребята, у нас с вами есть шкатулка, где живут разные слова, но в ней ещё нет весенних слов, может быть, мы соберём весенние слова и пополним нашу шкатулку? Посмотрите на картину, она подскажет вам эти слова.

(Дети называют слова на весеннюю тематику, за каждое правильно названное слово получают фишку, после того как все слова названы , кладут фишки- слова в шкатулку).

По ходу называния слов, воспитатель работает над смысловым значением новых слов (что такое проталинка; почему цветок подснежник так называют; какие цветы зацветают первыми; как их называют; почему весной бывает капель, откуда появляются сосульки..). Вот сколько весенних слов мы положили в нашу шкатулку.

Молодцы ребята, кто-то из вас вспомнил слова сам, а кому-то из вас помогла картина вспомнить весенние слова.

Рассматривание картины.

Вопросы.

Ребята, а кто изображён на картине?

(На картине нарисована мама с дочкой).

Как одета мама и дочка? Почему? (Пальто, сапожки, шапочка,

тёплый свитер – весенняя одежда).

Какой день изобразил художник на картине?

Где гуляли девочка с мамой?

Что увидели они в парке (лесу)?

Почему девочка, так внимательно смотрит на цветы?

Какого цвета подснежники выросли на проталинке?

Что ещё можно сказать о них, какие они?

(маленькие, нежные, красивые, весенние…)

Что ещё видели мама с девочкой в парке?

Какие деревья растут в парке (лесу)?

Что лежит на ёлочках (лапах елей)?

На что похож оставшийся снег?

А как можно назвать картину? (Весенняя прогулка; Весной в лесу; Подснежники).

Зрительная гимнастика. Луч – указка. «Какие птицы на проталине?»

Ой, ребята, посмотрите, на проталинку слетелись птицы. Идите скорее, посмотрим, какие птицы прилетели.

(Показывает луч-указкой картинки птиц, дети называют их).

Физминутка : « Грачи прилетели!»

Как-то раннею весной Стоят по кругу.

На опушке на лесной

Появилась стая птиц: Бегут на носочках,

Не скворцы и не синицы, подражая полёту птиц.

А большущие грачи Поднимают руки вверх.

Цвета чёрного, как ночь. Приседают, закрывают глаза руками.

Разбежались по опушке, Бегут в разные стороны,

Прыг-скок, крак-крак! Прыгают, наклоняются вперёд,

Тут жучок, там червячок. назад.

Крак-крак-крак!

Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать

рассказ о том, что изображено на картине? Попробуем?

Не забудьте сказать:

Когда происходило действие? Какой был день?

Где всё происходило?

Что они там интересного видели?

Чем всё закончилось.

Девочке можно дать имя.

Рассказы детей (3 -4 ребёнка)

( Был ясный, солнечный день. Мама со своей дочкой Машей пошли гулять в парк. В парке они увидели много деревьев, но они были ещё голые, только ёлочки стояли з елёные. На ёлочках, словно кусочки ваты, лежал последний снег.

Вдруг на проталинке девочка увидела красивые бе ленькие и

синенькие цветочки.

- Это подснежники, они растут под снегом и расцветают, как только растает снег, – сказала ей мама.

Долго любовались Маша с мамой этой красотой.

Домой вернулись мама с девочкой в хорошем настроении. На следующий день, они снова решили сходить в парк полюбоваться подснежниками. )

Воспитатель даёт оценку рассказам детей, обращает внимание на интересные предложения, полноту рассказа.

Вы теперь много знаете о весне.

А как вы думаете, почему март называют капельником и протальником?

Как вы понимаете поговорку: Скворец весны гонец. Почему так говорят?

Какие пословицы о весне знаете? (Грач на горе – весна на дворе; Весна красна цветами, а осень пирогами). Объясните их.

Заключительная часть.

Весна – это удивительно сказочное время года, когда оживает природа, всё распускается и цветёт. Об этом времени года написано много картин, рассказов, стихов.

Ребята, а чем занимались на занятии мы?

Чей рассказ понравился больше? Почему? Сегодня придёте домой, и расскажите свои рассказы мамам, папам, бабушкам, дедушкам,

порадуете их.

А вы хотели бы собрать букет подснежников, поставить их дома и любоваться ими? А как вы думаете, что будет, если каждый человек сорвёт по цветочку, а если по два, по три? Так нужно ли рвать цветы? Как лучше поступить? Я приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать какой? Может быть, кто уже догадался, что я для вас приготовила? (Показывает картинку с букетом подснежников).

Вы узнаете, если прорисуете картинку по точкам и раскрасите её.

Белова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №107"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема: "Составление описательного рассказа по картине "Весна"
Дата публикации: 10.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Департамент образования

администрации города Нижнего Новгорода

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ №107

(МБДОУ №107)

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

«Составление описательного рассказа по картине

«Весна»

Воспитатель: Белова Г.В.

г. Нижний Новгород

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому

развитию в средней группе по теме

«Составление описательного рассказа по картине «Весна»

Цель: формирование умений составлять небольшой рассказ по картине.

Задачи: - учить составлять простые и сложные предложения по картине;

Развивать внимание, логическое мышление, память;

Обобщать знания детей о весенних изменениях в природе;

Воспитывать любовь к живой и неживой природе.

Материал: картина «Ранняя весна», письмо, морковь, две пуговицы, красное ведерко, картина с

изображением разных снеговиков.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель вносит в группу (морковь, красное ведерко, 2 пуговицы). Ребята, посмотрите, что я

нашла около детского сада. Что это? Подумайте! Кто это мог потерять? (Дети предполагают и

называют свои версии. Воспитатель подводит детей к правильному ответу - снеговик).

Как вы думаете, что случилось со снеговиком? (растаял).

Почему? (стало тепло).

Почему стало тепло? (наступила весна, солнце греет).

Воспитатель: Я принесла картинку со снеговиками. Посмотрите внимательно и найдите

снеговика, который шел к нам. (Выслушивает ответы детей) Почему вы так думаете, что это он?

(красное ведро, 2 пуговицы, морковь)

Молодцы! Вы очень внимательны. Правильно нашли снеговика.

А еще я получила письмо. Наверное, это был снеговик-почтовик. (Читает письмо) Пишет вам

Незнайка. «Здравствуйте дети! Я написал рассказ о весне: «Наступила весна. Затрещали морозы.

Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи». До

свидания. Незнайка.

Воспитатель. Ребята вам не кажется, что Незнайка что-то напутал.

Чего весной не бывает?

А когда это бывает?

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы?

Что бывает весной?

Что происходит со снегом?

Что происходит с деревьями?

Как ведут себя животные?

Назовите первый весенний цветок?

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».

Про что можно сказать:

Теплое, яркое, ласковое, лучистое – солнце;

Голубое, чистое, высокое, ясное – небо;

Грязный, рыхлый, черный – снег;

Веселый, звонкий, быстрый – ручей;

Ранняя, теплая, долгожданная, солнечная – весна;

Молодая, зеленая, мягкая, шелковистая – трава.

Воспитатель. Молодцы! Поработали, а теперь отдохнем.

Физминутка: Дети выполняют движения по тексту.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва,

А потом все быстрее и быстрее.

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

Грач на веточке весело качается.

Он весеннему солнцу улыбается.

Крылышками машет, «Полечку» нам пляшет.

Вот присел у лужицы, хочет он напиться.

По воде крылом стал бить, хочет он умыться.

Грач умылся, улетел и на ветку снова сел.

Воспитатель рассказывает, о весне, по картине используя схему.

Солнце светит ярко и греет. Небо голубое, чистое, высокое. По небу плывут легкие, белые,

пушистые облака. Тает снег. На деревьях набухли почки. Люди надели легкие куртки и

резиновые сапоги. Животные меняют зимний мех на летний. Прилетели птицы. Дети пускают

кораблики.

Воспитатель. А теперь сами попробуйте составить рассказ по картине «Весна». Рассказ должен

быть интересным и законченным. Для этого используйте план-схему.

Какое время года наступило?

Как светит солнце?

Какое небо?

Что происходит со снегом?

Что происходит с деревьями?

Как одевается человек?

Как ведут себя животные?

Как ведут себя птицы?

Что делает человек?

Несколько детей выходят и рассказывают по картине, остальные помогают.

Воспитатель. Молодцы! Вы составили подробные, интересные рассказы о весне и детях. Я

думаю, такие рассказы понравятся Незнайке.

Воспитатель. О каком времени года мы сегодня поговорили? Воспитатель читает стихотворение

«Весна» Дружининой.

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег и тает лед,

И на речке - ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле.

Ливень льет как из ведра,

Грянет гром: «Весна» Ура!

Воспитатель. А вы ребята рады весне? Улыбнитесь, покажите как вы рады весне. Молодцы! Все

старались, работали активно, дружно, были внимательными. Получите от Незнайки весенние

картинки для разукрашивания.

Дети берут картинки по выбору и раскрашивают их.

Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме: Составление рассказа "Весна идет".

Цель : актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы "Весна."
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Закрепление представлений о весне, ее характерных признаках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Вена": проталины, подснежники, ручейки, зазвенели, зажурчали, побежали, звонкие, набухли, почки, липкие, чирикать.
2 Совершенствование грамматического строя, умения правильно строить предложно - падежные конструкции в предложениях, использовать в речи предложения разных синтаксических конструкций.
3.Обучение умению составлять предложения по сюжетным картинкам, объединяя их одним сюжетом.

Коррекционно-развивающие:
1.Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2.Развивать точность движений, развивать мелкую моторику.
3. Стимулирование мыслительных процессов.

Коррекционно- воспитательные:
Развивать умение внимание слушать, дослушивать других до конца, умение делать простые умозаключения и выводы.
Оборудование : пейзажная картина "Весна идет". Простые сюжетные картинки: солнце сияет на небе, тающий темный снег, проталины, текут ручейки, голые деревья с набухавшими почками, подснежник пробивающийся из-под снега, воробей сидит на ветке, лист ватмана, цветные карандаши по количеству детей.1. Отгадывание загадки.
Кто из вас отгадает загадку?

Сошли снега,
Шумит вода,
Все оживает, Когда это бывает?
Дети вспоминают весенние месяцы, называют их, первые приметы весны, перечисляют их.
2.Рассматривание картинки "Ранняя весна".
Беседа по содержанию картины:
Какое время года художник нарисовал на картине?
Какая это весна, ранняя или поздняя?
Почему вы решили, что это ранняя весна?
Давайте назовем на картине приметы ранней весны.
С чего начинается весна в природе?
Назовите какой бывает ранняя весна? (ранняя, дружная, теплая, долгожданная, дождливая)

3. Составление рассказа о ранней весне.
А) Составление предложений по простым сюжетным картинкам и опорным словам логопеда.
Солнце, сильнее, снег, (Солнце пригревает сильнее)
Снег, проталины, кое-где (Снег почернел и начал таять)
Ручейки звонкие (Побежали, зазвенели, зажурчали ручейки).
Деревья, еще, уже (Деревья еще голые, но на ветках появляются липкие,
набухшие почки)
Подснежник, снег, первый (Из под снега выглянул первый подснежник).
Воробей, ветка, весело (Воробей весело чирикает на ветке).

Б) Объединение предложений в рассказ. Рассказывание детьми рассказа по цепочке. С опорой на предметные картинки, без помощи логопеда(2-3 ребенка).
Предложить, детям кто сам хочет составить весь рассказ(1-2ребенка).
А сейчас давайте расскажем стихи руками.
"Скворцы".
Из скворечника торчат (руками делают домик)
Клювы маленьких скворчат. (тянем шейку и головку)
Клювик раз, клювик два, (Пальчиками делают клювики)
Лапки, лапки, голова.

Ребята, я принесла большой лист бумаги и цветные карандаши, чтоб вы нарисовали картину о весне, но чтоб она у нас получилась красивой мы с вами должны договориться, что и где будем рисовать. А после занятия мы украсим нашу приемную комнату картиной, пусть она приносит людям радость.
Дети приступают к работе по созданию сюжета картины и его рисованию.