Простая лодка своими руками. Чертежи самодельной лодки из фанеры

Отделка и интерьер

Многие мужчины любят рыбалку, и, конечно, без лодки здесь никак не обойтись. Она является главным вспомогательным атрибутом, который необходим для осуществления процесса ловли рыбы, и не только. В настоящее время ассортимент плавсредств просто зашкаливает, но, к большому сожалению, подобное сооружение не всем по карману. Именно поэтому мы поможем вам ответить на вопрос, как сделать лодку своими руками с минимальными вложениями. Деревянная шлюпка обойдется вам дорого, а вот лодка из фанеры станет отличным вариантом. В данной статье вы найдете необходимую информацию с описанием всех этапов работы по строительству водного сооружения.

Достоинства

Фанера — бюджетный материал для построения данного приспособления. Она обладает целым рядом преимуществ, а именно:

  • Небольшой вес. Шлюпка из фанерных листов будет достаточно легкой, но, в то же время, иметь надежную, прочную конструкцию. Это обусловлено тем, что клеевой шпон обладает меньшим весом, чем пиломатериалы.
  • Устойчивость. Фанерные листы имеют четкие геометрические пропорции, позволяющие проделать безукоризненно качественную установку.
  • Небольшие затраты. Для изготовления такого судна вы потратите средства только на расходные материалы: фанерные плиты, специализированный клеевой состав, доски, составы для выполнения грунтовочных работ.
  • Быстрота изготовления. Для человека с базовыми знаниями столярного ремесла для возведения данной конструкции понадобится 2 дня свободного времени, а для опытного мастера — и вовсе 1 день. Все дело в том, что чертеж с выкройками можно приобрести в специализированном магазине, найти в интернете или же составить самостоятельно, воспользовавшись нашими дальнейшими рекомендациями.

Как сделать лодку из фанеры своими руками?

Сейчас мы расставим по “полочкам” весь процесс изготовления лодки из фанеры. Так вам будет удобнее выполнять пошагово все дальнейшие действия.

Материалы

Современный строительный рынок предоставляет покупателям огромный выбор различных красящих, клеевых и лаковых составов, варианты пропиток, которые предназначены для работы с фанерными полотнами. Для выполнения шлюпки из такого материала не требуются особые материалы и приспособления.

Давайте же ознакомимся со списком всего необходимого:

  • Фанерные листы. Для возведения судна можно взять березовую фанеру толщиной 0,5 см. А вот для изготовления шпангоутов и киля понадобятся толстые полотна в диапазоне 1,2-1,5 см.
  • Древесина. Без нее вам никак не обойтись. Ее нужно совсем немного, только лишь для изготовления деталей для монтажа распорок, для работы с бортами и для сиденья данного сооружения. Для выполнения всех перечисленных элементов лучше взять древесину обрезного типа из легких пород, таких как ель или сосна.

Важно! Не стоит забывать о том, что каждый из этих материалов обладает некими индивидуальными особенностями. К примеру, ели присуща высокая водостойкость и красивый светлый цвет, благодаря которому сырье используют в качестве обшивки шлюпки. Еловые доски обладают одним весомым недостатком: в результате забивания гвоздей и вкручивания шурупов они могут расколоться, что приведет к переделке всей конструкции.

  • Материал для соединения швов отдельных деталей внутренней и внешней обшивки. Таким материалом служит пластиковый хомут, гибкая тонкая проволока, капроновая толстая леска и другие.
  • Клеевой состав для герметизации швов. Рекомендуется использовать составы, в основу которых входят качественные полимерные смолы.
  • Специализированные составы для пропитки и защиты древесины.
  • Стекловолокно для защиты швов.
  • Красящий состав на водостойкой основе.

Важно! Лодка своими руками из фанеры своими руками должна быть выполнена только из качественных материалов. Поверхность фанерных листов должна быть гладкой, без повреждений и дефектов, которые могут повлиять на надежность вашего сооружения. Несомненно, стоимость закупки материала высокая, но безопасность на воде гораздо важнее.

Инструменты:

  • Пила для работы по дереву.
  • Шлифовальная машинка.
  • Электролобзик с набором полотен.
  • Молоток.
  • Струбцины для фиксации фанеры в процессе сборки.
  • Красящие и лаковые составы.
  • Набор кисточек.

Лодки из фанеры своими руками — чертежи, выкройки

Начинать работу построения шлюпки нужно в первую очередь с чертежей, на основании которых и будет создаваться выкройка. Для того чтобы правильно сделать расчеты, мы разработали для вас рекомендации:

  • Первое, что вы должны обозначить на своем чертеже, — это особенность вашей будущей лодки. Не забудьте указать для себя, для каких целей будет использоваться ваша шлюпка из фанеры. К примеру, хотите ли вы соорудить лодку с плоским дном исключительно для рыбалки или же надумали мощную шлюпку с мотором для туризма.
  • Если вы не нашли среди представленных чертежей в интернете подходящий для вас вариант, тогда попробуйте заняться построением судна самостоятельно, используя собственную схему.

Важно! При выполнении расчетов делайте акцент на грузоподъемность, чтобы у вас получилась полноценная лодка, а не просто декоративное изделие.

  • Сориентироваться на подготовительном этапе вам поможет изучение уже проверенных проектов, которые были успешно запущены в действие.
  • После составления чертежей с деталями, в которых были учтены даже самые мелкие нюансы, перенесите контуры всех составных элементов на плотную бумагу. Она и будет вашим шаблоном для построения выкройки из фанерных листов.
  • Самые главные параметры, которые должны быть обозначены на вашем чертеже, — это размер водного изделия, ширина, высота сооружения, форма основных и вспомогательных деталей.

Сборка

Итак, давайте разберемся на примере подробного мастер-класса, как строится лодка-плоскодонка из фанеры своими руками, чертежи вам должны помочь вам быстрее с этим разобраться:

  1. Приступаем к сборке конструкции. Начинаем работу с днища. Складываем его детали одну поверх другой, фиксируя все зажимами или другими возможными способами. Просверливаем вдоль нижнего края отверстия размером 2-3 мм, отступив от края 2 см. Расстояние между отверстиями должно быть 30-35 см (в области изгиба делайте немного меньшее расстояние).
  2. Теперь запускаем толстую проволоку или пластиковые хомуты в ранее сделанные отверстия, все тщательно затягиваем, но не до самого конца, чтобы дно шлюпки могло “раскрыться”. Подобными манипуляциями соединяем левый и правый борт между собой, а затем крепим их к днищу конструкции с помощью подпорок и подкладок.
  3. По вышеописанной технологии прикрепляем к изделию транец. У нас скреплены все основные части нашего сооружения, но оно еще не готово.
  4. Промазываем шпаклевкой швы с внутренней стороны лодки. Накладываем сверху швов заранее нарезанные отрезки стекловолокна. Еще раз все тщательно промазываем клеем. Ждем полного высыхания клеящего состава.
  5. Переворачиваем шлюпку, срезаем хомуты и выполняем с их швами те же действия, что и с внутренними соединениями данного сооружения (обклеиваем стеклотканью).
  6. Скручиваем шпангоуты саморезами, а затем устанавливаем их в нашей будущей лодке.
  7. Приклеиваем полоски фанеры к верхним краям бортов, прикручиваем их саморезами.
  8. Ставим посередине перегородку между центральными шпангоутами. Устанавливаем под верхними краями на всех шпангоутах опорные планки. Заделываем фанерой свободные промежутки между шпангоутами. Так мы получили носовую, кормовую и гребную часть лодки.
  9. Заполняем монтажной пеной (можно пенополистиролом) кормовую часть сооружения, чтобы оно лучше держалось на воде.
  10. Шпаклюем стыки фанеры, а затем проклеиваем их стекловолокном.
  11. Крепим продольные реданы, киль.
  12. Отшлифовываем лодку.
  13. Красим сооружение внутри и снаружи, не забывая прокрашивать труднодоступные места узкой кисточкой.

Купить плавсредство может не каждый рыболов, ведь изделия продаются по высоким ценам. А также не все модели могут отвечать тем или иным запросам покупателя. Самые бюджетные модели - это гребные или моторные резиновые лодки, но, как правило, они ненадежные, и в случае повреждения во время рыбалки произойдет неприятная ситуация. Тем временем рыбаки и любители поплавать все чаще начали изготавливать самодельные лодки своими руками из дерева или фанеры.

Особенности самодельного плавсредства

Из современных строительных материалов можно построить судно на 2−3 человека. Самодельные лодки для рыбалки могут оснащаться веслами или мотором. Некоторые устанавливают на лодку парус. Установить мотор на водный транспорт не составит труда, но надо понимать, если вы постоянно посещаете небольшие озера или пруды, то в этом случае наличие мотора будет нецелесообразным.

Умельцы для изготовления лодки своими руками в основном используют бруски для каркаса и фанеру для обшивки конструкции. Если же вы любитель поплавать на больших водоемах, то вполне можно соорудить полноценный катер с крышей. Для этого также потребуется фанера, брус и оцинкованный металл. Для увеличения срока службы лодки обработайте дерево антисептическими средствами и выполните покраску.

Лодка оснащается мотором в том случае, если судно было сделано качественно. Потому что при плавании на солидной скорости конструкция может развалиться. Однако деревянное судно куда лучше, чем надувные модели. Рыбаки часто заплывают в сложные места с корягами, а для резинового плавсредства - это может закончиться зацепом за ветки и разрывом корпуса.

Инструменты и материалы

Во-первых, для работы найдите большое помещение, например, гараж. Во-вторых, если вы работаете зимой, помещение должно отапливаться. Также в помещении не должно быть высокой концентрации влаги, иначе фанера будет не высыхать, а гнить. Как правило, окрашивание производится на улице. Чтобы сделать самодельные лодки из фанеры для рыбалки , воспользуйтесь следующими инструментами и материалами:

Самое дорогое - это фанера и брус, остальное стоит намного дешевле. Электрическое оборудование можно позаимствовать у соседей.

Параметры и детали для изделия

Гребное плавсредство можно соорудить по своему усмотрению и собственным размерам. Но по технологии постройка лодки своими руками будет изготавливаться из фанеры в толщину 5 мм, то рекомендуется использовать такие параметры:

  • общая ширина не менее 110 см;
  • длина от начала и до конца конструкции составляет 450 см;
  • глубина составляет 50 см.

Все детали конструкции крепятся к килю - это базовый узловой элемент. Задняя часть лодки имеет название ахтерштевень, а нос - форштевень. За счет этих элементов усиливается продольная жесткость. Эти основные детали можно сделать из цельной древесины, применяя лобзик. А вырезанные части соединяются при помощи клея или саморезов. Не стоит закреплять детали гвоздями^ это ненадежный способ.

Шпангоуты - это поперечные несущие элементы конструкции , которые формируют корпус лодки. Соединяя ахтерштевень, форштевень и шпангоуты получатся боковины плавсредства. На завершающем этапе каркас судна обшивается фанерой. Внутренняя часть изделия обустраивается сланью - особенно это касается днища, которое должно быть максимально защищено.

Моторные конструкции

Схема моторного судна практически не имеет отличий от гребных и парусных моделей. Единственное - это задник лодки, на который прикрепляется винтовой мотор. Эта часть судна должна быть прочной и надежной, чтобы во время плавания мотор не оторвался от конструкции. Умельцы рекомендуют использовать транцевую доску для лодочного мотора.

Модернизированные судна обустраиваются дополнительными элементами - стрингерами, боковыми стрингерами, кокпитом и палубными стрингерами. Чтобы лодка была непотопляемой и устойчивой, необходимо создать прослойку между внешней стороной каркаса и внутренней стороной. Эта пустота заполняется монтажной пеной. В случае опрокидывания судна не произойдет затопление и погружение на дно. Поэтому знатоки настоятельно рекомендуют использовать такую хитрость.

Создание чертежей

Чертежи - это неотъемлемая часть работы. Потому что весь процесс всегда начинается с грамотно составленных схем, предназначающихся для самостоятельной постройки. Если вам сложно рисовать эскизы или нет желания, воспользуйтесь готовыми схемами, которых полно в интернете. Составляя чертежи, проявите максимальную внимательность и не пропустите никакой детали. Сделайте несколько эскизов будущей лодки по следующим правилам:

Основная задача: нарисовать все необходимые детали и указать их размеры. Третий чертеж - это эскиз. На нем вы должны нарисовать внешний вид лодки, чтобы иметь понятие, какое плавсредство получится на выходе.

Изготовление шаблона

Итак, чертежи выкройки лодки из фанеры своими руками составлены и теперь вам придется смастерить шаблон, который предназначен для переноса формы днища на фанеру. Потребуется найти листы картона и соединить их степлером. Затем вооружаясь чертежами, следует нарисовать на бумаге форму заготовки. После чего отрежьте все лишнее и приложите сделанный шаблон к листам фанеры и обведите его карандашом или ручкой.

Если лодка изготавливается из цельного дерева, то копировать рисунок нужно не против направления волокон, а по волокнам. В таком случае можно избежать возможных дефектов. Для фанерных листов направление волокон располагается хаотично. Потому что этот материал изготавливается путем прессовки древесной стружки. Простым языком: днище можно размечать в любом направлении. Но шаблон в основном предназначается в том случае, если вы собираетесь строить лодку плоскодонку.

Последовательность работы

Как и в любом другом деле, весь рабочий процесс выполняется поэтапно. Лодка не исключение: чтобы сделать качественную конструкцию, придется придерживаться определенных шагов. Как сделать лодку из дерева - технологические этапы:

Как видно рабочий процесс трудоемкий, но это того стоит.

Поэтапная сборка

Подготовьте весь материал и инструменты. Проверьте исправность всего электрического оборудования. Также работая с деревом необходимо иметь средства защиты: рукавицы и очки. Будьте осторожны, нарезая материал на циркулярной пиле.

Монтаж рамы

Первым делом нарежьте бруски для боковин - футоксов. Затем подготавливаются другие бруски, которые в дальнейшем сформируют боковины судна и нижнюю часть. Днище можно сделать по технологии постройки кораблей , то есть округлой треугольной формы, также можно соорудить обычную плоскодонку. Затем подготовьте бруски для носа и кормы.

На следующем шаге вам нужно сделать нос. Возьмите несколько распорок и два длинных бруса. Их с одного края надо соединить шурупами. Затем к другой стороне приставляется брусок - это задник лодки. Деталь также прикрепляется шурупами. Затем в середине заднего бруска прикрепите другой брусок в вертикальном положении.

Сделанной лодочной раме нужно придать форму в виде пули. Возьмите пару распорок и поперек закрепите их возле носовой части. Затем рама переворачивается бруском вверх, который был закреплен на заднике и проложите осевой брусок, который, послужит опорной частью для футоксов - ребер жесткости.

Для этого закрепите один край к бруску, который на заднике - его высота составит 50 см, а другой край бруска для днища положите у носа рамы. Теперь прикрутите два коротких бруска к боковинам и центральному бруса, отступив от края примерно 70−100 см. Нужно выгнуть закрепленный край бруса, чтобы он получился дугообразной формы. Затем его надо прикрутить у носовой части рамы.

Закрепление ребер жесткости

Итак, рама сделана и теперь нужно установить ребра жесткости. Для этих целей придется воспользоваться распорками, на каждую пару ребер жесткости устанавливается одна распорка. Это нужно для того, чтобы боковины получились округлой формы. Как правило, бруски применяются мелкого диаметра, способные гнуться без особых усилений.

Работа начинается с кормы. Прикрутите первый брусок к боковине, а затем второй - к другой стороне будущей лодки. Теперь между ними устанавливается распорка и два ребра закрепляются к центральному бруску. Старайтесь аккуратно выгибать материал, иначе может произойти разлом.

Ребра жесткости должны монтироваться с шагом 30 см. Когда вы дойдете до носа лодки, то установленные распорки пока не снимайте. Отмерьте глубину лодки на 20 см. Поставьте метки на двух боковинах. Вам нужно вдоль боковин прикрутить два длинных бруса, которые прочнее соединят ребра жесткости. После чего установите несколько распорок между двумя вдоль проходящих деталей. Остальные распорки снимите.

Теперь нужно укрепить все места соединений. Воспользуйтесь металлическими уголками и саморезами. В носовой части от края отступите 50 см и прикрутите перемычку. Также нос необходимо усилить и на самом краю просверлить дрелью отверстие, а потом стянуть конструкцию болтом и гайкой. После этого можно считать, что скелет судна готов.

Обшивка каркаса фанерой

На этом шаге переверните лодку вверх дном и начните обшивать боковины. Надо, чтобы прикладываемый материал полностью прилегал к ребрам жесткости. Закрепляется фанера с помощью саморезов. Материала должно хватить, чтобы достать от верхней части боковины до низа лодки.

Как правило, листы производятся по размерам 150 см, поэтому на лодке будет минимум два стыка. Самый нижний край лодки получится в виде округлого треугольника. По всей длине придется закрепить полоску цинка шириной как минимум 50 см.

После внешней обшивки возьмите несколько баллонов монтажной пены. Нужно запенить прослойку на ширину бруска. Пеньте во всех местах и не оставляйте пустот. После чего сделайте внутреннюю обшивку. Чтобы лодка не была слишком тяжелой, для внутренней обшивки воспользуйтесь ДСП листами - они тоньше и легче фанеры.

Оклеивание стыков и покраска

В конце придется выполнить оклеивание всех стыков внешнего корпуса. Швы заполняются до той степени, пока клей не начнет вытекать наружу. Для лучшего эффекта на стыковочные места нанесите слой силиконового герметика. Это убережет конструкцию от проникновения воды.

На последнем этапе производится окрашивание плавсредства водоотталкивающей краской. Но перед этим просмотрите корпус на наличие сколов и трещин. Если такие дефекты есть, то их нужно замазать шпаклевкой. Некоторые умельцы обклеивают весь корпус стеклотканью, а затем выполняют покраску. Наносится первичный грунтовочный слой и вторичны - цветной.

Теперь устанавливается мотор и остается подождать, пока конструкция полностью не высохнет, после этого проверьте самоделку, поплавав на ней по озеру. Если обнаружите какие-либо неисправности, то устраните их.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Лодка незаменима, если решено отправиться на рыбалку или просто провести время на реке с семейством или друзьями. Ведь лодка дает возможность не просто уплыть в поисках рыбы, а двинуться навстречу приключениям, отплыть в романтическое путешествие. Поэтому если есть возможность взять такое транспортное средство, то вряд ли стоит отказываться от такого удовольствия. Но одно дело купить лодку, а совсем другое дело сделать ее самостоятельно.

Лодки из фанеры достаточно практичны и являются бюджетными, именно поэтому они пользуются большой популярностью.

Ведь для того, чтобы по истечении нескольких месяцев лодка из фанеры, построенная собственноручно, встала на весла и пошла по волне, необходимо только наличие материалов, инструментов, чертежей, желания построить лодку и терпения. Стоит сказать, что лодка из фанеры своими руками — дело кропотливое, но вполне осуществимое.

Преимущества

К ним можно отнести:

Вес лодки из фанеры составляет всего 10-15 кг.

  1. Небольшой вес конечной конструкции в отличие, например, от катеров. Это очень важно, если к месту рыбной ловли или отдыха предстоит пройти незначительное расстояние, а автомобиля нет. Вес фанерной лодки в облегченном варианте составляет 10-15 кг, что является небольшим весом для 2 человек. Конечно, если лодка построена по каркасной технологии, то ее вес увеличивается до 60 кг, что значительно больше, но не критично для переноса на малые дистанции.
  2. Компактность конструкции. Лодка из фанеры не является массивной, особенно это касается маленьких моделей, которые называют плоскодонками. Такая лодка не длинная, но достаточно широкая, однако ее можно весьма удачно расположить для зимнего хранения в гараже.
  3. Вместительность. Лодки из фанеры средней конструкции обладают вместительностью в 2 человека, при этом люди, находящиеся внутри лодки, могут свободно поменяться местами и встать на ноги при необходимости. Малые лодки рассчитаны на 1 человека, но при этом он не испытывает никакого дискомфорта. Однако каркасные лодки из досок, которые обшиты фанерными листами, могут вмещать до 5 человек. Но все же такого количества людей внутри лодки лучше избегать.
  4. Надежность конструкции и достаточная простота в период дальнейшей эксплуатации.

Вернуться к оглавлению

Материалы и инструменты

Основным материалом для изготовления лодки является фанера. Ее шпонированные слои склеивают фенольным клеем в производственных условиях, что обеспечивает требуемую прочность для изготовления лодки своими руками. Необходимая фанера имеет маркировку ФСФ и чаще всего выполнена из шпона березы. Чтобы лодка получилась добротной, а усилий для выполнения работ по ее шлифованию и отделке потребовалось не очень много, фанерные листы должны быть наивысшего сорта.

Если такие марки трудно достать или их стоимость является высокой, то при выборе фанеры более низкой марки особое внимание следует обратить на качество торцов фанерных листов. На них не должны присутствовать сквозные щели. Множественность сучков, мелких отверстий тоже не приветствуется. От правильного выбора фанерных листов зависит не только качество лодки, ее характеристики, стоимость и время на отделочные работы, но и количество требуемого материала и швов в готовом изделии. Поэтому к этому процессу следует отнестись ответственно.

Если для изготовления отдельных частей лодки требуется использование досок или брусков, то их выбирают сухими. При этом изъянов, дефектов, повреждений должно быть минимум.

Стеклоткань, которая используется для обшивки лодки, удобнее приобретать в рулоне, а затем уже при необходимости можно разрезать его на кусочки (при выполнении проклейки стыков и швов). Цельный кусок стеклоткани нужно применить для отделки днища.

Для лодки из фанеры нужно покупать корабельный лак, так как он лучше всего убережет материал от воды.

Такие расходные материалы, как клей, лак, краска, должны приобретаться с учетом того, что материал будет некоторое время подвергаться воздействию воды. Так, лак лучше брать корабельный, а краску не на водной основе.

В качестве скоб для скрепления элементов лодки можно использовать медную проволоку или пластиковые зажимы. То есть это должен быть такой материал, который впоследствии можно легко удалить.

Из инструментов для строительства лодки необходимо приготовить:

  • электрический лобзик с запасными пилками;
  • шлифовальная машина;
  • рубанок;
  • молоток;
  • длинная рулетка (желательно, металлическая линейка) и карандаш;
  • струбцина;
  • кисточка для нанесения клея, лака;
  • пульверизатор для краски;
  • шпатель для разравнивания стеклоткани в процессе склеивания.

Вернуться к оглавлению

Изготовление лодки

После того как приобретены материалы и подготовлены инструменты, можно приступать к строительству лодки. Если стандартный размер фанеры не соответствует размерам лодки, то листы надо скрепить между собой. Наиболее надежным методом крепления является сращивание фанеры на ус. Для того чтобы выполнить такое соединение, необходимо провести ряд действий:

Для изготовления лодки берется шпонированная фанера.

  1. Листы фанеры укладываются друг на друга. Карандашом намечают конечную линию уса. Его длина соответствует 10-12 толщин листа фанеры.
  2. Для того чтобы ус сформировался правильно и был максимально ровным, на фанерный лист закрепляют струбцинами ограничительную планку. Вдоль этой планки рубанком формируют ус. При этом нельзя допускать резких перепадов по его длине.
  3. После грубого формирования уса с помощью шлифовальной машины доводят его до идеально ровного состояния. При этом листы постоянно совмещают, делая точную подгонку.
  4. На усы наносится клей, листы фанеры складываются обработанными плоскостями друг на друга и закрепляют струбцинами. Для увеличения давления на шов можно положить дополнительные грузы.
  5. Излишки клея удаляют на этом этапе, не допуская его высыхания.
  6. После того как шов схватится, можно его освободить от струбцин. Но склеенный лист должен еще пролежать не менее суток, чтобы клей окончательно застыл.
  7. Если клей еще проступил, его удаляют наждачной бумагой. При этом шов делается ровным и практически незаметным.

После того как стыки высохли, листы фанеры готовы для раскроя лодки. Для начала размечают дно. Лист фанеры укладывают на ровную поверхность и при помощи линейки и карандаша наносят чертеж на лист. При этом вначале чертят осевую линию, затем наносят сетку, а после — по ней контуры будущей лодки.

После того как нанесены очертания лодки, лобзиком выполняют разрезы. Желательно, чтобы лобзик был большой мощности, а пилки были для фигурного реза. Это позволит сделать ровный разрез без разрывов края листа. Распил выполняют строго по нанесенной линии.

Вернуться к оглавлению

Детали лодки вырезаются при помощи электролобзика.

Для раскроя бортов достаточно нанести линии разреза на один из листов, а затем надежно скрепить струбциной и разрезать при помощи лобзика. После выполнения распила листы разъединяют, и получается 2 борта. Аналогично размечают и выпиливают из листа фанеры транец.

Чтобы стыки прилегали друг к другу плотнее, по краям примыкания листов фанеры шлифовальной машиной выполняют фаски. После этого можно приступать к сшиванию деталей лодки. Это можно сделать при помощи скоб из медной проволоки или пластиковых зажимов. Делать это надо, начиная с кормы, двигаясь к носу лодки. Такая последовательность выполнения позволит сгибать лист постепенно.

Проволоку или зажимы пропускают в отверстия, расстояние между которыми примерно 30 см. Если крепят проволокой, то ее концы закручивают при помощи плоскогубцев, надежно фиксируя крепеж. При этом концы проволоки или зажимов должны находиться снаружи лодки. Крепить необходимо все элементы: борта, транец.

После того как крепление завершено, проверяются геометрические размеры лодки. А затем зажимы еще раз затягиваются плотнее. В местах установки шпангоутов ставят распорки, чтобы не нарушить геометрию при дальнейшей работе.

Для того чтобы клеевой шов был ровным, на расстоянии 5-10 см от линии стыка по всему внутреннему периметру лодки наносят малярный скотч. Далее начинают проклейку швов изнутри лодки. Для этого берут клей, кисточку, стеклоткань, шпатель. Стеклоткань, если она изначально не разрезана на ленты, нарезают на кусочки длиной в 5 см и шириной в 7 см для нанесения одного слоя.

Чтобы стыки друг к другу прилегали более плотно, по краям фанеры нужно сделать фаски шлифовальной машинкой.

После этого кисточкой наносят клей на стык, прикладывают кусочек стеклоткани и шпателем разравнивают поверхность таким образом, чтобы не образовывалось морщин и пузырей. Рядом приклеиваемые кусочки стеклоткани должны располагаться внахлест. После выполнения первого слоя, делают второй. При этом кусочки стеклоткани делают немного шире, чем для предыдущего слоя. Проклеивают швы 2 раза, а затем и 3-й раз для повышения надежности. Делать это необходимо тщательно и неспешно. Это наиболее кропотливый и трудоемкий процесс во всем строительстве лодки.

После того как швы просохли и надежно схватились, крепятся привальные брусья по верхнему краю лодки, а внутри на клей закрепляют шпангоуты. На транец крепят накладки для его усиления.

Затем, перевернув лодку вверх дном, удаляют проволочный крепеж или пластиковые зажимы. Наружный шов скругляют при помощи шлифовальной машины. После этого эти швы (боковые, носовые) проклеивают аналогичным способом, что и внутренние, используя стеклоткань, клей и шпатель. Швы должны хорошо пропитаться и схватиться. В итоге, после окончания склеивания и застывания по всем швам, должен образоваться надежный стеклопластик. Из фанеры вырезают форштевень для носа лодки и скамейки.

Лодка из фанеры своими руками, чертежи и этапы ее постройки.

Посмотрим на рисунок представленной модели в разрезе:

Брештук – деревянный брус 114х60 (мм)
шпангоут – фанера толщиной 16 (мм)
ахтерштевень – фанера толщиной 16 (мм)
кильсон – деревянный брус 30х80 (мм)
дно – фанера толщиной 6 (мм)
борт – фанера толщиной 6 (мм)
ручка – хромированная трубка диаметром 16…20 (мм)
пол – строганная доска 20х100 (мм)
палуба – фанера толщиной 6 (мм)

Немного об используемом материале:

Конструкционная фанера
два типа размеров: 6х1500х3000 (мм); 16х1525х1525 (мм)
продольное расположение волокон
степень качества «Е»
шлифованная с одной стороны «Ш1» (6х1500х3000)
нешлифованная «НШ» (16х1525х1525)
классификация к воздействию влаги «ФБ» или «БС»

Габаритные размеры лодки из фанеры

Начнем работу с изготовления: брештука; пяти шпангоутов; ахтерштевня; кильсона

Установим на штапеле и закрепим брештук; пять шпангоутов; ахтерштевень

Вставим в пазы кильсон, предварительно смазав плоскости касания клеем, и дадим конструкции высохнуть.

Возьмем картон и изогнем его вдоль плоскости бортов и нарисуем контур борта.

Возьмем картон и изогнем его вдоль плоскости дна и нарисуем контур дна.

Убедившись в точности обмеров контуров, перенесем их на фанеру и аккуратно вырежем. У нас должно получиться четыре детали – две левых и две правых, причем правые детали – это зеркальное отражение левых.

Крепление начинаем с днища.

Латунными или оцинкованными шурупами и эпоксидным клеем закрепим детали, вырезанные из фанеры, к каркасу конструкции. После отвердения клея, контур выровняем шлифовальной машинкой.

Аналогично крепим борта.

Стыки фанерных деталей крепим следующим образом:
1. Просверлим вдоль стыков, на одинаковом расстоянии, сквозные отверстия диаметром 3 (мм).
2. В отверстия вставляем капроновый шнур.
3. Стягиваем детали между собой.

После отвердения клея, контур и поверхности стыков выровняем шлифовальной машинкой.

Сверху по аналогии, закрепим палубу. Поверхности стыков выровняем.

Произведем оклейку всех стыков двумя слоями стеклоткани и дадим ей засохнуть.

Не повредит, если проведете обработку стеклотканью всего корпуса.

Окончательно обработаем корпус и окрасим в интересный цвет.
Для жесткости конструкции, снизу сиденья, укрепим деревянные бруски с обеих сторон.
На пол уложим доски. Сверху палубы установим металлические ручки.
Лодка из фанеры своими руками изготовлена: