Психиатрия психиатрия как наука предмет ее изучения. Психиатрия

Отделка и интерьер

Приступая к главе о психиатрической науке, я испытываю робость и смущение. Слишком она велика и сложна. Слишком она многогранна. Слишком тесно переплетаются в ней фундаментальные и прикладные - да что там прикладные! - Животрепещущие проблемы, от решения которых зависит благополучие множества людей. Короче говоря, слишком много в этой науке «слишком». Поэтому писать о ней трудно.

И еще одно. Предмет нашей науки - человеческая психика. Более сложного явления в природе нет. Если сам человек - венец творения, то психика - венец человека. Самое уместное чувство при исследовании такого предмета - скромность.

В мои аспирантские годы нашим отделением руководил Таксиархис Федорович Пападопулос. Он был не только хороший психиатр и хороший ученый, но и чудесный человек, талантливый, умный и добрый, обладавший превосходным чувством юмора. Выслушивая смелые гипотезы научной молодежи, он любил грустно пошутить. «Знаете, на кого мы похожи? - сказал он однажды.
- На людей, которые стоят на вечерней улице и смотрят на фасад дома напротив. В одних окнах горит свет, в других темно. Время от времени одно окно освещается, другое темнеет. Мы смотрим на это мигание огоньков и стараемся понять, о чем беседуют друг с другом обитатели дома».

Доля истины в этой шутке очень велика. Процессы, происходящие в нашем мозгу, и те психические феномены, которые возникают в их результате, связаны между собой сложно, отнюдь не прямо. Я не сомневаюсь, что электроэнцефалограммы всех влюбленных выглядят примерно одинаково.
Но почему один из них способен только издавать страстное мычание и толкать любимую девушку в бок, а другой садится за стол и пишет «Я помню чудное мгновенье»?

Наши мысли и чувства не материальны, но возникают в результате материальных процессов. Как химические и физические явления порождают идеальный продукт? Известно, что нарушения в обмене серотонина могут привести к депрессии. Но каким образом его избыток или недостача трансформируется в беспокойную мысль, что я не справлюсь со своей работой?

Часть исследователей, которые работают в нашей области, изучает провода, выключатели и люстры в доме, который стоит на улице Пападопулоса. Другая часть занимается статистикой включения и выключения света в его квартирах. Третья расспрашивает жильцов, о чем они разговаривали вчера вечером. Остается найти между всем этим связь...

О том, чем занимается клиническая психиатрия.

Все только что сказанное относится не только к области интересов психиатрии, но и вообще к изучению психической деятельности человека. Задача психиатрии более узка. Это ведь медицинская дисциплина, и объект ее исследования - не просто психика, а болезни, которые с ней случаются.

Психиатрия (как, впрочем, и медицина вообще) - наука эмпирическая. Медицинские знания образуются за счет опыта поколений. Этот опыт основан на наблюдении; оно накопило громадное число фактов, которыми, в сущности, исчерпываются бесспорные знания.

Натолкнувшись на неожиданность в картине болезни своего пациента, врач успокаивается, выяснив, что так бывает. Это обычное во врачебном лексиконе выражение означает, что данное явление уже наблюдалось, оно соответствует опыту. Объяснения установленных фактов всегда запаздывают; кроме того, они меняются.

То, что рану лучше закрыть повязкой, знали еще первобытные лекари; почему это лучше - попытались объяснить гораздо позже, и делали это по-разному. Было время, когда рану защищали от злого духа; теперь мы защищаем ее от инфекции. Мы улыбаемся, читая о древних теоретиках, но раны перевязываем, как поступали и они. Некоторые старые методы лечения психических расстройств (например, внезапный испуг) сегодня отвергнуты, другие (например, электрошок) продолжают использовать. Никто точно не знает, каков механизм действия того и другого. Но опыт говорит о том, что пугать больного бесполезно, а электрошок помогает.

Психиатрия стала наукой тогда, когда врачи начали описывать те явления, которые они наблюдали у своих пациентов. Неподготовленному человеку психоз представляется смесью малопонятных высказываний и причудливого поведения. Скорее всего, примерно так его сначала воспринимали и отцы научной психиатрии. Величайшая их заслуга состоит в том, что они смогли рассмотреть детали, повторявшиеся в картине психоза у разных больных. Они поняли, что эти детали и есть те «кирпичики», из которых складывается психоз, и начали эти кирпичики описывать, каждый в отдельности.

Это была непростая задача, потому что психопатологических симптомов много, и все они сильно окрашиваются индивидуальными особенностями конкретного больного. Нужно было найти то общее, что делает симптом самим собой и отличает его от всех прочих, то общее, что воспроизводится у всех больных вне зависимости от их интеллектуального уровня, образования, особенностей характера и жизненного опыта.

В связи со сказанным невозможно не упомянуть два имени, двух человек, описавших важнейшие «кирпичики» психоза, которые в наше время называются психическими автоматизмами. Первый - В. X. Кандинский - тончайшим образом описал эти симптомы. Второй - Г. Клерамбо - описал синдром, который они составляют. Этот синдром весь современный психиатрический мир вполне заслуженно называет их именами: синдром Кандинского-Клерамбо. Трагическая смерть дополняет общность этих людей.

Работы основоположников нашей науки заложили фундамент так называемой клинической психиатрии, то есть того научного направления, которое черпает свой материал в больничной палате и на врачебном приеме, собирая и описывая наблюдения, анализируя их и пытаясь их интерпретировать.

По мере описания отдельных симптомов возникло понимание, что они сочетаются между собой не случайно. Началось изучение психопатологических синдромов, типичных симпто-мокомплексов, о которых уже достаточно говорилось. Изучение отдельных синдромов, их особенностей, а также описание составляющих их симптомов, особенностей их возникновения и взаимосвязи, - все это составляет предмет той части клинической психиатрии, которая называется общей психопатологией, или общей психиатрией.

Несколько поколений психиатров, посвятивших свою жизнь этой работе, сделали колоссальное дело. Мой отец, Григорий Абрамович Ротштейн, который учил меня не только психиатрии, любил повторять, что общая психопатология - точная наука. Описания многочисленных психопатологических феноменов действительно сделаны настолько скрупулезно, что в наше время можно надежно и однозначно идентифицировать каждый из них. Это зависит только от квалификации психиатра.

Во-первых, никто не может быть уверен, что описаны все психопатологические симптомы, которые есть в природе.

Во-вторых, в контексте разных болезней и разных особенностей их течения любой симптом приобретает особую окраску, которая может не иметь никакого значения, а может содержать важнейшую информацию о характере болезни и тенденциях ее предстоящего развития.

В-третьих, психопатологические синдромы, особенно те, которые встречаются при наиболее легких (и наиболее частых!) психических расстройствах, исследованы еще далеко не достаточно. По мере их изучения мы получаем возможность и лучше лечить больных, и точнее предсказывать их будущее.

В-четвертых, каждое новое лекарство порождает новые вопросы, на которые необходимо ответить: новый препарат обладает свойствами, которые не были присущи его предшественникам, специфическим для него образом меняя картину болезненного состояния. Как она изменяется под действием лекарств, тоже необходимо знать.

Аргументы в пользу необходимости продолжать психопатологические исследования не исчерпаны. Но остановимся на этих; обратимся к дискуссии.

Есть психиатры, в том числе весьма известные, которые придерживаются другой точки зрения. «Сколько можно исследовать клинические тонкости, - говорят они. - Гиппократ различал несколько сотен вариантов биения пульса; велика ли им цена в век электрокардиограмм?

Пожилые врачи, наверное, помнят, что во времена их студенчества их изо всех сил учили, как выглядит кризис при крупозной пневмонии. Экзаменаторы придирчиво спрашивали, какие оттенки симптомов кризиса обнадеживают, а какие говорят об угрозе смерти. Кто в наше время помнит эти мелочи?»

Это правда. Пенициллин дал возможность не доводить крупозную пневмонию до кризиса. Электрокардиограмма позволяет судить о работе сердца легче и точнее, чем прощупывание пульса. Когда психиатры получат свои собственные кардиографы и свой собственный пенициллин, многие психопатологические «мелочи», наверное, утратят практическое значение. Но до этого нужно еще дожить. А, кроме того, ведь нужно знать, что именно должен фиксировать будущий «кардиограф», на что именно должен воздействовать будущий «пенициллин»...

У Гиппократа не было ни антибиотиков, ни кардиографа. Он распознавал, что случилось с сердцем пациента, опираясь на те нюансы биения пульса, которые он умел различать. Разве Гиппократ - плохой образец для подражания?

Частная психиатрия занимается изучением болезней.

Не симптомов и синдромов, а именно болезней, в процессе которых эти симптомы и синдромы появляются.
Болезни исследуют, имея в виду три цели:
получить возможность ответить на вопрос пациента: «Доктор, что со мной будет дальше?»;
научиться как можно лучше лечить больных;
выяснить, по какой причине болезнь возникает и каков ее патогенез (биологический механизм, обеспечивающий возникновение картины болезни).
Первые две цели понятны и в комментариях не нуждаются. А вот о последней стоит поговорить.

В самом деле, каким образом клиницист может разобраться в причине или в биологическом механизме болезни? Ведь он исследует только ее «поверхность», то, что видно «невооруженным глазом». Что происходит в организме больного, ему не узнать: для этого нужны совсем другие способы исследования.

Но и патологоанатомы, и биохимики, и биофизики, и электрофизиологи, и генетики, и другие специалисты, которые тончайшими методами изучают происходящие в организме биологические процессы, говорят клиницистам: «Если вы хотите, чтобы мы нашли, какие биологические изменения ответственны за происхождение какой-нибудь болезни, дайте нам подходящий материал для исследования.

Нам нужна группа таких больных, которые наверняка страдают именно этой болезнью., причем во всех ее ипостасях. А для сравнения нам нужна группа людей, которые этой болезнью наверняка не страдают». Это действительно необходимо. Если это условие не соблюдается, как можно судить, имеют ли отношение к болезни биологические находки?

Такая необходимость и порождает многолетние дискуссии по поводу границ и критериев диагностики отдельных психических заболеваний. Казалось бы, можно легко договориться об этом; например, учитывая, как тяжело воспринимается всеми диагноз «шизофрения», можно было бы ставить его только в самых тяжелых случаях; тогда те, кто страдает более благоприятными формами болезни, получили бы другие диагнозы; жить им стало бы легче.

Но вот шансов когда-нибудь разобраться в том, почему и как возникает шизофрения, оказалось бы гораздо меньше. Мы ведь не знаем, при каком варианте ее течения - злокачественном, приступообразном или неврозоподобном - легче обнаружить ее биологический субстрат.
Может быть, это наиболее вероятно при изучении острого психоза, который внезапно возникает и через одну-две недели заканчивается: ведь естественно предположить, что как раз в это время в организме происходят какие-то катастрофические изменения.

С другой стороны, «корень зла» может быть заключен в тех биологических механизмах, которые ответственны за изменения характера. А их легче обнаружить у тех больных, у которых психозов не бывает, у них «подозреваемые» биологические процессы не маскируются теми, которые вызывают психоз. Но острые и короткие психозы чаще возникают при благоприятных вариантах течения Приступообразной шизофрении. Не бывает психозов у тех, кто страдает самой мягкой ее формой - вялотекущей.

С социальной точки зрения лучше во всех этих случаях ставить другой диагноз. Но тогда биологи будут резко ограничены в своих исследованиях.

Если клиницист хочет, чтобы кто-нибудь когда-нибудь действительно выяснил и причину, и механизм развития шизофрении, он вынужден исключить из своих размышлений все мотивы, которые не имеют отношения к природе.

Это очень трудно.
Ведь психиатр - всего-навсего человек, он живет отнюдь не в безвоздушном пространстве, а в том самом квартале, что и его пациенты, которые страдают от клеймящего диагноза.

Наверное, каждый из нас, перейдя из больничной палаты, в которой он исследовал случай тяжелейшего психоза, в амбулаторию, где к нему обратился человек, прекрасно работающий наедине с компьютером, но испытывающий трудности во взаимоотношениях с сотрудниками, вечером с отчаянием спрашивал себя:
неужели оба страдают одной и той же болезнью?
Как они не похожи друг на друга!

И - в то же время - как узнаваем у обоих след одного и того же «дьявольского когтя», который одного пронзил насквозь, а другого только чуть пометил! Но достаточно ли этого, чтобы поставить обоим одинаковый диагноз?
Ведь «пронзил» и «пометил» - это совсем не одно и то же! Однако с другой стороны - ведь коготь-то тот же...

Повторю: такие раздумья, наверное, мучили каждого из нас. И еще будут мучить.

Частная психиатрия - далеко не такая точная наука, как общая психопатология. Представления о болезнях меняются. Меняются критерии их диагностики и представление об их границах.

Болезнь - очень сложное понятие. Оно не просто описывает картину страдания во времени; оно претендует на выделение самостоятельных явлений природы, которые отличаются от всех остальных и друг от друга. Наиболее острые дискуссии в психиатрии возникают именно вокруг понятия «болезнь»; они касаются и его определения, и объема, и даже самой возможности использовать это понятие.

О том, что такое нозологическое направление в психиатрии.

Несколькими страницами выше было сказано, что болезнь - это закономерная последовательность синдромов, определяющих состояние больного на разных этапах его страдания. Цепочка сменяющих друг друга синдромов, которую видит врач, наблюдая и расспрашивая больного, составляет клиническую картину болезни. Клиническая картина создает возможность идентифицировать болезнь, однако такая идентификация может быть недостаточно надежной.

Повышенное артериальное давление может возникнуть в результате склеротического сужения кровеносных сосудов и в результате нарушения работы почек. Эти случаи придется отнести к разным болезням: хоть клиническая картина у них почти одинакова, но биологический механизм, породивший ее, различен. Злоупотребление алкоголем и инфекция могут привести к одному и тому же расстройству сознания, однако причина их разная, и, конечно, это будут разные болезни (белая горячка в первом случае и инфекционный психоз во втором).

Поэтому для надежной идентификации болезни современная наука требует знания не только клиники, но еще и биологического механизма, который лежит в ее основе (патогенеза), а также причины ее возникновения (этиологии). Если все это известно, то дело обстоит достаточно просто: люди, страдающие клинически сходными расстройствами, возникшими по одной и той же причине и обусловленные одним и тем же биологическим механизмом, больны определенной - одной и той же - болезнью.

Болезнь - это такое нарушение здоровья, все случаи которого имеют общую этиологию, общий патогенез и общую клиническую картину.

Теперь немного отвлечемся и поговорим об одной из важнейших характеристик всякой классификации. Некоторые из них отражают объективно существующие и наиболее значимые признаки, отличающие одно явление природы от другого.

Пример такой классификации - периодическая таблица элементов Д. И. Менделеева, в клеточки которой попали вещества, различающиеся по их фундаментальным природным характеристикам. Другие классификации построены на основе признаков, которые «с точки зрения природы» могут не иметь никакого значения. Эти признаки просто-напросто удобны для того, кто будет этой классификацией пользоваться.

Договоримся называть естественными классификации, подобные таблице Менделеева, и искусственными - все остальные.

Если мы научимся идентифицировать все болезни так, как сказано выше, появится возможность создать естественную классификацию болезней. Почему это важно - нет нужды объяснять; то, что это возможно, доказали инфекционисты, первыми открывшие этиологию (возбудителя) болезней, которые они изучали. Интерес к тому, что имеется в виду под словом «болезнь», обострился именно под влиянием успехов в изучении инфекционных заболеваний.

В медицине возникло научное направление, которое называется нозологическим («нозос» - по-гречески «болезнь»). Его цель - научиться выделять болезни, каждая из которых заняла бы отдельную клеточку в их естественной классификации, каждая из которых отличалась бы от других некоторой фундаментальной характеристикой, подобной числу протонов в атоме определенного вещества.

В случае инфекционных заболеваний это удалось: такая характеристика - микроб, причина болезни; попав в человеческий организм, он провоцирует специфические биологические процессы, которые ответственны за характерную клиническую картину.

К сожалению, в наше время известно не так уж много болезней, которые можно выделить столь определенно. Поэтому современные классификации большинства болезней (в том числе психических) - искусственные. Об этиологии и - в особенности - о патогенезе наиболее распространенных психических заболеваний мы знаем очень мало.

Многочисленные исследования, очень длительные и очень трудоемкие, пока не дали достаточных результатов. Поэтому у некоторых психиатров возникли сомнения: имеются ли основания полагать, что фундаментальные характеристики отдельных психических заболеваний (подобные микробам при инфекционных болезнях) можно обнаружить когда-нибудь, в принципе?

От ответа на этот вопрос зависит позиция психиатра. Если он думает, что да, то он поддерживает нозологическое направление в психиатрии; он полагает, что психические болезни существуют (в том смысле, что каждая из них представляет собой самостоятельное явление природы). Пока их фундаментальная характеристика не открыта, их можно (а что делать?) различать по другим, пусть менее надежным, признакам.

Если психиатр думает, что подобных характеристик не существует, то он отрицает существование психических болезней. Он обрекает себя на то, чтобы пользоваться не очень определенным термином «расстройство», чтобы смириться с тем, что классификация этих «расстройств» всегда будет искусственной.

Развитие нозологического направления в психиатрии связано с историей изучения прогрессивного паралича, страшной болезни, которая долгое время составляла одну из ее центральных проблем. В 1822 году Анри Бейль выявил такие симптомы прогрессивного паралича, которые клинически отличали его от других сходных недугов, и на этом основании описал его, как самостоятельную болезнь. В 1913 году (почти через сто лет!) Ногуши выяснил, что причина прогрессивного паралича - бледная спирохета, возбудитель сифилиса.

Это доказало, что можно выделять отдельные болезни, еще не зная причину их возникновения, на основании ее клинической картины (симптомов, течения, исхода). Конечно, открытие Ногуши было мощным стимулом дальнейших нозологических исследований в психиатрии.

При современном состоянии научных знаний границы болезней определены приблизительно, настолько, насколько это возможно. Для сторонников нозологического направления в психиатрии важно не то, что Крепелин ошибался, приписывая «раннему слабоумию» непременно ранее начало и непременно исход в слабоумие.

Важно другое: на основании клинической картины Крепелин выделил болезнь; можно надеяться когда-нибудь выяснить ее фундаментальную характеристику, подобно тому, как клиническое описание прогрессивного паралича помогло установить его причину.

Сторонники нозологической психиатрической школы, основателем которой в России был А. В. Снежневский, полагают, что шизофрения и другие психические заболевания - столь же объективные и самостоятельные явления природы, как все другие болезни, как прогрессивный паралич, сахарный диабет или малярия. Скажем сразу, что автор - убежденный приверженец этой школы.

Так ли это? Посмотрим...
Проникновение в природу - очень трудоемкий и очень медленный процесс. Клинические исследования продолжаются. И не только клинические.


Отрывок из книги. Ротштейн В.Г. "Психиатрия наука или искуство?"

Что такое психиатрия и в чем ее отличие от психологии? Какие разделы включает психиатрия и что в них изучается? Каковы основные причины психических расстройств?

И психология, и психиатрия исследуют процессы, происходящие в человеческой психике. Принципиальное отличие между этими двумя отраслями знаний подсказывают сами их названия.

Первый элемент у них общий и по-гречески означает «душа», а вот вторая часть слов отличается. «Логос» означает «слово», «учение» и, таким образом, психология - это наука о душе, наука о закономерностях психических процессов отдельных личностей и групп.

Психиатрия - не самостоятельная наука, а раздел медицины (iatreía по-гречески «лечение»), который занимается выявлением причин, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств . Зарождение психиатрии относится к глубокой древности, правда, в ту пору психические болезни объяснялись влиянием высших сил, как злых, так и добрых. Людей либо пытались освободить от вселившихся в них демонов, либо почитали как отмеченных богами (например, таким божественным «знаком отличия» считалась эпилепсия).

Психология также имеет многовековую историю. Она выросла из философии и развивалась как попытки объяснить закономерности мышления, эмоций и других психических процессов и состояний, при этом применение гипотез на практике исследователей почти не занимало. С психиатрией возникла обратная ситуация: развиваясь в рамках медицины, она своей целью ставила прежде всего излечение больного, а теоретическое обоснование проблемы почти не осуществлялось.

Психолог имеет право заниматься научными разработками и преподаванием, консультировать по различным вопросам, проводить тесты и тренинги. Психиатр работает как с психически здоровыми, так и с больными людьми, определяет дееспособность человека, может выписывать лекарства и ставить диагнозы. К психологу, как правило, обращаются люди, которые осознают свою проблему, а вот у пациентов психиатра критическое отношение к собственному состоянию чаще всего отсутствует.

Как соотносятся психиатрия и психотерапия? Психотерапевт совмещает функции психолога и психиатра. Такой специалист может лечить и с помощью лекарств, и без них, беседуя с пациентами или применяя различные виды психотерапии индивидуально или в группе.

Общая и частная, большая и малая

Термин «психиатрия» появился в начале XIX века, предложил его немецкий ученый Иоганн Кристиан Рейль. Современная психиатрия делится на два направления: общую психиатрию (или ) и частную.

Общая психиатрия рассматривает вопросы, предшествующие изучению того, как проявляются отдельные расстройства, то есть общие признаки, свойственные большинству психических патологий. Это направление можно назвать теоретическим фундаментом психиатрии, обосновывающим различные нарушения восприятия (иллюзии, ), памяти, мышления. В частной (специальной) психиатрии изучаются возникновение, течение и способы лечения отдельных болезненных форм - шизофрении, эпилепсии, аффективных расстройств и других.

Кстати, все психические расстройства также принято делить на две большие группы, вернее, на два уровня: психотический и непсихотический. Первый уровень предполагает более серьезные нарушения, чем второй. Патологии психотического уровня отличают следующие признаки:

  • Выраженный распад психики, проявляющийся в неадекватных реакциях, искаженном восприятии реальности.
  • Отсутствие критического мышления по отношению к своему состоянию; неспособность оценить и спрогнозировать ситуацию.
  • Исчезновение самоконтроля, утрата моральных ценностей.

Непсихотические (невротические) расстройства протекают в более мягкой форме:

  • Психические реакции адекватны происходящему, но проявляются гораздо сильнее и чаще, чем в норме.
  • Сохраняется критичность, однако, скорее всего, она будет утрированной.
  • Ограниченность самоконтроля.

Расстройства психотического уровня изучает большая психиатрия, а непсихотического - малая или пограничная психиатрия.

Психические расстройства: причины и симптомы

Как утверждает журнал «Психология», количество психических отклонений среди общего числа заболеваний составляет 20%. Некоторые исследователи считают, что в течение ближайших трех-пяти лет патологии психики выйдут на первое место среди заболеваний, приводящих к инвалидности. Таким образом, психические расстройства, увы, вовсе не такая редкая вещь, как могло бы показаться. Что же вызывает их?

Все факторы, способствующие развитию патологий, принято относить либо к экзогенным (внешним), либо к эндогенным (внутренним). В число внешних факторов включают различные отравления (алкоголем, наркотиками), инфекции или травмы, воздействие радиации, сильный стресс.

Лидер среди эндогенных факторов - наследственность, также сюда относят нарушения здоровья матери во время беременности и патологии раннего развития, расстройства обмена веществ и телесные заболевания, которые влияют на головной мозг. Среди таких заболеваний, например, тяжелые нарушения в работе печени и почек, гормональные расстройства.

Какие изменения в поведении человека сигнализируют о возникшем психическом расстройстве? Это, например, нарушения познания, как чувственного (искажения восприятия), так и рационального (бред). Также должны насторожить нарушения внимания и памяти, резкие перемены настроения, беспочвенная эйфория или подавленность.

Типичны для таких больных речевые и двигательные нарушения, а также возникновение разного рода влечений (к еде, компьютеру, покупкам - список почти бесконечен). Наконец, психические заболевания могут проявляться в изменении характера личности: определенные черты предельно заостряются, что делает почти невозможным нормальное общение в социуме.

Разумеется, констатировать отсутствие или наличие заболевания, а также поставить точный диагноз может только квалифицированный специалист после тщательного осмотра. Автор: Евгения Бессонова

Психиатр – это врач, который изучает, диагностирует и лечит психические расстройства. Этот специалист также консультирует психически здоровых людей.

Оставьте заявку и в течение нескольких минут мы подберем вам проверенного врача и поможем записаться к нему на прием. Или подберите врача самостоятельно, нажав на кнопку «Найти врача».

Общие сведения

Психиатрия – это область клинической медицины, которая изучает методы диагностики, лечения и профилактики расстройств психики, рассматривая психические расстройства с учетом медицинской методологии.

Общая психиатрия занимается изучением общих закономерностей психических нарушений, так как определенные патологические состояния психики развиваются при разных заболеваниях.

Частная психиатрия рассматривает закономерности и механизмы развития отдельных психических заболеваний.

Симптомами и провоцирующими психические расстройства органическими изменениями в организме занимается клиническая психиатрия.

В связи с психотравмирующим влиянием чрезвычайных ситуаций на личность человека также отдельно выделяют психиатрию катастроф.

К сфере деятельности психиатра относят:

  • консультирование людей как со здоровой психикой, так и психическими нарушениями;
  • организацию помощи и разработку психопрофилактики для людей, страдающих нарушениями психики;
  • лечение пациентов с применением медикаментозных средств;
  • психиатрическое освидетельствование для определения степени дееспособности и состояния психического здоровья (экспертиза может быть медико-социальной (трудовой), военно-психиатрической и судебно-психиатрической).

Профилактическая консультация у психиатра проводится при:

  • оформлении ребенка в детское учреждение или в школу;
  • устройстве на работу с опасными условиями труда;
  • прохождении военной медкомиссии;
  • получении прав на вождение автомобиля, разрешения на оружие и др.

Этапы консультации

Консультация психиатра включает:

  • опрос пациента с целью уточнить жалобы, симптомы и анамнез расстройства (если сам пациент не может предоставить эту информацию, опрашиваются близкие родственники);
  • тестирование и при необходимости дополнительную диагностику;
  • постановку диагноза;
  • выбор стратегии и условий лечения (амбулаторное или стационарное).

Обследование и лечение можно проводить анонимно, принудительно в стационар помещают только социально опасных пациентов после прохождения экспертизы.

Диагностика

Диагноз ставится на основании клинической картины заболевания и результатов тестирования.

Дополнительно проводят исследования гормонального фона (оценивается состояние щитовидной железы, гипофиза и надпочечников).

Также проводится нейрофизиологические обследование, включающее:

  • дуплексное сканирование сосудов головы.

Кроме того, могут исследоваться вызванные потенциалы и особенности вегетативной системы.

Лечение

При лечении психических расстройств психиатр может использовать:

  • лекарственную терапию (антидепрессанты при депрессии, транквилизаторы при неврозе, нейролептики при шизофрении и т.д.);
  • методы гипнотерапии, беседы, арт-терапию и другие психотерапевтические методы;
  • групповую терапию;
  • метод аутотренинга.

Liqmed напоминает: чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Версия для печати

По различным причинам даже у здорового человека может случиться психическое расстройство, которое еще часто называют душевным. Клиническая отрасль, которая как раз и занимается их изучением называется психиатрия. Специалисты этого направления лучше всех знают, как лечатся сильные эмоциональные нарушения, а также, какие существуют методы их профилактики. Психиатры оказывают свою помощь психически больным людям. Пациентов, с сильным психическим расстройством и нездоровым поведением, представляющих потенциальную угрозу для себя и окружающего населения, специалисты имеют право изолировать.

История психиатрии

Путь развития психиатрии был очень долгий и запутанный. Со сменой поколений ученых менялось полное понимание предмета изучения и собственно целей.

  • Древнейшее общество было очень религиозным и верящим в мистику, из-за чего психические расстройства у людей они связывали с одержимостью злыми духами, с проклятием или деятельностью темных сил. Любые помешательства уже тогда ассоциировались с мозгом, для чего и выполнялась трепанация черепа, процедура, якобы «вызволяющая» духов из головы больного.
  • Конец девятнадцатого века становится очень насыщенным в плане психиатрических исследований. В этот период появляются две совершенно противоположные теории, которые выдвинули Зигмунд Фрейд и Эмиль Крепелин.

Первый из них, совместно со своими единомышленниками выделил нечто, что он назвал «бессознательное». В его понимании это означало то, что в сознании любого человека заложены собственные природные инстинкты, которые всегда находятся у нас в голове (по большей части они имеют эротический подтекст). Но навязываемые нормы морали в обществе угнетают эти «желания», из-за чего происходит внутреннее противостояние. Когда же инстинкты побеждают, то запретное оказывает снаружи, что для самого человека весьма болезненно. Отсюда и психиатрическое расстройство.

Э.Крепелин нашел в этом умственном расстройстве паралич, который ведет к разрушению мозговых тканей, что в свою очередь выражается рядом симптомов.

Но, из-за постоянных споров оппонентов и присутствия некоторых пробелов, все это так и осталось на теоретическом уровне, хотя до сих пор имеет немного последователей.

  • Выход из образовавшегося тупика нашел Э.Гуссерль, заложивший фундамент для феноменологической психиатрии. Ее основу составляет некий «феномен», служащий неотъемлемой частью разума здорового человека. Если между ними развивается конфликт, то это приводит к психическому нарушению.
  • К. Ясперс продолжил это учение и ввел метод интервьюирования пациента, с целью выявления его собственных подсознательных феноменов и их классификации, для правильного постановления диагноза. Дальше, Ю.Минковски и Г.Элленберг разработали особый подход в лечении психических расстройств, который используется в современной психиатрии.

Разделы психиатрии

Психические расстройства могут быть очень разными по своей степени выраженности и серьезности последствий. Поэтому, психиатрию принято делить на 2 раздела:

  1. Общая психиатрия. Здесь изучаются основные психические заболевания, их свойства, причины развития и закономерности, классификация нарушений, а также исследовательская и терапевтическая деятельность по отношению к ним. Особое внимание уделяется общим признакам, которые присущи распространенным психическим заболеваниям: галлюцинациям, иллюзиям и нарушениям мышления.
  2. Частная психиатрия. В основу ее интересов входят конкретные психические заболевания, их этиология с патогенезом, клинические проявления, методы лечения и восстановления. Какие именно болезни она изучает, Вы узнаете несколько позже.

Особенности диагностики в психиатрии

Невзирая на технические и лабораторные методы исследования, которые ученые вывели на совершенный уровень, их значимость в психиатрии не очень велика.

Как вспомогательное средство для обследования мозговой деятельности применяют:

  • Электроэнцефалографию;
  • Рентгенографию;
  • Компьютерную томографию;
  • Магниторезонансную томографию;
  • Реоэнцефалографию;
  • Допплерографию;
  • Лабораторные анализы.

Но основные диагностические данные специалисты получают из клинического метода, в основу которого входит опрос субъекта и наблюдение за ним и его психическим состоянием. Очень особое внимание профессионал уделяют мимике пациента и интонации, их изменениям во время беседы на отдельные темы и другим внешним реакциям.

Параллельно с этим также ведется разговор с родственниками, которые иногда помогают прояснить более полную картину состояния больного.

Современная психиатрия

Основные методы лечения, используемые в современной психиатрии, основываются на применении фармакологических препаратов, соответствующего действия. Но все чаще опытные специалисты прибегают к психотерапевтическим методам, которые оказываются более эффективными.

Психические заболевания

Возрастных ограничений в вопросе о психических расстройствах не существует. Люди могут столкнуться с «душевной проблемой» и в молодом возрасте, и в более преклонном. Всему виной может быть наследственность, среда проживания, условия жизни, алкоголизм, инфекции, заболевания, травмы, нарушения внутриутробного развития (из-за пьянства родителей, особенно матери во время беременности, а также болезней во время нее).

Однако не стоит воспринимать психиатрию, как ее характеризовали ранее, вроде тюрьмы, издевательств и пыток. В наше время пациенты могут проходить амбулаторное лечение, которое не менее эффективно и гуманно.

Среди самых известных психических заболеваний у людей встречается:

Подробнее о психиатрии

Психиатрия

Психиатрия подразделяется на общую и частную:

Если частная психиатрия изучает отдельные болезни, то общая психопатология или, вернее, общая психиатрия, изучает общие закономерности психического расстройства… Психопатологические типичные состояния могут возникнуть при разных болезнях, следовательно, они имеют общее значение… Общая психиатрия строится на обобщении всех тех изменений, которые возникают в течении отдельных психических болезней.

Признаки (симптомы) психических расстройств составляют предмет психиатрической семиотики .

Приоритет клинического метода, подчиненное положение инструментальных методик дают повод для обвинений в субъективизме диагностики в психиатрии. Отрицание возможности объективного диагноза в психиатрии ведет к отрицанию существования психических болезней вообще и самой психиатрии как науки.

Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник - М.: Медицина, 1989. С. 251

История психиатрии

Киттри исследовал ряд девиантных проявлений, таких как наркотическая зависимость , гомосексуальность , алкоголизм и психическое заболевание , и продемонстрировал, что такие проявления считались проблемами сначала морального, затем правового характера, а в настоящее время считаются проблемами медицинского характера :1 . Как результат данного восприятия, неординарные люди с отклонениями от нормы подвергались социальному контролю морального, правового и затем медицинского характера :1 . Аналогичным образом, Конрад и Шнайдер заключают свой обзор о медикализации девиантности мнением, что можно обнаружить три основные парадигмы, от которых зависели значения понятия девиантности в различные исторические периоды: девиантность как грех, девиантность как проступок и девиантность как заболевание :1 :36 .

Психиатрия в конце XIX - начале XX века

В науке о душевных расстройствах в конце XIX - начале XX века выделялись, среди прочих, две школы. Первой стоит назвать психоанализ , имевший своим началом работы Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.), положившего начало теории бессознательного . Согласно этому учению, в мозгу человека выделялась область животных инстинктов (т. н. «Оно», противостоящее личностному «Я» и «Сверх-Я» - диктату общества, повелевающего личностью и навязывающего определённые нормы поведения). Бессознательное, с точки зрения Фрейда и его последователей, становилось тюрьмой для запретных желаний, в частности - эротических, вытесняемых в него сознанием. Ввиду того, что окончательно уничтожить желание невозможно, для его безопасного осуществления сознание предлагало механизм «сублимации» - реализации через религию или творчество. Нервное расстройство в таком случае представлялось как сбой в механизме сублимирования и выплескивание запретного наружу через болезненную реакцию. Для восстановления нормального функционирования личности предлагалась особая техника, называемая психоанализом, которая предполагала возвращение больного к детским воспоминаниям и разрешению возникшей проблемы .

Фрейдизму противостояла школа позитивистской медицины, одним из выдающихся деятелей которой был Эмиль Крепелин . В основу своего понимания психического расстройства Крепелин положил прогрессирующий паралич и предложил новую для того времени форму изучения заболевания как процесса, развивающегося во времени и распадающегося на определённые стадии, описываемые определённым набором симптомов . Опираясь на философию позитивизма , в частности, на принцип «наука есть философия», иными словами - провозглашение реальным лишь результатов опыта или научного эксперимента в противовес схоластическому умствованию прежних времен , позитивистская медицина предлагала объяснение умственного расстройства как биологического разлада, разрушения мозговой ткани, вызванного причинами множественной природы .

Однако же ни та, ни другая теории не могли претендовать на однозначное и доказательное обоснование уже описанных в литературе или известных из клинической практики случаев - так, Фрейда и его последователей упрекали в умозрительности и несистематичности их построений, в произвольности толкований приведённых примеров. В частности, свою теорию о детской сексуальности Фрейд строил на психоанализе взрослых, объясняя невозможность её подтверждения у детей страхом запретной темы .

В свою очередь, оппоненты упрекали Крепелина в том, что теория органического поражения de facto сводила безумие к эмоциональной и умственной деградации. Излечение психического больного априори объявлялось на тот момент невозможным, а работа врача сводилась исключительно к надзору, уходу и купированию возможной агрессии. Кроме того, указывалось, что позитивистская теория не в состоянии была объяснить многочисленные случаи душевных расстройств, при том, что никаких биологических повреждений найти не удавалось .

Феноменологическая психиатрия

Как одна из возможностей выхода из намечавшегося тупика :18-19 Эдмундом Гуссерлем и его последователями предложили метод, названный феноменологическим .

Суть его сводилась к выделению неких «феноменов» - идеальных сущностей, являющихся отражением объектов реального мира, а также собственного «я» в сознании личности. Эти феномены, идеализированные факты, очищенные от эмоциональной и социальной составляющей, представляли по Гуссерлю основу всякого познания - при том, что не существовали на самом деле, но являлись неразрывно связанными с познающим субъектом. Философия, таким образом, должна была служить завершением любого исследования, представляя собой его квинтэссенцию и строгую систему на уровне научного понимания , а феноменология - инструментом этого познания.

В основе применения феноменологического метода в психологии и психиатрии стал постулат о «телесности разума» - неразрывной связи человека с внешним миром и возможности для сознания нормально функционировать исключительно в этой связи. Нарушение таковой, спутанность восприятия при передаче внешних впечатлений разуму и составляет сущность психического заболевания. Восстановление этой связи соответственно ведет к выздоровлению . Методом же достижения феноменологической ясности рассудка представлялось прояснение, выведение за скобки эмоционального аспекта и чистый, не замутнённый предвзятостью взгляд на мир, получивший у феноменологов специальное имя «эпохе » .

Общая психиатрия

Все психические расстройства принято разделять на два уровня: невротический и психотический.

Граница между данными уровнями условна, однако предполагается, что грубая, ярко выраженная симптоматика - признак психоза…

Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напротив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики.

Психические расстройства называются неврозоподобными, если они клинически сходны с невротическими нарушениями, но, в отличие от последних, не вызваны психогенными факторами и имеют иное происхождение. Таким образом, понятие невротического уровня психических расстройств не тождественно понятию неврозов как группы психогенных заболеваний с непсихотической клинической картиной. В этой связи ряд психиатров избегает употребления традиционного понятия «невротический уровень», предпочитая ему более точные понятия «непсихотический уровень», «непсихотические расстройства» .

Понятия невротического и психотического уровня не связаны с каким-либо определенным заболеванием.

Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2002. - С. 71.

Расстройствами невротического уровня часто дебютируют прогредиентные психические болезни, которые впоследствии, по мере утяжеления симптоматики, дают картину психоза. При некоторых психических заболеваниях, например при неврозах, психические нарушения никогда не превышают невротический (непсихотический) уровень.

Всю группу непсихотических психических расстройств П. Б. Ганнушкин предложил называть «малой», а В. А. Гиляровский - «пограничной» психиатрией. Термины «пограничная психиатрия», «пограничные психические расстройства» часто встречаются на страницах публикаций по психиатрии .

Продуктивная симптоматика

В том случае, когда результатом работы психической функции имеет место психическая продукция, которой в норме быть не должно, такую психическую продукцию называют «положительной», «продуктивной» симптоматикой. Положительная симптоматика является признаком какого-либо заболевания (не всегда). Заболевания, ключевыми симптомами которого является такого рода «положительная» симптоматика, принято называть «Болезнями психики» или «психическими болезнями». Синдромы , образованные «положительной» симптоматикой в психиатрии, принято называть «психозами » (тема неврозов заслуживает отдельного рассмотрения [Стиль? ]). Так как болезнь - это динамический процесс, который может закончиться или выздоровлением, или образованием дефекта (с или без перехода в хроническую форму), то и такого рода «положительная» симптоматика в конечном итоге заканчивается выздоровлением или образованием дефекта. Этот дефект в работе психической функции в психиатрии принято называть «слабоумием ». (Слабоумия, возникающие до окончания формирования психических функций, то есть врожденные или сформированные в детском возрасте, требуют отдельного рассмотрения [Стиль? ] .) Следует также отметить [Стиль? ] , что продуктивная симптоматика не является специфической (для какого-либо конкретного заболевания). К примеру, и бред, и галлюцинации, и депрессия могут присутствовать в картине различных психических расстройств (с разной частотой и особенностями протекания). Но вместе с тем выделяется «экзогенный» (то есть вызванный внешними для клеток мозга причинами) тип реагирования (психики), например экзогенные психозы, и эндогенный тип реагирования (психики), или «эндогенные» расстройства. С XIX века в психиатрии существует концепция, в соответствии с которой эндогенные психозы являются единым заболеванием (т. н. теория единого психоза).

Общепатологические закономерности образования продуктивных (позитивных) психопатологических синдромов при психических заболеваниях можно представить в виде следующей схемы (А. В. Снежневский, 1983):

Соотношение продуктивных психопатологических синдромов

Негативная симптоматика

«Негативная симптомати­ка (дефицитарная, минус-сиптоматика) - признак стойкого выпадения психических функций, следствие полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Проявлениями психиче­ского дефекта оказываются выпадение памяти, слабоу­мие, малоумие, снижение уровня личности и др. При­нято считать, что позитивная симптоматика более ди­намична, чем негативная; она изменчива, способна усложняться и в принципе обратима. Дефицитарные же явления стабильны, отличаются большой устойчивостью к терапевтическим воздействиям» (Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1989. C. 161-162).

В отечественной психиатрии закономерности образования негативных синдромов при психических заболеваниях принято описывать с помощью схемы, предложенной академиком А. В. Снежневским (см. рис.).

Основные ранги негативных психических расстройств

Уровни психических расстройств изображены на схеме в виде вложенных кругов. Это призвано отразить тот клинический факт, что каждый круг более высокого уровня включает в себя все нижележащие слои психических расстройств.

Теперь рассмотрим «положительную» и «негативную» симптоматику применительно к каждой психической функции.

Нарушения восприятия

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как восприятие является первичным источником информации для психической деятельности. К положительной симптоматике для восприятия относятся иллюзия (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, невоспринятой органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «слуховые галлюцинации», «тактильные галлюцинации» - их ещё называют «сенестопатии»).

Иногда к нарушениям восприятия присоединяются нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают бредовую интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушения памяти

Проблема положительным симптоматики для психической функции «память », будет рассмотрена далее (в разделе «Заключение»).

Слабоумие, при котором ключевым расстройством является расстройство памяти, является так называемое «органическое заболевание мозга».

Нарушения мышления

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом, является нарушение памяти , то нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь, ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение речи , в частности устной (уменьшается словарный запас , упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, то есть страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Эпилепсия

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В данной статье рассматривается только характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие - epileptic dementia).

Ключевым компонентом эпилептического слабоумия является нарушение мышления . Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез , сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием понятий . Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, причинно-следственные отношения перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевлённых либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевлённых). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путём прибавления к заданному слову частицы «не». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

Шизофрения

В данной статье рассматривается только характерный шизофренический дефект (шизофреническое слабоумие - dementia praecox). Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают эмоции вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое несоответствие содержания мышления и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

Маниакально-депрессивный психоз

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть мании или депрессии) психической функции под названием «Аффект » дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза

Согласно теории «единого психоза», единое эндогенное психическое заболевание, которое объединяет в себя понятия «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз», на начальных этапах своего развития протекают в виде «мании», «меланхолии (то есть депрессии)» или «безумия» (острый бред). Затем, в случае существования «безумия» оно закономерно трансформируются в «бессмыслие» (хронический бред) и, наконец, приводит к формированию «вторичного слабоумия». Основоположником теории единого психоза является В. Гризингер. В её основу положен клинический принцип Т. Сиденгама , согласно которому синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов , изменяющихся во времени. Одним из доводов в пользу этой теории является обстоятельство, что нарушения аффекта включают в себя и специфические, вызванные исключительно нарушением аффекта нарушения мышления (так называемые вторичные изменения мышления). Такими специфическими (вторичными) нарушениям мышления является в первую очередь нарушения темпа мышления (темпа процесса мышления). Маниакальное состояние вызывает убыстрение темпа мышления, а депрессия темп процесса мышления замедляет. Причём изменения темпа мышления могут быть настолько выраженными, что само мышление становится непродуктивным. Темп мышления при мании может увеличиваться до такой степени, что теряется всякая связь не только между предложениями, но между словами (такое состояние называют «словесная окрошка»). С другой стороны, депрессия может настолько замедлить темп процесса мышления, что мышление вообще прекращается.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, бреда (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Другой довод в пользу теории единого психоза - то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей диагноз заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражено . Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются один из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения - это самый злокачественный вариант течения, так как она приводит к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще.

Методы лечения

Основные методы

  • Психофармакотерапия

Другие

Критика

Литература

  • Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. Под ред. проф. М. В. Коркиной. 5-е изд., испр. - М.: РУДН, 2009. - 306 с. ISBN 978-5-209-03096-6 Перечисленные ниже книги имеются в Интернете в открытом доступе:
  • Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. 3-е изд. М., 2003.
  • Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник - М.: Медицина, 1989. - 496 с: ил. (Учеб. лит. Для студ. мед. ин-тов. Сан.-гиг. фак.) - ISBN 5-225-00278-1
  • Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2000. ISBN 5-225-04189-2
  • Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - 560 с. ISBN 5-17-012871-1 (АСТ) ISBN 985-13-0873-0 (Харвест)
  • Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1995. - 608 с. ISBN 5-225-00856-9 Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 2006.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х томах. - М., 1988.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. А. В. Снежневского. В 2-х томах. - М., 1983.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. - М.: Медицина, 1999. ISBN 5-225-02676-1
  • Справочник по психиатрии . Под ред. А. В. Снежневского. - М.: Медицина, 1985

Примечания

  1. Гризингер В. Душевные болезни. Петербург: А. Черкасова и Ко, 1875. С. 1.
  2. Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. М.: Медицина, 1999. - Т. 1. - С. 17.
  3. Сметанников П. Г. Психиатрия: Руководство для врачей. - Изд-е 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицинская книга; Н.Новгород: НГМА, 2002. С. 6.
    • В Интернете доступна только эл. версия 1-го издания этого руководства: Сметанников П. Г. Психиатрия: Краткое руководство для врачей. - СПб.: изд-во СПбМАПО, 1994.
  4. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В. П. Самохвалова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 13.
  5. «История психиатрии» Ю. В. Каннабиха , гл. 18:2 (см.: Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235). Каннабих транскрибирует фамилию немецкого психиатра как «Рейль».
  6. Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235.
  7. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1995. - С. 5.
  8. Первомайский Б. В., Карагодина Е. Г., Илейко В. Р., Козерацкая Е. А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения.
  9. Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х томах. М., 1988. - Т. 1. - С. 11.
  10. Меграбян А. А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972.
  11. «Психиатрия общая» - статья в кн.: Блейхер В. М., Крук И. В.
  12. См. об этом: Снежневский А. В. Общая психопатология: Курс лекций . - М.: МЕДпресс-информ, 2001. С. 8; Меграбян А. А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972. С. 5-6.
  13. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник . М.: Медицина, 2000. С. 21.
  14. См.: Марилов В. В. Частная психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 400 с. ISBN 5-7695-1541-4
  15. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. Бокова С. Н. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  16. Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник - М.: Медицина, 1989. С. 250.
  17. БСЭ. Психиатрия
  18. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред В. П. Самохвалова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 576 с. ISBN 5-222-02133-5
  19. «Миф душевной болезни» Почетный профессор психиатрии Томас Сас
  20. Manning N. The therapeutic community movement: charisma and routinization . - London: Routledge, 1989. - P. 1. - 246 p. - ISBN 0415029139
  21. Kittrie N. The right to be different: deviance and enforced therapy . - Johns Hopkins Press, 1971. - 443 p. - ISBN 0801813190
  22. Conrad P., Schneider J. Deviance and medicalization: from badness to sickness . - Temple University Press, 1992. - P. 36. - 327 p. - ISBN 0877229996
  23. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Фрейдизм и неофрейдизм // Философия . - М .: Эксмо, 2003. - 672 с. - ISBN 5-09-002630-0
  24. Marneros A. Late-Onset Mental Disorders . - RCPsych Publications, 1999. - С. 17. - 200 с. - ISBN 1901242269
  25. Каннабих Ю. История психиатрии . - М .: АСТ, 2002. - 560 с. - ISBN 5-17-012871-1
  26. Позитивизм (рус.) . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 18 марта 2011.
  27. Thiher A. Revels in Madness: Insanity in Medicine and Literature . - University of Michigan Press, 2005. - 368 с. - ISBN 0472089994
  28. Блонский П. К критике фрейдистской теории детской сексуальности (рус.) // Республика : cборник. - М ., 1994.
  29. Engstrom E.J. Emil Kraepelin: psychiatry and public affairs in Wilhelmine Germany (англ.) // History of Psychiatry . - Т. 2. - № 6. - С. 111-132. - DOI :10.1177/0957154X9100200601
  30. Cromwell A.L. Assessment of Schizophrenia (англ.) // Annual Review of Psychology : сб.. - 1975. - Т. 26. - С. 593. - DOI :10.1177/0957154X9100200601
  31. Colucci M., Di Vittorio P. Franco Basaglia: portrait d"un psychiatre intempestif . - Érès, 2005. - 230 p. - ISBN 2749204909
  32. Гуссерль Эдмунд (1859-1938) (рус.) . Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 20 марта 2011.