Процедура спаивания двух деталей из металла была известна еще древним грекам. Сегодня со словом паяльник больше ассоциируется создание или ремонт аппаратуры работающей от электричества. Тем не менее, паяльником постоянно пользуются ювелиры, ремонтники, автомеханики. И если вы себе представили автомеханика пытающегося что-то припаять бытовым электрическим паяльником, то вы глубоко ошиблись, они используют для работы газовый паяльник .
Человек, хоть раз видевший работу газосварочного аппарата вполне может представить устройство газового паяльника . Данный инструмент состоит из трех частей:
На самом деле, конструкция немного сложнее, но если вы не планируете менять сопло или воздухозаборник, а этого делать не стоит, то и разбирать паяльник вам не придется. Главное преимущество заключается в возможности применять различные по форме и назначению жала. Заменить рабочее жало можно в течение нескольких секунд, если оно остыло до приемлемой температуры.
В отличие от газосварки, при спайке газовым паяльником редко используется открытое пламя. В конструкции паяльника предусмотрен особый катализатор, который выглядит как керамическая сетка, покрытая платиной. Благодаря катализатору пламя паяльника не вырывается, а равномерно горит на поверхности керамической решетки и нагревает жало. Керамика достаточно хрупкий материал, поэтому ронять паяльник нежелательно. Многие умельцы делают катализатор для газового паяльника из нихромовой нити, вполне способной заменить оригинал.
Итак, давайте подробнее рассмотрим, как работает газовый паяльник:
Привести паяльник в состояние «боевой готовности» можно за полминуты, что является несомненным плюсом инструмента. В любом случае, до того, как пользоваться газовым паяльником следует внимательно изучить инструкцию. Заметьте «до того, как», а не после того, как чуть не сожгли полквартиры.
Многогранная личность инструмента позволяет использовать его для выполнения различных целей:
Мобильность и удобство :
«Боевая готовность»:
Режимы работы:
Температура:
Мастер задумавший приобрести новый для себя инструмент, постарается выяснить какой газовый пальник лучше . Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Сначала нужно определиться для каких целей собираетесь приобрести данный агрегат, а затем найти магазин, где купить газовый паяльник можно по доступной цене и соответствующего качества. Ну, допустим, место вы уже нашли – в нашем магазине имеется товар от лучших производителей. Остались цели.
Хобби или домашнее применение – в качестве инструмента подойдут недорогие модели, но желательно не глубоко китайского производства. Среднестатистический инструмент легко справится с бытовыми задачами: припаять деталь, соединить провода, спаять или разрезать пластик, даже разжечь костер из промокших дров. Кстати, для любителей походов и отдыха на лоне матушки-природы мы предлагаем газовые паяльники и горелки, которые избавят от лишних хлопот связанных с приготовлением или разогревом пищи.
Профессиональная пайка – здесь требуется инструмент с возможностью тонкой настройки и широким диапазоном выполняемых задач. Прекрасным выбором станет газовый паяльник Dayrex, который подходит для работы с твердыми и мягкими припоями, прекрасно прогревает детали, и легко режет пластик. Заправлять профессиональный газовый паяльник (инструкция часто умалчивает о подобных нюансах) лучше проверенным, хорошо очищенным бутаном. Используя дешевый газ для газового паяльника, вы рискуете быстро испортить катализатор – он попросту забьется твердыми примесями. Однако если подобная беда все же случилась, то не стоит паниковать – просто достаньте катализатор и прочистите.
Доверяя профессиональному газовому инструменту, вы получаете возможность быстро приступить к работе и провести ее на высшем уровне. А мы, в свою очередь, всегда рады обеспечить вас газовыми паяльниками от проверенных производителей и по доступным ценам.
Конструкция газового паяльника для ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.
В практике автомотолюбителей нередко приходится сталкиваться с необходимостью пайки или сварки. Несколько лет назад я совершенно случайно увидел используемый для этих целей бензопаяльник производства ГДР, тогда-то и появилась идея сделать своими руками аналогичный, но работающий на газе. Результат превзошел все ожидания - и теперь газовый паяльник занимает достойное место в наборе моих инструментов- Эксплуатация его во время ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения подтвердила работоспособность конструкции. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.
Рис.1. Газовая горелка:
1,2 - держатели паяльника; 3 - фиксатор штока паяльника; 4 - корпус сопла; 5 - жиклёр; 6 - кран ППБ-ё; 7 - ручка; 8 - газопровод.
Для изготовления паяльника понадобился кран пробкового типа ППБ-1, применяемый в маслопроводе автомобиля ГАЗ-53. Его доработка заключалась в проточке передней части до 12 мм и нарезании резьбы М 12x1,5 мм. Из латуни изготовлен жиклёр с отверстием диаметром 0,8 мм и запрессован в корпус крана. Следует отметить, что отверстия в различных кранах отличаются на 0,1 мм в ту или иную сторону. Поэтому подгонка посадочной поверхности жиклера проводилась индивидуально.
Материалом для сопла послужил отрезок трубы из нержавеющей стали с внутренним диаметром 23 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Обработка заготовки до нужных размеров выполнена на токарном станке. Задняя часть сопла завальцована также на токарном станке с помощью прижатого бруска.
Для газопровода-рукоятки использован дюралюминиевый стержень диаметром 20 мм и длиной 160 мм. В нем просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм. При отсутствии специального инструмента эта операция выполнена в два приема с разных сторон. Далее один из концов стержня проточен под имеющийся диаметр шланга. Текстолитовая ручка зафиксирована клеем ЭДП. Резьбовое соединение стержня с краном уплотнено лентой ФУМ (герметиком).
Жало паяльника сделано из медного бруска сечением 20x20 мм. В качестве штока применен стержень диаметром 9 мм от впускного клапана двигателя МТЗ. Соединение с жалом - резьбовое М8 с последующей расчеканкой. (Имеет смысл изготовить сразу несколько различных форм жала паяльника в зависимости от назначения.)
Рис.2. Газовый паяльник:
1 - жало; 2 - шток.
Так как рабочего давления стандартного (бытового) газового редуктора для нормальной работы горелки не хватает, то используется регулируемый редуктор. Во избежание попадания жидкого газа в каналы горелки баллон находится только в вертикальном положении.
Следует отметить, что данное устройство не опаснее обычной паяльной лампы, и при работе с ним следует соблюдать общие правила пожарной безопасности, в том числе следить за герметичностью соединений газопровода.
Поджиг горелки производится при едва приоткрытом кране. Краном же регулируется сила пламени и, следовательно, степень нагрева жала паяльника. Для обеспечения полного сгорания газовоздушной смеси расстояние от сопла до нагреваемой поверхности паяльника не менее 15 мм.
Ю.Шорец, п. Новоселки, Витебская обл.
Паяльник — это несложный инструмент, который есть почти у каждого хозяина. Ремонт телевизора, сотовых телефонов, радиоаппаратуры, соединение проводов, антенн, кабелей выполняют с помощью пайки. Можно использовать сварку, но в домашних условиях ее непросто применить.
Газовый паяльник нужен для выполнения мелкого ремонта электронных приборов. В целях экономии его легко сделать своими руками.
Если в доме нет нужного инструмента, можно сделать паяльник своими руками.
Пайка — это процесс получения неразъемного соединения, который получают с помощью специального инструмента — паяльника.
Паяльники могут быть электрическими, индукционными, импульсными, газовыми. Самый простой вариант сделать пайку — это использовать отвертку, нагретую на газу, но он не очень эффективный, ведь отвертка быстро остывает.
Еще один вариант инструмента — это медный брусок, который имеет заострение с одной стороны, а с другой насажен на стержень с ручкой. Инструмент нагревают на газовой плите или паяльной лампой.
В зависимости от того, что вы будете паять, применяют различные виды паяльников. Если объем работ большой, то лучше использовать электрический паяльник, а газовый инструмент отлично подойдет для пайки в сложных условиях, где нет электричества или оно отключено.
Перед началом работ ознакомьтесь с простыми правилами для получения хорошего результата:
Для изоляции места пайки применяют изоленту или специальную трубку, которую слегка нагревают и фиксируют.
Вернуться к оглавлению
Выбор зависит от ваших приоритетов в работе, ведь можно паять различные детали, но в домашних условиях чаще занимаются такими проблемами, как удлинение проводов, пайка разъемов, антенн, электрооборудования.
Для работ на даче или дома хорошо подойдет электрический паяльник, который имеет приемлемую цену. Удобно, что работать им можно продолжительное время.
Его недостатки:
Удобным и функциональным устройством является газовый паяльник, главное достоинство которого в том, что можно работать в любом месте, независимо от наличия розетки. Такой инструмент имеет достаточно высокую цену, но им можно спаять все, что нужно.
Газовый паяльник удобно носить с собой или возить в автомобиле.
Можно произвести ремонт электрооборудования в дороге при поломке машины или исправить антенну на крыше дома.
Газовые инструменты мобильны, они работают от баллончика, заправленного газом. Можно использовать их как газовую горелку. Цена инструмента может быть различной. Она зависит от производителя, типа пламени, степени защищенности, температуры нагрева.
Вернуться к оглавлению
Паяльник — нужный инструмент, но он не всегда есть. Иногда удивляет его цена, или не хочется из-за небольшого объема работ его покупать.
Можно сэкономить деньги, и самостоятельно изготовить инструмент. Хорошо получить советы и рекомендации специалистов, чтобы вопрос, как , не был сложным.
Наиболее простой вариант — изготовление паяльника с использованием газовой зажигалки.
Для работы нужно приготовить:
Зажигалку лучше использовать в металлическом корпусе, чтобы она меньше грелась.
Пластмассовая зажигалка начинает греться уже через 15 минут. Лучше использовать сильную зажигалку, которая будет долго гореть и не обжигать руки.
Не покупайте дешевое изделие, а используйте для работы против ветреную зажигалку. Она имеет большую температуру пламени, что значительно увеличивает ее эффективность. Из толстой проволоки нужно сделать жало. Проволока может быть и большей толщины, чем 4 мм, но в этом случае, она будет нагреваться в течение более длительного времени.
Загибаем проволоку, используя плоскогубцы. Один конец ее нужно завернуть для крепления на зажигалке, а второй заточить напильником или на наждаке.
Потом закрепляем жало на зажигалке тонкой проволокой, которую обматываем вокруг корпуса. Нужно сделать несколько витков, чтобы фиксация была надежной и было удобно работать.
Газовый паяльник готов, и можно проверить его работоспособность. Таким паяльником можно запаять несколько проводков, если срочно нужно сделать работу, а инструмента нет. По окончании работы можно его разобрать.
Смотрите видео об изготовлении мини-паяльника из зажигалки.
Аналогичным образом можно изготовить своими руками мобильное мини-устройство на базе газовой горелки. Такой прибор автономен, не требует источника электропитания. Недостаток — необходимость восполнять запасы газа.
Можно сделать автономный инструмент из зажигалки еще одним способом. Основой изделия будет:
Технология работы несложная. На торце жала нарезают резьбу под размер гайки, а в боковых гранях сверлят 3 отверстия, в которых нарезают резьбу М3. Сверление и нарезание резьбы лучше выполнять в латунной или бронзовой гайке.
Гайку накручивают на жало. В боковые грани ее вкручивают 3 спицы от велосипеда. Спицы загибают под 90° и закрепляют на зажигалке с помощью хомута.
Можно использовать вместо спиц шпильки с нарезанной на концах резьбой М3. Мощность паяльника можно увеличить, если использовать жало с толщиной от 8 мм.
Такой инструмент хорошо подойдет автолюбителям, ведь с его помощью можно легко выполнить ремонт в любом месте.
Более сложные варианты изготовления паяльника своими руками подойдут не всем, потому что кроме знаний и навыков работы требуют использования большого количества материалов, что невыгодно.
Если вы не планируете использовать паяльник каждый день, то вполне можно сделать его из подручных материалов. Хорошая помощь — видео с различными вариантами изготовления собственными руками.
В практике автомотолюбителей нередко приходится сталкиваться с необходимостью пайки или сварки. Несколько лет назад я совершенно случайно увидел используемый для этих целей бензопаяльник производства ГДР, тогда-то и появилась идея сделать аналогичный, но работающий на газе. Результат превзошел все ожидания - и теперь газовый паяльник занимает достойное место в наборе моих инструментов. Эксплуатация его во время ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения подтвердила работоспособность конструкции. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.
Для изготовления паяльника понадобился кран пробкового типа ППБ-1, применяемый в маслопроводе автомобиля ГАЗ-53. Его доработка заключалась в проточке передней части до 12 мм и нарезании резьбы М12х1,5 мм. Из латуни изготовлен жиклер с отверстием диаметром 0,8 мм и запрессован в корпус крана. Следует отметить, что отверстия в различных кранах отличаются на 0,1 мм в ту или иную сторону. Поэтому подгонка посадочной поверхности жиклера проводилась индивидуально.
Материалом для сопла послужил отрезок трубы из нержавеющей стали с внутренним диаметром 23 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Обработка заготовки до нужных размеров выполнена на токарном станке. Задняя часть сопла завальцована также на токарном станке с помощью прижатого бруска.
Для газопровода-рукоятки использован дюралюминиевый стержень диаметром 20 мм и длиной 160 мм. В нем просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм. При отсутствии специального инструмента эта операция выполнена в два приема с разных сторон. Далее один из концов стержня проточен под имеющийся диаметр шланга. Текстолитовая ручка зафиксирована клеем ЭДП. Резьбовое соединение стержня с краном уплотнено лентой ФУМ (герметиком).
Жало паяльника сделано из медного бруска сечением 20×20 мм. В качестве штока применен стержень диаметром 9 мм от впускного клапана двигателя МТЗ. Соединение с жалом - резьбовое М8 с последующей расчеканкой. (Имеет смысл изготовить сразу несколько различных форм жала паяльника в зависимости от назначения.)
1,2-держатели паяльника; 3 - фиксатор штока паяльника; 4-корпус сопла; 5 - жиклер; 6 -кран ППБ-1; 7- ручка; 8 - газопровод.
1 – жало; 2 – шток.
Так как рабочего давления стандартного (бытового) газового редуктора для нормальной работы горелки не хватает, то используется регулируемый редуктор. Во избежание попадания жидкого газа в каналы горелки баллон находится только в вертикальном положении.
Следует отметить, что данное устройство не опаснее обычной паяльной лампы, и при работе с ним следует соблюдать общие правила пожарной безопасности, в том числе следить за герметичностью соединений газопровода.
Поджиг горелки производится при едва приоткрытом кране. Краном же регулируется сила пламени и, следовательно, степень нагрева жала паяльника. Для обеспечения полного сгорания газовоздушной смеси расстояние от сопла до нагреваемой поверхности паяльника не менее 15 мм.
Ю.ШОРЕЦ,
п. Новоселки, Витебская обл.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.
Паяльник. Как его выбрать и как с ним потом бороться.
В нашем городе обитают не только матерые радиолюбители. Забредают сюда и молодые необстрелянные ребята, впервые взявшие в руки паяльник. Эта статья именно для них, а также для тех, кто паяльник еще в руки не брал, но собирается сделать это в самом ближайшем времени. Как выбрать для себя главный инструмент и что же с ним потом делать – вот в чем вопрос!
Разумеется, всем понятно, что для пайки радиатора водяного охлаждения автомобиля и для ремонта сотового телефона потребуются различные типы паяльников. На написание этой статьи меня толкнуло довольно большое число вопросов, которые мне задавали в различных форумах и при личном общении по выбору паяльника и по различным технологическим проблемам пайки.
Достоинства такого паяльника - доступная цена. Купить его можно за 30-100 рублей практически в любом хозяйственном магазине. Недостатки - нет возможности регулировки температуры, жало перегревается, окисляется и обгорает, поэтому его постоянно приходится чистить и периодически затачивать. В следствии этого, срок службы такого паяльника (особенно при интенсивном ежедневном использовании) невелик. К перегретому жалу плохо прилипает припой, есть возможность повредить чувствительные к нагреву детали во время пайки. Особенно это касается светодиодов, транзисторов в пластмассовых корпусах и т.п. Еще одна проблема, которая существует у паяльников подключаемых непосредственно к сети 220 Вольт - это зачастую плохая изоляция между жалом паяльника и питающей сетью. Таким паяльником легко повредить чувствительные к статическому электричеству элементы. Но как я уже говорил, для простейших работ для начинающих он вполне подходит. Бороться с перегревом у такого паяльника достаточно просто. Идем в магазин электротоваров (как правило в тот же самый, где и покупался этот паяльник) и покупаем небольшую (размером с обычный выключатель) коробочку светорегулятора. Ее еще очень часто называют модным буржуйским словом Диммер. Еще нам понадобится сетевой провод с вилкой на конце и розетка для открытой проводки. На небольшую фанерку закрепляем диммер, и розетку. Подключаем сетевой провод согласно инструкции для диммера. В розетку мы будем включать наш паяльник, а светорегулятор у нас превратится в регулятор температуры паяльного жала. Можно воспользоваться термопарой, идущей в комплекте с дешевым китайским цифровым тестером и маркером примерно отградуировать положения регулятора диммера в соответствии с температурой паяльника. Паять таким модифицированным паяльником становится намного удобнее, а дополнительные затраты не превысят 200 рублей.
Если же встает задача пайки массивных деталей, например соединения медных трубок в системе водяного охлаждения вашего компьютера, пайки радиаторов, корпусов или акустических проводов Хай-Энд класса сечением с буксировочный трос от Белаза - то тогда потребуется более мощный паяльник на 100-200 ватт мощности. Например, такую конструкцию (а это теплообменник системы водяного охлаждения на видеокарте) обычным паяльником не спаять. Тут потребовался «топорик» мощностью 200 Вт.
Жало таких паяльников, как правило, покрыто специальным защитным слоем, предотвращающим его окисление и существенно продлевающим срок службы паяльника. В комплекте с паяльной станцией всегда идет удобная подставка под паяльник - вещь весьма необходимая особенно при частом использовании. Немаловажное преимущество паяльной станции - это малое время разогрева до рабочей температуры. В большинстве случаев пайку можно начинать меньше чем через минуту после включения. За такой набор удобств, однако, приходиться платить. Самые простые и дешевые модели можно приобрести за сумму в 700-800руб. Но есть и очень «навороченные» паяльные станции оснащенные целым арсеналом всевозможного инструмента, который может пригодиться для создания и ремонта электронной аппаратуры. Цена такого комплекта от известного производителя, типа американской фирмы Pace может достигать не одной тысячи долларов.
Возникает резонный вопрос, каким образом паять такие элементы? В заводских условиях все эти элементы припаиваются групповым методом - плату с установленными на ней деталями помещают в специальную печь и нагревают до температуры плавления припоя. Для ремонта таких плат или изготовления своих схем по такой технологии применяют так называемые «Термовоздушные паяльные станции». Принцип работы такого паяльника абсолютно аналогичен работе обычного фена для сушки волос. Разница только в температуре воздуха который выходит из наконечника фена.
Такие паяльные станции позволяют регулировать температуру воздуха на выходе от 100 до 450-500с*, так же есть возможность регулировки воздушного потока. Сейчас получили распространение комбинированные паяльные станции, где в одном корпусе помещается как термовоздушный паяльник, так и обычный. Такой паяльный агрегат позволяет провести ремонт практически любой электронной схемы с любым типом применяемых деталей. Цены тоже вполне доступны. Такую паяльную станцию начального уровня можно приобрести 2,5 - 3 тысячи рублей. Людям, всерьез решившим заняться ремонтом и изготовлением электронных схем, я бы порекомендовал именно такой вариант паяльника. Кроме пайки электронных компонентов феном паяльной станции очень удобно обсаживать термоусадочную трубку. Можно сгибать или сваривать пластмассу. С его помощью можно удалять старую краску с небольших металлических деталей. Так что спектр применения такого оборудования далеко не ограничен задачами пайки проводов и радиодеталей.
Для частой повседневной пайки такой паяльник, однако, не годится. Разоритесь на газе, да и фирменное изделие имеет ценник с тремя нулями. Когда возникнет необходимость паять вдали от электричества такой автономный газовый паяльник легко сделать самостоятельно. Наверняка многие видели в продаже недорогие (по цене 50 – 100 рублей) китайские газовые горелки. Такая горелка вполне может послужить основой для самодельного газового паяльника, который справится со своей задачей ничуть не хуже фирменного собрата. Кроме газовой горелки потребуется еще медное жало от обычного паяльника (смотри второй рисунок), латунная или стальная гайка М6 или М8 – в зависимости от толщины применяемого жала, три велосипедных спицы и винтовой хомут для водопроводного шланга.
Технология изготовления простая. На торце паяльного жала нарезается резьба под имеющуюся в наличии гайку. Затем. в трех боковых гранях гайки сверлятся отверстия диаметром 2.2мм, в них нарезается резьба М3. Сверлить латунную или бронзовую гайку и нарезать в ней резьбу гораздо легче чем в стальной. Гайка накручивается на паяльное жало, а в боковые грани гайки вкручиваем кончики велосипедных спиц. Если нет под рукой велосипедных спиц – подойдут любые стальные шпильки диаметром 3 мм, на концах которых тоже нарезаем резьбу М3. Остается загнуть спицы под углом 90 градусов и с помощью винтового хомута закрепить на газовой горелке. Вот так вот выглядит готовая конструкция, которую несложно сделать за полчаса с перекурами. Паяльник получается довольно мощный. Если использовать жало толщиной 8.5мм то таким паяльником легко запаять прохудившийся радиатор автомобиля или произвести починку электропроводки в машине. Рекомендую автолюбителям сделать и возить в машине вместе с остальным инструментом.
Для пайки электронных схем лучше всего применять жидкие флюсы. Простейший жидкий флюс можно приготовить растворив канифоль в спирту. На 10 частей спирта берется 1 часть канифоли (по весу). Несколько капель такого флюса наносится непосредственно перед пайкой на соединяемые детали и производится пайка. Остатки флюса потом смываются спиртом.
Cейчас выпускается большое количество разнообразных так называемых «безотмывочных» флюсов, как жидких так и в виде полужидкого геля. Особенность их такова, что они не содержат компонентов вызывающих окисление и коррозию соединяемых деталей, не проводят электрический ток и не требуют промывки платы после пайки. Хотя все равно лучше после завершения пайки удалять с припаянных деталей все остатки флюса. Для нанесения жидкого флюса можно воспользоваться кисточкой, ватной палочкой или просто спичкой, но удобнее пользоваться так называемым «флюсапликатором». Можно попробовать купить фирменный стоимостью примерно 20-30$ но куда проще и дешевле сделать его самому. Для этого потребуется кусочек силиконового или резинового шланга с внутренним диаметром 5-6 мм и одноразовый медицинский шприц. Шприц разрезается на 2 части и обе части вставляются в резиновую трубку. Иголка слегка укорачивается, ее можно для удобства пользования слегка изогнуть. На рисунке показан такой самодельный апликатор. Слегка нажимая на шланг выдавливаем из кончика капельку флюса на припаиваемые детали и производим пайку. При хранении, чтобы не засыхала иголка внутрь нее можно вставлять тонкую проволоку.
Так же удобно пользоваться флюсом в виде геля или пасты. Для его нанесения тоже можно воспользоваться одноразовым шприцем, только из за его густоты иголку шприцевую придется взять потолще.
Для начала несколько простейших правил, соблюдение которых позволит вам получить качественную пайку. Поверхности перед пайкой должны быть тщательно зачищены до блеска. Чтобы получить качественную и надежную пайку соединяемые детали должны перед пайкой иметь хороший механический контакт друг с другом. Во время пайки, соединяемые детали необходимо прогреть до температуры плавления припоя, чтобы он равномерно растекался по поверхности. Например, возникла необходимость соединения двух проводов. Для начала надо зачистить кончики, распушить медные жилки, переплести их и произвести плотную скрутку и нанести на спаиваемый участок несколько капель флюса или выдавить немного флюс-геля.
Затем, взяв на жало паяльника каплю припоя разогреть место пайки так, чтобы припой пропитал скрученные проводники.
Для изоляции места пайки можно применить изоленту, но лучше воспользоваться термоусадочной трубкой, которую надевают поверх соединения и слегка подогревают, чтобы она сжалась и надежно зафиксировалась на месте пайки. Обсаживать трубку удобнее всего горячим воздухом из паяльного или строительного фена. Если такой возможности нет, то трубку можно нагревать над племенем газовой горелки, спиртовки или зажигалки. Но тут надо быть действовать осторожно и не перегреть. Не подносите термоусадочную трубку близко к пламени. Она может закоптиться. Кроме того что это портит внешний вид, осажденная сажа снижает электрическую прочность изоляции.
Вот пример правильной пайки сетевого разъема. Чтобы получить прочное соединение, перед пайкой делаем надежную скрутку проводов на контактных лепестках разъема.
Потом надежно изолируем места пайки термоусадочной трубкой. Надеюсь не надо объяснять, сколько бед может наделать отвалившийся от разъема плохо изолированный провод под напряжением 220в внутри вашего усилителя или, например, компьютера. Поэтому при распайке сетевых разъемов и проводов качеству пайки и изоляции надо уделять особое внимание.
После пайки выводы светодиода надо надежно изолировать. В таком виде светодиод не страшно размещать в любом месте системного блока не боясь замыкания.
Что делать, если требуется отпаять деталь имеющую много выводов. Например микросхему с 16 ножками. Вариантов тут несколько. При использовании термовоздушной паяльной станции достаточно просто прогреть до температуры плавления припоя весь участок на котором запаяна микросхема и пинцетом вытащить ее из платы. Можно воспользоваться специальной широкой насадкой на жало паяльника, которая прогревает одновременно сразу все выводы микросхемы. Если же пользоваться обычным паяльником, то тут снова на помощь придет игла. Иголку надевают на торчащий кончик вывода, нагревают паяльником контактную площадку и слегка вращая иглу надевают ее на вывод. Потом дают остыть припою и убирают иглу. Вывод оказывается освобожденным от припоя. Повторив такую операцию несколько раз (по количеству выводов микросхемы) ее можно будет легко снять с платы.
Очень часто встает задача пайки так называемых SMD компонентов. Если раньше они встречались в основном на копьютерных платах, то сейчас поверхностный монтаж можно встретить и в усилителях и в малогабаритных приемниках и другой бытовой технике. Для работы с такими деталями удобнее всего, конечно, воспользоваться горячим воздухом. Термовоздушные паяльные станции как раз и предназначены для такого вида работ. Направляем струю нагретого воздуха на подлежащий замене элемент и после разогрева припоя просто снимаем пинцетом деталь с платы. Температура плавления припоя используемого для поверхностного монтажа как правило лежит в пределах 180-200с* поэтому температуру воздуха на выходе из паяльного фена не рекомендуется делать выше 250-300с* во избежание повреждения элементов.
Пайка таких мелких деталей требует аккуратности, поэтому, прежде чем браться за перепайку рабочей платы, желательно потренироваться на неисправной, подобрав температурный режим фена и напор воздуха (сильный напор может сдуть соседние элементы с платы). Припаивать детали горячим воздухом тоже очень просто. Необходимо положить на предварительно смоченные флюсом контактные площадки припаиваемый элемент и придерживая его иголкой или пинцетом нагреть до расплавления припоя, который надежно зафиксирует деталь.
Что делать, если необходимо произвести пайку SMD компонентов, а под руками нет паяльного фена. Мелкие детали можно паять и обычным паяльником. На подлежащую замене деталь капаем капельку флюса, рядом с ней кладётся кусочек припоя.
Затем паяльником расплавляется припой таким образом, чтобы капелька припоя охватывала оба конца детали. Деталь снимается пинцетом.
Контактные площадки надо очистить от лишнего припоя. В этом нам поможет специальная оплетка для удаления припоя. Она представляет собой сплетенный из тонких медных проводов жгутик. На проводки наносится флюс и прижимается паяльником к месту пайки. Оплетка как губка впитывает расплавленный припой, оставляя на контактных площадках только тончайший слой.
Новый элемент припаять большого труда не составит. Его надо положить на контактные площадки и, набрав на паяльник небольшое количество припоя, прикоснуться к выводам элемента (не забываем перед установкой детали нанести на контактные площадки немного флюса).
Гораздо больше проблем возникает, когда надо припаять микросхему имеющую большое количество близкорасположенных выводов. При помощи паяльной станции операция по пайке занимает несколько минут. Микросхема устанавливается на плату. Выводы тщательно позиционируются на контактных площадках, предварительно покрытых тонким слоем флюса, и сверху горячим воздухом производится нагрев до плавления припоя. Это быстрый и удобный способ пайки. Но и здесь можно обойтись обычным паяльником. Микросхема устанавливается на предварительно зачищенные контактные площадки и тщательно позиционируется. Чтобы во время пайки микросхема не сдвинулась, можно прихватить припоем крайние ножки. Потом пропаиваются все выводы. При использовании обычного паяльника результат будет выглядеть примерно таким образом.
Теперь требуется удалить излишки припоя и устранить перемычки между выводами. Для этой цели опять можно воспользоваться оплеткой для удаления припоя. Оплетка прижимается горячим паяльником к выводам микросхемы. Излишки припоя впитываются в оплетку. Остается только минимальное количество припоя, необходимое для надежного крепления микросхемы к контактным площадкам.
После удаления излишков припоя необходимо внимательно осмотреть выводы микросхемы на предмет отсутствия замыканий (лучше воспользоваться для этого увеличительным стеклом). Пайка выглядит почти как заводская.
Со временем, если не забросите это увлекательное и интересное занятие вы приобретете еще и столь необходимый в любом деле опыт. Сможете самостоятельно решить какой еще дополнительный инструмент вам понадобится, какие расходные материалы лучше использовать. Рекомендую еще зайти на сайт одного из ведущих производителей паяльного оборудования немецкой фирмы Ersa. Там можно найти много интересной информации о новейших технологиях в области пайки, о применяемом оборудовании и о приемах работы с различными видами паяльников.