Быстрая учеба. Как научиться учиться

Окна и двери

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Получение новых знаний и самосовершенствование – ключевой элемент личностного роста и прогресса, жизненного успеха, построения карьеры, достижения счастья и благосостояния. Но обучение каким бы то ни было умениям и усвоение новой информации не всегда происходит с той скоростью, которая нас устраивает. Конечно, это зависит от развития интеллекта и способностей, а также от специфики изучаемого предмета, однако есть немало рекомендаций, которые позволят ускорить процесс обучения любому человеку.

Данная статья посвящена этим рекомендациям. Они подойдут как тем, кто обучается самостоятельно, так и тем, кто получает образование в учебных заведениях. Кроме того, большинство из них влияют не только на процесс обучения, но и на личную продуктивность вообще. Так что берите их на заметку и смело пользуйтесь.

Материал мы разбили на несколько небольших разделов, в каждом из которых рассматриваются специфические советы по быстрому обучению. О каждой из них мы рассказываем в общих чертах, но понять смысл того или иного совета не составит никакого труда. Давайте приступим.

Используйте методики быстрого запоминания

Для начала напомним, что полезную информацию по быстрому запоминанию вы можете почерпнуть из нашей статьи « » и . Поэтому укажем на специфические приемы.

Во-первых, для быстрого запоминания можно использовать музыку. Исследователи уже давно установили, что спокойная музыка помогает запоминать лучше. Если вы учитесь, включите что-нибудь ненавязчивое, например, музыку в стиле . В нужный момент просто проиграйте знакомую песню в своих мыслях, и вспомнить необходимый материал будет проще.

Во-вторых, запоминание информации облегчают таблицы, благодаря которым данные фильтруются. В таблицах, как правило, находится только самое главное, и их легко по нескольку раз перечитывать, особенно в замедленном темпе. А благодаря медленному чтению внимание фиксируется на основной идее, что тоже упрощает запоминание.

Берите на вооружение принципы визуализации

В первую очередь отметим, что любая картинка уже является историей. Вы можете начертить или нарисовать то, что вам нужно запомнить или освежить в памяти. Поставив конкретную цель, вы поможете мозгу справиться с задачей.

Если вам необходим какой-то план, можете использовать ментальные карты, позволяющие посмотреть на задачу или проект детально или в целом или же включить в проект новые задания. О том, как это делается, мы писали в статье « ».

Если вам приходится записывать данные, у которых есть внутренняя структура, можете использовать информационный дизайн для представления информации в более структурированной форме. О том, что это такое, рекомендуем дополнительно почитать в Интернете.

Еще одним хорошим методом отображения и запоминания сведений являются всевозможные таблицы и диаграммы. А когда вы точно знаете последовательность задач в процессе своего обучения, составляйте пирамиды заданий и наглядные планы.

Применяйте аудиторные и вербальные техники

Применять вербальные и аудиторные техники очень просто. Для этого в процессе обучения нужно расслабляться и больше смеяться и шутить, т.к. расслабленная психика делает мозг более восприимчивым. Также нужно играть в разные рифмованные игры, например, запоминать что-то, зарифмовывая это, или составляя и зарифмовывая несуществующие слова.

Пользуйтесь кинестетическими техниками

Информация запоминается лучше, если человек пишет, а не печатает, т.к. задействуется моторная память и стимулируется творческая активность. Тут же можно упомянуть о наличии блокнота под рукой всегда и везде. Во-первых, в него можно записывать новые идеи, а во-вторых, при желании что-то вспомнить, можно это постепенно фиксировать, создавая целостную картину.

Говоря о письме, нельзя не упомянуть и ведение личного дневника. В него нужно записывать все свои задачи и планы, снабжая это графическими элементами, например, теми же ментальными картами, таблицами и диаграммами.

Для более качественной организации учебного процесса в блокноте и дневнике можно использовать цветные заметки, что позволит структурировать информацию и упростить навигацию. Не менее полезны и цветные стикеры с важными записями. Их можно развешивать на компьютере, зеркалах, дверях и т.д. Информация будет попадать в поле вашего зрения и автоматически фиксироваться и запоминаться.

Мотивируйте себя

Всегда фокусируйтесь на нужном результате. Это будет стимулировать генерацию хороших идей и заставлять ваш мозг отфильтровывать то, что вас мотивирует, от того, что просто отнимает время и вынуждает тратить силы. Кроме того, фокус на результате позволит вам лучше понимать, ради чего вы обучаетесь.

Важно не только концентрироваться на целях, но и сохранять позитивное мышление. Только в бодром расположении духа человек способен сохранять энтузиазм и желание учиться новому. Обязательно почитайте статью « », где мы подробно рассказываем о его преимуществах и о том, как его сформировать.

Сохранять мотивацию и успевать делать все вовремя вам поможет . Освоив его, вы научитесь организовывать дела, избегать прокрастинации и находить время и на учебу, и на общение с друзьями, и на отдых, и на романтические отношения и т.д. А порядок во всех делах – это прекрасный способ сохранять позитив и хорошее настроение.

Чтобы быстрее достигать успеха, постарайтесь определить помехи на своем пути и начните хотя бы час-два в день уделять их устранению. Возможно, есть даже люди, которые как-то неадекватно воспринимают вашу занятость своим саморазвитием. Пробуйте проводить меньше времени с теми, кто тянет вас вниз, и больше общаться с успешными и мотивированными личностями.

Двигаться без промедлений поможет и наличие контрольных точек на пути – небольших ограниченных по времени результатов, для достижения которых не требуется больших усилий. Старайтесь двигаться планомерно, не выбиваться из графика и не давайте себе лениться. Иногда полезно даже заставлять себя сделать усилие, чтобы сохранить прогресс.

Обращайтесь к вспомогательным способам повышения эффективности

Если вы учитесь в учебном заведении или ходите на курсы, не давайте себе скучать во время учебного процесса. Скука убивает мотивацию и желание двигаться дальше, поэтому делайте свои занятия более разнообразными, например, дискутируйте с преподавателем и однокурсниками, выносите на обсуждение то, что интересно вам.

Самостоятельно снабжайте себя дополнительной информацией. Обучение эффективно, когда приходится преодолевать трудности. Если возникают вопросы, ищите на них ответы, если чувствуете, что недопонимаете чего-то, обращайтесь к сторонним источникам. Если есть возможность, проверяйте то, что узнаете, на практике.

В обязательном порядке используйте для повышения скорости и эффективности обучения опыт. Общайтесь с другими людьми, чтобы узнать, в чем вы допускаете ошибки, учитесь использовать , проходите всевозможные тесты и экзамены. Чем больше обратной связи вы сможете получать извне, тем меньше прорех будет оставаться в ваших знаниях.

В наше время Интернета можно общаться на форумах, создавать свои собственные FAQ и даже wiki-справочники, в которых содержится все, что известно вам по какому-либо предмету. Также сегодня многие ведут свои блоги и влоги, в которых делятся с людьми идеям и знакомятся с точками зрения окружающих.

Упрощайте свое обучение. Прежде чем приступать к изучению чего-то нового, поищите информацию о том, с чего лучше начинать. Например, иностранный язык проще учить с изучения алфавита и расширения словарного запаса, а знакомиться с грамматикой и правилами построения предложений нужно чуть позже. У каждого предмета есть своя специфика, и вы должны в ней разбираться.

Планируйте свою деятельность. У вас всегда будет два варианта действий: либо работать хаотично и бессистемно, оказываясь там, куда «кривая заведет», либо заранее наметить канву процесса с возможностью внесения корректировок. Системность в обучении является одной из наиболее важных переменных, влияющих на успех.

Вносите изменения

Учиться можно разными способами – используя материал для чтения, видео- или аудиоматериалы. Попробуйте их все, чтобы понять, какой вариант подходит вам больше остальных. Советуем почитать о , а также определить свой психотип, а затем выстраивать процесс обучения, исходя из личностных особенностей.

Вносите изменения в свой распорядок. Не нужно безостановочно штудировать учебники – лучше от этого не станет. Поэтому, во-первых, каждый час делайте перерывы на 5-10 минут, чтобы мозг отдохнул. Во-вторых, в течение дня обязательно делайте один-два более продолжительных перерыва на обед и/или прогулку.

В дополнение к обычному отдыху используйте , проводите гимнастику для снятия физического напряжения. Будет очень хорошо, если утром и вечером, а также в течение дня вы будете хотя бы немного времени уделять медитации. Эта практика нормализует психическое состояние, восстанавливает энергию и придает бодрости. К тому же в состоянии медитации высвобождается творчески потенциал и в голову приходят интересные мысли.

Изменения касаются и пространства, в котором вы находитесь. Обязательно держите в порядке свое рабочее место. Обращайте внимание на освещение и наличие в помещении свежего воздуха – это очень влияет на бодрость. Кстати, когда хотите снять напряжение или взбодриться, если есть возможность, примите горячую ванну или прохладный/контрастный душ.

Следите за здоровьем

Старайтесь не доводить себя до стресса и депрессии, т.к. это негативно сказывается на состоянии психического и физического здоровья. Чтобы сохранять бодрость и радость жизни, занимайтесь спортом, посещайте развлекательные мероприятия, смотрите хорошие фильмы и не перегружайте себя делами. В течение недели должен быть хотя бы один полноценный выходной.

В принципе, чтобы повысить эффективность и скорость обучения, вам должно хватить уже озвученных советов. Если же почему-то их вам кажется недостаточно, приводим еще несколько дополнительных рекомендаций.

Уровень образованности повышается прямо пропорционально количеству прочитанной литературы. Поэтому если хотите больше знать и лучше разбираться в разных вещах, старайтесь и читать как можно больше. Кроме того, если изучаете какую-то конкретную тему, проводите свои исследования не только в «ширину», но и в «глубину».

Новые перспективы получения и усвоения дополнительных знаний будут открываться, если ваши интересы будут разносторонними. Соприкасаясь с непривычными направлениями, ваш мозг будет обзаводиться новыми нейронными связями, становясь все более податливым и адаптированным к восприятию информации.

Никогда не рассчитывайте не «волшебную таблетку». Нет какого-то единого метода повышения эффективности и скорости обучения, который подошел бы всем и каждому. В свой арсенал нужно включать все варианты, создавая тем самым целостную систему. Практика, опыт и постоянная оптимизация – вот что должно стать вашим лучшим инструментом.

Даже усвоенный материал легко забыть в потоке информации. Чтобы этого не допустить, повторяйте то, что уже знаете. Можно проходить тесты или перечитывать что-то. Главное – делать это систематически. К тому же, как говорится, повторенье – мать ученья, так что, повторяя, вы с каждым разом будете лучше понимать материал и разбираться в нем.

Используйте различные онлайн-сервисы для облегчения изучения материала. Такие сервисы как «Википедия », Gramota.ru , College.ru , Translate.ru и другие помогут вам сэкономить время на поиск информации, проверку грамотности, подготовку к ЕГЭ и перевод текстов. Также можно использовать специальный софт, например, разные расширения и аддоны для браузеров, выводящие полезные функции на рабочую панель или рабочий стол, блокирующие рекламу, организующие дела, планирующие занятия и т.д.

Развивайте критическое мышление, чтобы уметь анализировать все, с чем приходится сталкиваться. Аналитические навыки помогут вам научиться быстро определять достоверность источников, выделять главное и второстепенное, находить несоответствия и расхождения. В помощь вам у нас есть целый .

Проявляйте настойчивость. Обучение часто кажется сложным, но не нужно воспринимать его как какое-то непосильное или ужасное занятие. Настойчивость в этом деле поможет вам сформировать полезную привычку делать важные дела и доводить их до конца, придаст мотивации и научит преодолевать трудности, лень и нежелание заниматься тем, чем заниматься не хочется.

Не сдавайтесь. Если кто-то говорит вам, что у вас что-то не получится, грош цена таким словам. Ни один человек не должен становиться на вашем пути помехой. То же самое касается и обстоятельств. Поставив перед собой цель, всегда напоминайте себе о ней. Научиться можно чему угодно. Но если вы будете давать слабину, ни о каком развитии не может быть и речи.

Преодолевайте себя. Настоящим врагом на пути к цели можете стать для себя только вы сами. Нетренированный ум, и ленивый мозг всегда будут говорить вам, что «пора отдохнуть», «отложить на завтра», «ты и так уже много сделал», «а давай-ка посмотрим телек» и предлагать прочие отговорки. И в такие моменты нужно показывать свой характер самому себе. Как мышца становится больше и сильнее через преодоление своего первоначального порога, так и человек становится успешным и умным, преодолевая себя и свои слабости.

И, подводя итог нашей статье, хочется сказать, что для того чтобы учиться быстро и лучше, на самом деле вовсе не нужно быть семи пядей во лбу или прибегать к каким-то супертехнологиям. Сила человека, чего бы это ни касалось, кроется в нем и его сознании. Чтобы достичь успеха в любом деле, в том числе и в обучении, достаточно быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению, стараться вести свои дела гармонично и держать их в порядке, не упускать из вида главное, получать новые знания и навыки и постоянно преумножать и совершенствовать уже имеющиеся.

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Эдгар Дейл в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения.

Эдгар Дейл пришел к выводу, что:

  • слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименееэффективный способ выучить что-либо;
  • обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни –это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.

Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.

Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.

Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему:

1. Проводите лекции

Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) – один из самых эффективных.

2. Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

3. Создавайте видеопрограммы

Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube, куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

4. Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

5. Делайте это сами

Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что делаете это сами.
Помните только, что данные, приведенные в Конусе обучения – это не догма. У каждого может быть свой подход к обучению.

Количество новых знаний, появляющихся с каждым днем сложно переоценить. Возникает необходимость в скором усвоении новой информации. В этом посте мы разберем, как учиться быстрее и эффективнее, узнаем немного о работе нашей памяти, найдем несколько лайфхаков и вооружимся инструментами, повышающими нашу продуктивность в учебном процессе.

То, что вы учите, должно вам быть интересно. Простая истина. Иначе информация будет заходить долго, тяжело, со скрипом. Надолго не задержится. И в скором времени растворится в пучинах подсознания. Да и весь учебный процесс заберет больше сил и энергии, чем обычно.

Не заставляйте себя изучать то, что не представляет для вас интереса. Пустая трата времени. Ответьте себе на вопрос: действительно ли вам это нужно? Если сомневаетесь, то, видимо, вы зашли не туда. Меняйте сферу деятельности, где будете получать удовольствие как от работы, так и от обучения. Так вы сможете учиться быстрее и эффективнее.

Чистота разума

Каждый день нас бомбардируют тонны информации. Социальные сети, реклама, уведомления на мобильных устройствах. Наш мир утонул в информационном шуме. Постарайтесь свести к минимуму потоки лишней информации. Это позволит легче сосредотачиваться, меньше отвлекаться и учиться быстрее. Разум нужно держать в чистоте.

Мозг вам не помойка, и нечего кидать в него что попало. Татьяна Черниговская , профессор, нейроученый.

Как учиться быстрее и эффективнее. Теория и практика

Обучение должно включать теорию и практику. Настоящее знание и истина рождаются при гармоничном соединении этих составляющих. Если практика без теории еще может дать какое-то представление о предмете изучения, то теория без практики имеет мало смысла. Мы формируем модели, которые впоследствии не можем легко спроецировать в реальности. Это близко к информационном шуму.

Для того, чтобы учиться быстрее и эффективнее, мы должны выполнять практические действия для создания адекватных моделей изучаемых нами объектов. Рекомендуется в течение 72 часов после знакомства с теорией переходить к практике. Качество усваиваемых знаний увеличивается в несколько раз.

Внешнее хранилище информации

Может показаться, что память человека не имеет границ. Это действительно так. Но вместе с тем довольно сложно обеспечить достоверность и целостность информации на протяжении долгого времени. Не стоит надеяться только на свой мозг. Тупой карандаш острее любой острой памяти.

Ментальные карты

На мой взгляд, самым удобным и эффективным инструментом для сохранения информации на внешнем носителе являются . Принцип их построения схож с тем, как работает человеческая память. Сущности одного объекта связываются между собой с помощью ассоциаций.

Спустя долгое время достаточно посмотреть на хорошо составленную ментальную карту для освежения ассоциаций в собственной памяти. Как результат – мы способны быстрее вспомнить то, что изучали ранее.

Ментальные карты хороши для систематизации информации. Если чувствуете, что в голове “каша”, то пришло время составить ментальную карту по изучаемому объекту.

Если необходимо усвоить информацию из разных источников, либо она преподносится на лекции, то удобно вести записи с помощью метода Корнелла. Тетрадный лист разделяется на 3 зоны. В первой мы пишем краткий тезис. Во второй раскрываем его суть в нескольких предложениях. Повторяем так несколько раз в зависимости от размера информационного блока. А в третьей части подводим резюме для нескольких тезисов вместе. Обычно резюме делается для глав, разделов, параграфов и т.д.

Конспект по методу Корнелла

Получившийся конспект поможет быстро освежить память перед экзаменом и вспомнить основные идеи и тезисы, о которых говорил лектор.

Чек-листы

Если во время изучения появились какие-либо алгоритмы, то пришло время для . Можно быть уверенным, что каждый пункт списка будет выполнен и не забудется. Закрепляется правильная последовательность действий в памяти. Каждый “проход” по чек-листу укрепляет нейронные связи в мозге. Как результат – быстрое запоминание сложных алгоритмов.

Если вы начнете использоваться все эти 3 методики в своем учебном процессе, то заметите, что учиться стали быстрее и эффективнее. А какие техники во время обучения используете вы?

Кривая забывания. Повторение

В 1885 году Герман Эббингауз получил кривую забывания.

Закономерности памяти

Она показывает, как мы запоминаем информацию и как она забывается с течением времени. Также Эббингауз заметил несколько закономерностей:

  • большая доля информации забывается в течение первых 20 минут после обучения;
  • осмысленная информация запоминается в 9 раз быстрее;
  • с увеличением количества повторений их эффективность уменьшается;
  • заучивание информации сразу эффективнее, чем по частям, например, на заучивание стихотворения уйдет меньше времени, если учить его сразу целиком;
  • отрезки информации, находящиеся в начале и конце, заучиваются быстрее тех, что в середине;
  • если человеку интересна информация и он знает, что она пригодится, то обучение проходит быстрее и эффективнее.

Методика запоминания на длительный срок

Благодаря кривой забывания Эббингауза была создана техника для запоминания информации на длительный временной период. Для этого необходимо повторить информацию 5 раз.

  1. Сразу после окончания изучения
  2. Через 20 минут после 1
  3. Через 24 часа после 2
  4. Через 48 часов после 3
  5. Через 72 часа после 4

А как учитесь вы и какие методики используете?

Методы быстрого обучения интересуют многих людей, так как в век высоких технологий каждый день приходится воспринимать много информации, и от того, насколько быстро и хорошо ты их усвоишь, зачастую зависит твой успех в жизни.

Этот вопрос актуален для школьников и студентов, которым приходиться совмещать интенсивный процесс обучения с насыщенной социальной жизнью.

Основная ошибка в обучении

Если человек не усваивает ту или иную дисциплину, то чаще всего ссылается на врожденные способности. Это приводит к тому, что человек, в конце концов, перестает ею заниматься, так как мы воодушевляемся и продолжаем обучение только тогда, когда видим действительный результат наших усилий. В этом и есть основная ошибка в обучении

Но в большинстве случаев бывает так, что мы просто не пользуемся полезными техниками обучения, не принимаем во внимание базовые принципы работы нашего мозга. Так давайте же их рассмотрим.

Особенности работы нашего мозга

Существую два принципиально разных типа мышления: сфокусированный и рассеянный. В первом случае мы полностью сосредотачиваемся на том, что пытаемся понять и выучить.

Этот тип обучения нам хорошо известен, мы постоянно им пользуемся, но дело в том, что для освоения чего-то нового или сложного сфокусированное внимание должно идти вместе с рассеянным.

Вашему разуму нужно уметь переключаться между двумя режимами обучения. Рассеянный тип мышления – это расслабленное состояние, когда мы способно уйти от конкретной задачи и рассмотреть проблему в целом, найти его аналоги в совершенно другой области знаний.

Как же использовать эти два вида мышления одновременно на практике с учетом особенностей работы нашего мозга?

Эффективное распределение времени обучения

Существует очень интересный и полезный «метод томато» или как еще его называют «метод помидорного планирования». Метод заключается в на 25-минутные отрезки, между которыми предусмотрены перерывы по 5 минут, в течение которых нужно отдохнуть и полностью изменить вид деятельности.

В это время полезно встать и сделать несколько физических упражнений. Во время перерыва мы неосознанно перерабатываем полученную раннее информацию. Бывает так, что после отдыха в голову приходит гениальное решение задачи, над которой мы сидели целый день.

Внедрение полезной практики учебного процесса

В течение заданных 25 минут, нужна полная концентрация внимания. Желательно по возможности исключить все виды раздражителей: телевизор, телефон, интернет, присутствие других людей.

Процесс обучения всегда вызывает в человека чувство сопротивления и нежелание этим заниматься, и чтобы уменьшить пагубное влияние этих чувств, желательно в повседневную жизнь внести некий ритуал обучения, когда вы выполняете одни и те же действия перед непосредственным процессом освоения информации.

Выберите определенное место обучения, любимый стол, стул, особенную ручку, и тогда через некоторое время, как только вы оказываетесь на этом месте и берете ту самую ручку, так сразу у вас активизируются все необходимые функции мозга для восприятия новой информации.

Эффективная методика обучения

Кроме того, существует эффективная методика обучения. Для успешного освоения новой информации желательно разделить ее на блоки информации, которые будут объединяться по смыслу и по логической связи.

Общая логика позволяет легче запомнить отдельный блок, а также встроить его в общую картину того, что вы изучаете. Таким образом, вы можете из одного блока, при необходимости, восстановить следующий блок или даже всю информацию в целом.

В этой технике обучения для успешного создания таких блоков информации следует придерживаться следующей последовательности действий.

Во-первых, нужно сосредоточиться и постараться понять основную идею. На этом этапе очень полезно пользоваться такими методами как сравнение, аналогия и метафора, мысленно заменяя сложные процессы простыми и знакомыми.

Во-вторых, следует определить области применения данной информации. Этот этап достаточно важный, так как любая информация теряет свою значимость без фактического применения.

И, в-третьих, использовать полученную информацию на практике. Только практика, способность самостоятельно выполнить определенную задачу от начала до конца, способна трансформировать любую информацию в твое истинное знание.

Подобные методы быстрого обучения достаточно эффективны. Полезно будет также прочитать статью « » на нашем сайте.

Золотое правило учебного процесса

Мы должны понимать, что обучение чему-то сложному может занять много времени, так как строительство прочных фрагментов, доступных для использования в любое время суток, требует передачи информации из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Поэтому так важно избегать зубрежки в последний момент и стараться осваивать информацию постепенно. А, кроме того, во время обучения.

Повторение как неотъемлемая часть процесса обучения

Кроме того важной частью процесса обучения является повторение. Как говорится, «Повторение – мать учения». Без повторения любая информация теряется без следа. Желательно повторять новую информацию через 10 минут, 24 часа, неделю, месяц и через 6 месяцев.

Первое повторение, особенно в случае, если при обучении делались краткие записи, должно проходить в форме полного просмотра всех записей и возможной замены их переработанной и окончательной версией.

Второе, третье и все последующие повторения должны проходить следующим образом: не заглядывая в конспект, на чистом листе бумаги надо кратко набросать все, что запомнилось, затем сопоставить свои записи с ранее составленным конспектом и внести все поправки и дополнения.

Как лучше усвоить информацию

Существую очень интересные данные, что люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.

Учитывая особенности работы нашего мозга, следует отметить, что в процессе обучения одни люди усваивают одну часть информации, а другие люди – другую. Так что в процессе общения, происходит взаимный обмен усвоенной информацией и объяснение не усвоенной.

Немаловажным фактором также является вера в свои силы. Даже самые титулованные профессора когда-то были студентами, и проходили через эту дорогу познания. То есть, определяли для себя, как научиться учиться эффективно.

И для вас сейчас , искать свои методы быстрого обучения, и продолжать узнавать что-то интересное и полезное.