Конспект сюжетно – ролевой игры «Зоопарк» в средней группе. Сюжетно-ролевые и деловые игры в начальной школе

Окна и двери

Организация: Детский сад № 80 г. Челябинска

Населенный пункт: г. Челябинск

Программное содержание

Цель: формирование у детей познавательного интереса к профессии врач (доктор), медсестра, пациент, интереса к игровой деятельности, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представление о целостности картины мира и расширение кругозора;

2. Обогащать представление детей о медицинской профессии;

3. Продолжать формировать навыки самообслуживания.

Развивающие:

1. Развивать внимание и целостность восприятия детей обогащать представления детей о профессиях.

2. Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).

3. Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).

4. Способствовать возникновению ролевого диалога.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к труду взрослых.

2. Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.

Направление: личностно-ориентированное.

Оборудование: костюм доктора, набор для игры в больницу, куклы.

Методы и приемы:

· экскурсия в медицинский кабинет;

· наблюдения;

· чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского;

· рассматривание медицинских игровых инструментов;

· познавательные беседы;

· продуктивная деятельность.

Ситуативный разговор,

Речевая ситуация,

Игра (сюжетные с правилами)

Актуальность: На вопрос: «Кто такой врач?, Что такое больница?» - дети односложно отвечают «делает больно». Малыши еще совсем практически не имеют представления «Что такое работа?» «Что делают на работе?», не говоря уже о понимании названия специальности и трудовых обязанностях. Поэтому очень важно познакомить детей с профессией врач, медсестра рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия, расширять кругозор детей о труде взрослых, применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх, жизненных ситуациях, что способствует их связи с социумом.

Принципы деятельности : интеграция образовательных областей – социально-коммуникативная, речевая, двигательная, познавательная.

Практическая значимость: Для укрепления семейных связей провести разговор с ребенком дома о профессии врач, медсестра, пациент.

Планируемые результаты: имеют представление о профессии врач медсестра и своих родителей, знают предметы помощники, ориентируются в социальном мире. Проявляют больше самостоятельности в различных видах деятельности. Знают и понимают правила поведения в общественных местах.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кем работают ваши мама и папа?

Ответы детей.

У Таси мама работает врачем! (воспитатель поясняет, что врача называют еще доктором).

Воспитатель: А что делает врач?

Ответы детей.

Мы сегодня с вами поиграем в игру «Больница». Посмотрите к нам сегодня пришел в гости врач. Давайте вместе поздороваемся с ним, для этого нам нужно встать в круг. (Встаем все в круг, врач по очереди называет имя каждого ребенка и говорит «Здравствуй имя»)

Врач: Ребята, а вы знаете, что означает слово «Здравствуй»?

«Здравствуй» это когда мы желаем друг другу здоровья.

Как вы думаете, зачем нам здоровье?

Ответы детей.

Врач: Какие вы молодцы, без здоровья нам нельзя, мы будем болеть и не сможем играть, гулять, общаться с друзьями.

Как же можно сберечь свое здоровье?

Ответы детей.

Врач: И правда, нужно кушать здоровую пищу, заниматься спортом и т. д. А если все же заболел человек, что ему нужно сделать?

Ответы детей.

Врач: Конечно, ему необходимо обратиться в больницу к врачу.

Воспитатель:

Если кто-то не здоров,

Вызывают ….. (докторов).

Погоди, малыш, не плач!

Прописал лекарство… (врач).

Врач: А давай мы проведем с вами фикультминутку

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания - руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Воспитатель: Кто же у нас сегодня будет в роли врача? (выбрали мальчика) А помощника врачу, медицинскую сестру? (выбрали девочку) А остальные ребятки будут пациентами. Сегодня у нас медицинский осмотр в больнице.

Ребята занимают свои места. Врач и медсестра садятся за стол, пациенты на стульчики. Врач садится на стул.

Воспитатель: Не забывайте, в больнице должно быть тихо, не шумите, не мешайте доктору лечить больных детей. Диалог доктора и больного строится следующим образом:

Д.: Здравствуйте, как вас зовут?

Б.: Здоровается, называет свое имя.

Д.: Что у вас болит?

Б.: Говорит, что у него болит.

Медсестра записывает и помогает врачу.

Далее врач приступает к осмотру. Больной благодарит доктора, прощается, выходит. Заходит следующий пациент. Игра продолжается. После 2-3 пациентов, предлагается поменять роль доктора. (Воспитатель помогает и участвует в игре).

Заключение

Воспитатель: Молодцы, ребята, провели осмотр, все здоровы, медсестра прописала витамины! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли?

Дети: в больницу

Воспитатель: Правильно!

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад.

Ребята очень активно и дружно принимали участие в игре. После совместной игры с воспитателем дети проигрывают игру с куклами.

Литература:

1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.: Педагогика, 2000

2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии, 1961 -№ 2- с. 62-76

3. Зворыгина Е.В., Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988

4. Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования СЮРИ// дошкольное воспитание. 1989 № 5 с. 31-40

5. Эльконин Д.В. «Психология игры. 2-е издание. – М.: ВЛАДОС, 1999

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

Тема : Давайте говорить друг другу комплименты!

Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплементы; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

Ход занятия

Ребята послушайте рассказ Я.Тайц «Кубик на кубик».

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша.

- Дай башню!

-Не дам!

-Дай хоть кубик!

- Один кубичек возьми.

Миша протянул руку – хвать нижний кубик! И вмиг – трах-тарарах – вся Машина башня раз – ва – ли – лась.

-Этот маленький рассказ вы знаете еще с младшего возраста, но сегодня давайте попробуем разыграть его в лицах, да притом по-разному. Ведь такая ситуация часто встречается у нас в детском саду и надо как-то уметь её исправлять. Как вы думаете, какие слова сказала Мише Маша, когда башня развалилась? (Она сказала, что Миша плохой, злой, что она никогда с ним не будет играть, что расскажет маме и бабушке про него и т.д.)

Как вы думаете, что ответит Миша на такие слова? (Он скажет что играть с Машкой неинтересно, что игрушки у неё плохие, что с ней дружить не хочет, и хорошо, что башня развалилась.)

Ребята, как вы думаете, смогут ли дружить дети, когда говорят друг другу столько обидных слов? (Нет, не смогут, их дружба может никогда не склеиться…)

Ребята, как вы думаете, Миша и Маша навсегда поссорились? Или через какое-то время они захотят играть вместе? (Конечно же, захотят. По одному играть очень скучно, но обида им обоим навредить..)

Так что же делать в таких ситуациях? А вот что! Давайте с вами представим Катрину всю наоборот. Как будто дети очень хорошо относятся друг к другу, не любят ссориться, но у них все равно случилась такая же ситуация. Что бы сказал Миша? (Он сказал бы, что не хотел разрушать башню, ему просто понравился нижний кубик, и он не подумал, что все рухнет. Пусть Маша не расстраивается, он быстро все исправит.)

Что бы ответила Маша? (Ничего страшного, всякое бывает. Она сейчас быстро поможет Мише построить башню снова, ещё лучше прежней.)

Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только нужно научиться видеть друг в друге только хорошие качества и постараться не обращать внимания на плохие. Если в человеке видеть всегда хорошие качества, он будет стремиться быть таким. Поэтому давайте поучимся говорить друг другу хорошие, приятные, добрые слова.

Игра «Комплементы»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» По кругу каждый ребенок говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, стараются, что бы комплименты не повторялись, были разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты. В упражнении ребенок видит свои положительные стороны, чувствует, что он принимаем и ценим другим и детьми.

Ребята, как приятно говорить друг другу хорошие слова, после не захочешь ссориться с друзьями, обижаться. Часто бывает, что ваши друзья не приходят в детский сад: кто-то болеет, кто-то уехал к бабушке, кто-то отправился на прием к врачу и т.д. И так грустно бывает без друга. Давайте представим, что вы не видели целый день своего друга, а на следующий день его встретили и сказали ему: «Этот день без тебя…»

Дети поворачиваются лицом друг к другу, выбрав своего друга, и говорят:

(Этот день был без тебя неинтересным, потому что ты здорово играешь с мячом.

Этот день без тебя был грустным, потому что ты самый веселый на свете.

Этот день без тебя был долгим, потому что я люблю тебя и очень скучал по тебе.)

- Какие замечательные комплименты вы научились говорить друзьям, в них столько любви, дружбы, привязанности. Есть комплименты, которые отмечают черты вашего характера, ваши внутренние качества. Есть комплименты, которые отмечают вашу внешность. Можно придумать много комплиментов. « У тебя красивые глаза». «У тебя модная прическа». «У тебя нежный голос». « Тебе к лицу твое новое платье». Комплименты можно говорить не только своим друзьям, но и всем людям, которых ты любишь, которым хочешь сказать что-то приятное и порадовать их.

Какие комплименты можно сказать маме? (Мама, у тебя красивые волосы. Мама, какая ты красивая, когда улыбаешься. Мама, ты такая рукодельница! И т.д.)

Какие комплименты можно сказать папе? (Папа, ты самый сильный папа на свете. Папа, ты здорово играешь в теннис. Папа, ты очень трудолюбивый. И т.д.)

Какие комплименты можно сказать воспитательнице? (Нелла Сергеевна, вы очень добрая. Нелла Сергеевна, какое у вас красивое платье. И т.д.)

Молодцы! Вы уже научились говорить комплименты, но надо помнить самое главное: комплимент будет приятен человеку только тогда, когда ты говоришь его искренне, от чистого сердца.

Посмотрите на карточки и подумайте, какие слова говорят герои друг другу. (Работа с карточками)

ЗАНЯТИЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.

Материал к занятию : семейные фотографии, детские рисунки семьи, серия сюжетных картинок о семье.

Ход занятия: воспитатель предлагает показать всем фотографию своей семьи и рассказать, кто сфотографирован. Обращает внимание детей на то, что все на фотографии улыбаются, сидят близко друг к другу. Им хорошо вместе.

Затем спрашивает у ребят, как их называют в семье близкие люди и как они называют своих папу и маму, бабушку, дедушку, других членов семьи. Просить рассказать об одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

Дети вспомните сказку «Три медведя?». Можно ли сказать что эта сказка о семье? Почему? Потому, что есть папа, мама, сыночек и все они любят друг друга и заботятся друг о друге.

В гости к детям приходит Мишутка из этой сказки. ОН рассказывает о своей дружной семье и просит ребят вспомнить, какие сказки рассказывают им мама, бабушка, какие колыбельные песни поют перед сном.

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены отдельные моменты жизни семьи: больной ребенок лежит в постели и мама дает ему лекарство; бабушка и внучка моют посуду; девочка плачет, а старший брат её успокаивает.

Воспитатель подводит детей к обобщению: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.

Предложить детям перечислить какие добрые дела они могут делать дома, чем порадовать близких.

Игра «Кто я?»

Играют два человека- ребенок и взрослый.

Я – мама, а ты мне кто?

Я - дочка, а ты мне кто?

Усложнение:

Кому ты дочь?

Кто тебе мамина мама?

Кто тебе папина сестра?

А ты ей кто?

Или еще – игра-загадка «СКОЛЬКО НАС?»

Отгадай загадку: «В семье у нас две мамы, три дочки, два папы и три сына. Сколько нас в семье?»

ЗАНЯТИЕ « РИСУНОК - РАССКАЗ О ДЕТСКОМ САДЕ».

Цель занятия : вызвать желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям нарисовать письмо ребятам соседнего детского сада № 2 и рассказать в рисунках о своем детском саде.

Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось, запомнилось. Можно нарисовать и того, кого вы любите.

В конце занятия трое детей рассказывают всем о том, что они нарисовали.

В свободное от занятий время воспитатель беседует с детьми об их рисунках. Составляет альбом и рассказывает ребятам по их же рисункам о их жизни в детском саду.

ЗАНЯТИЕ «ЧТО ТАКОЕ МИЛИСЕРДИЕ»

Цель занятия: формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.

Материал к занятию : сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Методы: проблемные ситуации, игровые упражнения на закрепление правил культуры отношений.

Ход занятия:

Ребята мы продолжаем путешествие по Стране Вежливости. Сегодня вы познакомитесь с очень важными правилами, без которых нам просто нельзя обойтись в жизни. Сейчас я прочитаю вам сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович», а вы внимательно будете её слушать. Потом мы побеседуем.

Беседа после прочитанного.

Как звали девочку?

Почему их так звали?

Что случилось с рукодельницей?

Как она помогала Морозу Ивановичу?

Как заботилась о нем?

Какой был Мороз Иванович?

(Выслушав ответы, еще раз читаю соответствующие отрывки из сказки)

Подвести детей к пониманию кого же называют заботливым, милосердным: это человек, думающий о других людях, творящий добро. Подтвердить вывод словами из сказки: «А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали».

А как себя вела Ленивица у Мороза Ивановича? Как она разговаривала с пирожком и яблочками? (Уточнить ответы детей повторным чтением отрывков.)

Как же отблагодарил Мороз Иванович девочек?

А вам не жаль Ленивицу? (Важно вызвать у детей чувство жалости и сострадания к Ленивице: хоть и наказана она по заслугам, но ведь ей тоже плохо обидно).

Предложить детям придумать другой «хороший» конец сказки.

А вы знаете, ребята, как можно сказать о человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел его, помог? О таком человеке говорят «он проявил милосердие». Слово – милосердие очень древнее слово. Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях, сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда. Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называли бессердечным.

А сейчас я вам расскажу историю, а вы послушайте и скажите мне, кто из героев проявил милосердие, сострадание к другому человеку, а кто –нет.

«Мальчики во дворе затеяли игру в прядки. Игорь изо всех сил побежал к ящику, чтобы спрятаться в нем, но нечаянно споткнулся и, падая ушиб ногу. Он громко заплакал. К Игорю подбежал Миша и Юра. Миша посмотрел на ссадину и засмеялся: «Подумаешь, ерунда какая. Стоит из-за неё реветь на весь двор!» А вот что сказал Юра:»Да, ты очень сильно ударился, но, пожалуйста, не плачь. Потерпи немного. Вот увидишь, все будет хорошо. Давай я подую на твою ссадину и тебе будет легче. А еще я помогу тебе дойти домой, и там мы перевяжем коленку бинтом».

А теперь, ребята, ответьте мне, о ком из детей мы можем сказать: «Он проявил милосердие»?

Вывод: «Человек, который сочувствует, сострадает другому, никогда не будет смеяться над его бедой, а всегда постарается утешить, помочь ему, облегчить его страдания. О таком человеке говорят – он проявил милосердие».

Игры – упражнения на закрепление правил культуры отношений:

    Оля прищемила палец. Ей больно. Сережа, утешь её. Что ты ей скажешь и как?

    Малыш ушибся и заплакал, пожалейте его.

    У Виталика сломалась машина, которую ему подарили. Он очень расстроен. Подумайте: как вы ему поможете, как успокоите его?

    У няни заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы еще сможете ей помочь?

ЗАНЯТИЕ «ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОСТОЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ»».

Цель занятия: познакомить детей с правилами приветствия, история этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем еще одно важное правило, без которого люди не могут обойтись ни дня и ежедневно выполняют его.

Я расскажу вам сказку, слушайте: «Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры зверей и были очень не вежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того чтобы сказать «Добрый день», «Здравствуйте!» - ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго. Но вот однажды вышел человек из своей пещеры в дремучий лес. Идет – идет, кругом никого: видно все друг друга перебили. Лишь через несколько дней встретил он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал на встречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул ему обе руки: смотри мол, у меня ничего нет, не бойся меня».

Вот так получились первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость. Слышите: дружба и вежливость. А когда люди научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Как вы думаете, какие это слова? – Дети отвечают:»Добрый день, доброе утро, добрый вечер, здравствуйте».

Удивительное слово «здравствуйте». Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» - очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (показ). Слово «здравствуйте» и означает «будь здоров». По – разному можно приветствовать знакомого и незнакомого человека. Но уклониться от приветствия, не ответить на него – всегда считалось невоспитанностью и неуважение к людям. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание:»Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне. Я желаю тебе всего самого доброго – здоровья, веселья и счастья» Вот что означает простое слово «здравствуйте». Слово «здравствуйте» можно легко заменить словом «привет». Но только использовать его можно не всегда. Как вы думаете, кого можно встретить этим словам? (Своих друзей, но не взрослых людей, которым надо говорить «Здравствуйте», «Добрый день»….)

Очень хорошо если, приветствуя человека вы улыбнетесь ему и назовете его имя.

Давайте еще раз вспомним правила приветствия.

Игра «Вежливый ручеек».

Правило игры: выбирая себе пару, «ручеек» должен сказать какие – либо слова приветствия и обратиться по имени (Добрый день Ульяна» «Привет, Антоша», «Здравствуйте, Нелла Сергеевна»).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему «О бабушках и дедушках»

Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого, заботливого отношения к внукам.

Словарь: мудрость, очаг.

К занятию пригласить бабушек и дедушек, приготовить чай из трав, зажечь свечки.

ХОД

Воспитатель. Здравствуйте дорогие! Мы вас очень ждали, рады вам! Как хорошо, что есть бабушки и дедушки в семье! Родители часто заняты, им надо много успеть. И тогда им на помощь приходят их родители – бабушки и дедушки.

А вот как пишет М. Горький о своей бабушке.

« …Она в лесу – точно хозяйка и родная всему вокруг, все видит, все хвалит и благодарит. От неё – точно тепло течет по лесу, и когда мох, примятый её ногой, расправляется и встает – мне особенно приятно было видеть. Однажды я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке. Она живо вытащила меня, повела к ручью, вымыла, перевязала раны своей рубахой, приложив какие то листья, утоливших боль. Как – то вечером вижу: она спокойно срезает грибы, а около неё, вывесив язык, стоит серая, поджатая собака…

- А ты иди, иди прочь! – говорит бабушка.

Собака странно изогнулась, не ворочая шеей, и прыгнула в лес, поджав хвост.

- Видал? – улыбаясь спросила бабушка. – А я вначале обозналась, думала собака, гляжу – ан клыки-то волчьи, да и шея тоже! Испугалась даже: Ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь! Хорошо, что летом волки смиренны…»

Что можно сказать о бабушке Алеши?

Кто из вас может рассказать, как и когда помогла вам бабушка? А может быть, кому-то помог дедушка?

Чья бабушка или дедушка много знают о растениях, животных, птицах?

Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав? Кого бабушка или дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А еще чему?

О чем вы любите расспрашивать бабушек и дедушек?

О чем они сами любят вам рассказывать? Кто из вас может сказать о бабушке и дедушке, что они люди добрые, ласковые и много знающие, то есть мудрые?

Можно сказать, если очень любишь бабушку и дедушку, что вы гордитесь тем, что они добрые мудрые?

Что можно сказать о детях, у которых нет бабушки и дедушки? (Им не повезло). Так бывает, если поженились мама и папа, которые воспитывались в детском доме, или их родители умерли.

Однажды в газете я прочитала объявление: «Ищем бабушку, ещё лучше с дедушкой. Если старые люди одиноки, мы станем им детьми и внуками».

Почему семья дала такое объявление?

Как вы думаете, нашли они бабушку и дедушку своим внукам? (газета не печатает результаты.)

Что бы вы им пожелали?

А себе бы вы что пожелали?

Вы думаете, а я угадаю по вашим глазам и лицам.

Зажжем свечки. Как будто это наш домашний очаг. И пока горят огоньки, пожелаем бабушкам и дедушкам всего, что вы хотите.

Замечательно, я горжусь вами, вашими добрыми и светлыми мыслями о родных людях.

А сейчас предоставляется слово бабушкам и дедушкам.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « Мы едем в городском транспорте»

Цель: закрепить правила поведения в общественных местах, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Ход.

Разыгрывается ситуация: остановка городского транспорта.

Воспитатель. Ребята подскажите, кто в какую дверь войдет? (Старые, инвалиды, дети – в переднюю).

Что нужно сделать вам, если надо выходить на следующей остановке? (Сказать: извините, мне скоро выходить; разрешите пройти вперед.)

Почему мужчины подают руку женщине и выходят первыми?

Если мальчик подаст руку маме, что о нем скажут?

Если выходят много людей, есть время (возможность) подать руку маме?

Если ребенок просится сесть или требует место у окна, что о нем скажем? (Он еще не знает правил!) А вы как поступите? Уступите место? Скажите негромко? (Водителя отвлекает шум в салоне, другим пассажирам можно помешать).

А если много народу, тебя кто-то зовет сесть на колени – это прилично?

(Да, другим будет свободнее, и если позволят родители, можно сесть).

Почему неприлично в транспорте есть мороженое? (Можно кого-то запачкать). Вообще лучше не есть, не только мороженое.

Тряхнет автобус – прикусишь язык или уронишь еду на свою одежду.

Можно ли писать на обивке? Вы видели разрезанную обивку?

Кто это сделал? Кто заплатит за починку? Приятно ли пассажирам?

Поиграем несколько ситуаций на посадке и выходе и вспомним, как правильно обходить автобус и трамвай.

У меня к вам просьба: вы говорите правила, а я запишу их на этот лист для других детей. Хотите?

Молодцы!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

Ход. Звучит песня «Мальчишки и девчонки»

Воспитатель: Чем отличаются мальчики от девочек? (Одеждой, прической, играми, поведением и т.д.) Сравните голоса девочки и мальчика, жесты девочек и мальчиков, походка девочки и мальчика.

Дидактическая игра «Кому это нужно?» (Банты, машинки, куклы, рогатки, пистолеты …)

Мальчики вы хотите надеть платьица, завязать бантики?

Вам будет неловко бегать, прыгать. Ваша одежда – специально для мальчиков.

Почему же девочки ходят в брюках? Это для похода, физкультуры, поездки. А каждый день – красивее в платьях.

Мальчики вам больше нравятся девочки в платье или в брюках?

Самые красивые принцессы, Аленушки – все в платьях. А принцы, Иванушки – в брюках. Давайте посмотрим эти иллюстрации. (Показывает репродукции картин художников 19 века)

Как интересно одеты дети!

А вот детский журнал мод.

Детям можно предложить зарисовать фасоны для мальчиков и девочек.

Если мальчики и девочки отличаются друг от друга, то они могут вести себя по-разному? В каких случаях?

Кто сильнее? Значит, нельзя бороться с девочкой.

Кто смелее? Значит, мальчик идет впереди в темноте, по мостику, а девочку держит за руку.

Придумайте еще разные правила.

Хорошо, что в группе есть мальчики и девочки?

Хорошо, так как есть действия, которые лучше делают девочки, а есть то, что лучше умеют мальчики. Назовите их … Это замечательно, поскольку можно помогать друг другу.

Что сказал кот Леопольт? (Ребята, давайте жить дружно)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПРЕДМЕТЫ НА ПРАЗДНИЧНОМ СТОЛЕ»

Цель: сформировать представления и понятия о сервировке стола; совершенствовать навыки поведения за столом и владения различными предметами.

Словарь: сервируем, приборы, манеры, прилично.

Воспитатель. Помогаете ли вы дома накрывать стол? Что делаете?

Отличается ли праздничный стол от ежедневного? Чем?

Хотите, вместе накроем стол и устроим дружеский ужин?

Посмотрите, как заглажена скатерть, зачем?

Чем украсим стол? (Цветами. ) Почему не ставят высокие цветы? (Чтобы не заслонять лица.)

А сейчас сервируем стол, что это значит? (Вместе с детьми ставим все приборы, рассматривает, куда что класть)

Мы будем, есть блины с вареньем, и пить чай с тортом. Что еще поставим? Вазочки для варенья, салфетки из ткани, сахарницы. Стол накрыт. Садимся ужинать Поощряем хорошие манеры, обращаем внимание на то, как пользоваться ножом, вилкой, салфеткой (положить на колени). По чему лучше разговаривать негромко.

Разрезаем торт, разливаем чай, учимся передавать друг другу чашки, не оставляя себе, пока не получили все, кто сидит дальше. Звучат слова «пожалуйста – спасибо».

Негромко советуемся, почему сахар (если кусочками) можно брать рукой, варенье нельзя брать своей ложкой, куда кладут грязные ложку, нож и вилку. Прилично ли выбирать себе кусок торта? Прилично ли разглядывать, как едят и пьют соседи по столу? Если у человека плохие манеры (действия ), приятно ли с ним за столом?

Хочется ли вам, чтобы вас приглашали в гости? Теперь вы сможете сами накрыть стол для своих гостей?

Вместе с детьми убрать все со стола и поиграть в игры «Кто больше назовет предметов сервировки чайного стола?» и «Кто больше назовет предметов сервировки стола для обеда?»

Цель: развивать умение детей организовывать игру, объединяя несколько сюжетов; вариативно использовать игрушки, атрибуты, предметы, распределяя их между детьми в соответствии с ролями. Формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний.

Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность.

Организовывать театрализованную игру по содержанию стихотворения, песни, на основе личного опыта. Передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые средства выразительности (интонацию, мимику, жесты, движения).

Атрибуты: элементы костюмов для артистов, цветы, афиша, бейджики для кассира, билетера, продавца цветов и др., картинки животных (собака водолаз, дельфин, гусь), касса, билеты, микрофоны. Алгоритмы интервью.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое концерт?» (Значение слова «концерт». Где может проходить концерт? Кто участвует в организации концерта? Функции каждой роли в игре). Рассматривание иллюстраций, составление и разгадывание загадок, чтение художественной литературы.

Воспитатель берет на себя функцию режиссера. Вместе с детьми выбирают тему концерта, обсуждают номера, костюмы, готовят афишу для концерта, билеты. Разыгрывают и обсуждают диалоги с кассиром, контролером, костюмером, продавцом цветов, со зрителями. Закрепляют правила поведения артистов и зрителей во время концерта.

Ход игры:

— Ребята, когда вы заняты интересным делом, быстро проходит время или медленно?

— Недаром в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего».

Как вы понимаете эти слова?

Чем же мы интересным можем заняться сегодня вечером, чтобы время пролетело незаметно?

— Я предлагаю организовать концерт.

Какие роли нам понадобятся в этой игре, чем будут заниматься ребята, выполняющие эти роли?

Артисты – репетируют номера;

Кассир – готовит и продает билеты;

Художник по афише – рисует афишу, вывешивает ее на видном месте;

Костюмер – готовит костюмы. Помогает одевать их артистам;

Оформители сцены — готовят место для сцены. Расставляют стулья для зрителей;

Продавец цветов – оформляет прилавок с цветами, продает цветы;

Зрители – покупают билеты, цветы, смотрят концерт.

-Я предлагаю каждому из вас, выбрать себе роль в игре. (Дети объявляют, кем бы они хотели быть и занимают место в соответствии с ролью).

Когда все приготовления готовы, воспитатель обращает внимание детей на афишу, предлагает прочитать ее, купить билеты и цветы и отправиться в зрительный зал.

В момент «покупки билетов и цветов» дети упражняются в составлении диалогов с кассиром и продавцом цветов. Например:

-Здравствуйте.

-Добрый вечер.

— Я бы хотел купить билет на концерт.

-Где бы вы хотели сидеть – на балконе или в партере?

-В партере.

-Могу предложить вам место во втором ряду.

-Мне нравиться – будет хорошо видно!

-Возьмите ваш билет.

-Спасибо большое.

-Приятного просмотра!

-Добрый вечер.

-Здравствуйте.

-Я иду сегодня на концерт. Мне нужен букет для артиста.

-Возьмите вот эти розы. Они очень красивые и свежие.

-Мне они очень нравятся! Я их беру! Спасибо за совет.

Звучит звонок – сигнал к началу концерта. Выходят ведущие (воспитатель и ребенок)

Здравствуйте, уважаемые зрители!

— Мы рады приветствовать вас на нашем концерте «Зимние посиделки».

Совсем недавно пришел к нам новый год. У каждого года есть свой символ. Вы знаете символ 2014года?

(ответы зрителей)

Вас приветствуют лошадки – символ наступившего года!

Танец лошадок.

Ребята, а у кого дома есть животные? Расскажите о них.

Ведущий-ребенок берет интервью у зрителей на тему «Мое любимое животное» (с опорой на алгоритм).

— У него есть очки. Он очень любит читать и много знает о жизни животных. Кто это?

Встречайте, у нас в гостях профессор Всезнайка!

Монолог профессора Всезнайки-

(показывает картинки собаки водолаза, дельфинов и гуся, рассказывает интересные факты из журнала «Вокруг света» о животных)

Ведущий взрослый обращается к ведущему ребенку:

У тебя есть бабушка? Как ты с ней проводишь время?

Ребята, а у вас есть бабушки? Расскажите о них.

Ребенок-ведущий берет интервью «Моя бабушка» (с опорой на алгоритм) у зрителей.

Встречайте, у нас в гостя бабушка Загадушка!

Загадки для зрителей (из серии «Доскажи словечко..»)

А теперь отгадайте мою загадку:

Кто вас дети крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз?

Кто заботится о вас?

Зрители: «Мама!»

Предлагаем вашему вниманию сценку «Мама приходит с работы…»

Инсценировка стихотворения «Разгром» Э. Успенского

— Наш концерт подошел к концу.

Мы просим всех артистов выйти на сцену.

Артисты выходят на сцену, зрители аплодируют, дарят цветы, благодарят за выступление. Все расходятся.

Воспитатель: Как быстро пролетело время, скоро придут родители за вами. Почему мы не заметили, как наступил вечер?

Дина Маракова
Конспекты сюжетно-ролевых игр

" Кафе "

для детей старшей группы (5-6 лет) .

Этот конспект сюжетно -ролевой игры направлен на расширение представлений детей о труде взрослых, ознакомление с правилами культурного поведения.

Тема : Сюжетно-ролевая игра "Кафе ".

Цель : расширять у детей представления о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных места

Задачи :1. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Кафе» ; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов;

2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;

3. Закреплять умение самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры.

4. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Материал : таблички с надписями : " администратор кафе ", "официант " (2 штуки, "кассир "; униформа для официантов (фартучек и кепка) и охранника (темная футболка с надписью "охрана " и кепка) ; скатерти для столиков; разносы; папки-меню с картинками; модуль "кухня "; касса; муляжи из пластмассы пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр. ; игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; игрушечные телефоны; колпаки фартук для повара; кошельки; сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов; веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола; халат для уборщицы; магнитола.

Ход игры:

Воспитатель :

Ребята,недавно я со своей семьей была в кафе. Нам там очень понравилось. Сегодня я вам предлагаю поиграть в кафе.

Где мы с вами разместим кафе?

Как мы назовем наше кафе? (Ответы детей)

Здесь у нас будут стоять столики.

Чтобы было в кафе уютно – положим на столы скатерти, салфетки и поставим на них вазочки с цветами.

Для начала распределим роли кто кем будет работать в кафе.

В кафе есть официанты, они подают меню, принимают заказы, обслуживают, желают приятного аппетита. В конце визита официант просит оплатить посетителей заказ. Убирает посуду со стола.

Кто хочет быть официантом (одеваемфартук и кепочку, прикрепляем табличку-бейджик) .

Ребята, а кто же готовит еду в кафе? (Повар) Выбираем повара и одеваем ему фартук и колпак.

Где повар готовит? (На кухне) Определяем место где будет расположена кухня.

На кассе работает кассир - он получает деньги от посетителей и выдает чеки. Выбираем кассира.

После того как посетители уходят уборщицамоет полы, ведь очень важно, чтобы в кафе всегда было чисто. Кто желает взять на себя эту роль? Выдается соответствующий инвентарь (халат, ведро, веник, тряпочки пола, швабра)

За порядком в кафе следит охранник. Кто будет охранником? (Одеваем футболку с надписью "охрана " и кепку)

А кто приходит в кафе? (Посетители) . Остальные ребята будут посетителями кафе.

Я возьму на себя роль администратора кафе - буду встречать посетителей, провожать за столики и следит за тем, чтоб гостям было комфортно (прикрепляю табличку "Администратор кафе ") .

Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру.

В кафе можно общаться, рассказать другу интересную историю, послушать музыку, но не забывайте о том, как нужно вести себя в общественных местах.

В конце игры проводим анализ.

Во что мы с вами играли?

Как называется наше кафе?

Кто нас встретил?

Как справились ребята со своими ролями?

Вам понравилась эта игра?

Конспект сюжетно -ролевой игры по правилам дорожного движения детей «Путешествие на автобусе»

Тема : сюжетно -ролевая игра по ПДД в старшей группе «Путешествие на автобусе» .

Цель : формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи :

1. -систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге;

2. -способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности;

3. -содействовать развитию правильного поведения на дорогах;

4. -поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы;

5. -использование проблемных ситуаций в процессе игры;

6. -использовать усложняющие задания для развития детей;

7. -воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

Методы и приёмы :

1. Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.

2. Игровой – использован сюжет , игра.

3. Практический – показ, выполнение.

Атрибуты к игре :

Письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги» , руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,

Предварительная работа :

1. -циклы занятий из серии «Безопасность на дорогах» ;

2. -наблюдения за дорожным движением, работой светофора, транспортом;

3. -рассматривание дорожных знаков;

4. -загадывание загадок о транспорте;

5. -дидактические игры «Угадай, какой это знак» , «Запрещается-разрешается» ;

6. -придумывание рассказов и сказок по правилам дорожного движения.

Ход сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе» .

Воспитатель : Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю.

Воспитатель возвращается с конвертом.

Воспитатель : Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет :

«Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».

Воспитатель : Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе?

Дети : Да!

Воспитатель : А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку :

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Ответы детей.

Воспитатель : Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.

Дети строят автобус.

Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса) .

Воспитатель : Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора)

А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе?

Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет.

Дети берут «монетки» на билет.

Воспитатель : Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе.

Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.

Кондуктор : Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд.

Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.

Воспитатель : А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку.

Песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края» , «Голубой вагон» .

Автобус останавливается.

Кондуктор : Остановка «Цветочный город» .

Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации) .

Кондуктор : Незнайка, нужно взять билет.

Незнайка : Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму.

Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец

Незнайка : У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.

Кондуктор : Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.

Воспитатель : (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)

Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?

Кому нужно уступать место в транспорте?

Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

Как нужно выходить из транспорта?

Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.

Водитель : У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет?

(Задание усложняется : дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения).

Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.

Игра «Собери колесо»

(дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).

Водитель : ну вот и все, можно ехать дальше.

Автобус останавливается.

Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка) .

Обращается к водителю и пассажирам.

Полицейский : Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения?» И вы будете ее участниками. Согласны?

Дети : Да!

Полицейский : Тогда начнем.

Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения.

1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)

Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор»

(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)

2. А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?

3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?

Полицейский : Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!

Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок) . Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.

Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.

Дети танцуют под весёлую музыку.

Воспитатель читает стихотворение :

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже –

На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!

Воспитатель : а теперь пойдём на прогулку и поиграем в подвижные игры «Цветные автомобили» , «Светофор» , «Извилистая тропинка» .

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе.

Цель : Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.

Задачи : Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.

Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие.

Активизировать и расширять словарный запас.

Словарная работа : Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

Предварительная работа : Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит» ; беседа о работе врача, медсестры; сюжетно-ролевая игра «Больница» .

Материал и оборудование : 1. Одежда : 3 халата, 3 шапочки (на детей) ;

2. Медицинские инструменты : шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

3. Документация : Медицинские карты на каждого «больного» . У каждого ребёнка-пациента надеты бейджики с геометрическими фигурами.

Ход игры:

Дети сидят в группе на стульчиках.

«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру – «Поликлинику» . Кто из вас был в поликлинике? Давайте с вами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, делают укол)

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться) .

Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться) . Правильно, врач спрашивает : «На что жалуешься?»

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку) . Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент – фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает) . Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие) . Правильно.

А это-шпатель (показываю) . Что им делают? (смотрят горло) .

А это –неврологический молоток. (показываю) . Что им делает врач? (стучит по коленке) . Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.

Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры. Вы их все знаете?»

Дети рассматривают инструменты : градусник, шприц, вата, бинт, витамины; называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.

«Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.

Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? А медсестрой? А медрегистратором? Врачом в первый раз будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.»

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

«Начинаем приём»

Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор-ребёнок выдаёт карточки. (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на бейджиках у детей-пациентов). Затем дети по очереди проходят к врачу.

Ребёнок-врач : «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит?»

Ребёной-больной : «У меня болит горло» .

Врач : «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а» . я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлышко красное. Пройдите к медсестре. Она вам измеряет температуру и даст лекарство».

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

Подведение итогов игры :

1. Понравилась ли игра?

2. Понравились ли детям врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему) .

3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

«Ребята, вы в поликлинику пришли грустные, больные. А теперь врая вас подлечил и вы стали здоровыми, весёлыми. Озорными, какие были и до болезни»…

Детям выдаются витамины.

Конспект сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» в старшей группе детского сада может быть применен воспитателями в дошкольных учреждениях.

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» в старшей группе детского сада

1. Задачи :

Развивать интерес и познакомить с разными профессиями в сфере обслуживания.

Уточнить правила поведения в парикмахерской.

Развивать умение самостоятельно распределять роли.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и выполнения игровых действий.

Формировать дружелюбные взаимоотношения детей в игре.

Воспитывать культуру общения в игре.

Расширить словарный запас детей : «парикмахер» , «маникюрша» , «стрижка» , «укладка» , «сушка» , «клиент» , «прическа» .

2. Подготовка к игре :

Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам

Март - Сбор парфюмерных флаконов и бутылочек.

Сбор резинок, ленточек, заколок для волос.

Изготовление вывески «Парикмахерская «Шарм» .

Беседа с детьми о работе парикмахерской.

Рассматривание иллюстраций «причесок» , «декор ногтей» .

Чтение стихотворения Разумовой Л. «Парикмахер» Помочь в распределении ролей по ходу игры.

Научить делать прически (плести косички, завязывать бантики) .

Подобрать вместе с детьми атрибуты для игры.

Помочь детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов.

3. Перспективный план подготовки к игре «Парикмахерская» :

Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты

херская «Шарм»

Залы стрижки и укладки (женский,

мужской и детский зал, зал стрижки животных)

ный зал Парикмахер

Маникюрша

Клиент Фартук, чепчик, накидка для клиента, ножницы, расческа, флакончики из-под лака для волос, шампуни, геля, фен, бигуди, резинки, заколки, ленточки для волос, полотенце.

Фартук, чепчик, маникюрный набор (пилка, ножницы, флакончики из-под лака для ногтей, ванночка.

Касса, бумажные денежные купюры.

Бумажные денежные купюры. Моет голову, делает прически, стрижет волосы, делает укладку, сушит феном, беседует с клиентом, выписывает чек.

Делает маникюр, беседует с клиентом, выписывает чек.

Принимает деньги у клиента и чеки, выдает сдачу, беседует с клиентом.

Сидит на стуле, беседует с работниками парикмахер-

ской, расплачива-

ется за работу. Какую вы хотите стрижку?

Я бы Вам посоветовала…

Вам сделать короткую стрижку или оставить подлиннее?

Вам оставить длинные ногти или подстричь?

Я бы Вам посоветовала…

Какой лак Вы выбираете?

Пожалуйста, возьмите сдачу.

Вам понравилось у нас?

Приходите еще. Мы будем Вам рады.

Я бы хотел (ла) сделать стрижку, маникюр.

Пожалуйста, сделайте мне прическу к празднику.

Спасибо, мне очень нравится.

4. Ход игры.

1) Приемы создания интереса к игре. Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Маша. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спра-шивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов : зал стрижки и укладки, маникюрный, в них работают хоро-шие мастера, и они быстро приведут прическу Маши в порядок.

2) Сговор на игру. С детьми определяем место «Парикмахерской» в группе, ставим зеркало, рабочий столик и стул для клиента, рабочий столик для маникюра и стул для клиента, а также стол и стул для кассира, раскладываем атрибуты к игре. Распределяем роли среди детей с помощью простой считалки (делает ребенок) .

3) Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель временно берет на себя роль мастера-парикмахера и показывает на кукле Маше, как можно заплести косички и закрепить их резинками. Кукла Маша остается очень довольной, ей нравится ее новая прическа. Затем дети занимают рабочие места согласно выбранным ролям. В парикмахерскую приходят клиенты (дети и куклы) . Работники парикмахерской делают им причёски, моют голову, сушат феном, подстригают, делают маникюр; выписывают талон на определённую сумму для оплаты; беседуют с клиентом, дают советы. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, укладке волос в прическу, маникюре.

4) Приемы поддержания и развития игры.

По желанию детей можно открыть залы женской, мужской и детской стрижки, а также зал стрижки домашних животных.

Для этого вносятся дополнительные атрибуты (зеркала, ножницы, расчески, столы и стулья и т. д.) .

Воспитатель объясняет, что будут делать мастера каждого зала. Появляются новые клиенты – домашние животные (мягкие игрушки) .

Дети самостоятельно и по желанию распределяют роли между собой (парикмахеры женского, мужского, детского зала, зала стрижки домашних животных, маникюрша, кассир). Клиентами могут быть как дети, так и игрушки (куклы, мягкие игрушки) . Игра возобновляется с прежним интересом.

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Воспитатель напоминает, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными к клиентам. Он помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов. Воспитатель поощряет инициативу, творческий подход к игре.

5. Окончание игры.

Дети делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие прически получились красивые и аккуратные, говорят о том, что им больше всего понравилось в игре. Детям предлагается по желанию посмотреть предложенные им журналы и книги о прическах, декоре ногтей.

6. Оценка игры.

Дети с удовольствием включались в игру. В процессе игры вежливо и дружелюбно относились друг к другу, были справедливы при распределении ролей. Стремились аккуратно выполнять взятые на себя роли. Научились применять в игре парикмахерские инструменты. Таким образом, играя в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская» , у детей расширились представления о профессии парикмахера.

Конспект НОД

по ФГОС

в форме сюжетно-ролевой игры

«Кафе»

в старшей группе

2017

Цель: расширять представления детей о кулинарных профессиях.

Задачи: закрепить знания о профессии повара, официанта, бармена, познакомить с профессией повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда; развивать желание трудиться вместе со взрослым; познакомить детей с процессом приготовления пиццы, умение украшать бисквитные пирожные. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

Интеграция областей :

1. «Речевое»: Закрепить название различных профессий. Совершенствовать словарь новыми словами (кондитер, пицца, пиццмейкер, администратор, ассортимент, бармен). Вовлекать детей в разговор во время приготовления блюд.

2 .«Социально-коммуникативное»: Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, учить соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

3. «Познавательное»: Познакомить с профессиями повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда.

4. «Физическое»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. Формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для человек

5. «Художестенно-эстетическое»: Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду людей разных профессий и его результатам. Побуждать детей к самостоятельному приготовлению разнообразных блюд. Воспитывать желание принимать участие в коллективном труде. Развивать эстетический и художественный вкус при оформлении блюд.

Оборудование и материалы :

Оформление помещений кафе, кухни, кондитерский цех, рабочее место бармена, кабинет администратора, набор для изготовления кондитерских изделий, сок в стаканчиках, блокноты, музыкальное оформление, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, соленое тесто для лепки кондитерских изделий, мясорубка, блендер, миксер.

Методы и приемы :

Наглядные методы и приемы (игровой, рассматривание картинок, использование ИКТ – презентация); словесные методы и приемы (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе ООД, подведение итога оценка активности детей).

Ход деятельности:

1. Вводная часть. Организационный момент.

Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам,

(улыбаются друг другу)

Всем тем, кто живет на нашей планете,

(разводят руками в стороны)

«Доброе утро! » - скажем гостям и детям.

(обнимают друг друга)

2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.

Воспитатель обращает внимание присутствующих гостей:

Ребята, сколько же гостей у нас сегодня!

К вам домой приходят гости?

Как вы их встречаете?

А вы сами ходите в гости?

Как ведете себя в гостях?

В каких случаях ходим в гости?

Ну а если гостей много, то их можно пригласить в кафе. Вот у меня такое предложение, раз у нас сегодня гости, мы откроем свое кафе и пригласим их туда.

Но преждетем, как вспомнить люди каких профессий работают в кафе, давайте скажем,

Что же это такое профессия? (профессия - труд, которому человек посвящает всю свою жизнь)

Люди каких профессий работают в кафе? (повар, кондитер, официанты, бармены…).

А я еще знаю такую профессию как пиццмейкер.

Кто-нибудь слышал из вас о ней? (Пиццмецкер – специалист по приготовлению пиццы).

Где нужны люди такой профессии? (в пиццерии). (СЛАЙД 1)

Рассказ воспитателя:

Появилась эта профессия в Италии, как и сама пицца. (СЛАЙД 2)

Пицца- итальянское блюдо на столько популярна у итальянцев, что ей посвящен специальный праздник, проходящий в Италии каждый год. Вот сей час посмотрим, как и из чего готовят пиццу. (СЛАЙД 3)

Ну а сейчас давайте проведем экскурсию для гостей по нашему кафе.

Экскурсия по кафе:

    Кухня.

Посмотрите, сколько здесь предметов!

Что это? (мясорубка)

Что делают с помощью мясорубки?

А это, что?(терка, кастрюля, плита…)

Людям какой профессии принадлежат эти предметы? (Повару)

(У повара есть специальная одежда – это фартук, колпак или косынка. Одевает он это для того, чтобы не испачкать свою одежду и чтобы ворсинки, волосы не попали в еду. И вообще, такую одежду одевают не только повара, но и кондитеры, продавцы, официанты).

Какой должен быть повар? (аккуратный, здоровый, быстрый…)

Физминутка « Поварята»:

2.Кондитерский цех.

Что вы знаете о работе кондитера?

Какие кондитерские изделия вы знаете?

Какие инструменты использует кондитер?

3. Барный стол.

Здесь большой ассортимент коктейлей. Кто их готовит? (Бармен)

Что вам известно о работе бармена?

4. Кабинет администратора.

Какую работу выполняет администратор? (Следит за порядком в зале, делает заказы продуктов).

5. Зал кафе.

Кто работает в зале кафе? (официанты)

Какую работу выполняют официанты? (Знакомит посетителей с меню, принимает заказы и выполняет их).

Вот мы познакомились с помещением кафе, давайте распределим роли и желающих гостей пригласим в кафе. (Повара готовят салаты, готовят суп, кашу, картофель «фри»; кондитеры из соленого теста вырезают формочками печенье, делают пирожные; бармены размешивают коктейли; официанты включают спокойную музыку, готовят блокноты с ручками; администратор обзванивает клиентов).

Прием гостей.

Заключение.

Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились ролями. Давайте сегодня закроем наше кафе, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.