Панно своими руками в различных стилях. Идеи, варианты, материалы, полезные советы

Окна и двери

Любая отделка стен после ремонта надоедает, хочется что-то изменить и найти способ проявить свою фантазию, талант и творческие навыки.

Объемное панно из подручных материалов – одна из модных тенденций в дизайне 2017.

Просматривая эффектные работы на иллюстрациях, может показаться, что это сложно. Но если на школьных уроках труда на «отлично» получались фигурки из пластилина и соленого теста, есть опыт работ с бисером или природными материалами – все получится.

Какой материал выбрать для оформления стен

Панно на стену ручной работы – особый декор, способный оживить самую обычную обстановку, внести новую дизайнерскую концепцию и оживить атмосферу.

Выбор материала и техники для воплощения идеи зависит от многих факторов:

  • Функционал помещения;
  • Отделка стен;
  • Творческие задатки;
  • Вкусы и предпочтения;
  • Наличие материалов и инструментов;
  • Навыки работы с материалами (шитье, вязание, лепка, плетение, рисунок).

Большое панно на всю стену лучше расположить в большой комнате, где много пустующего места. Купить картину или наклеить фотообои проще всего. Но в этом нет ничего оригинального, плюс большие расходы, а новый объект вскоре надоест.

Другое дело – собственный «шедевр», который можно с гордостью демонстрировать всем посетителям дома.

Глядя на неповторимое произведение, друзья и родственники будут интересоваться, как сделать подобное панно своими руками?

Сначала лучше выбрать свободную стену, а потом решать, что это будет – коллаж из фото, рисунок, лепка или мозаика из битой плитки. Общий замысел и сюжет изображения должен соответствовать функционалу помещения и практичности в уходе.

Например, несложно самостоятельно нарисовать на стене санузла аквариумных рыбок на гладко окрашенной стене, но краска должна быть стойкой и несмываемой.

Если материал подвержен разрушению или накоплению пыли, лучше покрыть готовое изделие бесцветным лаком, как фото панно из соленого теста.

Основа краски для панно должна подходить к материалу облицовки стен. Например, если это акриловая эмаль, то и для росписи стен подойдут акриловые краски.

Стены в детской можно украсить панно из обоев, которое легко соорудить вместе с ребенком из остатков рулонных материалов, оставшихся после ремонта.

Совет: Поручите детям часть увлекательного процесса создания самодельного декора. Они охотно вольются в творческий процесс. Это поможет развитию мелкой моторики пальцев и пространственного мышления.

Дети могут собирать природные материалы – красивые веточки, листья и шишки для панно. Если не умеют рисовать – поручите ребенку распыление краски из баллончика по трафарету.

Они с увлечением будут обводить крупные кленовые листья на картоне, вырезать их очертания, чтобы напылять на стенах в прихожей контурный рисунок золотистой и серебристой краской. Аэрозольные краски и трафарет в декоре любой комнаты – лучшее решение для тех, кто не умеет рисовать.

Панно из съедобных продуктов для кухни

Кухня – вотчина продуктов, где многие сыпучие материалы подойдут для декора. Перед тем как сделать панно своими руками, сделайте у себя в шкафчиках ревизию.

Обратите внимание!

В распоряжении начинающих декораторов целая природная палитра, которая годами сохраняет естественный цвет. Панно из кофе, круп и специй украсит свободный фрагмент стены в обеденной зоне.

Работа выполняется в несколько этапов:

  • Выбрать понравившийся образец.
  • Сделать эскиз со своими поправки и нанести разметку квадратами, чтобы увеличить рисунок на стене при увеличении.
  • Нанести разметку и очертания панно простым карандашом.
  • Обрабатывать клеем фрагменты декора под определенный продукт.
  • Готовые участки должны высыхать естественным путем, после чего можно переходить к соседним элементам, пока не будет закончена вся картина.

Совет: Чтобы не было разногласий, сюжет панно рекомендуется согласовать со всеми членами семьи.

Для кухни подойдут любые «аппетитные» материалы:

  • высушенные испитые чаинки – это черные и коричневые контуры любого рисунка или почва на картине;
  • манка – отличная светла основа, которую можно дополнительно разукрашивать, ею также заполняют пустые участки;
  • кофейные зерна (зеленые и обжаренные) – отличный материал коричневых и зеленых тонов;
  • белый и цветной рис – многообразие размера и оттенков;
  • горох, бобы, чечевица и фасоль – белые, желтые, оранжевые, красноватые и зеленые плоды разной формы, наносимые на клей половинками;

  • мак – черная основа рисунка;
  • растворимый кофе и цикорий, какао-порошок и молотая корица – сыпучая основа коричневых оттенков;
  • тыквенные, арбузные и огуречные семечки отличный материал для панно своими руками, их тоже приклеивают половинками;
  • сечка или крупа пшена, кукурузы и пшеницы, овсяные хлопья и перловка – недорогая основа разного цвета и фактуры.

Готовое панно желательно аккуратно вскрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя, чтобы со временем его было легко очищать от пыли.

Обратите внимание!

Изображение можно оставить как бы незавершенным или ограничить бортиком (рамкой). Совместное украшение кухни – интересное занятие, в которое легко вовлечь членов семьи трех поколений.

Интересные идеи подскажут специалисты, записавшие мастер класс по изготовлению панно своими руками:

Тем, у кого хорошо получается лепить фигурки, небольшие скульптуры или мастерить кукол из любого материала, стоит освоить технику работы с соленым тестом.

Для рельефного панно замешивают мелкую соль с мукой 2:1, добавляя немного растительного масла, воды и сухого клея для обоев, вымешивая как обычное тесто. Оно должно быть пластичным, но достаточно твердым.

Готовая масса не должна приставать к рукам. Из нее отделяют небольшие кусочки или шарики, из которых оформляют лица персонажей, фрукты, листья и другие элементы панно. Оно будет лучше держаться, если крепить к рамке в виде переносного декора или прикрепленного непосредственно к кухонной стене.

Обратите внимание!

Можно добавлять любой другой материал, чтобы завершить сюжет, например, ткань с вышивкой, бусины или пряжу.

Рельефная картина сохнет около недели, зато потом получается твердый долговечный материал. Готовое творение можно разукрасить и вскрыть лаком, как фото представленного панно.

Советы специалистов по изготовлению панно из различных материалов

Изготовление декора своими руками – увлекательный творческий процесс. Обычно после освоения одной из техник на примере украшения из теста или круп для кухни, хочется перейти к украшению других комнат.

В детской комнате будет уместно украшение из осенних листьев или цветной бумаги панно из ткани в технике пэчворк.

Спальню рукодельницы украсит панно из цветов, кожи ткани или пуговиц. Популярный сюжет – денежное деревце, где к пуговицам можно добавить монетки или зеленый кофе.

Для ванной или санузла отличным украшением станет «морской» материал – гладкая цветная галька, ракушки и веточки кораллов.

Гостиную украсит, пробка, бамбук, поделочный камень. В умелых руках любой материал станет основой для самодельного шедевра.

Фото панно своими руками

Панно - это рисунок, занимающий всю стену или ее значительную часть. Это элемент изысканного декора помещения, не утративший своей актуальности в течение нескольких тысячелетий.

Декоративные панно придают особенную изюминку и оригинальность. Они гармонично вписываются как в классический, так и в современный тип интерьера.

Что такое современное декоративное панно

Современные декоративные панно размещают не только на стенах, также на потолках, полах, и даже на фасаде мебели. Отличаются от привычных картин методом своего исполнения.

Выделяют следующие виды декоративного панно для стен:

  • керамические - изображения, выложенные из керамической плитки;
  • деревянные - создаются на пластине из дерева;
  • скульптурные - объемные декоративные панно из гипса и декоративной штукатурки;
  • каменные - в исполнении применяется натуральный камень: мраморные, базальтовые, гранитные панно;
  • графические - выполняются с помощью различных видов печати на бумаге;
  • тканевые - гобелены, вышитые картины, аппликации.

Важно: Обязательно принимайте во внимание размер помещения: слишком большое декоративное панно не годится для малого пространства, и наоборот - мелкая картина может просто «потеряться» на стене просторной комнаты.

Декоративное панно из декоративной штукатурки

Панно из декоративной штукатурки придают помещению неординарный вид, поскольку добавляют поверхности фактурности и объемности изображения.

Современные декоративные штукатурки дают возможность исполнять массу всевозможных цветовых и фактурных вариаций нанесения: имитация мрамора, камня, состаренной стены, растрескавшейся земли, деревянной фактуры, шелка или бархата. Обычно это орнаменты, из которых создаются целые картины, с послойным наложением штукатурки. Итогом является ощущение пространства.

Если обеспечить правильную подсветку стен с панно, такой декор не просто будет приковывать взгляд, но и пробудит желание потрогать.

Техника изготовления

Поверхность для панно из штукатурки не требует специальной подготовки. Главное, чтобы она была прочной, чистой и обработана .

Вначале делается эскиз изображения декоративного панно, который переносится на стену. Рельефные элементы панно заклеивают бумажной клейкой лентой. Эти детали выполняются постепенно слой за слоем. Затем поверхность обрабатывают шкуркой и покрывают защитным лаком.

В конечном итоге получается не только великолепное, но и твердое покрытие, которое сложно повредить. Вдруг это случится, панно восстанавливается без особых проблем.

Смотрите все фото, какие панно из декоративной штукатурки можно создать:

Декоративное панно из дерева

Во все века дерево считали символом благополучия и долголетия, благодаря чему украшения из древесины пользовались большой популярностью. После резьбы по дереву оно будто оживает, и помещение вдыхает особенную энергетику.

Вы можете порадовать себя интересным решением - панно из дерева.

Обычно на резных украшениях изображают животных, растений и даже целые жизненные миниатюры. Также резные панно смотрятся довольно дорого, ведь резьба - долгая и трудоемкая работа.

При выборе панно обратите внимание на древесину, из которой оно изготовлено. Важно чтобы дерево смогло радовать Вас много лет.

Ещё одним плюсом деревянных украшений заключается в том, что они гармонично впишутся в любой интерьер. Поэтому не нужно будет отказываться от выбранного панно лишь из-за того, что оно не подходит под цвет обоев.

Смотрите все фото, какие деревянные декоративные панно можно создать:

Декоративное панно из керамической плитки

Керамические панно - не просто , это внутренний мир дома, добавляющий ему неповторимую оригинальность и живописную привлекательность.

Панно из керамической плитки прекрасно выглядят в ванной и на , в и холле. Не менее эффектно смотрятся такие элементы декора на фасадах зданий, колоннах или в нишах.

Панно из плитки может занимать как незначительную площадь, так и всю стену, от пола до потолка. Также существует разновидность панно «свободный размер», которые не имеют законченного сюжета и их фрагменты можно выкладывать на неопределенную высоту. Зачастую это рисунок без четких границ или абстракция.

Декоративные панно из керамической плитки отличаются рядом преимуществ:

  • прочность отделки;
  • долговечность изображения;
  • устойчивость к истиранию и выгоранию;
  • легкость в уходе;
  • устойчивость к различным чистящим средствам;
  • экологичность материала;
  • огромный выбор узоров для дизайна.

Многие хотят сделать большую часть ремонта и декора своими руками. Это нужно не только лишь с целью сэкономить, но и для проявления своих творческих способностей. А также особо приятно показывать свои творения гостям.

Прежде чем приступить к укладыванию панно из плитки, нужно обязательно прочесть инструкцию. Там пишут, как правильно крепить выбранную плитку.

Существует два вида укладки плитки из керамики: бесшовный и обычный. И там и там используются затирка и герметик, но различными способами. При бесшовной укладке зазор между фрагментами должен быть минимальным, а у плитки обязан быть идеально ровный срез.

Перед укладкой нужно обязательно подготовить поверхность. Требуется полное отсутствие следов от предыдущего покрытия. На идеально ровную поверхность наносят грунтовку.

Пока грунтовка сохнет, нужно выложить панно на любой ровной поверхности, чтобы все элементы точно соответствовали задуманному виду картины. Так Вы будете уверены, в каком порядке выкладывать фрагменты. Укладывать плитку следует снизу и в ходе работы обязательно проверять, нет ли скосов.

Маленькие кусочки плитки можно клеить жидкими гвоздями, а большие - на специальный строительный клей. Только после высыхания двух нижних рядов можно укладывать следующие.

Смотрите различные варианты плиточного панно в интерьере квартиры:

Декоративное панно из обоев

Сделать панно из обоев собственноручно не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Все, что потребуется для такой работы, это соорудить раму из декоративных планок и украсить пространство внутри отталкиваясь от Вашей фантазии.

Для очерчивания границ изображения используют деревянные, пластиковые, полиуретановые, алюминиевые молдинги, бечевку и различные декоративные шнуры.

Сначала на стене делают разметку будущего панно, затем обрезают края рамки под углом 45° и наклеивают согласно очерченным размерам. Швы между рамкой и стеной следует заполнить шпаклевкой либо клеем, так как с пустотами они смотрятся не презентабельно.

После высыхания клеевого состава рамку нужно выкрасить в зависимости от Ваших предпочтений. Краску лучше выбирать водоэмульсионную, чтобы при уходе за панно она не размазывалась.

Затем приступают непосредственно к декорированию ограниченного пространства.

Можно использовать как обычные красивые обои или , так и обойные обрезки с контрастным узором, рисунком и цветом, которые нужно аккуратно вырезать и наклеить на стену.

Выбирая панно очень важно прислушиваться к мнению специалистов:

  • Панно и иные элементы декора должны выделяться на основном фоне и подходить по цвету и стилю интерьера;
  • Увеличенные фотографии нужно размещать на всей стене;
  • Для больших декоративных элементов должна быть выделена целая свободная стена;
  • Яркую картинку нужно уравновешивать при помощи фона спокойных оттенков;
  • Все декоративные элементы должны гармонично вписываться в интерьер комнаты;
  • Расплывчатые картины вешают в незаметные, не привлекающие внимания рамки;
  • Картины нельзя закрывать аксессуарами или сантехникой;
  • Не размещайте мебель у панно;
  • Напольное и настенное изображение можно совместить в одной комнате только лишь, если они составляют единую композицию;
  • Декоративным панно можно украсить как спальню, так и ванную комнату;
  • Декоративное настенное панно с изображением картины известного художника должно занимать целую поверхность;
  • Напольное панно наносят на наиболее прочные материалы.

Такой прием декорирования - настоящая творческая работа, завершив которую, вы получаете на стене оригинальное произведение искусства.

Предлагаем вам посмотреть несколько вариантов декоративного панно из обоев своими руками:

Смотрите видео, как сделать декоративное панно «Орхидея» своими руками:

Отправим материал вам на e-mail

Использование панно на стену – модный приём современных дизайнеров. Эксклюзивные композиции, выполненные художниками по интерьеру или мастерами рукодельного творчества, украсят ваш дом и привлекут внимание ценителей прекрасного. Сегодня редакция сайт подготовила для вас обзор разных вариантов изготовления этого стильного и модного украшения. Мы покажем идеи, которые можно воплотить в жизнь своими руками, и предоставим рекомендации от стилистов по подбору панно для вашего интерьера.

Панно на стену – украшение, которое будет привлекать внимание ваших гостей

Панно – это настенная композиция, которая может украсить не только интерьер дома или квартиры, но и офиса. По сути, это арт-объект, выполненный практически в любой технике с использованием традиционных или совершенно неожиданных материалов. Панно может быть размещено не только внутри, но и снаружи здания, оно также может оказаться и на потолке в помещении – почему бы нет?

Резонный вопрос: чем панно отличается от ? Первое отличие – техника исполнения.




Идея №4. Пэчворк из керамики

Интересная и в последнее время очень популярная идея – создание панно из плитки с разным рисунком. Яркие, оригинальные и неожиданные композиции могут украсить не только кухню, но и столовую и гостиную. Главное – правильно подобрать , чтобы пестрота не превратилась в хаос.



Мозаичные панно в интерьере

Настенные картины из мозаики известны ещё с древнейших времён. Роскошные образцы античного искусства до сих пор поражают воображение. Подобные изделия способны «прожить» сотни и даже тысячи лет.

Идея №5. Мозаика

Если вы хотите украсить свой дом таким образом, обратите внимание на украшения из натурального камня и цветного стекла. Оригинальные композиции можно встретить в продаже или изготовить своими руками из боя керамической плитки, речной гальки или ракушки. Высший пилотаж в этом направлении – создание больших фресок из мельчайших элементов.



Зеркала и стекло

Тренд ультрасовременного роскошного интерьера – зеркальные и стеклянные панно.

Идея №6. Зеркальные панно

Для небольших комнат и узких коридоров зеркальные вставки на стенах – отличное решение. Они визуально добавляют пространство и отражают свет. Зеркальные композиции могу состоять просто из одинаковой плитки или иметь сложный рисунок с игрой матовых и отражающих поверхностей. Такие композиции хорошо смотрятся в естественном и искусственном освещении. Для модные дизайнеры используют приём искусственного состаривания зеркал. Зеркальное панно на стену можно купить в специализированных магазинах или сделать на заказ в зеркальной мастерской.





Идея №7. Стеклянные витражи

Витражи – ещё один пример декоративного оформления. Изделия в этом стиле могут располагаться не только на окнах, но и на дверях и внутренних перегородках. Стеклянное панно на стену можно сделать и своими руками, используя специальные краски для витражей.



Панно из декоративной штукатурки

Идея №17. Обои в рамке

Отрезки полотна с выразительным рисунком, подходящим по тону к вашему текстилю и мебели, станут удачным дополнением к общему дизайну. Оформите такие панно в рамки под цвет мебели, и все элементы соберутся в единую продуманную композицию.




Изделия из солёного теста

Хлеб и тесто – это древний символ достатка в доме. Из солёного теста можно сделать очень оригинальные настенные композиции.

Идея № 18. Хлебные картинки

Тесту легко придать нужную форму, после высыхания оно становится необычайно прочным. Изделия из теста можно красить и украшать разными декоративными элементами. Единственное, о чём стоит помнить, – такие панно не любят прямые солнечные лучи и повышенную влажность.




Другие идеи для панно на стену

Идеи для панно могут возникнуть самые разные.

Идея №19. Одноразовая посуда

Пластиковые ложки, вилки и тарелки – дешёвый материал для создания оригинальных художественных композиций. Вам потребуется только баллончик с краской и клеевой пистолет.




Ручная вышивка всегда выглядит красиво и дорого.

Идея №20. Вышивка и ткачество

Умеете ли вы вышивать гладью, крестом или лентами – любой вариант подобной работы будет великолепно смотреться в оформлении интерьера. Тканые коврики могут располагаться на полу. Яркие картины из шерсти или тканевых полос украсят изголовье кровати или стену в гостиной в стиле кантри.



Идея № 21. Инсталляции из запчастей и деталей

Для стиля лофт следует подбирать техногенные композиции. Детали механизмов, шестерёнки и рычаги – всё это можно собрать в одном панно.



Идея №22. Природные материалы

Речная галька, морские ракушки, веточки и листья – всё это можно использовать для создания оригинального оформления. Чем сложнее узор и сюжет, тем дольше изделие вам не надоест.



Некоторые правила по размещению панно в помещении

Чтобы украшение на стене органично вписалось в ваш интерьер, нужно следовать некоторым простым правилам:

  1. Композиция на стене должна гармонировать с мебелью в комнате. Необязательно подбирать рамки в тон, достаточно просто каких-то перекликающихся элементов.
  2. Панно следует размещать на свободной от другой обстановки стене. Его не должны скрывать спинка дивана или светильники.
  3. Сюжет на настенном украшении должен соответствовать стилистике комнаты. Для кухни уместны натюрморты, для гостиной – пейзажи и сюжетные изображения, для детской – кукольные картинки.
  4. Краски на панно должны повторяться в каких-то других элементах декора. Только так вы получите единую композицию.
Совет! Если получилось так, что вы немного оплошали с подбором общей тональности интерьера, например, сделали его слишком холодным, добавьте ярких красок, в том числе в настенном украшении.

Как сделать панно своими руками из газетных трубочек

Газетные трубочки – основа для создания самых разнообразных плетёных изделий. Шкатулки, корзинки, сувениры – всё это можно сделать из старых газет.

Идея № 23. Плетение

Чтобы сделать трубочку, нужно отрезать от газеты полосу шириной примерно 8 сантиметров и длиной на весь лист. Затем полоска бумаги кладётся на любую ровную поверхность, к уголку прикладывается спица, и по ней сворачивается трубочка. Кончик газетной полоски закрепляется обычным клеем. Концы трубочек вставляются один в другой, и вы можете плести из них всё что угодно, в том числе панно. Газетные трубочки можно сразу покрасить в нужный цвет, потому что готовое изделие красить сложнее.

Статья

Каждому из нас хочется проживать в комфортном уютном жилище, которое не напрягало бы и не перегружало своим внешним видом. Зачастую новый достойный ремонт уже наскучил, делать обновления не является возможным, а хочется вдохнуть в жилище новый глоток воздуха.

Именно в этих случаях декоративное панно, размещенное на стеновой глади, без особых хлопот и переделок сможет украсить и освежить интерьер.

Панно может быть размещено в любой комнате от прихожей до ванной. Для каждого конкретного помещения существуют свои критерии выбора и особенности подобных настенных украшений.

Есть несколько характеристик, которыми отличаются друг от друга настенные изделия:

  • материал, из которого изготовлена вещь. Это может быть изделие из древесины, пластика, зеркальной поверхности, картона и прочих. Украшаются такие картины и пуговицами, и сухими растениями, и мелкой мозаикой и т.д.;
  • техника изготовления – она может быть в виде вязания, плетения, вышивки, резьбы, инкрустации и др.;
  • форма – здесь производство не ограничено никакими рамками. Изделия могут иметь совершенно разные размеры и формы исполнения. Это и овалы, и многоугольники, а особо выделяются модели, состоящие из нескольких элементов;
  • 3D-эффекты, являющиеся на пике популярности сегодня. Эффект объема тогда создается объемными бумажными аппликациями, выступами. Подобные изделия имитируют резные и барельефные поверхности.



У настенных изделий есть две функции. Первая и самая главная заключается в декоративном эффекте использования. Панно является полноценным самостоятельным элементом украшения комнаты.

Вторая не менее важная функция – скрывать имеющиеся недостатки в виде неровностей или трещин. Также под панно возможно скрыть сейф.

Разновидности настенных панно

Существует несколько видов панно, которые могут выполняться из самых разных материалов и в различной технике.

Текстильные изделия – выполняется данный тип из ткани в технике вышивания. За основу чаще всего берут деревянный холст. Вышивка может иметь вид картинных композиций, орнаментов, аппликаций. Как правило, такие панно изготавливаются в промышленных масштабах, однако встречаются и ручные экземпляры, стоимость которых намного выше.




Деревянные изделия (резьба, выжигание), стоимость которых велика, а внешний вид довольно премиален.

Панно, сделанные из фрагментов обоев, выглядят очень оригинально. К тому же сделать такое панно возможно и своими руками.

Фрисайз тип, главным отличием которых является их свободные размеры и возможность дополнить композицию иными элементами. Примером являются модульные композиции с различными изображениями.

Зеркальные панно, для создания которых используют как стандартные зеркальные поверхности, так и элементы необычных форм, волнистые и неровные зеркала.



Места размещения панно

В любом жилом помещении есть много стеновых поверхностей, на которых возможно разместить декор-панно. Главное условие – чтобы изделие гармонировало с функционалом комнаты и его стилистикой.

Прихожая

Именно с прихожей начинается любая квартира. Поэтому здесь целесообразно разместить приятную настенную композицию, которая будет встречать всех приходящих. Выбирая подходящее изделие, следует учитывать размер комнаты.

Для малогабаритных помещений лучше выбирать небольшие панно с не агрессивным изображением в спокойных тонах. Лучшими вариантами станут изображения цветочков, природных картин.

Коридорный проход

Если коридор не оборудован источниками освещения, то панно можно выбирать более яркое, дополнив его настенной лампой. Если коридор маленький, то несколько композиций на стене будет достаточно.

А вот просторную комнату стоит снабдить целым рядом панно. Отличным вариантом станет композиция, связанная одной тематикой, например четыре изделия, которые отображают смену времен года.

Кухонная территория

Кухню зачастую оформляют в светлых теплых тонах, а вот панно должно быть ярким, собирающим на себе все внимание. Прекрасно впишется в обстановку композиция с натюрмортом или же изделия из кофейных зернышек, которые подходят под тематику.




Гостиная

Основное предназначение гостиной комнаты это отдых и расслабление. Исходя из этого, декоративные панно на стенах тоже имеют умиротворяющий облик. Цветовая палитра изделий спокойная, изображения в виде пейзажей.

В просторных гостиных композицию рекомендуют размещать по всей длине стеновой глади, состоять она может из нескольких элементов, связанных между собой едины сюжетом. Отличным вариантом станет большой корабль, бороздящий морскую гладь, который вышит на тканевом полотне.

Другая композиция – мировая карта, нанесенная на деревянную основу, состоящую из нескольких блоков. К такой композиции стоит добавить освещение, и тогда древесное панно с подсветкой станет главным акцентом всего интерьера.

Спальное помещение

Спальня это комната, где засыпают и пробуждаются. Декоративные панно здесь должны служить средством умиротворения вечером и источником пробуждения в утренние часы.

Лучше разместить изображения природы напротив ложа, как на фото панно в спальне на стену. Довольно оригинально смотрятся картины с космическими видами.

В детскую спальню можно создать настенную декор-композицию самостоятельно, привлекая к совместному творчеству самих детишек.



Санузел

Оформляя панно в ванной комнате, стоит обращать внимание не только на внешние характеристики композиции, но и на ее эксплуатационные качества. Сразу же отпадают изделия из древесины, так как из-за повышенной влажности они быстро придут в негодность.

Наиболее подходящим вариантом являются изделия из мраморных элементов. Прикрепленные на специальный раствор, такие композиции не боятся влаги и температурных перепадов. Благодаря большому выбору настенных декор-композиций подобрать подходящий вариант возможно для любого помещения и стилевого направления.

Фото панно на стену

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.