Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления

Электропроводка

Дея-ть в любой ее форме определяется комплексом факторов. Среди них существенную роль выполняет метод, задающий совокупность и последовательность приемов и процедур по теоретическому или практическому освоению объекта. Метод интересовал человека всегда: сначала чел. опирался на чувства, здравый смысл и интуицию; потом на позн. дея-ть.

Основные в истории: диалектический метод Платона, опытно-индуктивный Ф. Бэкона, рационалистический Декарта, диалектико-материалистический Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля.

В эпоху классики 2 идеи: 1-ф. реализует свои позна. и объяснительные возможности в форме рефлексии над сознанием и универсалиями культуры; 2-метод позн дея-ти должен перекликаться с ее предметом. Предмет ф. не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, а необходимо использовать специфические методы фил познания. Рефлексия есть мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных предпосылок и сущностных свойств.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

Два основных метода философствования: диалектический и метафизический (не столько философский, сколько научный, Новое время).

Диалектический метод (античной философии в структуре так называемых сократических диалогов). Слово диалектика (греч. dialog – искусство вести беседу, спор) означает фил диалог как полемический способ изложения фил идей, предполагает столкновение различных мировоззр и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

По Аристотелю диалектика - метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов, включала логику и силлогистику.

Диалектика, по Г. Гегелю, осн. на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей, характерна для критического и творческого мышления.

Метафизический метод в эпоху Нового времени. Ф. здесь призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека.

По классической механике: Всел.=огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве.

Происходит абсолютизация анализа, эксперимента, классификации и систематизации исследуемых явлений природы. +фиксация объективной устойчивости и неизменности вещей. характ. черты: абстрактность, односторонность, абсолютизация в целостном процессе познания.

В современной постклассической ф. – кризис рефлексивных форм философствования и размывании традиционных методов анализа сознания и самосознания. Ориентируется на языковые игры. приводит к след.методам: «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер) и др.

5. Ф. и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал ф.

Философия и наука. Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой:

и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания

Разница с наукой:

наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности

наука отражает мир таким, как есть. философия формирует ценностные ориентации

философия покидает пределы опыта, а наука – нет

в науке просто опыт, а философия трактует опыт широко: опыт сознания, культуры, обыденный опыт

Философия и искусство.Общее : искусстве одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира.

раскрытие сферы значений тех или иных явлений культуры

философские трактаты так же полисемичны

Разное : в искусстве – худож мышление, а философия – язык категориальных абстракций

искусство - воздействует прежде всего на чувственность человека, в то время как философ апеллирует в первую очередь к человеческому разуму

Философия и религия.Общее : и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога. Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией

Разное : Философское мышление по сути своей критично и антидогматично, а религия – совокупность догматов

религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом

являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека

аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций.

Общ сознание как и Ф. задает специфичную для каждой эпохи шкалу аксиологических предпочтений, которые определяют устойчивые категориально-мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир.

Мораль (лат. moralis нравственный, mores обычаи, нравы, поведение) специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Мораль – сфера идеально должного.

6. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока.

Господствует миф: образы-символы + художественность.

В отличие от религии философия на Востоке развивалась в полемике идей, хотя тесная связь с религией.

Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм.

Индия : зарождение философии VIII в. до н. э. (Веды) сборники гимнов, молитв, заклинаний. философские тексты - Упанишады/ (букв. - «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных фил понятий.

Образование первых фил школ относится к VI - II вв. до н. э. Здесь сложилось 6 ортодоксальных фил учений, составивших рациональное ядро идеологии брахманизма : веданта , ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм , джайнизм, локаята, адживика.

Черты: традиционализм, связь с религией, ценностно-мировоззр. основания. Ортодоксальные фил школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша (учение об освобождении). Неоортодоксы - дхарма, сансара, нирвана

Буддизм: чел включается в поток бытия и обрекает себя на страдание (сансара). Нирвана – достижение покоя.

Китай : Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII - VIII вв. до н. э.) сложился культ Неба.

В эпоху Восточного Чжоу (VIII - VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период – идея об инь и ян (перемены) + Дао.

6-3 вв до н.э. – эпоха сражающихся царств – золотой век китайской философии. Выделились 6 школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь - ян» и школу имен династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) – неоконфуцианство.

Черты: иерогифичность, образность языка. категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син, понятие пермен (и), гуманность(жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей.

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

Консерватизм

Благодаря неоконфуцианскому синтезу различные идеи и положения философских школ Китая были гармонизированы.

7. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной фил традиции.

Возникновение ф в др Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в эк и полит отношении рабовладельческие г-ва. В VIII–VI вв. до н. э. завершилось расселение греков на Балканском полуострове. рабовладение, аристократия, торговля, демократия – независимость граждан.

геометрический стиль мышления, мораль и нравственность, гражданственность, объективизм, космологизм, гармония, симметрия, ритм.

Доклассический период (VII - V вв. до н. э.) – милетская школа (Анаксимен, Анаксимандр и Фалес), Пифагор (число ), Гераклит. Проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Поиск первоначала – учение о стихиях.

Классика (5-4 вв до н.э.) . Атомистика Демокрита - учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Школа элеатов (Парменид, Зенон) – рассмотрели бытие как есть, у них мысшление=бытие. Софисты – платные учителя красноречия (нет объективных моральных ценностей), ещё Протагор сказал что человек есть мера всех вещей. Сократ – как следует жить. Истина заложена в душе человека, и к истине нужно стремиться. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни - этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследовании (идеи-парадигмы составляют царство идей). Аристотель – систематизатор, учил о сущем, возвысил философию до статуса метафизики.

Эллинизм . Эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм – основные учения. Цель философии – обеспечение безмятежности духа. Эпикур : Человек стремится к атараксии=невозмутимость. Пиррон - Скептик. Не верят в рац. обоснование моральных норм и в существование добра и зла. Киники – за внутреннюю свободу индивида. Диоген – человек обязан жить по своим, а не по общественным – законам. Стоики – Логос (внутренний принцип развития Вселенной) составил сущность каждой вещи. Человек должен следовать судьбе, чтобы стать независимым (автаркия). Оказала влияние на религию (конкр. христианство).

Римский эллинизм . Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) усиление религиозно-мистических тенденций. Природа пронизана Логосом, но теперь его понимают в приближении к Богу как Абсолюту. Космос – государство, где человек космополитичен, его родина – небесный Космополис.

Неопифагорейцы и неоплатоники . Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое - непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Нравственное очищение человека – постижение Единого.

Одна из задач философии применительно к проблеме познания состоит в раскрытии содержания природы самого познания, выявлении его форм, структуры и типологии .

Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и уровней знания сводилось в основном к выделению “чувственного” и “рационального (логического)” познания. Так, в случае рассмотрения научного знания с точки зрения его системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического. Что же такое чувственное и рациональное. В понимании и объяснении чувственной природы познания многое сделали сторонники сенсуализма (от латинского “sensus” — чувство, ощущение). Ведущую роль в познании они отводили чувственности — ощущению и восприятию. Действительно, познание человеком внешнего мира осуществляется посредством ощущений. В соответствии с этим ощущения становятся источником знаний. Ощущение — исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Верхний порог чувствительности устанавливает такую величину интенсивности раздражения, при которой возникают болевые ощущения. Экспериментально установлено, что восприимчивость органов чувств растет в арифметической прогрессии, при росте интенсивности действия раздражителей — в геометрической. В ходе эволюции живой природы у растений и животных развились специфические анализаторы, позволяющие воспроизводить различные виды ощущений, т.е. по-разному реагировать на многообразные раздражители.

Например, мимоза на механическое воздействие (прикосновение руки) отвечает складыванием листьев. А теплокровные животные не воспринимают инфракрасного излучения. Все это свидетельствует о различной способности воспринимать и перерабатывать информацию (сведения об окружающем субъекта мире) у разных организмов. Если под этим углом зрения подойти к человеку, то на первом месте в ряду органов восприятия у него стоит зрение и осязание, затем — слух, вкус, обоняние. В последние годы внимание ученых привлекли способности, обнаруженные у некоторых людей к сверхчувственному восприятию (экстрасенсы). При обилии сведений об этом явлении, в большинстве своем не выходящих за рамки его констатации, природа экстрасенсорного восприятия остается неясной. Важно подчеркнуть, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Исходными предпосылками познания ощущения становятся только в процессе восприятия. Восприятие — это такое отражение человеком (и животным) предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. Восприятие человека формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере индивидуального развития и приобщения к культуре человек выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. Биологическая природа восприятия исследуется физиологией высшей нервной деятельности, основная задача которой — изучение структуры и функции головного мозга, а также всего нервного аппарата человека. Именно деятельность системы нервных структур служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отображающих отношение предметов.

Предшествующий опыт человека в процессе восприятия позволяет узнавать вещи и классифицировать их по соответствующим признакам. В ходе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные самим человеком. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов. Однако познание не ограничивается процессами непосредственно-чувственного отражения: восприятием и ощущением. Важнейшая роль в достижении истины отводится мышлению. Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущения и восприятия, мышление осуществляет сложно опосредованное отражение действительности и позволяет человеку получить знание о таких ее признаках и свойствах, которые не могут быть восприняты непосредственно его органами чувств. Что лежит в основе отмеченных возможностей мышления? Мыслительная деятельность предполагает активное соотнесение между собой данных практического опыта и результатов, представляющих продукт абстракции в форме категорий, понятий. Абстракция проявляется в процессе абстрагирования, который состоит в отвлечении от многих конкретных предметов, их свойств и признаков, затрудняющих изучение явления в его, так сказать, “чистом виде”.

Мышление имеет социальную природу, т.е. каждый индивидуум становится субъектом мышления, лишь овладев социальным опытом, языком, приемами мыслительной деятельности. Именно в процессе материального и духовного воплощения результатов мышления в человеческой практике устанавливается соответствие полученных знаний объективному миру. Другими словами, в ходе социально-экономической деятельности мышление человека, его каждодневное включение в мир реальных вещей помогает ему отбросить то, что “не работает”, и использовать то, что облегчает ему жизнь, способствует достижению поставленных целей.

Вместе с тем мышление есть функция мозга. Об этом речь шла в главе, посвященной проблеме сознания. Сложная природа мыслительного процесса сделала мышление объектом изучения многих дисциплин — от психологии и физиологии высшей нервной деятельности до логики и теории познания. Успехи в раскрытии природы познания, уточнение представлений о его чувственной и рациональной формах привели на определенном этапе к их абсолютизации, вылившейся в противоречие эмпиризма и рационализма. Эмпиризм (от греческого слова “empeiria” — опыт) — такое философское направление, сторонники которого чувственный опыт считают единственным источником знания. Возникновение эмпиризма своими корнями уходит в эпоху философии Нового времени.

Особенно широкое распространение эмпиризм получил в учениях философов-идеалистов в XIX в. Именно тогда он был положен в основу теории познания многих философских течений и прежде всего позитивизма и родственных ему направлений. Противоположное эмпиризму направление — рационализм (от латинского слова “rationalis” — разумный). Его сторонники пытались уподобить истины, лежащие в основе всякого знания и якобы обосновывающие сами себя, “ясным и отчетливым” математическим аксиомам. Философская суть рационализма проявляется в утверждении, что разум — основа бытия, познания и морали. Широкое распространение термин “рационализм” получил опять же в XIX в. В своем большинстве выразители рационалистической философии настаивают на учении, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она происходит, достаточное основание для собственного бытия. Подобная трактовка рациональности преследует цель устранить различие между материализмом и идеализмом. Рационализм исходит из того, что разум становится источником и критерием достоверности знания, в рамках рационализма мышление отрывается от чувственного восприятия.

Рационализм

Рационализм подразделяется на онтологический и гносеологический. Онтологический рационализм утверждает разумность бытия, наличие в бытии некоего разумного начала. Гносеологический — объявляет разум главной формой познания. В противовес чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) выдвинули идею сверхчувственного. Издержки подобного подхода сказались в абсолютизации понятия “интеллектуальная интуиция”, посредством которой разум, без опоры на опыт и минуя чувственные данные, приходит к непосредственному постижению сущности бытия. Противостояние эмпиризма и рационализма оставило заметный след в истории философии. И хотя понимание действительных причин имевшего место заблуждения позволило преодолеть его, последствия односторонней трактовки не устранены окончательно. Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие определяется по следующим основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т. п. Эмпирическое — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступные чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.

Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия. Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизирования — своеобразной реакцией на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания. Познание — сложный процесс, включающий в себя не только разнообразный набор технических и информационных средств, не только специально подготовленного исследователя, сегодня действующего, как правило, в рамках многочисленных коллективов, но и все человеческие способности, свойственные индивиду как личности, существу, обладающему биосоциальной природой. Одна из таких способностей, играющих заметную роль (хотя и не всегда фиксируемую) в открытии нового, ранее неведомого — это интуиция. Под интуицией понимается человеческая способность постижения истины, достижения нового знания без помощи чувственного и рационального опыта, как бы в результате некоего озарения, источник которого, как полагают, — в душе человека.

Проблемы интуиции, разгадка ее тайны стали предметом устойчивого философского интереса. Появилось даже такое философское течение, как интуитивизм. Правда, в нашей стране в свое время оно было объявлено “реакционным идеалистическим” учением, представляющим разновидность иррационализма. А надо сказать, что основоположником этого философского течения — интуитивизма — был наш соотечественник, русский философ Н. О. Лосский (1870-1965). Им было написано немало трудов по различным философским вопросам, но особую известность и заслуженное мировое признание принесли ему сочинения в области интуитивизма. Словом “интуиция” Лосский называл “непосредственное созерцание предмета познавающим субъектом”. Он исходил из того, что достоверное знание получается не иначе, как в результате такого непосредственного наблюдения предметов в их истинном значении.

Согласно интуитивизму , познающий субъект способен непосредственно созерцать любые виды и стороны бытия, существующие в мире, а посредством интеллектуальной интуиции он может наблюдать события не только реального мира, но и бытие идеальное. Короче говоря, представления об интуиции, раскрывающие одну из сторон взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, дают возможность выйти за рамки взаимоотношений чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Факт присутствия в познавательном творчестве явления, именуемого интуицией и не получившего пока строгого научного объяснения, тем не менее не опровергается, а напротив, подтверждается многими исследователями.

Наряду с отмеченными выше средствами и способами научного познания в последние годы его возможности возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации. На базе принципов кибернетики, в результате успехов в деле конструирования и производства компьютеров зародилось и стремительно развивается направление информатики. Ее присутствие обнаруживается во всех сферах человеческой жизни. Важное место информатика занимает и в научном познании. Одна из животрепещущих проблем, находящихся в центре острых дискуссий, — проблема искусственного интеллекта. Сегодня с понятием “искусственный интеллект” связывают не только частные отделы наук, но говорят об особой науке, имеющей свой предмет и методы исследования. Истоки философского осмысления природы и возможностей искусственного интеллекта уходят в далекое прошлое культуры и науки. Важными вехами на пути трактовки деятельности разума как манипулирования символами выступают учения Коперника, Галилея, Гоббса, Декарта, Юма, других философов. Вычислительная машина, в сущности, представляет устройство, предназначенное для обработки символов. Именно символы способны быть носителями самой разной информации. Язык тем самым выступает в качестве своеобразного инструмента, и этот инструмент весьма существенно определяет представление о мире, которое формируется у носителя языка, в частности, у пользователя ЭВМ. Процесс усложнения данных, используемых в ЭВМ, заставил изменить отношение и к ним и к знаниям. Появление структурированных данных — списков, документов, семантических сетей, фреймов — повлекло возникновение специальных средств для их хранения: информационных банков и базы, которые стали называть интеллектуальными. Последнее определение означает, что в ходе обработки данных по специальным вспомогательным программам осуществляется их поиск, запись, отбор и т. п.

В ходе усложнения формы представления информации усложнялись и процедуры ее обработки. Возник подход, в соответствии с которым работа с данными (знаниями) вышла на первое место.

В Европе философский тип мышления ассоциируется с мудростью. Поэтому, важно понять его отличительные черты.

Основные особенности философского типа мышления:

    Принятие важных решений, совершение жизненно важных поступков на основе знаний в наиболее общих формах.

Т. е. прежде чем совершить поступок надо разобраться, соответствует ли это направлению движения окружающего меня мира в лице природы и развивающегося человеческого общества (надо встать над сегодняшним днём, смотреть на вечное, на то, что в мире относится к бытию и что к небытию).

Выходит, что человек, вооружённый философскими знаниями, пытается посмотреть на мир и увидеть столько, сколько видит Бог.

    Человек должен от мелких частных вопросов уметь переходить к широким обобщениям, к закономерностям предельно широких сфер жизни.

    Поиск первопричин тех событий, которые существенно влияют на судьбу человечества, на ход истории.

Философов интересуют причины преступности вообще, почему Россия попадает в смутную эпоху.

4. Постоянное вопрошание человеком самого себя, что будет, если все или большинство будут действовать как я.

«Золотое» правило нравственности (во всех религиях):

“И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

И. Кант сформулировал правило так:

“Делайте так, чтобы принципы вашей воли могли стать основой всеобщего законодательства”.

    Учёт долгосрочных последствий тех или иных деяний.

Ирония истории – история всегда издевается над деятелями, которые считают, что «оседлали» исторический процесс.

    Постоянный анализ работы механизма своего восприятия жизни. Постоянная проверка на точность работы источников информации о мире и о себе.

Не слишком ли мной манипулируют? Не слишком ли я доверяю своим чувствам и эмоциям?

Человек должен думать, что нужно знать, чтобы быть уверенным в своей правоте (аргументация).

4. Основные сложности философского познан

    Предмет теории познания

Знание всегда носило практи­ческий информационный харак­тер (см. схему). Если по­являлась потребность в каких-то идеях, то они получали на производстве, в практике более быструю реализацию, чем в университетских лабораториях и на кафедрах.

Гносеология (греч, gnosis- знание, познание) является од­ним из разделов современной философии. Она исследует при­роду человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.

Процесс познания изучается с точки зрения форм, законо­мерностей развития, возможности достижения истины. Су­ществуют его различные подходы, модели. Материалистичес­кие модели имеют основной принцип отражения мира в саг знании человека: у Демокрита - образы (эйдосы), у филосо­фов Нового времени - сенсорные сигналы, у В. И. Ленина - ощущения субъекта, которые дают субъективный образ объек­тивного мира. Идеалисты полагают, что познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц считал, что познание есть воздействие обожествленной идеи на врожден­ные понятия человека. У Гегеля - самопознания абсолютной идеи. У Маха, Авенариуса и других субъективных идеалистов (конец XIX - начало XX вв.) процесс познания - это реали­зация простой и экономной связи ощущений. Познание неиз­бежно сталкивается с такими вопросами: Познаваем ли мир? Как это происходит? Существуют ли границы познания или нет? Позиции мыслителей в целом можно определить следую­щим образом:

когнитивный оптимизм;

скептицизм;

агностицизм

Оптимисты абсолютно уверены в возможности познания. На (Г. Гегель, В. И. Ленин и др.); скептики выражают сомнение (Д. Юм, XVIII в.); агностики отрицают возможность познания мира (И. Кант - «вещь в себе» непознаваема, отсюда - надо дать предпочтение вере, а не разуму). Агностицизм - гипертрофированная форма скептицизма.

Субъект, объект, предмет познания . Познание и практика находятся в тесной связи. Об этом всегда говорили материалисты. Интерес представляют взгляды на познание немецкого философа К). Хабермаса. В труде «Познание и интерес» он выделяет три фундаментальных типа интересов, которыми руководствуется в своей деятельности человек: 1) технический, 2) практический, 3) эмансипационный.

Первый вид интереса соответствует трудовой деятельности; второй - общению; третий - рефлексивной деятельности сознания.

Личность в целом, а не только ее познающая основа - мозг, занимается познанием. Познание вплетено в различные виды жизни и деятельности людей. Оно слито с потребностями, интересами, целями людей. Сущность процесса познания связана практикой. Категория практики дает возможность осмыслить общественно-исторический характер познавательной деятельности, ступени развития познания, субъект и объект познавательного процесса.

Объект познания - часть реального бытия, подвергающая- анализу, изучению. Так, сознание человека исследуется разными науками: историей, философией, психологией, биологией, медициной. Но у каждой есть свой «участок», свой срез, свой угол исследования. Предмет исследования - конкретный аспект научного поиска.

Человек есть участник и творец исторического процесса. Это усложняет процесс познания роли субъекта. А. Г. Спиркин выделяет следующие виды субъектов познавательной деятельности: 1) все человечество; 2) отдельные народы; 3) группы индивидов (скажем, сообщество ученых); 4) личность; 5) под субъектом познания часто имеют в виду некий безличностный сгусток интеллектуальной активности.

Практика - это материальная, научная, социально-преобразующая целенаправленная деятельность людей, которая носит конкретно-исторический характер по преобразованию общества, человека, природы. Роль практики в процессе познания следующая:

она является основой познания;

практика - цель познания;

практика выступает критерием истины.

Обыденное и теоретическое познание . Обыденное позна­ние базируется на социальном опыте различных сфер бытия человека. Знание на обыденном уровне характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, наивными представления­ми; адекватное отражение действительности соседствует с ир­рациональным; велика роль опыта. Знание на обыденном уров­не формирует рецепты деятельности, правила использования, различные предписания. Обыденное знание дает верное, но неполное представление об объекте исследования. Типичным литературным примером обыденного сознания может служить рассказ А. Л. Чехова «Письмо к ученому соседу».

Теоретико-научное знание отличается от обыденного глуби­ной отражения объекта, проникновением в сущность вещей, выявлением законов развития, использованием логического по­нятийного аппарата. Научное знание носит концептуальный ха­рактер, его достижение связано с особой процедурой доказа­тельства, с использованием методов проверки знания. Знание носит практический характер, позволяя человеку правильно ориентироваться в окружающем мире. Скажем, идеи академи­ка С. Л. Королева вывели людей в Космос. Они реализовали тысячелетние мечты человечества в действительность.

    Истина в философии

Знание должно соответствовать законам объективного мира, т. е. быть истинным. Истина - цель по­знания, она же предмет исследования, важнейшая категория гносеологии.

Аристотель понимал под истиной соответствие мысли объ­екту.

Истина есть логическая форма, выраженная в виде мысли, где утверждается или отрицается наличие тех или иных связей. Истинно то, что определяется объектом, а не соглашением.

Австрийский физик Эрнст Мах понимал истину как дости­жение наиболее простых и экономных связей между ощуще­ниями. Внешний мир не брался в расчет. Знания соответство­вали не объективной реальности, а принципу простоты и эко­номии мышления. Развитие неевклидовой геометрии привело конвенционалиста Анри Пуанкаре к мысли о том, что лежащие в основе математических теорий системы аксиом есть результат соглашения, конвенции. Поэтому последователи данного течения в философии полагают, что внешний мир и знания не зависят друг от друга. Та или иная теория есть результат соглашения ученых по критерию удобства и простоты.

Прагматизм полагает, что истинно то, что полезно.

Марксистская гносеология дает свое понимание истины. Объективность истины В. И. Ленин связывает со следующими положениями:

    источник знания - объективная реальность;

    качества субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

    вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субъективна по форме своего выражения, носителем ее является человек;

    истина есть процесс;

    истина всегда носит конкретный характер.

В марксизме разработаны категории АБСОЛЮТНОЙ и ОТНОСИТЕЛЬ-НОЙ истины. Абсолютное выражает момент устойчивости, неизменное в явлениях. Относительное - изменчиво, переходящее в знаниях в связи с ростом новых фактов, теорий.

Несовпадение представлений субъекта с отражаемым объектом приводит к заблуждению, неистине. Знание должно соответствовать предмету исследования.

Истина и заблуждения не просто противоположности, они связаны друг с другом, переходят друг в друга и являются условиями развития ЗНАНИЯ.

Заблуждения - спутник научного работника и ученого во все эпохи. Попытка создать вечный двигатель предшествовала рытою закона сохранения и превращения энергии. Идеи эфира, теплорода были предпосылкой развития волновой оптики и электродинамики, а также физического учения о тепловых процессах. Но бывают и более жесткие ситуации, когда искажение истины не приводит к ней, а дает в результате заблуждение.

Стремление к истине должно быть связано с ее критерием. Часть мыслителей (скажем, агностики) отрицали такой критерий. Другие считали, что таковым может быть ОПЫТ человека, т.е. его ощущения; третьи полагали, что ясность и самоочевидность суждений суть их критерий.

Согласно К. Попперу, истинное подтверждение может проистекать только из неудач всех попыток опровергнуть данную теорию

Марксизм считает, что практика - основа, цель и критерий истины.

Практика, будучи критерием истины, не является абсолютным критерием истины. Практика осмысливает общее направление путей, ведущих к решению проблемы критерия истинности. Важное значение при определении истинности противоречащих друг другу теорий могут сыграть так называемые ВТОРИЧНЫЕ КРИТЕРИИ.

Таковыми принято считать принцип простоты и непротиворечивости теории, принцип красоты и изящества, принцип плодотворности и эффективности. Принцип простоты предпол­агает, что в основу теории должно быть положено наименьшее количество независимых понятий с тем, чтобы получить остальные как следствие исходных. Простота не есть нечто абсолютное. Теория может быть проста с точки зрения количества общих идей и принципов, в другом отношении она быть сложной, например, с точки зрения применяемого математического аппарата. Принцип простоты, как вторичный критерий, применяется в научном знании в ЕДИНСТВЕ с другими критериями. При выборе любой теории предпочтение отдается той, которая более проста, экономична, непротиворечива Вторичные критерии не заменяют основного - практику, а дополняют его.

Философское мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от научно-технического, экономического, политического, художественного и других форм мыслительной деятельности. Философское мышление направлено на выявление самого существенного в мире и поэтому самого важного для человека и его жизни.

Вся проблематика философского мышления строится вокруг феномена человеческого существования в мире, обществе.

Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление является самым предметно-масштабным. Философское мышление ориентировано не только на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, но и на постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире.

Основные особенности философского мировоззрения:

1. Рефлексивность. (р. – приобретенная способность сознания сосредоточиться на самом себе). Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др.) и выступает в качестве мышления о самом мышлении.

2. Целостность – направленность на объединение, многообразие человеческой жизни (личной, социальной, духовной). философское мышление отличается наивысшей степенью полноты воспроизведения в сознании общих условий существования любого явления, высшей степенью (предельным масштабом) абстрактности (теоретичности) своих идей, положений, выводов (знаний), наиболее глубоким, целостным и полным познанием истины.

3. Критичность. Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, философия в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни.

Особенность творческого характера философского мышления проявляется в способности заглядывать в далекое будущее, прогностических догадках и предположениях, на века и тысячелетия опережающих время. Примером этого может служить идея атома (Левкип, Демокрит, Эпикур и др.), на 2,5 тысячелетия опередившая возникновение атомной теории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм -- философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил -- Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм -- тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Типы философского мировоззрения:

1. Один из важных вопросов в философии – вопрос о том, разделен ли мир на материю и дух, и если да, то что первично.

1. Два основных типа – идеализм и материализм.

Идеализм – это учение о том, что началом всего существующего является дух, идея, сознание, т. е. нечто идеальное.

Две разновидности: Объективный и. , субъективный и.

Объективный и. (Платон, Гегель) – полагают, что идеальное существует объективно, т. е. независимо от человека.

Субъективный и. (Беркли, Юм) – считают идеальное формами внутреннего человеческого опыта.

Материализм (создатель Демокрит; представители: Ф. Бэкон, К. Маркс) – это учение, признающее первичным исходным началом всего существующего материю.

Декарт – дуализм. Считал, что одновременно равноправно существуют тело и душа, материальное и идеальное. Дуализм – это учение, признающее равноправное существование и материального и духовного начала.

2. Важное значение в философии имеет вопрос о возможностях познания мира и в этом вопросе философы делятся на агностиков, представителей рационализма и представителей сенсуализма.

Агностики - представители агностицизма (непознаваемости)), отрицают возможность познания мира и мыслителей, признающих, что мир познаваем в той или иной форме.

Рационализм (разум) – направление, представители которого полагают, что человек познает мир, прежде всего, с помощью разума (Декарт). Основной способ познания – дедукция.

Сенсуализм (чувства) – направление, представители которого полагают, что основной способ познания мира – чувственное восприятие (Джон Локк).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 4. Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.:

  1. 4.Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.
  2. Мировоззрение: понятие и сущность. Специфика философского мировоззрения.
  3. 3. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Понятие «предельное (метафизическое) вопрошание и предельное противоречие (антиномия)».

Мышление - это отличительный признак, прерогатива человека перед животными, заключающаяся в особом способе познания окружающего мира. В отличие от чувств и ощущений, мышление осуществляется сознательно.

Философия - это особая система рассуждений и принципов о мире и месте человека в нем, форма познания реальности. Одним из главных вопросов философии является связь между материей и сознанием.

Таким образом, можно уверенно утверждать, что мышление - одна из основных категорий любого философского направления.

Философская картина мира

Мышление является как объектом изучения философии, так и ее основным инструментом. Философские картины мира разнообразны, в зависимости от направления и школы, однако все они так или иначе вращаются вокруг взаимоотношения человека и окружающей его реальности.

Специфика философского мышления заключается в максимальном отстранении рассуждений от конкретных предметов и задач в пользу объективных теоретических изысканий. От других картин мира философская отличается, пожалуй, самым сильным стремлением к познанию истины и наибольшим обобщением всех сведений и идей о мире и человеке.

Научная картина мира также строится на максимальном обобщении и систематизации, однако в большей степени, чем философская, основана на экспериментах, а также ставит перед собой вопросы другого характера. Самая близкая по своим принципам к философии наука - математика.

Математику часто называют языком, имея в виду особый способ выражения мысли. Философия также может быть квалифицирована как отдельный язык, описывающий мир и человека, пусть и не столь символизированный. В истории человечества известно немало выдающихся личностей, которые посвятили свою жизнь изучению математики и философии, что также указывает на их сходство.

Античные понятия о мышлении

Вероятно, самой известной фразой о мышлении является высказывание «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»), авторство которого принадлежит французскому философу и ученому Рене Декарту. Однако, задолго до его трудов древние философы строили теории о роли мышления в жизни человека.

Презентация: "Философия - особая форма познания мира"

Так, например, основоположник логики, древнегреческий философ Аристотель, закономерно является также и автором теории мышления.

Аристотель полагал, что ощущения - это базис для познания, отправная точка, но именно осознанное мышление дает человеку возможность наиболее глубоко и всеобъемлюще понять мир.

Также Аристотель утверждал, что задача мыслящего человека заключается в максимальном обобщении знаний и движении от конкретного к абстрактному.

Другой греческий философ Сократ, в свою очередь, связывал способность рационально мыслить и нравственное развитие человека. Он называл процесс мышления путем к самосовершенствованию и познанию мира и себя в нем. В его концепции человек нравственный, высоких моральных качеств всегда обладает развитым рациональным мышлением.

Следует также отметить широко известного своим вкладом в античную философию римского императора Марка Аврелия. Этот политик являлся последователем стоицизма и внес в традиции этого направления существенную поправку. До Марка Аврелия стоики утверждали, что составляющими каждого человека являются тело и душа (пневма). Марк Аврелий расширил эту концепцию, заявив, что помимо этих двух частей отдельно существует еще и разум - и именно он играет ведущую роль в жизни человека, а не пневма, как утверждали его предшественники.

Дальнейшее развитие теории мышления

От Средних веков античной философии унаследована схоластика, являвшаяся причудливой смесью богословия и логики Аристотеля. Можно сказать, что в схоластике столкнулись философская и религиозная картины мира. Несмотря на масштаб события, особо ярких достижений у схоластов не наблюдалось, поскольку ученые были сильно ограничены церковными догматами и не стремились выходить за религиозные рамки.

Следует, однако, отметить схоластическую теорию мышления, которая заключалась в следующем: человеческий разум почитался божьей благодатью, ниспосланной свыше. Мышление, таким образом, было объявлено богоугодным процессом и всячески поощрялось, но предполагалось, что оно должно быть употреблено на мысли о божественном и мистическом, а не на познание реальности окружающего мира.

Ярким примером достижений средневековой мысли можно считать такие науки как алхимия и астрология, которые изучались многими уважаемыми деятелями той эпохи. Также процветала, хоть и не одобрялась церковью, хиромантия и другие виды полумистических занятий, называвшихся науками. То есть, в Средние века философия пребывала на вторых ролях, сильно уступая мифологии. Подтверждением этому может служить известная фраза «Философия - служанка богословия», ставшая девизом схоластов.

Философское мышление Нового времени

Уже упомянутый выше французский философ и математик Рене Декарт стал, пожалуй, одним из самых выдающихся мыслителей XVII века. Именно он утвердил тождество мышления и бытия своей знаменитой фразой. Впоследствии его теория получила продолжение и была названа картезианством.

Основными принципами картезианства были:

  • Рационализм - примат сознания и мысли над телом и ощущениями. Разум движет всеми поступками и действиями человека.
  • Скептицизм - сомнение утверждалось как основной принцип мышления. Однозначно воспринимались лишь доказанные факты, а теории и гипотезы принимались лишь с большой долей допущения. В скептицизме мы видим зачатки ;
  • Дуализм - всеобщее деление на материю и сознание. Принцип их взаимодействия в картезианстве так и не был определен.

Несмотря на безоговорочное предпочтение, которое Декарт отдавал разуму, философ также не был чужд некоторой склонности к мистицизму. В частности, он развил утверждения Платона и средневековых ученых и создал теорию так называемых врожденных идей. Она состояла в том, что некоторые явления непостижимы человеческим разумом не из-за недостатка знаний - Декарт утверждал, что знания об этих явлениях существуют в разуме изначально. Конечно, такая теория была очень удобна для объяснения необъяснимого, но происходила все же больше от , чем от здравого смысла.

Тем не менее, у Декарта есть множество выдающихся последователей, таких как Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и Георг Гегель. Каждый из них внес в картезианство некоторые поправки, но в целом они оставались приверженцами этого направления.

Были у картезианцев и оппоненты. Если не говорить о чистых мистиках или последователях божественного происхождения мысли, следует упомянуть, например, Иммануила Канта, немецкого мыслителя XVIII века, считающегося родоначальником немецкой классической философии. Его возражения картезианству касались четкого разделения рассуждений и опыта.

Кант утверждал, что мышление не может быть основано ни на чем другом, кроме экспериментов, и разделять рационализм и эмпиризм, как это делал Декарт и его последователи, нельзя.

Однако именно Иммануил Кант положил начало типологии мышления, разделив его на по нескольким признакам: формальное и диалектическое, конкретное и абстрактное, а также практическое и диалектическое.

В XIX веке французский ученый и философ Жюль Пуанкаре высказал в своей книге замечательную мысль: «Невозможна реальность, которая была бы полностью независима от ума, постигающего ее». В отличие от Декарта, Канта и других предшественников, Пуанкаре отрицал и априорное знание, и способность человека к полностью объективной оценке реальности. Любая теория, считал он, будь то наука или философское воззрение, во многом зависит от личности автора и его методов мышления.

Так, через всю историю философии мышления, мы возвращаемся к тому, что мысль - одновременно базовый объект изучения философии и ее основной инструмент. Вероятно, именно этот дуализм является залогом все новых и новых теорий и открытий в изучении человеческого мышления, как в философских изысканиях, так и в научной деятельности.