Фруктовый сад на загородном участке. Планируем плодовый сад Небольшой фруктовый сад произведение

Электропроводка

Пряное варенье из персиков с корицей, бадьяном и гвоздикой. Варенье очень густое, ароматное, с прозрачными кусочками фруктов. Немного повозиться придётся с обработкой - с персиков обязательно нужно счистить кожицу, зато готовится варенье довольно быстро. Для заготовки на зиму выбирайте спелые персики без признаков порчи и видимых повреждений. Кожицу можно счистить обычным овощным скребком или, как в этом рецепте, ошпарить фрукты кипятком. Сорт персиков подойдет любой.

Перед каждым владельцем садового участка возникает вопрос об улучшении качества почвы. Либо - в самом начале при освоении участка. Либо через некоторое время, потому что на участке неплохо растут одни культуры, но чахнут, болеют или вовсе отказываются - другие. Либо из-за того, что снижается урожайность тех культур, которые раньше плодоносили без проблем. В таких случаях покупают машину перегноя, торфа, чернозема или навоза, или отравляются в магазин за минеральными удобрениями.

Торжественные и строгие «ромашки» гацании – одни из самых крупных и оригинальных среди всего семейства Астровых. Это растение привлекает поклонников геометрии и современных узоров в горшечном формате. И если на улицах, балконах, верандах и террасах гацания кажется настоящей звездой, то в качестве комнатного растения она очень мало неизвестна. А между тем именно гацания из всех ярких и модных летников к выращиванию в комнатах приспособлена лучше всего.

Говяжьи рёбрышки тушеные с овощами и лисичками - блюдо, на приготовление которого хотя и понадобится 2-3 часа, при этом особенных усилий прикладывать не придётся: все ингредиенты слоями укладываются в жаровню, а затем долго томятся на плите. Мясо получается таким нежным, что просто опадает с рёбрышек, а овощи, пропитавшись соками, становятся невероятно вкусными, и отлично дополняют говядину. Словом, особенно не утомляясь, можно приготовить мясо с гарниром на обед или на ужин.

Пересадка почки – это сложная и ответственная операция вообще. Даже если речь идет о почках розы. В этой статье расскажу всю правду про прививку роз методом окулировки. Вы поймете, почему обычно садоводы не прививают розы, а предпочитают покупать уже привитые и в питомнике. Окулировка – это пересадка почки с сортового растения на подвой шиповника. Пересадить почку можно на любую часть ствола. Причем не только на шиповник. Розу можно прививать на другую розу.

Последний в календарном значении месяц лета для каждого садовода становится первым месяцем подготовки к будущей зиме. Кроме насущных проблем и обильного урожая, приходится задумываться о многом другом. Ведь и подготовка почвы, и разделение цветов, и правильная закладка на хранение ничуть не менее важны, чем подготовка газона и уход за овощами. Этот месяц в лунном календаре также особенный. Работы в декоративном саду и огороде разбиты на удлиненные периоды.

Традиционный чай из чайных листьев, пожалуй, один из самых любимых напитков во всем мире. Но в этой статье пойдет речь о не менее модных травяных чаях. Сегодня они стали незаменимой составляющей здорового образа жизни. Я расскажу о моем опыте: как я заготавливаю и храню мятный, лавандовый, укропный, из виноградных и яблочных листьев чай в домашних условиях, об их пользе для здоровья и правилах использования. С незапамятных времен на Руси пили травяные чаи.

Салат из помидоров и огурцов на зиму - самый вкусный и простой рецепт. Различные виды овощных салатов заготавливают в промышленных масштабах. В дополнение к большому количеству уксуса, там ещё и различные пищевые добавки, с непонятными рядовому человеку индексами. В домашнем салате на зиму всё по-другому - кислоту регулирует хозяйка, она же следит за стерильностью и пастеризацией, поэтому такие заготовки невероятно популярны за праздничным столом.

Венерины башмачки сегодня почти вытеснены из прилавков и подоконников выносливыми фаленопсисами. Роскошно цветущие, некрупные и очень вариативные, пафиопедилумы - орхидеи, любоваться цветением которых можно бесконечно. И ностальгичные, и модные одновременно, они для многих остаются малознакомыми растениями, окутанными мифами и легендами. На практике они куда дружелюбнее, чем гласит их королевская репутация. Без тщательного ухода пафиопедилумы не цветут.

Персиковый компот на зиму с красными сливами и садовыми ягодами приготовлен методом горячей заливки. Заливка может быть двух- или трёхкратной, для надежности можно добавить ещё и стерилизацию, если планируете хранить заготовки в квартире. Фрукты для компота лучше выбрать чуточку недозрелые, чтобы ломтики сохраняли форму. А из спелых персиков и слив лучше приготовить варенье или джем. Я обычно закатываю компот в небольшие банки и делаю его концентрированным.

Томаты родом из Перу, где климат очень жаркий и засушливый. Как же обеспечить родные условия томатам в нашем климате? Они, например, у меня растут в открытом грунте, а лето прохладное, и идут очень частые дожди. При этом хочется, чтобы куст плодоносил до самой осени, и плодов дал, как на пакетике с семенами пишут - 10 кг с куста. Чтобы этому южанину обеспечить комфортные условия и, соответственно, себе - большой урожай, нужно уметь правильно формировать куст.

Довольно часто садоводам хочется получить понравившиеся растения без особых затрат. Первое, что приходит на ум в таких случаях - черенкование. А если вы начинающий или «ленивый» садовод? Или приезжаете на дачный участок только в выходные, да и то через раз, и еще хотите там отдыхать? Тогда затея с черенками может и не удаться. Почему бы не предоставить природе возможность сделать почти всю работу за нас - размножить наши любимые растения отводками?

Плов с булгуром - очень ароматный, рассыпчатый, такой вкусный, что просто пальчики оближешь! Для этого рецепта понадобится крупнозернистый или крупный булгур, также в продаже встречается «Булгур для плова». Это не сорта пшеницы, а виды булгура, в которых разнятся только фракции помола. Также подходит для рецепта цельное зерно, очищенное от оболочки и нешлифованный булгур. Последний вид наиболее полезный, он часто используется в рецептах для диетического питания.

Мои грядки с клубникой существуют десять лет. Кусты я, естественно, обновляю. Раньше, когда май и июнь были сухими, я снимала со своей «плантации» два ведра вкусных ягод и еще полведра ягод, покрытых серой гнилью. Если начало лета было дождливым, то мне доставалось два ведра серой гнили и только полведра спелой клубники. Обидно делиться урожаем с какой-то гнилью! Я начала атаку на эту бяку. Итак, пошагово - почему моя клубника никогда не болеет серой гнилью.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Традиционный дачный участок трудно представить без овощных грядок, фруктовых кустарников и деревьев. Этот триумвират определяет его наполнение и служит основным содержанием, без которого территория становится какой-то неправильной. Оставим за рамками статьи первые два вида, и узнаем сегодня о том, как правильно посадить фруктовый сад, чтобы через несколько лет вы смогли получать от него свежие и вкусные плоды.

Стоит ли этим заниматься

Ответ будет однозначным – обязательно стоит. Помимо этого, фруктовый сад еще украсит дачный участок и создаст затененные места, в которых будет приятно провести время во время летнего зноя.

Также не следует сбрасывать со счетов и визуальную составляющую, особенно в период цветения, когда плодовые деревья усеяны розовыми и белыми цветами, наполняющими атмосферу ароматом. Мы настоятельно рекомендуем садоводам не откладывать в долгий ящик высадку фруктовых саженцев, тогда спустя 2-3 года у вас на столе появятся выращенные самостоятельно экологически чистые витамины.

В данной статье ответим на три вопроса:

  • как правильно разбить фруктовый сад на дачном участке;
  • на какие саженцы обратить внимание и когда их лучше высаживать;
  • как правильно выбирать место под яблоню или грушу.

Выбор участка для посадки плодовых деревьев

Начнем с самой популярной ошибки начинающих садоводов – они стараются посадить деревья на участке так как, они считают нужным и удобным для них. Не проводят ни какой расчет расстояний до близлежащих объектов, что впоследствии «выйдет боком».

Типичная ситуация – небольшая и аккуратная груша вдруг превратилась в гигантское растение, которое не только мешает перемещаться по двору, но еще и засыпает его своими плодами. Результат – вам приходится целый день отбиваться от жалящих насекомых, которые превращают дачный отдых в совсем не отдых. Опыт показывает, что обычно плодовые деревья вырубают на даче не потому, что они стали старыми, а потому, что неудачно были высажены в самом начале.

Совет: помните, взрослые яблони могут иметь крону размером 6х8м, косточковые – 3х5м.

  1. Высаживайте плодовые деревья не ближе 5 м от дома. В этом случае даже самая крупная корневая система не сможет в будущем разрушать фундамент постройки, кроме того, ветки в ветреную погоду также не будут раздражать своим стуком, но самое главное, не поломают шифер и кирпичную трубу.
  2. Не стоит высаживать дерево и рядом с тропинкой – корни растения через какое-то время могут ее разрушить, а ветки проход сделают слишком затруднительным.

  1. Не нужно выделять место под фруктовый сад прямо у , иначе вы просто отдадите соседям половину урожая. Это также может стать удобным «лазом» на вашу территорию для злоумышленников. Кроме того, нередко из-за веток начинается конфликт между соседями, заканчивающийся уничтожением хорошего дерева. Лучше отступите от ограды на 4 м.
  2. В саду междурядье плодовых деревьев должно быть таким, для:
    • яблонь и груш — 6х4 м, для карликовых сортов расстояние – 4х3 м;
    • сливы и вишни – 3х2,5 м.

Совет: в этом случае до забора должно быть не менее трех метров.

  1. – 3-6 м, так как под такой густой кроной расти смогут только сорняки, а под орехом так вообще ничего.
  2. Размещайте будущий фруктовый сад в северной части огорода – он не так сильно будет затенять участок, а также станет защитой овощным грядкам от холодных ветров.
  3. На неровном ландшафте со склоном, низину отдайте под сливу – она зимостойкая и требует повышенной влажности почвы, середину – вишне, черешне, абрикосу и персику, верхнюю – облепихе и засухоустойчивым растениям.

Совет: санитарная инструкция по посадке деревьев в городах требует, чтобы груша и яблоня не были высажены ближе 5 м от дома.

Как выбрать саженцы

Чтобы вы не потеряли голову на рынке от разнообразия предложений, рекомендуем дома все хорошо взвесить и написать себе на листке бумаги.

Выбирая, какие фруктовые деревья растут в саду, знайте, что самыми популярными в средней полосе будут такие:

  • яблоня;
  • груша;
  • черешня;
  • вишня;
  • слива;
  • грецкий орех.

На юге выбор значительно больше, поэтому можно добавить – айву, персик, алычу. Но, чтобы вы не решили приобрести – внимательно изучите состояние растения.

На сегодняшний день саженцы – обычно привитые деревья.

Они имеют:

  • подвой – нижнюю часть с корнем и частью ствола. Он выращивается из укорененного отводка или семян;
  • привой – надземною частью.

Благодаря этому симбиозу удается получать растения из разных сортов, лучшие качества каждого из которых дополняют друг друга. Рекомендуем при выборе саженца плодового дерева обратить внимание на такие параметры:

Возраст Никто не запрещает приобрести уже плодоносящий саженец, которому исполнилось 10 лет. Но, покупайте такие взрослые деревья только с большим комом земли или в кадке, в противном случае они погибнут. Затруднен будет и перевоз таких саженцев.Мы рекомендуем обращать внимание на 1-2-х летние растения. При этом возраст деревца должен определяться по привою.
Диаметр ствола Штамб служит для поддержки кроны дерева и отвечает за доставление полезных веществ к веткам и листьям. Диаметр у здорового саженца яблони двухлетнего возраста – 20 мм, высота – около 500 мм.У косточковых слаборослых деревьев – он должен быть не менее 10 мм. Следите, чтобы ствол был ровным, без повреждений и наростов.
Побеги Основное – их количество и длина. Однолетние саженцы могут вообще их не иметь, у двухлетних – не менее 3 ответвлений.
Корневую систему Длина главных корней:
  • на подвоях из семян – не менее 300 мм;
  • на вегетативно размножаемых – 250 мм.

Корни должны быть без трещин и наплывов.

Совет: выгоднее всего приобретать однолетние саженцы, цена которых ниже и они лучше приживаются.
Также помните, покупайте сорта деревьев, которые распространены в вашем регионе или выращенные в схожих климатических условиях.

Как проводить посадку саженцев

Перед посадкой заранее подготовьте удобрения, чтобы деревце лучше укоренилось на новом месте. Также не забудьте опустить его в воду на некоторое время, чтобы восстановить влагу, потерявшуюся за время, проведенное ним на рынке и в поездке. Удобрением следует засыпать подготовленную яму на третью часть.

Совет: проследите, чтобы минеральные удобрения непосредственно не попали на корневую систему деревца, иначе она может получить ожог и не прижиться на новом месте.

Приготовьте для яблонь и груш:

  • компост – 20-30 л;
  • крошки торфа – 30-40 л;
  • гранулированный суперфосфат – 1 кг;
  • древесная зола – 1 кг или сернокислый калий – 150 г.

Для слив и вишен:

  • перегной – 10-20 л;
  • гранулированный суперфосфат – 300 г;
  • хлористый калий – 40 г;
  • древесная зола – примерно 400 г.

Совет: можете заменить минеральные удобрения 2-3 ведрами перегноя.
Кроме того, удалите перед посадкой сломанные корешки, у других обрежьте кончики.

Работу по высадке лучше проводить вдвоем — первый держит саженец в вертикальном положении, другой — насыпает землю и утрамбовывает ее для его закрепления. Следите при этом, чтобы корневая шейка была на уровне поверхности почвы.

Совет: каждый саженец необходимо закрепить с помощью вкопанных рядом колышков.

Предпоследний этап — обильный полив, примерно 20-22 л на 1 деревце. Затем почву необходимо мульчировать опилками, перегноем, торфом или соломой.

Вывод

Зеленые насаждения не только радуют глаз, но и приносят заметную пользу, особенно это касается плодовых деревьев. Данная статья рассказала вам основные премудрости садоводов, которые помогут вам посадить фруктовый сад своими руками. Поверьте, это будет одно из самых знаменательных событий в вашей жизни, которое останется и после вас. Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.













Жил дед Михаль на краю деревни, лес подступал к забору, а в стареющем, уже довольно запущенном саду весной бывало много соловьёв. В лесу собирали душистую землянику, дикую малину, грибы.
На огородах буйно отцветала картошка, а в садах поспевали и пряно пахли ранние яблоки, когда дед Михаль почувствовал немощь и потную слабость в теле, начал сохнуть, наливалось желтизной лицо. Старик попросил у соседей конверт, передохнул и сел за стол. «Андрейка, приезжай быстрее, - писал дед Михаль, а глаза наливались горючей сыростью слёз, - захворал я, сыночек мой родненький. Скончаюсь и тебя не увижу…».
Михаль отдал письмо почтальону, потоптался на дворе и свернул в сад. Стоял сухой безветренный день. чудесный – аж полсотни деревьев – сад устилал землю прохладной тенью; гнулись чуть ли не до земли от плодов яблони; синели недоспелые сливы; обособливо наливались мягкой сладостью груши; а малинник горел ягодами, будто кто осыпал его горячими угольками. Михаль осторожно потрогал руками каждое деревце, слабо улыбнулся… Но тут же закололо внутри так, что он едва дотянул до хаты и мокрый от пота лёг на лежак.
Одинокий… Ненужный… Как же так? Ведь всё, что у него есть, что накоплено, будет его, перейдёт к сыну, только его будет! Зачем мне всё это на том свете, туда никто ничего с собой не берёт. Как люди приходят в жизнь ни с чем, нищими, такими же они и уходят из жизни. Как же тогда – одиночество? Глупости! Вот приедет через несколько дней сыночек и конец!
Конец – это слово его смутило – чему конец? Разумеется, конец одиноким ночам, одиноким мыслям … нет, не это. Всё равно он будет один, в одиночестве… Тогда чему конец? Может, покинет ощущение, что жизнь проходит так, как часы: бегут минуты, часы, сутки, годы, а жизнь бесполезная и ненужная, словно белые курчавые облака на небе набежали небольшим облаком и исчезли, и никакой пользы нет от них людям. Но существует ли в действительности это ощущение, когда знаешь, что ты нужен и полезен так же, как самый маленький болтик в могучем механизме? Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо, появляется где-то к концу жизни, когда воспоминания тысячу раз прокручены, словно старый фильм, а межа твоей жизни уже так близка… Конец – тогда чему будет конец, ведь приезжает сын, твоя радость, твоё единственное счастье, твоя кровиночка?
Перемогая бесконечные боли в груди, Михаль думал о прошлом своей жизни, о настоящем, о смысле этой самой жизни, временами впадая в короткое забытьё, то ли полубред, то ли полусон. Через два дня зашла соседка Ксения и испуганно воскликнула:
-А божечки ж мой, тебя ж в больницу нужно! Побегу я сейчас до бригадира, транспорт попрошу.
-Не выдумывай ты, …прошу, не надо. Я травами лечусь, Андрея жду… Ксения принесла из дома горшок молока, хлеба, миску тёплого картофельного супа, огурцов и всё это поставила на лавку у лежанки. «Ешь, ешь», - ласково попросила Михаля, а сама стала прибирать в хате. Тот пожевал кислый огурец, выпил молока и, приподнявшись, начал следить, как ловко управляется Ксения и какое у неё свежее, ещё не побитое старостью лицо. Что-то смутное колыхнуло душу… он не понимал себя, но чувствовал, что это что-то большое, необъяснимое, это и есть самое важное – любовь.
От других мужчин он слышал, что любовь мучила их – превращала жизнь без взаимной любви в муку. Он много лет остерегался этого опасного чувства, что терзает сердце мужчины. Но когда он пустил его в свою душу и сам не знает. Но когда это чувство заполонило его душу, оно наполнило его светлым восторгом, хотя и без тёплой, приятной печали. Никогда раньше он не испытывал ничего подобного и даже не мог представить, что долгие часы одиночества могут пролетать незаметно при незримом присутствии женщины, вызванной с расстояния его молодости и всю жизнь прожившей с ним по соседству.
-Почему ты суп не стал кушать? – спросила Ксения. Она смотрела на Михаля полными не прикрытой жалости глазами.
-Не хочется что-то.
Ему не по себе было от её взгляда, кидало в жар, на усохших щеках вспыхнул нездоровый румянец. Ксения пошла, а Михаль глядел на вымытый стол, на стены, очищенные её руками от паутины, и вспоминал, какой необычайно пригожей была она в молодости. Парни не давали ей покоя. Очаровала пронзительной чернотой глаз Ксения и Михаля, но он никогда её и за руку не трогал, боялся, чтобы не обсмеяла. Ксения вышла замуж, женился и Михаль, взял Степаниду, дивчину хоть и не очень красивую, но румяную и приветливую. Детей у них долго не было, обои аж почернели от горя, извелись и потеряли всякую надежду, но всё ж потом Степанида родила сына. Они тогда чуть не сомлели от счастья. Михаль посадил яблонь, груш, вишни, слив и, когда на деревцах появились первые плоды, огородил сад со всех сторон высоченным – курицы не взлетят - забором. Фрукты односельчанам не продавал, хотя такого огромного плодоносящего сада ни у кого не было. Рассуждал так: «Запроси дорого – покривятся, разобидятся, отдай за бесценок – нет выгоды». Потому и возил в неблизкий город на рынок каждую осень корзины с духмяными плодами. А вырученные деньги пускал на сына. Ходил он лучше других одетый, обутый, накормленный. Ни в чём они не отказывали сыну.
Померла, простудилась на рынке, Степанида. Михаль её похоронил, но жениться не стал, на другой уже год стала вдовой Ксения. Мужик её стал переходить весной речку, лёд треснул, и только шапка осталась от него на дымной воде. Корову Михаль продал, свиней не держал, жил на пенсию. Оставшись один, он сам не стал стоять на базаре, такого он не допускал даже в мыслях, а фрукты продавал оптом и к нему ехали перекупщики на своих машинах и тут же расплачивались наличными. И Михаль высылал сыну каждую лишнюю копейку, хотя тот уже давно окончил институт, занимал приличную должность, жил самостоятельно, в достатке и имел семью…
«Скоро ли ты приедешь, Андрейка?» - кручинился, шептал старый. Он лежал на лежанке с колючим холодом на душе и слушал, как монотонно гудят в хате оголодавшие мухи. Днём было веселей, приходила Ксения, да и сам поднимался, сидел у окна, а ночью сердце стискивала такая тоска, хоть волком вой. Не спалось. Михаль немощно ступал по вымытым половицам хаты, как-то внимательно вглядывался в белый от спелости месяц в затуманенном небе и, чувствуя в глазах теплоту слёз, чуть не в голос говорил сам себе: «Хоть вволю наговорюсь я с тобой, сыночек. Мне ведь не с кем и словом перекинуться. Все называют меня скрягой, никто на двор и носа не показывает. Я живу среди людей, а как на необитаемом острове, построенном своими руками. А разве я скряга, Андрейка? Ты же знаешь… Расскажу тебе про Ксению… Никто не догадывается, сынок, что и теперь она мне нравится. Одним словом, будет нам об чём поговорить, только приезжай…».
Письмо почтальон принёс под вечер. Андрей писал, что приедет через пять дней. И когда утром рано пришла Ксения затопить печь, удивилась: оживлённый, без прежней квёлости в лице ходил Михаль по хате, радостно улыбался. Как-то виновато сказал:
-Андрейка приезжает. Хочу встретить его по-человечески. Считай десятый год не был дома сыночек мой. Нужно приготовить горилки, закуски. Помоги мне, Ксюшка.
За день хата приобрела обжитой вид. Ксенины руки вычистили, выгребли всё, что господствовало тут долгие годы. Ласкали взгляд белой свежестью развешанные на окнах шторки, засветились желтизной стол и лавка, выветрился сырой кислый дух. «Сынок приедет, приедет… - не уставал думать Михаль, - значит я ещё нужен ему, нужен…». Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо по последним годам одиночества, оно появляется где-то в середине груди и поднимается всё выше и выше? Что это?
Он тряхнул головой, прогоняя грустные мысли, которые не впервые одолевали его. Но ведь он отец, всю жизнь жил только ради сына и для сына.
Андрей приехал на склоне дня. Вошёл в хату ладный, стройный, с красивым загорелым лицом, поставил у порога чемодан, обнял неожиданно обвядшего от радости Михаля, прижал к себе. «Сыночек мой», - неслышно шептал старик. Ему хотелось поцеловать Андрея, но постеснялся своих щетинистых щёк, потемневшей от пота рубашки. Только припал губами до его пропахшего дорогим одеколоном пиджака и заплакал.
-Не плачь, батько. Не плачь.
-Надолго ли ты?
-Да нет. завтра назад.
-А почему так быстро?
-На работу надо.
Людей набралось много. Каждый, кто приходил, нёс с собой то сало, то яйца, то сметану. Даже места для закуски не хватило на столах и раскрасневшаяся Ксения выносила избыток еды в сенцы. Андрей был хмурым и будто чем-то недовольным. Михаль особенно не старался тревожить его вопросами. Думал: «Видно, сильно переутомился. Отдохнуть ему нужно».
Выпили по первой чарке. Андрей почему-то ещё больше помрачнел, ковырялся с неохотой вилкой в тарелке с огурцами, время от времени окидывая присутствующих безучастным взглядом. Он ни с кем за столом не общался и держал себя обособленно.
А у Михаля, который давно не брал в рот спиртного, сразу закружилась голова, сделалось весело и легко на душе. Тут в хату заскочила дивчина лет двадцати пяти. Стройная, красивая той броской красотой, какая сразу томливым смятением бередит мужские сердца. Она тихо сказала:
-Припозднилась я. Простите. – И села на лавку с края стола.
Андрей поднял потемневшее от неизвестной кручины лицо, вгляделся в дивчину и спросил у отца:
-Чья это?
-Нина. Ксенина дочка.
--Замужем?
-Ага. Мужик в армии сейчас. На два месяца взяли.
-Смотри ты, - повеселел Андрей. И Михаля это обрадовало.
-Завтра, сынок, пойдём до могилки. До матери. Так она тебя любила и так хотела перед смертью увидеть тебя.
-Хорошо, отец, хорошо.
В хате сделалось шумно. Хмельными голосами люди затянули песню: «Когда б имел златые горы». У старика повлажнели глаза. Песня напомнила его померкшую любовь до этих старых и добрых людей, с которыми, занятый своими заботами и хлопотами, он мало знался, а они вон как хорошо к нему относятся: уважили, пришли. Михалю хотелось обнять каждого, завести в сад, натрясти самых лучших яблок и все отдать им. Буйные слёзы покатились по щекам… И чтобы, не дай боже, не увидел сын, он закрыл лицо высохшими до прозрачности руками…
-Как там, сынок, невестка?
-Полный порядок, отец. Работает. Привет тебе передавала.
-А внучка? Может, уже в школу ходит?
-Да нет ещё.
-А второго ребёнка не думаете завести?
-Да нет, хватит и одного.
Отвечая, Андрей глядел в угол хаты. Ненароком зыркнув туда, Михаль увидел горящие очи разомлевшей от выпитой горилки Нины. Гости погомонили, спели несколько песен и начали расходиться, так как уже светлело на востоке небо.
-Я сейчас вернусь, батько, - сказал Андрей. Он накинул пиджак на плечи и вышел из хаты.
Михаль сел у раскрытого окна. Лицо студила росная прохлада. Видно спросонок цвикала какая-то пташка, пахло травой и яблоками. «Куда же он делся?» - думал про Андрея. Вышел в сад. И там-то услышал шёпот. Осторожно прокрался туда, где выделялся своей непролазной глушью малинник, раздвинул руками колючие стебли и ад вздрогнул. Сидели на траве Андрей с Ниной. Целовались…
Быстро вернулся в хату Михаль, закрыл окно. Сел на лавку. «И что ей надо?» - думал про Нину. «У самой такой красивый, рослый мужик. Все завидуют им: вот красивая пара, стоят друг друга. А она, смотри ты, закручивает. И не глядит, что Андрей не добрых полтора десятка лет старше её и женат».
Про сына ничего плохого не думал, не осуждал.
Уже развиднелось, когда Андрей вернулся. Кинул на стул влажный от росы пиджак, спросил:
-Как житьё, батько?
-Ложись спать, сынок. Поздно. «Или слишком рано» - добавил про себя.
По полудню пошли на могилки.
Светловолосый, в прилегающем костюме, Андей вышагивал впереди. На него, пристально и оценивающе, глядели люди из окон своих домов. А Михаль понуро топал сзади, чувствуя зябкую горечь на сердце. Было душно и безветренно. На кладбище старик отыскал осыпанный листвою взгорочек земли с деревянным крестом, сказал: «Вот она мать, сынок», и припал лицом до нагретого холмика. От плача тряслись его худые плечи, дрожали руки. А Андрей сидел молча. Выплакавшись, Михаль глянул на сына, и в его горле как бы пересохло моментально от увиденного.
Сидел тот безразличный и далёкий от всего, гулливой мыслью туманились его очи, а на припухлых губах таилась радостная довольная усмешка. Старик поднялся, сухо кивнул:
-Пошли, сынок.
По дороге молчали.
Перед тем как открыть дверь в сенцы, Андрей оглянулся на окна Ксениной хаты, буркнул:
-Батько, а батько!
-Что?
-Передумал я. Остаюсь ещё денька на два.
-А как же работа?
-Цела будет. Работа не волк, в лес не убежит.
И только теперь Михаль понял, что там, на могилке, Андрей мысленно был тут, около роскошной и охочей до ласки Нины. Старик вытер, неожиданно задрожавшей рукой, вспотевшее лицо, вышел из хаты, прошёл в сад и сел на лавочку. Он почувствовал вдруг, что не хватает воздуха, обмякло, отработало будто своё тело. Шелест листвы деревьев почему-то напомнил слабый шёпот Степаниды, когда та занемогла от простуды. С малиновым лицом металась она по койке, и нельзя было разобрать слова, кроме одного, тревожно-разделённого: «Анд-рей-ка!» как она хотела увидеть сына перед смертью. Пока была в памяти, говорила: «Хоть бы одним глазком посмотреть на сыночка, а там и умирать не страшно…». Не увидела. Не приехал он.
Припомнилось, как однажды в дождик Михаль увидел в саду Ксениных детей. Хлопчик и девочка с мокрыми и настороженными лицами срывали антоновки. Без единой грозной нотки в голосе старик окликнул их, думал отдать то, что ветры натрясли со сладких яблонь. Но дети мгновенно исчезли через дырку в проломанном заборе. Михаля поразили тогда полинявшее платье дивчины и залатанные штанишки хлопчика. Будто впервые их увидел. И сразу подумалось, что, поженившись с Ксенией, нужно будет глядеть и её детей, набивать их желудки, одевать, обувать. А что ж тогда останется Андрею? Ведь для его жизни этот сад, для него Степанида в холода простаивала на рынке, чтоб не знал единственный сынок никаких хлопот о копейке, чтобы ни в чём не знал нужды. И, глубоко запрятав в себе горячие мысли про Ксению, её свежее лицо, чёрные очи, Михаль как-то однажды обгородил сад таким высоченным штакетников, что сразу не стало видно её хаты… Как будто этим забором он отгородил своё сердце от Ксении, спрятал его за забором…
Неожиданно остро закололо в груди, аж не продохнуть. Старик поднялся и с поникшей головой пошёл по саду, не обращая никакого внимания на груши, сливы, яблони. На ветке сидела какая-то маленькая пташка и, увидев его тяжёлую поступь, приостановила свой свист и смотрела, как Михаль ступал галошами по спелым яблокам, а после него в траве слёзно высвечивают раздавленные плоды. Птичка видела, как старик подошёл к забору и со злостной удручённостью сердито и беспомощно ударил кулаком в потемневшие и, как будто, заиневшие от плесени доски… «Конец…».

Завораживает своим цветением весной, аромат заставляет наслаждаться каждой клеточкой тела. Летом фрукты приносят невероятное наслаждение и кажутся еще вкуснее, чем обычно. Экологически чистые продукты , выращенные в собственном саду, что может быть чудеснее. Распланировать, где что будет расти и радовать своими плодами, дело ответственное. Важно правильно подойти к делу, так как от того на сколько правильно Вы посадите деревья, будет зависеть их красота и здоровье, а также способность плодоносить.

Мало кто на своем участке выращивает только плодовые деревья, каждый хочет использовать землю как можно больше, и выращивать для себя, как можно больше полезных и вкусных овощных культур, поэтому планировка сада должна тесно быть связанной с планировкой грядок и клумб . Южная сторона благоприятна для овощей, поэтому грядку лучше расположить на юге. За овощными грядками высаживаются кустарники, смородина, крыжовник. Потом располагаются деревья.

Обязательным условием при высадке деревьев является площадь, на которой будет располагаться фруктовый сад , в зависимости от кроны деревьев нужно рассчитать расстояние между деревьями. Если дерево с раскидными ветками, то потребуется расстояние от 4 кв.м. Также для деревьев лучше расти на равнинной местности, лучше предостеречь деревья от мест, где скапливается вода и задерживается холодный воздух. Почва должна быть плодородная, а каменистая, глинистая и песчаная почвы не позволят хорошо расти деревьям. Важен также свет и тепло, в тени молодым деревьям достаточно тяжело прижиться, не стоит сажать деревья на открытых ветреных местах, так как ветер повреждает деревья, осушает почву и мешает хорошему опылению.

Сделайте небольшой палисадник перед домом. В этом палисаднике можно сделать клумбы, высадить малину, ягодные кустарники, декоративные деревья, вообще все, что душе и фантазии будет угодно. Груши и яблони хорошо растут на северо-востоке участка, там же можно устроить и ягодные кустарники, а также посадить деревья поменьше – вишни и сливы.

На участке под деревья нужно сделать разметку ям, где будут посажены деревья. Деревья могут вырасти очень большими, поэтому их нужно сажать на расстоянии друг от друга. Если посадить деревья плотно, они будут расти хуже и затенять участок, могут создавать плохие условия для садовых культур. Корневая система деревьев мощная, поэтому ей нужно много места для хорошего роста и здорового состояния.

Не стоит сажать деревья очень близко к забору, дерево может его сломать или повредить, а также может затенять участок соседей, что может привести к скандалу. У границ участка лучше высаживать небольшие кусты малины, ежевики или ягодные кустарники.

Ландшафтная планировка . Такая планировка заключается в высадке деревьев и других культу свободно, максимально приближено к природному расположению. Такой сад предполагает еще и декоративные культуры. Овощные грядки располагаются слева, а плодовые деревья в центре участка и группами справа.

При регулярной высадке все деревья и культуры высаживаются рядами на одинаковом расстоянии. Имеются также строгие геометрические фигуры в оформлении клумб и грядок.

Для нашего климата подходят такие плодовые деревья как груша и яблоня. Лучше высаживать сразу несколько сортов деревьев, разные сорта слив, алычи, вишни. Смородина, крыжовник, ежевика, малина тоже приживутся в любом саду. Если их располагать по периметру участка, получится еще и небольшая живая изгородь.