Работа по самообразованию по развитию речи. Индивидуальный план работы по самообразованию

Электропроводка

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Актуальность темы:

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и детьми;

Задачи:

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Период Содержание работы

Применение

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР: «Развитие речи дошкольников дома».

Подбор игр и упражнений для детей 4-6 лет с ОНР.

Составление игротеки по развитию связной речи для детей с ОНР.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Приобрести сюжетные картины по лексическим темам.

Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук.

Консультация для родителей: «Средства развития моторики рук»
Влияние фольклора на развитие речи детей с ОНР. Изготовление папки-передвижки: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей с ОНР».
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Посещение родителями деятельности воспитателей.
Составление загадок. Развитие монологической речи детей. Вечер отдыха: «В мире загадок».

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Перспективное планирование

месяц

Форма работы

самореализаци и

С детьми

С родителями

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Работа с методической литературой.

Изучение мониторинга по программе «Детство» автор составительТ. И. Бабаева

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи»

Мониторинг по образовательной области Развитие речи

Проведение НООД и режимных моментов

Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Родительское собрание

октябрь

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Беседа с детьми «Моя любимая игра»

Консультация для родителей Роль игры в развитие речи дошкольников».

Анкетирование

«Игра в развитии речи вашего ребенка»

ноябрь

Составление памяток для родителей

по данной теме

Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей

Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми.

Проведение досуга детей старшего возраста на тему «Осень» с дидактическими играми.

Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

Тема: Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГТ.

Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.

Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей;
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности
Перспективный план

1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме

2 этап
Теоретический

1.Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

2.Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)

3.Самореализация -Работа с методической литературой.
-Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
-Изучение методики О.С.Ушаковой

3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми
- Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Разучивание стихотворений, песен.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

2.Работа с родителями -Анкетирование родителей.
-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Практикум «Речь и весёлый мяч»
-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3.Самореализация -Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.
-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)

4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
3Самореализация -Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей

5 этап
Итогово – контрольный

1.Работа с детьми Мониторинг по развитию связной речи.
2.Работа с родителями Анкетирование родителей.
3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д
Литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
« Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.
Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
«Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.
«Учимся по сказке» Т. Большева.
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Исакаева Людмила Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №60 «Дружная семейка» г. Альметьевск
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-09-20 ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС Исакаева Людмила Николаевна В плане описывается предстоящая работа педагога на учебный год по повышению уровня собственного развития и повышению качества своей работы.

Просмотреть свитедельство о публикации

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Тема: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность:

Федеральный государственный основной стандарт выдвигая требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

Владение речью как средством общения

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической

и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.

Цель работы по самообразованию: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи.

2.Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

Информационно-аналитический

этап

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «От рождения до школы» автор составитель В.И.Лободина. сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи»; Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Консультация учителя-логопеда. Анкетирование родителей

Сентябрь-октябрь 2016 г

Выявление у детей уровней развития речи. Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи. Совершенствование навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики. Сбор информации о семейном воспитании детей. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Внедрение в практику:

Проведение ООД и режимных моментов. Проведение ООД по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Кроша». Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи._ Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» Проведение ООД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Буратино!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая игрушка». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС._ Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина) Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих старщую группу детского сада. Посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций

Октябрь-апрель 2016г.

Развитие артикуляционного и голосового аппарата, двигательной активности детей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания . Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости . Обучение детей грамотно строить предложения, формирование умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Обучение детей умению составлять схему повествовательного высказывания. . Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. Пропаганда логопедических занятий.

Представление опыта работы

Выступление на педагогическом совете

Елена Майорова
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованию

на 2013- 2014 уч. г

Воспитатель : Майорова. Е. А.

Тема : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста .

Цель : - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи : - развитие свободного общения со взрослыми;

Совершенствовать диалогическую форму речи .

-развивать монологическую форму речи ;

Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с

последовательно развивающими событиями ;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность :

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи .

Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей . Консультация для родителей на тему :

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».

Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка» , «Непослушный Ваня» . Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы . Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».

Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .

(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей .

Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей . Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи . Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей . Консультация для родителей : «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи ».

Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок : «Репка» , «Колобок» . Развитие творческой самостоятельности , эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей , эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна» .

Конкурс чтецов.

Май Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» .Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.

Список использованной литературы :

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .

2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа . Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М.: ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. ,1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.