Самые известные философы. Какие философы самые известные

Бани мира

ВВЕДЕНИЕ.

… Для того чтобы понять

Современное состояние мысли,

Вернейший путь вспомнить,

Как человечество дошло до него…

А.И. Герцен. Письма об изучении природы.

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нём, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Зачатки философских идей начинают появляться ещё в недрах мифологического осмысления действительности, уже в III-II тысячелетиях до н.э. В записях мифологических текстов.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Своё отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой.

Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на определённой последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Важнейшим моментом, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснить и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времён стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается.

Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственного знания. Первые доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Были получены на территории Месопотамии и Египта.

Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока – в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире – древней Греции и древнем Риме. К древней философии мы относим античную философию Востока (Китая и Индии), Греции и Рима, философию Средневековья и Возрождения. В древнем Китае, а Индии, в Древней Греции и других регионах человеческой цивилизации, первые философские воззрения зарождаются в тесной связи с мифологическими воззрениями людей. Это нашло своё выражение особенно в том, что человек ещё слабо представлял себе различие между собой и природой, между индивидом и коллективом.

Философские взгляды древних первоначально носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих своё начало от “наивного реализма” первобытных людей. В эпоху рабовладельческого строя, в процессе дальнейшего развития общественной жизни, обострения борьбы классов и социальных групп, появление ростков научных знаний, в странах древнего Востока происходило формирование материалистических философских учений и систем, складывающихся в борьбе с идеализмом.

Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют, целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира (онтология), нет чёткости в вопросе о возможностях человека познать мир (гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Так в древнеиндийской философии уже был поставлен вопрос об общем основании мира. Таким основанием считался безличностный мировой дух “брахман”. В соответствии с учением веданты, душа каждого отдельного человека, которая считается бессмертной, уступает мировому духу по своему совершенству. Похожая картина становления философских воззрений складывалась и в Древнем Китае. Всё больше внимания начинало уделяться проблемам человека, его жизни. К VI-V вв. До н.э. Философские воззрения достигли высокого уровня развития, что нашло своё выражение особенно в конфуцианстве, учении основанном видным мыслителем Конфуцием (551-479 гг. До н.э.). Характерной особенностью философских воззрений древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности, эволюция в которой происходил переход от мифической фантазии к рациональному мышлению, и от безличностных картин мира, где человек был только частичкой окружающей природной среды к картине мира, где человек начинал осознавать свою специфику, своё место в мире, отношение к нему, шел к сознанию смысла своего бытия.

Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.

Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д. Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение.

Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древневосточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин “философия“ возникает тоже здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора (580 –500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.) В противоположность “софосу” – мудрецу – пророку, обладавшему “Софией” – божественной мудростью, “философ“ человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять “целое как целое”, понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это “знание ради самого знания” (Аристотель, “Метафизика”). Это знание ради достижения свободы духа.

Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, а ещё и способ жизни, присущий свободному человеку.

Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:

Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы – “Физис” и “Космос”, его строение – V – IV вв. До н.э.),

Среднюю классику(Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека – с половины V в. И существенная часть IV в. До н.э. И определяется как классический,

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов – конец IV – II в. До н.э.,

Эллинизм(Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), Главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. До н.э. – V – VI вв.н.э.).

Учение о космосе и человеке:

Проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира.

Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности – это естественное убеждение человека в том, что мир существует, наличествует, имеется. Проблемы бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о присущей людям “онтологической потребности” стремиться к безусловному, т.е. Признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование.

Эмпирический опыт также убеждает человека, что при всех изменениях, происходящих в природе, обществе, мир остаётся, сохраняется как относительно стабильное целое. Но одной констатации того, что мир, бытие существуют “сейчас”, “здесь”, “теперь” ещё недостаточно. Если мир, бытие существуют сейчас, то естественно возникает вопрос о его прошлом и будущем. Философы доказывали, что мир бесконечен и непреходящ, всегда был, есть и будет, что у Вселенной нет ни конца, ни размеров (Анаксимен, Эпикур, Лукреций Кар(1 в.до н.э.). С другой стороны, если мир в целом бесконечен, беспределен, то каково соотношение этого непреходящего мира с заведомо преходящими, конечными вещами, явлениями, процессами, организмами? Таким образом, возникает целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникает именно проблема бытия, которая, в свою очередь, расчленяется на тесно взаимосвязанные проблемы (аспекты).

Имя китайского религиозного философа Кун Цу (а также Кун- Фу-цзы, Цзы – «учитель») было преобразовано первыми европейскими миссионерами Китая в Конфуция. Со временем государственная религия Китая стала называться конфуцианством. О Кунфуции сочинялись разные легенды, утверждавшие, что он родился в пещере, вокруг него летали драконы, от которых он и воспринял мудрость. Говорили, что своими знаниями еще в детстве он затмил самых именитых мудрецов. Конфуций всю жизнь учил, что государство – это большая семья, а семья – это малое государство. Он проповедовал почитание старших, покорность и послушание.

Протагор (ок. 490-420 до н. э.)

Древнегреческий философ и мыслитель Протагор, предположительно, выходец из греческого селения Абдеры во Фракии, был самым известным воспитателем и преподавателем того времени, их называли софистами, что означало «любители мудрости». Своим ученикам он не только объяснял окружающий мир и его явления, но и пробуждал у них интерес к его исследованию. Он утверждал, что объективной истины не существует, а есть лишь субъективное мнение, и человек есть мера всех вещей.

Сократ (ок. 470-399 до н. э.)

В Древней Греции не было более известного философа, чем Сократ. Сын простого каменотеса и обычной повитухи считался умнейшим человеком, и долгое время оставался некой «достопримечательностью» Афин. Его ценили за логику, за точные рассуждения, даже за странный внешний вид. Он мог сделаться богатым, а сам отвергал богатство. Отвергал и славу, жил более чем скромно, и многим казался чудаком. Он не записывал свои рассуждения,- это делали за него его многочисленные ученики и последователи. Главными источниками наших знаний о Сократе стали «Диалоги» его ученика Платона и воспоминания историка Ксенофонта.

Платон (ок. 429-347 до н. э.)

В своих сочинениях философ Платон много писал об идеальном государстве, которое, как он был уверен, можно создать по справедливым законам. Он мечтал воплотить свои идеи в жизнь, искал правителя, который бы согласился на это. Но такого правителя не нашел и создал свою философскую школу под названием Академия. Она просуществовала почти тысячу лет. Последующие ученые изучали философскую концепцию мира Платона, восхищались логикой его рассуждений. Самую известную его книгу «Республика » и сегодня изучают в высших учебных заведениях юристы, философы и социологи.

5Аристотель (384-322 до н. э.)

Аристотель, как ни один древнегреческий философ, был универсален. Он изучал не только окружающий мир, природу, свойства вещей, но и развитие общества. Он, любимый ученик Платона, не разделял идеалистических взглядов своего учителя и доказывал, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение к другим вещам и свой образ действий. Вещественный мир материален. Постепенно он ввел систему научной классификации, создал свою терминологию, которая используется и в наше время. В труде «Поэтика» Аристотель впервые отметил, что особенность литературы в том, что она отражает действительность, поэтому имеет психологическое воздействие на читателя.

Ибн Сина (Авиценна) (980-1037)

Известный средневековый философ, поэт и врач Ибн Сина (полное его имя – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина) получил в Европе латинское имя Авиценна. Он служил придворным врачом, а потом визирем у иранского султана. Как и Аристотель, он был универсальным ученым, создал свыше 400 трудов во многих областях науки. До нашего времени дошло только 274 сочинения. Его главный труд – «Канон медицины» – получил признание во многих странах и был переведен на разные языки. Он не потерял своего значения и в наши дни – в нем медики находят описание многих лекарственных трав.

Иммануил Кант (1724-1804)

Немецкий философ Иммануил Кант отличался во всём редким постоянством. Его можно назвать рабом собственных привычек. Сами немцы удивлялись пунктуальности этого ученого. Он завтракал, обедал и ужинал в строго определенное время, никогда никуда не опаздывал и никуда не выезжал из своего родного Кенигсберга. Он всецело был погружен в научные изыскания. Кант был убежден, что человеческое познание начинается с опыта, но познать мир до конца человек не сможет. Его учение позднее сформировалось в отдельный раздел философии, получивший название «кантианство», а труды оказали огромное влияние на развитие всей мировой философии.

Фридрих Ницше (1844-1900)

Немецкий философ Фридрих Ницше считал себя больше музыкантом, чем философом. Музыку он очень любил, сам её сочинял, боготворил произведения Рихарда Вагнера, с которым дружил. Но все же не музыка, а его парадоксальные рассуждения о религии, морали, культуре общества оставили след в истории XX века. Они оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений – экзистенциализма и постмодернизма. С именем Ницше связывают зарождение теории отрицания – нигилизма. Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством, распространившееся в начале XX века, как в Европе, так и в России.

фото из интернета

Философия была и остается многообразной наукой

Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н. э. по I в. н. э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг - Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях - джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские проблемы: антропологическую - проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга сансары - перевоплощения и принципа кармы - воздаяния); гносеологическую - проблему правильного познания; онтологическую - проблему устройства бытия.

К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане - индивидуальном духовном начале.

Ведическая литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы.

Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией - буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат в основе буддизма: весь мир лежит в страдании; причина страдания - это желание; путь освобождения от страданий - это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний - это восьмеричный путь спасения Будды.

Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель - Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно - конфуцианство, добившееся во II в. до н. э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.

К VI в. до н. э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.



Античная философия, как самостоятельное духовно-культурное образование, возникла также в VI в до н. э. в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура. Определенное влияние оказали и связи с более древними восточными цивилизациями. Но если восточная философия характеризуется как мистическая, то античная, европейская - как рационалистическая.

Спецификой древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда - космологизм ранней греческой мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и в собственно идеалистической трактовке бытия, а позже - в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию. Словом, главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.

Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы, жившие в Милете) считали, что основой мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы - вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или апейрон, то есть нечто неопределенное, но материальное (Анаксимандр); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах - числах, сооотношение которых и определяет мировые процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах - неделимых атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что мир, вещи - лишь тени идей, результат их временного воплощения

Уже тогда, в досократический период развивается диалог - борьба двух основных линий философии - материализма и идеализма, а также двух основных методов философствования: диалектического и метафизического.

Гераклит Эфесский (ок. 544 - ок. 483 до н. э.) является одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии, «отец диалектики». Исходя из того, что упорядоченный космос строится на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, Гераклит заявил, что «все течет, все изменяется».

Крупным шагом вперед стало творчество элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Они считали, что Бытие вечно и не изменяется, однородно, непрерывно и равно Богу. Особенностью элеатов (главным образом Зенона) стало доказательство метафизических положений о невозможности движения диалектическим способом.

Большое развитие онтологический подход получил в атомизме Демокрита (460–370 до н. э.). Материалистическому учению о бытии в философии Демокрита соответствует материалистическое учение о познании. В дополнение к теории познания Демокрит разработал индуктивную логику._

Развитие афинской рабовладельческой демократии и накопление философских знаний обусловили переход в античной мысли от изучения природы, от онтологических проблем к познанию человека и его сознания. Это произошло в воззрениях софистов и Сократа. Сократ разработал маиевтику - метод нахождения истины с помощью наводящих вопросов.

Определенный итог классическому периоду (V–IV до н. э.) в развитии философии подвели Платон и особенно Аристотель. В их системах уже четко можно выделить все четыре составляющие философии того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

В своей онтологии Платон (427–347 до н. э.) делит мир на мир идей и мир вещей. Мир вещей вторичен, производен, является копией мира идей. Человек познает в основном не через чувства, а через «воспоминания» души (логическое мышление) своего пребывания в мире идей. Так была создана системаобъективного идеализма. Так как по Платону большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость в государстве и законах. И Платон создает теорию совершенного государства.

Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель и создатель «Ликея» Аристотель (384–322 до н. э.). Он завершает объективно-онтологическую традицию. Философию он считал наукой, исследующей первые начала и причины. Характерной чертой его философии являются колебания между материализмом и идеализмом.

Аристотель, критикуя Платона («Платон мне друг, но истину я должен предпочесть»), пытался преодолеть воздвигнутую его учителем пропасть между миром вещей и миром идей. Исходя из того, что истины не врожденны человеку, Аристотель показывал, что знания вероятные благодаря опыту, абстрактному мышлению (уму), дающему знание общего, и языку становятся в процессе познания знаниями достоверными. Отсюда следовало важное значение сбора фактов, определения предмета, применения дедукции и индукции, а также выработанных им законов формальной логики. Истина у Аристотеля - это суждение, соответствующее действительности (корреспондентская концепция истины).

Платон и Аристотель из всех философов Античности внесли набольший вклад в исследование общества.

Особенностью периода эллинизма (IV в до н. э. - V в н. э.) в философии было то, что вновь изменилась ее мировоззренческая ориентация: интерес мыслителей сосредоточился на жизни отдельного человека. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного развития человека видели в его приобщении к обществу, то теперь условием счастливой жизни считалось освобождение от власти внешнего мира. Это развивали материалист-сенсуалист Эпикур (341–270 до н. э.) и идеалисты стоики (I–II в н. э.).

Эпикур критерий счастья видел в природных и необходимых для жизни удовольствиях. Он создал учение об отклонении атома от заданной траектории и тем самым выдвинул тезис о том, что закономерность, необходимость должна быть диалектически дополнена, «уравновешена» случайностью и свободой. В противоположность Эпикуру для стоиков, наоборот, все в жизни фатально, детерминировано, предопределено. Человек ничего изменить не может. Следовательно, он должен научиться повиноваться судьбе, сдерживать страсти, привыкнуть к страданиям и соединять все это с любовью. Стоицизм стал одной из духовных предпосылок возникшего в I в н. э. христианства.

В период становления античной философии и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились и основные линии ее развития: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона), метафизическая и диалектическая. Возникает философия как учение о бытии, отождествляемом с природой, космосом. Отсюда - объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее бытие осмысливается прежде всего как бытие человека.

Философия зародилась несколько тысячелетий назад. Ее появление ассоциируется с Книгой Перемен. Этот старейший сборник появился еще в 2800 г. до н.э. В нем были прописана философия Древнего мира. В центре внимания находится человек и практические советы, связанные с заботой о нем. Рассматриваются такие вопросы, как организация общественной жизни и возможность идеальной жизни для каждого.

Философия Древнего Китая

В 500 г. до н. э., после ослабления государства Чжоу, появляются многочисленные философские школы. Это время называют периодом ста школ. Из них, выделились четыре самые могущественные - конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Конфуцианство оказало влияние на культуру и религию страны. Философы в Древности написали немало работ, которые и сегодня интересны ученым, простым людям. Мэн-цзы (4 век до н. э.) говорил о том, что у человека есть немало достоинств, но лишь развивая и поддерживая их можно добиться успеха. Мыслитель Сунь Цзы считал, что человек с рождения злое существо, но работа над собой помогает развивать в нем добродетель.

Философы Древней Индии

Древности была основана на священных книгах Ведах и комментариях к ним. Тексты, изложенные в Ведах, это важнейший памятник культуры. Предполагается, что они были написаны в 15 веке до н. э. Древние считали, что Веды были созданы неизвестным и существовали с момента сотворения мира.

В оригинале, Веды написаны на санскрите. Это мистический язык. Считалось, что сама Вселенная с его помощью общается с людьми. Веды делятся на две части, и одна из них, «Шруди» доступна лишь избранным людям, прошедшим посвящение. Другая часть Вед называется «Смрити». Она содержит тексты, адаптированные для простых людей.

Одна из важнейших идей древнеиндийской философии заключается в том, что все, происходящее вокруг - просто «игра», «иллюзия». Но важно знать правила этой игры и соблюдать их. Тогда ты будешь жить счастливо и успешно.

Многие верят в Карму – у любого события в жизни человека есть своя причина. Либо он сам привлек к себе события, либо он проживает незавершенные события в судьбе его предков.

Древнегреческая философия

Древнегреческая философия - важнейшая ее часть мировой культуры. Она начала зарождаться в первой половине VI века до н. э. и прошла три крупных этапа развития.

В VI-IV века до н.э. появляется много философских концепций, каждая из которых рассказывает о своем видение устройства окружающего мира. В этот период появляются и первые предположения обустройстве Космоса, которые становятся основой современной науки. Предполагается, что Земля, светила и небо находятся внутри замкнутого космоса, имеющего форму сферы. В философии идет спор о том, какой элемент является основным. Некоторые мыслители утверждали, что это чувственные элементы - огонь, вода, кислород, земля и апейрон.

Ученики Пифагора утверждали, что в основе всего лежат математические атомы. Элеаты предполагали, что существует единое бытие, которое невозможно увидеть.

Были и те, кто считал, жизнь на Земле лишь иллюзией и результатом чьей-то мысли.

Представители древнегреческой философии - Фалес Милетский, Ксенон, Пифагор, Гераклит, Протагор, Горгий.

Доклассический период (VI-V вв. до н.э.)

Промежуток в развитии античной философии с VI по V век до нашей эры получил название досократовский период. Самым первым философом признается Фалес Милетский. Он является основателем милетской школы. После, появилась школа элеатов. Её последователи задумывались о вопросах устройства . Мыслитель Пифагор создал собственную школу, которая занимается вопросами гармонии, чисел и меры.

В доклассическом периоде существовало много мыслителей-одиночек, не являвшихся последователями ни одной из существовавших философских школ: Анаксагор, Демокрит и Гераклит. А также первые «софисты» – Протагор, Продик, Гиппий.

Классический период в философии античности (V-IV вв. до н.э)

В классический период философии Древней Греции, появляются систематизированные учения. Проблематика философских рассуждений смещается от вопросов происхождения мира к учению о человеке (антропологии) и вопросам познания (гносеологии).

Антропология впервые прослеживается в трудах софистов. Ими называли древнегреческих мыслителей классического периода. Появление подобной проблемы было вызвано общественными потребностями.

В V в. до н. э. в Греции устанавливается демократическая форма правления. Государственные должности становятся выборными. И чтобы получить должность нужно было заслужить это. Ценили в то время образованных людей, хорошо владевших искусством риторики.

Софисты профессионально критиковали окружающую действительность и просвещали людей. Учили убеждать, отстаивать свое мнение.

В Философии центральной темой становится – Человек. Принципом философских рассуждений Сократа является познание человеком самого себя. В этом заключается смысл философии.

Философия в период эллинизма (IV в. до н.э. – I в. н.э.)

Эллинистическая философия – завершающий период в античной философии. Он имеет ярко выраженную этическую направленность и многое привносит из восточных религий. Здесь можно выделить две философские школы, известные потомкам.

К первой относятся представители кинизма. Они проповедовали пренебрежение и отрицание всего внешнего. Представители этой школы были уверены, что любое благо исходит изнутри человека. А внешнее препятствует его счастливой жизни.

Одним из наиболее известных представителей эллинизма является Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.). Он создал целое учение о счастье, наиболее значимой частью которого являются вопросы этики. Эпикур говорит о том, что удовольствие и наслаждение - это благо для человека. При этом не имеется ввиду разгульный образ жизни. Под наслаждением он понимает занятие наукой, мыслительной деятельностью.

В конце VI в. до н. э. появляется другая известная философская школа – школа стоиков. Ее основатель – мыслитель по имени Зенон. Представители школы считали, что счастье заключается в следовании законам природы.

Еще одним популярным течением эллинистической философии является скептицизм. Представитель этой школы – Пиррон. Скептики считали, что ни один метод познания не относится к ложным или истинным. Поэтому нужно воздерживаться от суждений об этих методах.

Римский период развития античной философии (I-VI вв. н.э.)

Римский период в развитии философии (I в. до н.э. – V в.) появляется во время возвышения Рима в античном мире.

Философия римлян основана на греческих традициях. С середины II в. до н. э. в ней формируются принесенные из Греции направления - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектизм и неоплатонизм.

Известным представителем древнеримской философии является Луций Анней Сенека. Он был воспитателем императора Нерона и по его приговору он совершил самоубийство. Сенека был стоиком, склонный к эклектизму.