За что отрубили голову иоанну предтече. Усекновение главы Иоанна Крестителя: почему убийство пророка – праздник

Проектирование

В иконописных подлинниках (подлинник – это руководство для иконописца, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах) Иоанна Крестителя характеризуют следующим образом: «Типом еврей, средних лет, телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом».

На одном из самых традиционных типов иконографии святого пророк изображается по пояс (поясное изображение), обращенный лицом к молящемуся человеку. Такое написание максимально настраивает человека на молитву и личностное обращение к святому, изображенному на иконе.

Пророк пишется в одежде из верблюжьей шкуры. Такое изображение основано на описании его, взятом из Священного Писания: «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих...» (Мк. 1, 6).
На некоторых типах пророка поверх верблюжьей шерсти на нем может быть тканый хитон или гиматий (накидка из куска ткани).

Правая рука пророка поднята в благословляющем жесте, а в левой руке, по традиции, изображается свиток. Символическое значение свитка – это символ выхода святого пророка Божия на проповедь с призывом к покаянию. Иногда свиток изображается свернутым, а иногда с разными вариантами текста из Священного Писания:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2);

«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» (Ин. 1, 23);

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29, 30).

Добавим, что иконографических типов изображения святого пророка Иоанна Предтечи в Православии достаточно много. Практически все они по своему смыслу привязаны к эпизодам из жизни пророка, а также к праздникам, установленным Церковью в его честь.

На левом плече пророка лежит длинный крест-посох – это символ пустынножительства Иоанна Предтечи и его свидетельства о Христе. В частности, это указание на будущие крестные страдания Господа Иисуса Христа.

Типы иконографии святого Иоанна Предтечи

Иконография святого Иоанна Предтечи является одной из самых разнообразных среди всех возможных изображений святых христианской Церкви. Подавляющее большинство данных изображений основано на главных эпизодах из жизни пророка, и совсем немногие имеют внежитийные сюжеты. Расскажем о некоторых типах иконографии святого Иоанна Предтечи подробнее.

Зачатие святого Иоанна Предтечи – один из наиболее редких иконографических типов изображений, связанных с жизнью Иоанна Предтечи (сам пророк на данной иконе не изображается). По изображенным на иконе праведным родителям пророка она еще называется «Целование Захарии и Елисаветы». Праведные Захария и Елисавета изображаются на данной иконе в объятиях друг друга – это выражение любви, преданности, поддержки своей второй половины. Данный тип иконографии схож с еще одним типом икон, изображающих праведных Иоакима и Анну – родителей Матери Божией и называющихся «Целование Иоакима и Анны».

Рождество Иоанна Предтечи – данный иконографический тип основан на тексте первой главы Евангелия от Луки (Лк. 1, 1), где описывается это событие. По своему стилю икона похожа на изображение Рождества Господа Иисуса Христа. Центральными фигурами, которые изображаются на иконе, являются праведная Елисавета, лежащая на одре, и праведный Захария, который сидит рядом и пишет на дощечке имя «Иоанн». Есть на иконе и дополнительные сюжеты: укрытие праведной Елисаветы в пещере от гонений Ирода, убиение праведного Захарии за отказ сказать, где находится младенец Иоанн, и др.

Святой Иоанн Предтеча в пустыне – достаточно распространенный в православной иконографии тип изображения святого. Пророк изображается уже мужчиной зрелого возраста, который готовится в скором времени выйти на проповедь покаяния. Святой Иоанн Предтеча изображен в своем аскетическом одеянии, в позе молящегося человека. Часто перед пророком изображается его честная глава, лежащая на блюде, – это символическое указание на будущую мученическую кончину святого Иоанна Предтечи.

Крещение Господне – данный тип иконографии относится непосредственно к жизни Господа Иисуса Христа и очень распространен в православной традиции. Однако, так как Господа крестил святой пророк Иоанн Предтеча, то и он тоже присутствует на этих иконах.
Святой Иоанн Предтеча изображается стоящим на одном из берегов реки Иордан. Его тело склонено к Господу Иисусу Христу, а руки подняты. Центральной фигурой иконы является, конечно же, Сам Господь, однако помимо Него и святого пророка на иконе также изображаются ангелы (в качестве свидетелей Крещения и восприемников Господа), а также образы Пресвятой Троицы – Бог Отец в виде края неба, откуда был слышен глас: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22) и Бог Святой Дух, Который снизошел на Господа Иисуса Христа в виде голубя. Данный тип иконографии очень многогранен и имеет множество скрытых смыслов.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – еще один широко распространенный тип иконографии святого пророка Божия. Можно сказать, что на иконах данного типа представлено сразу несколько связанных воедино сюжетов. Центральной частью иконы является изображение воина царя Ирода Антипы, который замахивается мечом на склоненную фигуру пророка Иоанна. Здесь же, как правило, изображается и честная глава пророка – уже после казни, помещенная на блюдо. На некоторых (но не на всех) разновидностях икон данного типа рядом с основными сюжетами помещается еще один – воин подносит девице Саломии на блюде отрубленную главу пророка. Все эти сюжеты основаны на тексте Евангелия от Марка (Мк. 6, 21–28), где и рассказывается о мученической кончине святого Иоанна Предтечи.

Честная глава святого Иоанна Предтечи – на данном типе икон честная глава пророка изображается достаточно крупно – лежащей на блюде; часто над ней помещаются склоненные фигуры ангелов и изображение (вверху иконы, по центру) Самого Господа Иисуса Христа. Честную главу опоясывает нимб – как символ того, что пророк Божий своим служением и мученичеством стяжал Царствие Божие и Господню благодать. Этот иконографический тип также достаточно распространен в православной традиции.

Обретение главы святого Иоанна Предтечи – еще один многоплановый тип иконографии пророка. На иконах этого типа центральным изображением опять же является честная глава святого Иоанна Предтечи, которую окружают те, кто, по преданию Церкви, ее обретал по воле Божией, – праведная Иоанна и праведный Иннокентий. Бывают еще более сложные иконографические композиции, когда на одной иконе отдельными сюжетами изображаются все три чудесных случая обретения честной главы пророка.

Сошествие пророка Иоанна Предтечи во ад (проповедь) – на данном типе пророка Божия он изображен проповедующим приход Спасителя узникам ада, как праведникам, так и грешным. В левой руке святого пророка изображается развернутый свиток с пророчеством о Мессии. Большинство праведников, слушающих слово Иоанна в аду, также изображаются с развернутыми свитками, где видны другие пророчества о приходе Спасителя. Все они ожидают того, что вскоре, вслед за Иоанном Предтечей, придет и Сам Господь и выведет их из ада в Царство Отца Своего Небесного.

Иоанн Предтеча - одна из ключевых фигур христианской религии. Святому поклоняются православные со всего мира, а икона Иоанна Предтечи считается лучшей защитой домашнего очага от зла и проклятий.

Иоанн Предтеча был удостоин великой милости Господа. Во время крещения в реке Иордан святой крестил самого Иисуса Христа. Благодаря этому событию Иоанн был назван Крестителем. За свою жизнь он посвятил в христианство десятки тысяч человек.

Борьба за правду стала причиной мученической смерти Иоанна. Проповедуя о Спасителе, Иоанн уличил царя Ирода и его жену Иродиаду в грехе. Изначально Иродиада была женой брата царя, но после стала жить с Иродом. За подобное обличение Иродиада потребовала казнить Иоанна, но царь не осмелился публично казнить известного пророка.

Иоанн был помещен в тюрьму, а позже ему отрубили голову. Этот день ежегодно вспоминается православной церковью как день Усекновения главы Иоанна Предтечи .

Где находится чудотворная икона

Первая икона Иоанна Предтечи была написана неизвестным иконописцем в середине 15 века и долгое время находилась во главе иконостаса Девичьего монастыря. В настоящее время образ находится в Иоанно-Предтеченском монастыре города Москвы.

Описание иконы

На иконе святой Иоанн изображается в одежде из верблюжьего меха, подпоясанной кожаным ремнем. Это одеяние святой носил всю жизнь: таким его описание сохранилось в Священном Писании. В правой руке Иоанн держит свиток с заповедями Божьими, напоминающий всем, что может стать путем к спасению и вечной жизни в Царствии Небесном.

О чем молятся иконе Иоанна Предтечи

В первую очередь иконе святого Иоанна Предтечи молятся при головных болях, заболеваниях сосудов мозга, потере памяти и любых иных болезнях, связанных с головой. Также считается, что молитвы образу этого святого способны помочь изменить свою жизнь , встав на путь покаяния и истинной христианской веры. Ежедневно тысячи паломников приходят к чудотворной иконе помолиться о здравии своих близких и прощении грехов.

Молитвы святому образу

«Иоанне, крещением одаривший самого Господа, чудеса Его предшествовавший, обращающий к свету истинной любви Господней! Смиренно молю тебя: укрой душу мою своим покровом, не оставь во тьме греховной, убереги от сложных путей и греховного окончания жизни моей. Умоли Господа нашего Иисуса Христа смилостивиться надо мной и указать мне путь в Царствие Небесное. Аминь».

«Святой Иоанн, приход Спасителя предрекший, проповедник, свет правды несущий! Молю тебя: исцели боль мою душевную и телесную, осени меня крестным своим знамением и укажи путь к искуплению прегрешений моих вольных и невольных. О, святитель, главу положивший за веру и истину Господа нашего, не оставь меня во грехе и неверии, услышь мольбу мою и склонись ко мне, смиренно зовущему тебя. Аминь».

Эта молитва перед иконой Иоанна Предтечи способна помочь в исцелении тяжелых болезней головы и сильных болей .

Как выглядит чудотворная икона Иоанна Предтечи

Помимо канонического изображения святого Иоанна Крестителя, было написано несколько вариаций первозданной иконы. На одной из них святой изображен стоящим в пустыне. В одной руке он держит чашу, в которой лежит его собственная отрубленная голова, а в другой — свиток со словами Священного Писания.

Икона, изображающая отсеченную голову Иоанна на блюде, воплощает в себе весь горький смысл дня Усекновения главы святого.

Еще одной распространенной иконой святого является сошествие Иоанна Предтечи во ад. Согласно Священному Писанию, святой после своей кончины отправился в геенну огненную, чтобы возвестить узникам ада о скором спасении.

Искренние молитвы перед иконой святого Иоанна способны полностью изменить вашу судьбу . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

07.06.2017 06:01

Святыня «Благоуханный цвет» - известный в православии образ Богородицы. Икона Пресвятой Девы имеет особое значение...

Мученическая смерть величайшего из святых – Иоанна Крестителя – один из самых интересных сюжетов в иконописи.

Иногда изображение предельно лаконично: только смиренно склонившийся пророк и палач-секулятор с занесенным мечом. Иногда композиция становится сложной: Саломея подставляет блюдо, в которое должна упасть отрубленная голова, Ирод сидит на троне, ученики погребают тело Предтечи.

С Усекновением главы св. Иоанна Крестителя символически связаны еще два иконописных сюжета. На иконах Сошествия Христа во ад св. Иоанн, «печать пророков», изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы и сени смертной. Таково церковное предание: после смерти пророк проповедовал в аде. Не случайно и в праздничном тропаре поется «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».

Другой образ – так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Он был особенно распространен в России в 16 — 17 веках, а впоследствии среди старообрядцев. Образ этот символический – в нем были усилены черты св. Иоанна как отшельника и проповедника покаяния, а значит, предшественника монашества. На хартии у него обычно пишется «Се Агнец, вземляй грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное». У него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. В руке у него – блюдо. Правильно писать в нем изображение младенца Христа (жертвенного Агнца), которого проповедовал «глас вопиющего в пустыни», но часто иконописцы помещают в него отрубленную главу самого святого.

Н. Е. Маковский, «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы» (1872), фрагмент. Пожалуй, самый известный сохранившийся храм в России, освящённый в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня здесь престольный праздник

В этих двух головах на одной иконе уже чувствуется легкое влияние западной традиции изображать святых с атрибутами их мученичества, которое впоследствии приведет к появлению нового типа икон – натуралистичного изображения главы св. Иоанна Предтечи на блюде (иногда с закрытыми глазами, т.е. мертвой) или даже одной главы.

Св. Иоанн Предтеча. Энкаустическая икона VI века из собрания Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в Киеве (Ранее – Музей Западного и Восточного искусства). Эта икона находилась в монастыре св. Екатерины на Синае, откуда была вывезена архим. Порфирием (Успенским) в 1850 году

Часто в системе фресковой росписи житийный цикл Иоанна Предтечи, в т.ч. и сцены Усекновения и Обретения главы могли располагаться в дьяконнике. Обретение главы Иоанна Предтечи. Фреска дьяконника собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1125 год (слева). Усекновение главы Иоанна Предтечи Фреска дьяконника церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода. 1189 год. (справа)

Св. Иоанн Предтеча. Фреска церкви монастыря Грачаница (Сербия, Косово), 14 век

Сцены из жития св. Иоанна Предтечи. 1. Крещение. Иоанн Предтеча перед Иродом. 2. Иоанн Предтеча в темнице. Усекновение главы. 3. Пир Ирода. Погребение Иоанна Предтечи. Эти шесть изображений на трех досках были скорее всего выпилены из иконы Иоанна Предтечи в житии. Византия, рубеж XIV-XVвв., из собрания Гос. Исторического музея

Усекновение главы Иоанна Предтечи, принесение главы Ироду, Погребение Иоанна Предтечи. Мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции, середина 14 века

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии т.н. «таблеток» Софии Новгородской. Конец 15– начало 16 века. Ныне – в собрании Гос. Русского музея

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона 16 века из собрания Музея русского искусства в Киеве

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Икона середины XVI века из церкви Николы Надеина в Ярославле. Изображения подобной иконографии получают широкое распространение на Руси того времени в том числе потому, что Иоанн Предтеча был тезоименитым святым царя Ивана Грозного

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона 60-х гг. 16 века из Стефано — Махрищского монастыря (ныне – в собрании Музея им. Андрея Рублева)

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русский Север, 17 век (в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств)

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Греческий мастер, 17-18 вв. Из собрания Гос. Исторического музея

Усекновение главы Иоанна Предтечи, 17 век. Икона Строгановской школы из собрания музея икон в Реклингхаузене (Германия)

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. В верхнем ряду – двунадесятые праздники – Богоявление, Воскресение и Вход Господень в Иерусалим. Слева – Рождество Предтечи и Обретение главы, справа – Усекновение главы и принесение ее на пир Ирода. Палех, первая половина 19 века, частное собрание в Германии

Святая глава Иоанна Предтечи. Русская икона конца 19 века

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Мастер Семен Иванов, 1840 год. Из собрания Музея им. Андрея Рублева

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Псковская икона конца 16 века

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска церкви Успения монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321 года

Усекновение главы Иоанна Предтечи; 16 век, Греция. Афон, монастырь Дионисиат

Иоанн Предтеча со сценами жития: Благовестие Захарии (Лука, 1:5-22), Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы пророка; Византия 13 век; Синай, монастырь св. Екатерины

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 16 век

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Мозаика флорентийского баптистерия со сценами жития Пророка, фрагмент, 1250 — 1330 гг.

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 18 век

Усекновение главы Иоанна Предтечи; 19 век, Россия, мастерская Новотихвинского монастыря, Екатеринбург; Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Усекновение главы Иоанна Предтечи, фреска; Балканы, 17 век

«Танец Саломеи» Беноццо Гоццоли, 1472 год

«Иоанн Предтеча перед Иродом» Маттиа Прети, 1665 год

«Саломея танцует перед царем Иродом» Густава Моро, 1876 год

«Усекновение головы Иоанна Предтечи» Василия Худякова, 1861 год

«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Якопо да Понте Бассано, в.п. 16 века

«Глава Иоанна Крестителя» Карела Фабрициуса, 1640 год

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Пюви де Шаванна, 1869 год

«Месть Иродиады» Хуана Фландеса, 1496 год

«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Караваджо, 1608 год

«Саломея» Лукаса Кранаха Старшего, 1530 год

«Саломея получает голову Иоанна Крестителя» Андреа Соларио, п.п. 16 века

Св. Иоанн Предтеча, современная икона

Сегодня, в память мученической кончины Иоанна Крестителя, в православной традиции день строгого поста.

Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, уважается христианами как предшественник . В православии – второй по важности после святой Богородицы. Во имя Иоанна освящено множество храмов на территории России и в мире. Мусульмане, мандеи и бахаи называют пророка Яхья, арабские христиане – Юханн. Как историческая личность фигурирует в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.

На иконах изображается со следующими атрибутами: отсеченная голова (вторая на картине), свиток в руках, чаша, тонкий крест из тростника. Одет святой в мешковатую одежду из косматой шерсти, подпоясанную широким кожаным поясом, реже – в тканый хитон или гиматий. На картинах к этим признакам добавляются медовые соты, ягненок, пастушеский посох, обращенный к небу указательный палец правой руки. У католиков популярны статуи Крестителя.

Детство и юность

Факты биографии Иоанна Крестителя богословы черпают из четырех канонических Евангелий, апокрифов и житийной литературы. О детстве Иоанна рассказывает евангелист Лука.

Родился Иоанн в семье первосвященника Захарии и праведницы Елисаветы, дальней родственницы будущей Богоматери. Предстоящее появление ребенка у бесплодной пожилой четы предсказал архангел Гавриил, посетив будущего отца в Храме, Гавриил же приказал дать мальчику необычное для семьи имя. Захария не поверил вестнику, за что тот лишил Захарию дара речи. Немота священника продлилась до рождения ребенка.


Пророчествовать ребенок начал еще в материнском животе. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, то младенец забился, и Елисавета ощутила благодать. То есть Иоанн радовался встрече с Мессией еще до того, как окружающие заметили беременность непорочной девы. На месте загородного дома Захарии, где встретились будущие матери, выстроена церковь Посещения.

В Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима, где пророк появился на свет, выстроен монастырь ордена францисканцев («Святой Иоанн на горах»). Немой Захария письменно подтвердил желание дать сыну имя Иоанн, указанное ангелом, после чего снова смог говорить.


По Писанию, родился Предтеча на полгода раньше Спасителя. На основании этой информации рассчитана дата празднования Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня по юлианскому календарю в православии. В народе праздник известен как День Ивана Купала. С точки зрения солярной символики: Иисусово Рождество отмечается после зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, и Иоанново – после летнего, когда день укорачивается.

Для того чтобы спасти ребенка от рук слуг царя Ирода, истреблявших детей, мать ушла с ним из города в пустыню, где Иоанн и прожил до взрослого возраста, готовясь к будущему служению. Предполагают, что тайным местом был монастырь ессеев – тайной иудейской секты. Первосвященника Захарию убили солдаты Ирода на его рабочем месте.

Христианское служение

В пустыне с молодым Иоанном заговорил Бог, после чего Иоанн отправился проповедовать, началом путешествия считают 28 или 29 год. Пророк был аскетом, одевался в лохматую тунику из верблюжьей шерсти, подпоясывался ремнем из сыромятной кожи, питался медом диких пчел и акридами, не пил вина. В проповедях призывал грешников убояться Божьего гнева и покаяться. Укорял саддукеев и фарисеев в лицемерии и гордыне.


Воинов пророк призывал довольствоваться жалованием, не обижать мирных жителей; мытарей – ничего не требовать у населения сверх положенного по закону; богачей – делиться пищей и одеждой с бедняками. Символом раскаяния и очищения Иоанн назначил ритуальное купание в струях реки Иордан, названное крещением. Вокруг Крестителя собрался кружок последователей. Ученики Иоанновы подражали аскетизму учителя и предполагали, что Иоанн и есть предсказанный Спаситель.

Когда из Иерусалима прибыла делегация священнослужителей для проверки этой версии, Иоанн ее отрицал. Он назвал себя голосом пустынника, зовущего людей к обновлению. Он предсказывал скорый приход Мессии, но удивился при встрече с пришедшим креститься Иисусом, поскольку считал себя недостойным даже завязать ремешки обуви Спасителя.


Иисус настоял на том, что следует исполнять предначертанное Богом, и принял крещение в Иордане. Исполняя ритуал, Креститель положил правую руку на макушку Христа, в связи с чем десница святого позже особенно почиталась. Крещение сопровождалось чудесами, открывшими людям мессианство Иисуса: с небес слетел голубь и прозвучал голос, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и благословивший его.

После знамения к Спасителю присоединились первые двое апостолов, бывшие прежде среди учеников Иоанна Предтечи. Когда Иисус пребывал в размышлениях в пустыне, Иоанна арестовали. Святой Иоанн в православии считается важнейшим молитвенником за всех христиан.


Акафист Предтече читают для понимания своих грехов и их причин, воцерковления неверующих, помощи заключенным. Автор старинной молитвы сравнил Предтечу с утренней звездой, затмевающей сияние прочих звезд, которая предвещает утро солнечного дня.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.


Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.


В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.


Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.


В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.


Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Память

  • 1663 – поэма Йоста ван ден Вондела «Иоанн Креститель»
  • 1770 – построен линейный корабль российского императорского флота «Чесма», имевший второе название «Иоанн Креститель»
  • 1864 – поэма Стефана Малларме «Иродиада»
  • 1877 – рассказ «Иродиада»
  • 1891 – пьеса «Саломея»

Православные праздники

  • 23 сентября (6 октября) - Зачатие Иоанна Предтечи
  • 24 июня (7 июля) - Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 августа (11 сентября) - Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 7 (20 января) - Собор Иоанна Крестителя
  • 24 февраля (8 марта) в високосном году, 24 февраля (9 марта) в невисокосном – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 25 мая (7 июня) – третье Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 12 (25 октября) - Перенесение Десницы Иоанна Предтечи

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка 11 сентября по новому стилю. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Спустя некоторое время святыня была обретена при строительстве храма Предтечи вельможей Иннокентием. После этого она находилась в церкви, которая со временем разрушилась.

Второе обретение произошло при правлении Константина Великого. Честную главу нашли два монаха, прибывшие в паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Явившийся им Иоанн Креститель указал на место захоронения главы. Монахи взяли её с собой, поместив в глиняный кувшин. Но по нерадению поручили нести её гончару, которому в видении святой Иоанн Креститель повелел оставить главу у себя. Всю жизнь святыня бережно хранилась гончаром, который перед своей смертью запечатал сосуд, в которой она хранилась, и передал на хранение своей сестре. Позднее глава попала в руки к священнику, который поддерживал арианскую ересь.

Чудесами, происходящими от святой главы, он поддерживал мнимую истинность своего арианского заблуждения. Когда же правда была раскрыта, он спрятал честную главу в пещере города Емессы. В 452 году архимандрит возникшего здесь монастыря по указанию святого Иоанна Крестителя нашел святыню, которая была с почестями перенесена в Константинополь.

Место обретения главы Иоанна Крестителя

Третье обретение главы Крестителя Иоанна произошло в Абхазии близ Коман (в нескольких километрах от Команского монастыря) примерно в 850 году. Так как из Константинополя святыня сначала была перенесена в город Емесса, а затем в Коман (причиной этого была бушевавшая тогда иконоборческая ересь, при которой безжалостно уничтожались не только иконы, но и святые мощи). После восстановлении иконопочитания на Константинопольском Соборе в 842 году патриарху Игнатию во время молитвы ночью явился Иоанн Креститель, который указал на место захоронения главы. По просьбе патриарха император Михаил III направил посольство в Команы, которое нашло главу точно в указанном патриархом месте, после чего она была с честью перенесена в Константинополь в придворную церковь. На месте обретения в гроте есть образ главы Иоанна Крестителя, который почитается нерукотворным.

Место третьего обретения честной главы почитается во всем христианском мире. Авторство речи о третьем обретении главы приписывается Феодору Студиту. В ней описываются эти события.

Затем глава была поделена на несколько частей, которые хранились в храмах Константинополя.
Точное её местоположение так и не выяснена до конца. Перечислим наиболее известные из них:

ФРАНЦИЯ

Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисиат, Угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции. 17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

В последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и Литургии.

ИТАЛИЯ

Фрагмент головы Пророка можно наблюдать в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите (San Silvestro in Capite) в Риме. Ранее на месте современной базилики располагался языческий храм Солнца. В VIII веке старый храм был разрушен и перестроен в Базилику Сан-Сильвестро ин Капите. Фраза «in Capite» (от лат. Caput - «голова») относится именно к фрагменту главы Иоанна Крестителя, который хранится там как реликвия, в часовне, слева от входа. Полное название с применением фразы «на главе» появилось только с XIII века, когда в него была перенесена голова Иоанна Крестителя, долго странствовавшая по разным странам и повсюду утрачивавшая то те, то другие свои части.

Источников, позволяющих раскрыть историю появления в базилике христианской святыни, не обнаружено

СИРИЯ

Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Капсула с частицами честной главы находится в небольшом павильоне - гробнице Крестителя Иоанна. Мечеть Омейядов - одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане также почитают Иоанна Крестителя пророком и называют Яхья. Во времена Римской империи, на этом месте располагался храм Юпитера, а после присоединения к Византии (395 г), христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 г. не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть.

По рассказам, Глава Иоанна была здесь всегда, но нашли её только во время возведения самой мечети. Халиф хотел избавиться от святыни, но только дотронулся до неё, как не мог сойти с места и решил оставить реликвию в покое. На поклонение святыне в мечеть Омейядов приходят и христиане, и мусульмане.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

По одной из версий, после падения Константинополя реликвия была перенесена в Армению и по сей день находится в Гандзасарском монастыре, в Нагорном Карабахе. Повествование о том как голова Святого Иоанна оказалась в Гандзасаре можно найти в рукописи Мовсеса Каганкатваци - «История Страны Агванк» (Алуанк).

Согласно преданию, некий князь выкупил реликвию и забрал её с собой в Константинополь. При взятии Константинополя святыню хотели похитить и увезти в Европу. Но князь, взяв с собой голову, бежал в Иверию (Грузию), где она попала к брату главы Арцаха Джалала Дола. В 1211 году, Асан Джалал Вахтангян отправляется в Грузию - забрать голову Иоанна у брата. Брат отказывается передать ему реликвию. Асан Джалал забирает её силой, возвращается в Арцах и помещает в родовую усыпальницу. Над усыпальницей он построил церковь и при освящении назвал её именем святого Иоанна (ныне собор Гандзасарского монастыря).

ГРЕЦИЯ

Частицы главы Иоанна Крестителя находятся в афонских монастырях Хиландар, Дохиар, Ставроникита (челюсть) и в других. В монастыре прп. Дионисия хранится часть мозга Иоанна Предтечи в виде восковой массы, а также, по преданию, там до XVIII в. находилась глава, подаренная монастырю валашским господарем Нягое Басарабом в XVI в. Во время русско-турецкой войны монахи везли главу в метохий монастыря на острове Айос-Эфстратиос для освящения воды и встретились с турецким военным кораблем, который забрал святыню (по др. версии, глава была украдена пиратами из-за драгоценной раки); затем она была передана султану Мустафе III и хранилась в его сокровищнице до 1845 г., после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске. Согласно арабской традиции, часть главы, почитающаяся ныне в мечети Омейядов, была найдена во время постройки мечети в VIII в. халифом аль-Валидом I (на ее месте до арабских завоевания была христианская базилика во имя Иоанна Предтечи).

Кровь Иоанна Предтечи неоднократно упоминается в разных источниках — например, среди святынь Великой Лавры. В настоящее время кровь хранится в монастырях Ксенофонта преподобного, Эсфигмен и в Халкинской богословской школе в Стамбуле, кровь и земля с места Усекновения главы — в Иоанна Предтечи монастыре близ Сереса.

Части мощей находятся в Иверском монастыре (крупный фрагмент), в монастырях Ватопед (часть десницы) и Пантократор, в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в Киккском монастыре (Кипр), в Большом Метеорском монастыре (часть левой руки), в монастыре святого Иоанна Предтечи (Макринос) близ Мегары (частица левой руки с кровью), церкви Святого Георгия «деи Гречи» в Венеции и других.