Создать уют в частном доме. Создаем уют в доме своими руками: фото галерея и советы для обустройства

Примеры построения

ФОТО Getty Images

Наталья Лосева, стратегический директор ГАУК «Мосгортур», одного из крупных организаторов детского отдыха в России.

В большинстве стран детский лагерный отдых – это палатка, еда из котелков и жестяных чашек, самообслуживание. А комфорт заключается в том, чтобы ребенок не испугался встречи со змеей или правильно себя вел во время торнадо.

У нас наоборот. Для российских родителей на первом месте стоит инфраструктура. Сколько детей в комнате, где туалет, есть ли горячая вода? Потом спрашивают про питание, безопасность, и только в самом конце интересуются программой.

Это объяснимо: наше неблагополучное прошлое заставляет родителей думать: если я куда-то ребенка отправляю, особенно за деньги, значит, там ему должно быть лучше, чем со мной. Едва ли не главным показателем пребывания в советских пионерлагерях был прирост веса.

Мы уделяем внимание инфраструктуре, потому что это заказ родителей. У нас жесткий стандарт и комфортные условия, но это базис. Основное, с чем мы работаем, это, конечно, программа и подготовка вожатых.

Кто есть кто

Главная задача вожатых – с первого дня понять, кто попал в отряд. Вот ребенок-лидер, вот ребенок, неуверенный в себе, творческая личность, интроверт, гиперактивный... Или ребенок со следами домашнего насилия, такое тоже бывает. Первые три дня происходит командообразование с учетом первичной психологической диагностики. Вожатые ведут специальные дневники, где есть записи по каждому из детей. На ночных планерках эти записи обсуждаются.

Дети все разные, и задача вожатого – не разрешить конфликт, а не допустить конфликта в отряде. Нам понятны основные страхи родителей: ребенка могут обидеть, развратить, научить курить, пить и так далее. Но в хорошем лагере это невозможно! Система построена так, что ребенок все время находится в поле зрения вожатого.

Кризис третьего дня

Есть даже такое понятие, кризис третьего дня: когда ребенок вдруг осознает, что он не дома, не с родителями, что это, видимо, надолго (смена длится 21 день) и все вокруг чужое. Задача вожатого – провести детей через этот кризис.

Обычно после него дети погружаются в лагерную жизнь. Мы понимаем, что есть те, кто нуждается в полной занятости, это главные потребители кружков, а есть дети, которые хотят побыть в одиночестве. Поэтому предусматриваем комнаты для занятий, где ребенок может провести время наедине с собой, но под присмотром вожатого.

Главный признак того, что ребенок отдыхает, – он сдал телефон и не звонит родителям. А чтобы родители не тревожились, мы ведем онлайн-дневники в социальных сетях – родители могут смотреть, что происходит в лагере, видеть своих детей.

Проигравших нет

Мы стараемся сделать программу дня правильной с точки зрения психологии и физиологии: чтобы дети не выматывались, но каждый день складывался в событие. Проигравших у нас нет. Все привезут с собой грамоты, медали, памятные призы. Это очень мотивирует детей. И этим дорожат родители.

  • В нынешнем году нас ожидает программа «Чемпионат мира по футболу» . Там будет все как на настоящем чемпионате: футболисты, чирлидеры, шоу-группы, безопасность, оргкомитет, медиа и так далее. Предусмотрены яркое открытие и закрытие, соревнования, много квестов.
  • Или программа «Мир профессий» . Она сделана для того, чтобы от слова «профориентация» детей не тошнило. Программа построена в виде деловой игры. Лагерь – это город, отряд – район. В городе и районе есть разные организации, своя валюта, должности, начальники и подчиненные, трудовые книжки. Выбирается лидер дня: на один день ребенок станет главным, ответственным, и каждый сыграет эту роль.
  • В «Медиалагере» у нас не отряды, а редакции. Там дети осваивают медийные специальности (редакторы, дизайнеры, журналисты), и обязательно предусмотрен карьерный рост. Обычно в коллективе несколько ярких детей, поэтому у нас есть разные руководящие роли, постоянные и переменные. Но даже если ребенок не склонен к лидерству, для него найдется подходящая позиция. В прошлом году у нас был трудный мальчик – постоянно провоцировал других детей. Так старшая вожатая сделала его своим официальным помощником, и амбиции были направлены в верное русло.

Разные, но равные

Мы организуем инклюзивные смены. Это сложное – шаг за шагом – движение навстречу друг другу, потому что пока к инклюзии не готовы все: ни лагеря, ни родители обычных детей, ни родители детей с особенностями, ведь ребенка нужно к лагерю готовить. Когда мы работаем с детьми с синдромом Дауна, мы их адаптируем: привозим на экскурсионный день, они осматриваются, потом уезжают, есть время подготовиться морально.

Мы понимаем, что инклюзия в современных условиях – это когда не больше 10% особых детей интегрированы в отряды со специально подготовленными вожатыми. Чтобы инклюзия была полноценной, такие дети должны быть в отрядах на равных с остальными. Но к такой ситуации не всегда готовы родители. Должны смениться поколения, чтобы отношение поменялось. Но внутри лагеря проблем, как правило, нет.

Главная «точка отдачи»

Наша задача – расширить горизонты, показать ребенку грани себя, которых он не знает. Особенно когда мы работаем с детьми льготных категорий, которые часто по умолчанию лишены каких-то возможностей. Такие дети часто в себя не верят. И тут ты начинаешь ребенку показывать: «Ты можешь танцевать, петь, устраивать химические опыты, а еще ты лучше всех ставишь палатку. А голос какой! И наплевать, в каких ты джинсах, сколько стоят твои кроссовки и мобильный телефон!»

За 21 день мы не научим ребенка физике или химии, но за это время ребенок может понять, что физика и химия – это так прикольно! И наша главная «точка отдачи» здесь.

В этом издании автор – педагог, имеющий большой опыт работы в летних оздоровительных лагерях, – раскрывает специфику занятий с детьми на загородном отдыхе. Как сделать досуг ребят разнообразным, а отдых – полноценным? Как можно плодотворнее взаимодействовать с детьми, их родителями, а также персоналом оздоровительного лагеря? Как научиться быстро принимать верные решения? Это вы сможете узнать, открыв нашу книгу. Она интересна не только вожатым, но и всем педагогам, работающим с детьми, а также родителям, поскольку содержит большое количество различных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогут сделать досуг детей интересным и увлекательным.

Глава 3. Первый день в лагере

Знаем мы ваших ягнят – пусти втроем, и волка съедят.

Р. Роллан. «Кола Брюньон»

Как правило, первый день в лагере задает тон всей дальнейшей смене. Так происходит не только из-за того, что вам представляется возможность поближе познакомиться со своими подопечными, но и потому, что подопечные, в свою очередь, составляют определенное мнение о вас и начинают примерно представлять, какой стиль поведения им выбрать.

Какой стиль поведения выбрать вожатым

Прежде чем говорить о стилях поведения вожатого, наверное, следует обсудить еще очень важный момент. А именно – то, что вожатый не должен действовать в одиночку. В различных лагерях существуют свои правила, касающиеся числа вожатых на один отряд. Однако в любом случае на отряде вас будет не менее двух и не более пяти человек. Словом, вам придется так или иначе делить свои полномочия еще с кем-нибудь. И чтобы создать в отряде вполне сносную атмосферу, вожатые должны чувствовать себя и, соответственно, поступать как одна команда, усилия которой направлены на достижение вполне определенной цели.

Верность этого наблюдения не раз подтверждалась мною на практике. Нередко я сталкивалась с тем, что вожатые одного отряда не могли наладить взаимоотношения друг с другом. В результате масса времени у них уходила на выяснение отношений и перечисление взаимных обид. Отряд в это время оставался практически бесхозным. Он либо просто существовал сам по себе, либо делился на два лагеря и с упоением участвовал в вожатских распрях. Конечно же, подобного лучше не допускать.

К сожалению, меня тоже не минула сия чаша, правда, мы с вожатыми постарались обойтись без громких разборок. В одну из смен в нашем отряде сменилась вожатая. Все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство – она выделила в отряде несколько человек и уделяла им все свое время и внимание, других же детей в лучшем случае игнорировала. Словом, как вы уже, наверное, догадались, у нас в отряде встала проблема любимчиков. Меня очень сильно задевала подобная несправедливость, поскольку я придерживаюсь мнения, что дети с самого начала должны находиться в равном положении. Только так можно создать нормальный коллектив, где уважение сверстников и взрослых зарабатывается вполне реальными поступками.

С новенькой пытались спокойно поговорить и другие вожатые, и я. Однако ничего не менялось. Поэтому мы оставили ее в покое и удвоили внимание к обойденным заботой детям. В результате она сама себя наказала. Мы вдруг стали замечать, что любимчики новенькой все чаще и чаще оставляют ее одну и присоединяются к остальному отряду. Впоследствии выяснилось, что детям просто надоели ее постоянные жалобы на других вожатых, т. е. на нас. Кроме того, игры и развлечения в большой компании намного интереснее перемывания косточек всем подряд.

Другими словами, даже если в отряде и существуют какие-либо разногласия между вожатыми, я советую поднапрячься и общие интересы все же поставить немного выше личных, и хотя бы на время смены отложить свои претензии друг к другу. Только взаимоподдержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных сложных ситуаций, которые так нередки в оздоровительном лагере.

Еще перед приездом детей вам с напарниками следует договориться о трех вещах:

– во-первых, все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из вожатых что-то не разрешает делать, например выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых, то и другие его наверняка поддержат. Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи;

– во-вторых, если один из вожатых наказывает кого-либо из подопечных, он же должен и снимать наказание. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых»;

– в-третьих, вожатые никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство. В последнем случае дети просто сознательно втягиваются в вожатские распри. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь откладывать свои споры на время после отбоя или на пересменку.

В процессе работы избегайте мыслей о том, что вы постоянно перетруждаетесь, а ваш напарник только отдыхает. Подобная обида не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересного вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день приносят цветы, если они, конечно, не с местной клумбы, дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.

Иногда от того, какой стиль поведения выберет вожатый по отношению к своим детям, зависит и то, насколько весело и плодотворно будет протекать взаимодействие детей и взрослого. Многие вожатые в процессе работы со своими подопечными нередко путают два понятия: «строгость» и «тиранство». Конечно же, это характерно для приверженцев авторитарного стиля поведения. Иногда мы, взрослые, недооцениваем детей, считая их слабыми и глупыми. Ничего подобного, ребята являют собой точное отражение взрослых. Среди них есть умные и не очень, сильные и слабые, уверенные в себе и застенчивые.

Если вы хотите найти с детьми общий язык, то в первую очередь постарайтесь избавиться от ощущения, что вы чем-то выше своих подопечных. В моей практике нередко случалось так, что при возникновении экстремальных ситуаций единственно верное решение подсказывали именно ребята. Здесь, конечно же, играет роль тот факт, что дети в большинстве случаев еще лишены всяческих установок и уроков, извлеченных из прошлого печального опыта, по сравнению со взрослыми. Поэтому им значительно проще посмотреть на ту или иную ситуацию, оценивая ее со своей стороны, и найти оригинальное и неожиданное разрешение всей проблемы. Так давайте предоставим им эту возможность. Тем более что вы и сами в этом случае не останетесь внакладе, ведь вы сможете в какой-то мере увидеть мир в другом свете, детскими глазами.

Авторитарный стиль поведения, как и остальные, имеет свои плюсы и минусы. Так, у вожатых, которые привыкли отдавать приказы, проблем с дисциплиной будет значительно меньше, чем у других представителей этой же специальности. При четком распорядке и требованиях, не допускающих и минимальных возражений со стороны подопечных, к концу смены ребенок привыкает четко действовать по команде. Он не обсуждает приказов вожатых-начальников (именно начальников, а не друзей), страшась наказания. Как правило, те отряды, где используется подобный стиль общения вожатого с подопечными, всегда вовремя прибывают на различные лагерные мероприятия, активно участвуют во всевозможных конкурсах и лишены проблем, связанных с дисциплиной. Все вроде бы отлично, однако и здесь вожатых подстерегают свои трудности.

В первую очередь вы можете столкнуться с упорным сопротивлением ребятишек, и особенно упорным оно будет, если это подростковый возраст. И это вполне оправданно. Мало кому понравится, в том числе и ребятам, исполнять лишь чужие приказы, которым нет должного обоснования, объяснения цели и задач того или иного требования. Ваше нежелание пойти навстречу подопечным может привести к настоящим военным действиям. Так, дети все будут делать вам наперекор, стараясь доказать свое личное право на принятие тех или иных решений.

Если у вас вследствие накопленного опыта и личной энергетики все же хватит сил для подавления открытого очага возмущений и недовольств, все равно за своей спиной вы всю смену будете слышать угрожающий шепот. Конечно же, ни о каких неформальных отношениях с детьми в этом случае не может быть и речи. Все время вы будете вынуждены находиться на военном положении. Следует упомянуть и о том, что многие сегодняшние дети воспитаны в относительной свободе, поэтому бороться они с вами будут до последнего.

Если вы сторонник авторитарного стиля поведения, то приготовьтесь к тому, что между вами и детьми всегда будет сохраняться определенная дистанция, вернее, стена некоего отчуждения. Другими словами, вы всю смену невольно будете находиться с детьми по разную сторону баррикад. Ребятишки едва ли в этом случае станут доверять вам и открывать свои души. Именно поэтому вполне возможно, что о всех внутренних процессах, происходящих в отряде, вы станете узнавать в последнюю очередь, если, конечно, у вас не будет своих соглядатаев. Однако о последних мы отдельно поговорим позднее.

Поверьте, подобное положение дел только мешает работе вожатого. Оно лишает как взрослого, так и детей радостного и плодотворного общения, желания понимать и помогать друг другу. Кроме того, рождает замкнутость и недоверие, с одной стороны, и формальное отношение к делу, с другой.

Выбирая авторитарный стиль общения с подопечными, не удивляйтесь тому, что всю смену у вас не будет ни сна, ни отдыха. Это связано прежде всего с тем, что все сценки, конкурсы и номера для участия в отрядных и общелагерных мероприятиях вам также придется придумывать самостоятельно. Ребята не станут вам что-либо предлагать своего, страшась не угодить и попасть в немилость. Кроме того, управление людьми, даже если это только дети, построенное на командно-приказном тоне, едва ли вызовет у них энтузиазм и желание делать свое дело качественно. Поэтому не ждите от своих подопечных альтруизма и максимальной собранности. Словом, как бы вы ни старались или ни наказывали детей, все они будут делать не так хорошо, как могли бы. Это коснется и уборки территории, и дежурств, и выступления на сцене.

Следующее, о чем мы поговорим, – это либеральный стиль поведения вожатого при его взаимодействии с детьми. Среди достоинств данного стиля можно выделить то, что все усилия вожатых будут направлены прежде всего на обеспечение детям нормального отдыха в соответствии с желаниями последних. Другими словами, ориентироваться вы станете скорее не на какие-либо медико-педагогические рекомендации, а на мнение подопечных. Вы будете все делать для того, чтобы ребятишки остались довольны, даже если это идет вразрез с общелагерными требованиями. Безусловно, подобный подход к делу может дать определенные положительные результаты. Дети перестанут чувствовать себя под прессом всевозможных требований и давления со стороны взрослых. Хотя, наверное, следует вас и предостеречь, поскольку нередко неограниченная свобода может дать серьезный перекос в сторону анархистских настроений.

Подобный стиль поведения по отношению к детям способна с достоинством выдержать только сильная, полностью уверенная в себе и творчески одаренная личность. Если вы на сто процентов доверяете себе и знаете, что сможете приобрести у своих подопечных незыблемый авторитет, а также у вас хватит выдержки, сил и терпения увлечь за собой ребят, то вам особо нечего беспокоиться. Вы всегда сможете незаметно, а иногда и неосознанно воздействовать на них где личным примером, а где и одним только взглядом.

К сожалению, среди вожатского состава не так уж и часто встречаются люди, обладающие всеми качествами настоящего лидера. Как только дети почувствуют слабинку в вожатом да еще увидят возможность избежать выполнения какого-либо пусть и интересного, но сложного поручения, они непременно постараются ею воспользоваться. Причем это характерно не только для детей. Человек, как правило, устроен таким образом, что он всегда стремится жить с максимальной экономией своей жизненной энергии. Если же дети, ко всему прочему, не обременены развитым чувством ответственности и им не совестно за свои заведомо неправильные действия перед каким-либо авторитетным лицом, они наверняка скорее создадут в отряде партию анархистов, нежели станут исправлять свои ошибки.

Совет вожатому

Никогда не требуйте от ребят того, что сами сделать не можете или не хотите. В противном случае вас могут обвинить в лицемерии или превышении полномочий, что несомненно наложит неблагоприятный отпечаток не только на ваши взаимоотношения с детьми, но и с их родителями.

При подобном стиле общения с детьми вы должны учитывать, что в большинстве случаев они все же нуждаются в определенном контроле со стороны взрослых. Отсутствие последнего сильно расслабляет ребят, а качественность выполнения заданий делает бессмысленной. Зачем стараться, ведь все равно никто не проверит. К сожалению, подобная черта характерна и для взрослых, и это только в очередной раз подтверждает факт, что ребята – полное наше отражение.

Я на личном опыте убедилась, что объяснять, к примеру, десятилетнему мальчишке, что влажная уборка комнаты необходима прежде всего ему самому и его соседям, совершенно бессмысленно. В конце беседы он обязательно поинтересуется: «А вы проверите?» При утвердительном ответе можно не сомневаться, что он из сил выбьется – лишь бы все сверкало. Кроме того, показывая результаты своего труда, он будет заслуженно ожидать похвалы.

Если же вы, полагаясь на его совесть, скажете, что не станете его проверять, однако через какое-то время зайдете посмотреть, как продвигается работа, то наверняка обнаружите, что последняя и не начиналась. На все ваши претензии подопечный сделает удивленные глаза и заявит: «Вы же сказали, что не станете проверять?» Конечно же, в отрядах постарше народ отличается и большей ответственностью.

Нередко вожатые-либералы полностью перекладывают на детей подготовку к каким-либо отрядным или общелагерным мероприятиям. Очень часто все заканчивается тем, что такой отряд либо срывает тот или иной конкурс ввиду того, что не готов к нему, либо в большинстве случаев выступает в роли проигравшего. Все дело в том, что дети при подготовке к тому или иному мероприятию все же нуждаются в советах и подсказках взрослого. Нет, не в давлении и не в категоричном «Делайте именно так, как я сказала», а именно в рекомендациях.

Демократический стиль управления детьми, наверное, наиболее приемлем для вожатого. В этом случае в отряде нередко выбирается актив, который помогает взрослым организовывать всех остальных. Любой ребенок может безбоязненно обратиться к вожатому за помощью, не страшась непонимания. В таких отрядах царит доброжелательная атмосфера сотрудничества. Вожатые не стесняются спрашивать совета у ребятишек и сами всегда готовы поддержать их.

Из своей практики работы с детьми в оздоровительных лагерях я убедилась, что вожатый должен быть очень гибким человеком. Ему необходимо уметь быстро перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Он должен быть избавлен от различного рода клише и негативных установок. Именно это обстоятельство позволит ему в зависимости от ситуации принимать верные решения, используя элементы различных стилей общения с подопечными. Так, к примеру, за один день вы можете выступать в отряде в совершенно различных ролях: справедливого судьи, разбирая ссору кого-либо из с подопечных, отстраненного, когда дело не настолько сложно, чтобы требовалось ваше участие, тирана, когда речь идет о нырянии в запрещенном месте, и т. д. Правильное решение вам подскажут только доброе отношение к ребятишкам, интуиция и ваш личный педагогический опыт.


Первое отрядное собрание

Хорошим началом первого отрядного собрания может послужить экскурсия по территории оздоровительно лагеря. Особенно это необходимо, если бо́льшая часть вашего отряда находится здесь впервые. Обязательно покажите подопечным, где располагаются душевые, туалет, медпункт, столовая, т. е. то, что может им пригодиться непосредственно сразу же после прибытия. По пути загляните в библиотеку, игровую комнату и помещение, где располагаются различные кружки и секции.

Постарайтесь, чтобы экскурсия была интересна ребятишкам. Поэтому вам не помешает вспомнить какие-нибудь забавные случаи из вашей практики работы вожатым. Кроме того, вы можете договориться с руководителями действующих в лагере кружков, чтобы они тоже немного рассказали о том, чему мальчишки и девчонки смогут научиться за смену. Обязательно покажите ребятам места проведения различных общелагерных мероприятий, например стадион, актовый зал, танцевальную площадку. Попутно непременно объясните им, почему нежелательно их присутствие за территорией лагеря.

На общем собрании вы можете ознакомить ребят с распорядком дня, если, конечно же, еще не сделали этого ранее, рассказать о специфике и назначении проводимых в лагере обязательных мероприятий. Так, например, если ваш лагерь считается не просто оздоровительным, а лечебно-профилактическим, то наверняка в режиме дня отводится время на различные медицинские процедуры, которые, согласно назначениям, должны посещать все, кто отдыхает в лагере. Постарайтесь убедить подопечных в том, что определенный распорядок дня составлен для обеспечения максимально увлекательного и полезного отдыха именно им, что ранний подъем и отбой придуманы не для того, чтобы каким-либо образом ущемить их интересы, а для их же собственного здоровья и самочувствия.

Первое отрядное собрание – это замечательная возможность познакомиться поближе со всеми подопечными. Расспросите их, в каких школах и классах они учатся, что им больше всего нравится, а что не нравится в школе. Поинтересуйтесь, как бы они хотели провести свои каникулы, чем бы хотели заняться в лагере, что их интересует, что нужно сделать для того, чтобы смена прошла интересно и увлекательно. Возможно, кто-то из подопечных сам предложит организовать какой-нибудь конкурс или развлечение, и вы их с успехом реализуете в отряде.

Именно на первом отрядном собрании надо разработать график дежурств по комнате, ознакомить всех с основными правилами пребывания на территории оздоровительного лагеря, объяснить ребятам, почему нежелательно присутствие в их тумбочках различных скоропортящихся продуктов.

После организационных вопросов вы можете провести ряд игр. Еще раз поиграйте в имена, что поможет и вам, и детям тверже усвоить, кого как зовут. Чтобы настроить детей на доброжелательный лад друг к другу, попробуйте поиграть еще в одну интересную игру – «Комплименты». Мы начинаем совершенно по-другому относиться друг к другу, когда видим в другом какие-нибудь привлекательные черточки. С первого дня начните учить своих подопечных замечать в окружающих только хорошее.

Для проведения игры вам нужно рассадить ребят кругом. Дайте одному из участников мячик или какую-нибудь небольшую мягкую игрушку, которую не трудно бросить и легко поймать. Игрок бросает мячик одному из ребят и говорит ему какой-нибудь комплимент по поводу его внешности, интеллектуального или духовного развития, умения что-то делать.

Предупредите ребят, что комплименты должны быть искренними. Участник, получивший мяч, в свою очередь бросает его кому-либо из игроков и делает ему комплимент. Следите, чтобы все игроки получили свои комплименты. Для этого вам необходимо самим принимать участие в игре и в случае, когда кого-то из игроков все обходят вниманием, сделать ему заслуженную похвалу. Я думаю, что эту игру следует повторять несколько раз в течение смены. Нередко она снимает напряжение в отряде, заставляет посмотреть на того или иного человека совершенно с другой стороны.

Закончить отрядное собрание можно пожеланием детям увлекательнее и интереснее провести следующие 3–4 недели. Дайте им время на то, чтобы они разложили свои вещи, устроились в отрядах, немного поближе познакомились со своими соседями по комнате. Дальше действуйте в соответствии с режимом дня и составленным ранее расписанием.

Вечер знакомств

Это торжество относится к общелагерным мероприятиям, однако, я думаю, о нем следует поговорить особо, тем более что его нередко совмещают с открытием лагеря. Это первое торжественное мероприятие, если не считать заезда, на которое попадает ребенок в лагере. Поэтому именно оно дает подопечным весьма яркие воспоминания о пребывании в оздоровительном лагере. Вечер знакомств задает тон всей будущей смене. Если праздник протекает весело и задорно, то возникает большая вероятность, что и вся смена будет пронизана той же атмосферой. Кроме того, дети получают возможность продолжить свое знакомство с персоналом лагеря.

К этому дню, как правило, вожатые каждого отряда готовят по одному концертному номеру. Именно в этот вечер они смогут показать подопечным, насколько они артистичны, остроумны и неповторимы. Проще говоря, желательно заранее вместе с другими вожатыми придумать и отрепетировать какой-нибудь номер. Это могут быть песня, танец, сценка или пантомима. Мне всегда в эти моменты помогала тетрадь, куда я в течение года записывала наиболее интересные сценки, кусочки или тексты при просмотре выступлений команд КВН, «Аншлага», «Городка» и других юмористических передач, которые в большом изобилии можно сейчас увидеть на различных телеканалах. Опираясь на высказанные шутки, можно создать великолепные концертные номера, по тематике приближенные к отдыху в лагере.

Иногда даже обычная русская народная песня в обработке вожатых может выглядеть довольно комично. Так, на одном из подобных торжеств я увидела следующую картину.

На сцену вышли четверо вожатых-юношей, переодетых русскими красавицами: в длинных платьях, с косынками на головах и броским макияжем на лице. Они превосходно обыграли свое усаживание на стульях, тем более что последних было всего три. Не стоит, наверное, рассказывать, какого труда им стоило сохранять сосредоточенное выражение лиц во время маленькой потасовки, тогда как весь лагерь просто стонал от смеха.

Наконец, чинно рассевшись, эти «красавицы», немного потрепанные в борьбе за место, затянули тонкими голосами песню. Композиция исполнялась следующим образом. Куплет по очереди пел один из участников, а припев подхватывали все четыре «певицы». Если вы захотите повторить данный номер, то можете выбрать любую подходящую русскую народную песню. Здесь все зависит скорее не от слов, а от исполнения, от того, насколько вы артистичны и раскованны. В тот раз участники взяли за основу всем известную песню «Говорила мама мне…». Я напомню вам ее первый куплет и припев:

Говорила мама мне про любовь обманную,

Да напрасно тратила слова.

Я ее не слушала, затыкала уши я.

Ах, мама, мамочка, как ты была права.

Припев: Ах, мамочка, на саночках каталась я не с тем.

Ах, зачем я с Коленькой села за околицей,

Ах, мамочка, зачем?

Вы также можете прекрасно проинсценировать какое-нибудь детское стихотворение. Так, однажды мы с вожатыми довольно удачно обыграли стихотворение «Как старик на рынке корову продавал» в переводе Михалкова. Что характерно, но труднее всего оказалось сыграть корову. Сначала мы хотели придумать какой-нибудь коровий костюм и сделать маску, однако в последний момент решили, что корова у нас должна быть с человеческим лицом. Так нам намного проще было показать, какие чувства испытывает животное в то время, когда его продают.

Сначала наша «корова» стояла с обреченным видом, периодически нудно му-мукая на слова старика. Когда за торговлю берется паренек, все резко меняется, корова преображается на глазах. По мере того как ее хвалит добровольный помощник, корова приобретает горделивую осанку, вскидывает голову, и ее «му» теперь звучит намного уверенней, чем раньше. Не менее разительны и перемены, происходящие в самом старике. Сначала он производит впечатление неудачника, владельца никому не нужной и полуживой животины. В конце произведения старик вдруг ощущает себя хозяином настоящего клада в лице своей коровы. Данное стихотворение вы можете поставить и с детьми, однако это потребует от вас некоего терпения и репетиций. Я на всякий случай приведу вам текст самого стихотворения:

На рынке корову старик продавал,

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

– Хозяин, продашь нам корову свою?

– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

– Не много ли просишь, старик, за нее?

– Да где наживаться! Вернуть бы свое!

– Уж больно твоя коровенка худа!

– Болеет, проклятая. Прямо беда!

– Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

– Папаша, рука у тебя не легка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

– Корову продашь?

– Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

– Да так ли! Уж выглядит больно худой!

– Не очень жирна, но хороший удой.

– А много ль корова дает молока?

– Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

– Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

Кроме выступления вожатых, на этом вечере должно быть отведено время для знакомства детей с остальным персоналом лагеря. Так, в стихотворной форме вы можете представить детям тех, с кем им не раз придется сталкиваться и взаимодействовать в течение смены. Необычны и забавны представления в виде переделанных популярных эстрадных песен. Далее я представляю вам несколько фрагментов, которые прозвучали в одну из смен на вечере знакомств в оздоровительном лагере «Лесной»:

Представление поваров

Вот кто-то с горочки спустился,

Наверное, повар наш идет.

На ней халат и чепчик белый,

Она с ума нас всех сведет.

Вы не могли бы, дорогие,

Побольше порции давать?

Не то с соседских огородов

Картошку будем воровать.

Представление физруков

Настоящему спортсмену

Надо утром рано встать,

На зарядку лагерь выгнать

И команды проорать.

Если не успел проснуться,

То разбудят физруки,

Приведут вас быстро в чувство,

Если встал не с той ноги.

Ой, водичка теплая и слегка зеленая,

Десятью отрядами сильно загрязненная.

Ой, загарчик ровненький, белые панамочки,

Ходят-бродят по бассейну

Наш Валера с Ванечкой.


Представление милиционеров

До края земли солнце краем дотронется,

И окна малиновым вспыхнут огнем.

И выйдут менты с пистолетом охотиться,

В засаде один притворяется пнем.

Кулак свербит и чешется,

Привык он быть в бою.

И ждет, когда вожатые начнут игру свою.

Вперед с устатку клонятся

Менты, им надо спать,

Но вот вожатый гонится,

Как им его поймать?

Представление ди-джеев

Ой, Дима, Леха,

Без вас нам очень плохо.

И хоть аппаратура

Не хочет вам служить,

Свистят пусть микрофоны

И тянут все мафоны.

И все же мы, ребята,

Без вас не можем жить.

Представление методиста

Юлия Юрьевна, голубчик,

Все на месте не сидит.

На планерки рано ходит,

Ночью детский сон хранит.

Если надо, то и спляшет

Или песней удивит,

Ну а если что не ладно,

То сердито покричит.

Там, там…

Когда в самом куплете не звучит имени представляемого человека, его необходимо обязательно назвать перед исполнением или после исполнения песни. И все равно это не гарантирует того, что дети запомнят все имена. Им очень сложно сразу воспринять столько новых людей. Именно поэтому, вернувшись в отряд, обязательно повторите, кого и как зовут. Кроме того, очень полезно в отряде повесить список персонала оздоровительного лагеря. Тогда и ваши подопечные смогут без стеснения обратиться к любому взрослому, и вы не перепутаете имени, к примеру, начальника лагеря с именем плотника.

Как вы уже догадались, только от вашего творческого потенциала и фантазии зависит, насколько праздник получится интересным и увлекательным. Не стесняйтесь предлагать что-нибудь свое, возможно, именно от этого и будет зависеть весь успех этого праздника. Более того, показав подопечным, как вы свободно держитесь на сцене, насколько вы остроумны и изобретательны, вы только существенно упростите себе задачу приобретения у ребят авторитета, ведь все начинается с симпатии подопечных к вам.

Представляем Вашему вниманию расписание обычного дня в нашем спортивно-оздоровительном детском лагере. Разумеется, каждый день наполняет его увлекательными творческими делами, конкретным содержанием.

С ПРОГРАММАМИ ОТДЫХА (ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ) И ПРОФИЛИРУЮЩИМИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВСЕГО ЛАГЕРЯ (ИЛИ ГРУПП, СТУДИЙ В КАЖДОМ ЛАГЕРЕ) можно ознакомиться на стр. нашего сайта:

Сюда входят спортивно - развлекательные и анимационные мероприятия (конкурсы, игры, квесты, дискотеки и творческие вечера, работа секций, кружков, тренинги, мастер-классы, факультативные занятия иностранным языком, плавание, катание на лошадях, общеотрядные и лагерные мероприятия)!

Эти программы дополняется разными, так наз. ТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ , которые в значительной степени являются результатом коллективного творчества и неудержимой фантазии преподавателей и... самих ребят: например, "Фестиваль искусств", "Битва престолов" и др.

Время проведения занятий в кружках и секциях может меняться - это зависит от профиля лагеря и тематики смены, а также от решения Детского Совета лагеря (ведь у нас - самоуправление !) и педагогического коллектива. Учитывается и... погода. Критерий один - чтобы выполнялись намеченные цели каждой смены, всем было интересно и здорово!

8:30 Подъем
8:40 Веселая зарядка, процедуры
9:30 Завтрак
9:45 Уборка постелей, вещей в палатах, осмотр врача
10:00 Кружки, занятия, мастерские, мероприятия на улице. бассейн, лошади
13:30 Обед
14:00 Тихий час (Отдых, спокойные игры, чтение)
16:00 Полдник
16:15 Web-трансляции из лагеря на наши сайты для родителей
16:30 Отрядное время, занятия, бассейн, лошади, спорт, подготовка к конкурсам
19:00 Ужин
19:30 Лагерные мероприятия в клубе: концерты, дискотека, просмотр фильмов и т.п.
21:15 5-ое питание, чайный клуб
21:40 Отрядные уголки (итоги дня для каждого и для всех)
22:00 Отбой для младших
22:45 Отбой для старших

Распорядок дня для младших групп немного отличается. Им дается больше времени на утренние и вечерние процедуры, отбой - в 22 часа.

Как организуется работа в лагере "Планета Будущего" в период каникул:

  • Отличительной особенностью организации отдыха в нашем лагере является возможность самому ребенку стать активным участником всех событий, выбирать свои любимые секции, посещать интересующие его занятия, кружки и тренинги, участвовать в лагерном самоуправлении, обсуждая на равных с педагогами и вожатыми планы и распорядок дня.

  • Попробовав себя в разных делах, познакомившись с работой секций и кружков в первые несколько дней своего пребывания в лагере (в так называемый - "организационный период"), ребенок в дальнейшем отдает предпочтение тем, которые ему пришлись по душе.

  • Выбор - это всегда "глоток свободы", это отсутствие авторитарности, психологического давления, прессинга со стороны взрослых - всего того, что дети испытывают все в большей степени в современном мире.

    Педагогическая концепция лагерной смены должна исключать ненужные запреты и диктат , строиться на доверии и и подчеркнуто уважительном отношении к личности ребенка, на развитии партнерских отношений между всеми членами временного лагерного коллектива. В полной мере реализовать на практике подобную программу непросто. Постоянная апелляция к осознанному выбору, возможность для ребенка свободного волеизъявления положительно влияет на рост его самосознания, формирует у него, как у юного гражданина, активную жизненную позицию, а в отрядной жизни - повышает самодисциплину и чувство ответственности.


  • Помимо продуманного плана мероприятий и схемы внутрилагерных взаимоотношений нужна подготовленная команда профессионалов, энтузиастов и единомышленников. В процессе обучения в нашей Школе вожатых все канидаты на высокую должность Вожатого проходят серьезную теоретическую и практическую подготовку, стажировку и аттестацию по итогам работы.

  • Демократия в детском лагере (впрочем, как любая демократия) только тогда чего-то стоит и может существовать и развиваться, когда она опирается на строжайшую дисциплину, отточенный механизм взаимодействия всех звеньев управления, контроль и самоорганизацию.

  • В лагере за одним воспитателем закреплено не более 5-7 детей, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет ни на минуту не оставлять детей без внимания. На территории поддерживается постоянная оперативная связь по рации директора с дежурным по лагерю, врачом, другими вожатыми и педагогами, охраной.

  • Главное задача: занять и увлечь ребят в течение всего дня: "От рассвета и... до отбоя" - творческими, интересными и полезными делами. Программа лагеря не ограничивается только большим количеством массовых мероприятий, а нацелена на личностную работу, на постижение творческого начала в в процессе самой деятельности. Тогда конкретный, пусть и небольшой результат для каждого "пионера - первооткрывателя" становится его собственным великим достижением!
    У нас проводятся отрядные и общелагерные чемпионаты, турниры, личные соревнования, конкурсы, игры, эстафеты. Определяются победители, но побежденных здесь - не бывает! Каждый получает свою долю заслуженных аплодисментов и свой приз!

  • У нас работают педагоги, кружководы и вожатые с большим опытом работы и высшим образованием. Им помогают стажеры, студенты и выпускники в основном педагогических ВУЗов, многие из которых сами "выросли" в наших лагерях. Они обеспечивают весь учебный процесс, проведение спортивных, зрелищных, культурно-массовых мероприятий, проводят тренинги и беседы, отвечают за жизнь и безопасность детей, всегда готовы прийти на помощь, поддержать своего младшего друга в трудную минуту словом и помочь делом. По некоторым дисциплинам преподаватели и тренеры регулярно приезжают в лагерь для проведения занятий согласно расписанию.

  • Мы сердечно благодарим волонтеров из разных стран за их подвижническую повседневную работу с детьми в наших лагерях (в рамках сотрудничества с международной организацией AIESEC ). И снова приглашаем их летом! Приезжая по зову сердца к нашим детям, волонтеры (это - студенты и начинающие преподаватели ведущих университетов Англии, Канады, КНР, Болгарии и др. стран) знакомят детей со своей культурой, языком и традициями, проводят спортивные и культурные мероприятия, конкурсы, викторины, участвуют в работе Международного клуба .

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


    Сегодня 19.02.2019 действуют СКИДКИ на путевки!


    Бронируйте путевки сейчас - скидки для вас сохраняются!

    Наши официальные сайты:

    www.wushu.org - cайт головной некоммерческой общественной организации, курирующей направление спорта и образования, проведение лагерей и выездных сборов (МОО "Федерация ТиСУ").

    www.planeta-bu.ru - О проекте "Планета Будущего". Детский отдых. Занятия для детей и родителей в наших Центрах и Клубах.

    Детские лагеря нашего Центра. Отдых детей.

    www.superrest.ru - Туристический портал (туры по всему миру, детский отдых).

    www.pedagogic-center.ru - Педагогический Центр им. В.А. Сухомлинского. Инновационный образовательный проект "Планета Будущего". Всероссийский Портал дополнительного образования. Курсы повышения квалификации, переподготовки, дистанционного обучения. Школа вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров. Работа. Трудоустройство.

    http://edustudents.ru - Официальный Портал дополнительного образования. Профессиональная подготовка. Курсы повышения квалификации, переподготовки. Заочное обучение. Дистанционное обучение.

    http://school.pedagogic-center.ru - Всероссийский Портал дистанционного обучения вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров (основной сайт).

    www.sportfinder.ru - Спортивно-информационный портал Федерации.

  • Тематический день — программа содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

    Тематические дни, как правило, имеют название, например: День именинника, День мам, «Помнит мир спасенный...», «Его величество театр» и т. д.

    Программа дня может включать различные направления деятельности:

    Интеллектуальное (викторины, игры);

    Трудовое (труддесанты, работа в творческих мастерских);

    Творческое (конкурсы, концерты);

    Спортивное (соревнования, эстафеты);

    Организаторское (советы дел, ведущие, оргкомитет, члены жюри).

    Тематические дни для всего лагеря . В содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

    Разработку планирования и организацию такого тематического дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня.

    Тематический день на каждый день . Планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа (оргкомитет) из числа ребят, интересующихся определенной темой. Такие дни могут быть как в общелагерных, так и в отрядных планах. Например: «День спорта» (соревнования, трибуна наград). «День туриста» (поход, туристическая эстафета, конкурс «Лесная фантазия»), «День дозорных» (отряд дежурит по лагерю), «День памяти» (возложение венков к памятнику 22 июня, линейка), «День веселых мастеров» (работа в мастерских, конкурс-выставка «Своими руками», награждения, концерт-экспромт), «День барона Мюнхгаузена» (конкурс на лучший рассказ-небылицу, задание отыскать ошибки в рассказе барона и др.), «День Шерлока Холмса» (конкурсы, игры на внимание, наблюдательность), «Речной день» (соревнования по плаванью, игры на воде), «День военного положения» (военная игра), «День смеха» (смехопанорама), «День фантазеров» (конкурс фантпроектов), «День музыки» (концерт «Мелодия»), «День села» (встреча с сельскими ребятами, трудовые дела).

    Тематические дни, включенные в циклограмму работы лагеря . Ответственность за организацию таких дней могут нести:

    Дежурный отряд;

    Совет дела (представители разных отрядов);

    Оргкомитет.

    Ниже мы предлагаем вам несколько примерных программ проведения тематических дней в лагере:

    Мой Новосибирск родной

    Театрализованное начало: «Говорит Новосибирск».

    Конкурс ораторов «Приезжайте в город к нам», певцов — «Мелодии Сибири», народных умельцев — «Сибирский сувенир», реклам — «Сделано в Новосибирске», рисунков -— «Уголки родного города». Конкурсы проводятся на разных площадках.

    Демонстрация лучших работ, награждение выступлений, представление лауреатов.

    День мира

    Шествие и торжественный митинг у памятника «Помнит мир спасенный».

    Конкурс рисунков на асфальте, плакатов «Мы мечтою о мире живем» (участвуют младшие отряды).

    Военно-спортивная эстафета «Смелые. Сильные. Ловкие.» Участвуют разновозрастные команды отрядов.

    Час встреч «У нас в гостях участники войны, труженики тыла». Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.

    Программа «А песня ходит на войну...»: театр военной песни, солист с гитарой, музыкальная викторина, гости программы.

    Его величество театр!

    Просмотр спектакля.

    Конкурс художников «Афиша» — нарисовать афишу к просмотренному спектаклю.

    Конкурс выразительного чтения и сценического движения «Моя роль...» (в костюме).

    Конкурс театрального костюма.

    Гала-концерт. Награждение.

    ДЕНЬ ЛЕСА

    Игра-путешествие «Тайны зеленого бора»

    (старшие отряды проводят для младших)

    Лесная эстафета:

    игровые задания,

    викторины (старшие проводят для средних)

    Выставка «Лесная фантазия»:

    Сбор материалов и оформление

    Работа жюри

    «Лесоконцертный зал приглашает...»:

    музыкальные клипы

    Аукцион лесных даров

    ДЕНЬ ЦВЕТОВ

    Прогулка в лес:

    Подготовка к выставке цветочных композиций

    Конкурсы на выставке:

    - «Придумай название»

    - «Самый внимательный посетитель»

    - «Знатоки цветов»

    «Цветик-семицветик»: Игры, эстафета для всех

    Концерт-ромашка (выступление младших отрядов)

    Карнавал цветов: костюмированное представление старших отрядов

    Цветодискотека.

    ДЕНЬ СКАЗКИ

    Сказочная зарядка (проводят герои сказок)

    Путешествие в Сказочный лес

    Программа конкурсов «В гостях у царевны Несмеяны»

    Богатырские потешки

    (спортивные соревнования для мальчиков)

    Брейн-ринг «В некотором царстве»

    Вечерняя программа «Дом сказок»

    (театрализованное действо с играми, затеями, потехами)

    ДЕНЬ ДЕВОЧЕК

    «Сюрприз с утра»:

    песня у окна

    Джентльменская линейка:

    Творческие поздравления

    Сувениры (сердечки, солнышки) в подарок девочкам

    Эстафета конкурсов:

    «А ну-ка, девочки!», конкурс модельеров, хозяюшек, танцевальный конкурс, литературный турнир (жюри - только мальчики)

    Шоу-программа «В кафе "Людмила"»:

    Награждения по номинациям

    Угощения

    Танцевально - развлекательные паузы

    ДЕНЬ МАЛЬЧИКОВ

    Утренний сюрприз:

    Песни о мальчиках

    Красочные газеты

    Плакаты, фотоколлажи

    Праздничный приказ «Мы вам точно сказать хотим...»

    Конкурсы:

    «Хозяин», «Эрудит» (жюри — только девочки)

    Шоу-программа «В кафе "Руслан"»:

    Показательные выступления (на сцене только девочки)

    Награждения по номинациям

    Парад мальчишек

    Дискотека

    ДЕНЬ ИМЕНИННИКОВ

    Пресс-стена «Поздравляем...»:

    Поздравительные телеграммы

    Открытки от ребят, сказочных героев, эстрадных звезд и др.

    Стол подарков:

    Праздничный обед (специальный стол для именинников)

    Поздравительные тосты друзей

    Шоу-программа «Под знаком именинника»

    Концерт-капустник «Мы посвящаем Вам...»

    (музыкальная программа по заявкам)

    Лотерея имен

    Ответное слово именинников «Благодарим...»

    Танцы, игры, затеи

    Спортивный стенд в летнем лагере

    Не секрет, что качество проведения любого дела далеко не в последнюю очередь зависит от того, как оно оформлено, т. е. речь идет о таких средствах наглядности, как афиши, вывески, стенды и проч. Мы предлагаем вам свой вариант оформления спортивного стенда на всю смену лагеря (см. рис.).

    На стенде могут быть представлены следующие рубрики:

    Спортинформбюро представляет . Это спортивный календарь смены — информация о спортивных делах отрядов, например: «День бегуна», «Веселые старты», «Спортивная кругосветка», «Встреча по пионерболу», «Розыгрыш кубка по футболу» и т. п.

    Спортивные звезды сезона. Размещаются фотографии (или таблички с именами и фамилиями) ребят, ставших призерами спортивных состязаний (с указанием отряда и вида спорта). Это может быть:

    Пьедестал почета: сменная информация по итогам прошедших в лагере соревнований по различным видам спорта (индивидуальные, командные первенства).

    Флаг поднят в честь: стойка с флагами разных цветов; с эмблемами тех или иных соревнований; табличка с фамилиями указывает, в честь кого поднят флаг.

    Герои «Дня Нептуна»: имена и фамилии ребят-победителей конкурсов или соревнований на воде.

    Шахматный трон: почетное место для информации о победителях шахматного турнира.

    Летние игры . Смена может включать в себя следующие четыре тура:

    . «Лесной стадион»;

    . «На солнечной полянке»;

    . «Школа мячиков»;

    . «Голубая волна».

    Имена победителей каждого тура размещают на свободном лепестке цветка (см. рис.). В середине цветка можно отметить имена тех, кто стал призером по общим итогам прошедших игр.

    От старта к финишу. Это своеобразный экран соревнований, изготовленный в виде плаката. Соревнования могут проходить по различным игровым направлениям. Например.