Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.
Слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными.
Пишется слитно:
Правила | Примеры |
Если слово не употребляется без НЕ | ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый |
Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ | Небольшая речка, т.е. маленькая Неинтересный концерт, т.е. скучный Невысокий домик, т.е. низкий |
Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления | Речка неширокая, а (= и) глубокая. Роман небольшой, но (= и) интересный |
Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти | Абсолютно неинтересный концерт. Совершенно неважный документ |
Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными |
Пишется раздельно:
Правила | Примеры |
Если есть или подразумевается противопоставление | Речка не глубокая, а мелкая. Концерт не интересный, а скучный. Домик не высокий, а низкий |
Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами | Ни на кого НЕ похожий ученик |
Со сравнительной степенью прилагательных | Не хуже и не лучше других. Не более и не менее |
Запомнить: | Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд |
Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:
речка неглубока, речка отнюдь не глубока, речка ничуть не глубока, речка абсолютно неглубока, речка не глубока, а мелка и т.д.
Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».
ЗАПОМНИТЬ!
1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Например:
Этой семье постоянно недоставало денег.
В пейзаже недоставало красок.
Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).
2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать.
Слитное или раздельное написание частицы НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.
Пишется слитно:
Пишется раздельно:
Если помимо наречий меры и степени при причастии имеются другие пояснительные (зависимые) слова, то предпочтение отдаётся более общему правилу, и НЕ пишется раздельно.
Например:
Совершенно не подготовленная к набору рукопись.
Написание НЕ с деепричастиями.
НЕ с деепричастиями обычно пишется раздельно.
Например
:
не читая, не решив.
НЕ с деепричастиями пишется слитно, если деепричастие образовано:
1) от глаголов, которые без НЕ не употребляются;
2) от глаголов с приставкой НЕДО-.
Например
:
Недоумевая, негодуя.
Недоглядев, недосыпая.
Какие есть примеры существительных, которые пишутся с НЕ слитно; раздельно?
Я сейчас проанализировала несколько сотен случайных имн существительных, которые имеют все возможности сочетаться с не , и сделала интересный вывод, который и будет началом ответа:
Весьма значительный процент всех имеющихся в языке имн существительных пишется с не слитно. И приблизительно такой же (немного меньший) процент пишется с не раздельно.
Думаю, что если бы решили составить список всех таких слов, то он бы был:
Поэтому ограничимся несколькими популярными примерами.
Слитно :
Раздельно (включаю в примеры и не, для наглядности).
Как видим, списки действительно парадоксально пересеклись. По той даже причине, что имена существительные, которые не употребляются без приставки не, пишутся раздельно со вторым не, которая (частица) может появиться в любую минуту (невежество - не невежество).
Вопрос, таким образом, может оказаться весьма заковыристым, и именно эту заковыристость я и постаралась продемонстрировать. Будьте внимательны при ответах.
Не - это весьма растяжимое морфологическое понятие. 🙂
Ответ не адаптирован под учащихся начальных или средних классов.
Слитно пишется частица не с существительными:
1) которые без этой частицы не существуют и не употребляются, например: неделя, ненависть, небылица, невежа, невежда, невежество, невеличка, неверие, незабудка, неряха и другие;
2) которые с присоединением частицы образуют новые слова, например: приятель - неприятель (враг), внимание - невнимание (рассеянность), воля - неволя (плен, рабство), правда - неправда (ложь).
И этих случаях частица не выступает уже в функции приставки словообразовательной.
Раздельно частица не пишется с теми существительными, которым в предложении есть противопоставление.
Например. Через несколько лет мы снова встретились, но передо мной был уже не приятель , а враг.
Я понимал, что все, что он рассказывает, является не правдой , а ложью.
И этих случаях частица не выступает уже в функции приставки словообразовательной.
Не в таких случаях является отрицательной частицей, а не приставкой.
Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…
Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.
Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.
Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:
В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:
«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.
Цель:
I. Орг. момент:
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
Учитель:
Когда будет от учения “радостно и победно”?
Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.
Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.
Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:
ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.
Объясните правописание слов.
Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.
Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.
II Объяснение нового материала:
1. Актуализация знаний:
1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.
“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”
Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?
Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.
Запись темы урока.
2. Объяснение нового материала:
Рассмотрите схему.
Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?
Когда пишется слитно, когда раздельно?
Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.
Презентация алгоритмов.
3. Закрепление изученного.
Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.
Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:
Взаимопроверка.
Подведение итогов на данном этапе урока.
Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица “НЕ”.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы “НЕ”.
Забавная сказка? Почему она такой получилась?
Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.
Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.
Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна
По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:
Помогите разгадать путаницу.
Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…
Спишите, раскрывая скобки.
На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.
ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:
1 ряд - в роще
2 ряд – нет времени
3 ряд – у Анастасии
Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.
Какое слово получилось? (пословицы ).
Что называется пословицами?
Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?
Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.
Самостоятельная работа: упражнение 219:
1 ряд – 1-2 предложение;
2 ряд – 3,4 предложение,
3 ряд – 4,5 предложение.
Проверить, использовав сигнальные карточки.
Работа в группах: (задание на карточках)
1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:
2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.
III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.
IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А2 НЕ пишется слитно:
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А4 Слово с НЕ пишется слитно
А1 | А2 | А3 | А4 | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными.
Одно из орфографических правил русского языка, которое нередко вызывает затруднения – слитное либо раздельное написание частицы «не» с существительными. Выбор варианта «слитно» или «раздельно» зависит от наличия противопоставления, вспомогательных слов, от того, что подразумевает пишущий, и других условий. Чтобы понять, какой вариант написания подходит, нужно рассмотреть слово с разных позиций.
Слитно: можно ли обойтись без «не»?Кроме того, существительное всегда пишется слитно с «не», если это термин. Например, в химии есть понятия металлы и неметаллы , то есть «химические элементы, не обладающие свойствами металлов».
Слитно или раздельно: противопоставление
Если существительному в предложении противопоставляется другое существительное и имеется союз «а», частицу «не» с существительным всегда пишем раздельно. Сравните следующие примеры.
Слитно или раздельно: по смыслу
Иногда при выборе верного варианта написания нужно учитывать смысл высказывания.
Сравните эти примеры.
Итак, мы рассмотрели основные случаи, в которых частица «не» пишется слитно или раздельно с существительными. Все эти условия несложно запомнить и в дальнейшем применять на письме.