Подшивка свесов крыши: тонкости процесса. Устройство карниза крыши: конструктивные особенности и монтаж

Устройство пола

Монтаж крыши и ее строительство считается самым кропотливым процессом, требующим большего опыта и внимания. Эта работа состоит из различных этапов, после чего приступают к устройству и подшивке карниза. Но вначале разберемся, что это и для чего он нужен.

Это архитектурная деталь, которая выступает за границу стен дома и оберегает их не только от действия влаги и дождя, но и не дает сырости проникать внутрь помещения. Кроме этих функций карниз крыши придает законченность строению, так как закрываются все элементы стропильной конструкции.

Классификация и типы

Существуют следующие разновидности:

  • для обустройства двускатной и вальмовой крыши применяют подшитый тип;
  • для этих же видов применяют и не подшитый свес;
  • для ломанной и односкатной кровли используют коробчатый тип;
  • для любой конструкции подходят укороченные свесы.

Устройство карниза может быть:

  1. Открытым. Это когда систему водостока крепят или к верхним, или к нижним краям.
  2. Выполняют заподлицо. При этом стропила не выводят за стенки, по краю крепят горизонтальную планку, а на нее монтируют желоба.
  3. Закрытый тип. Конец стропил выступает наружу, и его закрывают карнизом со спецпазом, который необходим для закрепления софита изнутри. Если чердак утеплен, то должно быть вентиляционное отверстие.
  4. Фронтонный. Это все зависит от вкуса дизайнера. Если некоторая часть кровли выступает, то она нуждается в подшивке шириной более 0,5 м.
  5. Для деревянного дома длина свесов составляет более 0,55 м, а для кирпичного или панельного – менее 0,55 м. При этом минимумом считают 0,4 м, а максимумом - 1,2 м.

Для выполнения работ по отделке кровли можно вызвать специалистов, хотя подшивка карниза крыши своими руками, не считается сложной задачей. Просто необходимо разобраться и понять какие конструкции существуют.

  1. фронтонная, которая защищает переднюю часть строения от попадания на нее дождевой и талой воды. По конструкции это наклонные края скатов кровли, длина которых достигает 1м;
  2. боковая, расположена с каждой стороны дома. Свесы имеют длину до 0,6 м.

Если система стропил без выступов, тогда «ноги» наращивают, применив бруски, и только после этого крепят к ним доску для карниза.

Как отделать карниз крыши

Чтобы этот элемент был правильно смонтирован, нужны специальные навыки и инструменты, а также необходимо соблюдать правила.

При обшивании карниза кровли со скатами используют стропильную систему, а порядок выполнения работ зависим от приобретенного материала, так как от этого зависит метод крепления.

Фронтонный карниз образовывается выпуском конька, а точнее его бруса на необходимую длину. Шнур натягивают и крепят на нижней планке и коньке, по веревке обрезают выступающие доски. А карнизную доску прибивают к поперечной планке и выступающему торцу конька.

Укладку материала для кровли производят на всю длину свеса вместе с работами по ее настилу. Точно также обрезают те края стропил, которые выходят за стенки строения (параллельно стенкам).

Далее переходят на установку карниза, который делают из металлического профиля или планок. Материал для этой архитектурной детали выбирают в зависимости от того из чего изготовлена подшивка карниза крыши, например при применении сайдинга необходимы профили из металла или винила, а если употребляют вагонку - каркас из дерева.

Но перед проведением этих работ определяют вид коробки. Существуют следующие ее виды:

  • вертикальная - применяется для крыши с небольшим уклоном, ее делают по той части стропильной системы, которая выступает за стенки;
  • горизонтальная - короб крепят к доскам, размещенным в стыке «ног» (стропильные) и стены, а также к самой нижней точке стропильной системы.

Подшивку свеса карниза производят под углом 90° к стене дома. Ее выполняют из дерева, сайдинга, софита.

Рассмотрим боковой свес, образующийся стропилами, выходящими за пределы строения. Их выступы рассчитывают в зависимости от высоты здания и ширины такого элемента, как отмостка. Но чаще всего она имеет размеры от 0,5 до 0,7 м. Если эта длина узкая, то существует два варианта ее исправления, рассмотрим их:

  1. Стена здания должна быть защищена от ветра, чтобы во время косого дождя она не намокала.
  2. При этом методе для наращивания длины стропил, устанавливают кобылки. Но так как это трудоемкий процесс, поэтому при уже установленной кровле не всегда переделывают ее. Все размеры предусматривают заранее на этапе строительства дома.

Стропила по периметру карниза соединяют друг с другом досками. Впоследствии их закрывают подшивочным материалом.

Рассмотрим узел карниза скатной крыши, это:

  • конек;
  • опора стропилы;
  • подкос-стойка-балка;
  • стойка-подкос-стропило.

Только после того, как выберут конструкцию, начинают составлять план работ и занимаются выбором материала.

Заключение

Чаще всего отделка карнизов производится деревом, софитами (они бывают медные, алюминиевые, оцинкованные, виниловые), профнастилом.

Для обшивки софитами применяют специальные планки, одна из них крепится к свесу, а другая на стенке. Замеряют ширину свеса и от результата вычитают 6 мм. Нарезают софиты, сгибают и вставляют в подготовленные пазы и фиксируют саморезами. Для подшивки угла карниза, планки нужно уменьшить. А для этого с одной стороны, планки обрезают под 45° углом.

Так выполняют отделку карниза софитами. Если нет навыков в этом деле, то обращаются к специалистам.

Крыша дома немыслима без установки на нем карниза. Его функция – защитная. Он предотвращает попадание влаги от дождя в покрытие кровли. Наличие карниза предусматривается во всех видах крыши. Исключением становится кровля с парапетной конструкцией. Карниз своим основанием призван закрыть края стропильных досок. По инструкции рекомендуют стропильную систему располагать на полметра дальше периметра стен. Карниз удачно справляется со своей функцией и прикрывает стропильные доски.


В особой защите нуждается фронтон дома. И в этом случае помогает карниз крыши. Ширина кровельных (карнизных) свесов, укрывающих фронтон от проявлений окружающей среды, может обладать параметрами в полметра. Важно установить на конец крыши карнизную доску. Нижний край установки свеса обшивается защитными материалами. Узел карниза закрывается деревянной доской (наиболее распространенный способ).


На заметку: установка скатного и фронтального свесов имеют разный способ монтажа.

Типовая классификация карниза крыши

Мастера разработали достаточно схем монтажа карниза. Следовательно, рассматривают множество типов кровельных свесов:

  1. Неподшитые карнизы – карнизы, применяющиеся при монтаже вальмой (четырехскатной) кровли здания. Их использование также наблюдалось при обустройстве односкатной и двухскатной крыши.
  2. Подшитые – распространение получили у двухскатных и вальмовых кровель.
  3. Коробчатый тип карнизов – имеет нестандартное использование. Применяется при монтаже односкатных крыш и ломаной схемы кровли.

4. Укороченный кровельный узел (яркий пример - датская кровля). Используем для всех вышеперечисленных видов крыш.


Карниз кровли: рассматриваем другие виды

Узел свеса имеет специфический характер. Его вид применяется по климатическим условиям местности. Различают несколько видов:

  1. Свес карниза заподлицо

Его обустройство происходит при отсутствии выступающей стропильной системы. Стропильная доска в этом случае закрепляется сливной конструкцией, располагающейся параллельно поверхности земли. Подобная установка укроет фронтонную часть от атмосферных осадков. Дополнительным плюсом станет возможность обустройства водосточных желобов, обеспечивающих вывод скопленной воды.


Негативная характеристика узла карниза заподлицо:

Открытость верхнего края стены, возможность попадания на нее влаги;

Недостаточная длина узла (полметра).

Компенсация отсутствия стропильных выступов – кобылки (применяются обрезки деревянного бруса, их крепят к стропилам и затем к ним привинчивается карнизная система).

  1. Открытый узел карниза

Он создается при выступе стропильной установки двухскатной крыши за черту фронтона. Крепление водосточной конструкции происходит сбоку досок стропил.

Открытый узел карниза по своим функциональным качествам применяется для ломаного типа кровли.

  1. Закрытый узел свеса

Создаются в процессе закрытия стропил, выходящих за пределы фронтона. Применяется технология паза с внутренней части. В нее крепятся составляющие отделки карниза.

Важно отметить: фронтонный узел может монтироваться, выходя за периметр стен. Выбранный вариант показывает предпочтения хозяина дома и рекомендации специалиста. Любой выбор подразумевает обшивку незащищенной поверхности карнизного свеса.


Какой материал использовать для карниза кровли?

Рассмотрим список нужных материалов, часто используемых для обшивки узла карниза:

  • Доска (лучше хвоя);


  • Оцинкованные стальные пласты;


  • Алюминиевые листы;


Важно отметить: деревянная основа выбирается влагоустойчивая, способная не разрушаться под воздействием внешних факторов. Предварительно обрабатывается влагозащитным средством (на основе краски, лака). Толщина деревянного материала – в среднем 0,2 сантиметра. Толщина стальных пластов составляет 0,08 сантиметров. Их стоит в обязательном порядке вскрыть краской. Параметры алюминиевого сырья – толщина 0,6 сантиметров, ширина – 30 сантиметров.

Используются инструменты:

  1. Уровень
  2. Молоток
  3. Измерительная рулетка
  4. Электрический шуруповерт
  5. Угловая измерительная лента
  6. Маркер для отметки длины
  7. Вспомогательные детали крепления.


Для более детального ознакомления предлагаем просмотр видео в соседней вкладке.

Когда монтаж кровельного покрытия подошел к концу, начинаются работы по обшивке свеса крыши. Выполняется это не только для обеспечения вентиляции кровли и защиты фасада, но и для придания окончательного внешнего вида зданию. Край крыши играет особую роль в эффективном функционировании всей кровли. Что такое карниз крыши? Как сделать карниз крыши? Как подшить карниз? Ответы на эти вопросы крайне важны для тех, кого ждет подшивка карниза крыши своими руками, поэтому их рассмотрению стоит уделить особое внимание.

Вариантов подшивки карнизов крыши сейчас имеется множество, но перед этим стоит напомнить, что это такое – карниз. Карнизный свес представляет собой выступ стропил за пределы фасада строения. Он бывает простым и с выносом. Первый вариант более прост в исполнении, но при сильных ветрах он может достаточно шумно гудеть, у свесов с выносом таких проблем не возникает. Имеется 2 вида карнизного свеса – фронтальный и боковой.

Фронтальный карниз крыши

Этот вид свеса отлично защищает фасад дома. Он представлен в виде боковых краев наклонных скатов кровли, у вальмовой крыши их соответственно нет. Устройство фронтального свеса стандартной двухскатной крыши создается путём выпуска закрепленных на стропилах несущих перекладин. Достаточно часто можно видеть фронтальный карниз, образующийся досками обрешетки, которые кладутся на пароизоляцию под материал кровли. На них укрепляется карнизная доска, в дальнейшем обшиваемая софитом либо профнастилом.

Боковой карниз крыши

Все наклонные кровли имеют боковой свес. Он выполняется при помощи стропил, выдающихся за пределы стены здания. Расстояние их выступа высчитывается из ширины отмостки и высоты дома, обычно оно составляет около 0,5-0,7 метра, иногда встречаются и скосы более узких размеров. В данном случае стена строения обязательно должна быть хорошо защищена от ветра, потому что иначе под косым дождем ей будет не избежать сильного намокания. Другой вариант исправить положение – это установка кобылок, так можно нарастить длину стропил. Подобный процесс крайне трудоемок, и при уже законченной крыше мало кому захочется заново ее вскрывать и все переделывать. Так что особенно важно еще на начальном этапе строительства предусмотреть нужный размер свеса кровли. Между собой соединяются стропила досками на всю длину карниза. В последствии они закрываются облицовочным материалом.

Выбор материалов для подшивки карнизов крыши

Как выглядит сайдинг для крыши? Как осуществляется отделка карниза крыши сайдингом? Что стоит учитывать, перед началом работ на крыше? Это лишь малая часть вопросов, которые задают себе люди перед выбором материала для облицовки. Сегодня на рынке присутствует огромный ассортимент всевозможных материалов, с помощью которых осуществляется отделка карниза. У каждого из них есть свои достоинствами и недостатками, но защитить от влажности, обеспечить утепление и вентилирование кровли все они могут в полной мере.

Важно! При выборе того или иного материала стоит обращать внимание не только на его красивый внешний вид, также необходимо учитывать и продолжительность эксплуатационного срока.

Профнастил

Данный материал представляет собой оцинкованную сталь с полимерным покрытием различных цветов. Хорошо устойчивый к перепадам температур и механическим повреждениям, профнастил имеет необходимую жесткость и способен выдерживать значительные ветровые нагрузки. Для обеспечения эффективной вентиляции выполняется зазор в высоту волны между профнастилом и стеной здания.

Софиты

Этот материал предназначен специально для подшивки карниза на кровле. Это, по сути, пластиковые панели, которые внешне напоминают сайдинг, но в них уже имеются вентиляционные отверстия. А обшивка карниза сайдингом сейчас очень распространена. К тому же от обычного сайдинга отличаются они тем, что в их состав входят ультрафиолетовые стабилизаторы, защищающие покрытие от негативного воздействия солнечных лучей.

Стоит рассмотреть различные материалы, использующиеся для изготовления софитов:

  • Медные софиты . Этот внешне эстетичный и презентабельный материал достаточно долговечен, но и цена у него выше, чем у большинства схожих материалов. Софиты из меди хорошо устойчивы к огню и прочны, что еще больше располагает к их выбору.
  • Алюминиевые софиты . Как и положено изделиям из данного материала, софиты из алюминия имеют малый вес, также они огнестойкие, эластичные, их легко заменить при ремонте. Благодаря высокой стойкости краски, насыщенность цвета таких софитов не меняется под воздействием ультрафиолетовых лучей. Недостатком их выступает лишь скудность цветовой гаммы – она включает лишь белый и коричневый цвета.
  • Оцинкованные софиты . Они не нуждаются в дополнительном уходе и крайне долговечны, прочны, к тому же эти софиты не боятся огня и влаги. Вес у них достаточно большой, поэтому установка таких софитов займет больше времени.
  • Виниловые софиты . Это дешевый и наиболее популярный для подшивки кровельных карнизов вариант софитов. Они имеют небольшой вес, отлично защищают от влияния внешней среды, визуально привлекательны, легко устанавливаются, а еще создают полотно без швов, тем самым обеспечивая оптимальную вентиляцию пространства под кровлей. На сегодняшний день они изготавливаются из огнестойкого пластика, способного выдерживать серьезные нагрузки.

Монтаж софитов из любого материала достаточно прост и его вполне можно выполнять одному человеку.

Обрезная доска и деревянная вагонка

Все еще для подшивки карнизов крыши зачастую используют древесину. Так как устанавливается она снаружи дома, то влияние окружающей среды в этом случае велико, поэтому к выбору данного материала нужно подходить особо ответственно. Толщина вагонки должна быть не менее 2 см, и она должна обладать средней влажностью.

Важно! Для обеспечения хорошей вентиляции, доски должны прибиваться с отступом от стены, равным 2 см.

Варианты подшивки карнизов крыши

Край крыши можно подшивать по-разному, стоит немного остановиться на каждом из вариантов.

Подшивка карнизов по стропилам

Этот способ приемлем лишь для крыш с небольшим наклоном. При таком исполнении обшивки все края стропил должны образовывать ровную плоскость. Для долговечности конструкции на стропилах понадобится закрепить небольшие доски, длина которых составляет расстояние от края свеса до стены дома. Для их ровной установки вначале прикручивается по одной доске на каждый край карниза и натягивается между ними шпагат. По сделанному ориентиру уже крепят все остальные доски. Обшивка к каркасу такого типа фиксируется на уголки или шурупы из металла.

Подшивка свеса кровли по деревянному коробу

Данный вариант оптимально подходит для крыш с большим углом наклона. Для обустройства короба берут обрезную доску толщиной 4 см и крепят ее между краем стропил и стеной дома. Если один ее край устанавливают непосредственно к стропильной ноге, то фиксация второго края потребует монтаж доски, примыкающей к стене, которую сверху прикручивают к стропилам. Иногда к стене дома вместо дополнительной доски по вертикали крепится на дюбели брус. На этом обустройство каркаса короба можно считать законченным – далее приступают к креплению обшивки. Лучшим крепежом для такой конструкции также будут шурупы и уголки.

Подшивка карнизного свеса софитами (сайдингом)

Как обшить карниз дома сайдингом? Подшивка карниза сайдингом уже долгое время очень популярна. Правильно положенный сайдинг крышу преображает и надежно защищает. Софиты комплектуют двумя специальными планками, выполненными в форме букв J или F. Одна из них крепится к заранее подготовленной деревянной рейке на стене дома, а вторая монтируется со стороны свеса. Для креплений используют саморезы. Все эти планки должны быть закреплены абсолютно ровно относительно друг друга, поэтому вначале рекомендуется сделать разметку.

Затем измеряют ширину карнизного свеса кровли и вычитают от полученного результата 6 мм. Это делают, чтобы создать нужный зазор, который будет компенсировать тепловое расширение материала. Далее софиты нарезают полосками необходимой длины. Подготовленные пластины немного сгибают и вставляют в пазы установленных профилей, там их фиксируют саморезами. Для того, чтобы подшить край крыши, длину планок софитов постепенно уменьшают, отрезая под углом в 45 градусов одну из сторон.

Подшив крыши сайдингом – относительно несложный процесс. Таким материалом как сайдинг карниз будет защищен надолго, а визуально это выглядит очень привлекательно.

Подшивка карнизов профнастилом

Когда край крыши обшивают профнастилом, вначале прибивается на стену брусок в горизонтальном положении по уровню края свеса. Второй брусок крепится с ним на одном уровне вдоль края стропил. Нарезают нужной длины профнастил, с учетом теплового запаса и вентиляционного зазора, и закрепляют его на установленных брусках с помощью саморезов. Место стыка стены и профлиста закрывают планкой внутреннего угла, а то место, где соединяются внешний край и стропила, декорируют такой же планкой внешнего угла. Теперь монтаж профнастила можно считать оконченным.

Подшивка карнизов деревянной доской или вагонкой

Подшивать край крыши в данном случае удобнее всего снизу, находясь на стремянке либо строительных лесах. Делать это нужно лишь после того, как полностью утеплены стены здания снаружи, выполнена пароизоляция и завершена установка облицовочного материала. Перед началом обшивки свесов вагонкой важно проверить, чтобы стропила на боковых карнизах не только были одной длины, но и располагались параллельно стене дома. На них закрепляются обвязочные ветровые доски. После всего этого уже можно начинать монтаж крепления обшивки. Сначала одну доску прикручивают к стене вертикально, при этом нижний ее край должен быть на уровне края стропил. Вторая доска закрепляется между стропилами и первой доской по их нижним краям. Она должна располагаться параллельно земле. Так создается основа, на которую далее будет установлена обрешетка. После подготовки каркаса начинают монтаж самой обшивки.

При облицовке кровельного карниза досками, необходимо оставлять зазор небольшого размера между стеной и ними. Сами доски выбирают ровные, достойного качества, толщина их должна быть около 1-2 см. Для обеспечения необходимого вентилирования пространства под кровлей при обшивке вагонкой по периметру стоит установить вентиляционные решетки, расстояние между ними составляет примерно полтора метра. Однако часто строители, полагаясь на свойства древесины, вышеуказанное правило не учитывают.

Как правильно подшить карниз крыши, не имея в этом деле опыта, лучше уточнить у специалистов. Отделочные материалы очень важны и от их качества будет зависеть срок службы всей конструкции. Сейчас можно найти множество фото и инструкций в интернете с расписанными пошагово этапами обустройства подшивки карнизов, поэтому справиться с этим делом под силу и новичку, главное соблюдать все необходимые правила работы.

Сооружение кровли - достаточно сложный процесс. Выполнять монтаж крыши необходимо с учетом множества параметров, расчетов и схем. Но и после установки крыши строительные работы нельзя назвать оконченными - настает черед карниза и свесов.

Действительно ли дому так необходимы карнизы, для чего нужны эти конструкции, какие разновидности свесов существуют - ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое свесы кровли

Карниз (или свес) представляет собой продолжение кровли, ее нависание над стенами сооружения. Эта конструкция защищает верхнюю часть стен дома от намокания, попадания дождя и снега. Такой подход способствует лучшему сохранению тепла внутри сухих стен, увеличивает срок службы материалов, из которых построен дом, препятствует развитию грибка и плесени на влажной поверхности.

Еще одна функция свеса кровли - защита стропил и всего «кровельного пирога». Ведь без карниза край крыши окажется открытым, ничто не будет защищать его от влаги, ветра и холода. Все это приведет к преждевременному износу материалов (утеплителя, изоляции, стропильной конструкции), намоканию венца дома, несущих конструкций.

Конечно, больше всего в защите от влаги нуждаются дома из дерева. Именно поэтому на деревянных постройках делают самые длинные свесы, их длина может достигать 120 см. На панельных и кирпичных домах достаточно карнизов от 40 до 60 см.

Важно! Размер свеса напрямую зависит от высоты цоколя и стен дома. Есть такая закономерность - чем выше дом, тем длиннее должен быть карниз его крыши.

Ну, и третьей функцией свесов можно назвать эстетическую составляющую. Ведь дома с красиво обшитыми кровельными свесами выглядят законченными. Эта архитектурная деталь не только защищает дом, но и делает его красивее.

Виды кровельных карнизов

Строительством домов люди занимаются тысячи лет. За это время сооружения претерпели массу изменений и дополнений. Устройство карниза на сегодняшний день считается обязательной составляющей монтажа любой кровли. А вот тип свеса каждый хозяин может выбрать самостоятельно, кстати, вид карниза во многом зависит от типа кровли:

  1. Двускатные и четырехскатные (вальмовые) крыши любых размеров и конструкций могут обустраиваться свесами подшитого типа.
  2. Неподшитые карнизы так же подходят для скатных крыш.
  3. Если крыша дома имеет только один скат, либо, наоборот, это кровля сложной ломаной конструкции, то свес выполняют в виде короба, его так и называют - коробчатым.
  4. Укороченная конструкция карниза универсальна - подходит для крыш любой конструкции и размера.

Внимание! Свес кровли конструктивно является продолжением самой крыши. Поэтому выбирать материалы для изготовления свесов необходимо с учетом тех же параметров: климатических особенностей региона, необходимых слоев «кровельного пирога», конструкции всего дома.

Устройство кровельных карнизов

В зависимости от формы карниза крыши различают несколько устройств кровельных свесов:


Важно! Способов обшивки карнизов два: горизонтальный и вертикальный . Вертикальный короб сооружают, когда наклон ската крыши небольшой. Обшивочные материалы в этом случае крепятся к стропильным ногам. Горизонтальные короба сооружают между концами стропил и стеной дома. Для этого на стену крепят брус или доску, а обшивку крепят в одной точке к стропилу, в другой - к брусу.

Чем подшивают свесы крыши

Чтобы дом выглядел красиво, а крыша не потеряла в утеплении и гидроизоляции, необходимо подшить карнизные свесы. Лучшими материалами для этих целей считаются:


Занимаясь обустройством карнизов, необходимо помнить, что именно на кровельные свесы приходится самая большая нагрузка от снежных масс. Сползая с верха крыши, снег и лед часто задерживаются на карнизах, поэтому конструкция свеса должна быть рассчитана до мелочей, а материалы выбираются самые прочные и качественные.

Крышу можно назвать одним из самых сложных конструктивных элементов здания. Она содержит в своем составе много различных взаимосвязанных деталей и частей. Помимо самого кровельного покрытия не менее важны такие элементы, как водосточная система, подшивка карниза, обустройство конька и отливов. В нашей статье мы подробно рассмотрим, как выполнить карнизный свес кровли из профнастила.

Если вы хотите сделать качественную и долговечную крышу, то не стоит ограничиваться обустройством кровельного покрытия. Не менее важно правильно выполнить отделку карнизного свеса. Эта конструктивная часть кровли выполняет не только эстетические функции, но и нужна с функциональной точки зрения. Так, карнизные свесы требуются для решения следующих задач:

  • Защита стен дома от попадания талой и дождевой воды. Чем шире карнизный свес, тем лучше стены сооружения защищены от осадков, стекающих с крыши. Отделка стен дома, не защищенных карнизным свесом, быстро отсыревает, растрескивается и теряет привлекательность.
  • Отведение талой и дождевой воды за пределы отмостки и фундаментных конструкций сооружения. Именно поэтому ширина карнизного свеса должна быть чуть больше, чем ширина отмостки вокруг дома. В противном случае влага будет подтекать под дом, размывая фундамент.
  • Подшитый свес карниза защищает стропильную систему от намокания в нижней части. Если свес не подшить, то деревянная стропильная система подвергнется порче и загниванию.
  • Эстетические функции. Подшитый карнизный свес завершает облик дома, скрывая элементы стропильной конструкции.

Внимание: ширина карниза зависит от уклона крыши и климатических особенностей региона. Чем меньше наклон скатов и чем больше среднегодовой объем осадков, тем больше должен быть карнизный свес.

Устройство карниза

Согласно строительным нормам устройство карниза выполняется по периметру дома. Свес кровли – это расстояние от стены постройки до края ската. Эта величина должна быть минимум 500 мм. Существует две разновидности свеса крыши:

  1. Карнизный свес – это то расстояние, которое образуется между стеной сооружения и краем ската крыши.
  2. Фронтонный свес – это вынос кровельного покрытия за пределы стен дома во фронтонной части. При этом основа под покрытие формируется либо за счет выноса обрешетки, либо за счет использования удлиненных прогонов.

Обустройство карниза крыши выполняется посредством установки удлиненных стропильных ног, выступающих за пределы стен дома, или за счет крепления кобылок. В последнем случае используются специальные бруски меньшего, чем у стропил сечения, которые крепятся к нижней части стропильной ноги.

Варианты подшивки

Обшивка карниза в первую очередь нужна для защиты от косого дождя во время сильного ветра, который будет приводить к намоканию стропильной системы. Очень часто для подшивки карнизного и фронтонного свеса используют специальную систему софитов, но можно для этого применять и другие материалы, например, подшив металлопрофилем эту часть конструкции крыши. При этом можно выбрать одну из предложенных ниже методик:

  1. Диагональная подшивка. При таком способе монтажа металлопрофиль прикрепляется прямо к нижней части кобылки или стропильной ноги. Для этого вам понадобятся саморезы и стартовые планки. Данная методика считается самой простой, но требует большего количества материалов. Этот вариант подшивки подходит для крыш с большим уклоном скатов, но небольшим карнизным выносом.
  2. Горизонтальный способ подшивки заключается в обустройстве специального короба, который в нижней части подшивается профнастилом. Для фиксации горизонтальной подшивки к стенам дома необходимо прикрепить брус или использовать деревянный каркас, который крепится к кобылке или стропильной ноге. Данная методика более сложная в выполнении, но она позволяет намного эффективней защитить стены дома от намокания.

При использовании подшивки из профнастила вы получаете много преимуществ:

  • во-первых, вы можете точно подобрать расцветку карнизного свеса под цвет кровельной части, что обеспечит гармоничность и единство архитектурного образа постройки;
  • во-вторых, металлопрофиль с полимерным покрытием надежно защищен от коррозии;
  • в-третьих, прочность и долговечность этого материала важна и для карнизных свесов дома.

Технология монтажа

Перед тем как подшить карниз крыши профнастилом, должны быть выполнены работы по настилке кровельного покрытия и установке водосточной системы. Для работы вам понадобятся:

  • крепежные планки;
  • остатки профилированного листа;
  • оцинкованные саморезы;
  • деревянные бруски.

Подшивку выполняют в такой последовательности:

  1. Все стропильные ноги или кобылки нужно подравнять по длине, подрезав концы. При этом концы этих элементов должны быть срезаны так, чтобы они были параллельны уровню земли.
  2. К торцам нижней части стропил прикрепляем лобовую доску. Одновременно с этим выполняем монтаж кронштейнов для фиксации водосточного желоба.
  3. В одной горизонтальной плоскости с лобовой доской на поверхности дома закрепляем брус. Для его фиксации используем анкерные болты.
  4. Далее между брусом на стене дома и лобовой доской устанавливаем соединительные перемычки. Шаг установки этих элементов равен 400-600 мм.
  5. После того как каркас готов, приступаем к установке направляющих для профнастила.
  6. Далее при помощи саморезов крепим листы профилированного металла. При этом нужно стараться, чтобы между профлистом и стеной оставался зазор в 2 см для вентиляции подкровельного пространства.

Если сравнивать подшивку карнизного свеса с помощью профнастила и софитов, то единственный недостаток первого материала связан с отсутствием специальных вентиляционных перфорированных планок, поэтому проветривание подкровельного пространства будет недостаточно эффективным. Если конструктивные особенности кровли требуют более эффективной вентиляции, то подшивку свеса лучше выполнить с использованием специальных софитов.