Егэ по химии 5. Как решать задачи по химии, готовые решения

Технологии утепления

За правильный ответ на каждое из заданий 1-8, 12-16, 20, 21, 27-29 ставиться 1 балл.

Задания 9–11, 17–19, 22–26 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 9–11, 17–19, 22–26 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

Теория по заданию:
А Б В
4 1 3

К несолеобразующим оксидам относятся оксиды неметаллов со степенью окисления +1, +2 (СО, NO, N 2 O, SiO), следовательно, СО — оксид несолеобразующий.

Mg(OH) 2 это основание - сложное вещество, состоящее из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (-ОН). Общая формула оснований: М(ОН) у, где у - число гидроксогрупп, равное степени окислении металла М (как правило, +1 и +2). Основания делятся на растворимые (щелочи) и нерастворимые.

Продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты атомами металла или полного замещения гидроксогрупп в молекуле основания кислотными остатками называются — средними солями - NH 4 NO 3 яркий пример этого класса веществ.

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой к которому\(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А Б В
4 2 1

Напишем формулы веществ:

Оксид стронция — SrO — будет являться основным оксидом , так как он будет реагировать с кислотами.


Типы оксидов
Оксиды в таблице Менделеева

Йодид бария — BaI 2 — соль средняя , так как все атомы водорода замещены металлом, а все гидроксигруппы замещены кислотными остатками.

Дигидрофосфат калия — KH 2 PO 4 — кислая соль, т.к. атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично. Они получаются при нейтрализации основания избытком кислоты. Чтобы правильно назвать кислую соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.Например, KHCO 3 – гидрокарбонат калия, КH 2 PO 4 – дигидроортофосфат калия. Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать только двух и более основные кислоты.

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой к которому\(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А Б В
1 3 1

SO 3 и P 2 O 3 кислотные оксиды, так как они реагируют с основаниями и являются оксидами неметаллов с степенью окисления >+5.

Na 2 O типичный основный оксид, ведь это оксид металла с степенью окисления +1. Он реагирует с кислотами.

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой к которому\(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А Б В
4 1 2

Fe 2 O 3 — амфотерный оксид , так как он реагируют и с основаниями и с кислотами, кроме этого, он являются оксидом металла с степенью окисления +3, что также указывает на его амфотерность.

Na 2 — комплексная соль , вместо кислотного остатка представлен анион 2- .

HNO 3 — кислота -(кислотные гидроксиды)- это сложное вещество, состоящее из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотных остатков. Общая формула кислот: Н х Ас, где Ас - кислотный остаток (от английского «acid» - кислота), х - число атомов водорода, равное заряду иона кислотного остатка.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Перейдем к рассмотрению задания №5 в ОГЭ по химии или А5. Данный вопрос посвящен классификации веществ в химии, в нем рассматриваются основные классы неорганических веществ и номенклатура. Вопрос довольно ёмкий, поэтому я составил схемы, которые будут способствовать лучшему понимаю.

Теория к заданию №5 ОГЭ по химии

Итак, как мы уже с Вами разобрали в предыдущем вопросе А3, вещества бывают простые и сложные. Простые состоят из атомов одного элемента - сложные из атомов различных элементов. Простые вещества в свою очередь делятся на металлы и неметаллы. У сложных веществ больше классов - оксиды, кислоты, основания, щелочи.

Рассмотрим классификацию оксидов. Оксиды - это соединения кислорода с другими элементами. В зависимости от того, с каким элементом кислород образует соединение, оксиды делятся на основные, кислотные и амфотерные.

  • Основные оксиды образуют металлы в степенях окисления +1 и +2 (K2O, MgO)
  • Кислотные оксиды образуют преимущественно неметаллы (SO3, N2O5)
  • Металлы Zn и Al образуют амфотерные оксиды (ZnO, Al2O3)

Из всех правил есть исключения, но о них в другой раз. К тому же в ОГЭ и ЕГЭ данные исключения не фигурируют.

Классификация гидроксидов

Гидроксиды - продукты соединения оксидов с водой. В зависимости от того, какой был оксид, гидроксиды делятся на основания, кислоты и амфотерные основания. Основные оксиды образуют основания, кислотные, соответственно, кислоты, амфотерные оксиды образуют амфотерные основания - вещества, проявляющие свойства и кислот и оснований. В свою очередь основания делятся на растворимые - щелочи, и нерастворимые.

Кислоты имеют различные классификации. Существуют кислородсодержащие и бескислородные кислоты. Отличие первых от вторых состоит в том, что первые содержат в своей молекуле кислород, а вторые состоят только из элемента и водорода (HCl, например). Бескислородные кислоты образуются непосредственно при взаимодействии элемента (Cl2) и водорода (H2), в то время как кислородсодержащие кислоты образуются взаимодействием оксидов с водой.

Классификация по основности подразумевает количество протонов, отдаваемое молекулой кислоты при полной диссоциации. Одноосновные кислоты диссоциируют с образованием одного протона, двухосновные - двух, и так далее.

Классификация по степени диссоциации показывает, насколько легко проходит диссоциация (отрыв протона от молекулы кислоты). В зависимости от этого различают сильные и слабые кислоты.


Соли делятся на средние, кислые и основные. В кислых солях присутствует протон, в основных - гидрокси-группа. Кислые соли представляют собой продукт взаимодействия избытка кислоты с основанием, основные соли - наоборот - продукт взаимодействия избытка основания с кислотой.

Подведем небольшой итог по пройденной теме.

  • Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород .
  • Основания – ионов металла и гидроксид-ионов .
  • Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков .
  • Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков .

Разбор типовых вариантов задания №5 ОГЭ по химии

Первый вариант задания

Гидроксиду натрия соответствует формула

  1. NaOH
  2. NaHCO 3
  3. Na 2 CO 3

Рассмотрим каждый случай. NaH представляет собой соединение металла натрия с водородом - такие соединения носят названия гидриды , но не гидроксиды. NaOH образовано катионом металла - натрия и гидроксо- группой. Это и является гидроксидом натрия согласно классификации. NaHCO3 - кислая соль - гидрокарбонат натрия. Она образована остатком угольной кислоты и катионом натрия. Na 2 CO 3 - средняя соль - карбонат натрия.

В своей практике, я часто сталкиваюсь с проблемой при обучении решению задач по химии. Одно из сложных заданий в заданиях ЕГЭ стало и задание С 5.

Приведу несколько примеров:

Пример 1.

Определить формулу вещества, если оно содержит 84,21% углерода и 15,79% водорода, и имеет относительную плотность по воздуху, равную 3,93.

Решение:

1. Пусть масса вещества равна 100 г. Тогда масса С будет равна 84,21 г, а масса Н - 15,79 г.

2. Найдём количество вещества каждого атома:

n(C) = m / M = 84,21 / 12 = 7,0175 моль,

n(H) = 15,79 / 1 = 15,79 моль.

3. Определяем мольное соотношение атомов С и Н:

С: Н = 7,0175: 15,79 (сократим оба числа на меньшее) = 1: 2,25 (домножим на 4) = 4: 9.

Таким образом, простейшая формула - С 4 Н 9 .

4. По относительной плотности рассчитаем молярную массу:

М = D(возд.) 29 = 114 г/моль.

5. Молярная масса, соответствующая простейшей формуле С 4 Н 9 - 57 г/моль, это в 2 раза меньше истинно молярной массы.

Значит, истинная формула - С 8 Н 18 .

Пример 2.

Определить формулу алкина с плотностью 2,41 г/л при нормальных условиях.

Решение:

1. Общая формула алкина С n H 2n−2

2. Плотность ρ - это масса 1 литра газа при нормальных условиях.Так как 1 моль вещества занимает объём 22,4 л, то необходимо узнать, сколько весят 22,4 л такого газа:

M = (плотность ρ) (молярный объём V m) = 2,41 г/л 22,4 л/моль = 54 г/моль.

14 n − 2 = 54, n = 4.

Значит, алкин имеет формулу С 4 Н 6 .

Ответ: С 4 Н 6 .

Пример 3.

Относительная плотность паров органического соединения по азоту равна 2. При сжигании 9,8 г этого соединения образуется 15,68 л углекислого газа (н. у) и 12,6 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения.

Решение:

1. Так как вещество при сгорании превращается в углекислый газ и воду, значит, оно состоит из атомов С, Н и, возможно, О. Поэтому его общую формулу можно записать как СхНуОz.

2. Схему реакции сгорания мы можем записать (без расстановки коэффициентов):

СхНуОz + О 2 → CO 2 + H 2 O

3. Весь углерод из исходного вещества переходит в углекислый газ, а весь водород - в воду.

Находим количества веществ CO 2 и H 2 O, и определяем, сколько моль атомов С и Н в них содержится:

а) n(CO 2) = V / V m = 15,68 / 22,4 = 0,7 моль.

(На одну молекулу CO 2 приходится один атом С, значит, углерода столько же моль, сколько и CO 2 . n(C) = 0,7 моль)

б) n(Н 2 О) = m / M = 12,6 / 18 = 0,7 моль.

(В одной молекуле воды содержатся два атома Н, значит количество водорода в два раза больше, чем воды. n(H) = 0,7 2 = 1,4 моль)

4. Проверяем наличие в веществе кислорода. Для этого из массы всего исходного вещества надо вычесть массы С и Н.

m(C) = 0,7 12 = 8,4 г, m(H) = 1,4 1 = 1,4 г

Масса всего вещества 9,8 г.

m(O) = 9,8 − 8,4 − 1,4 = 0, т.е. в данном веществе нет атомов кислорода.

5. Поиск простейшей и истинной формул.

С: Н = 0,7: 1,4 = 1: 2. Простейшая формула СН 2 .

6. Истинную молярную массу ищем по относительной плотности газа по азоту (не забыть, что азот состоит из двухатомных молекул N 2 и его молярная масса 28 г/моль):

M ист. = D(N 2) M(N 2) = 2 28 = 56 г/моль.

Истиная формула СН 2 , её молярная масса 14. 56 / 14 = 4. Истинная формула: (СН 2) 4 = С 4 Н 8 .

Ответ: С 4 Н 8 .

Пример 4.

При взаимодействии 25,5 г предельной одноосновной кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты.

Решение:

1. C n H 2n+1 COOH + NaHCO 3 à C n H 2n+1 COONa + H 2 O + CO 2

2. Найдем количество вещества СО 2

n(CO 2) = V/Vm = 5,6л: 22,4 л/моль = 0,25 моль

3. n(CO 2) = n(кислоты) = 0,25 моль (из уравнения видно это соотношение 1:1)

Тогда молярная масса кислоты равна:

M(к-ты) = m/n = 25,5г: 0,25 моль = 102г/моль

4. М(к-ты) = 12n+2n+1+12+16+16 (из обшей формулы, М = Ar(C)*n + Ar(H)*n + Ar(O)*n = 12*n + 1*(2n+1)+ 12+16+16+1)

М(к-ты) = 12n +2n +46 = 102; n = 4; Формула кислоты С 4 Н 9 СООН.

Задачи для самостоятельного решения С5:

1. Массовая доля кислорода в одноосновной аминокислоте равна 42,67%. Установите молекулярную формулу кислоты.

2. Установите молекулярную формулу третичного амина, если известно, что при его сгорании выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота.

3. Для полного сжигания 2 л газообразного углеводорода потребовалось 13 л кислорода, при этом образовалось 8 л углекислого газа. Найти молекулярную формулу углеводорода.

4. При сжигании 3 л газообразного углеводорода получено 6 л углекислого газа и некоторое количество воды. Определите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что для полного сжигания потребовалось 10,5 л кислорода.

5. Дихлорпроизводное алкана содержит 5,31% водорода по массе. Определите молекулярную формулу дихлоралкана. Приведите структурную формулу одного из возможных изомеров и назовите его

6. При сгорании газообразного органического вещества, не содержащего кислород, выделилось 4,48 л углекислого газа (н.у.), 3,6 г воды и 2 г фтороводорода. Установите молекулярную формулу соединения.

Задания школьной олимпиады по химии

5 - 6 класс

Тест

Выберите один правильный ответ (1 балл за каждый ответ)

1. Какой газ образуется в процессе фотосинтеза:

2. Атом – это...

3. Является веществом:

4. Для разделения смеси вода - растительное масло может быть использовано различие компонентов по:

5. К химическим явлениям относится:

Установите соответствие: (2 балла за каждый ответ)

6.

1. простые

2. сложные

а) вода

б) кислород

в) азот

г) углекислый газ

д) песок

е) поваренная соль

7.

1. чистые вещества

2. смеси

а) гранит

б) кислород

в) воздух

г) железо

д) водород

е) почва

8.

1. химические явления

2. физические явления

а) ржавление железа

б) плавление металла

в) кипение воды

г) подгорание пищи

д) гниение листьев

е) растворение сахара

9.

1. тела

2. вещества

а) золото

б) монета

в) стул

г) стекло

д) ваза

е) уксусная кислота

10. Распределите способы разделения смесей:

1. железо и песок

2. вода и соль

3. песок и вода

а) действие магнитом

б) фильтрование

в) выпаривание

Задачи:

    Проходя летом по лесу, ученик обнаружил на своем пути муравейник, в котором ворона распластав крылья «принимала ванны», подсаживая клювом муравьев в перья. Для чего она это делала? Какое химическое вещество использовала ворона «купаясь» в муравейнике? (5 баллов)

    Ученик решил помочь своему товарищу наверстать пропущенный материал по химии, рассказать ему о химических явлениях: 1) идет тепло из батареи отопления; 2) гашение соды уксусом при приготовлении теста; 3) плавление сливочного масла на сковороде; 4) добавление сахара в чай; 5) брожение сока; 6) скисание молока; 7) появление ржавчины на гвоздях; 8) распространение запаха духов. Прав ли ученик? Все ли процессы, перечисленные учеником, химические? Есть ли среди них физические? (5 баллов)

    Автомобили, автомобили, буквально все заполонили… Какие материалы и вещества используют для изготовления современных автомобилей. Какие явления (физические, химические) наблюдаются при работе автомобиля? (7 баллов)

    Почему нельзя делать птичьи домики из пластмассы? (7 баллов)

    Вам выдана смесь следующих веществ: железо, сажа, поваренная соль, медь. Предложите план разделения этих веществ. Какое лабораторное оборудование потребуется для разделения этой смеси? (7 баллов)

Ответы на тесты:

1 - б, в;

2 - а, г, д, е

1 -б, г, д; 2- а, в, е

1 – а, г, д; 2 – б, в, е

1 – б, в, д; 2 - а, г, е

1- а;

2 – в;

3 - б

Ответы на задачи:

2. Ученик не прав. Среди перечисленных явлений есть и физические, а именно: 1, 3, 4, 8.

3. Сейчас в машиностроении используют созданные человеком материалы, которые по легкости, прочности, долговечности и другим ценным свойствам превосходят металлы. Это пластмассы, каучуки, резина, стекло, стекловолокно и другие. Благодаря им современные машины могут работать при высоких и низких температурах, глубоко под водой, в космосе. Химическая энергия топлива (обычно применяется жидкое или газообразное углеводородное топливо), сгорающего в рабочей зоне, преобразуется в механическую работу.

4. Пластмассовые домики крайне опасны для птиц, т. как пластмассы в отличие то дерева не способны впитывать влагу и через мельчайшие поры выпускать её наружу. Поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, поглощаются подстилкой и не покидают домик. В домике образуется повышенная влажность, которая губительна для птиц.

5. Лабораторное оборудование: магнит, фильтровальная бумага, воронка, стакан, спиртовка.

1) магнитом отделяем железо;

2) остальную смесь растворяем в воде, соль растворяется, сажа плавает сверху, медь опускается на дно;

3) фильтруем смесь - сажа отфильтровывается, медь остается на дне стакана;

4) остался раствор соли. Термический стакан нагреть над спиртовкой - вода выпаривается, соль остается.