Батюшка в стиле хип-хоп.

Подвод и слив воды

Более пяти тысяч просмотров и прослушиваний, сотни «лайков» и репостов - такова реакция слушателей на православный рэп исполнителя Nastoyatel. Под этим ником скрывается священник Максим Курленко, клирик Чувашской митрополии. До принятия сана он был рэпером и ди-джеем. Спустя девять лет музыкального молчания вернулся - чтобы облечь в рэп-форму проповеди и размышления о жизни во Христе.

Неклассический священник

«Владыка о моей деятельности знает. Если будут с его стороны возражения - занятия музыкой прекращу. Но он пока не ругал. Владыка у нас добрый, доверяет», - иерей Максим Курленко возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью, а еще он - настоятель храма в поселке Сосновка под Чебоксарами.

С молодежью отец Максим общается много и охотно. Ведет программу «С нами Бог» на местном радио, читает лекции, публикуется в газетах, устраивает круглые столы. А еще - идет к тем, кто не воцерковлен. И, пожалуй, именно они - как скажут маркетологи - целевая аудитория рэпа в исполнении чебоксарского батюшки. «Лекции - это хорошо. Но они не для всех, - объясняет отец Максим. - А - эта та же проповедь, облеченная в понятный многим язык».

Ключевая песня в альбоме отца Максима называется «Без благодати». Ее рефрен: «Без благодати, нам с колен не встати» - уверенный речитатив священника сопровождает размеренный бит и перебор гитарных струн. В клипе на песню - история подростка, молодого человека. Каждый день он ходит рядом с храмом: ходит мимо - к тонированной машине, через окошко которой ему продают наркотики. Потом он решается и однажды заходит в храм. Сверток с наркотиками летит в урну.

Отец Максим знает, какие слова и образы понятны молодым. Десять лет назад он был участником рэп-группы EK Players из Екатеринбурга, работал ди-джеем, был погружен в то, что сейчас называют уличной культурой. Его рэп-группа в молодежных кругах была известна: выступала на столичной сцене, их альбомы выходили на кассетах и дисках. Но уже тогда, говорит отец Максим, внутри него не прекращался духовный поиск. И уличная культура для ответа на духовные запросы была мала. Так музыкант из Екатеринбурга оказался студентом в Москве. Во время учебы был рукоположен и уехал в Чебоксары - служить в небольшом храме за городом.

«Для прихожан я священник в классическом понимании этого слова, - говорит он. - Там, в селе, в храм ходят в основном люди пожилые, бабушки и дедушки. Интернета у них нет. О том, что я пишу рэп, не знают».

Хип-хоп служение

Музыку к композициям - так называемые «биты» - подарили бывшие друзья-музыканты. У себя дома отец Максим сделал сведение и мастеринг - эти навыки остались у него еще со времен ди-джейства. Клип сняли при помощи друзей. Как говорит сам священник, на запись и раскрутку альбома он не потратил ни копейки. Тем ни менее, резонанс от композиций, выложенных в интернет, вышел нешуточный. Сработало сарафанное радио: песни отца Максима, скрывшегося под сценическим именем «Настоятель», стали распространять по сети. Сотни людей написали и поблагодарили за творчество. Нежданно-негаданно пришла известность.

История из клипа отца Максима иногда повторяется и в жизни. «Ребята некоторые пишут, что послушали альбом и теперь, якобы, бросили вредные привычки и ходят в Церковь. Мне такие истории, честно говоря, кажутся не совсем правдой», - говорит отец Максим. Но он признает: если его творчество действительно заставит человека задуматься и что-то пересмотреть - цель будет достигнута. «Препоны, которые якобы есть между молодым человеком и Церковью - это картонные заборы. От них нужно избавляться».

Священник планирует и дальше писать рэп - пока это не будет мешать его службе. Его опыт обращения к хип-хопу как форме проповеди - не единичен. Свой рэпер есть , где молодой семинарист по имени Антон Панченко тоже пишет рэп-тексты православной тематики. Два года назад он даже получил благословение от владыки на миссионерские концерты. Тогда в епархии так прокомментировали это начинание: служение Господу возможно разными способами, и рэп - один из них.

Михаил Боков

Два года назад костромская группа «Комба Бакх» спела в Москве свой первый концерт, и гуру культурной жизни - журнал «Афиша» - назвал их «лучшей молодой русской группой». За прошедшее время к одобрительным отзывам присоединились многие журналисты, кроме, пожалуй, православных - очень уж тонкую тему выбрали себе музыканты: веру православную да Русь Святую и очень уж непривычную форму - рэп да хип-хоп.

«Русский выдержит любые нагрузки»

Ребята из «Комба БАКХ» говорят слова, которые редко видишь без кавычек, тем более - на сцене:

Где наша светлая память - ГДЕ?
Отчего чужими стали на своей земле?
Что происходит - каждый сам по себе?
Не желаю сердце топить в пустоте!
Вот сносят старые районы в Москве,
«Золотые острова» теперь на Остоженке,
А на Хитровке деловые центры
Будут заменять нам культурные акценты.
Я сам, это, вообще-то, из Костромы,
Но мне есть дело до другой стороны!
Если равнодушны - значит, обречены.
Верю, что мы живы, а не мертвы!
Ведь от нас ожидают только одного -
Чтобы русский сказал: «Отрекаюсь от всего!
Ничего не знаю, моя хата с краю,
И вообще, себе в угоду жить начинаю!»
Деятельность активна в этом направлении,
Основная цель - моё поколение.
Но рано приписывать нам поражение,
Мы верим, что во Христе наше спасение!

Манифест за объединение России »)



Сознательность ребят из «Комбы» простирается и за пределы родной страны, о чем свидетельствует песня «I lovе America»:

Мне снилось, что я - негр и иду по Бостону,
Дышу чистым летним воздухом
И радуюсь, благодарю Господа,
Шагаю легко уверенной поступью.
Вокруг радостные люди - мои сограждане,
Они больше не злые и не продажные,
Их больше не влекут страсти бумажные.
Сегодня мир во всём мире - и это важно!

Как тут не вспомнить легендарную «Гудбай, Америка…» Наутилуса - хотя сами музыканты признаются, что истоки творчества не так возвышенны: их юность пришлась на времена культа Децла и Prodigy. И еще уважают Боба Марли - не только за то, что лучше всех играл регги, но и за социальную направленность песен. Кстати, Боб Марли тоже был православным...

Православие - это, пожалуй, то, что выводит творчество коллектива за все привычные рамки. Ну как это - православный рэп? А очень просто:

Миром Господу помолимся! - сказал мой братела.
А что же нам ещё остаётся делать?
Не хотите молиться - не молитесь, как хотите,
Но только после смерти вы впросак не попадите.
Покаяние, смирение и любовь к ближнему -
Это основные правила любых подвижников.
Но умный иудей-фарисей оставался бесстыжим…
Господь звал ехиднами всех этих книжников!
Князь Владимир крестил мою страну -
Россию, Белоруссию и Украину.
Какие славные люди были в старину!
Что, сейчас нет таких? - ну-ну, ну-ну…
Есть такие! По всей Земли!
От Уганды- Кении до Индонезии,
Панамы, Антарктиды и Японии.

(Православие в Северной Корее )

«"Комба БАКХ" — это почвенничество в самом прямом смысле. Прорастающее от корней через Децла и Prodigy, через землю, которая казалась мертвой», - написал критик афиши Сергей Горбачев. Но и не только: в мотивы современной музыки вплетаются канты, псалмы, церковные распевы:

«Праведник - тот, кто знает, что он чмо»

Ценности, которые воспевают (в буквальном смысле) музыканты из «Комбы», - несомненно, прекрасны. Но почти всегда они, будучи озвученными раз, другой, третий, превращаются в «мертвые слова». А у них не так. Дело то ли в серьезности, то ли - в своеобразной дистанированности: не от себя, мол, говорим, а просто - перессказываем Истину. У кого-то вызовет недоумение язык: «праведник», «чмо», «грех», «маза» - все в одной песне. Но не так ли изъясняются иные из семинаристов и, страшно сказать, батюшек? «Самое важное - чтобы была правда, - рассуждает один из солистов группы Аполлон, сын священника, - Но очень важно эту правду с энергией подать, чтобы было какое-то движение. Движение тела, совершаемое под ритмическую музыку, на самом деле, может быть, близко какому-то подвижничеству»,

Однако есть у «Комбы БАКХ» сокровенные песни - совсем другие по мелодике и языку - про белорусских партизан, про костромского художника-самородка Ефима Честнякова… И иногда электрогитары становятся самыми что ни на есть среднерусскими балалайками:

Всё перемешалось в голове моей.
Снова я в разладе со всей внутренней структурой своей.
И плыву, как лодка
Только без весла…
Я не похож на человека,
Больше я похож на какого-то осла!

(… Разбуди! )


Настя Логван в гостях у "Комбы бакх"

«Как нам быть честными не на словах?»

«Как нам быть честными не на словах?» - пожалуй, основной вопрос, который решает костромская группа в своей деятельности. Девять лет они работали уединенно, не пытались пиариться, пробиваться в столицу. Записали более сорока альбомов и выложили их в Интернет , изобрели «Комба-мову», в общем, сделали отличный сайт, где смотреть - не пересмотреть и слушать - не переслушать. И все - в свободном доступе. Девиз сайта - «Заходите, люди добрые, берите, что хотите!» И когда до них, наконец, добрались журналисты и продюсеры, никого не пришлось долго убеждать в том, что православная музыка может быть и такой. Потому что у «Комбы» уже сошлись слово и дело.

- Невозможно жить так, когда вокруг только деньги,

Ангельское пенье не слышно: оно глохнет в сомненьях!

Это течение создаёт раба вместо гения,

Страхом и ленью опутывает с самого рождения!

В студии нервно ёрзает музыка, в колонках стрекочут биты, слова переворачиваются и складываются в рифмы. Стоя за дверью, можно представить у микрофона дерзкого парня с окраинного промышленного района, читающего о своей не сложившейся судьбе - о попытке выйти за узкие рамки социальных ограничений. Он коротко стрижен, на нём тяжёлая цепь и широкие штаны, его руки в татуировках, а когда куплет заканчивается, он быстро хватает из пепельницы медленно тлеющую сигарету и делает пару нервных затяжек - но, если открыть дверь, вы увидите другую картину.

У микрофона - отец Максим Курленко, он же МС Настоятель - так называется рэп-проект, которым он занимается с 2013 года. Максиму сорок два года, и он православный протоиерей. У него испанская бородка, седеющие длинные волосы и устало-ироничный взгляд. Широкий чёрный подрясник отца Максима лишь дорисовывает мрачные картины индустриального рэпа о жизни гетто и поиске себя в мире городских окраин. С происходящим слегка контрастирует золочёный крест, который висит на крупной цепи и нервно подпрыгивает в такт уличным ритмам, когда Максим характерно и по-рэперски размахивает руками, словно дорисовывая особо важные места текста резкими телодвижениями.

Студия - это небольшой кабинет, который Максим оборудовал в доме, что выделила для него епархия. Здесь стол с компьютером, микрофон на штативе и маленький магнитофон, с которого Максим читает «под плюс», то есть подпевает своей же песне, звучащей из динамиков. Это просто демонстрация возможностей - основные треки его трёх рэп-альбомов он записывал в другом месте - в квартире в Чебоксарах. Но около трёх месяцев назад его перевели в новый храм в селе Чемурша. Студию пришлось перевозить на новое место, где толком оборудовать её пока не удалось.

Свои клипы отец Максим выкладывает в Сеть примерно раз в год. В некоторых священник предстаёт в неожиданном образе брутального рэпера в спортивном костюме за рулём старой иномарки.

Чемурша - совсем небольшое село на 300 домов, находится в Чувашии - в двадцати километрах от столицы, города Чебоксары. Новый храм выглядит опрятно и даже слегка по-хипстерски: небольшой, уютный, аккуратно сложенный из бруса стильно-коричневых оттенков. Добраться до храма тяжело - не потому, что он запрятан, а потому, что дороги в селе чересчур напоминают направления, которые изъедены ямами так же сильно, как нераскаявшийся грешник пороками. Но, несмотря на это, возле храма стоят дорогие иномарки: горожане любят приезжать именно сюда, где нет суеты и шума, а службу ведёт молодой православный батюшка.

Служба в храме проходит на двух языках - русском и чувашском. Тексты Священного Писания на незнакомом языке волжского народа бойко читает сухонькая бабушка в платке. Прочитанные в проброс и речитативом места из Нагорной проповеди по-чувашски звучат диковинно и тоже отдалённо напоминают рэп. Отец Максим заканчивает службу возле алтаря и выходит на амвон. Звучит «Господи, помилуй», прихожане кланяются и крестятся. В храме очень много детей. Их собирают в беспокойную стайку и раздают бумажки с текстом песни. Дети, улыбаясь и переглядываясь, затягивают высокими голосами:

Господи помилуй, Господи прости,

Помоги мне, Боже, крест мой донести.

Я великий грешник на земном пути,

Господи помилуй, Господи прости.

Валера не дружил с внешним миром,

Что бы ни происходило, ему до фонаря.

Валера знал конструкцию любого тренажёра,

Любимый урок в школе - физкультура.

По улицам Екатеринбурга гуляет 2003 год. Группа EK Playaz, что в вольном переводе значит «екатеринбургские игроки», записывает свой самый известный трек «Валера». Их трое: Dry ICE, T BASS и DJ Макс - тот, который ещё не стал отцом Максимом, священником церкви Сретения Господня в селе Чемурша. Но это потом, а сейчас они на пике славы. Они вместе с группой «Каста» выступили на фестивале «Наши люди» в «Лужниках». Они записали свой первый альбом. И рэпер Влади позвал их в Москву в закрытый клуб «Даун Таун».

Максим Курленко не выделяется из команды: на нём джинсы и кеды, серая толстовка с принтом и серая шапка, уверенно натянутая по самые брови. Они пишут ироничный рэп о житейских нелепицах и противопоставляют его депрессивной и агрессивной хмури, популярной у большинства рэп-команд того времени.

А хмури даже в 2003-м в Екатеринбурге было изрядно. Впрочем, не сравнить с 90-ми годами. Максим ещё помнит, как в 91-м году он закончил школу, получая аттестат зрелости под громкое поскрипывание распадающегося Советского Союза.

Он всегда был погружён в себя. В школе предпочитал бесцельному блужданию по улицам и большим компаниям чтение книг по истории. Наполеон, Александр Македонский - их биографию он прочитал в старших классах.

Но, несмотря на увлечение книгами и некое затворничество, за углом школы Максима не поджидала наглая шпана, готовая отжать карманные деньги и крикнуть вслед презрительно: «Ботаник!» В старших классах Максим регулярно ходил в спортзал и подтягивался 20 раз на турнике. Он с детства хотел посвятить свою жизнь чему-то важному, большому и определяющему смысл существования - он всерьёз готовился стать военным.

Впрочем, одного года в командном училище хватило, чтобы понять: нищета, воровство, кумовство, растерянность и хаос - то есть всё то, что иллюстрировало российскую армию на заре 90-х, совсем не то, с чем он мечтает связать судьбу. Он бросил училище и год дослуживал солдатом. Максим охранял склады с химическим оружием.

Он выходил на дежурство и всю ночь стоял в одиночестве. За спиной возвышались бесчисленные цистерны с ядовитым газом, вкопанные в землю ещё при Сталине. Впереди виднелись мутноватые огни большого города. Над головой свисали непривычно яркие для жителя мегаполиса звёзды. Вокруг гудела тишина. Поговорить можно было разве что с нравственным законом внутри.

Была одна ночь, когда звёзды стали ближе и он понял: есть что-то выше начальника смены, генерала и даже министра обороны. Максим приехал домой на побывку и крестился в православие. Так он начал свой путь к себе. Идти в священники в 90-е Максим не собирался - он пошёл в диджеи местного екатеринбургского радио. Его духовные поиски в те годы направляли не церковные писания, а песни Цоя и «Алисы», которые он слушал на старом кассетнике.

А чуть позже появилось MTV и ярый поклонник русского рока открыл для себя рэп - тогда ещё заграничный. Слов песен Максим не понимал, но его захватили неизвестные ритмы и энергетика нового музыкального направления. Россия всегда была для молодого диджея страной Достоевского - то есть страной пасмурной, загадочной, талантливой и литературоцентричной - всё это он нашёл в рэпе.

Вместе с двумя друзьями они запустили первую в Екатеринбурге рэп-программу на местном радио. Они были своего рода миссионерами нового музыкального направления и несли рифмованное слово молодым людям. В эфире они включали самые популярные рэп-телеги из-за океана.

Но, чтобы поставить новую песню на радио, они часами караулили возле телевизора с видеомагнитофоном. Как только на экране начинался клип, нужно было стремительно нажать кнопку записи. А уже после проиграть записанную песню для радиослушателей. Так же по кусочкам друзья собирали эфиры западных станций, где-то находили и включали редкие для Екатеринбурга рэп-альбомы с пиратских кассет.

Ни одна модная вечеринка в Екатеринбурге на заре нулевых годов не проходила без них. В конце концов они решили придумать собственный рэп. Все песни они писали втроём, но немного о разном. Dry ICE и T BASS откровенно стебали окружающую действительность, а DJ Макс хотел даже в ёрнический речитатив вставить строки о поиске смысла, о цели существования, но не всегда лирические зарисовки ложились в концепцию ритмичного уральского скоморошества.

Тем не менее первые же композиции группы зацепили столичную рэп-тусовку, и им предложили записать альбом. Он вышел в 2003-м. Его назвали «Иградапобеда», пластинку снабдили предупреждением: «Внимание! Интеллектуально-юмористическая лексика». На обложке был игровой автомат с четырьмя портретами: священник Максим Курленко - крайний справа, с испанской бородкой и в белой шапке, натянутой по самые глаза.

Громкие вечеринки, лёгкие наркотики, концерты и поклонницы - всё это окружало и сковывало тусовку рэперов. Бодрые биты и речитатив, высмеивание новой российской реальности, которые сперва так забавляли Максима, стали его утомлять. Он вспоминал своё детство, когда уезжал в ростовскую деревню к бабушке и дедушке и всё время проводил там, в тишине и на природе - наедине и в гармонии с собой. Вспомнил звёздную ночь в карауле, когда звёзды медленно опускались к нему, когда нахлынуло мистическое переживание чего-то неизвестного и всеобъемлющего.

Когда ребята сели писать второй альбом и планировали концертный тур, Максим сказал, что уходит из группы. Он поступил в Екатеринбургское отделение Свято-Тихоновского московского богословского института. Уже через три года был рукоположен в сан священника. Это случилось 12 лет назад.

Чтобы это стало мега, нужно быть профессионалом, как отец Фотий, например, - а это нужно очень много времени, денег и подготовки. Такой задачи у меня нет - я даже с проектом «МС Настоятель» нигде не выступал и не собираюсь. Мой дедушка играл на трубе, мой папа играл на трубе джаз - мне всё это близко. Но то, что я делаю, - это нельзя назвать поэзией даже, это скорее проповеди. Первый альбом так и назывался «Проповедь в стиле рэп». Отчасти это какое-то юродство. Как говорил апостол Павел, «ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих», - отец Максим улыбается.

Улыбается священник открыто и искренне. Каждый раз, когда он говорит о рэп-музыке, он значительно оживляется, потом, словно смущаясь своего повышенного интереса к таким мирским вещам, мигом становится серьёзным. Но о молодых годах рассказывает всегда с увлечённой ностальгией.

О том, что стало переломным моментом - точкой перехода из рэпа в православие, Максим прямо не говорит. Он скорее изъясняется притчами, рассказывая про долгие поиски своего я, и про мистический опыт, который подстерегает каждого истинно верующего. За 12 лет, прошедших с последнего альбома, записанного с EK Playaz, в его жизни изменилось всё. В церкви Максим дослужился до протоиерея.

В царском табеле о рангах это звание сродни полковнику в армии, - иронично замечает отец Максим.

В монастыре он познакомился со своей будущей женой. Теперь у него четверо детей - две дочки и два сына. Семь лет он ведёт передачу о вере на местной радиостанции и ездит по университетам с лекциями. В епархии он возглавляет отдел по работе с молодёжью, так что, кажется, о прошлом ничего не напоминает. Но в какой-то момент в жизни отца Максима опять зазвучали биты и ритмы. Это было так же внезапно, как когда-то в армии, в карауле, когда он почувствовал, что верит. Несколько лет назад, уже в сане священника, он понял, что опять хочет записывать рэп.

Настоящая вера преображает, - говорит отец Максим, - поэтому моё нынешнее творчество - это уже не тот я, эта история совсем о другом. Это попытка говорить с молодыми людьми на их языке. Говорить о вещах серьёзных и личных. Я не пытаюсь забросить крючок и на этом крючке всех притянуть к вере. Я, как сеятель, забрасываю семена - какие-то упадут на каменистую почву, какие-то на благодатную. Все же задают себе вопросы: кто я такой? зачем это всё? Эти вопросы задают все - другое дело, какие ответы они находят. Или просто забрасывают это мусором - пусть будет как будет, буду плыть по течению. Вот мой клип с первого альбома «Без благодати» на «Ютубе» посмотрело 90 тысяч человек - я считаю, это весьма неплохо.

У отца Максима, точнее у МС Настоятеля, - много почитателей в социальных сетях. Впрочем, с церковной кафедры он проповедует классическим церковнославянским слогом, не смущая прихожан проповедями в стиле рэп. Многие верующие, особенно пожилые, о творчестве святого отца и не догадываются. Хотя работники храма, даже пожилая монахиня Анастасия, в курсе его творчества.

А что, я внуку показала. Ему 25 лет, он тоже раньше в широких этих майках и штанах ходил, тоже был рэпером. Он послушал и говорит: нормальный у вас там священник.

Попадаются в Сети, впрочем, и не православные тролли и воинствующие атеистические хейтеры-ненавистники, которые пишут отцу Максиму неприятные вещи.

Пишут: священник рэп читает - лучше бы молился. Но, постойте, я и молиться немного умею, - улыбаясь, парирует отец Максим.

Максим не стесняется того, что дружил и до сих пор поддерживает хорошие отношения со многими рэперами. Он очень хорошо отзывается о Влади и Касте, о группе «25/17», хотя последние веяния русского рэпа ему не близки - он говорит, что коммерция съела почти всё творчество, всё искусство и русский рэп стал напоминать выгребную яму вторичных рифм.

Церковное начальство о существовании МС Настоятеля если и знает, то публично творчество не осуждает и запрета на рэп-проповеди не накладывает.

Многие священники меня понимают - видят в этом миссионерское что-то. Но единственное, что как-то один батюшка спросил: «Я слыхал, ты там где-то пляшешь?» Я говорю: «Где?» Это, видимо, видеоклип вышел, хотя особо я нигде не пляшу. Я спрашиваю: «Вы его смотрели?» Он: «Нет, не смотрел». Вот в таком примерно ключе. Я понимаю, что сейчас немного хожу по краю. Но миссионер, он и должен быть немного на краю, чтобы быть мостиком между теми, кто верит, и теми, кто ещё сомневается или вообще ни разу об этом не задумывался.

В протестантской Америке уже много лет существуют целые направления музыки: и госпел-рэп, и холи-хип-хоп. Популярные музыкальные жанры используют, чтобы донести универсальные идеи христианства до разных социальных слоёв - поговорить с ними на их языке. В православной церкви такие явления, как МС Настоятель, единичны и всегда вызывают массу вопросов, удивления и интереса.

Может быть, потому что православие является довольно закрытой и ортодоксальной религией, закрытой прежде всего для новых веяний. Молодёжь не всегда готова воспринимать церковно-славянский язык и не всегда понимает, о чём ей вещают пожилые священнослужители с длинными седыми бородами.

Мы заканчиваем съёмку, отец Максим задумывается и долго смотрит в сторону оператора.

Много ли осталось в финале этой истории? Друзья, с которыми он начинал свой уральский крестовый рэп-поход, по-прежнему продвигают их екатеринбургскую группу да изредка дают интервью интернет-блогерам на лавочке в парке. В этих интервью они шутят, вспоминают Максима, хвалят его творчество, говорят, что он всегда шёл своим путём и к нему нужно прислушиваться. Говорят, что слушали его новые треки и они норм.

Максим пока не обрёл огромной популярности. Его проект «МС Настоятель», безусловно, интересен, но настолько, что каждый новый вышедший альбом добавляет тысячу друзей к его аккаунту в социальной сети. На своей страничке вместе с песнями он выкладывает радиопередачи о православии, которые тоже слушают. Отец Максим не отрицает того, что если вдруг ситуация изменится и высшее духовное начальство потребует наступить на горло собственной песне, церковная субординация вынудит его это сделать и он забросит рэп, однако подобного исхода ему бы не хотелось видеть.

МС Настоятель не сможет стать массовым явлением, и отец Максим, конечно же, не призывает всех священников повально идти в рэперы - это было бы смешно и глупо. Однако если бы верующие и просто думающие люди разбавили коммерческую рэп-музыку чем-то, в чём был высший смысл и чёткий ритм, - такие потуги он крайне одобряет. Не зря же Россия - страна Достоевского.


Фото: © L!FE/Сергей Дубровин

Наконец отец Максим выходит из задумчивости.

О! - внезапно восклицает он.

Он быстро подходит к оператору и о чём-то его расспрашивает. В присутствии икон звучат слова «диафрагма», «объектив», «автофокус».

Отличный фотоаппарат, - резюмирует МС Настоятель, - у меня такой же, но похуже и подержанный.

В этот момент он оживляется, и кажется, что ещё немного - и начнёт читать какой-нибудь фристайл. Впрочем, это впечатление быстро испаряется, и вот уже нас провожает серьёзный и задумчивый православный священнослужитель.

Ангела-хранителя вам в дорогу! - размеренно и ритмично произносит он, и мы покидаем церковь. А вслед словно звучит очередной то ли трек, то ли проповедь то ли рэпера, то ли святого отца, то ли двух людей разом.

Вконтакте