Жители крупных городов живут среди постоянных источников шума: автомагистраль, стройплощадка, шум заводов и ТЭЦ, гул от разговора людей в общественных местах и т.д. Шумовое загрязнение города – это не только одна из важнейших экологических проблем, но и причина заболеваний нервной системы и других проблем со здоровьем у людей. Придя домой, любой горожанин хочет отдохнуть, провести вечер или выходной в спокойной обстановке, восстановить силы после тяжёлых рабочих будней. Однако часто отдых может быть испорчен шумным застольем у соседей, криком, визгом, нескончаемым ремонтом, громкой музыкой, воем или лаем соседской собаки. Что делать в таком случае? Каков допустимый уровень шума в квартире и какие меры воздействия предусмотрены при нарушении тишины – обо всём этом Вы узнаете из данной статьи.
Одними из самых первых и наиболее эффективно бороться с недопустимым уровнем шума в многоквартирных домах начали жители Москвы. Столица – крупнейший город в России, развивающийся и строящийся, находящийся в постоянном движении. Выражение «Москва не спит» отражает как нельзя лучше суть жизни этого мегаполиса. В таких условиях отдых человека, от которого зависят его жизнь и здоровье, нуждаются в особой защите.
Скачайте готовое объявление о запрете шума
Объявление о запрете шуметь в МКД Когда понадобится: шум в ночное время суток во всех регионах России запрещен. Также региональные власти могут устанавливать свои требования к соблюдению тишины. В объявлении укажите время, когда можно или нельзя шуметь в вашем регионе. Сообщения разместите на информационных досках в подъездах МКД или разложите в почтовые ящики.
Любой, даже косметический, ремонт в квартире и МКД всегда сопряжен с шумом. Ломают ли межкомнатные перегородки, переносят дверные проемы и меняют окна, монтируют конструкции подвесных потолков, штробят борозды для прокладки коммуникаций – эти и другие работы имеют повышенный уровень шума. В статье вы узнаете, как проводить шумные работы и не нарушить закон.
На законодательном уровне часы тишины в многоквартирных домах Москвы регламентированы двумя нормативными документами:
Указанные правовые акты устанавливают классификацию шумов, перечень звуков, допустимых для звучания в МКД днём и ночью, периоды покоя, а также ответственность физических и юридических лиц за нарушение данного законодательства.
В Санкт-Петербурге отдельного законодательного акта о соблюдении допустимого уровня шума не разработано, но ответственность граждан за нарушение спокойствия соседей установлена на основании Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » и ст. 8 закона от 12.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Основаниями для введения закона о тишине являются, прежде всего, особенности проживания граждан в многоэтажках: расположение квартир в непосредственной близости друг к другу, наличие общих коридоров и балконов, высокая звукопроводящая способность перекрытий между этажами, а также необходимость ремонта, желание устроить шумный праздник, послушать музыку, посмотреть фильм, неизбежность бытовых выяснений отношений. Однако, не все жильцы задумываются о том, что их жизнедеятельность и звуки, её сопровождающие, могут стать помехой отдыху соседей. А кто-то и вовсе не намерен считаться с мнением окружающих по данному поводу.
В таких случаях и приходит на помощь законодательство, накладывающее административную ответственность на безответственных граждан и защищающее права на тихую жизнь и спокойствие их соседей.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, квартиры, предназначенные для проживания граждан, должны быть безопасными для использования, а именно: достаточными по площади, комфортными по уровню шума, вентиляции, света, влажности, температуре воздуха, радиационному загрязнению, не зависимо от периода использования.
Перечисленные санитарные требования утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 36 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. СН 2.2.4/2.1.8.562-96».
Поскольку нарушение законодательства предусматривает административную ответственность, то соблюдение закона контролируют сотрудники полиции. Однако не всегда дело может дойти до данной инстанции или ограничиться ей.
Кроме правоохранительных органов воздействовать на нарушителей тишины имеют право:
Для того, чтобы понять, какие звуки являются запрещёнными для воспроизведения в жилом помещении и когда справедливо требовать их прекращения, обратимся к классификации источников звука ниже.
Допустимыми для воспроизведения днём являются звуки, не превышающие 55 дБ, разрешено превышение данного показателя на 5-10 дБ. В ночные часы нарушением считается наличие шумов, превышающих по своему звучанию показатель в 30 дБ.
На федеральном законодательном уровне единых требований к соблюдению условий тишины в МКД не разработано. Это даёт право каждому субъекту РФ утвердить собственные правила соблюдения покоя. Согласно санитарным требованиям, человеку должен быть обеспечен отдых в ночные часы, а отдельным категориям граждан и в дневное время, что обусловлено устройством нервной системы человека и функционированием его психики. Исходя их этого, условно период жизнедеятельности человека делится на ночной и дневной.
В ночные часы допустимыми являются звуки, не превышающие по своему звучанию 30 дБ, вне зависимости от дня недели.В большинстве регионов к «ночным» часам относится временной отрезок с 23:00 до 7:00 часов, в отдельных субъектах РФ – с 22:00 до 8:00 часов.
Днём также могут быть установлены часы тишины. На этот период распространяются те же требования к уровню шума, что и в ночные часы: издаваемые звуки не должны превышать отметку в 30 дБ. Как правило, этот период совпадает с дневным отдыхом у детей, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся на домашнем лечении и реабилитации: с 13:00 до 15:00 часов.
В остальные дневные часы разрешён уровень шума до 55 дБ. Исключение составляет проведение ремонта новостройках в первые годы после введения МКД в эксплуатацию.
Таким образом, жильцы в многоквартирном доме могут шуметь, в пределах допустимого звукового диапазона, в следующие часы:
В праздничные и выходные дни категорически запрещается шуметь с 22:00 до 10:00 часов, если это предусмотрено местным законодательством.
Единственным праздником, когда разрешается нарушать тишину в течение всех суток, является Новый год.
В выходные дни нарушение тишины может быть оправдано только следующими причинами:
Пожалуй, главной причиной нарушения дневного отдыха в МКД является проводимый соседями ремонт. В последние годы значительно выросло число многоквартирных домов, новые кварталы застраиваются в ускоренном режиме и во всех этих зданиях неизбежно выполнение ремонта. Но и в жилье из вторичного рынка ремонт является острой необходимостью, так как чаще всего прежний интерьер уже износился, да и каждый новый жилец хочет организовать квартирное пространство под свой вкус. Поэтому закон о тишине, во многом, помогает урегулировать взаимоотношения между теми, кому ремонт так необходим, и теми, кто от него страдает.
Исключение сделано для новостроек, введённых в эксплуатацию не ранее, чем полтора года назад. В них подобные ограничения не действуют. В ночное время в новостройках запрещено шуметь дрелью или отбойным молотком с 23:00 до 7:00.
Как уже было сказано выше, граждане ответственны за соблюдение часов покоя, поскольку за нарушение предусмотрена административная ответственность. Органами, контролирующими соблюдение Закона о тишине, являются УК, ТСЖ, Роспотребнадзор, правоохранительные органы, суд.
Если Ваши соседи являются причиной громких звуков, которые мешают сну и отдыху, прежде всего необходимо выяснить причину нарушения тишины, и попытаться договориться мирным путём. Например, внезапный детский плач не входит в перечень источников шума, за которые накладываются штрафные санкции, так как запрет на выражение эмоций ребёнка будет расцениваться как ущемление его прав.
Если договориться с нарушителями спокойствия не получилось, а ситуация неоднократно повторяется, пострадавшие граждане могут обратиться в полицию. Для этого необходимо составить заявление (оно может быть коллективным, если ущемляются права на отдых нескольких граждан одновременно). Если полиция вызывается на место происшествия, заявление может быть составлено на месте. Если обращение в полицию происходит постфактум, к заявлению лучше приложить доказательства в виде аудио-, видео- или фотодокументов, показания свидетелей.
В случае, если правоохранительные органы не помогли урегулированию конфликтной ситуации, следует обратиться в Роспотребнадзор для измерения уровня шума и получения на руки экспертного заключения, которое может быть представлено в качестве доказательства в суде.
При длительном нарушении покоя в запрещённые часы, применении штрафных санкций, пострадавшая сторона может бороться с шумом путём обращения в судебный орган. Доказательной базой будут служить многочисленные заявления в полицию, протоколы об административном правонарушении, аудио-, видеоматериал, копии обращений в управляющую организацию, показания других пострадавших граждан, заключения Роспотребнадзора и других независимых экспертных организаций, а также это могут быть заключения от врача-невролога о нарушении сна и т.д. Уже, рассмотрев обращение, суд может вынести решение о наложении штрафных санкций или в отдельных случаях выселении (для арендаторов жилья).
Несоблюдение Закона о тишине расценивается как административное правонарушение. При первичной жалобе нарушителю будет выписано предупреждение, при повторном и последующих – штраф.
Кодексом об административных правонарушениях РФ для юридических и физических лиц предусмотрены следующие санкции:
Сумма повторных штрафных санкций может в несколько раз превышать ту, что была выписана в первый раз.
Знание и исполнение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда обязательно к исполнению должностными лицами. Соблюдение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в 2019 году включает в себя:
Чтобы понять и разобраться в Постановлении Гос. комитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 под № 170 (Москва), а именно эта нормативно – правовая норма определяет правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда в 2019 году, необходимо иметь не просто юридическое образование, но еще и опыт работы в сфере жилищного законодательства. Понимать и различать термины. Уметь применять их к текущей ситуации. Знать какие виды жилого фонда различают, их признаки и отличия. Знать условия и нормы обслуживания не только многоквартирных домов, но и частных, и зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Дежурный консультант портала «ПравПотребитель» поможет разобраться в непонятных для простых обывателей пунктах указанного выше документа совершенно бесплатно.
Обслуживание клиентов специалистами производится в режиме онлайн.
Как любой другой нормативно – правовой акт, постановление Госстроя имеет свою структуру:
Более подробно познакомиться с данным нормативно – правовым актом можно, скачав его на нашем сайте. Ссылка была указана выше по тексту.
А можно просто задать вопрос консультантам портала «ПравПотребитель» и не тратить время на изучение данного документа или иных документов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере.
Ответ будет дан совершенно бесплатно и именно по той теме, которая наиболее актуальна для вас на данный момент.
Согласно этому же постановлению строительного коммитета эксплуатация жилого фонда может происходить в результате осуществления различных действий:
Первый пункт из вышеперечисленного списка определяет:
Второй пункт из вышеперечисленного списка определяет порядок выполнения определенный видов работ:
Третий пункт из вышеперечисленного списка определяет порядок:
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не являются единственным законодательным актом, регулирующим эту сферу жизнедеятельности. Законодательство в этой нише гораздо более многообразно. Поэтому проще обратиться к юристам с конкретным вопросом, чем штудировать кипу законов.
Понятие жилищного фонда определяется совокупностью всех домов и зданий, имеющих статус жилого помещения, на территории нашей страны в 2019 году. При этом вид собственности и назначение жилого объекта не имеет значение. Здание в любом случае включается в состав фонда жилья, ели оно признается пригодным для проживания в установленном порядке с изменениями в нормативных актах на 2019 год. В том числе:
Первая часть постановления, которое утверждает правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, также определяет обязанности физ. и юр. лиц по отношению к обслуживанию домов (также и многоквартирных). А также требования к порядку ведения и хранения технической документации.
Чтобы поддерживать в нормальном состоянии любое жилье, необходимо о нем заботиться. Привлекаются для ремонтных работ подрядчики, которые занимаются подобной деятельностью. Ремонт может быть плановым и внеплановым. При проведении плановых действий на объекте, график составляется заранее. Незапланированные работы должны осуществляться по мере возникающей потребности. Перечень работ, которые относятся к текущему или капитальному ремонту, утвержден рассматриваемым постановлением Госстроя. Пользователи портала «ПравПотребитель» могут скачать его бесплатно (см. выше).
Период обслуживания жилых зданий в плане проведения текущих ремонтных работ составляет в промежутке между тремя и пятью годами. Время между предыдущим и последующим ремонтами определяется:
Ремонт систем инженерного назначения осуществляется специалистами предприятий, занимающихся их обслуживанием. Например, канализационные системы будут ремонтировать представители ЖКХ. Если здание в течение следующих пяти лет планируют снести, проведение текущего ремонта осуществляется только на стадии не допущения аварийных ситуаций. Принимать результаты работ должна комиссия в следующем составе:
Капитальный ремонт проводится только в заранее запланированные сроки. Если в ближайшие десятилетие здание подлежит сносу, капитальное ремонтирование проводится только в целях поддержания установок санитарного контроля. И в целях обеспечения безопасности жильцов.
Одним из самых обсуждаемых и спорных документов в жилищно-коммунальной сфере является Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» или просто: Постановление Госстроя 170 с последними изменениями (Скачать документ можно в конце статьи )
Действие данного документа оказывает серьезное затруднение в работе управляющих компаний. Так, к примеру, провайдеры постоянно ссылаются на пункт 5.6.24. Постановления 170 Госстроя (Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана: … обеспечивать беспрепятственный допуск работников предприятий связи на крыши и чердачные помещения ).
Ведь в контексте Жилищного кодекса РФ существуют утвержденные Правительством РФ Правила содержания общего имущества. Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1, упоминаемый в данном Постановлении Госстроя 170 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, которым с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ. То есть спорные Правила были разработаны на основании закона, который затем был отменен законом, который ввел в действие ЖК РФ!
Вводная часть Постановления Госстроя 170 говорит о рекомендательным характере данного документа. В соответствии с Общероссийским строительным каталогом (СК-1) Правилам присвоен номер МДК 2-03.2003 (то есть методические документы). Правила Госстроя РФ № 170 не являются нормативно правовым актом.
Как его применять без учёта норм действующего жилищного законодательства? Например, как соблюдать требование, чтобы рамы окон в квартире были одного цвета, если по ПП 491 они уже не относятся к общему имуществу дома.
Есть и ещё аргументы у сторонников мнения, что Госстрой Постановление 170 не должно применяться. Однако ни один суд, начиная от мировых судей и заканчивая высшими инстанциями, не принимают эти доводы и отказывают истцам в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
В пункте 29 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) «, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 судам сделана установка нижестоящим судам, что «Управляющая компания в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.22 КоАП РФ». А органы местного самоуправления, осуществляющие контрольные мероприятия, при наличии соответствующего закона субъекта РФ могут составлять протоколы только о тех административных правонарушениях, которые прямо предусмотрены ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ (в том числе по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ).
«Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил N 170 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ. При этом по ст. 7.22 КоАП РФ могут быть привлечены к административной ответственности иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.»
Следовательно, «постановление госстроя 170 с последними изменениями» живет и процветает. За нарушение Правил, указанных в данном ненормативном акте, предусмотрено ответственность как для управляющих компаний (по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ), так и для ТСЖ/ЖСК (по ст.7.22 КоАП РФ).
(вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»)
Положения данного документа применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ
(письмо Минстроя России от 10.12.2018 N 49277-ОД/08).
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»