Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование

Электропроводка

Тема1.1 Послевоенное мирное урегулирование в Европе

Цели : Дать представление о послевоенном устройстве мира.

План

1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран говорящих на английском языке . Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, так как они обладали монополией на ядерное оружие. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом

В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.

Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Цели НАТО:

· выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

· служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

· осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

· способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

· содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия; СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов

Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея , США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.

Последствия войны.

Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия. Корейская война подлила масла в огонь холодной войны, в то время больше связывавшейся с конфронтацией между СССР и некоторыми странами Европы.

1."Холодная война" это:

1) Система репрессий, созданная в СССР в годы сталинизма

2) Одна из военных операций в ходе Второй мировой войны

3) Система отношений, установившихся м. социалистическими и капиталистическими странами после второй мировой войны

4) Попытка западных держав изолировать нашу страну после Брестского мира

2.Периодом "холодной войны" называют годы:

3. ООН создано:

4. Кто из американских президентов начал "политику сдерживания" СССР?

1) Герберт Гувер

2) Франклин Рузвельт

3) Гарри Трумэн

4) Дуайт Эйзенхауэр

5. В 1945 атомное оружие было только у:

3) Франции

4) Германии.

6. Система международных отношений, характеризовавшаяся балансом примерно равных сил соперничавших великих держав, называлась:

1) монополярной;

2) глобальной;

3) биполярной;

4) интернациональной

7. Доктрина Трумэна", объявленная в 1947 г., сводилась к:

А. созданию военно-политического союза стран Запада под эгидой США

Б. отказу от производства ядерного вооружения

В. созданию военных баз вблизи границ СССР

Г. укреплению дружественных отношений с СССР

Д. поддержке внутренней оппозиции в странах Европы

Е. отказу от экономических отношений со странами социализма

8. Действенную помощь КНДР в корейской войне () оказали:

2) СССР и КНР

3) КНР и Венгрия

4) Польша и СССР.

9. В каком году произошла высадка войск ООН в Корее?

Вопросы и задания:

1. Дать определение «Холодной войны»

2. Сформулируйте основные цели НАТО.

3. Каковы последствия «Холодной войны»?

Используемая литература:

1. История. (Учебное пособие для ссузов) , и др. 2007 год.

2. http://ru. wikipedia. org

Тема 1.3. Страны «Третьего мира»: крах колониализма и
борьба против отсталости.

Цели: Выяснить причины крушения колониальной системы

План:

1. Рост антиколониального движения.

2. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения.

3. Трудности преодоления отсталости.

Одна из отличительных черт XX века - ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств.

Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.

Ускорению краха колониализма в послевоенные годы способствовал ряд факторов:

1. Крайнее обострение противоречий между колониями и метрополиями;

2. Нарастающее международное влияние успехов социалистического строительства в СССР;

3. Меняющееся в пользу социализма соотношение сил на мировой арене;

4. Ослабление позиций капитализма в результате второй мировой войны

5. Углубление его общего кризиса.

6. Образование, становление и успешное развитие мировой системы;

Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны.

Уже в гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления.

В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия , а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации , которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. В Индии еще в 1885 г . была образована партия Национальный конгресс, в Индонезии в 1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была создана левонационалистическая партия Новый Дустур.

Победа Советского Союза во второй мировой войне:

Повлияла на поиски путей развития стран третьего мира,

И поиски моделей их послевоенного устройства.

Китай уже с 1957 года отходит от просоветской политики и самостоятельно стремится к гегемонии над третьим миром.

Компартия Вьетнама в 70-е годы начинает постепенно переходить на китайские позиции, а с развалом Советского Союза в экономической сфере страны утвердилась «китайская модель социализма».

Монголия перешла к строительству советской модели в послевоенный период и в 1962 году вступила в Совет Экономической взаимопомощи , международной экономической организации социалистических стран под руководством СССР.

Второй этап гг. стал завершающим в политическом развале колониализма.

Бельгия предоставила независимость Конго (Заиру), хотя массовые беспорядки, переросшие в гражданскую войну, тормозили процесс предоставления независимости. Трагедия Конго (Заира) не остановила процесс освобождения Африки.

В марте 1960 года Англия предоставила независимость крупнейшей по населению стране континента - Нигерии.

В марте 1962 года Франции пришлось прекратить войну в Алжире и признать за ним независимость. После свержения диктатуры тоталитарного типа в Португалии стали независимыми ее колонии - Мозамбик и Ангола.

Только в 60-е годы обрели независимость 44 бывших колониальных владения. С ликвидацией португальских колоний в 1975 году произошел полный крах колониальной системы. Началось постколониальное развитие стран «третьего мира».

Уходя из колоний, бывшие страны-метрополии стремились в той или иной мере сохранить там свое влияние.

Страны Запада начинают применять более замаскированные методы эксплуатации недавно освободившихся стран.

Появляются различные формы неоколониализма.

На втором этапе крушения колониальной системы началась перестройка международных отношений капиталистического мира и освободившихся стран.

Создание в 1957 году, согласно Римским соглашениям, Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) и присоединение к нему на правах ассоциированных государств всех колониальных владений стран-участниц ЕЭС отразило стремление Запада к использованию коллективных форм и методов неоколониальной политики.

В 1958 году были созданы постоянные органы движения афро-азиатской солидарности. Окончательное организационно оформленное движение произошло в апреле 1960 года на конференции в Кснакри (Гвинея), когда был принят устав и сформулированы основные цели этого движения, одной из которых было ускорение освобождения народов и обеспечение их экономического, социального и культурного развития. Рост солидарности народов Афро-азиатского континента стало одной из причин ликвидации колониальных владений на азиатском и африканском континенте и обеспечило переход развала колониальный системы в ее последнюю фазу. Однако в дальнейшем, с ликвидацией колониализма роль движения афроазиатской солидарности постоянно снижалась.

Таким образом, подъем национально-освободительного движения в годы второй мировой войны, благоприятные для него международные условия, сложившиеся поело разгрома фашизма, привели к тому, что колониальная система империализма в ее классических формах рухнула. Антиимпериалистическая борьба народов, освободившихся от колониализма, представляет собой важную силу, которая вместе с мировым социалистическим содружеством, международным рабочим и коммунистическим движением вносит большой вклад в революционное обновление планеты.

Вопросы и задания:

1. Сформулируйте основные факторы, которые способствовали ускорению краха колониализма?

2. Назовите основные формы неоколониализма?

3. Какова основная отличительная черта XX века.

Используемая литература:

2. Всемирная история. Учебник для вузов. , (2009)

3. http://ru. wikipedia. org

Тема 1.4 Диктаторские режимы на мусульманском Востоке

Цели : Сформировать представление о диктаторских режимах на Востоке.

План:

1.Когда и почему стали складываться диктаторские режимы? Почему они агрессивны?

2.Почему ислам лежал в основе диктаторских режимов.

3.В каких странах сложились такие режимы?

Диктату́ра (лат. dictatura) - форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции - правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.

Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией. Фактически же в стране сохранялся режим английской военной оккупации. В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация “Свободные офицеры” во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией.

Этапы освободительной революции в Египте.

С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). После национализации компании Суэцкого канала и последовавшей за этим агрессии Англии, Франции и Израиля (1956 г.) был издан закон о “египтизации” иностранных банков и фирм.

С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития, а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет “социалистической демократической республикой”.

Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т. е. людей, чьи реальные доходы были ниже "уровня бедности".

Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков.

Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.

Реферат по истории

на тему:

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

Выполнила:

Янина А.О.

Проверил:

Залиняев В.Е.

Москва 2003

Начало мирного урегулирования.

В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

Заключение мирных договоров.

Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.

Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.

Несмотря на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.

Революционный процесс в Европе

Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.

В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.

Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.

Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.

Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.

21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.

Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.

В послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство, с 1929 г. получившее название Югославия.

Процесс подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии, с немцами в Чехословакии.

Подведем итоги

Заключенные в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во многих странах. Не произошло.

Использованная литература

1. Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для 10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.

Реферат по истории

на тему:

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

Выполнила:

Янина А.О.

Проверил:

Залиняев В.Е.

Москва 2003

Начало мирного урегулирования.

В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

Заключение мирных договоров.

Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации- 20 млрд. марок золотом.

Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.

Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.

Несмотря на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.

Революционный процесс в Европе

Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.

В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.

Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.

Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.

Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.

21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.

Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.

В послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство, с 1929 г. получившее название Югославия.

Процесс подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии, с немцами в Чехословакии.

Подведем итоги

Заключенные в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во многих странах. Не произошло.

Использованная литература

1. Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для 10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.

Реферат по истории на тему: Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Выполнила: Янина А.О. Проверил: Залиняев В.Е. Москва 2003 Начало мирного урегулирования. В ходе Первой

Проблемы послевоенного мирного урегулирования

С завершением войны в Европе на первое место во внешней политике встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

За две недели до конца войны в Сан-Франциско решались воп-росы безопасности народов в послевоенный период. Там проходи-ла конференция по созданию Организации Объединенных Наций и выработке ее Устава. На нее прибыли делегации 50 стран, воз-главляемые министрами иностранных дел. Среди участников кон-ференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Франциско, так как Англия и США не призна-ли правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Герма-нией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантс-кое, правительство Польши, было принято решение о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране бу-дет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торжественной обстановке состоялось его подписание. Он форму-лировал задачи новой организации и методы их осуществления. Устав обязывал членов ООН «принимать эффективные коллек-тивные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справед-ливости и международного права».

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопреде-ления народов. В п. 7 ст. 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю ком-петенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не уг-рожают другим странам агрессией и войной.

Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы;

 во-первых, принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого раз-решения международных споров;

 во-вторых, развивать дружественные отношения между го-сударствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

 в-третьих, осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

 в-четвертых, служить центром, координирующим согласо-ванные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого госу-дарства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миро-любивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут, по мнению Организации, их выполнять.

Организация Объединенных Наций имеет шесть главных орга-нов – Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономи-ческий и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность по-зволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компе-тенцию международной организации.

Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Это не законодательный орган, а междуна-родное собрание представителей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Ее решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2 / 3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам – простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня оче-редной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непо-стоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно пред-ставители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассам-блеейна пять лет по рекомендации Совета Безопасности.

Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения. Среди них – Международная организация труда, Про-довольственная и сельскохозяйственная организация. Просвети-тельная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Между-народный банк реконструкции и развития, Международный ва-лютный фонд и др.

Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих госу-дарств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных от-ношений между государствами. Сама ООН и ее Устав не гарантиру-ют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласован-ные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Таймс» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, од-ним и только одним из проявлений которого является этот Устав». К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким це-лям, ради которых создавалась эта организация.

В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отно-шении Германии эти страны взяли на себя.

Политические принципы обращения с Германией, разработан-ные советской стороной, были сформулированы в проекте деклара-ции «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

 нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

 необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и ре-шения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Бер-линской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным переры-вом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглав-лялись: советская – И. В. Сталиным, американская – Г. Трумэном, английская – У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В резуль-тате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делега-ции Англии.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопро-сов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным орга-ном власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись деми-литаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договореннос-ти об искоренении германского милитаризма. Было предусмотре-но полное разоружение и ликвидация всей промышленности Гер-мании, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаган-да. Все нацистские законы отменялись.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовав-шими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников.

Для определения конкретной виновности лиц, развязавших вто-рую мировую войну, союзные государства – СССР, США, Анг-лия и Франция – создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октяб-ря 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свобо-ды – Шпреер и Ширах; к 15 годам – Нойрат; к 10 годам – Дениц.

СССР, США и Англия договорились о репарациях Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное обо-рудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленно-го капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарацион-ных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помо-щи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том,чтобыбольшая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет сле-дил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иност-ранных дел (СМИД), который должен был также заняться про-блемой бывших итальянских колоний.

Решения Потсдамской конференции имели большое значение для отношений с Германией и развития международных отноше-ний в Европе, хотя США, Англия и Франция вскоре начали по-степенный отход от согласованной линии.

9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конфе-ренцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский го-род Хиросима, а 9 августа – на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух япон-ских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладав-шей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капиту-ляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы – Япония на Даль-нем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе – потерпели полный крах.

К подготовке мирных договоров с пятью побежденными стра-нами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгри-ей) Совет министров иностранных дел приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопро-сов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось по декабрь 1946 г. Советские предста-вители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежден-ных стран и экономическими статьями не нанести удар по жиз-ненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингенты достигали лишь такой численности, которая необходи-ма для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлага-лось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюде-ния и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о гра-ницах. Границы европейских стран были определены еще при зак-лючении перемирий, а затем и одобрены Советом министров ино-странных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых реше-ний о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Со-единенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот среди-земноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающи-ми территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводи-лись из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим постановлениям. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских орга-низаций и запрещении партий нацистского толка. Французские пред-ставители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мир-ные договоры. Окончательный их текст носил демократический ха-рактер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и прин-ципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непо-сильное экономическое бремя, а так называемые равные возможно-сти позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших ре-параций, в то же время предпринимали энергичные действия, что-бы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу. В ка-честве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии.

Советское правительство с самого начала предложило опреде-лить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составля-ло 1 / 25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была сим-волической. СССР считал, что Италия, должна частично возмес-тить убытки и другим странам, включая США и Англию, в разме-ре от 1 / 5 до 1 / 25 части причиненного ею ущерба. Английский ми-нистр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме в 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижс-кой сессии СМИД удалось с большим трудом и советские претен-зии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Шта-тами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам на-родов этих стран и позволяли им развиваться по демократическо-му пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различ-ные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась и позиция Советского Союза, напри-мер, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Европейские мир-ные договоры после второй мировой войны», являвшейся прило-жением к серии документов американской внешней политики.

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, являлись хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных догово-ров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против аг-рессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

Глава 2

Проблема разоружения. Атомная проблема

Одной из главных, если не самой главной проблемой между-народных отношений послевоенной эпохи была и остается про-блема разоружения. Мы попытаемся с позиций сегодняшней дей-ствительности изложить основные вопросы разоружения, встав-шие во второй половины 40-х – начале 50-х годов, и поиска путей к их решению в те годы.

С окончанием войны потребовалось сократить огромные армии и ликвидировать тысячи единиц самого различного вооружения. Именно в те годы стали разрабатываться программы конверсии, перевода многочисленных предприятий с выпуска военной техни-ки и снаряжения на выпуск мирной продукции. Это было жизнен-но необходимо для всех без исключения государств, участвовав-ших в войне. История развивалась так, что наряду с этим возникла проблема сокращения и даже ликвидации новых видов оружия, производство которых ускоренным темпом началось или готови-лось в ряде стран.

Как могло случиться, что после такой страшной войны, сто-ящей человечеству неимоверных усилий, гибели десятков милли-онов людей, потери громадных материальных и культурных цен-ностей, проблема разоружения почти с первых мирных дней не сходила с повестки дня, но не находила решения? Причины этого надо искать как в идеологических и политических взаимоотноше-ниях между различными странами, прежде всего СССР и США, так и в величайшем техническом прогрессе, как это ни парадок-сально звучит. И то и другое оказало решающее влияние на весь ход послевоенного исторического развития.

Если взять идеологические предпосылки развития последую-щих событий, то надо учитывать, с одной стороны, изменения в американской внешнеполитической ориентации, выразившиеся в отходе от ряда принятых во время войны договорных обязательств и переходе к конфронтационной тактике в отношении СССР, а с другой стороны, идеологизацию советской внешней политики, рост недоверия к политике США, стремление противостоять капита-листическому миру, укрепить советское влияние. Противоречия между недавними союзниками по антигитлеровской коалиции, проявившиеся на заключительном этапе второй мировой войны, после ее окончания продолжали нарастать и привели в конце кон-цов к долголетней конфронтации, принимавшей в отдельные мо-менты опасный оборот. По обе стороны создавался образ врага.

Обоюдное недоверие сторон, их ошибки усугубляли положение, доводя гонку ядерных вооружений до угрожающих размеров. Перего-воры о разоружении, проходившие в ООН и вне ее на многосторон-ней и двухсторонней основе, «мирно» сосуществовали с гонкой во-оружений. Изучение хода этих переговоров, их сопоставление с со-бытиями в отдельных странах и в целом в мире наводят на мысль о том, что велись они зачастую по инерции, больше по политическим соображениям, чем для достижения практических целей.

Одной из самых главных причин роста подозрительности, пе-решедшей очень скоро в открытую конфронтацию между бывши-ми союзниками, явилось изобретение атомного оружия. Важней-шее значение для начала и развития этого негативного процесса имело сокрытие от Советского Союза Соединенными Штатами и Англией работ над ядерными проектами. Этого взгляда придержи-вается ряд исследователей в нашей стране и за рубежом.

С позиций сегодняшнего дня представляется, что человечество не сразу и не полностью осознало страшные последствия приме-нения атомного оружия, так же как и с запозданием увидело не-обходимость чрезвычайно осторожного обращения с ядерным топ-ливом, используемым в мирных целях. Это пришло позднее и окон-чательно стало ясно после катастрофы в Чернобыле, хотя и чернобыльская трагедия была осмыслена не сразу.

То, что доходило до сознания людей годами, сразу поняли выдающиеся ученые-физики, участвовавшие в «Манхэттенском проекте» (кодовое название работ по созданию атомной бомбы в США). Одним из первых встревожился возможностью использова-ния атомной энергии в военных целях датский физик Нильс Бор. Он проявил большую активность, пытаясь убедить руководителей Англии и США в том, что установление монопольного владения атомным оружием будет иметь тяжелейшие последствия. Такое же беспокойство проявили и другие ученые. В апреле и мае 1944 г. Бор был принят Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем.

****** См.: Кларк Р. Рождение бомбы. – М., 1962. – С. 153-154, 161.

Примечательно и мнение ряда других ученых-физиков. Науч-ный руководитель «Манхэттенского проекта» Р. Оппенгеймер пос-ле награждения лаборатории Лос-Аламос заявил: «Сегодня наша гордость не может не быть омрачена глубоким беспокойством. Если атомным бомбам будет суждено пополнить арсенал средств унич-тожения, то неминуемо наступит время, когда человечество про-клянет слова "Лос-Аламос" и "Хиросима"».

(1975-1991 гг.). - М., 2006. История международных отношений и внешней политики России (1648 -2000 ). Учебник для вузов...

  • Внешняя политика России (СССР) в XX в

    Программа дисциплины

    ... История России . (1917 – 2004). - М., 2008. Протопопов А.С., Козьменко В.М. Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России . 1648 -2004. – М., 2006. Дополнительная: История международных отношений ... . – М., 2000 . 12. Безыменский...

  • Реферат по истории

    Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

    Выполнила:

    Янина А.О.

    Проверил:

    Залиняев В.Е.

    Москва 2003

    Начало мирного урегулирования.

    В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

    Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

    Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

    Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

    Заключение мирных договоров.

    Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации-20 млрд. марок золотом.