Многие современные проемы оборудованы таким механизмом, как доводчик. Но, как и любое устройство, он может периодически ломаться.
Это может произойти из-за неправильной или длительной эксплуатации, возможного брака при изготовлении механизма. Поэтому, лучше заранее узнать, как выполнить ремонт доводчика двери своими руками разной конструкции, что и предлагает статья.
Такое оборудование предназначено для автоматического закрывания двери. К тому же данная конструкция увеличивает период эксплуатации дверных ручек и петель – они меньше изнашиваются.
При использовании в доводчике демпфера, который наделен функциями гашения и торможения, удобнее для человека свободно проходить и переносить грузы через дверные проемы.
В этом случае:
Совет: Приобретая доводчик, следует обращать внимание на вероятность восстановления и ремонта механизма при возникновении неисправностей своими руками.
Чтобы ликвидировать поломку на длительное время, необходимо заранее определить причину возникновения дефекта.
Причинами неполадок в доводчиках для двери чаще всего бывают:
Перед тем, как отремонтировать доводчик двери, стоит познакомиться с его конструктивными особенностями, по какому принципу он работает (см. Доводчик для двери: конструктивные варианты и требования к ним).
Внутри устройства может быть механизм такой конструкции:
Вращение дверного полотна может передаваться несколькими способами:
После приобретения механизма, сразу возникает вопрос, как настроить доводчик двери ? Видео весь процесс подскажет со всеми нюансами. Но следует иметь в виду, что починить можно не все поломки, учитывать нужно и материальные затраты, иногда ремонт доводчика двери будет стоить дороже, чем приобретение нового.
Это связано с тем, что цена комплектующих не намного дешевле стоимости всего механизма, да к тому же не всегда ремонт можно сделать самостоятельно. Но, тем не менее, проблему стоит рассмотреть.
Самые распространенные поломки оборудования:
Перечисленные повреждения можно устранить самостоятельно, имея навык и такие инструменты, и материалы, как:
Зимой, из-за перепадов температуры, может поломаться основная часть доводчика, отвечающая за плавность перемещения тяжелой двери. Это корпус, заполненный маслом.
Без него механизм, утратив свои некоторые свойства, превратится в обычную пружину, что приведет к более резкому притягиванию двери с большим шумом.
Совет: Такую неисправность необходимо устранить, как можно раньше, чтобы не пришлось менять деталь полностью или избежать даже выхода доводчика из строя.
Как починить, и как залить масло в доводчик двери? В этом случае:
Если не работает доводчик двери из-за деформации штанги, такой дефект в рычажном узле заметить гораздо проще. Деталь расположена на видном месте.
Совет: Чтобы своевременно заметить такой дефект, необходимо периодически проверять состояние механизма. При возникновении малейших повреждений, необходимо быстро отремонтировать рычаг.
Инструкция по ремонту испорченной штанги на доводчике двери и причины появления дефекта, указаны в таблице:
Совет: При обнаружении слишком больших повреждений, которые трудно устранить, следует приобрести новую запасную часть, как на фото, и сломанный фрагмент полностью заменить.
Приобретая новый элемент, нужно обращать внимание на его размеры, способ крепления и форму посадочной части, чтобы они соответствовали конкретной модели доводчика. Как правильно заменить штангу подробно показывает видео в этой статье.
Если при эксплуатации особых отклонений, требующих срочного ремонта не происходит, необходимо контролировать изменение характеристик механизма, проводить их регулировку.
Эти изменения могут быть связаны:
Такие отклонения происходят из-за разницы температуры внутри и снаружи помещения. Для их устранения необходимо:
Для максимального продления срока службы доводчика для двери, нужно постоянно поддерживать его в исправном состоянии.
Для этого следует регулярно контролировать состояние главных деталей системы:
Не стоит из-за малейшего сбоя в работе механизма приобретать новый механизм. Необходимо внимательно осмотреть оборудование и решить, как починить доводчик двери. Возможно, для этого потребуются лишь отвертка и ваши усилия.
Можно ли обойтись в повседневной жизни без дверных доводчиков?
Конечно можно. Это же совсем не трудно открыть и закрыть за собой .
Правда, если руки заняты, то она уже доставляет некоторое неудобство. А уж если стоит пружина – то совсем беда.
Порой, попутный толчок в спину сравним с ускорением свободного падения.
По этому, настройка доводчика двери, пусть даже пружинного, вещь достаточно актуальная.
Конечно, настроить этот самый доводчик будет не сложно.
Задача этих приборов закрывать за входящими и выходящими людьми .
Причем, делать это по определенному алгоритму:
Подобный алгоритм должен выполняться для дверей любой конструкции и предназначения. конструкций и условий эксплуатации дверей великое множество:
При выборе определённой модели закрывающего механизма все перечисленные варианты необходимо учитывать. Особенно это касается веса дверного полотна и температурных условий .
Кроме того, сами доводчики выпускаются нескольких модификаций:
Подбирая доводчик для конкретной двери, необходимо строго сопоставлять её весовые и эксплуатационные с техническими возможностями прибора.
Легко себе представить работу плохо отрегулированного механизма закрывания.
Если взять 2-а экстремальных случая плохой регулировки, то получим следующее.
В первом из них доводчик будет работать как сильно перетянутая пружина.
Люди с трудом будут успевать проходить мимо неё.
В довершении всего дверное полотно будет с силой стучать о свою коробку.
Чтобы, не регулируя прибор, исправить ситуацию будет необходимо её придерживать.
Во втором случае она попросту не будет закрываться или закрываться лишь частично.
Так образом происходит и настройка доводчика двери «Дипломат». Его регулировочные винты расположены на торцевой поверхности прибора. Регулировка этим винтом изменяет скорость движения полотна в диапазоне 15 0 – 180 0 .
Подобные регулировки необходимо делать крайне осторожно. Полностью вывернутый регулировочный винт неизбежно вызовет разгерметизацию системы и утечку масла. Доводчик будет полностью выведен из строя.
Настройку скорости закрывания двери необходимо проводить регулярно – не реже 2-х раз в год. Это необходимо и в чисто профилактических целях, а так же в связи с возможным изменением физико-химических масла.
При низких температурах оно становится вязким. При высоких значениях – делается чрезмерно жидким. В первом случае дверь плохо закрывается. Во втором – слишком быстро.
Те же самые аргументы являются актуальными и для такой функции доводчиков как дохлоп. Это особенно важно для дверей с мягкими уплотнениями, магнитными или кодовыми замками.
Для таких дверей очень важным является последний момент закрытия. Такой диапазон расположен в промежутке от 0 0 до15 0 . В этом диапазоне створка должна закрываться медленно и надёжно.
Недопустимы ситуации с повышенной динамикой или неполным закрытием.
Для настройки доводчика двери «Булат» или близкого к нему по конструкции – «Дипломат», для этих целей предусмотрен винт регулировки дохлопа.
За счёт его вращения будут изменяться характеристики движения в диапазоне от 15 0 .
Винты регулировки скорости и дохлопа находятся рядом на торцевой панели прибора.
Этот торец направлен в сторону дверных петель.
Как и в случае с винтом регулировки скорости, винт дохлопа требует такой же осторожности при манипуляциях с ним.
Регулировку дохлопа следует проводить только после завершения отладки скоростных характеристик. Поворот регулировочного винта по часовой стрелке уменьшает скорость.
Поворот против неё – делает скорость больше. Во избежание технических проблем не стоит делать более 2-х оборотов в эту сторону.
Эти правила просты и очень понятны. Приборы, предназначенные для закрывания дверей, имеют небольшую стоимость и не оборудованы различными противовандальными .
В связи с этим обращаться с ними нужно бережно и достаточно деликатно. Выбрав доводчик, необходимо убедится, что его характеристики соответствуют тем условиям, куда его хотят поставить:
Красивая дверь, функциональный доводчик, немного везения в его регулировке и немного удачи в жизни. Вот рабочая формула счастливого человека. Эта статья одна из составляющих этой формулы. А удача – она всегда рядом.
На видео представлена установка доводчика на дверь:
Восстановление доводчика
На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей дверных доводчиков. Для домофонных систем, организации в основном используют, доводчики с зубчатым приводом. Вот о них и поговорим.
Многие из нас нередко задавались вопросом: Как отремонтировать доводчик двери? И перелопатив кучу страниц в интернете находили один ответ: ПОЧИНИТЬ НЕ ВОЗМОЖНО!
Я решили развеять этот миф. И ответственно заявляю: ВОССТАНОВИТЬ ДОВОДЧИК ДВЕРИ МОЖНО! Как это сделать? Об этом моя статья. Кто-то скажет, а зачем вообще восстанавливать доводчик? Цена нового примерно 1000руб. Купил, поменял и забыл. Для кого-то, наверное, так проще и удобнее. Значит эта статья не для Вас. Проходите мимо. Себестоимость восстановления доводчика примерно 50-70 рублей. Отремонтированный доводчик прослужит еще столько же, сколько и новый, а учитывая качество, с которым изготавливают доводчики в настоящее время, то и дольше. Кроме того не стоит забывать про резкие перепады температуры, когда доводчики летят десятками. И бывает очень неприятно, когда только что, установленный новый доводчик, потек. Для небольших обслуживающих организаций, замена доводчиков, это очень затратная статья расходов.
Для начала рассмотрим возможные неисправности:
1.Вытекла жидкость;
2.Квадрат, к которому крепится рычаг, на валу стал круглым;
3.Лопнул корпус доводчика.
Первая и, наверное, самая распространенная, это утечка рабочей жидкости.
В доводчик на заводе заливается: либо водно-гликолевая жидкость, либо какое-нибудь машинное масло. Со временем изнашиваются резиновые сальники, и жидкость вытекает. Пустой доводчик с огромной силой и шумом захлопывает дверь, снося все на своем пути. Некоторые мастера меняют сальники, заливают масло, или тормозную жидкость, но уже почти сразу или через пару месяцев обнаруживают, что не возможно отрегулировать скорость закрывания двери (то слишком быстро, то слишком медленно, а то и вовсе после нескольких открываний останавливается на пол пути, ни туда ни сюда). И вскоре обнаруживают, что масло выдавило, порвав сальники. Почему это происходит? В чем ошибка? Внутри поршня, перед обратным клапаном находится очень мелкая сеточка, выполняющая функцию фильтра. Во время работы доводчика, подвижные элементы постепенно изнашиваются, внутри доводчика появляется мелкая металлическая пыль. Когда в доводчик заливают масло, оно, вступая в реакцию с остатками родной жидкости, начинает сворачиваться, образуя очень густую субстанцию, которая вместе с металлической пылью и забивает сеточку-фильтр и регулировочные каналы. В результате, внутри доводчика, во время работы в одной полости возникает огромное давление, которое и выдавливает резиновые сальники или же, что еще хуже, ломает корпус доводчика.
Вторая, это износ рабочей поверхности вала, к которому крепиться рычаг доводчика. Эта проблема возникает, когда во время работы откручивается болт крепящий рычаг к валу. Появляется достаточно свободный ход между валом и рычагом. И постепенно вал и рычаг стачивают друг друга, до тех пор пока либо вал не станет круглым, либо у рычага крепежное отверстие не станет круглым. Кстати, это также приводит к поломке крепежного болта (лечится высверливанием и прогонкой резьбы метчиком).
Что же касается лопнувшего корпуса, то тут уже ничего не поделаешь. Нужно покупать новый доводчик.
Ну а теперь поговорим о восстановлении доводчика. Из описания неисправностей становиться ясно, что внутри отремонтированного доводчика должно быть чисто как в аптеке, никакой металлической стружки, а заливаемая жидкость должна быть однородной. Поэтому для начала необходимо полностью разобрать доводчик. Перед разборкой необходимо слить остатки масла. Сливаем через отверстия регулировочных болтов. Сами болтики с большой осторожностью выкручиваем (могут стрельнуть). Далее откручиваем гайки, фиксирующие зубчатую шестерню, и вынимаем ее. Следующим шагом будет откручивание торцевой гайки. Для этого необходим небольшой ручной пресс (можно собрать самому, а можно купить готовый).
Открутив гайку, вынимаем поршень с пружинами. Доводчик разобран. Тщательно удаляем остатки рабочей жидкости со всех элементов доводчика. Продуваем сеточку-фильтр. Сушим.
Не забываем поменять резиновые кольца в гайках фиксирующих вал. Теперь можно приступить к сборке доводчика. Собираем в обратном порядке. Используем авто герметик. Вал можно перевернуть. Заливаем масло через отверстия для регулировочных болтов. Я использую гидравлическое масло ВМГЗ-45 (60руб/литр). Для этого крепим доводчик вертикально и прикручиваем рычаг. Для заливки я использую 20 мл шприц. Постепенно заливая масло, рычагом выгоняем воздух. Как только выгнали воздух, закручиваем регулировочные болты. Все доводчик собран и готов к работе.
Подсчитаем наши затраты на один доводчик:
Резиновые кольца 2шт (5-6 категория маслобензостойкие) - примерно 25-40 руб
Масло 100-250 мл – примерно 6-15руб
Авто герметик – примерно 10 руб
Ну, вот на этом вроде как все. Желаю всем успехов.
Результатом неправильной эксплуатации дверных конструкций, оснащенных доводчиками, часто становится их выход из строя. К такому же исходу приводит отсутствие периодического обслуживания деталей дверей. Поэтому стоит рассмотреть более подробно вопрос, как отремонтировать самостоятельно.
Механизм устанавливают в помещениях с интенсивным движением. Его задача заключается в автоматическом закрывании дверей. Во время эксплуатации конструкции детали изнашиваются. В случае небольших неисправностей осуществляют регулировку. Когда дефекты работы серьезные, требуется ремонт доводчика.
Чтобы устройство работало долго и исправно, при выборе стоит учитывать следующее:
Не менее важно обращать внимание на диапазон температур, при которых будет работать механизм. Также играет роль возможность его ремонта. Для тяжелых дверных конструкций целесообразно предусмотреть установку нескольких устройств.
Устройства устанавливают в разных местах дверной конструкции:
Справка! Если все параметры подобраны правильно, произведена профессиональная установка, то механизм будет работать долго и надежно. В противном случае не избежать сложных ремонтов или замены устройства.
Основными причинами поломок являются:
Кроме того, возможны заводские дефекты изготовления.
Следствием неправильной установки, настройки или эксплуатации доводчика становятся:
Большую часть этих моментов решают путем ремонта доводчика.
Для ремонта механизма требуется знать, как разобрать доводчик. В этом случае стоит ознакомиться с его устройством.
Конструкция в основном стандартная:
Корпус доводчика выполняют чаще всего из алюминия или нержавеющей стали. Основа конструкции — пружинный механизм.
При открывании двери:
Затем масло перетекает в другую часть корпуса, пружина выпрямляется. От регулировки скорости перемещения жидкости зависит скорость закрывания двери.
Если масло вытекает из корпуса устройства, то механизм начинает давать сбои в работе. Дверь перестает плавно закрываться, сильно хлопает. Часто это происходит при отрицательных температурах. Степень вязкости жидкости становится больше, давление внутри корпуса увеличивается. В этом случае могут быть выдавлены сальники и механизм потечет.
Еще одной причиной утечки масла становятся трещины корпуса. При небольших повреждениях их можно заделать обычным герметиком. Заливать масло до необходимого уровня следует через регулировочный клапан. Более серьезные дефекты приводят к полному вытеканию рабочей жидкости. В этом случае механизм необходимо менять.
Ремонту подлежат только разборные устройства. Цельносплавный корпус механизма не дает возможности отремонтировать его в случаях утечки рабочей жидкости либо износившихся сальников. В этом случае требуется демонтировать доводчик и приобрести новый в сборе.
Повреждения рычажного механизма происходят из-за механического воздействия на дверь. Принудительное закрывание конструкции, порывы ветра выгибают штангу либо на ней появляются трещины.
Небольшие дефекты штанги можно устранить самостоятельно. Мелкие трещины заваривают, место сварки тщательно зачищают. Если есть изгибы или искривления рычага, то их аккуратно выравнивают с помощью молотка. Металлические детали также необходимо очистить от ржавчины и покрыть антикоррозийным составом.
Еще одним фактором некорректной работы доводчика становятся крепежи. При необходимости регулировки их можно подтянуть или ослабить. Если они серьезно повреждены или вышли из строя, то требуется замена на новые метизы.
Приобретать лучше оригинальные крепежные элементы. Они должны подходить по следующим параметрам:
После покупки нового крепежа и демонтажа старых элементов, их достаточно просто установить в отверстия для крепления и зафиксировать.
Необходимо периодически проверять дверную конструкцию на наличие различных повреждений и неисправностей:
Если обнаружены серьезные повреждения доводчика, то механизм снимают с двери и подвергают ремонту или замене.
Чтобы не потребовался ремонт доводчика дверей, лучше всего предпринять следующие меры:
Осуществляют не менее двух раз в год — при смене холодного сезона на теплый и обратно. Основной настройкой является изменение скорости движения полотна. Уровень сжатия пружины регулируется соответствующей гайкой.
Если доводчик дверь не закрывает, то большую часть работ можно выполнить самостоятельно. Для этого пригодится инструкция производителя. В сложных случаях необходим вызов профессионалов либо замена механизма.
Практика эксплуатации этих полезных устройств показывает, что недобросовестные изготовители больше заинтересованы в увеличении объемов продаж, чем обеспокоены ремонтопригодностью выпускаемой продукции. В пользу этого предположения свидетельствует цельнолитой корпус: проблемы, возникающие с «уходом» масла из-за прохудившихся сальников, решаются только заменой всего устройства на новое и ремонт дверного доводчика своими руками в данном случае не возможен. Поэтому принципиальными моментами, определяющими долговечность доводчика двери, являются его правильные монтаж и регулировка. Закрепление полотна в открытом положении (когда жарко) при помощи подручных средств (сложенной газеты, деревянных клиньев, пр.) оказывает отрицательное влияние - для этого существуют модели с блокировкой при открывании двери на угол больше прямого. Поскольку вязкость масла коррелирует с температурой внешней среды, то для обеспечения постоянной скорости доводки его нужно менять в соответствии с временем года.
Самая частая поломка связана с выходом из строя «исполнительного механизма» доводчика, чему благоприятствуют ненормированные нагрузки, вызванные неадекватным поведением посетителей, сквозняками, деструктивными действиями вандалов.
Реже встречаются неисправности, вызванные деформацией или поломкой штанги, вырыванием ее крепления к двери. Чтобы починить доводчик двери с такой неисправностью, достаточно воспользоваться электросваркой. Как исключение, замене подлежит сломанная деталь. Если крепежный узел доводчика совместим с другими моделями, возможна его замена на аналогичный, другого изготовителя.
Своими силами можно отремонтировать доводчик двери, при неполадках, связанных с увеличением/уменьшением первоначальной скорости доводки. Желаемый результат достигается за счет регулировочных винтов. Следует помнить, что изменение их положения на два оборота уже критично. Для задания натяжения пружины применяется регулировочная гайка. При утечке масла ремонт доводчика с цельнолитым корпусом не представляется возможным.
В качестве резюме
Для обеспечения долговременной работы доводчика двери необходимо выбирать его модель, соответствующую весу и размерам дверного полотна и не допускать нарушений правил эксплуатации этого устройства.