Сочинение на тему осенний урожай для первого класса.

Технологии утепления

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области

Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай"

с использованием современных образовательных технологий

Составила:

Педагог д/о МУДО «Дом детского творчества»

р.п. Дергачи Саратовской области

Бекешева М.С.

р. п. Дергачи, 2016 год

Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай

Тема: Осенний урожай Предмет: Развитие речи Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие : развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в
группе;
Воспитательные : любовь и уважение к природе. Материал : Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи или картинки Необходимое оборудование : Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа" Ход занятия:
1. Организационный момент


- Доброе утро! –
Птицы запели.
- Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
- Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
- Вы готовы? Тогда в путь

3. Работа по теме «Дары осени в огороде»

(показ презентации)

Слайд
Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)

Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.


Упражнение «Назови овощи»
- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

Слайд

Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

Игра: ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это красный …(помидор)

Свежий и солёный

Он всегда зелёный…(огурец)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах (капуста)

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят (кабачок)

Яркие фонарики на кустах висят

Словно здесь проходит, праздничный парад,

Зелёные, красные, жёлтые плоды,

Кто они такие,

узнаешь их ты…(перцы)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…(баклажан)

Голова, а сверху ус,

Нет не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать…(чеснок)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает,

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят…(лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок,

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая…(морковка)

Растёт она -в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире…(картошка)

Красная мышка

С белым хвостом,

В норке сидит

Под зелёным листом (редиска)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка…(горох)


Слайд

Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

Речевое упражнение «Убираем овощи»
- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

Картофель (выкапывают)
- Лук (срезают)
- Редис (выдергивают)
- Помидор (срывают)
- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
- Баклажан (срывают)
- Перец (срывают)
- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
- Капусту (срезают)

Упражнение «Повтори слова»
- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

4. Работа по теме «Дары осени в саду»

Упражнение «Назови фрукты»
- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

Посмотрите и скажите, что растет в саду

Игра: Загадки с дерева

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся …(Фрукты)

Золотист один бочок,

Красноват другой бочок.

Посередине, в сердцевине-

Притаился червячок .(Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала…(груша)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это …(слива)

На ветвях они висели.

Как созрели, посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их …(Сливы)

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож. (Груша)

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий …(Абрикос)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет …(Банан)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый, рыжий …(Апельсин)

Он оранжевый и сочный,

Любит Новый год.

Посмотри под елку-точно,

Он в подарках ждет!

Этот рыжий господин

Вкусный, сладкий …(Мандарин)

Жарким солнышком согрет.

В шкурку, как в броню одет.

Удивит собою нас

Толстокожий…(Ананас)

Надорвали край рубашки,

Вниз посыпались стекляшки.

не собрать их всех назад.

Что за плод такой?

(Гранат)

Слайд

Упражнение «Один много»

- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
- Одно яблоко, много (яблок)
- Один банан, много (бананов)
- Один апельсин, много (апельсинов)
- Один лимон, много (лимонов)
- Один мандарин, много (мандаринов)


Упражнение «Назови садовые ягоды»

- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
- Давайте ежику расскажем об этих ягодах

Упражнение «Опиши ягоду»
- Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
Ай-да скромница-клубника,
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.

Малина (форма, размер, цвет, вкус)
Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
- Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!

Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ...
Называется - крыжовник
Этот злой кошачий куст.

Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)

- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

Клубника, какая? (красная, сладкая)
- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)

Слайд

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

6. Работа по теме «Дары осени в лесу»

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

Упражнение «Назови лесную ягоду» (речь идет о грибах)

В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
- Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов


- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это.

До свидания!

НОД Речевое развитие

Тема: «Осенний урожай»

Цель: способствовать обобщению и систематизации представлений детей о дарах осени.

Задачи: Подвести детей к выводу о связи между сезонными признаками природы; обеспечить развитие связной речи,

Содействовать воспитанию любви и уважения к природе.

Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,

Ход НОД:

1.Мотивация.

Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

Ребята, а где живет ежик? (в лесу)

Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)

Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.

Вы готовы? Тогда в путь

3. а) Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

б) Упражнение «Назови овощи»

Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим.

Дети называют, воспитатель выставляет картинки.

Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

в) Речевое упражнение «Убираем овощи»

Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

Картофель (выкапывают)

Лук (срезают) - Редис (выдергивают) .- Помидор (срывают)

Морковь (выдергивают, а большую выкапывают) .- Баклажан (срывают).- Перец (срывают)

Свекла (выдергивают, а большую выкапывают).- Капусту (срезают)

г) Упражнение «Повтори слова»

Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

Ежик: Нет

Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

4. Работа по теме «Дары осени в саду»

а) Упражнение «Назови фрукты»

Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

Посмотрите и скажите, что растет в саду

б) Упражнение «Один много»

Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

Одно яблоко, много (яблок)

Один банан, много (бананов)

Один апельсин, много (апельсинов)

Один лимон, много (лимонов)

Один мандарин, много (мандаринов)

в) Упражнение «Назови садовые ягоды»

Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

Давайте ежику расскажем об этих ягодах

г) Упражнение «Опиши ягоду»

Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

Клубника круглая, маленькая, красная, сладкая

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая.

Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

Красная смородина

До чего крупна!

Кисленькая, вроде бы,

Но с сахаром, вкусна!

Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

Не крапива, не шиповник,

Но шипами так же густ...

Называется - крыжовник

Этот злой кошачий куст.

д) Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)

Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

Клубника, какая? (красная, сладкая)

Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

5. Физкультминутка.

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

6. Работа по теме «Дары осени в лесу»

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

а) Упражнение «Назови лесную ягоду»

В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)

Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)

Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Итог НОД: - Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

Огурец, помидор, баклажан – это … Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это … Рябина, калина, ежевика – это …

Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидания.

Ребята, нам тоже пора возвращаться домой.

Сценарий праздника «Осенний урожай»

Ведущий:

— Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена Осени , а также всему, что с ней связано: фруктам, ягодам и овощам. А кто мне ответит, какой самый незаменимый персонаж на огороде? Что является грозой окрестных зайцев и ворон.
Дети:
— Пугало
(На сцену выходит Пугало с метлой и ведром). Пугало:
— Ух, воронье! Кыш, кыш!
(Зрителям) О! А вы кто такие! Чего тут делаете? На огороде посторонние! Что молчите? Отвечайте! Что вы здесь делаете? Я как-никак охраняю этот огород, состою на государственной службе, исполняю особо важное задание!
Или вы экскурсия какая-то? Ну что же вы улыбаетесь?
Ладно, не бойтесь. Я лишь с виду грозный такой. А раз вы пришли на наш огород без злостных намерений, тогда располагайтесь поудобнее. Мне, если честно, скучно одному. Ведь в это время кроме ворон, сюда никто не заглядывает. Обо мне все забыли. Даже пословицу придумали: «Воронью не дает и сам не берет». Ой! А я ведь так и не представился.
Имя мое – Пугало, фамилия – Огородное.
И раз уж вы заглянули на наш огород, значит, я с вами экскурсию проведу. Никто не возражает?
Дети: (хором)
— Нет!
Пугало:
— Если честно, это – большой секрет! Тс-с-с! Но я буду вам намекать, а вы уж сами догадывайтесь, о ком речь идет. Хорошо?
Дети:
— Хорошо!
Пугало:
— Итак, наш огород не велик, не мал, именно такой, как нужно. А чего на нем только не растет:
— Бананов не растет;
— Дынь не растет;
— Арбузов не растет.
Зато на отдельной грядке нашего огорода проживает одно семейство. Говорят, об одном из них, даже какой-то известный итальянский писатель написал целый роман.
Также я слыхал, что у этой семейки по всему белому свету живет около 400 видов родственников. Это и порей, и шалот, и еще много-много различных видов.
Но я не могу вам сказать, кто это. Это секретная тайна!
Ну, вы-то, наверное, догадались, о ком речь?
Дети:
— Догадались! Это лук!
Пугало:
— Тс-с-с! Ничего не знаю. Об этом я вам не говорил.
А на двух грядках у забора у нас такое растет. Во! В Россию ее завезли в XVIII веке. Вначале знатные дамы ее цветами украшали свои прически и шляпки. А сегодня она стала для нас «вторым хлебом». Про нее даже сочинили веселую песенку. Догадались, кто это?
Дети:
— Картошка!
Пугало:
— Тс-с-с! Ну, не знаю, я же не говорил ничего.
А недавно вот на наш огород из леса забрели двое зайцев. Так и напали на одну нашу жительницу. Я обомлел, как увидел. Потом-то я им конечно показал. Только их и видели.
А вот та самая жительница ну просто неряха – одета в сто одежек, но все без застежек. Вы-то узнали ее?
Дети:
— Капуста.
Пугало:
— Возможно, возможно…

(Вдалеке слышится карканье ворон). Пугало:
— Снова пожаловали. Кыш! Помогите мне, ребята, погромче крикните: «Кыш-кыш!»
(Дети громко кричат). Ох и устал я от этих птиц! Помогите мне ребятки, побудьте за меня хоть немножко пугалами.

( Дети, каждый из которых захотел быть «пугалом», выходят на середину зала и разводят руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками. Если ведущий говорит: «Ворона!» - надо хлопать в ладоши.)

Пугало:
— Спасибо вам, справились! Улетели! Так и норовят в огород залететь. Вот я вам!
Друзья, а какие вы знаете пословицы, загадки, песни или сказки о жителях нашего огорода?

(Дети выступают с номерами самодеятельности на тему овощей все 3 класса по очереди). Пугало:
— А известно ли вам, почему о фруктах и овощах так много придумано загадок, поговорок, пословиц, стихов?
Правильно, потому что все они дают людям здоровье. А, кроме того, что их можно употреблять в пищу, из большинства растений много чего полезного можно сделать.
К примеру, из семечек подсолнуха делают… как его… это, забыл совсем…
Дети:
— Масло!

Пугало:
— Верно, масло! А из лепестков роз, что можно сделать знаете?
Дети:
— Варенье, духи, масло.

Пугало:
— Точно! А что из свеклы?
Дети:
— Сахар.

Пугало:
Именно! А сейчас отгадайте
мои загадки . (Читает загадки об овощах и фруктах). 1.Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (морковь)

2.Скинули у Егорушки золотые пёрышки,

Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,

У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)

4. А на этой грядке выросли загадки,

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени – краснеют. (помидоры)

5.Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,

Честь мундира берегу — служу людям как могу. (картошка)

Пугало:
— Молодцы! Друзья, сейчас я прошу ребят, которые держат в руках осенние листья, выйти на сцену и составить слово из букв, которые написаны на этих листьях. Что же это будет за слово?

(Выходят дети и составляют слово Осень из листьев). Пугало:
— Скажите ребята, а кто из вас знает стихи об осени?
(Дети рассказывают стихи на тему «Осень»).

Незаметно пролетело лето.

Наступила осень золотая,

Журавли курлычат в небе где- то,

В вышине над нами пролетая.

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.

Осень нас на праздник позвала.

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела.

Рыжая осень устроила бал,

Пышный, нарядный, цветной карнавал:

В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зелёном.

Ивы серебряны, в золоте клёны.

Осень ковёр расстелила из мхов.

В нём разноцветные шляпки грибов. Пугало:
— Скажите ребята, а кто из вас знает пословицы об осени?
(Дети рассказывают) Пугало:
— Какие же вы молодцы! А сейчас давайте поиграем в игру

«Подбери картошку». Дети начинают танцевать под веселую музыку. На полу разложены картофелины – меньше на одну от количества участников. Как только музыка смолкнет всем необходимо взять с пола по одной картофелине. Участник, оставшийся без картошки, покидает игру. Последний участник получает приз.

«СОБЕРИ УРОЖАЙ» (проводит ведущая)
Понадобятся: 2 большие корзины, маленькие мячики по числу детей (можно заменить их настоящими яблоками).
Правила игры: разделить детей на две команды «Кабачки» и «Тыковки». В начале и конце зала перед каждой командой поставить по большой корзине. В конце зала в корзину положить маленькие мячики по числу детей в команде. Это яблоки. Нужно добежать до корзины с яблоками, взять одно из них и вернуться назад, положить яблоко в пустую корзину. Как только яблоко окажется в корзине, эстафету продолжает следующий участник. Эстафета начинается и заканчивается по команде ведущей. Та команда, которая быстрее перенесет яблоки в пустую корзину, становится победительницей.

« РЕПКА»
Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит «репка» — ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к «репке», обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают «репку» и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

«ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

Пугало:
— Ну, вот и пришло время прощаться. Друзья, приходите на наш огород, когда будет скучно. А сейчас – до свидания! Спасибо за этот чудесный праздник!

На данном уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы узнаем о том, какой урожай можно собрать осенью. Какие культурные растения человек выращивает в садах и огородах.

Рис. 3. Смородина ()

Рис. 4. Крыжовник ()

После сбора фруктов и ягод люди употребляют их свежими. Ведь в них содержится большое количество витаминов. А еще варят компот, делают варенье, замораживают и многое другое.

Плоды образуются на месте цветка после его опыления . Давайте узнаем, как называются эти плоды. В саду на деревьях созрели фрукты - яблоки, груши, сливы, вишня. Каждый плод содержит в себе семена. Внутри яблока находятся семечки, внутри сливы - косточка.

А теперь отправимся в огород, там созрел урожай овощей .

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Толстый красный помидор,

Он известен с давних пор.

Есть морковка и лучок,

Острый перец, чесночок,

Есть редиска и салат.

Наша грядка - просто клад.

Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем много интересного.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста.

Капуста является важнейшим овощным растением. Археологические раскопки рассказали ученым о том, что люди научились выращивать капусту очень давно. Люди сажают капусту во всем мире. Знаете ли вы, что человек употребляет в пищу листья этого растения? Капуста - очень полезна. Из нее делают салат, ее квасят, солят, сушат и жарят.

А знаете, какой овощ при Петре 1 назвали Чертовым яблоком, а потом вторым хлебом ? Это картофель, он появился в России во времена Петра 1 . Так как люди ничего не знали об этом овоще, они сначала начали есть ягоды, которые образовались на месте цветка. Многие отравились, ведь ягоды у картофеля ядовитые. Вот поэтому его и назвали Чертовым яблоком. И только когда люди поняли, что секрет картофеля заключается в его клубне, его стали выращивать на полях. Овощ так понравился людям, что теперь его стали называть вторым хлебом. Известно более тысячи блюд из картофеля.

Он круглый, он красный,

Он вкусный без спора,

Среди овощей нет сочней помидора.

Помидор в переводе с итальянского означает «золотое яблоко». Второе название - томат . Долгой и интересной была дорога помидора к нашему столу. Сначала его считали декоративным растением. Помидоры красовались на подоконниках в горшках у жителей многих стран. Долгое время помидоры считались ядовитым растением. Сейчас помидоры едят сырыми, их консервируют, и помидоры входят в состав многих соусов.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

Рис. 8. Это огурец ()

Огурцы - одни из самых древних культурных растений. Родиной огурцов является Индия. В Индии и сейчас можно встретить дикие огурцы, которые, как лианы, обвивают деревья в лесах. Огурцами оплетены заборы индийских селений. А вот древним грекам и египтянам огурцы были известны как культурные растения. Огурцы мы употребляем незрелыми, так как в зрелом виде они имеют твердую кожицу и неприятны на вкус. А теперь рассмотрим необычный огурец.

Рис. 9. Это бешеный огурец ()

Для распространения своих семян зрелый плод от прикосновения мгновенно отрывается от стен, из отверстия с силой выбрасывает семена. Иногда на расстояние 12 м.

А теперь пришло время познакомиться с растениями, у которых съедобные корни. Растения накапливают в своих корнях полезные вещества, поэтому корни большие и сочные. И те части растений называют корнеплодами . К корнеплодам относятся морковь, свекла, редис, репа.

Помните сказку: «Посадил дед репу…», в этой сказке рассказывается о значимости этого корнеплода до появления в России картофеля. Самым простым блюдом была пареная репа. Репу закладывали в горшок, заливали водой и ставили в печь. Поэтому в народе появилось выражение: «Проще пареной репы».

Каждый день мы пьем чай, кладем в него сахар. Его мы получаем из сахарной свеклы. Кормовая свекла идет на корм животным.

Самыми полезными свойствами обладает морковь. В ней содержатся вещества, которые помогут вам быть всегда здоровыми.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Деревья, кустарники, травы», которая поможет школьникам больше узнать об окружающем мире.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

1. Какие растения человек собирает осенью?

2. Отгадайте загадки.

1. Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

3. Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчатая, вкусна!» (Картошка)

4. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? ... (Свекла)

5. Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

3. Сделайте аппликацию на тему «Осенний урожай».

Физкультурный досуг "ОСЕНИЙ УРОЖАЙ"
(средняя и логопедическая группа)
Описание: Осеннее тематическое развлечение для детей, действие происходит в спортивном зале, где дети убирают урожай, разгадывают загадки, играют в эстафеты (помогают убирать урожай)
Цель: формировать у детей двигательные умения и навыки в соответствии с его индивидуальными особенностями. Развивать физические качества и потребности бережного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- образовательная: учить детей бегать на перегонки с преодолением препятствий, закреплять умения детей легко бегать и быстро выполнять задания.
- оздоровительная: развивать мышечную силу и координационные способности, снимать эмоциональное напряжение, содействовать расслабление всех дыхательных и других мышц организма;
- воспитательная: формировать умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво. Воспитывать дружелюбие, организованность.
Инвентарь: яблоки - 20 шт., ведра-2, картошка - 10 шт., корзины-2, мячи - 20 шт., кегли - 10 шт, 2 большие корзины, 9 морковок, 2 грузовика на веревочке, муляжи овощей - 10 шт,
Участники: 2 команды
Ход развлечения
Дети под музыку входят в зал (садятся на стульчики)
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
- Скажите, какое сейчас время года? Верно.
- Осень – это очень красивое время года, пора сбора урожая.
- Как вы думаете, чтобы быть сильными, здоровыми, крепкими, что нужно делать?
(Заниматься спортом, зарядкой)
- А что еще нужно для того чтобы быть здоровым и крепким?
- В чем больше всего витаминов? (в овощах и фруктах).
- Где растут овощи? (В огороде).
- Я предлагаю вам побывать сегодня на огороде, но огород будет не обычный, а спортивный. Вы сегодня убедитесь, что овощи можно не только кушать, с ними можно хорошо повеселиться. Итак, мы отправляемся на огород
- Команда которая побеждает в конкурсе будет получать яблоко. Победителем будет та команда у которой будет больше яблок
Представление команд
ЭСТАФЕТА 1

Отгадайте загадку
И зелен, и густ
На грядке вырос куст
Покопай немножко
Под кустом … (картошка) .
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(арбузы)

Красна девица

Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (огурцы)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

Ведущий: Пришло время убирать картофель. В народе говорят картофель – второй хлеб. Из него можно приготовить очень много вкусных блюд. А что можно приготовить из картофеля. (дети отвечают: сварить суп, сделать картофельное пюре, пожарить и запечь)
А мы сегодня будем собирать картофель.
Эстафета «Сбор урожая картофеля».
Участвуют две команды. (по 5 человек)
Первый кладет один картофель в ведро, добегает до корзины, высыпает картофель в корзину и возвращается на место, отдает ведро второму участнику команды
ЭСТАФЕТА 2 (5 человек)
Ведущий: А сейчас будем собирать арбузы.
Эстафета: "Сбор арбузов"
Взять два арбуза под руки, пробегаем змейкой между кеглями, добегаем до корзины, бросаем и возвращаемся на место.
ЭСТАФЕТА 3

Эстафета: «Быстро возьми»
По кругу выкладывается морковка, участники 2 команд встают по кругу и по сигналу бегут в одну сторону, когда музыка перестанет играть надо быстро взять морковку. Кому не хватит тот выходит из игры.
ЭСТАФЕТА 4
"ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ! "
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля. В игре участвуют по 5 человек. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону с одним овощем Выигрывает тот, кто быстрее перевезет овощи.
ЭСТАФЕТА 5
"Рассортируй овощи и фрукты”
В одной стороне стоит ведро, в котором перемешаны овощи и фрукты. Каждый ребенок по сигналу бежит к ведру, берет один овощ или фрукт и возвращается назад. Овощи и фрукты надо рассортировать. Кто быстрее выполнит задание, тот победил.
Подведение итогов.
Команды награждаются грамотами и сладкими призами
Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту. Занимайтесь спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте силу и выносливость! Перед тем, как с вами попрощаться я хочу вам пожелать:
Крепкого здоровья, почаще улыбаться и никогда не унывать!
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом очень дружим.
Спорт – помощник!
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Физкульт – ура!
Вместе: До свидания! До новых встреч.