Неотъемлемой частью любой архитектуры в городе либо за городом, является бортовой камень, он бывает нескольких разновидностей, но, по большому счёту, не профессионалу оба варианта кажутся идентичными. Отчасти, это действительно так, но отличия скрываются даже не столько в самой форме и внешнем виде, а по большей части в особенностях производства и конкретных характеристиках. В целом, вы должны понимать, что бортовой камень разделяется на две подгруппы, в зависимости от геометрии и варианта монтажа - это бордюр и поребрик. Как мы уже говорили, большая часть людей, не разделяет эти два понятия, считая камни абсолютно идентичными. Но на самом деле это далеко не так, поэтому название статьи так и звучит «Поребрик и бордюр: отличия».
Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:
То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон - это поребрик.
Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.
Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:
Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:
Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:
Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.
Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:
Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.
Если брать в целом понятие бордюр, то под него можно «подогнать» самый разнообразный материал для производства, вплоть до пластика и резины. Но, если говорим о классических бордюрах, то естественно, что они могут изготавливаться из:
Что касается способов установки, то о каком-то разнообразии говорить сложно, потому что сама технология единая, исключения могут быть только в типе устроенной «подушки», она, безусловно, отличается.
Подготавливаем площадку, то есть копаем канаву или траншею нужной глубины, тут уже на своё усмотрение, но можно придерживаться правил - для тротуаров 20 см, для дорог не мене 30 см. Трамбуем грунт, засыпаем щебенку, снова трамбуем и засыпаем слой песка. Заливаем всё водой и тщательно снова трамбуем. Далее готовим цементный раствор, на который собственно и будет «посажен» бордюр. Для раствора понадобится:
Раствор важно ровно распределить по утрамбованной траншее. Далее устанавливаем бордюр, попутно выводя горизонт, чтобы была ровная площадка. Для дополнительной прочности образованные пустоты можно также залить цементным раствором той же консистенции.
В этом разделе ничего нового по существу не увидите, технология, да и выбор материалов для производства тот же. То есть подойдет как бетон, кирпич, так и натуральный камень, тут уже вопрос в широте фантазии.
Технология абсолютно идентичная, также необходимо изначально подготовить «подушку», она же основание. Но, учитывая, что поребрики не углубляют, глубина траншеи может быть меньше, к примеру, 10 см. На эту высоту засыпается щебень, песок трамбуется, и на раствор такой же консистенции ставится поребрик. Чтобы он держался крепче, пустоты и по краям можно аналогично заливать раствором.
Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:
На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.
Поребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу) . Использовался древнерусскими архитекторами, в частности был популярен в Великом Новгороде и Пскове . Поребрик следует отличать от бегунца , вместе с которым он часто использовался.
Поребрик и решётка ливневой канализации
В дорожном строительстве - способ укладки профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.
Таким образом, для границы между тротуаром и проезжей частью, в случаях, когда тротуар приподнят над поверхностью проезжей части, а профильный разделитель уложен под углом к поверхности тротуара и дороги, верно название «поребрик». В случае же, когда тротуар и проезжая часть находятся на одном уровне и бордюрный камень уложен «заподлицо», верно наименование «бордюр »
Поребрики на картодроме
На гоночной трассе поребриком называют невысокий бордюр, ограничивающий границы трассы в поворотах. Поребрики располагаются на внешней стороне трассы, на траектории входа-выхода из поворота, а также на внутренней стороне поворота, обычно там, где располагается апекс . Они бывают разной формы, от ровных, практически не выступающих над уровнем покрытия, до волнистых, в форме «стиральной доски». На ровный поребрик легко заехать и немного срезать таким образом поворот, либо выйти из него шире. Высокие и волнистые поребрики лучше не атаковать, так как это может снизить скорость прохождения поворота и даже вызвать повреждения гоночного болида.
Поребрики повышают безопасность гонок и защищают полотно от разрушения в тех местах, в которых автомобили чаще всего съезжают с трассы.
Обычно поребрики окрашивают в чередующиеся полосы двух разных цветов; чаще всего в белый и красный .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Петербуржский и новосибирский заменитель слова бордюр, являющийся одним из самых характерных различий в речи петербуржцев (см. статью). В речи жителей Новосибирска поребрик появился, предположительно, благодаря ссыльным декабристам петербуржцам,… … Википедия
бордюр - Москва прилегающий к мостовой край тротуара, обычно выложен бордюрным камнем Москва идет, Москве дорогу! Бордюры вдоль дороги той, Северо западную ногу Сломав, волочишь за собой. И проклинаешь эти дебри Из камня, нефти и стекла… Каким был… … Языки русских городов
А; м. 1. Окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки; бордюр (2 зн.). Ехать вдоль поребрика. П. тротуара. 2. Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной… … Энциклопедический словарь
поребрик - Петербург, Карелия, Новосибирск прилегающий к мостовой край тротуара, обычно выложен бордюрным камнем Поребрик: Проза петербургских писателей. (заголовок сборника) Идет укладка поребрика. (подпись к иллюстрации в газете «Карелия») Syn: бордюр,… … Языки русских городов
А; м. [франц. bordure] 1. Цветная полоска, обрамляющая края чего л.; кайма. Б. двора. Обои с бордюром. Пустить б. по краям рисунка. / О декоративном обрамлении чего л. (обычно из цветов, гравия и т.п.). Б. клумбы, газона. Вдоль аллеи идёт… … Энциклопедический словарь
М. 1. Цветная полоска, обрамляющая край ткани, ковра и т.п.; кайма. отт. Декоративное обрамление чего либо. 2. Барьер из плит, камней и т.п., отделяющий проезжую часть от тротуара; поребрик. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
бордюр - а; м. (франц. bordure) см. тж. бордюрный, бордюрчик 1) а) Цветная полоска, обрамляющая края чего л.; кайма. Бордю/р двора. Обои с бордюром. Пустить бордю/р по краям рисунка … Словарь многих выражений
поребрик - а; м. 1) окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки; бордюр 2) Ехать вдоль поребрика. Поре/брик тротуара. 2) Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной… … Словарь многих выражений
поребрик - Бордюр, разделитель между проезжей частью и тротуаром. «Не ходи по поребрику!» Питерский сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
Редкий случай: «московский» бордюр плавно переходит в «петербургский» поребрик Различия речи москвичей и петербуржцев это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых ор … Википедия
Говоря о ландшафтном дизайне, нельзя не отметить такой важный элемент обустройства загородного участка, как бордюр. Названий у данного элемента может быть много: бордюр, поребрик, садовый бордюр, бортик, а назначение одно: создание визуального акцента на каком-либо элементе. Это может быть все что угодно - клумба, содовая дорожка, грядка с овощами и т.д. Изначально бордюр использовался лишь в садоводстве, впервые он появился в Англии в 19 веке, когда популярность начали приобретать английские газоны. Кирпич использовался для создания бордюров в течение многих лет. В древней Руси поребриком называли кирпичный орнамент, используемый при строительстве церквей. Природные бордюры выращивались традиционно вокруг монастырей и храмов. В современном мире бордюры делают из кирпича, пластика, бетона, дерева и даже метала. Жители Петербурга называют данный элемент поребриком, а москвичи - бордюром, несмотря на то, что пропорции этих конструкций в обоих городах почти не различаются.
Материалы, из которых изготавливают бордюры отличаются разнообразием, но в идеале они должны отвечать следующим требованиям:
долговечность
морозостойкость
влагостойкость
неприхотливость в уходе
Привлекательный внешний вид
Различия между бордюром и поребриком регулируются ГОСТом. Оба эти строительных элемента изготавливают из бортового камня. Они несут одинаковую функцию в городском пространстве: разграничение тротуара от проезжей части. В советское время бортовой камень имел определенные стандарты 10x1,5x3 см, в наши дни размеры можно заказать любые. Итак, поребрик укладывается таким образом, что выступающая часть располагается выше граничащей плоскости. Поребрик устанавливают на проезжую часть.
Бордюр укладывают вровень с граничащей территорией, причем часть бортового камня уходит под землю. Бордюр используют для ограничения пешеходной зоны, поребрик разделяет две уличные зоны. Исключительно это отличие в обустройстве улиц города разграничиает эти дорожные элементы на разные термины.
В качестве бортового камня обычно используют бетон или гранит. Бетон встречается на улцах города намного чаще благодаря своей доступности, из гранита же изготавливают элитные изделия для разграничения зон в скверах, парках или частных коттеджах. Гранитные камни имеют широкую цветовую палитру, они могут быть красными, белыми, серыми, черными или желтыми. Бордюры из бетона обычно серого цвета.
И бордюры, и поребрики изготавливают методом вибролитья и вибропрессования. Бортовой камень маркируется следующим образом:
БкР - форма изделия имеет радиус. Она используется для дорожного полотна имеющего поворот.
БкУ - форма, используемая для устройства тротуаров и велосипедных дорожек.
БкК - специальная конусная форма.
Для пешеходов нет важных различий между поребриком и бордюром, и тот, и другой элемент разделяет части городских улиц. Главное отличие - бордюр укладывается вровень с граничащей поверхностью, а поребрик превышает ее. Высота бордюра - 30см, часть находится под землей. Он служит для укрепления газонов или тротуарной плитки, защищает пешеходов от транспотра, укрепляет дорожное полотно. Высота поребрика - от 35 см, ширина меньше, чем у бордюра. Он отделяет газоны от тротуаров, ограничивает велосипедные дорожки, укрепляет асфальтированное полотно проезжей части, а так же выполняет эстетическую функцию.
Впервые бордюры появились в XIX веке в Англии вместе с популярностью английских газонов. В переводе с французского «bordure» означает кайму или полосу, которая окаймляет некоторую территорию. Таким образом, сначала бордюры использовали лишь в садоводстве.
Бордюр в оформлении сада
Бордюр может быть изготовлен из различных материалов. Идеальным вариантом будет материал, который отвечает таким требованиям:
Не все материалы, которые используют для монтажа бордюров сегодня, соответствуют этим требованиям.
При установке бордюров обязательно надежно фиксируйте легкие детали конструкции. Это обеспечит крепость и устойчивость бордюра.
Существует две версии этимологии этого слова. По одной версии, оно пришло в русский язык во времена Петра I, вместе с хлынувшими в Петербург голландцами. По другой версии, поребрик - исконно русское слово, которое образовалось от слова «ребро», на которое устанавливали конструкцию. Вторая версия кажется более вероятной.
Поребрик - это еще особый способ кладки кирпича, когда отдельный ряд выкладывается под углом к остальным. Так получается своеобразная эстетически привлекательная декоративная вставка на стене здания.
Поребриком, в отличие от бордюра, называют только конструкции, которые отделяют тротуар или дорожки от проезжей части или земельного участка. Немного иные и его функции:
Для поребриков чаще всего используется бортовой камень. Под его укладку потребуется небольшая подготовка поверхности: насыпь из щебня и песка или ленточный фундамент. Зато материальные характеристики позволяют рассчитывать на особенную прочность и долгую эксплуатацию.
Выбрать для поребрика можно колотый или полированный камень. Они очень отличаются по внешнему виду, но схожи в характеристиках. Если вы остановитесь на бортовом камне, тогда сможете выбрать не только его размеры, но и цвет. Прокрашивают их целиком, поэтому при необходимости среза, разница по цвету между гранями не будет бросаться в глаза. Будет заметно небольшое отличие между гладкостью поверхностей, но только если сильно присматриваться.
Можно сделать поребрик из бетона с использованием арматуры, но без специального покрытия, он не прослужит долго. Кирпич - тоже не самый лучший вариант, потому что быстро разрушается.
Использование бортового камня возможно и для монтажа поребрика, и для установки бордюра. Если он установлен лежа на самой большой поверхности, тогда это скорее всего бордюр. Если бортовой камень установлен гранью (ребром) вверх, то в большинстве случаев это поребрик.
Однако, следует учитывать не только грани бортового камня, но и плоскости, которые разделяются. Разница между понятиями кроется еще и в этом. Если тротуар и дорога на одном уровне, тогда правильно будет сказать, что они разделены бордюром. Если же тротуар находится на другом уровне, нежели дорожное покрытие, тогда разграничиваются они поребриком. Поребрик и бордюр могут находиться в одной линии. Это особенно заметно вблизи пешеходного перехода. Для разграничения может использоваться один и тот же материал, но из-за его укладки (на широкую грань) и понижения уровня тротуара получается немного другая конструкция - бордюр. Можно сделать вывод, что поребрик - это сооружение, которое мешает спокойно передвигаться между дорожным и тротуарным полотном, а бордюр является лишь визуальным разграничителем.
Более простым вариантом выбора между названиями разграничителя может стать ваше местоположение. В Москве все эти конструкции обычно называют бордюрами, а в Санкт-Петербурге - поребриками. К сожалению, это будет не совсем правильно, но на устоявшиеся названия подобные «мелочи» никак не влияют. Смогут понять вас независимо от употребляемого слова в любой точке страны. Так стоит ли волноваться из-за правильности его использования?
Различия речи москвичей и петербуржцев - это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых орфоэпических, лексических и интонационных расхождений речи жителей двух столичных городов России - Москвы и Санкт-Петербурга. Оба варианта являются в русском языке нормативными, они понятны подавляющему большинству носителей русского языка вне зависимости от местонахождения и проживания, но отличаются в немногих частностях.Лексические различия.
Наиболее известные, не вызывающие разногласий примеры лексических различий речи жителей двух российских столиц следующие:
Москва/Питер
Подъезд/Парадная
Бордюр/Поребрик
Водолазка/Бадлон
Проездной/Карточка
Эстакада/Виадук
Шаурма/Шаверма
Батон/Булка
Пончик/Пышка
Палатка/Ларёк
Курица/Кура
Утятница/Латка
Ластик/РезинкаОрфоэпические различия.
Московский и петербургский говоры характеризуются орфоэпическими (особым произношением некоторых групп слов), лексическими и небольшими интонационными отличиями. В частности, петербуржцы произносят чёткий «ч» в слове булочная и др. (а многие коренные петербуржцы старшего поколения и в словах что, конечно) вместо старомосковского «ш» - булошная, яишница, што, конешно; также налицо более твёрдый «ж» в словах вожжи, дрожжи, дождь и др. вместо старомосковского («мхатовского» - см. Сценическая речь) палатализованного «ж» - вожьжьи, дрожьжьи, дощщ и др. - и чёткий твёрдый «р» в словах первый, четверг, верх вместо старомосковского перьвый, читверьх, верьхь.
В Москве ещё полвека назад считалось хорошим тоном произносить «-кий» в прилагательных мужского рода и соответствующих фамилиях как нечто среднее между «-кай» и «-кый» - чуткый, ленинградскый, интеллигентскый, Мусоргскый; сходные моменты можно отметить и в Петербурге - например, опускается мягкость, причём не только в тех случаях, когда её быть действительно не должно (а ближе к югу страны есть - сосиськи), но и в некоторых остальных: зачитатьса (зачитаться), поднимайтес, не бойтес, восем, сем; кроме того, звук «щ» в речи старых коренных петербуржцев замещается на «щч»: щчербатый, щчука, ощчущчение.Жителей Петербурга часто можно узнать и по редуцированным предударным гласным. Если москвичи в слове «сестра» скажут нечто среднее между «е» и «и», у жителей Санкт-Петербурга там слышится буква «и». Свой вклад в своеобразие старомосковского произношения внесли и областные говоры. В безударных слогах «е» заменялось на долгое «и»: нису, биру, были и ещё простонародные вариации - чоринький (чёрненький), суда (сюда), подушкими (подушками), шылун (шалун) и др. Их отголоски можно услышать в речи даже старших поколений москвичей лишь при очень большом везении.
Пограничным, регионально-социальным, случаем является произношение «э». Традиционное предназначение этой буквы и соответствующего звука - использование в заимствованных словах, особенно среди недавних заимствований, ещё не вполне усвоенных русским языком. Это приводит к тому, что написание и произношение через «э» обычно выглядят более «иностранными» - и, как следствие, «статусными», столичными.
Во многом поэтому непременное «э» характерно для речи старопетербуржцев, а также и перенявших эту манеру москвичей: сэм/семь, крэм/крем, фанэра/фанера… Любопытно, что в своём естественном состоянии (то есть без вмешательства сословно-статусного фактора) русский язык быстро русифицирует заимствования - пионэр/пионер, брэнд/бренд, тэг/тег, хэш/хеш, рэкет/рекет, - однако в некоторых случаях за сохранение элитарно-столичного «э», несмотря на влияние радио и телевидения, происходят затяжные бои, растягивающиеся на многие десятилетия - рэльсы/рельсы, шинэль/шинель, музэй/музей, слэнг/сленг, энэргия/энергия.
Перечисленные орфоэпические особенности характеризуют московский (и, соответственно, петербургский) выговор.Современная ситуация.
Сейчас в Москве уже почти не говорят ни булошная, ни дощщ, ни читверьх - и наоборот, в Петербурге обычными стали што и конешно. Ныне языковые нормы во многом задаются не коренными жителями двух российских столиц, а позавчерашними, вчерашними и сегодняшними переселенцами из разных регионов бывшего СССР.
Петербуржский «язык» перемещается в присущую каждому крупному городу область местной субкультуры, где уже во многом стал характерным явлением и даже достопримечательностью, визитной карточкой Санкт-Петербурга. Особостью поребрика или бадлона порой гордятся, а наличие или отсутствие разницы в рецептурах шаурмы и шавермы служит предметом многих горячих споров петербуржцев с гостями города. Впрочем, отдельного выговора Петербурга-Ленинграда или Москвы как таковых в чистом «классическом» виде уже нет, и замечать различия с каждым годом становится всё труднее. Например, газета «АиФ Москва» со ссылкой на неназванные, правда, лингвистические исследования сообщает:
"Только 7 % москвичей в слове «высокий» не смягчили «к», только 8 % не влепили «э» оборотное в заимствованные слова вроде «шинель». А что касается некогда типично московского «дощщь», то здесь мы перещеголяли и самих жителей культурной столицы - теперь «дошть» и «под дождём» вместо «дощщь» и «под дожжём» говорят 86 % москвичей и только 74 % питерцев."Москва и Санкт-Петербург были и остаются источниками языковой нормы в текущем словоупотреблении русского языка.