Система организации жизни. Простая система для организации сложной современной жизни

Строительство стен

Классификация жизненных форм Серебрякова. Жизненные формы травянистых.

Всё многообразие растений в классификации Серебрякова сведено в 4 отдела и 8 типов жизненных форм, а каждый тип, в свою очередь подразделяется на формы.

А. Древесные растения

Деревья, кустарники, кустарнички

Деревья бывают первой (выше 25 м), второй (10-25 м) и третьей (до 10 м) величины. Принимать во внимание высоту деревьев особенно актуально в сложных широколиственных лесах, состоящих из нескольких древесно-кустарниковых ярусов. Кустарники имеют множество одревесневших побегов, по высоте делятся на высокие (выше 2,5 м), средние (1-1,5 м), низкие (до 1 м). Кустарнички это те же кустарники, но не превышающие 0,5 м. Кустарнички доминируют в тундровых экосистемах (брусника, черника).

Б. Полудревесные растения

Полукустарники, полукустарнички – промежуточная форма между древесными растениями и травами. По облику сходны с травами, но в особо благоприятные годы стебли у них не отмирают, а продолжают расти на следующий год. Для них характерно обмерзание побеговых систем.

В. Наземные травы

Поликарпические травы, монокарпические травы

Травы – самый распространённый тип жизненной формы. Поликарпические травы – их большинство, плодоносят многократно. Они сильно различаются по строению корневых систем, отражающих их приспособленность к разным почвенным условиям. По этому признаку выделяют стержнекорневые (мятлики), длинностержневые (люцерна, шалфей), короткостержневые (сон-трава), кистекорневые (лютики), короткокорнеищные (купена), длиннокорневищные (аспарагус), дерновинные, ползучие (вероника лекарственная, васильки), клубнеобразующие (василисник клубненосный), луковичные.

Г. Водные травы

Земноводные травы (болотные или гелофиты – почки возобновления под водой, побеги – над водой), плавающие или подводные травы (гедатофиты и гидрофиты).

Таким образом, классификация жизненных форм Раункиера основана на положении почек возобновления (или верхушек побегов) по отношению к поверхности почвы в неблагоприятных условиях (зимой или в засушливыйпериод). Все растения были подразделены Раункиером на 5 главных типов.

1.Фанерофиты – почки возобновления находятся высоко над поверхностью почвы. Это деревья, кустарники, деревянистые лианы.

2.Хамефиты - почки возобновления находятся невысоко (20-25 см) над поверхностью почвы и, как правило, зимой защищены снежным покровом. Сюда относятся карликовые кустарники, кустарнички, полукустарнички, некоторые многолетние травы (например, черника, седмичник), мхи.

3.Гемикриптофиты – почки возобновления в неблагоприятный для вегетации растений период года находятся на уровне почвы. Они защищены чешуями, опавшими листьями и снежным покровом. Стебли многих растений умеренной зоны могут отмирать на зиму, а летом снова отрастают. Часто почки возобновления таких растений окружает розетка зимующих листьев (подорожник). К этой группе относятся в основном многолетние травянистые растения средних широт: лютики, одуванчик, крапива двудомная.



4.Криптофиты - почки возобновления закладываются в виде луковиц, клубней, корневищ, с помощью которых растения переживают неблагоприятный период. Эти органы могут находиться на некоторой глубине в почве (геофиты) либо под водой (гидрофиты).

Следует отметить, что один и тот же вид растений в различных условиях может иметь разные жизненные формы. Например, дуб и ель в лесной зоне или лесном поясе гор представляют собой обычные высокоствольные деревья, в то время как на крайнем севере они образуют кустарниковые формы.

Система организации жизни (Life Management System ) – это целостная система, которая позволяет видеть свою жизнь на ладони, организовывать её, изменять, делать такой, какой ты хочешь её видеть. Эта система включает в себя описание твоего предназначения, твоих целей, планы реализации целей, ценности, конкретные дела, которые хочется видеть сделанными, систему хранения информации. Реализация системы может различаться у разных людей. Вот пример описания системы реализации одного человека – «Моя система Life — Management ».

Вся система состоит из нескольких подсистем:

Система жизненной перспективы , которая включает твоё предназначение, жизненные цели, ценности.

Система целей , которая включает жизненные цели, разбитые на набор среднесрочных и долгосрочных целей.

Система организации дел , включает в себя краткосрочные цели и списки конкретных дела, которые движут к осуществлению краткосрочных целей и которые просто хочется видеть сделанными. Например, .

Информационная система – позволяет хранить информацию и обеспечивает удобный доступ к содержимому. Это могут быть книги, цитаты, статьи, документы, мысли и т.п.

Система установок положительные установки, которые помогаю делать жизнь такой, какой её хочется видеть.

Финансовая система – позволяет видеть твой текущий ежемесячный доход и расход, организованные по статьям, будущие планы по доходам.

Система построения характера – описывает черты , которые необходимо развить, план работы над развитием черт характера. Такая система была у Бенжамина Франклина.

Система вырабатывания привычек – система, позволяющая отслеживать статус вырабатывания полезных привычек.

У конкретного человека система организации жизни может включать все либо несколько из подсистем, также она включать и другие, неописанные выше подсистемы. Система обычно постоянно эволюционирует. Так, в начале вся система может состоять только из одной подсистемы, например, системы целей или системы организации дел.

Система работает тем эффективнее, чем более полной она является. Для этого различные подсистемы должны позволять организовывать все стороны жизни. Для полного представления о сторонах жизни можно руководствоваться следующим списком: характер, вклад и служение, эмоции, финансы, развлечения, семья, интеллект, здоровье, отношения, общение, духовность, работа.

Зачем нужна система организации жизни? Прежде всего — это эффективный способ улучшения жизни. Система всегда позволяет вспомнить, кто ты, зачем ты здесь, даже если какие-то обстоятельства попытаются выбить тебя из колеи. Это также эффективный способ принятия решений. Когда у тебя есть альтернатива, поступить так или иначе, ты всегда можешь обратиться к системе жизненной перспективы, просмотреть свои ценности, жизненные цели, предназначение, и, исходя из этой информации, принять лучшее решение.

Так как система и не предписывает, какие должны быть жизненные цели и ценности, она служит мощным инструментом, без позитивной и негативной окраски. В этом смысле она потенциально может служить как эффективным орудием добра, так и эффективным орудием зла. Но только потенциально. Дело в том, что когда человеком определяется своё предназначение, ценности, жизненные цели, и они регулярно пересматриваются и изменяются так, чтобы они более соответствовали человеку, система направляет жизнь всегда в одно русло – в то, ради которого конкретный человек появился здесь в этом мире. Этот путь избавлен от «доброй» или «злой» окраски, он именно такой, какой он есть.

Можно ли прожить счастливо и без такой системы? Да, можно. Можно ли прожить эффективно без такой системы? Биографии людей, внесших наибольший вклад в развитие человечества, говорят «нет». Система управления жизнью позволяет эффективно организовывать свою деятельность, мысли, время, информацию, таким образом, что человек способен сделать больший вклад, оставить после себя больше.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Существуют данные о том, что наличие речевого дефектаможет перестраивать всю систему отношений человека к различным значимым для него сторонам жизни, например, к прошлому и будущему, к близким и т.п.

Высоко значимые микросоциальные отношения в семьях заикающихся оказываются достаточно типичными и не имеют как-либо существенных отличий от обычных семей. Речь в связи с семейными отношениями упоминается редко,а конкретно в связи с отцом не упоминается вовсе.

Еще две группы тем характеризуют значимые отношения в структурированных формальных группах (на работе и в школе: «товарищи по работе», «вышестоящие», «подчиненные») и неформальных («друзья, знакомые», «лица противоположного пола», «сексуальная жизнь»). Наиболее положительно заикающиеся всех возрастов оценивают отношения с товарищами по работе, считая, что чаще всего они складываются наилучшим образом на основании партнерства и взаимопонимания. У большинства заикающихся опыт общения с подчиненными весьма ограничен или носит факультативный, временный характер, например, в игре или при выполнении какого-либо конкретного задания. В качестве эквивалента такого опыта можно рассматривать общение с младшими по возрасту. Вообще возраст имеет существенное значение в отношениях заикающихся, о чем свидетельствуют, в частности, данные социометрии. Иногда противоречие социальной роли и возраста партнера становится существенным препятствием для успешного выполнения заикающимся служебных обязанностей. Например, один из молодых пациентов, военнослужащий, теряется, когда ему надо отдавать приказания подчиненному, который старше его по возрасту. Все же в среднем заикающиеся рассматривают свои возможности руководства кем-то как благополучные. Прямые сомнения в возможности выполнения такой роли встречаются крайне редко. Результаты обследования заикающихся с помощью теста Т.Лири и дополнительных шкал MMPI (лидерства, зависимости) подтверждают, что они чаще всего представляют себя в роли «начальника» с точки зрения того, насколько он должен быть «хорошим» для подчиненных. Поэтому наряду с высказыванием готовности навести среди возможных подчиненных порядок и дисциплину, которые также имеют место в их высказываниях, значительно чаще выражается мнение, что подчиненным будет комфортно под их руководством, что они будут добры и справедливы.

Отношение к «вышестоящим» подтверждает такую их позицию - как результат своего не слишком успешного взаимодействия с руководителями. Учащиеся часто отмечают, что испытывают волнение и даже страх при одном только приближении к ним учителя. Иногда отношения с учителем оцениваются подчеркнуто нейтрально: «Когда ко мне приближается мой учитель, я с ним здороваюсь».

Наконец, в таких факультативных, но высоко значимых отношениях, как отношения со сверстниками (товарищами, знакомыми) и партнерами другого пола, выявляются следующие особенности. Положительно их оценивают только 37 % заикающихся, что резко отличается от высокой доли положительных оценок взаимодействий с деловыми партнерами. Это может свидетельствовать либо о склонности заикающихся давать формально положительные оценки, ориентированные на социально поощряемые Нормы, либо о том, что деловые отношения «снимают» субъективные затруднения, связанные с речью. Решение в пользу одной из трактовок может дать более детальный анализ ответов заикающихся.

Отношения к лицам противоположного пола в среднем чаще (в 55 % случаев) являются положительными, причем для заикающихся мужского пола это преобладание более выражено по сравнению с лицами женского пола (соответственно 58, 7 и 51, 5%). Вместе с тем, хотя формальных отказов продолжать предложения На эту тему нет, они зачастую носят стандартный, обезличенный характер, вроде такого: «Все мальчики должны быть сильными и умными, а все девочки красивыми».

Систему отношений позволяет также исследовать специальная методика, разработанная в Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В. М.Бехтерева. Она интегрирует их в так называемый тип отношения к болезни. В таблице 5 приведены данные об отношении к своему речевому дефекту взрослых заикающихся, больных с дисфонией функциональной и органической этиологии и безгортанных больных.

Оказалось, что у 72 % заикающихся наблюдается преобладание одного из 12 возможных типов реагирования на болезнь. При том степень выраженности отдельных типов реагирования различна. Наиболее выражены сенситивный тип реагирования (соответственно у детей и взрослых - 19,8±9,5 и 23,0±9,4), гармоничный (15,8±20,3 и 18,4±21,8), эргопатический (22,8±8,6 и 17,4±17,0), наименее - паранойяльный (3,0±2,4 и 5,8±4,7) и апатический (3,2±4,8 и 5,0±5,7). Сходные данные получены при обследовании детей и взрослых независимо от их пола. Смешанный и диффузный типы единичны. Также можно говорить о достоверном преобладании адаптивных типов реагирования, а из неадаптивных в большей мере интрапсихического типа. Выявлена тенденция к более выраженным в среднем реакциям различного типа при наличии более высокой речевой тревоги.

Также данная методика позволила показать специфику системы отношений 30 взрослых больных с нарушениями голоса органического и функционального характера (соответственно 10 и 20 человек) и 10 больных, у которых была произведена экстирпация гортани. Наряду с общими для всех больных с речевыми и голосовыми нарушениями выявлены некоторые различия отдельных групп больных.

Для оценки неосознаваемых отношений заикающихся был использован вариант метода незаконченных предложений Сакса и Сиднея, а также рисунок «Я и Заикание». Результаты показали, что во всех обследованных группах по отношению к большинству тем отчетливо преобладают положительные оценки. Общим является также признание наличия у них страхов и чувства вины, наиболее выраженные у заикающихся женщин. В отношении некоторых тем наблюдается более факультативное преобладание отрицательных оценок над положительными, например, у девочек младшего школьного возраста наблюдается отрицательное отношение к себе и «подчиненным», т.е. к младшим, у мальчиков старшего школьного возраста - по отношению к «вышестоящим» (обычно учителям), а у взрослых мужчин и женщин оно выражается в виде неудовлетворенности собой и своим прошлым.

Таблица 5. Распределение средних значений отдельных шкал методики «Тип отношения к болезни» в группах взрослых заикающихся (I), больных с дисфонией функциональной (II) и органической (III) этиологии и безгортанных больных (IV)

№ п/п Типы отношения к болезни I II III IV
1 Гармоничный 18, 4 8, 5 14, 2 23, 0
2 Эргопатический 17, 4 20, 1 24, 4 21, 2
3 Анозогнозический 13, 4 13, 0 6, 1 8, 2
X Блок I 16, 4 13, 9 14, 9 17, 7
4 Тревожный 9, 8 10, 6 11, 9 4, 8
5 Ипохондрический 9, 5 9, 3 12, 1 8, 8
6 Неврастенический 8, 5 11, 4 11, 8 5, 6
7 Меланхолический 6, 3 4, 8 4, 9 0, 8
8 Апатический 5, 0 0, 9 3, 5 1, 8
X Блок II 7, 8 7, 4 8, 8 4, 4
9 Сенситивный 23, 0 18, 3 23, 6 19, 6
10 Эгоцентрический 10, 1 9.5 10, 9 10, 2
11 Паранойяльный 5, 8 7, 4 6, 7 4, 6
12 Дисфорический 6, 7 8, 0 5, 2 3, 2
X Блок III 11, 4 10, 8 11, 6 9, 4

Анализ рисунков позволил установить ряд закономерностей. В рисунках с изображением заикания по сравнению с другими темами (дом, дерево) заикающиеся используют достоверно больше различных цветов (Р<0, 01), что свидетельствует о более эмоциональном отношении к этой теме. У детей старшего школьного возраста выявлена достоверная положительная корреляция, равная 0,4 (Р=0, 004), размеров изображения самого себя с объективной тяжестью заикания и достоверная отрицательная корреляция, равная 0, 34 (Р=0, 01), размеров изображения самого себя с размерами изображения «заикания».

Таким образом, ценностно-мотивационный аспект эмоциональной компоненты внутренней картины речевого дефекта, формирующиеся защитные механизмы при речевых нарушениях достаточно дифференцированны, они обусловлены в определенной степени самим дефектом, индивидуальными психическими особенностями человека, его возрастом, полом. Вес и конкретная роль каждого из перечисленных факторов во внутренней картине речевого дефекта носят строго индивидуальный характер. Обычно осознание ценности речи (степень фиксации на своем дефекте) независимо от характера речевого нарушения нарастает постепенно с возрастом и отчетливо отделяется человеком от состояния общего здоровья.

Тревожный комплекс отражает механизмы реализации программ адаптивного поведения. При хроническом протекании патологии речи или при сопряженном с опасностью для жизни характере основного заболевания тревожный комплекс становится малодифференцированным, что проявляется в увеличении корреляционных связей между разными его компонентами и резистентностью (нечувствительностью) к терапевтическим воздействиям.


Похожая информация.


Методика «Система жизненных смыслов»

Методика В.Ю. Котлякова была выбрана для выявления системы жизненных смыслов респондентов. Впервые методика «СЖС» была опубликована в 2004 году, и с того времени неоднократно использовалась при написании различных научных трудов специалистами из таких областей, как психология, педагогика, философия с применением обширной базы данных и серьезного математического аппарата; таким образом, валидность и надежность методики «СЖС» многократно испытана . В Приложении 3 представлен бланк данной методики и таблицы обработки результатов.

Инструкция к методике: «Перед вами список из 24 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список. <…>

Теперь Вам предстоит сделать мягкую рейтинговую оценку представленного списка. Для этого выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе Ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые Вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу».

альтруистический ЖС - основан на потребности человека бескорыстно помогать другим людям, оказывать содействие, делать добро, служить общему благу, пренебрегая собственной выгодой;

экзистенциальный ЖС - основан на потребности человека придавать ценность самому проживанию жизни, иметь свободу выбора, испытывать любовь во всех ее проявлениях;

гедонистический ЖС - основан на потребности человека получать удовольствие от жизни, быть счастливым, наслаждаться всем разнообразием доступных человеку эмоций и ощущений;

статусный ЖС - основан на потребности человека занимать высокое положение в обществе, активно строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих;

коммуникативный ЖС - основан на потребности человека общаться с другими людьми, переживать эмоции, связанные с общением, чувствовать свою нужность и причастность к жизни других людей;

семейный ЖС - основан на потребности человека заботиться о членах своей семьи, жить ради семьи, передавать все лучшее собственным детям, участвовать в судьбе родных и близких людей;

когнитивный ЖС - основан на потребности человека познавать жизнь, разбираться в противоречиях окружающего мира и собственной личности, искать смысл и причины происходящего;

ЖС самореализации - основан на потребности человека исполнить свое предназначение, реализовать все свои способности и возможности, совершенствовать свою личность и отношения с окружающим миром.

Для подсчета результатов мы пользовались таблицей «Рейтинг категорий жизненных смыслов» (Приложение C). Чтобы определить вес (сумму ранговых значений) категорий жизненных смыслов, мы записывали напротив каждого порядкового номера утверждения ранг (место), который испытуемый присваивал этому утверждению в таблице «Рейтинг представленности жизненных смыслов». Затем подсчитывалась сумма ранговых значений, и, таким образом, определялся вес всех категорий ЖС.

Представленность каждой из категорий в личной системе жизненных смыслов респондента можно оценить следующим образом:

18-24 балла - игнорируемые жизненные смыслы; 10-17 баллов - нейтральные жизненные смыслы; 3-9 баллов - ведущие жизненные смыслы.

Для удобства восприятия результатов мы переводили полученные баллы по принципу обратной шкалы: если при первичной обработке высокие баллы означали слабую представленность того или иного жизненного смысла, то при переводе высокие баллы стали отражать ведущие жизненные смыслы.

Методика В.Н.Куницыной «ЦО-36»

Методика В.Н. Куницыной «ЦО-36» (ценностные ориентации - 36 позиций) представляет собой модификацию ценностного опросника Ш. Шварца . Методика используется в научных исследованиях с 2005 года для изучения ценностных ориентаций. В отличие от исходной, методика В.Н.

Куницыной включает в себя 36 ценностей, вместо 58, которые можно сгруппировать в 10 блоков, а затем объединить в три группы: семейные, индивидуальные и общечеловеческие и нравственные ценности. В нашем исследовании мы использовали группировку в три указанных выше блока, а также рассматривали каждую из 36 ценностей.

Инструкция: «Прочтите список ценностей, выберите важные для вас; одну, самую главную оцените цифрой 12, две следующих важных - цифрой 11; затем 3 также достаточно важных - цифрой 10. Затем выберите ценность, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам, и отметьте ее знаком - 0... Если здесь нет такой ценности, выберите ту, что является наименее важной для вас и отметьте ее цифрой «0». Затем отметьте цифрами от 1 до 9 (на данные баллы нет ограничений) оставшиеся ценности. Убедитесь, что отметили все 36 ценностей».

Текст методики смотрите в Приложении D.